Книга Избранные творения в двух томах. Том 2 - читать онлайн бесплатно, автор Святитель Игнатий (Брянчанинов). Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Избранные творения в двух томах. Том 2
Избранные творения в двух томах. Том 2
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Избранные творения в двух томах. Том 2

Плоть наша, – любомудрствует преподобный Марк, – взята от земли и свойством своим подобна земле: для нее необходимо возделывание.

Познав значение и силу духовных оружий – милостыни, поста и молитвы, поспешим препоясаться этими оружиями.

* * *

Вшествие на необъезженном жребце в Иерусалим есть повторение пророчества Моисеева, повторение не словами, символом. Моисей предвозвестил, что язычники возвеселятся о Господе, а иудеи будут отвергнуты: здесь неукрощенное жребя, на немже никтоже николиже от человек вседе, изображает язычников.

Господь возлагает на осля ризы, на него восседает и совершает на нем вшествие в Иерусалим. Это значит: по оставлении греховной жизни человек приводится к Евангелию, и облачается, как бы в апостольские ризы, в подробнейшее и тончайшее познание Христа и Его заповедей. Тогда восседает на него Господь духовным явлением ему и духовным обитанием в нем.

[Царь – ] Он кроток и смирен сердцем 54, и наставит кроткия на суд, научит кроткия путем своим 55. Бог наш восседает и шествует на Херувимах. Шествует Царь, входя во святый град Божий и вводя в него святые души. Осанна в вышних! Благословен грядый, Царь Израилев.

* * *

«Покаяние во грехе, – сказал некоторый великий Отец, – заключается в том, чтоб сознать свой грех, раскаяться в нем и уже не повторять его».

Аще кто любит Мя, – сказал Христос, – слово Мое соблюдет: и Отец Мой возлюбит его, и к Нему приидем, и обитель у Него сотворим 56. Возмите врата, князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы.

* * *

Совершает укрепление сердца человеческого хлеб, сшедый с небесе, хлеб жизни 57. Этот хлеб – Господь наш Иисус Христос. Он сказал: Аз есмь хлеб животный, иже сшедый с небесе: аще кто снесть от хлеба сего, жив будет во веки. И хлеб, егоже Аз дам, плоть Моя есть, юже Аз дам за живот мира. Ядый Moю плоть, и пияй Мою кровь, во Мне пребывает, и Аз в нем 58.

Аминь, аминь глаголю вам, – сказал Господь, – аще не снесте плоти Сына человеческаго, ни пиете крове Его, живота не имате в себе 59.

Зло явилось от свободного произволения разумных тварей.

Рожденное от плоти плоть есть, рожденное от Духа, дух есть 60. Христиане родившись от Адама в смерть, рождаются крещением в жизнь, рождаются от Бога, рождаются уже чадами Божиими 61.

Прилепляяйся Господеви, един дух есть с Господем 62. Господь – Дух, и человека, прилепляющегося к Господу, Господь соединяет с Собою. Жительство по Евангельским заповедям, молитва в сокрушении духа вводят в соединение с Господом; навершается это соединение Божественной благодатью и причащением Всесвятых Божественных Тела и Крови Христовых.

* * *

Сильные, славные, разумные осыпали Бога ругательствами и насмешками, – разбойник обратился к Нему с благовременной и успешной молитвою: Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии си 63.

Стояла при кресте и распятом на нем Господе Приснодева Богоматерь. Как мечом пронзено было печалью Ее сердце: предсказание святого старца Симеона исполнялось 64. Но Она ведала, что на кресте совершается искупление рода человеческого, Она ведала, что Сын Ее, Сын Божий, благоизволил взойти на крест и принести Себя в примирительную жертву за отверженное человечество; Она ведала, что Господь, совершив искупление человеков смертью, воскреснет и совоскресит с Собою человечество; Она ведала это – и безмолвствовала.

Стоял при кресте возлюбленный ученик Господа. Он смотрел на высоту креста, – в непостижимой любви добровольной Жертвы созерцал Любовь Божественную. Божественная Любовь есть источник Богословия. Она – дар Святого Духа, и Богословие – дар Святого Духа 65. Она открыла апостолам таинственное значение искупления.

Внезапно раздался с креста глас распятого Господа к Приснодеве: Жено, се сын Твой; потом глас к возлюбленному ученику: Се Мати твоя 66. Уничтожая на древе крестном грех праотцев, совершенный ими при древе райском, рождая человечество в новую жизнь животворной смертью, Господь вступает в права Родоначальника человеческого и объявляется Свою по человечеству Матерь матерью ученика и всех учеников Своих, христианского племени.

* * * Блажени невидевшии и веровавше 67. Этими словами Господь совокупил с апостолами воедино всех верующих всей земли и всех времен. Участниками блаженства апостолов Он соделывает всех чад Церкви.

Три века продолжалась кровавая борьба между волками и агнцами. Одни действовали мечом, огнем, зверями, душной темницей, голодом и жаждой, всеми средствами мучения и убийства; другие сражались силой духа, силой веры, силой Божией, претерпевая ужаснейшие пытки, великодушно умирая за веру. Победа увенчала борьбу трехвековую, и в начале четвертого столетия вера христианская сделалась господствующей в мире. Преклонились пред учением некнижных рыбарей и сильные, и мудрые земли; преклонились пред ним все народы. Крест, доселе знамение поносной казни, соделался знамением высшей почести: носят его на главах и персях цари и архиереи; увенчивает он храмы истинного Бога; он служит знамением каждого православного христианина, знамением его веры, его надежды, его любви.

* * *

 [Иосиф, ] член Синедриона, пред лицом Синедриона, совершившего богоубийство, пред лицом Иерусалима, принявшего участие в богоубийстке, снимает с креста тело Богочеловека, убитого человеками, относит в сад, расположенный близ городских ворот и стен. Там, в уединении и тишине, под тенью дерев, в новом гробе, иссеченном в цельной каменной скале, при обильном пролиянии аромат и мастей, полагает тело, которым искуплены и тела, и души всех человеков, обвив это тело чистейшими пеленами, как обвивается и укрывается драгоценное сокровище. В погребении Господа принял участие другой член Синедриона, Никодим, приходивший ночью к Господу, признавший Господа посланником Бога.

Святые жены не уступают и мужественном самоотвержении Иосифу.

* * *

Грех – причина всех скорбей человека и во времени, и в вечности.

Три казни определены правосудием Божиим всему человечеству за согрешения всего человечества. Первой казнью была вечная смерть, которой подверглось все человечество в корне своем, в праотцах, за преслушание Бога в раю. Второй казнью был всемирный потом за допущенное человечеством преобладание плоти над духом, за низведение человечества к жизни и достоинству бессловесных. Последней казнью должно быть разрушение и кончина этого видимого мира за отступление от Искупителя, за окончательное уклонение человеков в общение с ангелами отверженными.

Нередко особенный род греха объемлет целые общества человеческие и навлекает на них казнь Божию. Так содомляне были пожжены огнем, ниспадшим с неба, за преступное угождение плоти; так израильтяне были не раз предаваемы иноплеменникам за уклонение в идолопоклонство; так камень на камне не остался в великолепном Иерусалиме, построенном из чудных камней, а жители его погибли от меча римлян за отвержение Спасителя и богоубийство.

Путь земной жизни для всех святых был путем многотрудным, тернистым, исполненным лишений, обставленным бесчисленными напастями.

Начальная причина страданий человеческих – грех. Попуская грешникам скорби Бог возбуждает их к тому, чтоб они опомнились, чтоб они остановились среди неудержимого увлечения своего, вспомнили о вечности.

* * *

Истиннии поклонницы поклонятся Отцу Духом и Истиною: ибо Отец таковых ищет поклоняющихся Ему 68.

Истина есть Господь наш Иисус Христос, как Он засвидетельствовал о Себе: Аз есмь путь и истина и живот 69. Истина есть Слово Божие: Слово Твое истина есть 70. Это Слово плоть бысть, и вселися в ны, и видехом славу Его, славу яко Единороднаго от Отца, исполнь благодати и истины 71. Бога никтоже виде нигдеже, но Слово Божие, Единородный Сын, сый в лоне Отчи, Той исповeда 72. Исповедал пред человеками, вполне явил человекам Бога Сын Божий, Слово Божие; явил Сын Божий человекам недоступную им истину, засвидетельствовав и запечатлев неоспоримо истину обильнейшим преподанием Божественной благодати.

Истина имеет свойственный Себе Дух. Этот Дух именуется Духом Истины 73. Он – Дух, от Отца исходящий 74. Он – Дух Святой Божий 75. Он – Дух Сына 76, как неотступно соприсутствующий Сыну, как составляющий со Отцом и Сыном единое нераздельное и неслитное Божеское Существо.

Никтоже приидет ко Отцу токмо Мною 77, – сказал Господь.

Аще вы пребудете в словеси Моем, – сказал Господь, – воистину ученицы Мои будете. И уразумеете Истину, и Истина свободит вы 78.

Последуем Истине, и наследуем Истину. Истина освобождает человеческий ум от невидимых уз заблуждения, которым оковал его грех.

Одна вера во Христа доставляет познание Истины. Один истинный христианин, христианин верою и делами, может быть истинным поклонником Бога, поклоняющимся и служащим Богу, как Отцу, Духом и Истиною.

* * *

Добродетель, противоположная гордости и особенному выражению ее в самом духе человеческом – самомнению – есть смирение.

Что такое смиренномудрие? Смиренномудрие есть правильное понятие человека о человечестве: следовательно, оно есть правильное понятие человека о самом себе.

Добродетель – смирение – получила свое наименование от рождаемого ею внутреннего сердечного мира.

Такое определение смирению и смиренномудрию указано Самим Господом. Он сказал: Аще уразумеете истину: то истина свободит вы 79. Божественная Истина – Господь наш Иисус Христос 80. Он возвестил: Научитеся от Меня, от Божественной Истины, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим 81. Смиренномудрие есть образ мыслей человека о себе и о человечестве, внушенный и внушаемый Божественной Истиной.

Будем подражать святому апостолу Павлу и прочим святым угодникам Божиим; приступим к Богу, вполне отвергнув пагубное самомнение, при посредстве смирения. При посредстве смирения прилепимся к Богу, привлечем к себе посредством смирения внимание и милосердие Бога нашего, Который сказал: На кого воззрю, точию на кроткаго и смиреннаго и трепещущаго словес Моих 82. Бог сказал: Не приидох призвати праведники, но грешники на покаяние 83. Сердце наше да будет наздано смирением.

* * *

Всяк, иже исповесть Мя пред человеки, исповем его и Аз пред Отцем Моим, Иже на небесех. А иже отвержется Мене пред человеки, отвергуся его и Аз пред Отцем Моим, Иже на небесех 84. Иже аще постыдится Мене, – сказал Господь, – и Моих словес в роде сем прелюбодейнем и грешнем, и Сын человеческий постыдится его, егда приидет во славе Отца Своего со Ангелы святыми 85. Не только должно исповедать Господа, не только должно признать Божество и владычество Его, – должно исповедать учение Его, должно исповедать заповеди Его. Заповеди исповедуются исполнением их.

Все земные блага и преимущества оставляют человека, остаются на земле, когда человек, по неизбежному и неумолимому закону смерти, оставит землю, переселится невозвратно в вечность.

Да даруется нам, за точное исповедание Господа, наследовать живот вечный, уготованный для всех нас непостижимой, безграничной милостью искупившего нас Собою Господа. Аминь.

* * *

Во всеуслышание человечества возвещает Спаситель мира о Себе: не приидох призвати праведники, но грешники на покаяние.

Верою и любовию приступим, да причастники жизни вечныя будем.

* * *

Ощущения наши находятся под влиянием помыслов, возникающихв нас самих и приносимых нам духами злобы, врагами рода человеческого. То обуревает нас печаль, то возмущены мы гневом; то увлечены сладострастием, то восхищены тщеславием и гордостью.

Святой Петр не утопал [когда пошел по морю] до того времени, до которого твердо верил, что он действует по повелению Божию. Апостол Петр, начавши утопать, возопил ко Господу.

Подобно апостолу Петру, должно вопиять от всей души ко Господу. Воззовет ко Мне, – говорит Господь, – и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое 86.

Любящим Бога, – сказал апостол, – вся поспешествуют во благое 87, не только внешние скорби и напасти, но и скорби, производимые восстанием и бурею страстей.

* * *

Милость и суд воспою Тебе Господи: пою и разумею пути непорочне 88.

Милость и суд, сообщаемые человеку Евангельским учением, основаны на вере в Бога, на вере живой, выражающейся делами, всем поведением.

Богоугодное жительство должно быть всецело основано на вере. Праведный от веры жив будет 89, – говорит Писание: право слово Господне, вся дела Его в вере 90. Без веры невозможно угодити Богу 91. Вера научает направлять все действия по Евангельским заповедям.

Правитель обязан восстановить, во-первых, законное, Богом предначертанное управление в самом себе.

* * * Города Содом и Гоморра были расположены на плодоноснейшей долине под счастливым небом Палестины. Беззаконие Содомы состояло в гордости, в сытости хлеба и в изобилии вина 92. От пресыщения обыкновенно образуется плотское состояние, неразлучное с плотским мудрованием, или образом мыслей человека, приложившагося скотом несмысленным и уподобившагося им 93. Гордый чужд Богопочитания, чужд страха Божия, уважения к закону Божию и гражданскому, чужд уважения к ближнему.

Человецы, сущии в Содоме, – говорит Писание, – зли и грешны пред Богом зело 94.

Вопль Содомский и Гоморский умножися ко Mне, – вещает Бог возлюбленному Пророку Своему, – и греси их велицы зело.

* * *

Се же есть живот вечный, да знают Тебе единаго истиннаго Бога, и егоже послал еси Иисус Христа 95. Живая вера – зрение и познание Бога 96. Живая вера – жизнь, посвященная всецело благочестию и умерщвлению для мира. Живая вера – дар Божий.

* * * Веруяй в Сына (Божия) имать живот вечный: а иже не верует в Сына, не узрит живота, но гнев Божий пребывает на нем 97. Так определяет неложное Божие Слово.

Вдохновенный законодатель произнес к Израилю грозное предсказание о той участи, которая наконец постигнет их в Земле Обетованной: Наведет Господь на тя, – говорит Моисей, – язык издалека, от края земли, аки устремление орле: язык, его же не уразумеши глагола, язык безстуден лицеем, иже не удивится лицу старчу, и юна не помилует 98. Верно изображены Моисеем римляне, которые тогда еще не существовали, – уже существовали в предопределении Божием; верно изображен их военный характер, уподобленный стремительности, хищности и силе орла, сознаваемый самими римлянами, увенчавшими свои знамена орлами.

Язык безстудый лицем, этот неродившийся народ, – продолжает Моисей, предвозвещает Израилю, – пояст плоды скотов твоих, и плоды земли твоея, яко не оставит тебе пшеницы, ни вина, ни елеа, стад волов твоих и паств овец твоих, дондеже погубит тя. И сокрушит тя во всех градех твоих доидеже раззорятся стены твоя высокия и крепкия, на нихже ты уповаеши, во всей земли твоей: и озлобит тя во всех градех твоих, яже даде тебе Господь Бог твой 99. Пророчество исполнилось в точности: римляне взяли и разрушили крепости иудейские, одну вслед за другой, опустошили страну, потом подступили к Иерусалиму. Иерусалим был окружен на большое пространство вековыми масличными садами. Римляне вырубили сады для устройства стенобитных машин и для других потребностей лагеря, – таким образом великолепную местность обратили в голую пустыню. После продолжительной осады они взяли город, сожгли знаменитый храм, разрушили здания и стены, не оставили камня на камне.

Ужасное бедствие осажденных во время осады Моисей изображает так: Снеси чада утробы твоея, плоть сынов и дщерей твоих, ихже даде тебе Господь Бог твой, в тесноте твоей и в скорби твоей, еюже оскорбит тя враг твой 100. Все это совершилось над Израилем, исполнившись меру своих беззаконий богоубийством.

