Псалтирь или Богомысленные размышления, извлеченные из творений святого отца нашего Ефрема Сирина и расположенные по порядку псалмов Давидовых
Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви
ИС 13-305-0397
Текст приводится по изданию: Псалтирь, или Богомысленные размышления, извлеченные из творений святого отца нашего Ефрема Сирианина и расположенные по порядку псалмов Давидовых. – М, Афонский Русский Пантелеимонов монастырь, 1913. Издание 9-е.
Предисловие
Святителя феофана затворника к первому изданию
Псалтирь, или Богомысленные размышления, извлеченные из творений святого отца нашего Ефрема Сирианина и расположенные по порядку псалмов Давидовых» – такое название дается настоящему изданию, заключающему в себе избранные молитвенные к Богу возношения святого преподобного Ефрема Сирина, ибо Псалтирь и есть книга богохвалений, или молитвенных к Богу возношений. Святой Ефрем исполнен был благодати Божией и, ею движимый, изливал пред Богом сердечные молитвы свои.
Возгревать в себе дух благодатный есть долг всякого христианина. Главное средство к тому – молитва. В ком возгрета благодать, тот и сам молится как должно, когда благодатная сила в нем в движении, но кто не дошел еще до того, тому необходимо самую молитву воспитывать в себе, воспитывается же она духодвижимыми молитвами, излившимися из пламеневших благодатью душ. Вот почему Святая Церковь дает в руки православным христианам молитвенники; этому же способствовать может и настоящее издание избранных молитв.
Как между пророками святой Давид есть по преимуществу псалмопевец, так между святыми отцами святой Ефрем есть по преимуществу молитвенник. Душа его ни одного божественного предмета не могла коснуться без того, чтобы не восторгаться горе в молитвенных излияниях чувств. Оттого писания его преисполнены молитв. Сего святого отца по справедливости можно назвать христианским псалмопевцем.
Мерой числа выбранных статей послужило число псалмов богодухновенной Псалтири, а указателем содержания их – содержание псалмов. В псалмах кроме молитв есть догмат, есть история, есть нравоучение. Такого же содержания статьи внесены и в настоящее издание избранных молитв из писаний святого Ефрема.
Из догматов у нас исстари при Псалтири печатаются исповедания веры святого Афанасия Великого и святого Максима Исповедника о Пресвятой Троице и о воплощении Бога Слова. Изложение этих догматов взято здесь из святого Ефрема. История в псалмах есть история народа Божия. История в молитвах святого Ефрема есть история всякого христианина, которая внешне определяется рождением, житием на земле, смертью, воскресением и вечной участью, а внутренне состоит преимущественно из борьбы с грехом, из восстаний и падений, из светлых состояний в добре и из мрачных пребываний во зле. В писаниях святого Ефрема всё это изображено в самых тонких оттенках и в самых разнообразных подробностях. Это преимущественная часть нашего издания.
Нравоучение в Псалтири составляет содержание большей части псалмов. В соответствие им из святого Ефрема взяты «блаженства» и «горе» с прибавлением других очень немногих статей под заглавием «Уроки жизни». Внести и нравоучительные статьи в Псалтирь нашу заставило желание разнообразить ее содержание, а избирать преимущественно указанные статьи располагало то, что по форме выражения они очень подходят к молитвенным оборотам речи.
Подражая богодуховенной Псалтири в числе и содержании статей, подражаем ей и в разделении, какое дается ей в церковном употреблении: 150 статей разделены на 20 отделений, как Псалтирь – на 20 кафизм. В начале каждого почти из двадцати отделений помещается догмат, а в конце нравоучение – «Уроки жизни».
Имелось в виду, чтобы каждая молитва содержала нечто особое. Со вниманием читающий тотчас заметит это при всей, по-видимому, одинаковости молитвенных оборотов речи. Но и для того, кому иные молитвы покажутся одинаковыми, не должно быть скучно читать их, как не скучно любящему молиться повторять неисчетное число раз: «Господи, помилуй» или: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго».
Сопровождаем сию Псалтирь желанием искренним, чтобы всякий, раскрывающий ее, всегда находил в ней для себя нужное по состоянию своего духа: то вразумление, то сокрушение, то воодушевление, то утешение.
Молитвами святого отца нашего Ефрема Сирина да подаст сие Господь всем нам!
Тропарь и кондак преподобному Ефрему Сирину
Тропарь преподобному Ефрему, глас 8Слез твои́х тече́ньми пусты́ни безпло́дное возде́лал еси́, и и́же из глубины́ воздыха́нь ми во сто трудо́в уплодоноси́л еси́, и был еси́ свети́льник вселе́нней, сия́я чудесы́, Ефре́ме о́тче наш, моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Кондак, глас 2-йЧас при́сно прови́дя Суда́, рыда́л еси́ го́рько, Ефре́ме, я́ко любобезмо́лвный, де́лателен же был еси́ в де́лех учи́тель, преподо́бне. Те́мже, о́тче всеми́рный, лени́выя воздвиза́еши к покая́нию.
Отделение первое
1. Блаженства
Блажен, кто о Господе стал совершенно свободен от всего земного в этой суетной жизни и возлюбил единого благого и милосердого Бога.
Блажен, кто стал делателем добродетелей и, как плодоносная нива, приносит великое обилие плодов жизни о Господе.
Блажен, кто, стоя у Божией службы на молитве, и всякий час, как Ангел небесный, имеет чистые помыслы и не дает доступа к себе лукавому, чтоб не взял он в плен душу его и не отвел ее от Бога Спасителя.
Блажен, кто любит святыню (чистоту), как свет, и не осквернил пред Господом тела своего срамными делами лукавого.
Блажен, кто всегда имеет в себе памятование о Боге, потому что таковой на земле есть как Ангел небесный, непрестанно священнодействующий Господу со страхом и любовью.
Блажен, кто любит покаяние, спасающее грешных, и не услаждается грехом, чтоб не явиться неблагодарным пред Спасителем нашим Богом.
Блажен, кто, подобно мужественному воину, хранящему сокровища царские, хранит душу свою и тело неукоризненными о Господе.
Блажен, кто, как Ангел на небе, имеет чистые помыслы и устами песнословит Имеющего власть над всяким дыханием.
Блажен, кто стал подобен серафиму и херувиму и никогда не бывает ленив для духовного священнослужения, неумолчно славословя Господа.
2. Славословие Спасителю
Поклоняюсь Тебе, Владыко, благословляю Тебя, Благий, умоляю Тебя, Святый, припадаю к Тебе, Человеколюбец, и прославляю Тебя, Христе, потому что Ты, Единородный, Владыко всяческих, Единый Безгрешный, за меня, недостойного грешника, предан смерти, и смерти крестной, чтоб освободить душу грешника от греховных уз.
И что воздам Тебе за сие, Владыко? Слава Тебе, Человеколюбче! Слава Тебе, Милосердый! Слава Тебе, Долготерпеливый! Слава Тебе, Прощающий все грехопадения!
Слава Тебе, Снисшедший спасти души наши! Слава Тебе, Воплотившийся во чреве Девы! Слава Тебе, Понесший узы! Слава Тебе, Приявший бичевания! Слава Тебе,
Преданный посмеянию! Слава Тебе, Распятый! Слава Тебе, Погребенный!
Слава Тебе, Воскресший! Слава Тебе, Проповеданный! Слава Тебе, в Которого мы уверовали! Слава Тебе, Вознесшийся на Небо! Слава Тебе, Восседший со славой одесную Отца и паки грядущий с сонмами Ангелов судить всякую душу, уничижавшую святые страдания Твои!
В оный трепетный и страшный час, когда подвигнутся небесные Силы, когда пред славой Твоей со страхом и трепетом будут стоять все ангелы, архангелы, херувимы и серафимы, когда потрясутся основания земли и ужаснется всякое дыхание от несравнимого величества славы Твоея, – в оный час да покроет меня рука Твоя под крылами Своими и да избавится душа моя от страшного огня, и скрежета зубов, и тьмы кромешной, и вечного плача, чтоб и я мог сказать, благословляя Тебя: «Слава Восхотевшему спасти грешника по великим щедротам Своего благоутробия!»
3. Даруй благодать всеудовлетворяющую!
Исцели меня, Господи, и исцелюсь! Единый Премудрый и Милосердый Врач, умоляю благостыню Твою: исцели язвы души моей и просвети очи ума моего, чтоб уразуметь мне всегдашнее Твое о мне домостроительство! И поелику сердце мое и ум мой объюродели, то да исправит их благодать Твоя, эта истинная соль.
Что скажу Тебе, Сердцеведец, испытующий сердца и утробы? Ты Сам знаешь, что, как земля безводная, жаждет Тебя душа моя и вожделевает Тебя сердце мое. Благодать же Твоя всегда насыщала того, кто любит Тебя.
Сего ради как всегда внимал Ты мне, так и ныне не презри моления моего! Ибо вот ум мой, как пленник, ищет Тебя, единого истинного Спасителя.
Пошли же благодать Твою, да насытит глад мой и утолит жажду мою, ибо ненасытимо вожделеваю Тебя, Владыко мой! И кто может насытиться Тобою, если истинно любит Тебя и жаждет света истины Твоей?
Податель света! Исполни прошение мое и даруй мне по молитве моей, источи в сердце мое единую каплю благодати Твоей, да возгорится в сердце моем пламень любви Твоей, как огонь, и, как терния и волчцы, да пояст лукавые помыслы!
Даруй мне сие богатне, яко Бог человеку, подай, как Царь царствующих, умножь, как добрый Отец!
4. В Тебе всё для нас, Господи!
Тебя, Господа, ищем мы в молитве, потому что в Тебе заключено все. Тобою да обогатимся, потому что Ты – богатство, не изменяющееся от перемены времен.
Милосердие Твое да приидет на помощь к нам! Благодать Твоя да защитит нас! Из сокровища Твоего излей на нас врачевство, исцеляющее язвы наши!
Тебя должны мы искать вместо всего иного и кроме Тебя не искать ничего, ибо кто ищет Тебя, тот все находит в Тебе.
В Тебе – богатство для нуждающихся, сердечная радость для скорбящих, врачевство для всех уязвленных, утешение для всех сетующих.
Приими молитву нашу, Господи наш, и даруй нам Себя Самого. В Тебе да живем мы, Тобою да обладаем вместо всего иного, и тогда всё – наше.
Дай нам, Господи, быть Твоими! По милосердию Своему будь и Ты нашим, потому что Праведный Отец дал нам Тебя во врачевство от язв наших.
Наш Ты по воле Отца Твоего, наш Ты и по Твоему изволению. С нами Ты – Эммануил! С нами Ты, яко Господь наш.
Приими от нас молитвы наши, снисшедший к нам Боже наш, приими слезы грешников и окажи милость виновным.
По Своему изволению соединился Ты с нами, будь Ходатаем нашей молитвы. Вознеси ее к Отцу Твоему и утверди мир в душах наших!
5. Будь для нас всем и дай нам Тебе посвятить все свое!
Как зеницу ока сохрани меня, Господи Боже, защити и под крылами Твоими укрой меня от искушений.
Будь стражем ока, чтоб не смотрело оно татски[1]; будь стражем уха, чтоб не внимало оно неправде.
Будь стражем устен, чтоб не исходила из них клевета, осуждение, хула и даже праздное слово.
Будь стражем сердца, чтоб оно не уклонялось в лукавство и не делало беззаконий.
Даруй нам, Господи, познание (что делать) и приложи нам ведение (умение делать).
Даруй нам, Господи наш, быть для Тебя приятнее благовоний и ароматов.
Даруй нам, Господи наш, возлюбить Тебя и возненавидеть мир. Даруй нам, Господи наш, вместо переходящих имений приобрести Тебя Единого.
Даруй нам, Господи наш, принести Тебе три избранные дара. Даруй нам, Господи наш, воскурить пред Тобою три благоуханных кадила. Даруй нам, Господи наш, возжечь Тебе три ярко горящих светильника: дух, душу и тело, сии три дара Единой Троице.
Дух посвятим Отцу, душу посвятим Сыну, тело посвятим Духу Святому – Духу, Который вновь восставит его из праха.
Отче, освяти Себе дух наш! Сыне, освяти Себе душу нашу! Душе Святый, освяти Себе тело наше, изнемогающее от язв!
Даруй нам, Господи наш, возрадоваться о Тебе, и Ты возрадуйся о нас в последний день! Хвала Тебе от духа, души и тела! А нам – щедроты Твои.
6. Надежды оставивших мир
Сын Иессеев, настроив цевницу свою, воспевает: Блаженны непорочные в пути Господни, ходящие в законе Его (Пс. 118, 1). И Спаситель наш в Евангелии жизни сказал: блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят; блажени сетующие, яко тии утешатся; блажени плачущие, яко тии возвеселятся (см.: Мф. 5, 4, 8).
Отрекшимся от мира и от суетных дел его, возненавидевшим похоти его и гнушающимся утехами его в Евангелии спасения дано обетование воздаяния – непереходящий чертог и нескончаемая жизнь.
Из любви к Господу своему оставили они в мире сем родных, родителей, богатства и имение, ибо слышали, что блаженны нищие духом и за сие ожидает их Горнее Царство (Мф. 5, 3).
Тела свои соделали они храмом Духа Святого, строгостью жизни препобедили похоти, несли иго тяжких трудов, из любви к Господу своему презирали жизнь свою.
Распяли они души свои, пригвоздили ко кресту тела свои и подвижничеством своим умилостивили Творца своего.
Они возгнушались чревоугодием и возлюбили воздержание, отгнали от себя плотскую нечистоту и возлюбили целомудрие.
Они избрали себе злострадания (всякие лишения) и возненавидели покой, совлеклись гордости и облеклись в смирение.
Победили они врага и восторжествовали над ним, обратили его в бегство и приобрели себе славу; победили его – и возвеличены, презрели его – и увенчаны.
Отец любит их, и Сын с любовью объемлет, и Дух Святой вселяется в чистые тела их. Христос взывает к ним, говоря: «Приидите, потрудившиеся во имя Мое, войдите в чертог, из которого никогда не выйдут званые!»
На таковых Господь возлагает венцы, и вкушают они блаженство в чертогах Его за скорби, понесенные с Ним с утра до вечера. Горнее Царство ожидает к себе тех, которые одержали победу во брани и прославились тем.
Ангелы по обычаю своему нисходят подкреплять борцов во время брани. Духи стремятся во сретение победителям, именуют их блаженными и говорят: «Приидите, утружденные, успокойтесь от трудов своих: терпением страданий победили вы лукавого».
Рай отверзает им врата свои; вселяются они в обители света и упокоеваются там.
В устах их глас славословия и хвалы Тому, Кто укреплял их во брани.
7. Душа, ощутившая спасение в Господе
Ты, Христе Спасителю, стал для меня путем жизни, ведущим к Отцу. Сей один путь – моя радость, а конец его – Царство Небесное.
Ты, Владыко Иисусе, Сыне Божий, стал для меня путем жизни и просвещением.
Благодать Твоя в сердце раба Твоего стала светом и радостью, которые сладостнее паче меда и сота устам служителя Твоего.
Благодать Твоя в душе раба Твоего стала сокровищем, обогатила нищету его, изгнала бедность и растление.
Благодать Твоя стала для раба Твоего прибежищем, силой, заступлением, возвышением, похвалой, пищей для всей жизни.
Как умолчит раб Твой, Владыко, вкусив великую сладость любви Твоей и благодати? И как опять осмелюсь я положить преграду волнам благодати, изливающимся в сердце грешника и исполненным сладости по множеству дарований?
Воспою славу Владыки небесных Сил, возвеличу благодать Твою, Христе Спасителю, не престану языком моим песнословить любовь Твою.
Любовь Твоя влечет меня к Тебе, Спаситель, хвала жизни моей.
Благодать Твоя делает сладостным для меня то, что ум мой влечется вслед Тебя.
Да будет сердце мое доброй для Тебя землей и благодать Твоя да орошает его росой жизни вечной.
Да пожнет благодать Твоя добрую рукоять на земле сердца моего: сокрушение, поклонение, святыню и все, угодное Тебе всегда.
Возврати душу мою в ограду рая сладости, да пребудет она во свете, чтобы среди райского наслаждения и мне сказать со всеми святыми: «Слава Отцу Бессмертному, поклонение Тому, Кто дает небесные дарования ничтожному, чтобы и он принес драхму славы Царю всех!»
Отделение второе
8. Падшим грешникам одна надежда – Господь распятый
Оплачьте наготу мою, возлюбленные братья мои! Прогневал я Христа порочной жизнью своей. Как Благой сотворил Он меня и дал мне свободу, а я, злоупотребив ею, воздал Ему злом – нечестивыми делами своими.
Господь всяческих сотворил меня совершенным и соделал орудием славы Своей, чтобы я служил Ему и святил имя Его, а я, несчастный, соделал члены свои орудиями греха и творил ими всякую неправду. Увы мне, потому что Он праведно осудит меня.
Срамные дела мои предварят меня на Суде и будут обвинять бедную душу мою. Неотступно умоляю Тебя, Спаситель мой, осени меня крылами Своими и не обнаруживай скверн моих на Великом Суде Твоем, чтоб прославил я благость Твою.
Злые дела, какие делал я пред Господом всяческих, отлучают меня от сообщества святых. И поелику жизнью своей не служил я Богу, как они, то и не имею никакой части в добрых делах их. Увы, я погиб!
Теперь постигает меня горе, чего и достоин я. А если бы подвизался вместе с ними, то, подобно им, был бы прославлен. Но поелику был я нерадив и служил похотям, то и не принадлежу к сонму победителей, а стал наследником геенны.
Тебя, пронзенный гвоздями на Кресте Победитель, взывающий грешникам: «Приидите, получайте отпущение даром!» – Тебя неотступно молю, Спаситель мой, отврати очи Твои от нечестия моего; страданиями же Твоими уврачуй язвы мои, чтобы прославил я благость Твою.
О Всеблагой, Чья благость безмерно выше неправд мира, упованием на благость Твою укрепи бедную душу мою, которая обессилена и вконец истощена тяжкими недугами неправды и греха и держится только упованием на Тебя, в Тебе надеясь найти себе утешение!
9. Оплакивается невнимание к благодатным воздействиям
Как мытарь, воздыхаю, как блудница, проливаю слезы, как разбойник, вопию, как блудный сын, взываю к Тебе, Человеколюбче Христе, Спасителю мой! Укрепи изнемогшую душу мою, расслабленную от упоения сластолюбием, уврачуй струпы ее и Честною Твоею Кровию омой ее, очерненную грехами!
По множеству милосердия Твоего обрати меня, единый Долготерпеливый, и избавь от всякой поблажки сластолюбия. Угаси во мне пещь страстей моих, да не сожжет она меня вконец.
Увы мне! Ты, Господи, даровал мне свет ведения, а я омрачил его. Увы мне! Ты непрестанно посещал и посещаешь меня благодатью Твоей, а я ежечасно отвергал и отвергаю сей дар исцеления моего.
Сколь многими дарами наделял и наделяешь Ты, Владыко, меня, грешного, а я, окаянный, всегда был и сознательно остаюсь неблагодарным Тебе!
Благодать Твоя то утешает, то просвещает, то укрепляет меня, а я, по невниманию предаваясь чему-либо суетному, всегда опять погружаюсь в желчь и горечь страстей своих.
Ты, Преблагий, напоминаешь мне смерть и вечные муки и влечешь меня к жизни, чтобы спастись мне, а я всегда уклоняюсь от сих спасительных помышлений и отгоняю их, занявшись тем, что для меня неполезно. Посему нет мне никакого оправдания пред Тобою.
Ударяю в дверь милосердия Твоего, Господи, да отверзется она мне. Не престаю умолять, чтоб получить просимое, и неотступно домогаюсь помилования.
Будь долготерпелив ко мне, развращенному, избавь меня от обладающих мною грехов, да, став здравым, восстану я с одра тлетворного греха.
Освободи меня от моих порочных навыков прежде, чем постигнет меня конец, ибо во аде кто исповестся Тебе?
Убели оскверненный мой хитон прежде, чем вышло страшное повеление и застигло меня неготовым и постыженным.
Избавь сокрушенную душу мою из уст львовых и спаси ее по благодати и щедротам Твоим молитвами Всепречистой Владычицы нашей Богородицы и всех святых.
10. Не слажу с собой, даруй дух покаяния!
Пред славой Твоей, Христе Спасителю мой, изреку всё непотребство мое и исповедую всю неизмеримость щедрот Твоих, какие изливаешь Ты на меня по благости Твоей.
От чрева матери моей стал я преогорчевать Тебя и ни во что вменять благодать Твою, нерадя о душе своей. Ты же, Владыко мой, по множеству щедрот Твоих милостиво и терпеливо взирал на всё лукавство мое. Главу мою возносила благодать Твоя, но она ежедневно унижаема была грехами моими.
Злые навыки опутывают меня, как сети, и я радуюсь, что связан. Погружаюсь в самую глубину зла, и это веселит меня. Враг ежедневно обновляет узы мои, потому что видит, сколько рад я разнообразию сих уз.
То и достойно рыдания и плача, в том и позор и стыд, что связан я своими хотениями. И еще ужаснее то, что связываю себя теми узами, какие налагает на меня враг, и умерщвляю себя теми страстями, какие его радуют.
Зная, однако ж, коль страшны узы сии, тщательно скрываю их от всех зрителей под благовидной наружностью. На вид облечен я в прекрасную одежду благоговения, а душа опутана срамными помыслами. Пред зрителями я благоговеен, а внутри исполнен всякого непотребства.
Совесть моя обличает меня в этом, и я будто и хочу освободиться от уз своих и каждый день сетую и воздыхаю о сем, – но всё оказываюсь связанным теми же сетями.
Жалок я, жалко и ежедневное покаяние мое, потому что не имеет оно твердого основания. Каждый день полагаю основание зданию – и опять собственными руками своими разоряю его.
Покаяние мое не положило еще доброго начала, злому же нерадению моему не видно конца. Порабощен я страстям и злой воле врага, губящего меня.
Кто даст главе моей воду и очесам моим источники слез, да плачуся всегда пред Тобою, милосердый Боже, чтоб, послав благодать Твою, извлек Ты меня, грешника, из моря, свирепеющего волнами грехов и ежечасно обуревающего душу мою? Ибо хотения мои хуже ран, которые не терпят врачебных перевязок.
Выжидаю в надежде покаяния и обманываю себя сим суетным обещанием, пока умру. Всегда говорю: покаюсь – и никогда не каюсь. На словах будто усердно каюсь, а делами весьма далек от покаяния.
Что же будет со мною в день испытания, когда Бог откроет все пред Судилищем Своим! Конечно, осужден буду на муки, если здесь слезами не умилостивлю Тебя, Судию моего.
Уповая убо на щедроты Твои, Господи, к Тебе припадаю и Тебя умоляю: даруй мне дух покаяния и изведи из темницы беззаконий душу мою! Да воссияет луч света в моем разуме, пока не отошел я на страшный ожидающий меня Суд, на котором уже не будет места покаянию в худых делах.
11. Не справлюсь с собой и с врагом, Ты, Господи, помоги!
Никто не может уврачевать болезнь мою, кроме Того, Кто ведает глубины сердечные.
Сколько раз полагал я себе пределы и строил стены между собой и грехом! Но мысль моя преступала пределы, и своя воля подрывала стены, потому что пределы не были обезопашены страхом Божиим и стены не были основаны на искреннем покаянии.
И паки ударяю в дверь, чтоб отверзлась она для меня, не престаю просить, чтоб получить просимое, и стыда не знаю, домогаясь себе помилования у Тебя, Господи.
Господи Спасителю мой! Почто Ты меня оставил? Умилосердись надо мной Ты, единый Человеколюбивый! Спаси меня грешного Ты – единый Безгрешный!
Исторгни меня из тины беззаконий моих, чтоб не погрязнуть мне в них навеки, избавь меня от челюстей врага, который, как лев, рыкая, хочет поглотить меня.
Воздвигни силу Твою и прииди во еже спасти мя! Блесни Твоей молнией и разжени силу его, чтоб, страхом пораженный, бежал от лица Твоего, ибо нет у него силы стоять пред Тобой и пред лицом любящих Тебя. Как скоро видит он знамение благодати Твоей, приходит в страх от Тебя и со стыдом удаляется от них.
И ныне, Владыко, спаси меня, яко к Тебе прибегох!
12. Близок последний час. Дай, Господи, покаяться, чтобы безопасно совершить страшный переход по смерти!
Долго ли не покаешься ты, бедная душа моя? Суд уже близок, огонь готов для членов твоих.
В море зол погрязал я все дни жизни моей, не оплакивая грехов своих, и се внезапно смерть наложит на меня оковы свои.
Сатана обольстил меня и, связав своими похотьми, увлек в плен и без жалости поверг на землю. Увы, что теперь делать мне?
Ты, Праведный Судия, посрами лукавого, который воюет против меня и, когда желаю покаяться, скрытно ставит мне хитрые сети свои!
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.