Помимо проблем со зрением могут быть и прочие недочёты в работе разных систем, в том числе и опорно-двигательного аппарата. Из-за чего можно ощущать скованность или неподвижность отдельных групп мышц и частей тела. Походка вразвалочку или, условно, эффект зомби, тоже встречались в моей практике не единожды. Словом, сновидец в первые мгновения опыта, иной раз, может ощущать себя (а то и выглядеть) прямо как главный персонаж фильма «Вий». Совпадение? ─ Не думаю!
Восприятие света в ОС
Метаморфозы и трансформации сновидческого восприятия могут быть сколь разнообразны, столь и необычны в своих проявлениях. В полной мере это относится и к свету. Можно было бы долго расписывать все тонкости построения его восприятия человеком в состоянии бодрствования, но вся эта информация не столь важна для сновидений. Дело в том, что, когда мы спим, единственное что у нас остаётся – память о восприятии таких его характеристик, как: яркость, освещённость, плотность светового потока, насыщенность, особенность преломления в различных средах, а также цветовой тон, контрастность и множество других составляющих. Влияние из внешнего мира, если только речь не идёт о световой стимуляции осознанных сновидений (к примеру, в масках со световыми диодами для сна) или каких-то отдельных случаев, зачастую мало влияет на параметры, связанные со светом в сновидении.
Простейший пример: уже утро и в вашей комнате весьма светло, а вам снится сон действие которого происходит в ночной обстановке. Таким образом свет в сновидении зачастую представляет из себя просто одну из составляющих сюжета, который был сформирован из внутренней модели мира (модель окружающей реальности, существующая в памяти) заблаговременно в результате влияния многих различных факторов связанных и с работой восприятия и с процессами, происходящими в памяти, организме в целом. Тем не менее для некоторых сновидений характерна такая особенность, как гиперреалистичность. В контексте световосприятия это также означает ультра-цвета, либо вообще необычную (или необычайную) яркость наблюдаемого. Создаётся впечатление, что сновидец становится способен воспринимать более широкий спектр электромагнитных волн, которые для него недоступны во время бодрствования.
Некоторые примеры из личного опыта ОС и обычных снов
Зарницы
Ещё в давнишних опытах мне несколько раз приходилось сталкиваться с такими явлениями в сюжете сна, как: блёклые мерцания, всполохи, зарницы. Обычно все они были предвестниками скорого пробуждения. Возникали зачастую в концовке достаточно длительных и ярких сновидений. Рекомендация здесь одна: применить какую-либо из техник удержания и стабилизации, если речь идёт об ОС.
Гало, световые облака, ультра-цвета неба
Считанные разы приходилось наблюдать некую слегка подсвеченную дымку (обычно белого или бело-золотистого света) вокруг объектов, как правило вокруг кроны деревьев. Выглядело это так, словно сами деревья являлись источником такой подсветки. Данный феномен никак не влиял на стабильность сновидения. Также встречался чаще в ОС. В нескольких ОС доводилось наблюдать и необычное по цвету небо: типа индиго, фиолетовое.
Точечно освещённые объекты и поверхности без видимого источника света
Периодически встречаю подобный феномен в сновидениях. Крайний был в сравнительно недавнем ОС. По его сюжету я вышел в свою кухню и увидел, как выступ стены и какая-то ещё часть были точечно освещены, словно от накладных светильников. При этом самого источника света нигде не наблюдалось.
Некрупные непросматриваемые объекты – возможно, спрайты высокой яркости и световой интенсивности
Иногда, в сообществе онейронавтов, их называют источниками светимости.
Таковые, зачастую, также попадались мне лишь в концовке сновидения. Практически всегда к ним меня приводил какой-либо персонаж, или звал чтобы я на него посмотрел. Яркость и плотность светового потока, исходящая от них, такова, что фактически маскирует сам источник. Однако, всё же наиболее вероятна форма близкая к шарообразной. Ориентировочный размер: в пределах одного метра. Как тут не вспомнить всякие легенды о шаровых НЛО, щелпах и тому подобном. Хотя, пожалуй, и они уступят в яркости.
Светимость собственных рук, тела (небольшая) в самом начале ОС вида «внетелесный опыт»
Подобное случалось тоже считанные разы при подконтрольном засыпании в момент, когда на фоне только что включившегося зрения начинали проявляться ощущаемые собственные руки. Их очертания сперва могли возникать в виде лёгкой полупрозрачной серой дымки, либо слабого золотистого свечения. Затем быстро принимали привычный вид.
Прочие феномены
К ним можно причислить: некорректность в особенностях светотени, либо вовсе отсутствие тени, слишком быстрая смена суток, странности в работе выключателей верхнего освещения и ламп.
Выводы
На собственном примере, я неоднократно убеждался, что в большие неосвещённые участки лучше надолго не заходить, так как это может привести к дестабилизации или выбросу из сновидения. Также лучше не тратить время на поиск выключателя, особенно в незнакомом помещении. Вместо этого лучше смоделировать тем или иным способом нужную освещённость, либо по возможности просто быстро проходить (обходить) такие участки локации.
Также для лучшей оценки обстановки и запоминаемости деталей сновидения не лишним будет обращать внимание на то какое вокруг вас освещение: оно естественное или искусственное, есть ли оно вовсе, или источник света не просматривается, а уровень освещённости вокруг ─ это некая преднастройка. Весьма занятным делом может также стать поиск солнца в локации ОС и эксперименты с ним.
Слух в ОС
Также, как и в повседневной бодрствующей реальности, слух является в сновидении одним из важнейших сенсоров, позволяющих более целостно и реалистично воспринимать данный в ощущения опыт. Но точно также, как и у остальных органов чувств, в нестабильной обстановке внетелесного восприятия, его работа периодически подвержена различным метаморфозам. Зачастую, слух включается уже с первых секунд опыта, и на практике у многих онейронавтов он проявляет активность несколько раньше, чем зрительный сенсор.
В качестве наглядных примеров того, как функционирует слуховое восприятие в сновидении и внетелесном восприятии, хочу привести две ситуации. Первая ─ разбор реальной проблемы, которая существовала в практике одного из учащихся на моём курсе, с несколькими советами других опытных сновидцев, которые сталкивались с чем-то подобным. А вторая ситуация отражает мой личный опыт восприятия звука и звучания непосредственно внутри сновидения, а также экспериментов с ним.
Проблема со слухом в ОС и ВТП
«Друзья! У моего знакомого следующая проблема в опытах: он «слышит» звуки (как вибрацию) лишь телом сна. В обычных сновидениях, однако, звук, то есть, то нет, но чаще они беззвучные. При этом физических недостатков по слуху нет.
Я советовал идти по пути наращивания звучности при ударах по предметам. Однако, по его словам, ─ «По органным трубам бил ─ не помогло».
Если у кого-то из вас или знакомых была подобная проблема, либо что-то похожее, пожалуйста, расскажите, как смогли решить её.»
Что советовали сновидцы:
Д. Д.
Ну, слух это не самое главное, если все остальные ощущение яркие.
По идее, углубление должно наладить слух. Хотя следует больше при этом уделять внимания звукам. Может следует выпить таблетку для улучшения слуха.
Л. Б.
А с говорением проблем нет? Нужно найти где у тела сна звуковая дорожка, она не задействована. Можно попробовать засыпать под частоты, которые подходят или петь перед сном, например, мантры простые, типа «Ом» и ловить вибрацию сперва в теле реальном, а затем поискать её вне тела, она может быть сзади или сбоку, или над головой или ещё где-то расположение, очевидно, не стандартное. Использовать хлопки или поискать звуковую волну визуально в осе, например, она может выглядеть как на эхолокаторе, и войти в неё.
В. К.
Ко рту говорящего персонажа можно попробовать ухо приложить и попытаться услышать его слова. Я таким способом разговариваю с растениями. Задаю вопрос, а потом прикладываю ухо к растению и слушаю ответ. А иначе ничего не слышно. Иногда и с животными также делаю, если они не отвечают по нормальному ─ голосом.
С. Г.
Есть идейка: это проложить путь от слов и звуков к вибрации, то есть пойти с другой стороны ─ не во снах. Слышишь слово или звук, и постараться прочувствовать его вибрацию, ритм явлений, сигналы и т.п., то есть начинку. Хотя, каждый элемент постоянно вибрирует и не только.
23/11/19 ~8:50 ОС. Эксперимент с голосом: кричалка на стадионе.
Коротенький (с минуту), но прикольный ОС в 8:50, спустя около полутора часов после прерывания сна в районе 7:15 (техник не делал).
Зашёл впрямую, наверное. Во всяком случае словно повис в некоей темноте, затем начали проступать очертания локации. Я оказался на трибуне мини футбольного стадиона в светло синих тонах. Народу мало. От силы двое человек на площадке. В правой части нижних трибун кучка небольшая людей. Вроде, среди них сидел наш футболист Радимов. Взбрело на ум что-то покричать, сразу вспомнилась песня Fancy – «Na Na Na Na hey hey goodbye».
Когда первый и второй раз кричал, то слышал лишь свой голос, и негромкое эхо. В последующих разах, как в этой песни в реальности, стал добавляться фон, словно полный (или почти) стадион болельщиков поёт вместе со мной. Сперва казалось, что подключилась та небольшая группка людей, но потом я понял, что их усилий на такое не хватило бы.
Где-то на шестом повторении кричалки, ОС сказал гудбай уже мне. Прямо перед вылетом из сновидения, вспомнил о цели телепортироваться в другую локацию, но было уже поздно.
11. Из гипноза известно
Пробудиться значит проснуться от разговора с самим собой, потому что разговор с самим собой является одной из форм гипноза – самогипноз. (Экхарт Толле)
Внушение и самовнушение. Доминирующий канал восприятия
Для того, чтобы у читателя лучше сложилось представление о том, посредством чего может проще удаваться самовнушение в практике ОС или медитативной практике, я хочу привести пример того, на каких принципах работает внушение, используемое гипнотизёрами на сеансах гипнотерапии:
«Важнейший момент эффективности внушения – это доступность внушаемой информации для сознания и подсознания реципиента. Внушаемая информация должна излагаться в понятиях, максимально благоприятных для восприятия внушаемого. Для этого необходимо правильно подобрать каналы доступа. Мышление каждого человека имеет собственные предпочтения в обработке различной сенсорной информации. Некоторые лучше всего реагируют на кинестетические сигналы, другие больше полагаются на информацию, воспринимаемую на слух, третьи в своём восприятии окружающего и мышлении привыкли оперировать зрительными образами. У каждого из этого типа людей имеются свои системы представлений, свой внутренний язык мышления. Поэтому люди первого типа, описывая свои представления, говорят «я чувствую», второго – «я слышу», третьего – «я вижу».
Было замечено, что если попросить кого-либо описать его нормальное состояние сознания, а затем описать его ИСС, то в этих описаниях нередко используются разные системы представлений. Например, человек может описывать своё нормальное состояние сознание как «ясное, сосредоточенное, чёткое восприятие действительности» (визуальные термины), а говоря о переживаниях ИСС, описывать ощущение слияния со вселенной (кинестетическое восприятие).
Это означает, что если вы знаете в терминах систем представлений нормальное состояние человека, то у вас есть превосходное указание на то, что, применяя соответствующие термины и описывая иную систему представлений, можно смоделировать в его психике ситуацию, располагающую к переходу в ИСС. Для наведения транса в начале можно использовать термины, характерные для системы представлений НСС, далее для ввода в транс осуществляется переход на терминологию иной системы представлений, для возврата в исходное состояние осуществляется переход к первоначальной системе.»
