«Инкогнито проклятое» Исполнительного Комитета, конечно, не прошло незамеченным. Оно мучило сперва петроградскую образованную публику, не раз прорывалось в газеты вопросами. Исполком пытался два месяца держать тайну, но к маю пришлось открыться, напечатали раскрытие почти всех псевдонимов (Стеклов-Нахамкис пока утаил, да и Борис Осипович Богданов, энергичный постоянный ведущий Совета, под этой фамилией так и остался, двоясь с Богдановым-Малиновским). Эта непонятная утайка вызывала раздражение, которое ширилось уже и на простых людей. Если в мае звучало на пленуме Совета: «Предлагаем Зиновьева и Каменева» – то из зала кричали: «Называйте их настоящие имена!»
Сокрытие имён не помещалось в сознании тогдашнего простого человека: имена скрывают и меняют только воры. Почему Борис Кац стесняется себя так называть, а он – «Камков»? Почему Лурье скрывается под «Ларин»? Мандельштам – «Лядов»? – У многих псевдонимы тянулись всё-таки из подпольной деятельности, от необходимости скрываться, но вот томский с.-д. Шотман уже в 1917 стал Даниловым, и не один он, – а зачем?
Несомненным остаётся одно: революционеру, принимающему псевдоним, надо было кого-то ввести в заблуждение, но, может быть, не только полицию и правительство? Ведь так и рядовые люди не имеют возможности понять и угадать, кто же их новые вожди.
Увлекшись вольным разгоном первых месяцев Февральской революции, многие еврейские ораторы не сумели увидеть, не замечали, что именно на их частое мельтешение на трибунах и митингах начинали смотреть недоуменно и косо. К моменту Февральской революции никакого «народного антисемитизма» во внутренней России не было, он был только в черте оседлости. (Тот же Эбрагэм Каган мог в 1917 заявить: «Мы любили Россию, несмотря на все притеснения, которым мы подвергались при старом режиме, так как знали, что в притеснениях этих виновен не русский народ», а только царизм[192].) Но за несколько первых месяцев после Февраля раздражение против евреев вспыхнуло именно в народе – и покатилось по России широко, накопляясь от месяца к месяцу. И даже газеты февральского режима сообщали, например, об озлоблении в городских очередях. «Всё изменилось за то мгновение-вечность, которое легло между старой и новой Россией. Но больше всего изменились „хвосты“. И странное дело. В то время, как всё „полевело“, хвосты поправели. Если вам… хочется послушать черносотенную агитацию… идите постоять в очереди». Среди того услышите: «в чередах евреев не видать совсем, им ни к чему, у них хлеба вдоволь припрятано». И с другого конца очереди – «катится легенда о евреях, припрятавших хлеб»; «хвосты – самые опасные очаги контрреволюции»[193]. – У писателя Ивана Наживина. Москва, осенью; антисемитская пропаганда находила самый живой отклик в революционно-голодных хвостах: «Ишь, сволота!.. Везде пролезли… Ишь, автомобилей-то нахватали, величаются… Небось, ни одного жида в хвостах не видно… Ну, погодите, доберёмся!..»[194]
И всякая вообще революция обнажает в народе прорыв скверны, зависти и злости. То же самое произошло и в русском народе, с давно ослабшей христианской верой. И на евреев, во множестве вознесшихся и видимых, где их прежде не было, да ещё не скрывающих революционной радости, а вот не разделяющих бедствующие очереди, – плескала волна народного раздражения.
Эпизодов его в газетах 1917 года – множество: на Сенной площади и в Апраксином рынке обнаружили запас товаров у торговцев-евреев, «послышались крики… „разгромить еврейские магазины“, так как „жиды во всём виноваты“… слово „жид“ на устах всех»[195]. – У полтавского купца (видимо, еврея) нашли запасы муки и сала. Стали громить его лавку – и раздались призывы громить евреев. Приехали успокаивать члены СРД и среди них – Дробнис; его избили[196]. – В сентябре в Екатеринославе солдаты громят лавки с криками «бей буржуев! бей жидов!». – В Киеве на Владимирском базаре мальчик ударил гирей по голове женщину, нарушившую мучную очередь. Тотчас крик: «Жиды бьют русских!» – и свалка. (Это – в том Киеве, где уже развеваются и лозунги: «Хай живе вільна Украина без жидів и ляхів!») – Уже при всякой уличной потасовке, даже в Петрограде, часто и без явной причины, кричат: «бей жидов!». – Вот в петроградском трамвае две женщины «призывали к разгону СРСД, в котором, по их словам, находятся только „немцы и жиды“. Обе арестованы и привлекаются к ответственности»[197]
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Сноски
1
Еврейская Энциклопедия (далее – ЕЭ): В 16 т. СПб.: Общество для Научных Еврейских Изданий и Изд‑во Брокгауз – Ефрон, 1906–1913. Т. 7, с. 434–436.
2
Краткая Еврейская Энциклопедия (далее – КЕЭ): [В 10 т.]. Иерусалим, 1976–2001. Т. 2, с. 405.
3
А. Воронель. Лёгкое порхание вокруг тяжёлых проблем // «22»: Общественно-политический и литературный журнал еврейской интеллигенции из СССР в Израиле. Тель-Авив, 1992, № 82, с. 125.
4
Эд. Норден. Пересчитывая евреев // «22», 1991, № 79, с. 118.
5
Эд. Норден. Пересчитывая евреев // «22», 1991, № 79, с. 118.
6
КЕЭ. Т. 2, с. 7.
7
И. М. Бикерман. К самопознанию еврея: Чем мы были, чем мы стали, чем мы должны быть. Париж, 1939, с. 12.
8
А. Кестлер. Иуда на перепутье // Время и мы (далее – ВМ): Международный журнал литературы и общественных проблем. Тель-Авив, 1978, № 33, с. 99.
9
А. Кучерский. Еврейская парадигма // «22», 1993, № 88, с. 142.
10
С. Я. Лурье. Антисемитизм в древнем мире. Тель-Авив: Сова, 1976 (1‑е изд. – Пг.: Былое, 1922), с. 171.
11
Г. Галкин. Что такое «еврейскость»? // «22», 1989, № 66, с. 94–95.
12
Г. Б. Слиозберг. Дела минувших дней: Записки русского еврея: В 3 т. Париж, 1933–1934. Т. 1, с. 7.
13
Ханна Арендт. Антисемитизм // Синтаксис: Публицистика, критика, полемика. Париж, 1989, № 26, с. 147.
14
Амос Оз. О времени и о себе // Континент: Литературный, обществ. – политический и религиозный журнал. М., 1991, № 66, с. 240.
15
Д. Левин. На краю соблазна: [Интервью] // «22», 1978, № 1, с. 56.
16
Г. Галкин. Что такое «еврейскость»?* // «22», 1989, № 66, с. 88–89. (Здесь и далее в случаях, когда цитата приводится не по оригиналу, цитируемый источник снабжается знаком*.)
17
КЕЭ, Т. 6, с. 230.
18
С. Шварц. Евреи в Советском Союзе с начала Второй мировой войны (1939–1965). Нью-Йорк: Изд. Американского Еврейского Рабочего Комитета, 1966, с. 8.
19
Д. Штурман. О национальных фобиях // «22», 1989, № 68, с. 148.
20
И. Либлер. Израиль – диаспора: Кризис идентификации // «22», 1995, № 95, с. 153–154.
21
А. Каценеленбойген. Антисемитизм и еврейское государство // «22», 1989, № 64, с. 173.
22
Гершон Свет. Евреи в русской музыке // [Сб.] Книга о русском еврействе: От 1860‑х годов до Революции 1917 г. Нью-Йорк: Союз Русских Евреев, 1960, с. 465.
23
КЕЭ, Т. 5, с. 323–324.
24
Ю. Карабчиевский. Борьба с евреем // Страна и мир: Обществ. – политический, экономический и культурно-философский журнал. Мюнхен, 1989, № 5, с. 111–112.
25
Российская Еврейская Энциклопедия. М., 1994–… Т. 1, с. 5.
26
КЕЭ, Т. 5, с. 49.
27
Great Jewish Speeches Throughout History / coll., ed., Steve Israel, Seth Forman. Northvale (New Jersey); London: Jason Aronson Inc., 1994, p. 70.
28
Амос Оз. Понятие отечества // «22», 1978, № 1, с. 30.
29
Сергий Булгаков. Расизм и христианство // Христианство и еврейский вопрос. Париж: YMCA-Press, 1991, с. 66, 93–94.
30
Амос Оз. О времени и о себе // Континент, 1991, № 66, с. 234.
31
Амос Оз. Понятие отечества // «22», 1978, № 1, с. 29–30.
32
И. М. Бикерман. К самопознанию еврея…, с. 101.
33
Николай Бердяев. Философия неравенства. Париж: YMCA-Press, 1970, с. 74.
34
М. Гершензон. Судьбы еврейского народа // «22», 1981, № 19, с. 106.
35
Эд. Норден. Пересчитывая евреев // «22», 1991, № 79, с. 119.
36
Дж. Мюллер. Диалектика трагедии: антисемитизм и коммунизм в Центральной и Восточной Европе // «22», 1990, № 73, с. 96.
37
Жан-Поль Сартр. Размышления о еврейском вопросе // Нева, 1991, № 7, с. 151.
38
Александр Мелихов. Исповедь еврея. СПб.: Новый Геликон, 1994, с. 14.
39
И. М. Бикерман. К самопознанию еврея…, с. 64.
40
Г. А. Ландау. Революционные идеи в еврейской общественности // Россия и евреи: Сб. 1 (далее – РиЕ) / Отечественное объединение русских евреев за границей. Париж: YMCA-Press, 1978 (1‑е изд. Берлин: Основа, 1924), с. 103.
41
Вл. Жаботинский. На ложном пути // Вл. Жаботинский. Фельетоны. СПб.: Типография «Герольд», 1913, с. 249; Вл. Жаботинский. Вместо апологии // Там же, с. 205.
42
А. Этерман. Истина с близкого расстояния // «22», 1988, № 61, с. 98; см. также: А. Воронель // «22», 1978, № 2, с. 193; В. Меникер // «22», 1978, № 3, с. 181.
43
Николай Бердяев. Философия неравенства, с. 82–83.
44
В. С. Соловьёв. Национальный вопрос в России. Выпуск первый, 1883–1888 // Собр. соч.: В 10 т. Брюссель, 1966. Т. 5, с. 13, 16 [фототипическое воспроизведение: Собр. соч. 2‑е изд. СПб., 1911–1914].
45
А. Штейнзальц. Кто мы: трагические актёры или самобытная нация? // ВМ, Тель-Авив, 1975, № 1, с. 139, 140.
46
М. Вартбург. О себе, об Израиле, о еврействе // «22», 1986, № 47, с. 220.
47
А. Штейнзальц. Кто мы… // ВМ, 1975, № 1, с. 141, 142.
48
М. Гершензон. Судьбы еврейского народа // «22», 1981, № 19, с. 106, 107, 108.
49
Ш. Эттингер. Краткая еврейская энциклопедия на русском языке: [Интервью с редакционным коллективом] // «22», 1987, № 55, с. 208.
50
Н. Вайман. Кризис цели // «22», 1979, № 7, с. 150.
51
Г. Б. Слиозберг. Дела минувших дней… Т. 3, с. 309–310.
52
Амос Оз. О времени и о себе // Континент, 1991, № 66, с. 242–243.
53
М. Гершензон. Судьбы еврейского народа // «22», 1981, № 19, с. 114–116.
54
Ф. М. Достоевский. Дневник писателя за 1877, 1880 и 1881 годы. М.; Л.: ГИЗ, 1929. 1877. Март. Гл. 3, с. 83.
55
ЕЭ, Т. 14, с. 405.
56
Э. Менджерицкий. И Тора, и гены // «22», 1992, № 80, с. 152, 164.
57
Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 5802, оп .1, ед. хр. 31, л. 419–420.
58
Н. Бердяев. Христианство и антисемитизм: (Религиозная судьба еврейства). Париж: Издание Религиозно-философской академии, [1938], с. 4–5.
59
Н. Струве. От издателя // Сергий Булгаков. Христианство и еврейский вопрос. Париж: YMCA-Press, 1991, с. 6;
60
Сергий Булгаков. Сион // Христианство и еврейский вопрос. Париж: YMCA-Press, 1991, с. 7–8.
61
П. Самородницкий. Странный народец // «22», 1980, № 15, с. 137.
62
С. Цирюльников. Философия еврейской аномалии* // ВМ, Нью-Йорк, 1984, № 77, с. 144.
63
А. Воронель. Уникальность Израиля // «22», 1981, № 20, с. 123.
64
П. Самородницкий. Странный народец // «22», 1980, № 15, с. 145.
65
Р. Виссе. «Свет для народов»? // «22», 1991, № 77, с. 111.
66
А. Воронель. Накануне XXI века // «22», 1991, № 74, с. 141.
67
Д. Сэгре. Сионизм до и после национального возрождения // «22», 1978, № 3, с. 142.
68
Д. Левин. На краю соблазна: [Интервью] // «22», 1978, № 1, с. 53.
69
И. Эльдад. Еврейская аномалия в трёх измерениях // ВМ, Нью-Йорк, 1984, № 76, с. 140, 147.
70
А. Воронель. Накануне XXI века // «22», 1991, № 74, с. 146–147.
71
С. Цирюльников. Философия еврейской аномалии // ВМ, Нью-Йорк, 1984, № 77, с. 149, 152, 154–155.
72
А. Кучерский. Еврейская парадигма // «22», 1993, № 88, с. 136.
73
А. Щаранский. [Интервью] // «22», 1986, № 49, с. 112.
74
И. М. Бикерман. Россия и русское еврейство // РиЕ, с. 13.
75
ВМ*, Тель-Авив, 1976, № 11, с. 192.
76
Стефан Цвейг. Не внешняя мишура, но внутреннее воспитание // ВМ, 1976, № 11, с. 193–195.
77
Макс Брод. Любовь на расстоянии // ВМ, 1976, № 11, с. 200–202.
78
Р. Нудельман [в беседе с Л. Плющом] // «22», 1978, № 3, с. 192.
79
А. Воронель. Иаков остался один // «22», 1985, № 40, с. 126.
80
Sonja Margolina. Das Ende der Lügen: Rußland und die Juden im 20. Jahrhundert. Berlin: Siedler Verlag, 1992, S. 151.
81
И. Эльдад. Еврейская аномалия в трёх измерениях // ВМ, Нью-Йорк, 1984, № 76, с. 147.
82
Н. Воронель. Оглянись в раздумье…: [Круглый стол] // «22», 1982, № 24, с. 118.
83
А. Воронель. Трепет иудейских забот. 2‑е изд. Рамат-Ган: Москва – Иерусалим, 1981, с. 63.
84
А. Воронель. Агасферическое сознание и сионизм // «22», 1992, № 80, с. 204.
85
Речь, 1917, 7 марта, с. 2.
86
Биржевые ведомости, 1917, 8 марта (здесь и далее – утренний выпуск), с. 5.
87
Биржевые ведомости, 1917, 10 марта, с. 6.
88
Краткая Еврейская Энциклопедия (далее – КЕЭ): [В 10 т.]. Иерусалим, 1976–2001. Т. 7, с. 377.
89
Речь, 1917, 9 марта, с. 4; 10 марта, с. 5; и др.
90
Биржевые ведомости, 1917, 9 марта, с. 2.
91
Биржевые ведомости, 1917, 10 марта, с. 2.
92
КЕЭ, Т. 7, с. 377.
93
Г. Б. Слиозберг. Дела минувших дней: Записки русского еврея: В 3 т. Париж, 1933–1934. Т. 3, с. 360.
94
КЕЭ, Т. 7, с. 377.
95
Речь, 1917, 25 марта, с. 6.
96
Речь, 1917, 25 марта, с. 6.
97
Р. Г. Винавер. Воспоминания (Нью-Йорк, 1944) // Хранение Гуверского Института Войны, Революции и Мира – Стэнфорд, Калифорния. Машинопись, с. 92.
98
Русская воля, 1917, 29 марта, с. 5.
99
Г. Б. Слиозберг. Дела минувших дней…, Т. 3, с. 360.
100
Б. Орлов. Россия без евреев // «22»: Обществ. – политический и литературный журнал еврейской интеллигенции из СССР в Израиле. Тель-Авив, 1988, № 60, с. 157.
101
Речь, 1917, 17 марта, с. 5.
102
Падение царского режима: Стенографические отчёты допросов и показаний, данных в 1917 г. в Чрезвычайной Следственной Комиссии Временного Правительства. Л.: ГИЗ, 1924. Т. 1, с. 119–121, 429.
103
Русская воля, 1917, 21 апреля, с. 4.
104
Известия Петроградского Совета Рабочих и Солдатских Депутатов (далее – Известия), 1917, 6 марта, с. 4.
105
Известия, 1917, 6 марта, с. 2.
106
Например: Биржевые ведомости, 1917, 8 и 12 апреля; Русская воля, 1917, 9 апреля; Известия, 1917, 15 и 28 апреля; и др.
107
Еврейская Энциклопедия: В 16 т. СПб.: Общество для Научных Еврейских Изданий и Изд‑во Брокгауз – Ефрон, 1906–1913. Т. 15, с. 281–284.
108
Известия, 1917, 26 марта, с. 2.
109
Русская воля, 1917, 15 апреля, с. 4.
110
Биржевые ведомости, 1917, 23 апреля, с. 3.
111
Биржевые ведомости, 1917, 19 мая, с .1.
112
День, 1917, 10 мая.
113
Биржевые ведомости, 1917, 11 марта, с. 2.
114
Биржевые ведомости, 1917, 10 марта, с. 6.
115
Речь, 1917, 10 марта, с. 3.
116
Encyclopaedia Judaica. Jerusalem: Keter Publishing House, 1971, vol. 14, p. 961.
117
Г. Я. Аронсон. Интервью радиостанции «Свобода» // Воспоминания о революции 1917 года. Интервью № 66, Мюнхен, 1966, с. 13–14.
118
Г. Аронсон. Революционная юность: Воспоминания, 1903–1917 // Inter-University Project on the History of the Menshevik Movement, Paper № 6. New York, August 1961, p .133.
119
КЕЭ, Т. 7, с. 378.
120
В. Набоков. Временное Правительство // Архив Русской Революции, издаваемый И. В. Гессеном: [В 22 т.]. Берлин: Слово, 1922–1937. Т. 1, с. 15.
121
А. Балк. Последние пять дней царского Петрограда (23–28 февраля 1917): Дневник последнего Петроградского Градоначальника // Хранение Гуверского Института. Машинопись, с. 16.
122
Октябрьская революция перед судом американских сенаторов: Официальный отчёт «овермэнской комиссии» Сената. М.; Л.: ГИЗ, 1927, с. 5.
123
Д. О. Заславский, Вл. А. Канторович. Хроника Февральской революции. Пг.: Былое, 1924. Т. 1, с. 63, 65.
124
Российская Еврейская Энциклопедия. М., 1994–… Т. 2, с. 502.
125
КЕЭ, Т. 7, с. 381.
126
Г. А. Ландау. Революционные идеи в еврейской общественности // Россия и евреи: Сб. 1 / Отечественное объединение русских евреев за границей. Париж: YMCA-Press, 1978 (1‑е изд. – Берлин: Основа, 1924), с. 116.
127
Claude Anet. La rèvolution russe: Juin – Novembre 1917. Paris: Payot et C-ie, 1918, p. 61.
128
В. Б. Станкевич. Воспоминания, 1914–1919. Берлин: Изд‑во И. П. Ладыжникова, 1920, с. 86.
129
Дело народа, 1917, 25 марта, с. 3.
130
Русская воля, 1917, 14 апреля, с. 1; 20 апреля, с. 1; Речь, 1917, 16 апреля, с. 1; 20 апреля, с. 1.
131
Русская воля, 1917, 23 апреля, с. 4.
132
Биржевые ведомости, 1917, 24 мая, с. 2.
133
Например: Русская воля, 1917, 10 мая, с. 5; Биржевые ведомости, 1917, 9 мая, с. 5; 1 июня, с. 6; Речь, 1917, 29 июля, с. 6.
134
Краткая Еврейская Энциклопедия (далее – КЕЭ): [В 10 т.]. Иерусалим, 1976–2001. Т. 7, с. 399.
135
КЕЭ, Т. 7, с. 380–381.
136
КЕЭ, Т. 7, с. 379.
137
Г. Аронсон. Еврейская общественность в России в 1917–1918 // [Сб.] Книга о русском еврействе, 1917–1967 (далее – КРЕ–2). Нью-Йорк: Союз Русских Евреев, 1968, с. 6.
138
КЕЭ, Т. 7, с. 378.
139
Известия, 1917, 9 апреля, с. 4.
140
КЕЭ, Т. 7, с. 378–379.
141
КЕЭ, Т. 7, с. 378.
142
Известия, 1917, 15 сентября, с. 2.
143
КЕЭ, Т. 6, с. 85; Т. 7, с. 379.
144
КЕЭ, Т. 7, с. 378.
145
Биржевые ведомости, 1917, 12 апреля, с. 4.
146
КЕЭ, Т. 6, с. 463, 464.
147
Д. С. Пасманик. Чего же мы добиваемся? // Россия и евреи: Сб. 1 (далее – РиЕ) / Отечественное объединение русских евреев за границей. Париж: YMCA-Press, 1978 (1‑е изд. – Берлин: Основа, 1924), с. 211.
148
КЕЭ, Т. 7, с. 378.
149
КЕЭ, Т. 7, с. 379.
150
КЕЭ, Т. 7, с. 380–381.
151
КЕЭ, Т. 7, с. 379.
152
Речь, 1917, 27 апреля, с. 3.
153
КЕЭ, Т. 7, с. 378.
154
Русская воля, 1917, 25 апреля, с. 5.
155
А. И. Деникин. Очерки Русской Смуты. Париж, 1922. Т. 1: Крушение власти и армии. Февраль – Сентябрь 1917. Вып. 2, с. 129–130.
156
КЕЭ, Т. 7, с. 379.
157
Биржевые ведомости, 1917, 5 мая, с. 2.
158
КЕЭ, Т. 4, с. 775.
159
КЕЭ, Т. 5, с. 475.
160
Общее дело, 1917, 14 октября; 16 октября.
161
Э. Саттон. Уолл-стрит и большевицкая революция / Пер. с англ. М., 1998, с. 14–36.
162
Речь, 1917, 27 июня, с. 3; 28 июня, с. 2–3.
163
Речь, 1917, 2 августа, с. 3.
164
Высший Совет Народного Хозяйства.
165
Российская Еврейская Энциклопедия (далее – РЕЭ). М., 1994– … Т. 1, с. 240, 427; Т. 2, с. 124; Т. 3, с. 29, 179, 280.
166
РЕЭ, Т. 1, с. 473; Т. 3, с. 41.
167
Народное сопротивление коммунизму в России: Урал и Прикамье. Ноябрь 1917 – январь 1919 / Сост. М. Бернштам. Париж: YMCA-Press, 1982. – Исследования новейшей русской истории (ИНРИ). [Т.] 3, с. 356.
168
РЕЭ, Т. 2, с. 85; Т. 3, с. 106.
169
РЕЭ, Т. 3, с. 224, 505; Т. 1, с. 239.
170
Речь, 1917, 28 июня, с. 2.
171
Русская воля, 1917, 13 апреля, с. 3.
172
Русская воля, 1917, 9 апреля, с. 3.
173
Биржевые ведомости, 1917, 7 мая, с. 3.
174
Г. Аронсон. Еврейская общественность… // КРЕ–2, с. 7.
175
КЕЭ, Т. 7, с. 381.
176
КЕЭ, Т. 7, с. 381.
177
И. О. Левин. Евреи в революции // РиЕ, с. 124.
178
КЕЭ, Т. 7, с. 399.
179
Г. Аронсон. Еврейская общественность… // КРЕ–2, с. 10; КЕЭ, Т. 7, с. 381.
180
РЕЭ, Т. 3, с. 162, 293.
181
Г. Аронсон. Еврейская общественность… // КРЕ–2, с. 7.