Книга Непарадный Петербург. Наследие промышленной архитектуры - читать онлайн бесплатно, автор Маргарита Сергеевна Штиглиц. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Непарадный Петербург. Наследие промышленной архитектуры
Непарадный Петербург. Наследие промышленной архитектуры
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Непарадный Петербург. Наследие промышленной архитектуры


7. Главная корабельная мастерская. Фасад, планы этажей. 1827 г.


8. Главная корабельная мастерская. Фото. 1865 г.


9. Спуск корабля на деревянном эллинге. 1851 г.


Проект кузницы на берегу Мойки составил в 1820 г. И.Г. Гомзин, затем в 1829 г он же разработал новый вариант совместно с Э.Х. Анертом[22]. Существующее здание кузницы сооружено этими архитекторами при участии инженера Л.Л. Карбоньера в 1830-х гг. Краснокирпичное сооружение завершено с торца треугольным фронтоном. Основной элемент фасадов – полуциркульные окна с архивольтами, выделенными белым цветом. Выразительность постройки достигнута благодаря крупному масштабу, скупым, но сочным деталям, насыщенному цвету лицевого кирпича. Лапидарный характер полностью отвечает функции здания. До наших дней оно дошло в несколько измененном виде, с уродливой поздней пристройкой.

Проекты караульных домов для предприятий Адмиралтейского ведомства разработали в 1823–1824 гг. И.Г. Гомзин и архитектор Военного ведомства А.Е. Штауберт. В архивных документах упоминается, что к исполнению был принят проект А. Е. Штауберта, который был осуществлен в 1824–1826 гг. в Новом адмиралтействе и в Главном гребном порту (Галерной гавани) на Васильевском острове[23]. Постройку караульного дома в новом адмиралтействе вел, очевидно, И.Г. Гомзин.


10. Караульный дом. Фасад. 1852 г.


10 а. Караульный дом. Боковой фасад. Современное фото Е.А. Степановой


Это здание расположено на берегу Ново-Адмиралтейского канала при входе на территорию верфи. Первоначально оно было одноэтажным. Главный фасад отмечен в центре двухколонным портиком-лоджией. Углы здания обработаны рустовкой. Полуциркульные завершения окон подчеркнуты архивольтами[24]. Лаконичная объемная композиция и рисунок деталей типичны для позднего ампира. Впоследствии караульный дом был перестроен в двухэтажное здание.


10 б. Канцелярия (нарядный дом). Фрагмент. Современное фото Е.А. Степановой


Канцелярия (нарядный дом) сооружена в 1838 г. Анертом и Гомзиным с использованием того же проекта. Это был точный аналог караульного дома: фасад в семь осей, арочные окна, рустованные углы, центральный портик. Здание канцелярии, где помещался стол для выдачи нарядов, в 1896–1898 гг. надстроил вторым этажом инженер Н.П. Дуткин. Надстройка выполнена тактично, она удачно продолжила классицистические формы первого этажа, рисунок которого остался почти без изменений[25].

Месторасположение Нового адмиралтейства имело большое градостроительное значение. Производственные корпуса доминировали в панораме Невы. Структура комплекса с учетом его важности для города была разработана по классицистическим принципам. В створе Галерной улицы от главного входа на завод начиналась длинная аллея, которая шла параллельно Неве. Это была основная композиционная и функциональная ось комплекса. Справа, к северу от нее размещалась собственно судостроительная часть с эллингами. На береговой полосе перед ними были устроены пристань и дамбы с павильонами для публики, наблюдавшей за церемонией торжественного спуска кораблей. По левую сторону южнее главной аллеи размещались различные мастерские. Доминировало среди них вытянутое вдоль главной аллеи каменное здание главной корабельной мастерской, увенчанное башней с часами. Силуэт его довершал характерный архитектурный пейзаж этой части города[26].

Развитие завода в середине XIX в. в меньшей степени отразилось на его архитектурно-планировочной структуре, но сопровождалось кардинальной технической модернизацией судостроения. С 1830-х гг. развернулось строительство пароходов с колесными, а затем с винтовыми двигателями. В 1844 г. закрылась верфь Главного адмиралтейства, и оставшееся от нее оборудование было передано Новому адмиралтейству. Провиантские магазины на провиантском острове приспособили под мастерские и склады, находившийся там сухарный завод был ликвидирован. Из строительных работ 1840-х гг. На Ново-Адмиралтейском острове следует отметить сооружение литейной мастерской с котельной и новых мостов через каналы, исправление деревянной набережной между эллингами.

Особый интерес представляют металлические сараи для складов леса. Сборные конструкции сараев были изготовлены в Лондоне в 1857–1858 гг., о чем свидетельствуют клейма с датами. На месте обширные сооружения (40x12 саж.) смонтированы в 1859–1860 гг.[27] Чугунный каркас состоит из двутавровых стоек, двускатные крыши опираются на фермы с нижним арочным поясом. Внутренние пространства были разделены на 11 ярусов, куда на металлических брусках укладывался лес. Обшивка каркаса выполнена из легкого штампованного железа. Сооружения смонтированы таким образом, что легко могли быть разобраны и перенесены на другое место[28].


11. А.С. Кудинов. Вид Нового адмиралтейства. Середина XIX в.


12. Металлический сарай. Фото начала XX в.


Металлические сараи – уникальные для России образцы железной архитектуры середины XIX в. Опыт каркасного сборно-разборного строительства был значительной новацией того времени. Первоначально три сарая располагались по отдельности в восточной части Провиантского острова. Ныне осталась пара сооружений, соединенных встроенным средним звеном.

Вскоре после поражения в Крымской войне 1853–1856 гг. началось переоборудование нового адмиралтейства в связи с переходом на строительство железных и броненосных судов. План переустройства стал приводиться в исполнение с 1863 г.

Каменные сараи для леса, стоявшие на берегу невы, приспосабливались под судостроительные мастерские. В 1868 г. восточный сарай, построенный в 1837 г., был превращен в мастерскую № 1. Внешне здание сохранило прежние классицистические формы, но при этом деревянные перекрытия были заменены на металлические с фонарем верхнего света[29]. Позднее реконструкцию прошел и западный каменный сарай (не сохранился).

К 1880 г. число всех эллингов, мастерских и складских помещений доходило до пятидесяти пяти. Транспортировку материалов между ними обеспечивали рельсовые пути около километра длиной. В 1885 г. установили телефонное сообщение между новым адмиралтейством и Управлением порта. Заводская электростанция на берегу Мойки снабжала электричеством ряд учреждений Морского ведомства. В 1890-х гг. территория предприятия была озеленена: посажены деревья и кусты, устроены клумбы и даже фонтаны[30].

Деятельность Нового адмиралтейства в конце XIX в. направлялась 20-летней программой судостроения, разработанной в 1881 г. По указанию Александра III. Теперь предприятие полностью специализировалось на строительстве броненосцев. В 1895 и 1898 гг. были приняты новые, скорректированные программы судостроения[31].

В этот период строительные работы в Новом адмиралтействе вели: главные инженеры-строители, полковники С.Н. Будзынский и Н.П. Дуткин, старший инженер-строитель Яковлев, инженер-капитан Н.Д. Куторга[32]. В 1890–1893 гг. ими был возведен Большой каменный эллинг – грандиозное сооружение, вошедшее в панораму устья Невы новым акцентом комплекса[33]. Массивное кирпичное однопролетное строение было раскрыто двумя порталами на торцевых сторонах. Фасад, обращенный на Неву, завершался треугольным фронтоном с гербом в тимпане. Гигантский остекленный витраж разбирался при спуске корабля на воду. Позднее этот фасад, по аналогии с противоположным, получил дугообразное очертание. Продольные стороны состоят из мощных пилонов-контрфорсов, между которыми заключены четыре ряда окон. Размеры эллинга: длина – 129 метров, ширина – 35 метров, высота до низа стропил – 25 метров.


13. Большой каменный эллинг. Фото начала ХХ в.


Внутри на уровне 21 метра контрфорсы имеют обрез, на уступах лежат подкрановые балки и короткие рельсы, заделанные одним концом в стену и служащие основой для продольной галереи с перилами, идущей по всей длине помещения. Часть внутреннего пространства перекрыта серповидными фермами с криволинейным поясом, часть – треугольными фермами. Для освещения в кровле были сделаны квадратные отверстия с толстыми стеклами (как в старом каменном эллинге), затем, в 1898 г, по проекту Дуткина устроен фонарь верхнего света[34].

К началу ХХ в. Новое адмиралтейство представляло собой тесно застроенную территорию. Западный канал был засыпан, и два острова – Ново-Адмиралтейский и Провиантский – слились воедино. Лучшей из новых мастерских специалисты считали слесарно-механическую[35].

После сокрушительного поражения на море во время войны с Японией 1904–1905 гг. важнейшей государственной задачей для России стало возрождение отечественного военно-морского флота. Кораблестроительная структура Петербургского порта все острее нуждалась в реорганизации. В 1907 г. Морское министерство поставило вопрос о выделении судостроительного производства из состава порта. С января 1908 г., согласно повелению Николая II, приказом по Морскому министерству верфи Нового адмиралтейства и Галерного острова в устье Фонтанки были объединены в общее предприятие под названием «Адмиралтейский судостроительный завод»[36].

Две части объединенного завода разделяла обширная территория, омываемая Невой и Пряжкой и включавшая Матисов остров с участком Общества Франко-Русских заводов, Сальный буян и Калинкинские провиантские магазины. Руководство Адмиралтейского завода запланировало генеральную реконструкцию и модернизацию комплекса. Специальная комиссия, делопроизводителями которой были инженер Н.И. Дмитриев и товарищ Морского министра Н.И. Колпычев, рассмотрела «несколько вариантов перестройки Нового адмиралтейства, но все они после подробного и всестороннего обсуждения были признаны невыгодными с нашей точки зрения»[37].

Теперь предполагалось создать на базе верфи в устье Фонтанки образцовое судостроительное предприятие, расширив его в сторону Сального буяна. Развитие Нового адмиралтейства признавалось нерентабельным, и его намеревались постепенно ликвидировать. Эту идею, выдвинутую корабельным инженером Д.В. Скворцовым, активно поддерживал начальник Адмиралтейского завода генерал-майор П.Е. Черниговский[38].

План перепланировки верфей вылился в широкомасштабную программу, намечавшую преобразование целого района города. Она была разработана Н.И. Дмитриевым при участии его брата А.И. Дмитриева, назначенного в 1908 г. архитектором Адмиралтейского завода, и других специалистов.


14. Генеральный план Нового адмиралтейства. 1900-е гг.


15. Проект перепланировки Нового адмиралтейства и Новой Голландии под жилую застройку. 1909 г.


На Галерном островке планировалось построить производственные сооружения, электростанцию и жилые дома, а правый рукав Фонтанки превратить в бассейн для достройки кораблей. С северной стороны, между бассейном, Лоцманской улицей и Пряжкой, должна была разместиться механическая часть предприятия с производственными строениями и административным зданием.

Новое адмиралтейство после прекращения на нем производства отводилось под жилые кварталы с частновладельческой застройкой. В зону реконструкции Дмитриевы включали также и Новую Голландию с разбивкой ее на отдельные участки. Перепланировка этих комплексов предусматривала кардинальные изменения градостроительной структуры. Вдоль невского берега Нового адмиралтейства получала продолжение Английская набережная, внутри его территории пересекались новые отрезки Галерной улицы и Английского проспекта, выходившие к Неве. По правой стороне Мойки, от Поцелуева моста до ее впадения в Неву, тянулась «Продолженная Морская улица». Участок Новой Голландии разделяла на два квартала продленная Ново-Исаакиевская улица, а с северной стороны ограничивала новая часть Конногвардейского бульвара, прокладываемого на месте Адмиралтейского канала. Ново-Адмиралтейский канал и отрезок Крюкова канала до Мойки также подлежали засыпке и превращались в обычные проезды.

Намеченный план интересен широтой градостроительного подхода, стремлением разрешить назревавшие задачи преобразования производственно-складских зон вблизи центра столицы. Главный позитивный смысл проекта заключался в приближении жилых кварталов города к просторам Невы и Финского залива. Прокладка новых проездов логично продолжала существующие направления улиц и набережных.

Вместе с тем этот градостроительный замысел отличался прямолинейным прагматизмом, грозившим невосполнимыми утратами в исторически ценной среде. Засыпка трех каналов привела бы к исчезновению своеобразного, полного очарования уголка Северной Венеции. Безжалостный снос ансамбля Новой Голландии даже в проекте можно считать вопиющим вандализмом. При тотальной расчистке территории Нового адмиралтейства подлежали уничтожению памятники промышленной архитектуры, неразрывно связанные с историей морского флота России[39].

Из всей программы преобразований была осуществлена только реконструкция Галерного острова (набережная реки Фонтанки, 203)[40]. Новое Адмиралтейство продолжало функционировать, его архитектурный комплекс в те годы не претерпел больших изменений. В частности, А.И. Дмитриев построил в 1908 г. деревянный пешеходный мост через Мойку[41] – временную коммуникацию, которая давно исчезла. Вместе с тем на территории острова появилось монументальное сооружение: храм – памятник русским морякам, погибшим в войне с Японией 1904–1905 гг.

С целью создания этого мемориала – символической братской могилы моряков – в 1908 г. был образован специальный комитет под покровительством греческой королевы Ольги Константиновны во главе с сенатором П.Н. Огаревым. Проект храма поручили составить архитектору М.М. Перетятковичу, который, согласно пожеланию Ольги Константиновны, избрал в качестве прообразов замечательные памятники зодчества Владимира XII в. – церковь Покрова на Нерли и Дмитриевский собор.

15 мая 1910 г., в пятую годовщину Цусимского сражения, состоялась закладка храма у места впадения Ново-Адмиралтейского канала в Неву. Строительство вместе с М.М. Перетятковичем вел инженер С.Н. Смирнов. 31 июля 1911 г. прошла церемония освящения церкви. В ансамбль храма-памятника входили музей, где хранились документы и фотографии погибших, дом причта, две входные галереи и звонница. Рельефы на фасадах, облицованных старицким камнем, выполнил скульптор Б.М. Микешин. Мозаичные иконы с изображением Спасителя создавались по оригиналам В.М. Васнецова и Н.А. Бруни. По образу Спасителя храм получил название «Спас на Водах». На стенах церкви были установлены бронзовые мемориальные доски с именами всех погибших моряков[42].

Храм-памятник поднимался над берегом Невы. Белоснежное здание эффектно воспринималось с невской акватории в контрасте с крупными производственными сооружениями. От Английской набережной к нему вел деревянный мост, от которого планировалось продолжение набережной. «Спас на Водах» обогатил невский пейзаж, внеся в него особое смысловое звучание, и придал индивидуальные черты комплексу Адмиралтейского завода.


16. Храм-памятник морякам, погибшим в войне с Японией. Фото 1910-х гг.


17. Панорама Адмиралтейского судостроительного завода. Фото начала XX в.


В послереволюционные годы произошло резкое падение производства. Принимались решения о закрытии завода. Лишь в начале 1930-х гг. в бывшем Новом адмиралтействе занялись изготовлением судовых механизмов. Предприятие получило название «Судомех», был разработан генеральный план его реконструкции. Тогда же была взорвана мемориальная святыня: храм – памятник морякам, якобы мешавший развитию завода.

Постепенно налаживалось производство оборудования, лесовозов, буксиров и барж, гидрографических судов, а затем – подводных лодок. С 1960-х гг. главным достижением предприятия стало производство атомных подводных лодок. В это время ему вернули историческое название – Ново-Адмиралтейский завод. Затем он вошел в состав Ленинградского адмиралтейского объединения. На передовом предприятии сооружались разные типы судов, всесторонне внедрялись в производство инженерно-технические новшества, постоянно обновлялись оборудование и технологии[43].

В 1992 г. объединение было преобразовано в Государственное предприятие «Адмиралтейские верфи». Наступил сложный период в деятельности крупнейшего судостроительного завода, связанный с проблемами конверсии, переходом на новые условия работы.

На территории Ново-Адмиралтейского острова в 1930-80-х гг. был построен ряд новых зданий и сооружений. Проектирование их определялось сугубо производственными требованиями и велось без учета исторически сложившейся объемно-пространственной структуры комплекса, с нарушением масштаба и визуальных связей, искажением восприятия исторических объектов. Каменные эллинги были закрыты со стороны Невы крупными примитивными строениями из силикатного кирпича. Великолепная панорама прибрежной части завода была безжалостно искажена. Уникальный архитектурный комплекс Нового адмиралтейства утратил былое единство. Сохранившиеся памятники промышленной архитектуры обросли случайными поздними напластованиями. Некоторые корпуса бездействуют и приходят в запустение.

Новое адмиралтейство разделяет судьбу многих петербургских предприятий, остро нуждающихся в реновации.

Сестрорецкий оружейный завод

Уникальный природно-искусственный ландшафт этого комплекса, сочетающий планировку раннего петровского времени с архитектурой корпусов в позднем «кирпичном стиле», увязан в единое целое с водным пространством Разлива и гидротехническими сооружениями.

Трехсотлетняя история завода насчитывает разные периоды, отразившиеся в его архитектурно-пространственной среде. Это были времена расцвета и упадка, причем расцвет совпадал с военными событиями в стране, а упадок – с мирными периодами, что вполне закономерно, учитывая специфику производства. Богатая история, отразившаяся в застройке Сестрорецкого завода, насчитывает несколько наиболее важных этапов.

Основание завода. Планировка В. И. Геннина. 1720-30-е гг

В период Петровских реформ русская архитектура сделала мощный скачок во всех областях, что отразилось и в промышленном строительстве новой столицы. Не только в пределах городского центра, но и в пригородах, удаленных от Петербурга, самим Петром I были заложены заводы, которые с самого раннего этапа существования стали крупнейшими в стране. Один из них – Сестрорецкий оружейный завод, созданный для изготовления стрелкового оружия в условиях длительно ведущейся Северной войны.

Исторические документы свидетельствуют о том, что в 1714 г. Петр сам выбирал место для завода, использовавшего энергию воды. Во время поездки на остров Котлин он нашел такое на берегу реки Сестры, богатое лесом и позволявшее использовать энергию воды и установить под «плотиною для дела якорей, ружья и прочего действующего водой машине»[44]. По другим источникам, место для завода выбрано «плотинным мастером» Венедиктом Беером, призванным с сыном в 1720 г. с Олонецких заводов «для усмотрения под строение на Сестре реке удобного места»[45]. Таким местом оказался поворот реки Гагарки, впадавшей в Финский залив, при слиянии рек Сестры и Черной. Высокие берега и удобный поворот русла позволяли устройство плотины с водохранилищем, вода из которого по каналу должна была поступать на водяные колеса. Здесь при закладке завода «Его Величество Сам соизволил и флаг поставить».

Строительство началось в июне 1721 г. Руководство работами поручили Вильгельму Ивановичу Геннину. Сподвижник Петра, он уже имел богатый опыт службы комендантом Олонецких заводов, участвовал в основании медных и железных заводов Екатеринбурга и Сибири. Геннин писал в 1720 г.: «Получив указ из кабинета Е.И.В. из Санктпитербурха, по которому надлежит мне ехать немедленно в Санктпитербурх с чертежом сестрорецким и ради партикулярного дела»[46].

В первоначальном плане четко прослеживается композиционный замысел, основанный на двух взаимно перпендикулярных осях, закрепленных большой литейной и дворцом Петра в одном направлении; канцелярией с кордегардией – в другом. Склады (магазейны) располагались полукругом и заменяли ограду заводской территории. От здания конторы всю территорию прорезал широкий проезд, по сторонам которого торцами выстроились цеха. Проезд как главная ось завершался на севере двухэтажным зданием приемной. По периметру участка корпуса были сблокированы так, что образовали сплошную ограду со зданием канцелярии во главе и охранными вышками по углам. Вдоль реки парами располагались мастерские – расковочная, плющильная и молотовая, в середине комплекса – кузница, в стороне большая литейная.

Расположение зданий «покоем» было не ново для русской архитектуры. Генезис схемы восходит к монастырскому и крепостному строительству. Усугубляется это сходство еще и тем обстоятельством, что первые промышленные комплексы строились в условиях военной угрозы новой столице[47]. При основании завода была устроена плотина, устройство которой образовало разлив. Все машины приводились в движение водой, которая направлялась по деревянным лоткам на колеса водяных мельниц и далее к станкам, молотам и домнам. Отработанная вода сбрасывалась в реку, восстанавливая прерванное плотиной течение.

Завод был торжественно открыт 27 января 1724 г., однако строительные работы на нем продолжались наиболее интенсивно и в 17361741 гг. На раннем этапе истории в сооружении завода принимали участие наряду с Генниным (1721–1722) и другие специалисты: цейхмейстер Кальк и Кармедон (1722–1723); подполковник М. Вырубов и цейхмейстер Отто (строитель порохового завода) (1723–1724), архитектор Д. Трезини[48].

Важное градоформирующее значение заводского комплекса проявилось в его влиянии на всю сопутствующую инфраструктуру: гидротехнические сооружения, водные пути, жилое поселение с двумя дворцами. Главная аллея, ведущая от первого (Дубковского) дворца к заводу, впоследствии получила название Дубковское шоссе. Построенный в 1722 г. второй дворец Петра находился близко от завода на холме, на месте нынешнего дома служителей завода. Оба петровских дворца не сохранились.

Все транспортные связи осуществлялись в основном по воде. Сухопутные пути еще не сформировались: первые дороги из Сестрорецка через леса и болота совпадали с трассами шведских дорог. «Для доставки грузов на завод морем была построена Усть-Рецкая пристань, где их перегружали на плашкоуты-баржи – и бечевой поднимали до завода». После наводнения 1756 г. ее заменила гавань для военных и торговых судов, сооруженная к юго-востоку от дубовой рощи.

Застройка поселка, первоначально не включенного в композицию, сложилась так, что завод стал постепенно его градоформирующим центром. Регулярная внутризаводская планировка была поддержана и системой жилой слободы, разместившейся к северо-востоку от завода между Заводским каналом, разливом и Заводским бассейном. Образовалось планировочное ядро поселения, вокруг которого постепенно разрастались жилые кварталы. Сквозные проезды между ними были ориентированы на площадь, расположенную с юго-востока от завода. В 1741 г. поселение обнесено валом[49].

После бурного подъема промышленного строительства в Петербурге наступило затишье, длившееся с 1730-х по 1760-е гг. Сестрорецкий завод, как и многие другие, обветшал и стал убыточными. «Все путешественники, видевшие этот завод, не могут не подивиться хорошему его расположению, и принуждены сознаться, что никогда не встречали такого современного завода. Но при преемниках Петра, как и флот вообще, так и упомянутый завод, в большом небрежении, и лучшие мастера, привлеченные Петром с большим трудом, разошлись в разные стороны»[50].

Развитие архитектурно-планировочной системы. 1780-1810-е гг

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.