Об отказе от виноторговли аргументировал Комитет: «Доколе отверст будет Евреям сей промысел… который, наконец, столь общему подвергает их самих нареканию, презрению и даже ненависти обывателей, дотоле общее негодование к ним не прекратится»[179]. А между тем «„можно ли назвать меру сию [выселение из деревень] для них стеснительною, когда, вместе с тем, открывается евреям множество других способов не только содержать себя в безбедном состоянии, но делать приобретение – в земледелии, фабриках, ремёслах, когда вместе с сим открывается им способ даже владеть землёю в собственность. Каким образом ограничением одной ветви промышленности может быть стеснён сей народ в таком государстве, где тысячи других для него отверсты“, где удобные к хлебопашеству и разным заведениям земли в губерниях плодородных и малонаселённых…?»[180].
Аргументы, кажется, весомые. Однако Гессен находит у Комитета «наивный взгляд… на природу экономической жизни народа… что экономические явления можно видоизменять чисто механическим способом, путём приказов»[181]. С еврейской стороны оценили намеченную высылку из деревень и запрет корчемного промысла, этого «векового занятия» евреев[182], – как ужасное и жестокое решение. (И таким же – осуждала его и полвека и век спустя еврейская историография.)
По либеральным взглядам Александра I, его доброжелательному отношению к евреям, его изломчивому характеру, его ненастойчивой воле (вероятно, на всю жизнь подорванной вступлением на престол через насильственную смерть отца) – вряд ли провозглашённое выселение евреев из деревень состоялось бы энергично, не было бы растянуто даже и при спокойной государственной обстановке. А тут, почти сразу за Положением 1804 года, – замаячила война с Наполеоном, началась на полях Европы, а тут и последовали благожелательные к евреям меры Наполеона, создавшего в Париже Синедрион из еврейских депутатов. «Всё еврейское дело приняло вдруг неожиданный оборот. Бонапарте учредил в Париже собрание Евреев, имевшее главною целью предоставить еврейской нации разные преимущества и образовать связи между Евреями, рассеянными по Европе». И в 1806 Александр I повелел составить новый комитет «для соображения, не нужно ли принять каких-нибудь особенных мер и отсрочить переселение Евреев»[183]. Требовалось и от русского правительства никак не выставиться притеснителем евреев.
Назначенное в 1804 выселение евреев из деревень должно было начаться с 1808. Но выступили ещё и практические затруднения, и по ним в 1807 Александру I подавались докладные о необходимости отсрочить выселение. Тогда же был издан высочайший указ: «дозволить всем еврейским обществам… избрать депутатов и представить, посредством их… о способах, кои сами они признают более удобными к успешнейшему исполнению мер, в Положении 9 декабря 1804 г. изображённых». Выборы таких еврейских депутатов по западным губерниям состоялись, и их отзывы были представлены в Петербург. «Депутаты, конечно, высказались за то, чтобы выселение было отложено на долгий срок». (Тут ещё то было соображение, что в деревнях шинкари имели безплатные квартиры от помещиков, а в местечках и городах за них придётся платить.) А министр внутренних дел докладывал, что для переселения евреев из нынешнего деревенского жительства на казённые земли «потребно несколько десятков лет, по чрезмерному их [евреев] количеству»[184]
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Сноски
1
Ю. Бруцкус. Истоки русского еврейства // Еврейский мир: Ежегодник на 1939 г. (далее – ЕМ–1). Париж: Объединение русско-еврейской интеллигенции, с. 17–23.
2
Еврейская Энциклопедия (далее – ЕЭ): В 16 т. СПб.: Общество для Научных Еврейских Изданий и Изд‑во Брокгауз – Ефрон, 1906–1913. Т. 15, с. 648.
3
Краткая Еврейская Энциклопедия (далее – КЕЭ): [В 10 т.]. Иерусалим, 1976–2001. Т. 2, с. 40.
4
ЕЭ, Т. 9, с. 516.
5
В. Н. Топоров. Святость и святые в русской духовной культуре: В 2 т. М., 1995–1998. Т. I, с. 283–286, 340.
6
Н. М. Карамзин. История государства Российского (далее – Н. М. Карамзин): В 12 т. 5‑е изд. СПб.: Эйнерлинг, 1842–1844. Т. 1, с. 127; см. также: С. М. Соловьёв. История России с древнейших времён (далее – С. М. Соловьёв): В 15 кн. М.: Изд‑во соц. – эконом. литературы, 1962–1966. Кн. 1, с. 181. (Здесь и далее мы по возможности сохраняем орфографию и пунктуацию источника.)
7
Ю. Бруцкус. Истоки русского еврейства // ЕМ–1, с. 21–22; ЕЭ, Т. 7, с. 588.
8
В. Н. Топоров. Святость и святые… Т. 1, с. 280.
9
КЕЭ, Т. 4, с. 253.
10
Н. М. Карамзин, Т. 2, с. 87, 89.
11
В. Н. Татищев. История Российская: В 7 т. М.; Л.: АН СССР, 1962–1966. Т. 2, с. 129.
12
В. Н. Татищев. История Российская: В 7 т. М.; Л.: АН СССР, 1962–1966. Т. 2, с. 129*. (Здесь и далее в случаях, когда цитата приводится не по оригиналу, цитируемый источник снабжается знаком*.)
13
Н. М. Карамзин, Т. 2, Примечания, с. 89.
14
Ю. Бруцкус. Истоки русского еврейства // ЕМ–1, с. 23.
15
С. М. Соловьёв, кн. 1, с. 546.
16
Ю. Бруцкус. Истоки русского еврейства // ЕМ–1, с. 26.
17
ЕЭ, Т. 9, с. 5.
18
ЕЭ, Т. 9, с. 517.
19
Н. М. Карамзин, Т. 4, с. 54–55.
20
КЕЭ, Т. 4, с. 254.
21
ЕЭ, Т. 5, с. 165.
22
ЕЭ, Т. 13, с. 610.
23
Н. М. Карамзин*, Т. 6, с. 121.
24
Н. М. Карамзин*, Т. 6, с. 121.
25
С. М. Соловьёв, кн. 3, с. 185.
26
Н. М. Карамзин, Т. 6, с. 121–122.
27
Ю. Гессен. История еврейского народа в России (далее – Ю. Гессен): В 2 т. Л., 1925–1927. Т. 1, с. 8.
28
Энциклопедический словарь: В 82 т. СПб.: Брокгауз и Ефрон, 1894. Т. 22, с. 943.
29
ЕЭ, Т. 7, с. 577.
30
Н. М. Карамзин, Т. 6, с. 122.
31
С. М. Соловьёв, кн. 3, с. 185.
32
Н. М. Карамзин, Т. 6, с. 120–123.
33
В. Н. Топоров. Святость и святые… Т. 1, с. 357.
34
Н. М. Карамзин, Т. 6, с. 123.
35
ЕЭ, Т. 7, с. 580.
36
Н. М. Карамзин, Т. 6, с. 123.
37
С. М. Соловьёв, кн. 3, с. 186.
38
А. В. Карташев. Очерки по истории Русской Церкви: В 2 т. Париж: YMCA-Press, 1959. Т. І, с. 495, 497.
39
ЕЭ, Т. 13, с. 610.
40
ЕЭ, Т. 7, с. 579.
41
КЕЭ, Т. 2, с. 509.
42
А. В. Карташев. Очерки по истории Русской Церкви. Т. 1, с. 505.
43
С. Ф. Платонов. Москва и Запад. Берлин: Обелиск, 1926, с. 37–38.
44
КЕЭ, Т. 2, с. 509.
45
Ю. Гессен, Т. 1, с. 8.
46
Ю. Бруцкус. Истоки русского еврейства// ЕМ–1, с. 28.
47
ЕЭ*, Т. 8, с. 749.
48
Ю. Гессен*, Т. 1, с. 8–9.
49
Ю. Гессен, Т. 1*, с. 9. (Если хотя бы одна из цитат, покрываемых ссылкой, приводится не по оригиналу, цитируемый источник снабжается знаком *.)
50
Н. М. Карамзин*, Т. 12, с. 35, 36; Примечания, с. 33.
51
КЕЭ, Т. 7, с. 290.
52
Ю. Гессен, Т. 1, с. 9.
53
Н. М. Карамзин*, Т. 12, с. 141.
54
И. М. Дижур. Евреи в экономической жизни России // Книга о русском еврействе: От 1860‑х годов до Революции 1917 г. Нью-Йорк: Союз Русских Евреев, 1960, с. 156.
55
ЕЭ, Т. 13, с. 611.
56
ЕЭ, Т. 13, с. 611.
57
Ю. Гессен, Т. 1, с. 9–10.
58
ЕЭ*, Т. 11, с. 330.
59
ЕЭ*, Т. 11, с. 330.
60
ЕЭ*, Т. 13, с. 612.
61
С. М. Соловьёв*, кн. 8, с. 76.
62
С. М. Соловьёв*, кн. 10, 1963, с. 477.
63
ЕЭ*, Т. 5, с. 519.
64
ЕЭ*, Т. 11, с. 330.
65
Ю. Гессен, Т. 1, с. 11–12.
66
Ю. Гессен, Т. 1, с. 13; ЕЭ, Т. 2, с. 592.
67
Ю. Гессен, Т. 1, с. 13–15; ЕЭ, Т. 2, с. 592.
68
ЕЭ, Т. 10, с. 224–225.
69
ЕЭ, Т. 4, с. 591.
70
ЕЭ, Т. 10, с. 225.
71
С. М. Соловьёв, кн. 10, с. 256–257.
72
Ю. Гессен, Т. 1, с. 15.
73
С. М. Соловьёв*, кн. 11, с. 155–156.
74
Ю. Гессен, Т. 1, с. 16.
75
С. М. Соловьёв*, кн. 11, с. 204.
76
Ю. Гессен, Т. 1, с. 18.
77
S. M. Dubnow. History of the Jews in Russia and Poland, from the Earliest Times until the Present Day. Philadelphia: The Jewish Publication Society of America, 1916, vol. I, p. 258.
78
ЕЭ, Т. 7, с. 513.
79
Тельников Владимир Иванович (1937–1998) – педагог, переводчик, общественный деятель, политзаключенный (1957–1963), в 1971 эмигрировал, сотрудник Би-би-си. В его неоконченной неопубликованной работе о политике царского правительства по отношению к евреям указаны многие немаловажные источники к Части первой данной книги, использованные нами с благодарностью.
80
Dr. Ernst Herrmann. Geschichte des Russischen Staats. Fünfter Band: Von der Thronbesteigung der Kaiserin Elisabeth bis zur Feier des Friedens von Kainardsche (1742–1775). Hamburg, 1853, S. 171.
81
Г. Б. Слиозберг. Дореволюционный строй России. Париж, 1933, с. 264.
82
ЕЭ, Т. 5, с. 519–520.
83
С. М. Соловьёв, кн. 11, с. 134, 319–322.
84
С. М. Соловьёв, кн. 11, с. 383.
85
С. М. Соловьёв*, кн. 13, с. 112.
86
ЕЭ, Т. 7, с. 494.
87
Ю. Гессен*, Т. 1, с. 19.
88
Ю. Гессен, с. 20–21.
89
Ю. Гессен, с. 22–27.
90
Ю. Гессен, Т. 1, с. 32–34.
91
ЕЭ, Т. 15, с. 645.
92
ЕЭ, Т. 9, с. 788.
93
Ю. Гессен, Т. 1, с. 35.
94
S. M. Dubnow. History of the Jews…, p. 265; Джеймс Паркс. Евреи среди народов: Обзор причин антисемитизма. Париж: YMCA-Press, 1932, с .154.
95
С. М. Соловьёв, кн. 14, с .108.
96
Ю. Гессен, Т. 1, с. 30–31, 37, 43.
97
И. М. Бикерман. Россия и русское еврейство // Россия и евреи: Сб .1 (далее – РиЕ) / Отечественное объединение русских евреев за границей. Париж: YMCA-Press, 1978, с. 85. (1‑е изд. – Берлин: Основа, 1924.)
98
H. Graetz. Popular History of the Jews. New York: Hebrew Publishing Company, 1919, vol. V, p. 212.
99
Ю. Гессен, Т. 1, с. 40, 42.
100
Ю. Гессен, с. 51, 55.
101
Записка литовского губернатора Фризеля // Ю. Гессен*, Т. 1, с. 83.
102
Ю. Гессен, Т. 1, с. 68–69.
103
Ю. Гессен, Т. 1, с. 103–108.
104
Ю. Гессен*, Т. 1, с. 47.
105
Ю. Гессен*, Т. 1, с. 56.
106
Ю. Гессен*, Т. 1, с. 57.
107
Ю. Гессен*, Т. 1, с. 59.
108
ЕЭ, Т. 2, с. 731.
109
Ю. Гессен, Т. 1, с. 76–77.
110
Ю. Гессен, Т. 1, с. 76.
111
ЕЭ, Т. 13, с. 613.
112
Ю. Гессен, Т. 1, с. 72–73.
113
Ю. Гессен, Т. 1, с. 64.
114
Ю. Гессен, Т. 1, с. 65.
115
ЕЭ, Т. 13, с. 614.
116
ЕЭ*, Т. 7, с. 496.
117
Ю. Гессен, Т. 1, с. 72.
118
КЕЭ, Т. 7, с. 298.
119
Ю. Гессен, Т. 1, с. 77.
120
ЕЭ, Т. 11, с. 331.
121
Ю. Гессен*, Т. 1, с. 77–78.
122
Ю. Гессен*, Т. 1, с. 78.
123
ЕЭ, Т. 11, с. 331.
124
Ю. Гессен, Т. 1, с. 79.
125
ЕЭ, Т. 7, с. 591–592.
126
ЕЭ, Т. 13, с. 939.
127
И. М. Бикерман // РиЕ, с. 90.
128
Ю. Гессен, Т. 1, с. 83.
129
Ю. Гессен, Т. 1, с. 86.
130
ЕЭ, Т. 12, с. 182.
131
ЕЭ*, Т. 2, с. 732.
132
Ю. Гессен*, Т. 1, с. 92–93.
133
[Г.Р.] Державин. Сочинения (далее – Державин): В 9 т. / С объяснительными примечаниями Я. Грота. 2‑е Академическое изд. СПб., 1864–1883. Т. 6, с. 690–691, 693.
134
Державин., Т. 6, с. 691–692.
135
Державин, Т. 7, 1878, с. 263.
136
Державин, Т. 7, 1878, с. 263–264, 269.
137
Державин, Т. 7, 1878, с. 264.
138
Ю. Гессен, Т. 1, с. 153.
139
Державин, Т. 7, с. 263, 265, 287.
140
Ю. Гессен, Т. 1, с. 126–127.
141
Державин, Т. 7, с. 267–275.
142
См.: Ю. Гессен, Т. 1, с. 129–130; ЕЭ, Т. 15, с. 358–359.
143
ЕЭ, Т. 11, с. 801; Державин, Т. 7, с. 353–355; Ю. Гессен, Т. 1, с. 131–132.
144
Державин, Т. 7, с. 280–283, 287.
145
Державин, Т. 7, с. 279, 287–291, 326.
146
Державин, Т. 7, с. 288.
147
Дело министерства юстиции, 1800 г., № 251 // Ю. Гессен*, Т. 1, с. 133.
148
ЕЭ, Т. 15, с. 358.
149
Державин, Т. 7, с. 277.
150
Державин, Т. 7, с. 280.
151
ЕЭ, Т. 7, с. 112–113.
152
Державин, Т. 7, с. 302.
153
Державин, Т. 7, с. 291.
154
Державин, Т. 7, с. 292–330.
155
Державин, Т. 7, с. 331.
156
Ю. Гессен*, Т. 1, с. 131.
157
Державин, Т. 7, с. 289.
158
Державин, Т. 6, с. 715–717.
159
ЕЭ, Т. 2, с. 733.
160
Державин, Т. 6, с. 766–767.
161
Державин, Т. 6, с. 761.
162
Л. Дейч. Роль евреев в русском революционном движении. 2‑е изд. М.; Л.: ГИЗ, 1925. Т. 1, с. 8.
163
ЕЭ, Т. 11, с. 622–623.
164
ЕЭ, Т. 1, с. 798.
165
Ю. Гессен*, Т. 1, с. 148.
166
Ю. Гессен*, Т. 1, с. 153.
167
Ю. Гессен*, Т. 1, с. 139–140, 144–145.
168
Державин, Т. 6, с. 762–763.
169
ЕЭ, Т. 11, с. 801.
170
Державин, Т. 6, с. 763–764.
171
Ю. Гессен*. История еврейского народа в России (далее – Ю. Гессен): В 2 т. Л., 1925–1927. Т. 1, с. 149.
172
М. Ковалевский*. Равноправие евреев и его враги // Щит: Литературный сборник / Под ред. Л. Андреева, М. Горького и Ф. Сологуба. 3‑е изд., доп., М.: Русское Общество для изучения еврейской жизни, 1916, с. 117.
173
Ю. Гессен*, Т. 1, с. 148–158; Еврейская Энциклопедия (далее – ЕЭ): В 16 т. СПб.: Общество для Научных Еврейских Изданий и Изд‑во Брокгауз – Ефрон, 1906–1913. Т. 1, с. 799–800.
174
ЕЭ, Т. 13, с. 615.
175
Ю. Гессен*, Т. 1, с. 158–159.
176
ЕЭ*, Т. 3, с. 79.
177
Ю. Гессен, Т. 1, с. 128.
178
В. Н. Никитин*. Евреи земледельцы: Историческое, законодательное, административное и бытовое положение колоний со времени их возникновения до наших дней. 1807–1887 (далее – В. Н. Никитин). СПб., 1887, с. 6–7.
179
Н. Н. Голицын. История русского законодательства о евреях. СПб., 1886. Т. 1: 1649–1825, с. 430.
180
Н. Н. Голицын. История русского законодательства о евреях. Т. 1, с. 439–440.
181
Н. Н. Голицын. История русского законодательства о евреях. Т. 1, с. 439–440.
182
ЕЭ, Т. 3, с. 79.
183
[Г.Р.] Державин. Сочинения: В 9 т. / С объяснительными примечаниями Я. Грота. 2‑е Академическое изд. СПб., 1864–1883. Т. 6, с. 761–762.
184
Ю. Гессен*, Т. 1, с. 163–165.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги