Природные условия оказывали сильное влияние на духовную жизнь. Страх за будущее сменялся надеждой. Безграничная и непреодолимая мощь природы побуждала людей верить в добрых и злых духов, вечно борющихся между собой.
Религиозными обрядами занимались magu-sh, члены особого племени мидян, особой жреческой касты. Маги играли влиятельную роль в жизни государства. В их руках было сосредоточено все научное знание. Маги предсказывали будущее, проводили обряды, связанные с верой в сверхъестественные способности человека. Слово «магия» – колдовство, волшебство, воздействие на людей и явление природы, – вошло в сознание народа.
Реформатором древнеиранской религии стал Заратустра, называвшийся в Иране «Заратуштра», в Греции «Зороастр». Сведения о Заратустре, жившим между XI и Х веками до нашей эры, сохранились только в религиозной литературе, в древних гимнах – гатах. Позднейшие персидские жизнеописания Заратустры переполнены легендами.
Исследователи по немногим дошедшим до Нового времени сведениям попытались восстановить биографию мыслителя. Заратустра жил в XI–X веках, а возможно и в середине VII до нашей эры. Он происходил из богатого аристократического рода. Долгое время философ жил в уединении в пустыне, где обдумывал принципы своего учения. Заратустра начал публичные проповеди. Во многих местах он воздвиг алтари огню. На берегу Каспийского моря философ посадил кипарис, на коре которого записал, что бактрийский царь Виштаспа признал Заратустру пророком и принял его религию. До наших дней на Востоке вечнозеленый кипарис, листья которого никогда не увядают, является символом вечности, бессмертия, примирения, успокоения.
Заратустра разделил магов на три группы – учеников, учителей и совершенных. Пророк составил древнейшую часть Авесты, священного религиозного канона, дошедшего до нас несколькими частями. Авеста стала собранием священных книг в зороастризме. Литературный язык, на котором написана Авеста, относится к индоевропейской семье языков и, возможно, даже сейчас используется последователями зороастризма. Авеста содержит свод религиозных и юридических предписаний, молитвенные песнопения, гимны зороастрийским божествам. В V–VII веках нашей эры Авеста со священного авестийского языка, уже непонятного для большинства жрецов, была переведена на персидский язык, к ней были написаны обширные комментарии. После завоевания Ирана арабами в VII веке части Авесты, не относящиеся к культу зороастризма, перестали переписывать и они были потеряны навсегда.
Основными принципами зороастризма стали вера в единого верховного бога Ахурамазду (маздеизм), противопоставление «двух вечных начал» добра и зла, борьба между которыми составляет мировой исторический процесс. Зороастрийцы верили в конечную победу добра. Учение быстро распространилось в Персии, Афганистане, Центральной Азии, странах Ближнего и Среднего Востока. Главную роль в ритуале зороастризма всегда служил огонь.
Заратустра разделил весь мир на два царства – на мир света и мир тьмы. Во главе мира света стоит бог Ахурамазда (Ормузд), «всеведающий творец и властитель всего видимого и невидимого мира». Царство тьмы подвластно Ариману, «зло замысляющему». Ахурамазде помогают его первые шесть бессмертных творений. «Благая мысль» покровительствует полезным животным. «Высшая праведность» олицетворяет божественное право, порядок и справедливость; ей подчиняется огонь. «Желанная власть» воплощает авторитет и власти. «Благонамеренность» символизирует терпение. «Здравие» и «Бессмертие» покровительствуют воде и растениям. У каждой из ипостасей Ахурамазды есть свой антипод в окружении Аримана.
Ахурамазде помогают многочисленные язаты, силы стихий, Огонь, Вода, Солнце, Луна, звезда Сириус, дающая дождь земледельцам, Митра. Добрые духи фраваши также выступают на светлой стороне.
Темных сил Аримана больше, чем светлых Ахурамазды. Это антиподы язатов – дэвы, демоны, чудовища, оборотни, колдуны, ведьмы, обольстительницы. Они олицетворяют ложь, порок, гибель – «дурная мысль», «ярость, гнев, разбой». Борьба двух начал очень долгая. В конце должна произойти последняя, решающая битва, в которой победит Ахурамазда и настанет победа света во всем мире.
Человек состоит из души и тела. Он волен выбирать между добрым и злым, творить добро или зло. После смерти тело человека умирает, а душа не четвертый день покидает землю и отправляется в потусторонний мир. Сложность путешествия зависит от образа предшествующей жизни. На судном мосту трое язат судят душу, взвешивают все ее поступки на земле. Праведная душа переходит через мост к богу света, душа грешника падает в бездну ада.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги