Многие люди по-прежнему смотрят классическое телевидение
Молодое поколение больше времени проводит в интернете, мало смотря телевизионные программы. В некоторых странах большое количество людей разного возраста не смотрят телевизор из-за транслируемого правительствами этих стран вранья. И все же телевидение не умерло, оно продолжает существовать.
Использование медиа меняется медленно, но меняется
Телевидение теряет свою актуальность, но полностью не уходит. Некоторые специалисты полагали, что к 1990-м годам большая часть документов будет в цифровом формате. Однако оказалось, что данный прогноз оказался чересчур оптимистичным. Например, в немецких офисах только чуть менее 10% работают полностью в цифровом и безбумажном формате [5]. 70 процентов участников исследования заявили, что они обмениваются документами и информацией преимущественно в цифровом виде. Однако газета продолжала руководить собраниями. Почти на двух третях деловых встреч использовались печатные и рукописные материалы. В то же время нельзя не признать, что компании с более высокой степенью оцифровки все же более продуктивны.
Яркие признаки мегатренда
Сегодня, с высоты 2021 года уже можно говорить о начале победы безбумажных офисов, ставших особенно актуальными из-за COVID-19.
Цифровизация в высокоразвитых странах приводила и приводит к сокращению спроса на графическую бумагу. Этот болезненный опыт пережил, например, немецкий производитель бумагоделательных машин Voith, которому пришлось массово сокращать рабочие места по всему миру. В то же время электронная коммерция увеличивает спрос на упаковочную бумагу. С помощью дорожных карт компании бумажной промышленности могут заранее распознать подобные тенденции и своевременно переключиться с сокращающегося рынка на растущий с помощью рыночных инноваций.
На управленческие уровни экономики постепенно приходит поколение, очень редко переписывающее от руки свои лекции из конспектов друзей, а обменивается ими в электронном виде. Это поколение использует для чтения PDF-файлы и высоко ценит быстрый и простой поиск в цифровых документах. У этого поколения мало общего с бумагой как с носителем информации.
В некоторых случаях правовые нормы не позволяют перейти с бумажной корреспонденции на цифровую. В Австрии, например, правовые нормы требуют прямого согласия получателя, чтобы иметь возможность отправить ему счет в электронном виде по электронной почте, в виде PDF-файла или текстового файла. Однако такие правила сегодня являются почти пережитками прошлого и, вероятно, в обозримом будущем произойдет их отмена.
Видеоконференции пока не совсем убедительны, несмотря на множество преимуществ и все более частое использование.
Оцифровка документов – не единственное средство, способное сделать трудовую жизнь многих людей более эффективной. Видеоконференцсвязь – это изобретение, способное снизить затраты и значительно повысить эффективность – и это лишь два из много других ее преимуществ. Данный инструмент имеет столько преимуществ, что возникает вопрос, почему он давно не стал незаменимым инструментом в повседневной деловой жизни. При ближайшем рассмотрении обнаруживаются важные причины этого. Когда дело касается действительно важных вещей, мы предпочитаем личные разговоры. Разговор с одним или несколькими контактными лицами, появляющимися на экранах (и снова исчезающими), многим из нас не кажется «достаточно личным».
До сих пор нет зрелых решений для видеоконференцсвязи по адекватной цене. Технические недостатки связаны не только с самими поставщиками решений. Иногда техническая инфраструктура просто перегружена большим объемом данных. В Австрии, например, мобильный интернет становится медленнее и медленнее, как показывают текущие данные. Видеоконференция – это совершенно новый медиаканал, и сначала нужно научиться с ним обращаться. Международный этикет для таких встреч вроде как определен, но не на международном уровне.
Видеоконференцсвязь имеет технические и психологические недостатки, но несмотря на них эта связь все же уверенно набирает обороты.
Выводы
Человек сам по себе является способным к обучению существом. Но когда дело доходит до оценки потенциала новых технологий, многие впадают в «туннельное видение». Конечно, некоторые инновации могут настолько превосходить прошлые из-за своих преимуществ, что вопрос о том, будут ли они преобладать на рынке, вообще не задается. Но когда тренды развиваются годами или когда мегатенденции развиваются десятилетиями, а изменения почти не чувствуются, они быстро начинают считаться провалами. Хотя это полный и опасный просчет.
В конце концов, примет ли общество что-то новое, и прежде всего, быстро, зависит от бесчисленного количества факторов. Только три приведенных примера показывают, насколько разнообразны могут быть причины неожиданно затяжного принятия чего-то нового. Однако такие причины видны только при более внимательном анализе. Тогда они становятся понятными и логичными.
VIII Диверсификация: как развивать поля поиска в новых отраслях?
8.1 Диверсификация как требовательный вид инновационной деятельности. Тип инновации с наивысшей степенью инновационности. Как найти поля поиска в новых отраслях
Диверсификация как требовательный вид инновационной деятельности
Диверсификация – это очень требовательный вид создания инноваций, при котором разрабатываются новые продукты для новых рынков.
Тип инновации с наивысшей степенью инновационности
Классические инновации – это новации в продуктах и процессах или рыночные инновации с существующими компетенциями и технологиями, используемыми на новых рынках.
При диверсификации помимо создания новых технологий, маркетинговых инструментов или услуг, также имеет место адаптация продуктов и бизнес-моделей к требованиям новой отрасли. Соответственно, это также называется развитием нового бизнеса. Известным примером очень успешной диверсификации является создание Apple Music Store iTunes.
Как найти поля поиска в новых отраслях
Поля поиска определяют основу для поиска инновационных идей, чтобы иметь возможность целенаправленно планировать инновации. Диверсификация – это стратегическая работа с полями поиска, лежащими за пределами текущей основной области бизнеса.
Если вы хотите конкретно заниматься освоением новых рынков в новых отраслях, вам нужно пойти дальше, чем создание полей поиска для инновационных продуктов или процессов. Потому что вы вступаете на неизведанную «территорию» новой отрасли и не можете прибегнуть к опыту, обретенному в своей традиционной отрасли.
8.2 Обзор основных компетенций компании. Поиск отраслей для основных компетенций. Получение списка новых областей применения
Обзор основных компетенций компании
Освоение новых компетенций для новых рынков – дело дорогостоящее из-за высоких затрат на разработку. Более дешевый и безопасный вариант – найти новые способы использования существующих основных компетенций.
Новые области применения также можно найти на рынках, которые на первый взгляд не рассматриваются. Таким образом, на этом первом этапе команда проекта стремится получить точную картину своих основных компетенций.
Поиск отраслей для основных компетенций
На втором этапе осуществляется поиск рынков или отраслей, интересных с точки зрения основных компетенций компании. Вы можете сравнивать свой перечень компетенций с полученной самостоятельно базой данных либо с базой данных, имеющейся в какой-то специализированной компании, например, с базой данных LEAD Transfer (эта внутренняя база данных компетенций была разработана LEAD Innovation с использованием научного метода «Повышение технологической компетентности»).
База данных LEAD помогает найти отрасли и области применения, в которых требуются очень конкретные компетенции. Она основана на Глобальном стандарте отраслевой классификации (GICS) и содержит обширную информацию, такую как:
Продукты с их наиболее актуальными свойствами
Преимущества для клиентов, которые компании должны создавать или генерировать
Технические процессы
Процессы продаж и логистики
Получение списка новых областей применения
После сравнения с базой данных команда проекта получает список потенциальных новых областей применения, в которых актуальны компетенции компании.
На следующем этапе процесса происходит сокращение этого списка вместе с командой проекта и обеспечивается сравнение его со стратегическим соответствием.
8.3 Оцените будущий потенциал отрасли. Уточнение конкретных полей поиска
Оцените будущий потенциал отрасли
Исследование выбранных отраслей/областей применения формирует основу для вывода соответствующих областей поиска и разработки инновационной стратегии. Однако, прежде чем можно будет получить конкретные поля поиска, необходимо прояснить следующие вопросы:
Какие тенденции актуальны в новой индустрии?
Будут ли в будущем востребованы компетенции компании?
Если команда проекта обнаружила несколько отраслей, в которых актуальны компетенции компании, то следует дополнительно проверить, участие в каких из них с позиции создания инновации окупается экономически.
Таким образом, на данном этапе процесса необходимо тщательно изучить новую отрасль, чтобы оценить, стоит ли брать на себя обязательства. Если вы пропустите этот шаг, вы рискуете инвестировать в новый рынок, который завтра может оказаться выглядящим совершенно иначе.
Уточнение конкретных полей поиска
Для уточнения полей поиска для выбранных отраслей проводятся качественные интервью с пользователями. Этот шаг абсолютно необходим, если вы хотите войти в новую отрасль с новыми продуктами/услугами.
В отличие от разработки инноваций в собственной отрасли, у компании пока нет опыта работы с клиентами новой отрасли. Необходимо убедиться, что компетенции компании способны обеспечивать удовлетворение не только текущих, но и будущих потребительских потребностей, войдя в новую отрасль. Следовательно, уже на этой самой ранней стадии начинается интенсивный собор информации о потребностях клиентов новой отрасли.
8.4 Развитие нового бизнеса. Заключение: поля поиска в новых отраслях
Развитие нового бизнеса
Результатом процесса отбора являются конкретные поля поиска, в которых ищутся идеи для инноваций в совершенно новой отрасли на основе ключевых компетенций компании. Ради достижения цели нахождения конкретных идей для новых продуктов или услуг, должны быть проведены инновационные мастерские.
Заключение: поля поиска в новых отраслях
Чтобы определить многообещающие области поиска в новых отраслях, команда проекта сначала изучает, в чем компания действительно может преуспеть. Затем с помощью базы данных LEAD Transfer или иным путем определяется один или несколько секторов, в которые можно сделать значимые инвестиции. Проводится проверка и оценивание на основе тенденций и т. д.
Конкретные поля поиска выводятся только после того, как будет подтверждено, что выбранная отрасль предположительно является перспективной для компании , например, с точки зрения отсутствия в ней достаточного уровня инновационности и ноу-хау.
IX Что такое VUCA?
9.1 Понятие и составляющие VUCA. Компаниям нужно изобретать больше, хотя риск провалов возрастает
Понятие VUCA
С помощью VUCA дается описание мира, в котором мы живем, четырьмя атрибутивными словами: мимолетный, неопределенный, сложный и неоднозначный.
Изменения могут вызывать беспокойство, особенно если они масштабны и происходят очень внезапно. Соединенные Штаты столкнулись именно с такой ситуацией, когда в 1990-е годы социалистическая система рухнула, и единственный враг исчез. Вместо четкого фронта между Востоком и Западом внезапно возникло множество новых угроз и кризисов, не следовавших известным до того времени правилам. Военным США пришлось адаптироваться к этим новым условиям и изначально они дали данным условиям название: VUCA. Этот акроним означает изменчивость, неопределенность, сложность и двусмысленность.
Но с момента оцифровки не только рамочные условия для армии США изменились. Все мы более или менее внезапно попали в среду, в которой не можем ни на что полагаться и которая постоянно сталкивает нас с чем-то совершенно новым.
Составляющие VUCA
Познакомьтесь с VUCA.
Волатильность: инвесторы знакомы с термином «волатильность». Акции, цены на которые падают или быстро растут, называются волатильными. Вообще говоря, это означает, что небольшие или серьезные изменения происходят в нашей среде совершенно непредсказуемым образом. И причину, и следствие трудно понять. Неопределенность: предсказывать и рассчитывать события становится все труднее. Прошлый опыт, а также прогнозы создают все более не надежную основу для выводов о будущем. Это столкновение со все новыми и новыми «сюрпризами».
Сложность: механизм между причиной и следствием становится все труднее и труднее понять. Действия могут иметь последствия, которые нельзя было предвидеть заранее.
Непрозрачность контекстов. Здесь важно то, что имеется разница между сложным и сложным с упрощением. Сложное описывается логическими условиями, которые можно упростить. Чтобы было понятно, это можно сравнить с сокращением дроби 6/8 до 3/4. Сложное остается по факту тем же сложным, но с упрощением.
С другой стороны, сложные системы нельзя объяснить принципом «если-то», потому что они очень разнообразны и динамичны. Неоднозначность. Она относится к ситуации (или к информации), которой нереально дать точную оценку. «Что это значит сейчас?» – вот вопрос, который мы задаем себе в таком случае. К сожалению, однозначных ответов нет, есть только много ответов.
Другими словами, нет ни черного, ни белого варианта, есть много разноцветных вариантов.
Компаниям нужно изобретать больше, хотя риск провалов возрастает
Для компаний мир VUCA создает дилемму: бизнес-модель, с помощью которой они до сих пор получали хорошую прибыль, может больше не работать завтра. Поэтому компании вынуждены чаще изобретать новые технологии. Однако инновации сами по себе связаны с неопределенностью, и значение параметра VUCA многократно возрастает.
Станут ли изобретения инновациями, сегодня сложно определить. Опыт прошлого в качестве плана на будущее становится все более бесполезным.
Подведем итог: компании вынуждены пробовать что-то новое, но в то же время они знают, что риск провала увеличивается. Проблема, с которой сталкиваются многие компании, заключается в том, что они организованы таким образом, чтобы оптимально выполнять существующие процессы и избегать ошибок, насколько это возможно.
Однако новизна и изменения не являются частью повседневной работы и, следовательно, представляют собой разрушительный фактор. С этой организационной формой невозможно справиться с проблемами мира VUCA. Более важно найти процессы, постоянно сталкивающие компании с VUCA и рассматривать ошибки не как разрушительный фактор, а как возможность на них учиться. Этого можно достичь с помощью стратегического управления инновациями принимая как данность то, что противостояние неизвестному и новому становится частью повседневной жизни.
Можно внедрять процессы, проявляя озабоченность новым, и одновременно постоянно сомневаясь в очевидных фактах из повседневной деловой жизни.
Дорожная карта – полезный инструмент для разработки инновационной стратегии, отвечающей требованиям мира VUCA. Грубо говоря, дорожная карта инноваций – это карта вашего инновационного успеха. Она состоит, с одной стороны, из генеалогического древа инноваций, иллюстрирующего ваше инновационное прошлое, а с другой стороны – из индивидуальной Вселенной тренда, связанной с временной шкалой.
Дорожная карта – это результат структурированного анализа и оценки прошлого и будущего. При этом необходимо понимать, что в мире VUCA крайне важно регулярно использовать этот анализ. А также помнить, что с VUCA вы постоянно подвергаете сомнению свое прошлое и будущее.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги