Тантрический секс – это не просто позы и приемы, описанные в любом современном учебнике любви. Сексуальное взаимодействие мужчины и женщины в традиции Тантры – это нечто большее, чем просто секс. Сексуальные практики Тантры были созданы для того, чтобы преобразовывать сексуальную энергию человека в силу духовного Освобождения. С помощью этих сексуальных практик пара могла отождествить себя с изначальными силами природы и научиться управлять ими. Благодаря такому подходу к сексуальности каждая пара в состоянии постичь сокровенный, глубинный смысл занятий любовью, смысл, доступный только избранным.
Удивительным выглядит тот факт, что многие тантрические практики обнаруживаются и у австралийских аборигенов, у представителей коренного населения столь далекого от Индии континента. Однако при более детальном рассмотрении вопроса подобное сходство в практиках австралийских аборигенов и адептов Тантры не кажется таким уж невероятным. Австралийские аборигены близки индийским племенным народам. Похожи и их языки.
По последним научным данным, аборигены Юго-Восточной Азии находятся в самом основании родословного дерева, ветви которого расположились во всех частях земного шара. Совсем недавно археологические открытия показали, что первыми людьми, заселившими Америку, были австралийские аборигены, которые переплыли Тихий океан на судах. В Бразилии и Колумбии было обнаружено около пятидесяти черепов аборигенов, которым насчитывается около 12 тысяч лет. В Западной Австралии наскальные рисунки, изображающие большое океаническое судно, были созданы около 20 тысяч лет назад. Автор книги «Голоса первых дней: Пробуждение в сновидениях аборигенов» Р. Лаулор доказывает, что тантрические йогические практики все еще сохранились у некоторых австралийских аборигенов. Такие сновидческие образы аборигенов, как радужные змеи, энергетические поля, соединенные между собой нервные сплетения и так называемые рентгеновские снимки, очень напоминают мифологию, символизм и ритуалы Тантры. Их художественное выражение относят сейчас к тантрическому искусству.
На Западе Тантру воспринимают как «религию секса». Подобное отношение основано на том, что последователи Тантры действительно не видят никакого смысла бороться со своими естественными чувственными влечениями и проповедуют антиаскетический, свободный от всяческих запретов взгляд на жизнь. Один из основных принципов учения Тантры заключается в том, что любое подавление нашей природы вызывает у человека негативную реакцию, которая нарушает нашу внутреннюю гармонию. Все плотские, эмоциональные и умственные стремления должны быть ориентированы на эту установку, хотя это и может показаться потаканием собственным порокам и слабостям. Но на самом деле самопотакание крайне редко становится результатом естественного стремления. Напротив, самопотакание возникает от отсутствия эмоциональной и психологической зрелости. Для человека крайне важно научиться отличать естественные желания от противоестественных. Подобный взгляд является уникальным свойством тантрической традиции. Все остальные религиозные и философские учения предписывают своим последователям необходимость подавления таких стремлений, как голод, потребность во сне, сексуальное влечение. Тантра учит, что подавление этих естественных желаний может причинить огромный вред как физическому, так психическому здоровью человека, став причиной серьезного невроза или психического заболевания. Хотя подавление естественных стремлений может временно приводить к желаемым эффектам, на протяжении длительного периода оно причиняет огромный вред. Крайне редко подлинное духовное развитие может быть достигнуто средствами подавления и запрета.
На Западе широко распространено ошибочное убеждение в том, что тантрическое учение пропагандирует распущенность и поощряет безнравственность. На самом деле Тантра требует от своих адептов очень строгой дисциплины. К примеру, практика Тантры настаивает на искоренении противоестественных и нездоровых привычек, таких как пристрастие к табаку или склонность к чрезмерному потреблению алкоголя. Не поощряется также и чревоугодие. Тантрические тексты утверждают, что неестественное стремление необходимо заменить естественным, а не подавлять его.
До наших дней дошла одна тибетская история, которая повествует о человеке по имени Сарвабхакша. Он страдал от обжорства, у него было навязчивое и совершенно неодолимое стремление поглощать все то съестное, что попадет ему в руки. Однажды Сарвабхакша встретил тантрического гуру Сараха и попросил у него совета в том, как справиться с этой проблемой. Гуру научил его воображать свой живот пустым чистым небом, а голод и стремление к поглощению пищи – огнем, который однажды поглотит и самого Сарвабхакшу, и весь мир вокруг. Учитель Тантры посоветовал Сарвабхакше представлять, что во время еды он пожирает всю Вселенную. Напоследок гуру посоветовал ему представить, что все вещи и явления мира на самом деле являются несуществующими, что за ними не стоит ничего, кроме пустоты.
Сарвабхакша последовал указаниям учителя и, вместо того чтобы подавлять стремление поглощать все новые и новые запасы пищи, заменил свою прожорливость и жадность медитативным, созерцательным состоянием. Через несколько лет он достиг просветления, и его стали почитать как великого духовного учителя: этот факт показывает нам, каким образом мы можем прийти к трансформации наших вредных привычек.
Самодисциплиной каждый человек должен заниматься сознательно, по собственной воле. Человеку просто необходимо отличать реальное от нереального, естественное от противоестественного в самом себе. К примеру, он должен отчетливо понимать, что для тела вполне естественно нуждаться в пище каждые несколько часов, но совершенно противоестественно стремиться съесть что-либо через каждые десять минут. Первое стремление нужно удовлетворять, а от второго избавляться, преобразовывать его. Человек, который во всем потакает желаниям тела и ума, рано или поздно лишается способности распознавать свои подлинные потребности.
В то же самое время ни в коем случае не следует подавлять свои настоящие физиологические потребности. Если вам хочется чихнуть, утолить свою жажду глотком воды, сходить в туалет или заняться сексом, нужно сделать это как можно быстрее. Если вы не послушаетесь этих стремлений, то давление на внутренние органы незамедлительно увеличится, что может привести к серьезному заболеванию.
«Человек должен освобождаться от неприятных, некрасивых и неестественных привычек, – говорит один из старинных тантрических текстов. – Сначала он может выработать в себе некоторое количество естественных привычек. Это можно сделать путем замещения неестественного естественным. Если мы отходим от неправильного постепенно, то зависимость не возникает вновь, а хорошие привычки укореняются в человеке».
Таким образом, широко распространенный взгляд на Тантру как на источник «похоти и разврата», как на учение, потакающее всем низменным проявлениям человеческой природы, абсолютно ничем не оправдан и в высшей степени несправедлив. Действительная задача Тантры заключается в том, чтобы достичь предельного единения человека, мира и Космоса с помощью такого живого и чувствительного инструмента, каким является человеческое тело. Во всем мире все больше и больше растет и крепнет убеждение в том, что Тантра – это духовный путь нового тысячелетия. Все больше и больше людей рассматривают тантрические практики как возможность примирить и объединить физическую сторону жизни человека с духовной. По своей природе Тантра обладает внутренним потенциалом к расширению и распространению по всему миру. Тантра возникла и расцвела на Востоке; сейчас же мы имеем возможность наблюдать, как семена Тантры прорастают в других культурах мира. Не являясь сектантским, уважая все другие религии и учения мира, учение Тантры предлагает нам новый, всеобщий вид духовности, доступный каждому, кто хочет почувствовать полноту своего существования.
Хотя практика Тантры фокусируется главным образом на сексуальной сфере, она ни в коем случае не ограничивается сексом. Она просто включает секс в арсенал своих средств для изменения и Освобождения людей, а не отвергает его, считая грязным и низменным явлением, как это делают ханжи и закомплексованные лжеправедники. Тантра как образ жизни позволяет превратить участие в каждом аспекте нашего существования в акт поклонения и служения.
Часто говорят, что Тантра «заново открыла нам тайну женщины». И это утверждение справедливо. Женское начало в тантрической традиции считает активным. Каждая женщина рассматривается тантристами как живое воплощение созидающего, творящего начала, как воплощение космической энергии, которая является самой сутью реальности. Женское начало не только приравнивается к мужскому, но зачастую и превосходит его. В каждой женщине есть часть верховной богини Шакти, изначальной любовницы, изначальной матери, изначальной жены. Шакти создает и разрушает, она чувственна и возвышенна, милосердна и безжалостна, добра и страшна. Шакти – это перводвигатель и «великая матка Вселенной». Священная энергия Шакти, называемая Кундалини, живет абсолютно в каждом Космическая сила притягивает мужчину и женщину друг к другу. И каждое соединение противоположностей – сексуальный акт – венчается в итоге блаженством и радостью. Человеческой тело для последователей Тантры – всего лишь инструмент, как уже говорилось выше; инструмент, позволяющих пробудить дремлющую психическую энергию – Кундалини-шакти и соединить ее с Космическим сознанием – верховным богом Шивой. Таким образом, благодаря любовному соединению двоих вся природа достигает состояния совершенного равновесия. И женщина играет в этом наиболее важную роль.
Тантра знакомит нас с женской ипостасью Бога. По мере того как с приходом нового тысячелетия энергии планеты меняются и перестраиваются в новом порядке, на передний план в качестве активной созидающей силы все более и более выступает женское духовное начало. Среди духовных учений Тантра единственная в полной мере отдает должное Богине. Шакти рассматривается в ней как активный принцип творения, пронизывающий все живое. В основе всех религий, в их эзотерической сердцевине, можно найти гностический баланс мужского и женского, в Тантре же этот баланс выражается во всех аспектах учения.
Богиня, как женская ипостась Бога, призвана помочь нам воссоединить ум и сердце, дух и плоть. Это поможет нам выйти за пределы дуалистического мышления, которое на протяжении многих столетий разделяло в человеке физическое и духовное и держало нас в рабстве стыда и вины, в состоянии дисгармонии наших действий и чувств.
Глава 3
Учение Дао. Космический путь любви
Восточный секс, подобно земному шару в древней легенде, стоит на трех китах. И если первый кит в данном случае – это Камасутра, второй кит – учение Тантры, то третий кит, без которого немыслимо достоверное представление о восточном сексе, – это конечно же даосизм. Ааосизм – одна из основных религиозно-философских школ Китая, испытавшая на себе существенное влияние учения Тантры, но также, в свою очередь, повлиявшая на развитие тантризма. У даосизма и учения Тантры действительно довольно много общих черт. И то и другое учение роднят пренебрежение к общепринятым нормам морали, равнодушие к общепринятым понятиям о праведности и грехе, стремление к улучшению физических и психических способностей личности. И даосизм, и Тантра призывают использовать секс для обретения духовного Освобождения и достижения духовных высот.
Даосизм зародился значительно раньше учения Тантры и с философской точки зрения, несомненно, представляет собой куда более зрелое учение. Философия даосизма основана на иррациональных (не поддающихся логическому объяснению понятиях) Дао и Дэ. Дао – это Путь, которому должно следовать все сущее, и люди, и представители животного и растительного мира, и природные силы, и космические стихии. Дэ – добродетель; добродетельное же поведение каждого последователя даосизма заключается в том, чтобы всегда и каждую минуту правильно следовать Пути. Основоположник даосизма полумифический мудрец Лао-цзы утверждал, что истинное Дао невозможно выразить при помощи слов и что оно навсегда останется непостижимым для человеческого разума. Для того чтобы следовать истинному Дао, человек должен отбросить все условности, которые навязывает ему общество, и подчиниться течению перемен, которые происходят в природе. В даосизме Природа и Дух, материальная и духовная составляющие мироздания, представляются взаимно зависимыми и поддерживающими друг друга. Человек должен следовать своим естественным желаниям и никогда не подавлять свои естественные потребности. Естественные потребности в еде, питье, сексе должны быть удовлетворены. В то же время человек не должен стремиться к обладанию чрезмерным количеством вещей, к знатности и богатству: с точки зрения даоса, последнее бессмысленно, жизнь слишком коротка для того, чтобы тратить ее на накопление вещей и повышение своего социального статуса. «В жизни – сильный и слабый, богатый и бедный, одетый в драгоценную парчу и в жалкое рубище, а после смерти и тот, и другой – всего лишь жалкие, бренные кости». Эти слова даосского философа Ян Чжу представляют собой квинтэссенцию отношения даосов ко всем человеческим представлениям о богатстве, знатности и славе. Идеал для даоса – вода. Вода текуча, вода на не имеет формы и лица и одновременно имеет тысячу лиц и тысячу форм, сменяющих друг друга. В текучести – залог ее жизнеспособности. Воду невозможно победить, а вода в состоянии победить и дерево, и камень. Каждый последователь даосизма должен стараться уподобиться воде в гибкости, текучести, в способности подстраиваться под те перемены, которые происходят в природе.
Первые последователи Лао-цзы называли себя «безумными мудрецами». Среди «безумных мудрецов» был и знаменитый Чжуан-цзы, рассказавший парадоксальную и не имеющую решения притчу о философе и бабочке. «Мне приснился сон, в котором я был бабочкой, которая легко и весело порхала с цветка на цветок. А когда я проснулся, я долго не мог понять, кто же я на самом деле. То ли я бабочка, которой приснилось, что она – Чжуан-цзы, то ли я Чжуан-цзы, которому приснилось, что он – всего лишь бабочка».
«Безумные мудрецы» во главе с Чжуан-цзы демонстративно нарушали многие обычаи и нормы поведения, принятые в тогдашнем китайской обществе. Они культивировали у-вэй (в переводе – «ветер и поток») – искусство стихийных, немотивированных действий, приспособленных к естественным изменениям окружающей среды. Это означало, что «безумный мудрец» мог проделать что угодно и когда угодно и логика его поступков была совершенно непостижима для заурядного обывателя.
Со временем даосизм включил в себя и усовершенствовал более древнюю систему оздоровительных и медитативных практик, которые были разработаны китайскими шаманами. С тех самых пор главными ценностями даосизма стали здоровье и долголетие. Здоровье и долголетие сделались основными критериями, по которым можно было определить, следует ли человек своему Пути или нет. Если он был совершенно здоров и сохранял идеальное здоровье до глубокой старости, то это означало, что он всю жизнь свою прожил, следуя Пути. Если же человек был подвержен болезням и было ясно, что он проживет недолго, то все понимали, что этот человек совсем не продвинулся в постижении Дао.
В III веке н. э. в Китае начал складываться единый даосский комплекс дыхательных и медитативных техник, получивший название син-ци. Эта эпоха была отмечена бурным развитием школ даосизма, среди которых выделялись Школа Гигиены Внутреннего Божества, Школа Магического Камня, Школа «Путь Постижения Истины», Школа «Путь Правильного Единства», Школа «Пять Мер Риса» и Школа «Путь Высшего Покоя». Адепты этих и многих других даосских школ путешествовали по всем китайским городам и весям, переходя из храма в храм, из монастыря в монастырь. Адепты этих школы были просто одержимы идеей обретения сверхъестественных способностей. Конечной целью, которой они добивались, было достижение физического бессмертия. Именно этой цели и были посвящены все разработанные даосами методики, среди которых главную роль играли дыхательные и сексуальные приемы и техники. Именно в эту эпоху и были созданы наиболее известные даосские сексуальные руководства: «Канон Желтого Императора», «Канон Трех Бессмертных Дев», «Тайные методы Девы Пути», «Сексуальные рецепты Девы Тьмы». Сексуальный акт между мужчиной и женщиной даосы рассматривали в этих руководствах как земное отражение, как очень сильно уменьшенную копию бракосочетания Неба и Земли. Каждый половой акт в представлении даосов снова и снова воспроизводил тот изначальный космический союз, породивший «всю тьму вещей». Воспроизводя этот изначальный акт творения всего сущего на земном, микрокосмическом, уровне, адепты даосизма переживают единение с Дао и энергетическим потоком Вселенной.
Китайские даосы утверждали, что силы Неба и Земли – это два главных принципа, которые пронизывают все сущее. Даосы видели в половом акте отражение взаимодействия этих сил.
С японской гравюры по дереву, Киенобу, около 1703 года
Однако мужчине в процессе полового акта не рекомендуется растрачивать свою жизненную энергию, а проще говоря, советуется воздерживаться от семяизвержения. Напротив, он должен вбирать в себя слюну и любовные выделения своей партнерши, подпитываясь ее жизненной энергией и пополняя за ее счет запас своей собственной жизненной силы. Если же мужчина не выполнит этих двух обязательных условий во время полового акта, то он может подорвать свое здоровье, существенно сократить годы своей жизни и умереть, так и не постигнув истинного Пути.
Представление о том, что семяизвержение вредно и даже губительно для мужчины, легло в основу всех древнекитайских сексуальных техник. Практически все китайские любовные трактаты стремились научить мужчину тому, как достигать оргазма без семяизвержения. Воздерживаясь от эякуляции, мужчина должен был постепенно накапливать семя (цзин), которое с помощью особых упражнений и медитации превращалось внутри его организма в энергию (ци), а затем и в чистый дух (шэнь).
Практика преобразования накопленного в процессе долгого воздержания от эякуляции семени в чистый дух получила со временем название «даосская внутренняя алхимия». Наиболее известные мастера «внутренней алхимии» принадлежали к так называемой Школе Целостной Истины, которая удачно сочетала в своем учении элементы традиционного даосизма, буддизма и конфуцианства. Учителя Школы Целостной Истины утверждали, что классические даосские тексты следует понимать прежде всего метафорически (то есть не буквально, а рассматривая их в иносказательном смысле). С этой точки зрения «бессмертие», о котором говорили и к которому стремились первые даосские мудрецы, – это не физическое бессмертие, а бессмертие духа, которое, в свою очередь, является не чем иным, как результатом слияния человеческой души с изначальным Дао. Считалось, что Эликсир Жизни вырабатывается в самом теле человека в результате просачивания правильно трансформированной энергии в сексуальный центр. На основе этого представления даосы разработали оригинальную и чрезвычайно действенную систему психофизического тренинга, конечная цель которой заключалась в формировании из собственного семени (из физиологических жидкостей всего человеческого организма) так называемой золотой пилюли бессмертия. Приемы «внутренней алхимии» основывались в первую очередь на правильном дыхании, правильном питании и правильном сексе.
Достоверно неизвестно, смог ли кто-нибудь из даосских мудрецов достичь бессмертия. Но вот что касается сексуальных приемов, разработанных даосами, то они совершенно реально позволяли растягивать половой акт на неограниченно длинный промежуток времени. Воздерживаясь от эякуляции при помощи ряда приемов, которые мы опишем в следующих главах этой книги, мужчина мог оттягивать наступление оргазма практически бесконечно. В этом заключается главный вклад китайский даосов в мировую сокровищницу наиболее эффективных приемов и техник секса.
Глава 4
Карма и секс
Любой человек, который хотел бы всерьез применить восточные сексуальные практики в своей жизни, должен понять и усвоить восточную концепцию кармы. Карма – это закон причин и следствий. За каждым совершенным человеком поступком следует воздаяние. Все события, которые происходят с нами в настоящий момент, являются следствием наших прошлых поступков в этой или предыдущей жизни. А тот хороший или дурной поступок, который мы совершаем в данную минуту, обязательно отразится на нашем будущем. Чем больше зла и обид мы причиним окружающим, тем более мрачным и несчастливым будет наш завтрашний день. Чем больше мы проявим сочувствия, сострадания, милосердия к нашим ближним, тем более счастливой, радостной, благополучной будет наша завтрашняя жизнь. Этот принцип также верен для физического мира, как для жизни отдельного человека или двух людей.
Кармические силы пронизывают весь мир. Карма определяет всю жизнь дживы – бессмертной человеческой души. Человеческая душа, согласно воззрениям индийской философии, не умирает после смерти физической оболочки и не отправляется в мир иной.
Душа человека обречена снова и снова появляться в этом мире, одушевляя тела вновь рожденных на свет существ. В каждой новой жизни джива наслаждается плодами или страдает от результатов наших действий в прошлой жизни. Связанная путами своей кармы, джива вновь и вновь перевоплощается, получая все новые имена и облики. Наконец, когда вся карма растрачена, джива получает возможность вернуться к своему источнику, который в санскритских текстах называется Парабрахма. Парабрахма – это вселенский Бог-Отец, владыка всех богов.
Учение Тантры говорит, что любой человек в состоянии вырваться из цепи перерождений и душа его тогда сможет вернуться к своему первоисточнику и обрести в нем покой. Для этого он должен научиться «растворять» и «выжигать» свою карму при помощи медитаций и посредством обретения глубокого душевного покоя.
Что касается сексуальных отношений, то один из ранних тантрических текстов Брихадараньяка-упанишада утверждает: «Мужчина, который вступает в сексуальный контакт, зная при этом формулу кармы и ее действие, переносит на себя хорошую, положительную карму своей партнерши. Мужчина, который занимается любовью, ничего не зная о карме, всерьез рискует лишиться своей хорошей кармы, полностью отдав ее своей партнерше».
Таким образом, мы видим, что во время занятий любовью происходит обмен кармами между партнерами. В течение всего полового акта жизненные силы партнеров смешиваются. Индивидуальные кармы мужчины и женщины сливаются, и происходит взаимный обмен, который может повлиять на их как личное, так и совместное предназначение. То, что на самом деле происходит, зависит от уровня сознания партнеров. Если один является более сознательным, чем другой, то их взаимодействие приведет к негативному кармическому обмену. С другой стороны, если в отношениях партнеров преобладает любящее сострадание, происходит позитивный и обогащающий обоих партнеров кармический обмен.
До наших времен дошла одна тибетская легенда, повествующая о великом тантрическом учителе по имени Гандапа. Однажды Гандапа нечаянно обидел могущественного царя, правителя обширной страны, отказавшись дать ему посвящение. Царь решил заманить великого йогина в ловушку, для того чтобы выставить его на всеобщее посмешище. Зная, что Гандапа соблюдает обет безбрачия, правитель заплатил огромную сумму денег проститутке за то, чтобы она соблазнила йогина. Проститутка обучила свою дочь всем таинствам чувственной любви и послала Гандапе письмо с сообщением о том, что она вдова и хочет обрести покровительство богов. С этой целью она решила прислать в дом йогина богатое угощение, как это было в обычае. Гандапа ответил ей согласием.
Юная дочь проститутки звалась Даримой, она была изящна, грациозна, стройна одним словом, совершенна во всех смыслах и отношениях. Ее мать приготовила роскошный пир, а Дарима должна была доставить в дом йогина все эти изысканные яства и лакомства. И вот йогин, давший обед безбрачия, оказался наедине с цветущей прекрасной девушкой. Гандапа даже несколько опешил, изумившись, что ему прислуживает такая юная и прекрасная девственница, но, как истинный йогин, он никого не желал обижать своей грубостью или отказом. Когда он поел, то велел Дариме уйти, но она, получив от матери необходимые указания, ответила: «Собирается дождь, я подожду под вашей крышей, пока он не пройдет, если вы не против». Затем она сослалась на наступление темноты и попросила, чтобы Гандапа разрешил заночевать у него до утра. Гандапа сказал ей, что она может провести ночь снаружи, дал ей одеяло и подушку и велел спать на улице. Ночью Дарима по наущению матери начала кричать и плакать, делая вид, что ей очень страшно и на нее напали демоны. И тогда Гандапа разрешил ей войти в хижину и спать внутри, но жилище его было настолько маленьким и тесным, что тела двоих поневоле соприкасались друг с другом. В конце концов тела их слились, и Гандапа вошел в Дариму. Они страстно занимались любовью и вместе прошли все четыре уровня сексуального экстаза, поднявшись по Пути Освобождения до самого конца. Путем своего служения Гандапе Дарима очистилась от своих собственных негативных кармических уз и достигла Освобождения. Когда коварный царь со свитой прибыл к хижине великого йогина, ему так и не удалось выставить Гандапу лицемерным развратником. Напротив, он стал свидетелем множества чудес и изменил свое мнение. Таким образом, тонкий кармический обмен между Даримой и Гандапой привел к полному изменению предназначения Даримы. Юная красавица не пошла по стопам своей матери-проститутки – женщины, вся жизнь которой подчинялась алчности и деньгам. Кармический обмен между любовниками привел также и к изменению судьбы коварного правителя.