Книга Двести лет вместе. Часть II. В советское время - читать онлайн бесплатно, автор Александр Исаевич Солженицын. Cтраница 5
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Двести лет вместе. Часть II. В советское время
Двести лет вместе. Часть II. В советское время
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Двести лет вместе. Часть II. В советское время

* * *

«Инкогнито проклятое» Исполнительного Комитета, конечно, не прошло незамеченным. Оно мучило сперва петроградскую образованную публику, не раз прорывалось в газеты вопросами. Исполком пытался два месяца держать тайну, но к маю пришлось открыться, напечатали раскрытие почти всех псевдонимов (Стеклов-Нахамкис пока утаил, да и Борис Осипович Богданов, энергичный постоянный ведущий Совета, под этой фамилией так и остался, двоясь с Богдановым-Малиновским). Эта непонятная утайка вызывала раздражение, которое ширилось уже и на простых людей. Если в мае звучало на пленуме Совета: «Предлагаем Зиновьева и Каменева» – то из зала кричали: «Называйте их настоящие имена!»

Сокрытие имён не помещалось в сознании тогдашнего простого человека: имена скрывают и меняют только воры. Почему Борис Кац стесняется себя так называть, а он – «Камков»? Почему Лурье скрывается под «Ларин»? Мандельштам – «Лядов»? – У многих псевдонимы тянулись всё-таки из подпольной деятельности, от необходимости скрываться, но вот томский с.-д. Шотман уже в 1917 стал Даниловым, и не один он, – а зачем?

Несомненным остаётся одно: революционеру, принимающему псевдоним, надо было кого-то ввести в заблуждение, но, может быть, не только полицию и правительство? Ведь так и рядовые люди не имеют возможности понять и угадать, кто же их новые вожди.

Увлекшись вольным разгоном первых месяцев Февральской революции, многие еврейские ораторы не сумели увидеть, не замечали, что именно на их частое мельтешение на трибунах и митингах начинали смотреть недоуменно и косо. К моменту Февральской революции никакого «народного антисемитизма» во внутренней России не было, он был только в черте оседлости. (Тот же Эбрагэм Каган мог в 1917 заявить: «Мы любили Россию, несмотря на все притеснения, которым мы подвергались при старом режиме, так как знали, что в притеснениях этих виновен не русский народ», а только царизм[192].) Но за несколько первых месяцев после Февраля раздражение против евреев вспыхнуло именно в народе – и покатилось по России широко, накопляясь от месяца к месяцу. И даже газеты февральского режима сообщали, например, об озлоблении в городских очередях. «Всё изменилось за то мгновение-вечность, которое легло между старой и новой Россией. Но больше всего изменились „хвосты“. И странное дело. В то время, как всё „полевело“, хвосты поправели. Если вам… хочется послушать черносотенную агитацию… идите постоять в очереди». Среди того услышите: «в чередах евреев не видать совсем, им ни к чему, у них хлеба вдоволь припрятано». И с другого конца очереди – «катится легенда о евреях, припрятавших хлеб»; «хвосты – самые опасные очаги контрреволюции»[193]. – У писателя Ивана Наживина. Москва, осенью; антисемитская пропаганда находила самый живой отклик в революционно-голодных хвостах: «Ишь, сволота!.. Везде пролезли… Ишь, автомобилей-то нахватали, величаются… Небось, ни одного жида в хвостах не видно… Ну, погодите, доберёмся!..»[194]

И всякая вообще революция обнажает в народе прорыв скверны, зависти и злости. То же самое произошло и в русском народе, с давно ослабшей христианской верой. И на евреев, во множестве вознесшихся и видимых, где их прежде не было, да ещё не скрывающих революционной радости, а вот не разделяющих бедствующие очереди, – плескала волна народного раздражения.

