Более тщательное исследование личной истории привело к осознанию тянущегося из детства чувства вины, которое и препятствовало движению к желаемым целям.
Самым неприятным стало понимание, что вину она чувствовала из-за ссоры родителей, то есть за чужое разрушительное поведение. Из-за слияния с родителями и неразвитости мышления в раннем возрасте ребенок склонен винить себя – за развод родителей, например.
Сорок лет носила внутри чужую вину. Зачем? Для чего? Для отчуждения той части себя, которая могла сражаться за созидание и процветание (ведь где много конкуренции, нужна здоровая агрессия, а она свою – подавленную – агрессию не принимала).
И чтобы не сепарироваться от значимых фигур, сохранять сладкое единение с внутренними цензорами – родителями. Ибо так чувствовала себя живой. Так было спокойно. И не надо принимать решения. И идти в жизнь, в люди.
С одной стороны, разрушительное самонаказание за вымышленную вину в виде запрета на успех и виртуозного уклонения от нужных действий. С другой, возможность оставаться в родительской «утробе» и не причинять никому боль.
Пример
Софья, 38 лет. Трудности во взаимоотношениях с матерью. Мать гиперопекающая. Софья вспыльчивая, нетерпимая. Запрос: научиться спокойно общаться с матерью и не поддаваться на ее провокации.
При работе выявился интересный момент: каждый раз после конфликта женщина «нечаянно» наносила себе телесные повреждения. Обычно это были ожоги и порезы рук.
Осознав чувство вины за вспышки гнева (которое провоцировало самонаказание), Софья впервые в жизни задумалась: что мешает принять себя такую, гневающуюся на мать, и разрешить себе испытывать разные эмоции? Не наказывая себя, а помогая выбрать конструктивный путь проживания?
Ответ: неумение выражать себя, доносить до близкого потребности, говорить: «Я хочу, чтобы ты…». В родительской семье стоял запрет на гнев. Плюс Софье мешал страх, что она причинит матери вред (ударит, оскорбит).
Разные люди. Разные сложности. Роднит чувство вины, блокирующее свободное самовыражение и получение желаемого от жизни.
Вот и подоплека глубоко укоренившегося самонаказания. Любая вина должна быть искуплена, не так ли?
Но это совершенно разные понятия: «взять на себя ответственность» и «взять на себя вину». Они не равны!
К сожалению, большая часть людей привыкла брать на себя именно вину. Что ведет к пассивности, избеганию, стыду, подавленности, болезням.
А всего-то надо сказать: «Я ошибся». Вместо: «Я виноват».
Как перестать себя винить?
Очень просто: вспомнить детей.
Да.
Именно.
Как учатся дети?
У ребенка может уйти много времени на то, чтобы овладеть каким-то действием или навыком.
Дольше других осваивает речь.
Все время забывает буквы.
Или никак не поедет на велосипеде.
И мы, взрослые, обычно прощаем это «несовершенство».
Более-менее спокойно относимся к ошибкам на пути овладения той или иной деятельностью или навыком.
Не виним за мокрые пеленки, падения и возрастное коверкание звуков и слов.
Но как же мы нападаем на себя за несовершенство и ошибки!
Мне довелось много работать с детьми.
Ни у меня, ни у большинства родителей не возникало гнева на ребенка, когда у того не получалось сделать с первого, второго, а у кого и с -надцатого раза то, что требовалось в рамках занятия.
Что тут главное?
Мы даем детям право на ошибку.
И продолжаем любить.
Чего не скажешь о взрослых, что приходят на консультации: при малейшей оплошности забывают о любви к себе.
Дайте внутреннему ребенку право на ошибку.
И с ним вместе заново «учитесь ходить»!
Если получается, хорошо.
Не получается, обучайтесь дальше.
Продолжайте возвращаться к мечте. Вновь и вновь.
Карабкаться в гору.
Где на вершине – ваша собственная жизнь с желаниями и целями.
Надо сто раз повторить попытку, чтобы выучить урок? Что ж, значит, сто попыток делаем. И не тратим силы на добивание себя чувством вины и стыда. Сохраняем энергию для следующего прыжка в неизвестность.
То ли получится, то ли нет.
Еще можно поучиться у спортсменов.
Кому, как не им, приходится, стиснув зубы, говорить себе: «Я смогу». Снова и снова, в сотый, тысячный раз прыгать, бежать стометровку или нырять.
И опытные мудрые тренеры учат не зацикливаться на поражении, а применять опыт и делать выводы на будущее, использовать силу и ресурсы для новых попыток добиться. Победы. Над собой.
Ошибку можно исправить! Осознание этого – победа над ужасом иррационального самобичевания, усвоенного без критики в детстве.
Виновен, виновен, непростительно.
Но будем реалистичны.
До конца победить чувство вины не удастся.
Наша цель – научиться его контролировать.
Для этого поработаем с убеждениями.
Упражнения
1. Напишите список, кому и что вы должны в самых важных сферах жизни.
Например, матери, мужу, сыну, начальнику.
Что именно вы им должны?
Если осознать долженствования, в будущем станет легче совладать с чувством вины.
Ошибки все равно будут.
А гнев на себя в случае оплошностей уменьшится, так как вы его таким образом профилактируете.
Периодически пересматривайте список – не пора ли подкорректировать и вычеркнуть некоторые пункты.
Как только накатывает чувство вины, тут же спросите себя: «Кому я должен (должна)? Улучшит ли это мою жизнь?»
2. Напишите и постоянно расширяйте с любовью к себе список «Мои милые несовершенства» (неправильности, слабости, ахиллесова пята), которые себе позволяете.
Например, забывать дни рождения подруг или опаздывать. И прощайте, прощайте, прощайте!
С радостью и воодушевлением!
С мыслью: «Я живая (живой)!» (Кстати, помогает легче прощать других).
3. Сами не обвиняйте других. Не играйте в игру: «Кто виноват?»
Играйте в «Что делать?»
Говорите с собой и другими об ответственности – не о вине.
Качество отношений тут же изменится: когда нет виноватых, а только ответственные, сразу появляются ответы – кто что будет делать. И проще найти выход.
4. Ошиблись? Тут же спросите себя: «Чья здесь зона ответственности?»
Может быть, вы большей частью не при чем: с вами поступили определенным образом, и это спровоцировало ошибку?
Например, если поломан светофор, водители вынужденно нарушают правила движения, не так ли? И если мама в сотый раз в холодный день предложила надеть шапку (хотя вам тридцать лет), и вы девяноста девять раз ответили спокойно, а в сотый наорали – кто провокатор?
5. Что делать, когда вас обвиняют?
Уточняйте! «Ты меня сейчас обвиняешь в том-то и том-то?» И проясняйте реальную ответственность.
Мы склонны преувеличивать ответственность другого, дабы снять с себя свою. Придется учиться отстаивать правду.
6. Хорошо бы понять, кто в окружении чаще всего вызывает чувство вины.
Присмотреться – как им это удается? Ответить на вопросы: «Какой ущерб это наносит моей психике, здоровью, кошельку, времени? Как я могу это уменьшить или убрать из жизни?
Теперь поработаем с телом и воображением.
Упражнение
1. Вспомните поступок, вызывающий тягостное чувство вины.
2. Соедините руки ладонями вверх.
3. Мысленно «положите» поступок на ладони.
4. Всмотритесь. Представьте, что он трансформируется в два объекта: ответственность и чувство вины.
5. Ответственность поместите на одну ладонь, чувство вины – на другую.
6. Медленно разводите руки в стороны, пока между ними не образуется комфортная для вас дистанция. Какого размера объекты? Что тяжелее?
7. Теперь можно выбрать: сохранить чувство вины или выкинуть за ненадобностью. Ведь у вас остается совесть – чувство ответственности за случившееся. В которое можно всмотреться и поисследовать: как, когда и где могу компенсировать то, что сделал.
8. Как себя теперь чувствуете? Как изменилась внутренняя позиция по отношению к случившемуся и своей роли в этом?
И конечно же, основное направление работы над собой для совладания с чувством вины – возвращение внутреннего ребенка и повышение самооценки и самоценности. Даже если взрослые не помогли в детстве, а напротив, принижали и угнетали.
Два слова о детях: не прививайте им чувство вины, не вините дотошно – этот след так трудно вывести!
И еще.
Всякий раз, когда включаете бормашину для сверления себя чувством вины, задайтесь вопросом: «Я это делаю, чтобы быть счастливым или быть хорошим?»
И выключите ее!
Глава 8. Ненавидим – значит, не видим
Тайное ощущение собственной вины мы всегда предусмотрительно прикрываем ненавистью, которая облегчает приписывание вины другому.
Г. Зиммель
Как часто вместо того, чтобы посмотреть правде в глаза и признаться себе, что боимся, переживаем, испытываем душевную боль, мы выбираем ненависть к другому человеку и остаемся в этом состоянии надолго.
Раня гневом, агрессией себя и того, кто дал повод.
Что именно побуждает оставаться в сильной эмоции раздражения вместо того, чтобы попытаться понять другого?
Что удерживает в роли обвинителя? Зачем нам быть злыми?
Причины могут быть различными.
Вместе с внутренним ребенком мы утрачиваем те ресурсы и способности, которые облегчают контакт с людьми, проясняют мотивы поведения других и помогают в урегулировании конфликтов.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Имена и некоторые обстоятельства жизни упоминаемых в книге людей изменены в целях сохранения конфиденциальности. Любые совпадения случайны.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги