Анна Желяскова-Берлинская
Золотые страницы моей жизни
1. Предисловие
Книги – это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению.
В руках у Вас книга «Золотые страницы моей жизни». Спасибо , что Вы открыли мою книгу.
Прежде всего я посвящаю мою книгу моим детям:
дочери – Берлинской Елене Константиновне 1979 г
сыну – Берлинскому Константину Константиновичу 1980г
Племянникам – Желяскову Игорю Николаевичу 1985г
Желясковой Алене Николаевне 1977г
Маноловой Виктории Николаевне 1980г
Маноловой Ирине Николаевне 1985г
Моя жизнь достойна описания. Но, кто опишет ее лучше, чем я сама? Поэтому я пишу свою книгу.
Я могу рассказать в моей книге обо всем, что я считаю важным. Обо всем, о чем мне хочется вспомнить. Я обладаю уникальным и бесценным жизненным опытом и поделюсь им с другими людьми, в первую очередь – с представителями младших поколений. Думаю, надеюсь, они будут благодарны мне за это.
Очень долго думала, мне казалось, что писательский труд – не для меня. Но это не так!
Я долго думала над оформлением моей книги, рубриками, вопросами. Я сделала все, чтобы чтение моей книги «Золотые страницы моей жизни» было для Вас интересным, радостным, увлекательным.
Эпиграф к моей книге моего сына – Константина
Первым нас встречало солнце. Мы приезжали в село в начале августа. От станции автобус довозил нас до окраины. Поёживаясь от утренней прохлады и здороваясь со всеми встречными, мы доходили до стадиона как раз к тому моменту, как огромный оранжевый шар неспешно поднимался из-за горизонта. С первыми лучами солнца птицы сходили с ума и так громко чирикали, что заглушали всё вокруг.
Доходим до калитки, она заперта, прыгаю через забор и открываю её изнутри. Собака оглушительно лает, затем узнает нас и яростно виляет хвостом. В доме все давно уже встали. Бабушка готовит еду, дедушка убирает за животными. Потом он стучит тесаком на длинном деревянном столе и рубит зелень курам, уткам, гусям, индюшкам. Нам остаётся только покормить поросёнка, собаку и дать сено и воду овцам. Только кошка сама по себе. Она уже перекусила парой мышей и прибегает, чтобы её погладили. От угощения, впрочем, тоже не отказывается. Днём работаем, вечером идём купаться на водоём.
Не забуду вкус шелковицы, слив, абрикосов и черешни. Запах степной травы на баире. У нас ответственное задание – пасти индюшек. Постелив одеяло в тени акации, время от времени бегаем за ними и возвращаем их обратно. Увидев кузнечика, индюшка становится смертельно серьёзной, затем медленно приближает клюв, один удар и всё кончено. В охотничьем раже они убегают далеко за овраг на соседнем переулке. Если две стаи сойдутся вместе, молодняк затевает драку. Иногда взрослые индюшки начинают беспокойно кудахтать. На высоте нескольких километров они заметили пролетающий самолёт и приняли его за хищную птицу. Они созывают всех вместе и прячутся в траве, укрывая птенцов под крыльями.
Что мне больше всего нравится в этих людях – их удивительное жизнелюбие и предприимчивость. Кажется, у мамы никогда не бывает плохого настроения. В сельском доме всегда были деньги – дедушка складывал печи, бабушка шила одежду. Как только мы приезжали – затевали генеральную уборку. Каждый внук получал в руки колючую метлу в человеческий рост. Подметали двор и улицу. Красили окна, двери, забор и ворота. Белили потолки и стены. Все соседи сразу начинали то же самое. "Бог в помощь! Спасибо! Что делает мама? Работает! Хорошо, приходите вечером в гости!". Универсальный формат беседы со всеми, кто проходит по улице.
Не верится, что всего двести лет назад ничего этого не было. Что заставило албанцев, болгар, гагаузов переселиться сюда? В английском есть хорошее слово "фронтирмен" – люди границы, поселенцы, колонисты. Те, кто в какой-то момент ставят точку. Оставляют в прошлом свои ошибки. Начинают новую жизнь с нуля. Веря в лучшее и обретая второй шанс. Это похоже на американскую историю – страну, созданную людьми, которые верили и мечтали.
Мой девиз по жизни
Не позволяй душе ленится,
Чтобы в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудится,
И день и ночь, и день и ночь.
Гони ее от дома к дому,
тащи с этапа на этап,
по пустырю, по бурелому,
через сугроб, через ухаб!
Не разрешай ей спать в постели,
при свете утренней звезды,
держи лентяйку в черном теле,
и не снимай с нее узды.
Коль дать ей вздумаешь поблажку,
освобождая от забот,
она последнюю рубашку,
с тебя без жалости сорвет.
А ты хватай ее за плечи,
учи и мучай до темна,
чтоб жить с тобой по человечьи,
училась заново она.
Она рабыня и царица,
она работница и дочь,
она обязана трудится,
и день и ночь, и день и ночь !
2. Жовтневое – моя малая родина
Воспоминания – это волшебные одежды, которые от употребления не изнашиваются.
Для большинства людей, дом – это не просто место, где можно переночевать , а гораздо больше. Уголок, а то и угол , в котором хочется чувствовать себя уютно и надежно.
Каждый из нас, думаю, часто произносит поговорку : " мой дом – моя крепость ". Даже если это не крепость, то точно, самое надежное место. Без дома невозможно себе представить жизнь человека вообще. Именно поэтому с древнейших времен существовало немало правил, обрядов, поверий связанных с жильем.
Для меня – " мой дом, моя крепость " – это село Жовтневое, дом на улице Заречной.
Родина моя – село Жовтневое.
Жовтневое (укр. Жовтневе) – село в Болградском районе, Одесской области Украины.
Основано село в 1811 году, прежнее название Каракурт. Площадь – 2,97 км.2, официальный язык – русский и украинский, население – 2707 человек . Национальный состав – албанцы, болгары, гагаузы, русские, украинцы, молдаване , цыгане.
Мое село расположено от районного центра в 7 км, и 14 км от ж-д станции Болград . Через село проходит автодорога Одесса – Рени.
История моего села
Село Жовтневое (Каракурт) основано в 1811 году албанцами переселенцами из Добруджи, куда они в свою очередь попали с юга Албании и село, первоначально называлось – Каракурт.
Современное название села – с 1944 года.
В 1861 году часть жителей села переселились дальше на восток, основав новые албанские села в Запорожской области Украины – Тюшки (теперь – Георгиевка), Джандран (теперь – Гамовка), Таз (теперь – Дивненское).
В окрестностях моего села обнаружили останки поселений эпохи поздней бронзы (2 тысячелетие до нашей эры), раннего железа(8-7 века до новой эры), первых веков нашей эры и два поселения периода Киевской Руси( 10 – 11 века).
Население
По данным переписи населения 2011 года в Жовтневом проживает 2 707 человек:
русских – 10 процентов
болгар – 18 процентов
гагаузов – 11 процентов
албанцев – 11 процентов
украинцы – 4 процента
молдаван – 1 процент (Остальные проценты – другие национальности)
Сельское хозяйство
В Жовтневом размещена центральная усадьба колхоза В И Ленина – 8, 8 тыс. га. Сельхозугодий – 7,4 тыс. га – пахотной земли.
Хозяйство – мясо – молочного направления с развитым полеводством.
На данный момент на территории села Жовтневое размещен племенной – репродуктор ООО АГРОПРАЙМ ХОЛДИНГ , который занимается разведением и реализацией свиней породы – Ландрас, а так же другие породы свиней.
Социальная сфера села
В средней школе села обучаются 250 детей, 30 учителей, есть Дворец Культуры на 600 человек, 2 библиотеки (сельская и школьная), 2 музея (Школьный музей и сельский в Доме Культуры), мед пункт, почта, детский сад "СКАЗКА" – 140 детей, 12 магазинов, столовая, дом быта, сберкасса, стадион, летом 2011 года, возле стадиона открыт Артезианский колодец.
В Жовтневом установлен памятник В И Ленину .
Память детства
Вдали моя деревня,
Там был мой дом родной,
где в школу мы ходили,
Играли с детворой.
То в «классики», то в «прятки»,
В скакалки, городки,
В лапту играли, в салки,
Ну, а зимой – в снежки,
А также мы познали,
Крестьянский труд, без края.
Колхозу помогали,
В уборке урожая.
Осталось мое детство.
В тебе мое село.
Давно уже с годами.
Быльем все поросло…
Но не забыть во веки,
Тебя любимый край!
Твой голос слышу сердцем:
«хоть в гости приезжай!»
3. Болград – город моего детства, юности
Города , где я бывал
о которых тосковал
мне знакомы
от стен и до крыши…
Болград
Болград, Болград , ты стар и млад,
204 – это ерунда,
многоязычный южный город,
у синей кромки Ялпуга !
Шагают взрослые и дети,
у каждого свои дела.
Да где же ямбольские "кэщи" ?
Где сливенская " махала " ?
Вот в обрамлении зеленом,
глазами – окнами глядят.
Болград, Болград, ты стар и млад,
гимназии, две школы средние,
две альма – матер для ребят,
у наших нынешних школят,
да, уцелели честь по чести,
дома зажиточных болгар.
А главное – на старом месте,
Болградский городской базар,
эх, это пестрое богатство -
не только деньги и товар.
Базар в Болграде -
место братства,
общенье русских и болгар,
и гагаузов и албанцев,
украинцев и цыган.
Армян, татар и азербайджанцев,
евреев, немцев, молдаван.
А в праздники, поет наш город,
кларнет и скрипка, держат власть,
рабочий бубен: " хоро – хоро",
ну, как на месте устоять ?
А по утру откроешь штору -
В окошко льется теплый свет
Болград, Болград, ты дружный город,
добра тебе, на сотни лет !!!
С Болградом у меня связаны самые счастливые годы жизни. В Болграде меня принимали в ряды Комсомольцев. В Болграде я пела в хоре, где мы занимали призовые места в конкурсе между селами Болградского района, в этом городе я участвовала в спортивных соревнованиях по гимнастике, по волейболу, легкой атлетике, велоспорту, стрельбе из пневматического оружия. В Болграде – я участвовала на школьных олимпиадах по географии, химии, биологии. В этом городе, я отдыхала в парке имени А С Пушкина, где были тенистые аллеи , пляж (где мы учились плавать и катались на лодках), были карусели, где мы бесконечно катались на аттракционах.
Немного истории о родном городе Болграде
Болград – районный центр Одесской области на озере Ялпуг.
В городе развита такая промышленность – пищевкусовая, швейная фабрика, ремонтно – механический завод , винзавод, масло – сыр завод, инкубатор, швейная фабрика и др.
Уездный городок Бессарабской губернии. Основан в 1812 году задунайскими болгарами, бежавшими от турок, как село Табак. А в 1819 году переименовано в г. Болград, который стал своеобразной столицей всего болгарского народа на юге России. В 1897 году Болград становится уездным городом Бессарабской губернии.
В Болграде есть Спасо – Преображенский собор (1833 – 38 гг), Свято – Николаевская церковь, Католическая церковь, Пантеон генерала Инзова (церковь Святого Митрофания), С 1833 г Историко – краеведческий музей. В Болграде проживает – 18 тыс .жителей.
Город Болград Одесской области – живая иллюстрация к теме славянского единения, был основан в 19 веке по инициативе российского генерала Ивана Инзова, как убежище для жителей Задунайских территорий, бежавших с Балкан от ужасов турецкого владычества, причем несчастные беженцы были приняты на территории иностранного для них российского государства по – родственному, им предоставили все права и привилегии местных жителей.
По инициативе генерала Ивана Инзова в Болграде был построен Спасо – Преображенский собор, будучи в Воронеже, он получил исцеление у мощей Святителя Митрофана, после чего, вернувшись в Болград, построил в честь Святителя Митрофана церковь.
Генерал Инзов участвовал в походах в турецком, польском , итальянском и в наполеоновских войнах, в 1805 году состоял дежурным генералом армии Кутузова, а в 1813 году – польской армии Бенигсена. В 1818 году Инзов был назначен главным попечителем и председателем комитета о колонистах южной России, а с 1820 года – полномочным наместником Бессарабской области. Под начальством Инзова состоял Пушкин во время его ссылки на юг России.
Умер генерал Инзов 27 мая 1845 года и был похоронен в Одессе. Несколько позже по ходатайству болгар, его останки были перенесены в Болград, где и покоятся ныне.
Чувство благодарности болгарских переселенцев к генералу Инзову было так велико, что когда он умер, местные жители несли его гроб на руках несколько километров от города к месту захоронения.
Исторические традиции дружбы и взаимопомощи славянских народов сильны в этих местах и сегодня. В мае 2002 года одним из центров празднования дня славянской письменности и культуры стала Одесская область и город Болград. В Болграде, где большинство населения составляют болгары, создатели славянской письменности, выходцы с Балкан – монахи Кирилл и Мефодий, пользуются особым почтением, их изображениями украшены главные административные, культурные и духовные учреждения города.
Город Болград неоднороден и состоит из двух частей, собственно из Болграда, утопающего в зелени и обширного военного городка, основанного Чапаевской дивизии. Позже военный городок разросся.
В советское время здесь квартировались офицеры элитной десантной дивизии вместе со своими семьями. После развала союза и перевода русской части десантников в Россию, городок населяют преимущественно украинцы. В гарнизонном доме офицеров есть библиотека с роскошным – иначе и не скажешь -книжным фондом. Библиотека некогда пользовалась популярностью.
Есть в городе знаменитый парк имени А.С. Пушкина, заложенный еще в 19 веке. В парке – дом с башней, по виду напоминающей старый замок, в котором при Советской власти располагалась библиотека имени А.С. Пушкина.
Приезжим показывают самое стоящее и добротное, Преображенский собор и гимназию, оба этих учреждения построены при царизме - грандиозных размеров и удачных пропорций. Собор и гимназия, с завидно высокими потолками – символы болгарского возрождения 19 века.
Мой Болград
Я люблю этот солнечный город,
И не ведаю сам почему?
Сквозь туман, метель и холод,
Каждый год приезжаю к нему.
Я к истокам своим возвращаюсь,
Быть не понятым я не боюсь,
Если грустно мне, с ним я печалюсь,
Если весело мне, с ним я смеюсь.
Город мой, он солнцем апрельским согрет
Ты со мной, даже если меня в тебе нет,
Мой Болград, я встречаться с тобою так рад,
Расцветай мой город, южный город – сад!
Вспоминаю я девочку Олю,
У Ялпуга веселый пикник,
Школьный дворик знакомый до боли,
В парке Пушкина, чистый родник!
Здесь прошли мои юные годы,
Я отсюда в столицу сбежал,
Там напился желанной свободы,
Но частицу себя потерял.
Я влюблен в этот солнечный город,
Пусть не шумный и небольшой,
И хотя я годами не молод,
В нем всегда молодею душой.
Коль я собираюсь в дорогу,
Ведь заметь, я твой гражданин,
Подобно тебе, в мире много,
Ты такой на свете один !
(Валерий Бессарабский)
4. Мои родители
Каждый человек всегда чей – нибудь ребенок
Моя мама – РАДУШКО ВАРВАРА РАДИОНОВНА, родилась 14 июля 1927 году – 11 декабря 1992 года.
Бабушка по матери – Кравченко Феодосия – Украинка (1904 -1966)
Дедушка по матери – Радушко Радион – Болгарин (1902 -1947)
Мой отец – ЖЕЛЯСКОВ КОНСТАНТИН ИВАНОВИЧ , родился 30 января 1928 года – 30 июля 2014 года.
Бабушка по отцу – Чернева Анна Георгиевна – Гагаузка (1903-1947)
Дедушка по отцу – Желясков Иван Константинович – Гагауз (1905-1947)
Моя мама всегда была веселым, активным, целеустремленным и энергичным человеком. Она сохраняла оптимизм и жизнелюбие в самые тяжелые времена.
Мама родилась в 1927 году в бедной семье, в которой было шестеро детей. Во время голодовки 1947 года её отец Радион отдавал всю еду жене Феодосии и детям, поэтому они выжили. Отец мамы умер и все шестеро детей остались на попечении одной Феодосии.
Мама очень хотела учиться, но у неё не было даже обуви, чтобы в зимнюю слякотную погоду дойти до школы. В семье была всего одна пара галош, поэтому на семейном совете решили, что в школу пойдет старший брат – Федор. Он должен был научиться писать и читать, а потом обучить этой грамоте остальных братьев и сестер. Но Федор учился спустя рукава и не смог научить чтению и письму остальных в семье. Затем отправили в школу старшую сестру моей мамы – Надежду, в этих же калошах, надетых на теплые вязаные носки, но история повторилась. Тогда послали в школу мою маму Варвару, самую юркую, сообразительную девочку в семье. Только она, приходя из школы, объясняла чему они учились в классе, показывала, писала карандашом на бумаге и в конце концов все домашние преодолели 4 класса , научились писать и читать.
Семье очень тяжело жилось после смерти дедушки Радиона. Бабушка Феодосия не работала в колхозе, так как у неё было шестеро детей, которых не на кого было оставить дома. Никаких выплат от государства в то время не было. Бабушка выкручивалась как могла, кормила шестерых детей овощами и фруктами из своего огорода. Самым же большим подспорьем было разведение индюков. В округе было много необработанных полей, в которых дети могли их пасти. Бабушка разводила около 200 индюков в год. Только моей маме доверяли продавать индюков на рынке в Болграде. Бабушка знала, что Варвара продаст товар по выгодной цене и принесет домой все вырученные деньги. Ведь мама знала, что от каждой принесенной копейки зависит жизнь братьев и сестер. Благодаря бережливому и расчетливому ведению хозяйства, общим усилиям всей семьи, удалось выжить и вырастить шестерых детей.
Дети подрастали и в семье решили самого старшего ребенка научить какому-то ремеслу, чтобы он в дальнейшем зарабатывал себе на хлеб. Брат мамы – Федор, целый год ходил в подмастерьях у портного в Болграде. С трудом оплачивали его обучение из скудного бюджета семьи. И каждый раз, возвращаясь, с занятий, мама спрашивала его, чем они сегодня занимались. Он все рассказывал. Как они обрабатывали шкуры, чтобы они были мягкими и податливыми шитью. Как снимали мерки с человека, выкраивали, резали, шили, штопали и украшали. Мама внимательно выслушивала, запоминала и научилась на практике применять свои навыки.
Прошел год обучения. Брат Федор, так и не научился шить изделия из овечьих шкур. А мама, не посетив ни одного занятия, научилась отлично шить. И всю жизнь мама шила – дубленки из овечьих шкур, шапки, безрукавки из шкур ягнят. Её мастерство так ценилось, что к ней приезжали заказчики из соседних сел. Папа всегда был маминым помощником в этой домашней артели. Помню всю жизнь, папа замачивал шкуры овец, потом долго их обрабатывал мелом, до тех пор , пока шкуры не становились мягкими и белоснежными, приятными на ощупь. Потом он долго выполнял подручную работу мамы, вырезал на полосках шкуры разные узоры, для украшения у безрукавок – карманы, воротники. А мама снимала мерки с людей, шила изделия. Отбоя не было от желающих. Я тоже непосредственно участвовала в этом процессе. Так как я была, как мама, быстрая, шустрая, с хорошей памятью, то мама меня посылала по селу сообщить очередным клиентам, что нужно прийти к нам в такой то день – на примерку изделия, или принести нитки определенного цвета или подкладочную ткань для дальнейшей работы. Все село меня отлично знало, а я назубок выучила, кто где живет. Прошло много лет с тех пор, но люди по-прежнему продолжают носить мамины изделия. А увидев меня издалека, люди вспоминают, как я девчонкой прибегала к ним и звала на примерки.
Мама умела шить не только тулупы из овчины, но и любую другую одежду. Хотя этому тоже не училась. Мамину старшую сестру Надежду решили обучить полезному ремеслу – шить платья, блузки. Она ходила на обучение к сельской портнихе, но учили неважно. Тогда мама объяснила Наде, что шитье – это элементарное дело, здесь тот же принцип, что и при пошивке шубы: снимаешь размеры у человека, отражаешь на бумаге все размеры, получается выкройка. По выкройке режешь ткань, сшиваешь, примеряешь несколько раз, украшаешь платье и все готово! В результате, мама всю жизнь шила и верхние изделия из овечьих шкур, и платья, блузки на заказ, что было немалым подспорьем семейному бюджету.
Моя мама всю жизнь работала в колхозе имени Ленина в селе Жовтневом – кассиром, бухгалтером, воспитателем в детском саду, в птичнике, в полевой бригаде. Она стала первой комсомолкой в селе и именно ей доверили в голодовку 1946-1947 годов работать учетчицей, выдавать хлебные пайки односельчанам. Мама работала летом от зари до ночи – кроме работы в колхозе, у нас было большое хозяйство, огромный огород, виноградники. Долгими зимними вечерами, никогда не сидела сложа руки. Была организатором вечерних посиделок с соседями – по очереди собирались у каждой из соседок и помогали справится с трудной работой – чистили овечью шерсть, пряли нитки из шерсти, вязали носки, безрукавки, готовили нитки и лоскуты для ковров. Из этих ниток ткали уникальные ковры в болгарском, албанском и гагаузском стиле, которые до сих пор сохранились у меня, у сестры и брата. А ее изделия из овечьих шкур до сих пор носят люди в Жовтневом. В том числе, мой муж носит тулуп, который помог пережить 40-градусные морозы на Севере, в Тюменской области.
Папа родился в 1927 году в зажиточной, состоятельной семье, в которой было четверо детей. Во время голодовки 1947 у них отобрали все продовольственные запасы, даже те, что оставались после выплаты всех налогов. Попытка спрятать часть пшеницы в замаскированной яме в огороде не удалась, поэтому зимой родители моего отца – Анна и Иван, умерли от голода. Меня назвали в честь матери моего отца – бабушки Анны, которую я никогда не видела.
Папа окончил 7 классов румынской гимназии, а с приходом в 1940 году советской власти, несколько лет обучался в этой же гимназии, но языком обучения стал русский. Он умел разговаривать на 5 языках: своем родном – гагаузском, болгарском – родном языке своей жены Варвары, албанском, русском и румынском.
Сразу после свадьбы, которая состоялась 1 августа 1948 года, папу мобилизовали в школу фабрично-заводского обучения. Несколько десятков человек из села насильно отправили в Донецкую область. Там в городе Енакиево организовали школу ФЗО, которая готовила рабочих для шахт. Несмотря на то, что за побег из ФЗО грозила колония, папе сбежал обратно в Жовтневое, ведь дома его ждала молодая жена Варя и малолетние брат Георгий и сестра Анна.
Папа всю свою жизнь работал в колхозе имени В.И. Ленина строителем. Он никогда не обучался специально какому-то ремеслу. Внимательно наблюдая за работой старших товарищей – столяров, плотников, печников, он перенимал их навыки, учился новому.
Папа был наблюдательным, внимательным, старательным, аккуратным, поэтому быстро стал востребованным мастером. В Жовтневом была очень востребована профессия печника, ведь каждый дом отапливался дровами или углем. В печке готовилась еда, выпекался хлеб, с помощью неё отапливались подсобные помещения для выращивания молодняка – индюков, цыплят, уток и гусей. Буржуйки нужны были в парниках, где выращивали раннюю рассаду помидор, огурцов, баклажан, перца. Каждый выходной у папы был расписан – он строил печи односельчанам.
Наряду с печами, папа занимался изготовлением на заказ деревянных ворот, заборов, штакетника, столов, стульев, табуреток. Иногда он также выкапывал бассейны для хранения питьевой воды. Папа занимался этим в свободное время, после основной работы в колхозной строительной бригаде.
В 1973 году папа самостоятельно, в помощниках у него были только жена и дети, построил для нашей семьи новый кирпичный дом. Дом построен на совесть, он до сих пор в отличном состоянии!