(Источник: Кардаш С. Изменённые состояния сознания. – Д.: Сталкер, 1998. – 416 с. (Серия «Психология»)
Кстати говоря, при воспоминании о том или ином объекте или явлении, относящегося к одной из систем восприятия, нередко приходится полагаться на информацию, поступавшую также и через другой сенсорный канал. Учитывая данное обстоятельство, становится понятнее почему иной раз сновидение бывает трудно восстановить по памяти в деталях. Допустим, если человек не является визуалом, то ему приходится восстанавливать информацию поступившую через этот канал, ещё и аудиальными, а то и кинестетическими данными. Это отчасти может сказать в пользу той версии, что людям не столько трудно запомнить приснившееся, сколько суметь вспомнить. Ведь во сне в добавок ко всему сказанному, ещё и активность большинства отделов мозга сильно снижена в сравнении с бодрствованием, в особенности отвечающих за критическое осмысление человеком происходящего с ним.
Определить расстановку в приоритетности восприятий вам может помочь тест на определение ведущего канала восприятия. Таковых можно найти в интернете несколько. Например: «Тест аудиал, визуал, кинестетик. Диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева. (Методика ведущий канал восприятия)»
А вот, как можно определить это, не прибегая к прохождению теста и ответам на вопросы.
Если у вашего знакомого или у вас нет возможности или времени пройти тест С Ефремцева, то вы можете определить основной канал восприятия следующим образом. Спросите его (или себя), как бы он (вы) хотел (и) провести отпуск (абстрактный отпуск, «отпуск мечты»). А теперь проследите, в какую сторону он (вы) отвели глаза, прежде чем сформулировали ответ. В зависимости от направления взгляда можно сказать, какие образы создает человек: визуальные, аудиальные или кинестетические (тактильные).
1. Если взгляд направлен наверх, то это говорит о формировании зрительных образов, рисовании картинки – визуал.
2. Если взгляд направлен вниз, то это означает, что человек пытается прислушаться к своим чувствам и ощущениям – кинестетик.
3. Если взгляд направлен прямо, либо влево или вправо, без смещений вверх-вниз (как бы в сторону ушей), то это говорит о формировании звуковых образов – аудиал.
Для точности постарайтесь найти ответы на большее количество вопросов. Они могут быть любыми, например: «Как вы хотели бы отметить Новый год?», «Какие планы на ближайшие выходные?», «Вспомнить самое приятное событие за последний месяц» и т. д.
Чтобы определиться окончательно, то внимательно проанализируйте ответы на заданные вопросы. Например, если на вопрос: «Где лучше провести отпуск?», человек при ответе использует следующие эпитеты:
1. Лазурное море, желтый песок, вид на горы из окна, яркое солнце, загорелые девушки в купальниках и другие зрительные образы, то вероятно человек – визуал.
2. Теплый бриз, запах моря, горячий песок, жар на теле от загара, расслабление, спа-отель и т.д., то, скорее всего, человек – кинестетик.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
МСН (Mean corpuscular hemoglobin) – Средний корпускулярный гемоглобин, или «средний клеточный гемоглобин» (MCH), представляет собой среднюю массу гемоглобина (Hg) на эритроцит (RBC) в образце крови. Это сообщается как часть стандартного полного анализа крови. Значение MCH уменьшается при гипохромных анемиях. Он рассчитывается путем деления общей массы гемоглобина на количество эритроцитов в объеме крови. MCH=(Hgb*10)/RBC Нормальное значение MCH у человека 27 до 31 пикограмм/клетка. Количество гемоглобина в RBC зависит от синтеза гемоглобина и размера RBC. MCH уменьшается, когда синтез Hg снижается, или, когда RBCs меньше, чем обычно, например, в случаях железодефицитной анемии. Перевод В единицы СИ: 1 ПГ гемоглобина = 0,06207 фемтомола. нормальное значение, преобразованное в единицы СИ: 1,68—1,92 фмоль/ячейка.»
(https://riafan.ru/1214391-uchenye-vyyasnili-pochemu-chelovek-zabyvaet-sny)
2
https://helpiks.org/3-45390.html
3
Мозг с Дэвидом Иглменом (сериал 2015, 1 сезон, 1 серия) (The Brain with Dr. David Eagleman
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги