– Вы уже приготовили чай?
– Я успею, пока ты доберешься.
– Еду!
Она повесила рубку и быстро пошла к остановке.
Болтаясь в старом автобусе, она смотрела в окно. Солнце согревало ее сквозь пыльное стекло.
На рынке надо было сделать пересадку. Она соскочила с автобуса и нырнула в толчею людей и машин. Светофор не работал. Автомобили столпились; людской поток обтекал их, отливая от проносящихся по Первой Линии машин.
Тамара пропустила плывущий троллейбус и стала догонять последних пешеходов. Слева раздался шорох. Она еще увидела напряженное лицо и азартные глаза.
***
…Чай остывал на свежевымытом подоконнике.
Аквамариновая лошадь
Рекламный ролик сотовой связи. Ретро.
Весна. Цветущая поляна в диком пригородном лесу.
Из темных зарослей на поляну выбирается Кулисс – оруженосец странствующего рыцаря Кроланда. Он падает на траву и тяжело вздыхает.
Следом на поляну выходит сам странствующий рыцарь Кроланд. Его мечтательный взгляд обращен к небесам. Он бормочет стихи, взмахивая в такт рукой, бредет по поляне, спотыкаясь о пни. Стучат меч, гитара, кастаньеты, челюсти.
«О прекрасная Надинда!» – вдруг вскрикивает Кроланд и падает на колени. Кулисс просыпается и кричит, дико озираясь. Кроланд продолжает: «Умру! О прекрасная дама Надинда!».
Кулисс садится на траву и причитает: «Не умирайте, хозяин! Время обедать! Настоящие рыцари сначала обедают, потом умирают».
Кроланд прислушивается к нытью Кулисса. Немного подумав, Кроланд бодро распоряжается: «Слуга! Неси этот.. походный…». Кулисс опрометью вскакивает и откуда-то из зарослей приносит корзину с едой. «Презренный раб низменной прозы! – кричит Кроланд. – Я сказал – принеси мой походный гроб!».
Кулисс нехотя идет в заросли и возвращается с раскладным гробом, на ходу вытирая рукавом надпись мелом на боковине: «Прощай, Валинда!».
Рыцарь Кроланд укладывается в гроб на поляне и торжественно заявляет: «Не вкушу пищи, пока прекрасная дама Надинда не ответит мне взаимностью!»
Кулисс снова начинает ныть: «Хозяин! Прекрасных дам много, а Вы один такой странствующий-престранствующий рыцарь! Вас надо беречь».
«Вот и береги, – отзывается Кроланд из гроба. – Оруженосец ты, а меч я сам таскаю».
«Как же тут беречь, – заявляет Кулис, вскакивая с негодованием, – когда Вы есть в обед отказываетесь? Сказано: обед раздели с оруженосцем. А Вы? У прекрасной дамы Надинды сейчас небось тоже обед».
Кроланд, закрыв глаза, бормочет в гробу: «Ах! Ах!! Ах!!! Какие корнишоны!».
…Кулис, повязав слюнявчик на шею рыцарю, который упрямо продолжает лежать в гробу, кормит его с ложечки, приговаривая: «Одно другому не мешает. Страдайте себе на здоровье. Но кушать надо в любой обстановке. Стихами сыт не будешь».
…С другой стороны поляны из кустов выходит прекрасная дама Надинда в полумаске, с полевым биноклем. Кружевной шлейф волочится по траве, цепляясь за пни.
Первым ее замечает Кроланд. Мощной дланью он отшвыривает оруженосца в кусты за поляной и выскакивает из гроба навстречу Надинде. Споткнувшись о пень, падает к ее ногам.
– Ах, как это мило! – жеманно говорит Надинда. – А я гуляю, птичек слушаю.
– Каких птичек? – озадаченно спрашивает Кроланд, потирая ушибленное колено, вывихнутую руку, поцарапанный лоб и выплюнув выбитый зуб.
– Ну… этих… археоптериксов…
Надинда нежно развязывает слюнявчик на шее Кроланда, смущенно сморкается в него, вешает слюнявчик на куст шиповника, затем падает в обморок на руки рыцарю. Взвесив… обстановку, Кроланд ставит на землю Надинду, берет ее за руку и они весело бегут через заросли на краю поляны к двум стреноженным лошадям, которые при виде них зажигательно ржут.
***
За кадром слышны ноты, безошибочно наводящие на мысль о сотовой связи.
***
…Из-за куста шиповника на поляну выходит крутой мэн с квадратными плечами, челюстями, глазами. Он проходит через поляну и начинает пробираться сквозь крапиву. В крапиве мэн спотыкается об оруженосца, лежащего в обмороке, закидывает оруженосца на квадратное плечо и несет через лес. С оруженосца спадают фуфайка, рукавицы, валенки, треух. Обнажаются маленькие ладони, узкие лодыжки, юные перси и мелированные волосы.
Крутой мэн с оруженосцем на плече выходит на объездную дорогу, на которой стоит шестисотый «Мерс» аквамаринового цвета. Кулисс (вернее, Кулисса) приходит в себя, запрыгивает в «Мерс», втаскивает туда крутого мэна и выруливает на дорогу.
Сержант ГАИ останавливает «Мерс» и высказывает мимикой свое легкое удивление необычным видом спутницы крутого мэна. Последний набирает какой-то номер на своем сотовом, говорит пару слов, после чего передает сотовый сержанту.
Сержант берет под козырек и отпускает «Мерс». Губы его беззвучно шевелятся. Титры: «Пользуйтесь сотовой связью. Она решит все Ваши проблемы».
Снова раздается трель сотового звонка. Камера долго ищет источник звука и наконец находит… скворца на проводах.
The end
Аргентинское танго
По отражению в реке,
несмелой, трепетной рукой
я строю замок на песке —
воздушный замок над водой…
Автор.В пятницу Мирослава вернулась домой рано. Весна уже началась, но зелени еще не было, и пыль, витая в воздухе, набивалась в нос, оседала в волосах. «За целый день лицо неизвестно на что стало похоже!» – подумала она, как всегда, все сильно преувеличивая.
Лицо как лицо. Что-то в нем, правда, креольское: не то глаза, не то их выражение. Но ведь не смуглое – нет, совсем нет!.. Еще и веснушки.
У соседей Вадик барабанил «Собачий вальс». Чтобы заглушить это, она включила магнитофон. Поглотив кассету, он подозрительно загудел. Из блока питания быстро повалил коричневый дым. Мирослава испугалась и выдернула вилку из розетки.
Утром на остановке она встретила соседку и пожаловалась на бытовую аварию.
– Сдай в ремонт, – посоветовала соседка.
Мирослава скептически пожала плечами:
– Это старье ремонту не подлежит.
К их разговору прислушивался молодой человек, похожий на аргентинца. Троллейбуса все не было. Молодой человек предложил:
– Если хотите, я отведу Вас к очень хорошему мастеру. У него мастерская здесь недалеко.
За растерявшуюся Мирославу ответила соседка:
– Конечно, конечно.
Договорились встретиться в понедельник на этой же остановке.
***
В пятницу Леон пришел на работу не выспавшийся. Клиентов не было. В десять должен был прийти Макс, друг детства, – молодой, но уже известный юрист, имеющий устойчивую клиентуру и солидные перспективы.
В запыленное окно было видно большое озеро среди пологих холмов. Леон протер табличку над столом: «Nasz klient – nasz pan»4.
Вошел Макс. Леон взглянул на часы:» Действительно, десять.
Они закрыли двери и решили отметить встречу. Макс пожаловался Леону на усталость. Леон посоветовал:
– Отдых – смена деятельности. Отвлекись чем-нибудь.
– Чем?
– Ты готов к нестандартным решениям?
Макс кивнул.
– Побудь недельку у меня директором. Для солидности фирмы.
– Не понял. А кто у тебя обычно директор?
– Я, конечно. Но это как-то несолидно.
Максу идея понравилась. Он достал из дипломата бейдж советника юстиции и уселся за стойку в первой комнате.
В нише стола он увидел потрепанную книгу. Раскрыв ее на вложенном туда проводке, он прочитал:
«Усни, засыпай, дорогая.Ты легкой скользнула тенью.Еще ты не спишь, я знаю.Ты где-то в ночи весенней.Усни. Ты – одна на свете.Твое не назвать мне имя.Ты – словно прохлада летом,Пристанище – ночью зимней.Ты – счастья весенний ливеньи летнее утро в поле.Шепни мне: «Усни, любимый».Тоской без тебя я болен…»5***
Леон снова глянул на часы и помчался к окну в мастерской. По кривой улочке, размахивая свободной рукой, быстро шла какая-то креолка с полосатой сумкой. Пучок непослушных волос почти на макушке качался в такт шагам. Леон проводил ее влюбленным взглядом и вернулся к Максу. Креолка проходила здесь каждый день в одно и то же время. О существовании Леона она, конечно, не подозревала.
В субботу утром Леон вышел на остановку троллейбуса. Стоя в толчее и зевая в кулак, он увидел впереди полосатую сумку. Креолка разговаривала с невысокой женщиной. Леон пробрался поближе и встал за их спинами.
Речь шла о поломанном магнитофоне. Леон проснулся. Нерешительно обойдя вокруг них, он вздохнул и обратился к женщине:
– Извините. Я слышал, у Вас проблемы с бытовой техникой.
Креолка замолчала. Леон предложил свои услуги.
– Конечно, конечно, – ответила за креолку женщина.
В понедельник они встретились на остановке и пошли в мастерскую.
Макс уже сидел на месте. Леон вопросительно сказал, указывая на Мирославу:
– Я обещал помочь… Как Вы на это смотрите, шеф?
– Постараемся. Идите работайте, Леон. Фамилия? – обратился он к Мирославе.
– Koscinska.
– Имя, отчество?
– Мирослава Брониславовна.
Макс поводил ручкой над листом, ленясь писать.
– Оставьте Ваш магнитофон. Но учтите: быстро не получится. Нет запчастей. Свет отключают. Мастер очень загружен работой. Кроме того, у нас есть срочные заказы коллегии… мастеров. И вообще, в городе эпидемия; у мастера явные признаки температуры.
Мирослава, подозревая в его словах намек на дополнительную оплату, сказала с иронией:
– В таких условиях вряд ли вообще можно работать. А кто будет отвечать за качество? Коллегия? Нет уж, я спрошу с Вас, уважаемый… – она ткнула пальцем в бейдж на его груди, – Максимилиан.
«Советника юстиции» она не заметила.
– Пожалуйста, – он прикрыл глаза на порозовевшем лице и развел руками.
«Ну, Леон, привел скандалистку на мою голову!» – подумал Макс и бросил ручку.
Мирослава ушла, на пороге еще раз оглянувшись. Макс кукольно улыбнулся ей, и, едва захлопнулась дверь, повертел пальцем у виска.
– Леон!
Из мастерской показалось сияющее аргентинское чудо.
– А когда ты сказал ей прийти? – перламутровые белки Леона влажно блеснули.
– Через год! – заорал Макс. – Сам будешь разбираться со своей Кармен.
Через день магнитофон Мирославы был в полном порядке. Она, видимо, не спешила его забирать: беседа Макса подействовала. Уже три дня Леон торчал у окна, спрятав руки
в карманы черного халата, и пялился на кривую улочку. Клиентов не было. Третий день шел дождь.
Макс читал газету и пил чай. Вдруг из мастерской раздался грохот падающего стула и тихий вопль; по гнилым доскам загрохотали быстрые шаги Леона.
– Идет!
Макс поставил стакан на тумбочку, взял в руки прейскурант и рукой велел Леону убраться.
Мирослава, проскочив ступеньки, влетела в полутемную комнату:
– Dzien dobry, panu. Jaka dzic okropna pogoda!6
– A, to pani!.. Dzien dobru7, – ответил Макс, не отрываясь от прейскуранта.
– Мой заказ готов?
Макс посмотрел на нее изумленно, как бы услышав непристойность.
– Я же Вам сказал: не спешите. Вчера не было света.
Мирослава покосилась на портьеру:
– А пан мастер уже выздоровел?
– Нет, – Макс удивился, потому что почти забыл об этом.
Мирослава отвернулась.
Портьера в мастерской дрогнула. Леон улыбался.
«Дитя природы», – подумал Макс и за спиной у Мирославы стал грести ладонью, пытаясь загнать Леона в мастерскую. Тот нехотя скрылся.
– Приходите завтра.
Назавтра в приемной была очередь. Мирослава встала за пенсионером в очках. Через пять минут из мастерской вышел Леон с темно-красным лицом и прошел к стойке, не глядя на очередь. Мирослава обрадовалась, что можно спросить, как идет ремонт, но Леон с таким же видом прошел мимо нее обратно, не поднимая головы.
Когда очередь разошлась, Макс посмотрел на подошедшую Мирославу и покачал головой:
– Да, плохи дела с Вашей техникой…
– Что-нибудь серьезное?
– Да. Там сгорела… презумпция.
– Да Вы что? И как теперь быть?
– Надо ехать искать запчасти.
Мирослава понимающе кивнула.
– Завтра?
– Да, приходите завтра. Или нет, лучше – послезавтра.
Она ушла.
Из-за портьеры вышел Леон.
– Ты бы еще сказал ей, что у лентопротяжки сомнительное алиби.
Послезавтра Макс решил провести следственный эксперимент. Он поставил в мастерской стул спинкой к выходу в приемную и велел Леону сесть. Леон сел, с интересом наблюдая, что будет дальше.
Макс посмотрел на него с сомнением:
– Нет, так ты снова все испортишь. Разувайся.
Леон разулся. Макс убрал его туфли под стойку. Оглядев мастерскую, он переставил маленький телевизор на подоконник напротив Леона и включил его.
– Сиди и смотри. Все.
Обойдя озадаченного Леона, Макс отодвинул портьеру в сторону, закрыл обе половинки двери со стеклянными вставками и замкнул их. Силуэт Леона хорошо просматривался сквозь рифленое стекло.
По ступенькам застучали каблуки. Макс сложил за спиной руки и встретил Мирославу суровым взглядом. Она, почуяв неладное, спросила:
– Что случилось? Мой магнитофон совсем сгорел?..
Макс прошелся по комнате и бросил:
– У Вас одна забота. Есть дела поважней. Мастера проверяют.
– Кто? – у Мирославы кровь отхлынула от сердца.
Макс сделал «страшные» глаза:
– КРУ.
Мирослава взялась за спинку стула.
– Да Вы присаживайтесь, – указал он ей на заранее приготовленный стул. Мирослава села и увидела силуэт Леона.
Макс впился в нее взглядом. Подозреваемую ее вид выдавал с головой. Он начал допрос.
– Ваш магнитофон – краденый?
– Что? – Мирослава не сводила глаз с силуэта.
Леон, услышав голоса, завертел головой, пытаясь оглянуться в стекло.
– Да… Нет… – Мирослава глянула на Макса, как на палача.
Леон изогнулся на стуле и прильнул глазом к стеклу. Мирославе показалось, что черный глаз ясно проявился между арабесками рифления.
Голос из телесериала сказал в тишине за дверью:
– Вам хорошо известно, чем караются подобные действия.
Леон, устав вертеть шеей, опустил голову.
Изнемогая от жалости и нежности и полностью игнорируя присутствие жестокого Макса, она встала и подошла к стеклу.
Услышав шаги, Леон повернулся и, едва не упав с шаткого стула, оперся ладонью о стекло. Мирослава, подозревая, что его уже приковали к стулу, медленно приложила свою ладонь к силуэту ладони Леона.
Макс решил, что допрос окончен, и громко сказал:
– Мастерская закрывается до окончания работы комиссии.
Мирослава, пряча мокрые глаза, пошла к выходу.
– Приходите в понедельник.
Она молча вышла.
***
В понедельник Мирослава прибежала к одиннадцати. Дернув дверь под жестяной крышей, она убедилась, что пришла не вовремя. Поискав глазами табличку, прочла время работы: «С 8.00 до 16.00. Перерыв с 12.00 до 13.00». Недоумевая, почему никого нет, она стала ходить мимо крыльца, тревожно выглядывая за угол дома и проходя обратно. Через полчаса со стороны короткого крутого проезда появился Леон. Увидев Мирославу, он отвернулся и судорожно вздохнул.
Она бросилась ему навстречу:
– Пан мастер! Вашего шефа нет!
Леон что-то пробормотал и стал отпирать дверь.
Мирослава вошла за ним.
– Готов мой заказ?
– Там осталось припаять пару диодов.
– Мне подождать? – Мирослава положила сумку на стойку.
– Да, пожалуйста. Только не здесь. Сюда сейчас придут… белить.
Мирослава забрала сумку и остановилась.
– Посидите в мастерской, – Леон уже отодвигал портьеру и ставил стул у своего стола.
Она вошла и села.
Он взял наугад с полки плату и стал сосредоточенно выпаивать какой-то резистор.
Мирослава посмотрела по сторонам. «Сколько хлама!» Леон молча паял. Она покачалась на стуле. Леон хотел сказать, что стул – не кресло-качалка, и она рискует; поднял глаза безо всякого выражения и уставился на нее. «Нахал!», – подумала Мирослава и спросила:
– Долго еще?
Леон молчал, припаивая резистор на место.
Мирослава встала и оттолкнула стул.
– Ничего себе порядки! Сначала я жду Вас полдня за дверью, потом у Вас оказывается ремонт, а теперь я вообще сижу здесь неизвестно зачем! Вы снова ничего не сделали. Я все поняла!
– Что Вы поняли? – Леону захотелось ей нагрубить.
– Все! Отдайте мой магнитофон, и я уйду. Хватит.
Леон встал, презрительно глядя на нее:
– Все?
– Да.
Они посмотрели друг на друга враждебно.
Леон опустил голову и качнулся к ее уху:
– Я очень устал. Я не спал всю ночь. Я только что приехал.
Мирослава глянула на него сочувственно:
– Я сама сплю на ходу.
«Это интересно», – подумал Леон.
Мирослава посмотрела ему в глаза и растерянно сказала:
– А… Максимилиан… болеет?
– У него жестокая ангина.
Мирослава закивала.
– До свиданья.
– До свиданья.
Она ушла.
Леон стоял посреди мастерской.
Через минуту дверь снова распахнулась, и вошла Мирослава.
– Пан мастер!..
Леон вежливо подошел.
– Когда мне прийти?
– Шеф должен сейчас звонить Я бы спросил у него, когда он привезет запчасти. Тогда определили бы срок.
Мирослава озадаченно молчала.
Леон предложил:
– Посидите еще немного; я спрошу, и определимся.
Она села.
Леон снова взял плату и стал выпаивать провода. Усмехнувшись, сказал:
– Знаете, у меня на старой квартире была соседка – дочь генерала. Она с утра до… утра играла гаммы. Спать было невозможно.
– У меня тоже соседский мальчишка иногда бренчит. Но это мелочи. Когда я сплю, я ничего не слышу. Но днем спать не хочется, а ночью не получается.
Леон молчал.
– Вот и выходит, что у меня один сплошной день – только то белый, то черный.
– Вам повезло: у меня сплошная ночь, только то черная, то белая.
Они посмеялись. Леон паял. Мирослава продолжала:
– Видите ли, меня кормит один автогонщик. За это я должна его очень поздно встречать и очень рано будить.
Леон оторвал проводок. В уме рисовался образ хищного шоферюги.
Она снова качнулась на стуле, явно забавляясь его досадой.
– Я могла бы рассказать Вам, что происходит между этими двумя моментами.
Краска поднималась по шее Леона, как уровень вина в граненом стакане. Шоферюга терзал безвольную Мирославу.
Выдержав паузу по системе Станиславского, она подождала, пока краска затопила голые уши и стриженую макушку.
– Но я Вам не скажу, потому что не происходит ничего.
Он отдал ей свой беспомощный взгляд. Она покачала его на ресницах и отбросила в сторону.
Шоферюга сгорбился и оброс белой бородой. Догадавшись об этом, Мирослава уточнила:
– Это Залесский.
Леон уронил паяльник.
Красавцу Валентину Залесскому было примерно двадцать семь. Он был известен своей филантропией и дерзкими авантюрами. О его личной жизни никто ничего точно не знал. Говорили, что он очень рано женился на ревнивой богатой старухе. Еще говорили, что после аварии в Познани Валентин стал сильно религиозен.
Мирослава встала.
– Ладно, мне пора. Я приду в понедельник.
В окне мелькнула ее стройная тень.
***
В понедельник, когда уже стемнело, Макс проходил мимо мастерской. В окнах горел свет. Макс поднялся по ступенькам и открыл дверь.
В приемной было пусто. Посреди стола валялась раскрытая книга регистрации заказов. На стойке лежала полосатая сумка.
Из мастерской доносились чарующие и всепобеждающие звуки аргентинского танго.
Макс прошел за стойку, пододвинул книгу регистрации и написал в графе «Принято»: «Adios, muchachos»8. Потом погасил свет, придавив выключатель, как клопа на обоях. Стараясь не шуметь, вышел на крыльцо под резной жестяной крышей, с которой свисали цепкие лианы дикого винограда.
Тонкий месяц пушинкой слетал с небес, догоняя светящуюся, как точка на радаре, звезду.
Макс зачем-то открыл большой зонт, поднял его над головой и пошел по кривой улочке размеренным шагом солидного юриста.
Брошенный в небо
осколки зеркал
«Я,
брошенный в небо твоею рукой, —
я звезды не достиг, как ни рвался вперед.
Тайны я не постиг и тебя не настиг,
и теперь моя жизнь – это пепел и лед.
Весть придет в твое сердце из небытия,
опалит слезой твой таинственный взгляд.
В этой капле росы ты увидишь меня.
В небо брошен тобою я.
Светом нежной зари
обернется душа моя…»
С. Г.
***.
«От созвездья,
что словно виноградная гроздь,
от Звезды, что словно слеза от счастья,
снизошел ко мне вчера несказанный гость
и приветствовал меня:
«Королева, здравствуй!»
И мечом своим, как лучом сверкающим,
он отсек тень мою от тела.
И душа моя, в вечном Свете тающая,
к вечной радости полетела.
Но последним взглядом, на Землю
брошенным,
я нашла того, кто во мрак закован,
и вошла к нему я земной, непрошенной,
и звала его душу небесным словом.
Но давно позабыл неземные тайны
пленник призрачной песни во мгле
ненастья.
Вспоминай меня, если будешь случайно
на Звезде, что словно слеза от счастья…
Автор.***
«Мы были легендой, а стали притчей во языцех…»
Автор.Ты был законным наследником престола – настолько законным, что после совершеннолетия тебе пришлось доказывать это силой… Кому? Своему родственнику Hugo, высокому, по-своему красивому (разве и ворон не красив?), совершенно не отягощенному никакими моральными запретами. Его власть была безграничной, он был твоим регентом. Это был непобедимый викинг Космоса. Он не боялся смерти, потому что был и остается вечным. Когда он смотрел мне в глаза, я слышала его мысли. Он смеялся над тобой (может быть, поэтому не спешил тебя уничтожить), смеялся над моей любовью. На твоем челе сиял не золотой венец (да ты ведь и был еще только принцем), а венец нашей Звезды. Твои волосы еще искрились звездной пылью. Он, Hugo, был силен и настойчив, мы были светлы и невесомы. Он хотел, чтобы я и он, мы вдвоем с ним владели миром, который он создал. Это значило принести тебя в жертву и отдать свою душу в рабство. В конце концов Hugo уничтожил нас, но пока кто-то из нас помнит хоть что-то, мы живы.
Может быть, мы не всегда поступали так, как хотелось бы историкам и моралистам. Официальные версии исторических событий всегда были ложью. Тот, кто их сочиняет, не заботится о любви и ненависти, которые волнуют людей и подвигают их совершать эти самые «события».
Нам очень хотелось быть вместе, но до твоего совершеннолетия это было невозможно без согласия регента. А кто знал, дожил бы ты до двадцати одного года?.. Это и было решающей причиной, по которой я согласилась бежать с тобой на берег моря и дальше – на твой маленький корабль.
Перед отплытием, на земле, мы с тобой ушли на скалы и там, перед лицом звезд сказали друг другу то, что дважды не говорят. Что бы ни было дальше, эти слова для меня святы.
Корабль плыл вдоль диких берегов. И сама я была дикаркой, хотя и любила тебя. Много же времени прошло с тех пор; сколько раз надо было потерять тебя, чтобы теперь, здесь, быть с тобой такой, какой надо было стать тогда… Только теперь я это понимаю. Только теперь я не боюсь сказать, что люблю тебя, что хочу быть с тобой. Я поняла, что любить – значит не владеть, а принадлежать.
…Нашли нас не так уж скоро, но с большим шумом. Нашла нас Айна, твоя кормилица. Она любила тебя до безумия и не простила мне твоего исчезновения. Явились все: регент со свитой и половина двора. С тобой обошлись ласково: наследник! Со мной – преувеличенно-почтительно. Взглянув в глаза Hugo, я поняла, что мы в опасности, но ты моим словам не придал ровно никакого значения.
В замок нас провожал почетный кортеж, больше похожий на конвой. Потом наступило затишье. Ты открыто сопровождал меня повсюду, ничуть не скрывая свои чувства. Hugo тебя вроде бы даже поощрял, но я слышала, как звенит сталь в его взгляде. Ты ничего не хотел слышать об опасности. Тогда уже мне стало холодно и я с тоской вспоминала Звезду, где я была свободной… Но я любила тебя, и свершалось чудо, которое дарует победу – слабому, удачу – глупому и любовь – тому, кто ее не ценит… Но счастлив любящий. Он спасет и спасется.
Потом все произошло очень быстро. Под предлогом развлечения для наследника, нашедшегося таким чудесным образом, устроили великолепную охоту. «К сожалению, Джиневра не сможет сопровождать тебя, она проводит нас, стоя у окна!» Да, дорогой, ты проезжал под окном, нежно улыбаясь своей Джей, а я стояла у решетчатого окна, и щиколотки мои были уже скованы цепью, а спину под левой лопаткой до крови царапал кинжал того, кто крепко держал меня за левую руку. Лучник за выступом башни смотрел мне в глаза, а ты был беззащитен перед этой стрелой.
Что было потом? Ко мне пришел Hugo, и нетрудно угадать, какой ценой я могла бы купить себе жизнь, но тебе – смерть. Я молчала. Тогда меня отдали толпе – на публичное покаяние. Это была базарная площадь. Меня везли сквозь орущую толпу в железной клетке, босиком, со свечой в руке. У свечи был какой-то дурманящий запах. Воск капал мне на пальцы, но я это только видела – не чувствовала. Я молчала и молилась. Потом меня втолкнули в ограду башни Хильды. Мне чудился какой-то вой из башни. Было очень жарко. Мне были слишком хорошо видны столб и цепи. Я должна была громко произнести: «Отрекаюсь…» Я молчала. Я видела в толпе Hugo, он улыбался, отклонив маску.