Более миллиона иудеев погибло во время осады насильственной смертью; около ста тысяч взято в плен. Пленные были посажены на корабли, перевезены в Египет, там, на рынках многолюдной Александрии, распроданы в рабство по самой низкой цене. И этим действием римляне исполнили пророчество Моисея. Израилю, только что совершившему трудное, сорокалетнее путешествие по пустыне Аравийской из Египта в землю Ханаанскую, предвещает законодатель: И возвратит тя Господь Бог во Египет в кораблях, и на пути егоже рекох, не приложите к сему видети его, и продани будете тамо врагом вашим в рабы и в рабыни, и не будет купующаго 101. Две тысячи пятьсот пленных иудеев погибло в Кесарии от огня, от зверей, от меча гладиаторов на народном празднестве, которое давал Тит, вождь победителей, вслед за взятием Иерусалима.

Прочие иудеи, рассеянные по всему тогда известному миру, подверглись строгому надзору, подозрениям, притеснениям, гонению. Разсеет Тя Господь Бог твой, – продолжает Моисей чудное пророчество, – во вся языки, от края земли даже до края ея 102.

То была страна Обетованная, страна, столь обильная, что Священное Писание именует ее текущею медом и млеком. Впоследствии почва Земли Обетованной изменилась, утратила свое благословенное плодородие. Там, где прежде обитали миллионы, ныне обитают десятки тысяч, содержась очень скудно.

Чуждый – то есть иностранец, говорит Моисей – иже придет от земли долекия, и узрит язвы земли оныя – некогда Земли Обетованной – недуги ея, яже посла Господь на ню жупел и соль сожженную: вся земля ея не насеется, ни прозябнет, ниже возникнет на ней всяк злак… И рекут вси языцы: почто сотвори Господь сице земли сей? И рекут: яко оставиша завет Господа Бога отец своих, егоже завеща отцем их 103. Отвергши Мессию, совершивши богоубийство, израильтяне окончательно разрушили завет с Богом.

Отступление нового Израиля от Спасителя к концу времен примет обширное развитие, как предвозвестил апостол: Отступление приидет прежде, а потом, как последствие и плод отступления, открыется человек беззакония, сын погибели 104.

Вера во Христа едва будет существовать, как возвестил Сам Господь: Сын Человеческий пришед убо обрящет ли веру на земли? 105 Вещественные временные занятия и наслаждения привлекут к себе всецело внимание человечества. Якоже бысть во дни Ноевы, – говорит Евангелие, – тако будет и во дни Сына Человеческаго: ядяху, пияху, женяхуся, посягаху, до него же дне вниде Ное в ковчег: и прииде потоп, и погуби вся. Такождеи яко же бысть во дни Лотовы: ядяху, пияху, куповаху, продаяху, саждах, здаху 106. Обильное земное преуспеяние и огромные земные предприятия, как очевидные для всех, выставлены

Аще кто любит мир, то есть земную жизнь с ее преуспеянием и наслаждением, – несть любве Отчи, т. е. Божией, в нем 107. He можете Богу работати и мамоне, т. е. Богу и земному преуспеянию 108.

Обманула ветхого Израиля мечта о высшем земном преуспеянии, обманут нового Израиля подобная мечта и подобное стремление. Постигли временные и вечные бедствия ветхого Израиля за отвержение Искупителя: эти бедствия – слабый образ страшных бедствий, долженствующих быть карой нового Израиля за его преступление.

Мы должны поводить жизнь при особенном внимании Новому Завету, в который благоволил Бог вступить с нами, соединив нас с Собою святыми таинствами, объявив нам Свою всесвятую и совершенную волю в Евангелии, увенчавая верных сынов Нового Завета явным и ощутительным даром Святого Духа.

Большинство человеков, упоенное лживым и обольстительным учением духов отверженных 109, обуявшее от действия в них этого учения, презрело Слово Божие, не ведает и не хочет уведать его. Нужно, крайне нужно внимание к Слову Божию, оправдываемому самыми событиями враждебного ему времени и настроения, да не когда отпаднем! Нужно, нужно это внимание, чтоб не лишиться невозвратно спасения.

* * *

Начальной причиной духовного, вечного блаженства для человека служит тщательное изучение закона Божия и жительство по закону Божию.

Те, которым предоставлено распоряжение земными благами, должны особенно охраняться от злоупотребления ими. Славные и сильные земли! Ваше назначение – быть благодетелями человеков и чрез благотворение ближним быть благодетелями самим себе.

Временное богатство названо неправедным, потому что оно – следствие падения. Временное богатство названо чужим, оно и само по себе уничтожается и постоянно переходит из рук в руки; оно не свойственно человеку, служит обличением его нужды в вспоможении себе, обличением падения его.

Употребляя ваше имущество на роскошь и увеселения, вы попираете закон Божий, отнимаете у ближних то, что Бог поручил вам раздать им. Предаваясь пиршествам и увеселениям, вы губите сами себя. Вы порабощаете дух телу; вы заглушаете, умерщвляете душу; забываете о Боге, о вечности, утрачиваете самую веру.

Горе вам, – возвестил Спаситель, – богатым, злоупотребляющим богатством вашим: яко отстоите утешения вашего. Горе вам, насыщеннии ныне: яко взалчете. Горе вам, смеющимся ныне, яко возрыдаете и восплачете 110. – Дадите милостыню, сотворите себе влагалища неветшающа, сокровище неоскудеемо на небесех 111.

Сотворите себе други от мамоны неправды, да, егда оскудеете, примут вас в вечные кровы! Точно вы оскудеете, оскудеете в полном смысле, когда, при таинственном действии смерти, оставите на земле все, принадлежащее земле и заимствованное от земли, когда оставите на ней самые тела ваши! Небожители да примут вас тогда в вечныя кровы 112, в райские обители!

* * *

Истинной молитвы истинный учитель – один Бог.

Молитва Господня начинается с воззвания: Отче наш! Такое воззвание к Богу мог дозволить один Бог. Он дозволил; если же Он дозволил, то и даровал. Сын Божий, соделавшись человеком, соделал человеков сынами Божиими, и Своими братьями. Он относится к Богу Отцу по праву естества: Отче наш! – и нам дарует благодатное право приступать к Богу, как к Отцу.

Да святится имя Твое в моем душевном храме!

Да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли. Небом названы небожители; ими воля Божия совершается непорочно, неупустительно. К воле Божией они уже не примешивают своей воли! У них уже нет отдельной воли! Воля их слилась воедино с волей Божией.

Всецелое соединение воли человеческой с волей Божией есть состояние совершенства, какого может только достичь разумное создание Божие. Это совершенство имеют Ангелы.

Хлеб, подаваемый Сыном Божиим, есть всесвятая плоть Его, которую Он дал за живот мира 113. К чудной пище присоединено столько же чудное питие. Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь, во Мне пребывает, и Аз в нем 114.

Обыкновенная пища сынов ветхого Адама, общая им с бессловесными животными, истребляемая пищеварением и не могущая устранять смерти, это брашно гиблющее 115. [Но вот] Явился хлеб насущный, хлеб небесный, хлеб, уничтожающий смерть, преподающий вечную жизнь 116.

Началом молитвы Господней, которым дозволено человеку относиться к Богу, как к Отцу, объясняется причина возвышеннейших прошений, составляющих молитву. Сын может просить у отца всего, что имеет отец.

Ищите прежде Царствия Божия и правды его, той Божественной праведности, которая вводит в него, и сия вся, все потребности земной жизни, приложатся вам 117.

* * *

Возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего, и от всея души твоея, и всею крепостию твоею и всем помышлением твоим 118.

Святой апостол Павел говорит, что любовь Божия изливается в сердца наши Святым Духом 119.

Изучение и исполнение воли Божией признается верным признаком любви к Богу Самим Богом. Имеяй заповеди Моя, – сказал Спаситель, – и соблюдаяй их, той есть любяй Мя. Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет. Не любяй Мя, словес Моих не соблюдет 120.

Говорит апостол: Представите телеса ваша жертву живу, святу, благоугодну Богови 121. Подобает бо тленному сему телу облещися в нетление, и мертвенному сему облещися в безсмертие 122. Сеется тело душевное, возстает тело духовное 123.

Предзрех Господа пред мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся 124, – говорит Пророк. Живое и постоянное памятование Бога есть видение Бога.

«Нет ничего быстрее ума, – сказал преподобный Варсонофий Великий, – возведи его к Богу» при всякой встретившейся нужде.