Эпизодов его в газетах 1917 года – множество: на Сенной площади и в Апраксином рынке обнаружили запас товаров у торговцев-евреев, «послышались крики… „разгромить еврейские магазины“, так как „жиды во всём виноваты“… слово „жид“ на устах всех»[195]. – У полтавского купца (видимо, еврея) нашли запасы муки и сала. Стали громить его лавку – и раздались призывы громить евреев. Приехали успокаивать члены СРД и среди них – Дробнис; его избили[196]. – В сентябре в Екатеринославе солдаты громят лавки с криками «бей буржуев! бей жидов!». – В Киеве на Владимирском базаре мальчик ударил гирей по голове женщину, нарушившую мучную очередь. Тотчас крик: «Жиды бьют русских!» – и свалка. (Это – в том Киеве, где уже развеваются и лозунги: «Хай живе вільна Украина без жидів и ляхів!») – Уже при всякой уличной потасовке, даже в Петрограде, часто и без явной причины, кричат: «бей жидов!». – Вот в петроградском трамвае две женщины «призывали к разгону СРСД, в котором, по их словам, находятся только „немцы и жиды“. Обе арестованы и привлекаются к ответственности»[197]

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Сноски

1

Еврейская Энциклопедия (далее – ЕЭ): В 16 т. СПб.: Общество для Научных Еврейских Изданий и Изд‑во Брокгауз – Ефрон, 1906–1913. Т. 7, с. 434–436.

2

Краткая Еврейская Энциклопедия (далее – КЕЭ): [В 10 т.]. Иерусалим, 1976–2001. Т. 2, с. 405.

3

А. Воронель. Лёгкое порхание вокруг тяжёлых проблем // «22»: Общественно-политический и литературный журнал еврейской интеллигенции из СССР в Израиле. Тель-Авив, 1992, № 82, с. 125.

4

Эд. Норден. Пересчитывая евреев // «22», 1991, № 79, с. 118.

5

Эд. Норден. Пересчитывая евреев // «22», 1991, № 79, с. 118.

6

КЕЭ. Т. 2, с. 7.

7

И. М. Бикерман. К самопознанию еврея: Чем мы были, чем мы стали, чем мы должны быть. Париж, 1939, с. 12.

8

А. Кестлер. Иуда на перепутье // Время и мы (далее – ВМ): Международный журнал литературы и общественных проблем. Тель-Авив, 1978, № 33, с. 99.

9

А. Кучерский. Еврейская парадигма // «22», 1993, № 88, с. 142.

10

С. Я. Лурье. Антисемитизм в древнем мире. Тель-Авив: Сова, 1976 (1‑е изд. – Пг.: Былое, 1922), с. 171.

11

Г. Галкин. Что такое «еврейскость»? // «22», 1989, № 66, с. 94–95.

12

Г. Б. Слиозберг. Дела минувших дней: Записки русского еврея: В 3 т. Париж, 1933–1934. Т. 1, с. 7.

13

Ханна Арендт. Антисемитизм // Синтаксис: Публицистика, критика, полемика. Париж, 1989, № 26, с. 147.

14

Амос Оз. О времени и о себе // Континент: Литературный, обществ. – политический и религиозный журнал. М., 1991, № 66, с. 240.

15

Д. Левин. На краю соблазна: [Интервью] // «22», 1978, № 1, с. 56.

16

Г. Галкин. Что такое «еврейскость»?* // «22», 1989, № 66, с. 88–89. (Здесь и далее в случаях, когда цитата приводится не по оригиналу, цитируемый источник снабжается знаком*.)

17

КЕЭ, Т. 6, с. 230.

18

С. Шварц. Евреи в Советском Союзе с начала Второй мировой войны (1939–1965). Нью-Йорк: Изд. Американского Еврейского Рабочего Комитета, 1966, с. 8.

19

Д. Штурман. О национальных фобиях // «22», 1989, № 68, с. 148.

20

И. Либлер. Израиль – диаспора: Кризис идентификации // «22», 1995, № 95, с. 153–154.

21

А. Каценеленбойген. Антисемитизм и еврейское государство // «22», 1989, № 64, с. 173.

22

Гершон Свет. Евреи в русской музыке // [Сб.] Книга о русском еврействе: От 1860‑х годов до Революции 1917 г. Нью-Йорк: Союз Русских Евреев, 1960, с. 465.

23

КЕЭ, Т. 5, с. 323–324.

24

Ю. Карабчиевский. Борьба с евреем // Страна и мир: Обществ. – политический, экономический и культурно-философский журнал. Мюнхен, 1989, № 5, с. 111–112.

25

Российская Еврейская Энциклопедия. М., 1994–… Т. 1, с. 5.

26

КЕЭ, Т. 5, с. 49.

27

Great Jewish Speeches Throughout History / coll., ed., Steve Israel, Seth Forman. Northvale (New Jersey); London: Jason Aronson Inc., 1994, p. 70.

28

Амос Оз. Понятие отечества // «22», 1978, № 1, с. 30.

29

Сергий Булгаков. Расизм и христианство // Христианство и еврейский вопрос. Париж: YMCA-Press, 1991, с. 66, 93–94.

30

Амос Оз. О времени и о себе // Континент, 1991, № 66, с. 234.

31

Амос Оз. Понятие отечества // «22», 1978, № 1, с. 29–30.

32

И. М. Бикерман. К самопознанию еврея…, с. 101.

33

Николай Бердяев. Философия неравенства. Париж: YMCA-Press, 1970, с. 74.

34

М. Гершензон. Судьбы еврейского народа // «22», 1981, № 19, с. 106.

35

Эд. Норден. Пересчитывая евреев // «22», 1991, № 79, с. 119.

36

Дж. Мюллер. Диалектика трагедии: антисемитизм и коммунизм в Центральной и Восточной Европе // «22», 1990, № 73, с. 96.

37

Жан-Поль Сартр. Размышления о еврейском вопросе // Нева, 1991, № 7, с. 151.

38

Александр Мелихов. Исповедь еврея. СПб.: Новый Геликон, 1994, с. 14.

39

И. М. Бикерман. К самопознанию еврея…, с. 64.

40

Г. А. Ландау. Революционные идеи в еврейской общественности // Россия и евреи: Сб. 1 (далее – РиЕ) / Отечественное объединение русских евреев за границей. Париж: YMCA-Press, 1978 (1‑е изд. Берлин: Основа, 1924), с. 103.

41

Вл. Жаботинский. На ложном пути // Вл. Жаботинский. Фельетоны. СПб.: Типография «Герольд», 1913, с. 249; Вл. Жаботинский. Вместо апологии // Там же, с. 205.

42

А. Этерман. Истина с близкого расстояния // «22», 1988, № 61, с. 98; см. также: А. Воронель // «22», 1978, № 2, с. 193; В. Меникер // «22», 1978, № 3, с. 181.

43

Николай Бердяев. Философия неравенства, с. 82–83.

44

В. С. Соловьёв. Национальный вопрос в России. Выпуск первый, 1883–1888 // Собр. соч.: В 10 т. Брюссель, 1966. Т. 5, с. 13, 16 [фототипическое воспроизведение: Собр. соч. 2‑е изд. СПб., 1911–1914].

45

А. Штейнзальц. Кто мы: трагические актёры или самобытная нация? // ВМ, Тель-Авив, 1975, № 1, с. 139, 140.

46

М. Вартбург. О себе, об Израиле, о еврействе // «22», 1986, № 47, с. 220.

47

А. Штейнзальц. Кто мы… // ВМ, 1975, № 1, с. 141, 142.

48

М. Гершензон. Судьбы еврейского народа // «22», 1981, № 19, с. 106, 107, 108.

49

Ш. Эттингер. Краткая еврейская энциклопедия на русском языке: [Интервью с редакционным коллективом] // «22», 1987, № 55, с. 208.

50

Н. Вайман. Кризис цели // «22», 1979, № 7, с. 150.

51

Г. Б. Слиозберг. Дела минувших дней… Т. 3, с. 309–310.

52

Амос Оз. О времени и о себе // Континент, 1991, № 66, с. 242–243.

53

М. Гершензон. Судьбы еврейского народа // «22», 1981, № 19, с. 114–116.

54

Ф. М. Достоевский. Дневник писателя за 1877, 1880 и 1881 годы. М.; Л.: ГИЗ, 1929. 1877. Март. Гл. 3, с. 83.

55

ЕЭ, Т. 14, с. 405.

56

Э. Менджерицкий. И Тора, и гены // «22», 1992, № 80, с. 152, 164.

57

Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 5802, оп .1, ед. хр. 31, л. 419–420.

58

Н. Бердяев. Христианство и антисемитизм: (Религиозная судьба еврейства). Париж: Издание Религиозно-философской академии, [1938], с. 4–5.

59

Н. Струве. От издателя // Сергий Булгаков. Христианство и еврейский вопрос. Париж: YMCA-Press, 1991, с. 6;

60

Сергий Булгаков. Сион // Христианство и еврейский вопрос. Париж: YMCA-Press, 1991, с. 7–8.

61

П. Самородницкий. Странный народец // «22», 1980, № 15, с. 137.

62

С. Цирюльников. Философия еврейской аномалии* // ВМ, Нью-Йорк, 1984, № 77, с. 144.

63

А. Воронель. Уникальность Израиля // «22», 1981, № 20, с. 123.

64

П. Самородницкий. Странный народец // «22», 1980, № 15, с. 145.

65

Р. Виссе. «Свет для народов»? // «22», 1991, № 77, с. 111.

66

А. Воронель. Накануне XXI века // «22», 1991, № 74, с. 141.

67

Д. Сэгре. Сионизм до и после национального возрождения // «22», 1978, № 3, с. 142.

68

Д. Левин. На краю соблазна: [Интервью] // «22», 1978, № 1, с. 53.

69

И. Эльдад. Еврейская аномалия в трёх измерениях // ВМ, Нью-Йорк, 1984, № 76, с. 140, 147.

70

А. Воронель. Накануне XXI века // «22», 1991, № 74, с. 146–147.

71

С. Цирюльников. Философия еврейской аномалии // ВМ, Нью-Йорк, 1984, № 77, с. 149, 152, 154–155.

72

А. Кучерский. Еврейская парадигма // «22», 1993, № 88, с. 136.

73

А. Щаранский. [Интервью] // «22», 1986, № 49, с. 112.

74

И. М. Бикерман. Россия и русское еврейство // РиЕ, с. 13.

75

ВМ*, Тель-Авив, 1976, № 11, с. 192.

76

Стефан Цвейг. Не внешняя мишура, но внутреннее воспитание // ВМ, 1976, № 11, с. 193–195.

77

Макс Брод. Любовь на расстоянии // ВМ, 1976, № 11, с. 200–202.

78

Р. Нудельман [в беседе с Л. Плющом] // «22», 1978, № 3, с. 192.

79

А. Воронель. Иаков остался один // «22», 1985, № 40, с. 126.

80

Sonja Margolina. Das Ende der Lügen: Rußland und die Juden im 20. Jahrhundert. Berlin: Siedler Verlag, 1992, S. 151.

81

И. Эльдад. Еврейская аномалия в трёх измерениях // ВМ, Нью-Йорк, 1984, № 76, с. 147.

82

Н. Воронель. Оглянись в раздумье…: [Круглый стол] // «22», 1982, № 24, с. 118.

83

А. Воронель. Трепет иудейских забот. 2‑е изд. Рамат-Ган: Москва – Иерусалим, 1981, с. 63.

84

А. Воронель. Агасферическое сознание и сионизм // «22», 1992, № 80, с. 204.

85

Речь, 1917, 7 марта, с. 2.

86

Биржевые ведомости, 1917, 8 марта (здесь и далее – утренний выпуск), с. 5.

87

Биржевые ведомости, 1917, 10 марта, с. 6.

88

Краткая Еврейская Энциклопедия (далее – КЕЭ): [В 10 т.]. Иерусалим, 1976–2001. Т. 7, с. 377.

89

Речь, 1917, 9 марта, с. 4; 10 марта, с. 5; и др.

90

Биржевые ведомости, 1917, 9 марта, с. 2.

91

Биржевые ведомости, 1917, 10 марта, с. 2.

92

КЕЭ, Т. 7, с. 377.

93

Г. Б. Слиозберг. Дела минувших дней: Записки русского еврея: В 3 т. Париж, 1933–1934. Т. 3, с. 360.

94

КЕЭ, Т. 7, с. 377.

95

Речь, 1917, 25 марта, с. 6.

96

Речь, 1917, 25 марта, с. 6.

97

Р. Г. Винавер. Воспоминания (Нью-Йорк, 1944) // Хранение Гуверского Института Войны, Революции и Мира – Стэнфорд, Калифорния. Машинопись, с. 92.

98

Русская воля, 1917, 29 марта, с. 5.

99

Г. Б. Слиозберг. Дела минувших дней…, Т. 3, с. 360.

100

Б. Орлов. Россия без евреев // «22»: Обществ. – политический и литературный журнал еврейской интеллигенции из СССР в Израиле. Тель-Авив, 1988, № 60, с. 157.

101

Речь, 1917, 17 марта, с. 5.

102

Падение царского режима: Стенографические отчёты допросов и показаний, данных в 1917 г. в Чрезвычайной Следственной Комиссии Временного Правительства. Л.: ГИЗ, 1924. Т. 1, с. 119–121, 429.

103

Русская воля, 1917, 21 апреля, с. 4.

104

Известия Петроградского Совета Рабочих и Солдатских Депутатов (далее – Известия), 1917, 6 марта, с. 4.

105

Известия, 1917, 6 марта, с. 2.

106

Например: Биржевые ведомости, 1917, 8 и 12 апреля; Русская воля, 1917, 9 апреля; Известия, 1917, 15 и 28 апреля; и др.

107

Еврейская Энциклопедия: В 16 т. СПб.: Общество для Научных Еврейских Изданий и Изд‑во Брокгауз – Ефрон, 1906–1913. Т. 15, с. 281–284.

108

Известия, 1917, 26 марта, с. 2.

109

Русская воля, 1917, 15 апреля, с. 4.

110

Биржевые ведомости, 1917, 23 апреля, с. 3.

111

Биржевые ведомости, 1917, 19 мая, с .1.

112

День, 1917, 10 мая.

113

Биржевые ведомости, 1917, 11 марта, с. 2.

114

Биржевые ведомости, 1917, 10 марта, с. 6.

115

Речь, 1917, 10 марта, с. 3.

116

Encyclopaedia Judaica. Jerusalem: Keter Publishing House, 1971, vol. 14, p. 961.

117

Г. Я. Аронсон. Интервью радиостанции «Свобода» // Воспоминания о революции 1917 года. Интервью № 66, Мюнхен, 1966, с. 13–14.

118

Г. Аронсон. Революционная юность: Воспоминания, 1903–1917 // Inter-University Project on the History of the Menshevik Movement, Paper № 6. New York, August 1961, p .133.

119

КЕЭ, Т. 7, с. 378.

120

В. Набоков. Временное Правительство // Архив Русской Революции, издаваемый И. В. Гессеном: [В 22 т.]. Берлин: Слово, 1922–1937. Т. 1, с. 15.

121

А. Балк. Последние пять дней царского Петрограда (23–28 февраля 1917): Дневник последнего Петроградского Градоначальника // Хранение Гуверского Института. Машинопись, с. 16.

122

Октябрьская революция перед судом американских сенаторов: Официальный отчёт «овермэнской комиссии» Сената. М.; Л.: ГИЗ, 1927, с. 5.

123

Д. О. Заславский, Вл. А. Канторович. Хроника Февральской революции. Пг.: Былое, 1924. Т. 1, с. 63, 65.

124

Российская Еврейская Энциклопедия. М., 1994–… Т. 2, с. 502.

125

КЕЭ, Т. 7, с. 381.

126

Г. А. Ландау. Революционные идеи в еврейской общественности // Россия и евреи: Сб. 1 / Отечественное объединение русских евреев за границей. Париж: YMCA-Press, 1978 (1‑е изд. – Берлин: Основа, 1924), с. 116.

127

Claude Anet. La rèvolution russe: Juin – Novembre 1917. Paris: Payot et C-ie, 1918, p. 61.

128

В. Б. Станкевич. Воспоминания, 1914–1919. Берлин: Изд‑во И. П. Ладыжникова, 1920, с. 86.

129

Дело народа, 1917, 25 марта, с. 3.

130

Русская воля, 1917, 14 апреля, с. 1; 20 апреля, с. 1; Речь, 1917, 16 апреля, с. 1; 20 апреля, с. 1.

131

Русская воля, 1917, 23 апреля, с. 4.

132

Биржевые ведомости, 1917, 24 мая, с. 2.

133

Например: Русская воля, 1917, 10 мая, с. 5; Биржевые ведомости, 1917, 9 мая, с. 5; 1 июня, с. 6; Речь, 1917, 29 июля, с. 6.

134

Краткая Еврейская Энциклопедия (далее – КЕЭ): [В 10 т.]. Иерусалим, 1976–2001. Т. 7, с. 399.

135

КЕЭ, Т. 7, с. 380–381.

136

КЕЭ, Т. 7, с. 379.

137

Г. Аронсон. Еврейская общественность в России в 1917–1918 // [Сб.] Книга о русском еврействе, 1917–1967 (далее – КРЕ–2). Нью-Йорк: Союз Русских Евреев, 1968, с. 6.

138

КЕЭ, Т. 7, с. 378.

139

Известия, 1917, 9 апреля, с. 4.

140

КЕЭ, Т. 7, с. 378–379.

141

КЕЭ, Т. 7, с. 378.

142

Известия, 1917, 15 сентября, с. 2.

143

КЕЭ, Т. 6, с. 85; Т. 7, с. 379.

144

КЕЭ, Т. 7, с. 378.

145

Биржевые ведомости, 1917, 12 апреля, с. 4.

146

КЕЭ, Т. 6, с. 463, 464.

147

Д. С. Пасманик. Чего же мы добиваемся? // Россия и евреи: Сб. 1 (далее – РиЕ) / Отечественное объединение русских евреев за границей. Париж: YMCA-Press, 1978 (1‑е изд. – Берлин: Основа, 1924), с. 211.

148

КЕЭ, Т. 7, с. 378.

149

КЕЭ, Т. 7, с. 379.

150

КЕЭ, Т. 7, с. 380–381.

151

КЕЭ, Т. 7, с. 379.

152

Речь, 1917, 27 апреля, с. 3.

153

КЕЭ, Т. 7, с. 378.

154

Русская воля, 1917, 25 апреля, с. 5.

155

А. И. Деникин. Очерки Русской Смуты. Париж, 1922. Т. 1: Крушение власти и армии. Февраль – Сентябрь 1917. Вып. 2, с. 129–130.

156

КЕЭ, Т. 7, с. 379.

157

Биржевые ведомости, 1917, 5 мая, с. 2.

158

КЕЭ, Т. 4, с. 775.

159

КЕЭ, Т. 5, с. 475.

160

Общее дело, 1917, 14 октября; 16 октября.

161

Э. Саттон. Уолл-стрит и большевицкая революция / Пер. с англ. М., 1998, с. 14–36.

162

Речь, 1917, 27 июня, с. 3; 28 июня, с. 2–3.

163

Речь, 1917, 2 августа, с. 3.

164

Высший Совет Народного Хозяйства.

165

Российская Еврейская Энциклопедия (далее – РЕЭ). М., 1994– … Т. 1, с. 240, 427; Т. 2, с. 124; Т. 3, с. 29, 179, 280.

166

РЕЭ, Т. 1, с. 473; Т. 3, с. 41.

167

Народное сопротивление коммунизму в России: Урал и Прикамье. Ноябрь 1917 – январь 1919 / Сост. М. Бернштам. Париж: YMCA-Press, 1982. – Исследования новейшей русской истории (ИНРИ). [Т.] 3, с. 356.

168

РЕЭ, Т. 2, с. 85; Т. 3, с. 106.

169

РЕЭ, Т. 3, с. 224, 505; Т. 1, с. 239.

170

Речь, 1917, 28 июня, с. 2.

171

Русская воля, 1917, 13 апреля, с. 3.

172

Русская воля, 1917, 9 апреля, с. 3.

173

Биржевые ведомости, 1917, 7 мая, с. 3.

174

Г. Аронсон. Еврейская общественность… // КРЕ–2, с. 7.

175

КЕЭ, Т. 7, с. 381.

176

КЕЭ, Т. 7, с. 381.

177

И. О. Левин. Евреи в революции // РиЕ, с. 124.

178

КЕЭ, Т. 7, с. 399.

179

Г. Аронсон. Еврейская общественность… // КРЕ–2, с. 10; КЕЭ, Т. 7, с. 381.

180

РЕЭ, Т. 3, с. 162, 293.

181

Г. Аронсон. Еврейская общественность… // КРЕ–2, с. 7.