Нам представляется, что более аргументированная объяснительная модель заключается в том, что создатели шахмат руководствовались стремлением соединить идею круга с идеей квадрата, запечатлеть круг в квадрате [97]. Это представление вписывается в концепцию Аристотеля, согласно которой эфир, будучи идеальным небесным элементом, перемещается по круговой траектории, тогда как другие элементы имеют прямолинейные траектории движения.
Важнейший элемент – эфир, который первичнее воздуха и огня, символизирует Раджа. В системе символов Раджа символизирует Абсолют.
Таким образом, все вышесказанное – это совокупность ключевых доводов в пользу того, что шахматные фигуры находятся в тесной взаимосвязи и символизируют 5 элементов природы (эфир, огонь, воздух, вода, земля). Следует еще ответить на ряд вопросов. Шахматная игра отразила в себе целый ряд философских идей, став наглядным пособием, иллюстрирующим их. Разделив фигуры на два лагеря, отцы-основатели шахмат передали диалектическую идею о том, что Вселенная соткана из динамических противоположностей, и, по сути, через противостояние белых и черных фигур на шахматной доске создали модель мира. Так натурфилософия Древней Индии исходит из того, что жизнь материи во Вселенной определяют 3 фундаментальных фактора «trugunas»: Саттва, Раджас и Ттамас (свет, движение и тьма). Если Свет (Саттва) является символом белых фигур, то Тьма (Ттамас) – это символ черных фигур. А Движение (Раджас) выступает в качестве посредника между белым Светом и черной Тьмой.
Другим аспектом классической древнеиндийского мировоззрения является идея о верховном божестве (Брахма, Шива или Вишну) как главном игроке, поскольку мироздание – это игра. Неортодоксальный подход демонстрируют самкхьяики, которые, с одной стороны, исповедают дуализм, а с другой, утверждают, что в шахматных баталиях принимает участие некая первоматерия без признаков божественного начала. Самкхьяики выделяют 2 стадии Вселенной: статическую и динамическую. Статическая стадия мира, по их мнению, характеризуется абсолютным балансом 3-х факторов (свет, движение и тьма). Доминирование же среднего фактора ведет к наступлению динамической стадии [128].
Шахматы наглядно передают теорию, в которой символически отображены основные стадии развития материи. Демаркационная линия делит шахматную доску на две равные части. Неравенство, характерное для социальной стратификации индийского общества порождает на доске, сгруппированные ранги по квартету, каждый из которых состоит из октавы. Площадь квадрата шахматной доски, периметр которой 32 клетки, равна 8x8 клеток. Общее количество клеток на шахматной доске не является случайным. Священное для индийской культуры число 4 после возведения его в куб становится еще более символичным. Можно предположить, что математические особенности указанных чисел явились основой возникновения шахмат [97, с.36].
Многие очевидные вещи при детальном рассмотрении оказываются не столь очевидны, и шахматы дают нам повод лишний раз в этом убедиться. Шахматная баталия разворачивается на плоскости. Казалось бы это факт, и как некая аксиома он не подлежит ревизии, но это исходное основание было обусловлено тем же самым древнеиндийским мировоззрением, базирующимся на представлении Земли в виде «плоского диска». Другими словами, двухмерность шахматной игры, а например, не трехмерность обусловлена и одновременно ограничена натурфилософскими идеями периода зарождения шахмат. Однако не стоит торопиться с выводами, а тем более с упреками в наивности древних мудрецов. Точка зрения нередко зависит от системы координат, поэтому в некотором смысле древние авторы, утверждавшие плоскостной характер бытия, были правы, поскольку солнечная система представляет собой скорее диск, чем шар.
Можно сделать вывод, что не только индийская мифология, философия, духовные науки и церемонии символически используют октаву, ставшую национальной эмблемой индийской культуры, но на ней основаны и шахматы. То же самое можно сказать о числах 4 – 8 – 16 – 32 – 64.
Согласно как статической, так и динамической точки зрения основанием структуры шахмат выступает прогрессия чисел: 1 – 2 – 4 – 8 – 16 – 32 – 64. Эта прогрессия присутствует во многих космографических и космологических индийских мировоззрениях. В распоряжении шахматных фигур в древней чатуранге было следующее количество клеток:
Таблица 3
Шахматные фигуры в древней чатуранге
Следовательно, можно сделать вывод, что шахматы имеют глубокие корни в древнеиндийском символизме, а символическое выражение является смыслообразующей доминантой начального периода развития шахмат, которые играли роль модели мира, внося вклад в «механизм» памяти культуры.
