Следовательно, государство не может существовать и функционировать вне права. Концепция правового государства исходит из того, что право в интересах личности, общества в целом связывает, ограничивает государство. Оно выступает мощным ограничителем государственного произвола. Право выступает как сила, способная подчинить государство.
В современных условиях связывающая роль права в отношении государства усиливается. При этом наблюдается следующая закономерность: чем точнее право отражает объективные потребности общественного развития, тем в большей мере оно связывает государство. Активность государства в этом случае не подавляется. Напротив, она расходуется результативно и исключительно в интересах общества и отдельной личности. Только будучи связанным с правом, государство может действовать свободно, а значит, соответствует своему историческому предназначению.
Правовое государство: основные признаки. Теория правового государства изначально закладывалась такими мыслителями, как Платон, Аристотель, И. Кант, Д. Локк, Г. Гегель, Ш. Монтескьё и др. Реализация основных признаков правового государства является одним из условий его формирования, и они отражают направление движения к цивилизованному обществу. Можно выделить различные признаки правового государства, которые будут ему свойственны и отражать его различные стороны. Основными отличительными признаками правового государства, как представляется, его сущностными характеристиками являются:
– верховенство закона;
– организация и функционирование власти на принципе разделения законодательной, исполнительной и судебных функций;
– обеспечение взаимной ответственности государства и граждан.
Верховенство закона связано с анализом его содержательной стороны, т. е. с тем, что закрепляется в законах, поскольку законы могут быть справедливыми и несправедливыми (например, законы в фашистской Германии). Закон должен соответствовать идее справедливости, приоритету общечеловеческих ценностей. Закон может быть правовым и соответствовать воле большинства народа. Для реального выявления воли большинства народа есть механизм – это наиболее полное отражение общественного мнения, гласность, свобода слова. В государственной практике используются такие формы, как выборы, референдумы. Таким образом, государственная власть должна в своих законах закреплять волю народа, и только такой закон является правовым.
Верховенство закона означает иерархию нормативных актов, исключающую противоречие между ними. В государстве законы должны соответствовать нормам международного права. Конституция является главенствующей в этой иерархической лестнице, и все остальные нормативные акты должны ей соответствовать и не противоречить.
В правовом государстве должна быть взаимная ответственность как государства перед личностью, так и личности перед государством. Государство должно гарантировать гражданам нормальные условия существования и должно нести ответственность за выполнение обязанностей. Государство считается правовым, если выполняются взаимные обязанности как государством, так и личностью.
1.5. Понятие формы государства
Под формой государства понимаются конкретно-исторические характеристики организации политической власти в стране. Сторонами, характеризующими форму государства, являются: форма правления, политический режим и форма устройства государства.
Форма правления в государстве представляет собой категорию для обозначения структуры высших органов государственной власти конкретного государства, порядок их образования, взаимодействия и распределения властных полномочий (табл. 4).
Форма правления определяет:
• создание высших органов государства и их строение;
• принципы, лежащие в основе взаимоотношений между высшими и другими государственными органами;
• построение отношений между верховной властью и населением страны.
Формы государственного устройства – это национальное и административное территориальное строение государства, которое распределяет характерные взаимоотношения между его основными частями и между центральными и местными органами власти.
Формы государственного устройства определяют:
• внутреннее строение государства;
• правовое положение этих частей;
• построение взаимоотношений между центральными и местными органами власти.
По форме государственного устройства государства различаются, как:
• унитарное;
• федерации;
• конфедерации.
Унитарное государство – единое, целое государственное образование, состоящее из административных и территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают. Они соединены высшим органом власти, единой судебной системой, единой конституцией, единым законодательством, единым гражданством, единой денежной и кредитно-налоговой политикой.
Федерация – это добровольное объединение нескольких суверенных государств в единое союзное государство.
Таблица 4
Формы правления государства
Признаки федерации:
• территория федерации состоит из территории его отдельных субъектов;
• единая система высших органов государственной власти;
• федеративное государство осуществляет представительный интерес входящих в него субъектов в международных отношениях;
• единая налоговая система;
• наличие общей армии и правоохранительных органов;
• единая государственная граница и пограничные войска;
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги