Книга Мой Каракурт - читать онлайн бесплатно, автор Анна Константиновна Желяскова-Берлинская
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Мой Каракурт
Мой Каракурт
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Мой Каракурт

Анна Желяскова-Берлинская

Мой Каракурт

1. Мой Каракурт

Люблю тебя в любое время года,

Мое родное милое село,

И в теплый день, в любую непогоду,

С тобой всегда, мне на душе тепло.

Мне дорог Каракурт. Где я родилась. Где росла среди неповторимой природы. Где бегала босиком по росе у речки Карасулак, по родному двору-огороду. Где росли и плодоносили яблони, сливы, вишни, черешни, груши, шелковица, абрикосы и айва, их вкус я запомнила навсегда. Мне вспоминается запах свежескошенной травы. Дворы, где знали всех соседей и вместе с девчонками и мальчишками играли дотемна в веселые подвижные игры.

Люблю мой край, как странно слышать,

Ведь каждый человек свой любит край!

Но небо здесь синее, солнце выше!

И в цвет сирени здесь окрашен май.

Дождем и сеном пахнет лето,

Зовет прохладою река,

А осень золотом одета,

Плывут клочками облака.

Люблю мой край!

Я много мест видала,

И можно хоть полмира обойти,

Но ближе и родней родного края,

Я думаю, мне больше не найти!

Здесь мы пошли впервые в первый класс нашей родной школы, которая вывела нас на широкую дорогу в свет знаний и к лучшей жизни.

В этой скромной книге далеко не все, о чем я хотела бы написать. Задача моя проста. Я хочу запечатлеть на бумаге бесценные россыпи воспоминаний долгожителей и известных людей села. Рассказать о замечательных коллективах Жовтневого (Каракурта) – детского сада, школы, танцевальном ансамбле, музеях, библиотеках. О замечательных, умных, трудолюбивых жителях села.

Я выражаю большую благодарность моим односельчанам, которые в ходе сбора материалов не были равнодушны к моим просьбам и своими воспоминаниями значительно обогатили повествование об истории села.

Особо хочется подчеркнуть большую поддержку со стороны моих детей Берлинского Константина Константиновича(1980 года рождения) и Берлинской Елены Константиновны(1979 года рождения).

Благодарю за помощь в создании книги библиотекаря села Каракурт Битову – Бельтек Марию Федоровну(1961 года), учителя физической культуры школы Узун – Богдан Марию Семеновну(1946 года), Узун – Новошинскую Валентину Афанасьевну(1950года), Узун – Парталы Анну Константиновну(1956 года), Долгова Константина (1953 года рождения).

Мое село Жовтневое (Каракурт) расположено на самом юге Одесской области, в устье реки Дунай.

Его основали в 1811 году жители юго-восточной Европы: албанцы, гагаузы, болгары, которые переселились на юг Бессарабии, которая входила в состав Российской империи. Первоначально село именовалось Каракурт. Легенда гласит, что при рытье фундамента под первый дом, на глаза жителям попал черный паук – каракурт, поэтому так и назвали новое поселение.

В 1944 году село стало именоваться Жовтневое, а в 2016 году Каракурт.

Село относительно молодое, юное – ему всего 206 лет. Со времени основания в 1811 году оно разрослось. Первоначально отстраивались дома рядом с рекой, они и составили улицу, которая так и называлась "Первая улица". Чтобы избежать подтопления домов в дни половодья жители стали строить дома подальше от реки – так появились "Вторая, Третья, Четвертая и Пятая" улицы. Уже при советской власти, улицы получили названия – Заречная (Первая улица), имени Ленина, Школьная, имени Христо Ботева, Лиманная.

Наше село уникально во многих смыслах: географическому расположению – в центре Европы, рядом с великой рекой Дунай, недалеко от Черного моря и рядом с озером Ялпуг; климатическим условиям – черноморские лесостепи, которые дарят очень жаркое лето и приятную мягкую зиму.

Смягчает очень жаркое лето в Жовтневом (Каракурт) близость больших водных артерий: озера Ялпуг, которое находится всего в 7 км от села и является самым большим природным озером в Украине и реки Дунай.

Наша сельская речушка Карасулак впадает в Дунай, который протекает всего в 40 км от села. Мне всегда хотелось увидеть Дунай – вторую по протяженности реку в Европе (после Волги). Дунай берет начало в горах Германии, бежит через все европейские страны, чтобы через дельту Дуная, рядом с Измаилом, попасть в Черное море. Мы с подружками очень любили петь песню "Венок Дуная". Мы её пели на летних посиделках на улице около дома, запевали в хоре, ходили под ручку с подружками по улице и распевали эту песню:

Дунай, Дунай,

А ну, узнай,

Где, чей подарок!

К цветку цветок

Сплетай венок,

Пусть будет он красив и ярок.

Уникальное географическое расположение и климатические условия дают успешно развиваться разным отраслям экономики, но не в этом кроется секрет 205 – летнего развития села.

Главным богатством села являются люди. Каракурт является уникальным поселением по своему этнографическому составу – его населяют албанцы, гагаузы, болгары и представители других национальностей. Где вы еще увидите, чтобы местные жители одинаково свободно владели албанским, болгарским, гагаузским, русским, украинским и молдавским языками?!

Я с моими детьми и племянниками, которые были маленькими, всё лето проводили в Жовтневом. Я попросила своего сына Костю вспомнить свои впечатления о тех годах. Вот что он написал:

«Первым нас встречало солнце. Мы приезжали в село в начале августа. От станции автобус довозил нас до окраины. Поёживаясь от утренней прохлады и здороваясь со всеми встречными, мы доходили до стадиона как раз к тому моменту, как огромный оранжевый шар неспешно поднимался из-за горизонта. С первыми лучами солнца птицы сходили с ума и так громко чирикали, что заглушали всё вокруг.

Доходим до калитки, она заперта, прыгаю через забор и открываю её изнутри. Собака оглушительно лает, затем узнает нас и яростно виляет хвостом. В доме все давно уже встали. Бабушка готовит еду, дедушка убирает за животными. Потом он стучит тесаком на длинном деревянном столе и рубит зелень курам, уткам, гусям, индюшкам. Нам остаётся только покормить поросёнка, собаку и дать сено и воду овцам. Только кошка сама по себе. Она уже перекусила парой мышей и прибегает, чтобы её погладили. От угощения, впрочем, тоже не отказывается. Днём работаем, вечером идём купаться на водоём.

Не забуду вкус шелковицы, слив, абрикосов и черешни. Запах степной травы на баире. У нас ответственное задание – пасти индюшек. Постелив одеяло в тени акации, время от времени бегаем за ними и возвращаем их обратно. Увидев кузнечика, индюшка становится смертельно серьёзной, затем медленно приближает клюв, один удар и всё кончено. В охотничьем раже они убегают далеко за овраг на соседнем переулке. Если две стаи сойдутся вместе, молодняк затевает драку. Иногда взрослые индюшки начинают беспокойно кудахтать. На высоте нескольких километров они заметили пролетающий самолёт и приняли его за хищную птицу. Они созывают всех вместе и прячутся в траве, укрывая птенцов под крыльями.

Что мне больше всего нравится в этих людях – их удивительное жизнелюбие и предприимчивость. Кажется, у мамы никогда не бывает плохого настроения. В сельском доме всегда были деньги – дедушка складывал печи, бабушка шила одежду. Как только мы приезжали – затевали генеральную уборку. Каждый внук получал в руки колючую метлу в человеческий рост. Подметали двор и улицу. Красили окна, двери, забор и ворота. Белили потолки и стены. Все соседи сразу начинали то же самое. "Бог в помощь! Спасибо! Что делает мама? Работает! Хорошо, приходите вечером в гости!". Универсальный формат беседы со всеми, кто проходит по улице.

Не верится, что всего двести лет назад ничего этого не было. Что заставило албанцев, болгар, гагаузов переселиться сюда? В английском есть хорошее слово "фронтирмен" – люди границы, поселенцы, колонисты. Те, кто в какой-то момент ставят точку. Оставляют в прошлом свои ошибки. Начинают новую жизнь с нуля. Веря в лучшее и обретая второй шанс. Это похоже на американскую историю – страну, созданную людьми, которые верили и мечтали.»



Переселенцы, которые основали село в 1811 году, привезли с собой на арбах, запряженных волами, только семьи и самое необходимое. Обустраивать быт приходилось с нуля, в тяжелых условиях – рядом не было крупных населенных пунктов (город Болград был основан позже). Помощи ждать было неоткуда, что сделало жителей упорными, предприимчивыми, готовыми к трудностям.

Мои родители – Желясков Константин Иванович (1928-2014) и Радушко Варвара Родионовна (1927-1992) прививали своим детям именно такие качества. Они личным примером показывали, как важно трудолюбие, честность, целеустремленность и умение преодолевать трудности. Когда мне было 5 лет, родители построили собственный дом и мы перешли туда жить. Дом состоял всего одной комнаты, построенной из "ломпачей" (самодельные блоки из глины и соломы). В доме не было воды, печки – готовили на улице, на костре; не было мебели – спали в единственной комнате на соломе. Никто не жаловался на бедность, стойко переносили бытовые проблемы и неустроенность.

В новый дом мы перешли жить из родительского дома моего отца, в котором остался жить его младший брат – Георгий Иванович с женой Еленой. Я решила, что будет несправедливо уходить в новый дом с пустыми руками, поэтому уходя прихватила все монетки, которые россыпью лежали на подоконнике в доме Георгия Ивановича.

Мне казалось абсолютно правильным принести в новый дом хоть что-то полезное, ведь у нас ничего нет, а в старом доме осталась вся мебель и другие полезные вещи.

Через пару часов мама заметила у меня в руках деньги и спросила, где я их взяла. Я честно рассказала- откуда, и искренне добавила, что нам они намного нужнее. Мама мне сказала, что брать чужое нельзя, даже если нам это больше пригодится, даже если очень хочется – и сейчас же нужно вернуть людям монеты, рассказать, что сделала, извиниться и пообещать больше такого не делать.

На улице уже стемнело, не было ни одного фонаря или лампочки, по дороге находился недостроенный дом, которым дети пугали друг друга и рассказывали, что оттуда из чердачного окна ночью выползают черти и охотятся за ребятами.

Я очень не хотела ночью никуда идти. Поэтому я охотно разрешила маме самой отнести монетки и извиниться от моего имени. Мама настаивала – это должна была сделать я самостоятельно. Я пыталась торговаться – сделаю, но завтра утром.

Мама была непреклонна – не откладывая, именно сейчас, чтобы лучше запомнить! От страха я расплакалась и прорыдала всю дорогу до старого дома. Там вернула монетки, извинилась. Уже по дороге обратно я заметила маму, которая шла за мной всё время, чтобы мне было не так страшно. Эту историю и выводы из неё я запомнила на всю жизнь!

Я всегда очень гордилась своими родителями. Помню свои детские мысли: "Как же хорошо, что у меня именно эти родители (а не какие-то дебоширы и пьяницы)! Какая же я счастливая, что родилась именно здесь, в Жовтневом, в СССР (а не в Африке или Китае)! "



Моя мама – Радушко Варвара Родионовна, родилась 14 июля 1927 году – 11 декабря 1992 года. Бабушка по матери – Кравченко Феодосия – Украинка (1904 -1966). Дедушка по матери – Радушко Родион – Болгарин (1902 -1947).





Мой отец – Желясков Константин Иванович, родился 30 января 1928 года – 30 июля 2014 года. Бабушка по отцу – Чернева Анна Георгиевна – Гагаузка (1903-1947). Дедушка по отцу – Желясков Иван Константинович – Гагауз (1905-1947).

Моя мама всегда была веселым, активным, целеустремленным и энергичным человеком. Она сохраняла оптимизм и жизнелюбие в самые тяжелые времена.

Мама родилась в 1927 году в бедной семье, в которой было шестеро детей. Во время голодовки 1947 года её отец Родион отдавал всю еду жене Феодосии и детям, поэтому они выжили. Отец мамы умер и все шестеро детей остались на попечении одной Феодосии.

Мама очень хотела учиться, но у неё не было даже обуви, чтобы в зимнюю слякотную погоду дойти до школы. В семье была всего одна пара галош, поэтому на семейном совете решили, что в школу пойдет старший брат – Федор. Он должен был научиться писать и читать, а потом обучить этой грамоте остальных братьев и сестер. Но Федор учился спустя рукава и не смог научить чтению и письму остальных в семье. Затем отправили в школу старшую сестру моей мамы – Надежду, в этих же калошах, надетых на теплые вязаные носки, но история повторилась. Тогда послали в школу мою маму Варвару, самую юркую, сообразительную девочку в семье. Только она, приходя из школы, объясняла чему они учились в классе, показывала, писала карандашом на бумаге и в конце концов все домашние преодолели 4 класса, научились писать и читать.

Семье очень тяжело жилось после смерти дедушки Родиона. Бабушка Феодосия не работала в колхозе, так как у неё было шестеро детей, которых не на кого было оставить дома. Никаких выплат от государства в то время не было. Бабушка выкручивалась, как могла, кормила шестерых детей овощами и фруктами из своего огорода. Самым же большим подспорьем было разведение индюков. В округе было много необработанных полей, в которых дети могли их пасти. Бабушка разводила около 200 индюков в год. Только моей маме доверяли продавать индюков на рынке в Болграде. Бабушка знала, что Варвара продаст товар по выгодной цене и принесет домой все вырученные деньги. Ведь мама знала, что от каждой принесенной копейки зависит жизнь братьев и сестер. Благодаря бережливому и расчетливому ведению хозяйства, общим усилиям всей семьи, удалось выжить и вырастить шестерых детей.

Дети подрастали и в семье решили самого старшего ребенка научить какому-то ремеслу, чтобы он в дальнейшем зарабатывал себе на хлеб. Брат мамы – Федор, целый год ходил в подмастерьях у портного в Болграде. С трудом оплачивали его обучение из скудного бюджета семьи. И каждый раз, возвращаясь, с занятий, мама спрашивала его, чем они сегодня занимались. Он все рассказывал. Как они обрабатывали шкуры, чтобы они были мягкими и податливыми шитью. Как снимали мерки с человека, выкраивали, резали, шили, штопали и украшали. Мама внимательно выслушивала, запоминала и научилась на практике применять свои навыки.

Прошел год обучения. Брат Федор, так и не научился шить изделия из овечьих шкур. А мама, не посетив ни одного занятия, научилась отлично шить. И всю жизнь мама шила – дубленки из овечьих шкур, шапки, безрукавки из шкур ягнят. Её мастерство так ценилось, что к ней приезжали заказчики из соседних сел. Папа всегда был маминым помощником в этой домашней артели. Помню всю жизнь, папа замачивал шкуры овец, потом долго их обрабатывал мелом, до тех пор, пока шкуры не становились мягкими и белоснежными, приятными на ощупь. Потом он долго выполнял подручную работу мамы, вырезал на полосках шкуры разные узоры, для украшения у безрукавок – карманы, воротники. А мама снимала мерки с людей, шила изделия. Отбоя не было от желающих. Я тоже непосредственно участвовала в этом процессе. Так как я была, как мама, быстрая, шустрая, с хорошей памятью, то мама меня посылала по селу сообщить очередным клиентам, что нужно прийти к нам в такой то день – на примерку изделия, или принести нитки определенного цвета или подкладочную ткань для дальнейшей работы. Все село меня отлично знало, а я назубок выучила, кто, где живет. Прошло много лет с тех пор, но люди по-прежнему продолжают носить мамины изделия. А увидев меня издалека, люди вспоминают, как я девчонкой прибегала к ним и звала на примерки.

Мама умела шить не только тулупы из овчины, но и любую другую одежду. Хотя этому тоже не училась. Мамину старшую сестру Надежду решили обучить полезному ремеслу – шить платья, блузки. Она ходила на обучение к сельской портнихе, но учили неважно. Тогда мама объяснила Наде, что шитье – это элементарное дело, здесь тот же принцип, что и при пошивке шубы: снимаешь размеры у человека, отражаешь на бумаге все размеры, получается выкройка. По выкройке режешь ткань, сшиваешь, примеряешь несколько раз, украшаешь платье и все готово! В результате, мама всю жизнь шила и верхние изделия из овечьих шкур, и платья, блузки на заказ, что было немалым подспорьем семейному бюджету.

Моя мама всю жизнь работала в колхозе имени Ленина в селе Жовтневом – кассиром, бухгалтером, воспитателем в детском саду, в птичнике, в полевой бригаде. Она стала первой комсомолкой в селе и именно ей доверили в голодовку 1946-1947 годов работать учетчицей, выдавать хлебные пайки односельчанам. Мама работала летом от зари до ночи – кроме работы в колхозе, у нас было большое хозяйство, огромный огород, виноградники. Долгими зимними вечерами, никогда не сидела сложа руки. Была организатором вечерних посиделок с соседями – по очереди собирались у каждой из соседок и помогали справиться с трудной работой – чистили овечью шерсть, пряли нитки из шерсти, вязали носки, безрукавки, готовили нитки и лоскуты для ковров. Из этих ниток ткали уникальные ковры в болгарском, албанском и гагаузском стиле, которые до сих пор сохранились у меня, у сестры и брата. А ее изделия из овечьих шкур до сих пор носят люди в Жовтневом. В том числе, мой муж носит тулуп, который помог пережить 40-градусные морозы на Севере, в Тюменской области.

Папа родился в 1927 году в зажиточной, состоятельной семье, в которой было четверо детей. Во время голодовки 1947 у них отобрали все продовольственные запасы, даже те, что оставались после выплаты всех налогов. Попытка спрятать часть пшеницы в замаскированной яме в огороде не удалась, поэтому зимой родители моего отца – Анна и Иван, умерли от голода. Меня назвали в честь матери моего отца – бабушки Анны, которую я никогда не видела.

Папа окончил 7 классов румынской гимназии, а с приходом в 1940 году советской власти, несколько лет обучался в этой же гимназии, но языком обучения стал русский. Он умел разговаривать на 5 языках: своем родном – гагаузском, болгарском – родном языке своей жены Варвары, албанском, русском и румынском.



Сразу после свадьбы, которая состоялась 1 августа 1948 года, папу мобилизовали в школу фабрично-заводского обучения. Несколько десятков человек из села насильно отправили в Донецкую область. Там в городе Енакиево организовали школу ФЗО, которая готовила рабочих для шахт. Несмотря на то, что за побег из ФЗО грозила колония, папе сбежал обратно в Жовтневое, ведь дома его ждала молодая жена Варя и малолетние брат Георгий и сестра Анна.

Папа всю свою жизнь работал в колхозе имени В.И. Ленина строителем. Он никогда не обучался специально какому-то ремеслу. Внимательно наблюдая за работой старших товарищей – столяров, плотников, печников, он перенимал их навыки, учился новому.

Папа был наблюдательным, внимательным, старательным, аккуратным, поэтому быстро стал востребованным мастером. В Жовтневом была очень востребована профессия печника, ведь каждый дом отапливался дровами или углем. В печке готовилась еда, выпекался хлеб, с помощью неё отапливались подсобные помещения для выращивания молодняка – индюков, цыплят, уток и гусей. Буржуйки нужны были в парниках, где выращивали раннюю рассаду помидор, огурцов, баклажан, перца. Каждый выходной у папы был расписан – он строил печи односельчанам.

Наряду с печами, папа занимался изготовлением на заказ деревянных ворот, заборов, штакетника, столов, стульев, табуреток. Иногда он также выкапывал бассейны для хранения питьевой воды. Папа занимался этим в свободное время, после основной работы в колхозной строительной бригаде.

В 1973 году папа самостоятельно, в помощниках у него были только жена и дети, построил для нашей семьи новый кирпичный дом. Дом построен на совесть, он до сих пор в отличном состоянии!

Мой отец приобрел заслуженную репутацию трудолюбивого, аккуратного, обязательного, ответственного и непьющего мастера. Сейчас работу столяра и плотника вытесняет прогресс. Все больше в селе устанавливают железные ворота, пластиковые окна. Но потребность в печах, думаю, никогда не уйдет в забытье.

Мама и папа работали в колхозе на совесть, с утра до позднего вечера. Родители были передовиками производства, их фото висело на доске почета возле сельсовета. Папа получил золотую медаль к 100- летию В.И. Ленина. За работу в колхозе начисляли трудодни и выплачивали мизерную зарплату. Чтобы прокормить, одеть и побаловать своих троих детей, родители всё своё свободное время занимались индивидуальным предпринимательством: шитьем, строительством, столярным делом, продажей мяса, овощей на рынке.



Моя мама умела усердно работать и хорошо отдыхать. Она была очень музыкальна, любила петь и танцевать, исполняла мелодичные болгарские песни. Мама очень хотела, чтобы мой брат научился играть на музыкальном инструменте: купила гармонь, наняла учителя. Но Коле это решительно не нравилось, он так и не научился играть. Папа же был совсем не артистичным, не любил танцы. Он увлекался географией, с удовольствием разглядывал карты и атласы, находя и узнавая свои родные места и далекие неизведанные. Это увлечение перенял мой сын Костя. Я похожа на маму, всегда любила петь и танцевать. С четвертого по десятый класс пела в школьном хоре, до сих пор помню все наши песни. Вот кого надо было учить играть на музыкальных инструментах!



Родители частенько брали нас с братом в открытый летний кинотеатр. В темные летние ночи в этом кинотеатре, на белом полотне нам показывали фильмы, почему-то очень часто индийские. Я даже помню сюжеты и названия этих фильмов – "Цветок в пыли", "Мистер Питкин в тылу врага" и другие.

У нас не было телевизоров, обычных для сегодняшних детей бытовых удобств, но у меня было очень счастливое детство!

Мы много гуляли, проводили целые дни на улице, постоянно попадали в разные истории, из которых с успехов выходили победителями. Я вспомнила несколько историй из своего детства.

Суворовский мост

Самыми хорошими моментами в школьной жизни, были летние каникулы. Особенно мы любили длинные летние каникулы, когда при первой возможности мчались на улицу, что бы поиграть с друзьями. Мама уходила на работу рано утром и давала мне на целый день перечень заданий на день. С утра я полола огород, травку рвала птицам, поила и кормила всю домашнюю птицу, а ее было немало: гуси, утки, куры, индюки. Нужно было принести воды из колодца, постирать немного свои вещи, разжечь огонь в печи, что бы приготовить к вечеру еду на всю семью из курицы. А ведь нужно было еще поймать и свернуть ей шею! С первого класса я занималась всеми домашними делами, что бы облегчить маме труд.

В обеденное время, когда выдавался перерыв в домашних хлопотах, и после 7 часов вечера, когда вся семья поужинала, я проводила время на улице, с подружками.

Мы очень весело проводили время: играли в подвижные веселые игры, бегали в рощу на нашей улице, бегали к роднику, залезали на колючие деревья и там воровали яйца из вороньих гнезд, дабы уменьшить численность этих наглых птиц, которые воровали домашних цыплят, находили и собирали на «баире» сакыз и делали из него жевательную резинку.

Часто по вечерам мы с подружками ходили по улице и пели песни. Особенно запомнилась песня – «Дунай, Дунай, а ну узнай, где, чей подарок?» У нас это так хорошо получалось, что нас приглашали с концертами в Жовтневский детский сад. В детском саду выступали с любимыми танцами и песнями, самостоятельным кукольным театром, для чего сами делали кукол и готовили сценарий.

Как то летом, после окончания 5 класса , мы с подружками играли на речке " Карасулак". Подружки – это я, Валя Желяскова, Аня Узун, Нина Гроздева, Саша Пейчева, Стана Бакановская. Там сохранился старый – старый мост, через нашу речку «Карасулак». По этому мосту еще с 1790 году Суворов с войсками шел из румынского города Галаць на штурм Измаила. Мост часто латали, перестраивали, ведь он был предназначен для прохода пешими людьми и повозками, а не для автомобилей. В конце концов, рядом с ним построили новый мост.

Новый мост построили, а старый – еще не успели снести. А сельским, озорным ребятишкам – именно то, что надо ! Есть где развлекаться, брать высоты, себя показать в силе, ловкости.

Летом, речка Карасулак высыхала, а под новым и старым мостом оставалась невысохшая грязь. От старого моста остались два рельса и два провода большого диаметра. Мы придумали отличное развлечение. Сначала бегали по рельсу с одного берега на другой. Бегали с закрытыми глазами, но этого было мало нам. Моя подружка Валя Желяскова, очень легкая, невесомая, порхала, как бабочка по проводам, висела на проводе вниз головой на пальцах ног, бегала по проводу с закрытыми глазами. Но мы не хотели от нее отставать. Все девочки очень старались и наконец-то освоили бег по проводу с закрытыми глазами, с одного берега на другой.       Нам долго не давался самый главный, коронный трюк Валюши – нужно было висеть на проводе вниз головой на пальцах ног. В процессе освоения этого трюка, я несколько раз падала лицом вниз, в грязь, в намол. А это очень, очень неприятно. Я очень гордилась собой, когда освоила этот трюк.