1.3 Арабский период развития шахмат. Ислам и шахматы
Халиф Ар-ради прогуливался по стране и остановился в прекрасном саду, изобилующем лужайками и цветами. Придворные немедленно принялись рассуждать о чудесах сада, превознося его красоту и ставя его выше всех чудес света.
– Стой, – закричал Калиф, – я не могу идти!
– Умение ас-Сули играть в шахматы очаровывает меня еще больше.
Аль-Масуди, X в.
В VII в. после территориального поглощения арабами Персии в арабские страны постепенно проникли древнеиндийские шахматы. Шахматы и ислам родились примерно в одно и то же время [93]. По своей сути, ислам был строгим этическим кодексом, требующим подчинения обществу и сострадания к бедным. Эта религия быстро помогла арабским племенам покончить с постоянной кровной враждой и создать могущественное сообщество, основанное не на семейных связях, а на общей идеологии и безопасности. Ислам мгновенно сделал Аравию сверхдержавой. В течение двух десятилетий после смерти Мухаммеда, в 632 году, новая мусульманская империя контролировала Персию, Сирию, Египет и часть Северной Африки [138].
В Персии мусульмане познакомились с чатрангом, бескровной военной игрой, которая полагалась исключительно на интеллект игроков. Шахматы и ислам хорошо дополняли друг друга: новая игра в войну, остроумие и самообладание служили новому религиозному и социальному движению, организованному вокруг тех же ценностей. «Доска помещается между двумя друзьями известной дружбы», – писал поэт IX в. Али ибн аль-Джахм. – Они вспоминают войну в образе войны, но без кровопролития. Это атаки, это оборона, и борьба между ними никогда не ослабевает» [148, с. 120].
Не имея в своей речи звуков «ch» и «ng», арабские мусульмане превратили чатранг в шатрандж и быстро сделали игру своей. Как будто придуманная самим Мухаммедом игра, со своим символическим началом, соответствовала новым мусульманским идеалам и стала очень популярной.
Сохранившиеся записи показывают, что шатранж быстро проник в мусульманскую культуру. Список выдающихся игроков VII, VIII и IX веков включал халифов, юристов, эмигрантов, интеллектуалов. Шахматы, благодаря своей популярности, вскоре вышли за рамки простой игры. «Я удерживаю вас от вашего наследства и от королевской короны, так что вы остаетесь пешкой (baidag) среди пешек (bayadig)», – писал поэт Аль-Фараздак в конце VII в. Кастовое значение шахмат быстро захватило народное воображение. Фигуры на доске в миниатюре отражали человеческое общество с его боевой армией, монархом, привилегированным дворянством и зависящими от него крестьянами [138].
Однако, даже с его широким резонансом, шахматы не были неуязвимы для споров. С самого первого знакомства с игрой, возник серьезный вопрос о том, допустимы ли шахматы по исламскому праву. В Коране, священном тексте откровений, полученном Мухаммедом, шахматы не упоминались, но прямо запрещалось использование как «изображений», так и «жребия». Запрет на изображения был направлен на ликвидацию любого вида идолопоклонничества и был широко установлен против любого непосредственного репрезентативного искусства или скульптуры. Поскольку игра в шахматы в то время довольно часто включала в себя пари1, многие мусульмане первого и второго поколения считали игру полностью испорченной и явно незаконной. Другие считали, что шахматы не имеют иной цели, кроме отдыха и поэтому подпадают под категорию официального неодобрения, хотя и не строгого запрета [159].
В конце концов, игру приняли в исламском мире при определенных условиях: нет отыгрыша, никакого вмешательства в религию, никаких проявлений гнева или ругани, никаких игр на публике.
Однажды двоюродный брат Мухаммеда прошел мимо играющих в шахматы и спросил неодобрительно: «что это за образы, на которые вы так пристально смотрите?» По индийской и персидской традиции, шахматные фигуры ярко представляли механику войны, изображая крошечных солдат, слонов, колесницы, лошадей и так далее. Исламский закон заставил полностью пересмотреть эстетику шахмат. Мусульманские мастера абстрагировали персидские фигуры. Элегантные, вырезанные вручную камни с тонкими углублениями, выпуклостями и изгибами символизировали трон, слона, голову лошади и т.д. Суровая абстракция фигур делала игру приемлемой для большинства религиозных авторитетов [33].
Сохранились имена знаменитых арабских шахматистов, имеются упоминания о борьбе между ними, однако о характере и обстановке этой борьбы ничего не известно.
В истории шахмат этой эпохи почетное место занял араб Аль-Адли, живший в IX в. в Багдаде. В 847 году он написал первую шахматную книгу «Шатрандж». Некоторые авторы нового времени ставят высоко его дарование. Так, например, известный теоретик и этюдист Ф. Амелунг высказывает мнение, что этот арабский шахматист по яркости своего шахматного гения должен быть поставлен в один ряд с Джоакино Греко и Пол Морфи [36, с.102].
По мнению автора, период развития арабской культуры – первая известная нам эпоха расцвета шахматного искусства. Шахматная игра среди арабов была чрезвычайно распространена, об этом красноречиво свидетельствуют дошедшие до нас рукописи. Одна из них, датируемая 1257 г., хранится в Британском музее.
Действуя по прямому желанию Пророка, арабский халиф Ар-Рашид (763-809 г.) сделал приобретение знаний центральной исламской миссией. Сотни книг со всего мира были переведены на арабский язык. Расцвела исламская литература, породив «Арабские ночи» и другие великие произведения. В 832 году сын ар-Рашида, Халиф аль-Мамун, завершил строительство великолепного дома мудрости в Багдаде, который быстро стал одной из величайших библиотек мира [159].
И отец, и сын были шахматными фанатиками. Шахматы для этих ранних энтузиастов были не просто праздной фантазией, средством провести много неторопливых часов на троне. Они видели в шахматах интеллектуальную энергию, которую пытались привить и развить в своей расширяющейся империи. Аль-Мамун утверждал, что изобретатель шахмат был верующим в свободу воли, в то время как изобретатель нард был фаталистом, который хотел показать этой игрой, что человек ничего не может сделать против судьбы. В истории интеллектуального прогресса, принятие свободы воли над судьбой было критическим шагом. Осознание того, что люди могут сами определять свою судьбу, помогло заложить основы всей современной науки, философии, экономического развития и демократической культуры. Шахматы, возможно, помогли оплодотворить эту смелую по тем временам концепцию, и конечно, помогли некоторым людям понять ее [159].
С такими весомыми ассоциациями, шахматы с самого начала интуитивно понимались мусульманами как нечто большее, чем игра, а самые опытные игроки – как нечто большее, чем просто «потребители интеллектуального досуга». Особенность и уникальность шахмат характеризует сохранившаяся легенда Аль-Масуди X в.: Халиф Ар-ради прогуливался по стране и остановился в прекрасном саду, изобилующем лужайками и цветами. Придворные немедленно принялись рассуждать о чудесах сада, превознося его красоту и ставя его выше всех чудес света. «Стой, – закричал Калиф, – я не могу идти!». На что последовал ответ: «Умение ас-Сули играть в шахматы очаровывает меня еще больше».
С самых ранних веков есть свидетельства небольшого профессионального класса игроков, которые изучали дебюты, разрабатывали проблемы эндшпиля, писали о стратегических подходах и возвышались над всеми претендентами. В исламском мире эти лучшие игроки были известны как алия, «самые высокие ранги», гроссмейстеры. Говорили, что алия способны видеть на 10 ходов вперед, гораздо глубже, чем 2-й класс, мутакарибат [159].
В IX в. было всего 5 алия, сменявших друг друга. Первые 2-е, Джабир аль-Хуфи и Рабраб соревновались друг с другом в присутствии Халифа аль-Мамуна [161]. Через несколько лет после смерти аль-Мамуна, в 833 г., появился сильнейший игрок аль-Адли. Он доминировал в игре большую часть своей жизни и в 840 году написал первую углубленную книгу анализа шахмат. В ней он определил 5 классов мастерства и представил самые первые шахматные задачи. Некоторые сохранились благодаря множеству средневековых арабских книг, которые цитировали его отрывки [73].
О развитии шахмат в средние века мы могли бы вообще не узнать, если бы не упорство британского ученого Гарольда Мюррея2. Он решил в 1897 г. «исследовать изобретение шахмат и проследить развитие современной европейской игры от первого появления ее предка». Эта невозможная работа отнимет у него много сил и, в течение следующих шестнадцати лет, станет единственным великим делом его жизни [165].
Одной из первых задач Г. Мюррея было изучение арабского языка и погружение в первые дни ислама. Он задокументировал, как мусульмане увлеклись шахматами, боролись с их законностью и пристойностью и подключили их к своим интеллектуальным и территориальным амбициям. Затем он проследил исламскую географическую экспансию и экспансию шахмат [165].
После смерти Мухаммеда, в 632 году, империя росла ошеломляющими темпами, расширяясь в Персию, Палестину, Сирию, Ирак, Египет, Нубию, Ливию, Марокко, Кипр, Сицилию, части Испании, Португалии, Турции, Афганистана, Индии и Китая. К 900 году мусульманские армии контролировали непрерывный участок суши и моря от Гималаев до Северной Африки и Испании. Так же было и с исламской культурой. В 1005 году египетский правитель аль-Хаким попытался объявить шахматы вне закона и приказал сжечь все шахматные наборы на своей территории. Но было слишком поздно останавливать продвижение игры через Северную Африку. Г. Мюррей обнаружил ссылки мусульманских игроков в Каире, Триполи, Сицилии, Сиджилмасе, Фесе, Севилье и Кордове [148].
Тем временем шахматы также проникли в Италию через Сицилию. Банды мусульман из современной Испании, Туниса, Ливии и Египта атаковали и, в конце концов, завоевали Сицилию в IX веке. Новые сицилийцы основали город Бахльхарм (современный Палермо) по образцу славного Багдада. Эти же группы заняли районы на материковой части Италии, вблизи Неаполя и Рима. Согласно легенде, вскоре после этого, поэт и опытный шахматист Мухаммад ибн Аммар спас Исламское Королевство Севилья от нападения, выиграв партию в шахматы у христианского короля Альфонсо VI Леона из Кастилии. Они играли в шахматы вместо настоящей войны. Независимо от того, было ли это фактом или легендой, простое предложение заменить кровавый конфликт соревнованием в настольной игре, предвещало прогресс в цивилизации: замену насильственной борьбы за ресурсы ненасильственной конкуренцией [165].
В промежутках между долгими, жестокими мусульманско-христианскими битвами, ученые, духовные лица и монархи обменивались огромным количеством обычаев и знаний за игрой в шахматы [19].
Понять миграцию шахмат с Багдада на отдаленный остров Льюис помогла уникальная находка.
Остров Льюис (около 50 миль к западу от Шотландии) хранил тайну, которую открыл весной 1831 г. ничего не подозревающий крестьянин с острова. У подножия пятнадцатифутовой песчаной отмели, на южном берегу залива Уиг, внутреннее пространство было каким-то образом открыто, а вместе с ним и почти 700-летний склеп [20]. Невольный археолог оказался в древней тесной комнате из сухого камня, футов шести в длину, похожей на улей. Обнаруженные там фигуры эксперты называют скандинавскими, поскольку они были созданы, вероятно, в середины XII в. около норвежской столицы Тронхейма. Норвегия находилась географически далеко, но эта связь имела исторический смысл, т.к. остров Льюис был политически подчинен Королевству Норвегии до 1266 г. [165].
Шотландские антиквары попытались купить их для показа в Эдинбурге, но пока собирались средства, часть фигур была продана. Примерно за 5 тыс. американских долларов по сегодняшнему курсу Британский музей оформил в собственность 67 штук, а остальные 11 из них купил для своей приватной коллекции некий шотландец.
Музей оценил по достоинству историческое значение фигур, также их глубоко осязаемую связь с жизнью в Средние века. «В музее нет предметов, столь интересных для местного антиквара, как те, которые сейчас предлагаются попечителям», – писал хранитель музея Эдвард Хокинс, впервые представляя экспонаты. Шахматные фигуры Льюиса были бесценным связующим звеном с прошлым.
Теперь они расставлены в новом стеклянном склепе в галерее Британского музея. Их можно посмотреть любому желающему. Куратор выставки Ирвинг Финкель искренне гордится своей причастностью к этому старинному артефакту шахматного искусства. Для того, чтобы ощутить на себе энергетику шахматной игры, прочувствовать как шахматные фигуры «говорят» с нами, разглядеть за ними мастеров прошлого, он рекомендует встать на колени, чтобы оказаться на одном уровне с ними, и через стекло витрины пристально всмотреться в их очертания, глаза и лица. «Вы увидите людей через время» [165, с. 44].
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Действительно, в одной древней истории из Индии говорится о молодых игроках, которые ставили свои собственные пальцы при проигрыше, отрезали их, прижигали раны и продолжали играть.
2
Гарольд питал любовь к числам, играм и головоломкам, жаждал всего, что могло бросить вызов разуму. Он знал 12 языков, проявлял необычную способность к концентрации – это мощное сочетание интересов проложило неизбежный путь к шахматам и их сложной истории. После окончания Оксфорда, чтобы преподавать в подготовительных школах, Г. Мюррей расширил свою приверженность игре в качестве школьного тренера клуба. Но он понимал, что лучший способ оставить свой след в шахматах – это написать их историю. На тот момент не было ни одного фундаментального труда по истории шахмат.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги