Книга Тайны Вечной Книги. Том 9. «Когда будешь зажигать», «И послал», «Корах», «Закон», «Балак» - читать онлайн бесплатно, автор Михаэль Семенович Лайтман
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Тайны Вечной Книги. Том 9. «Когда будешь зажигать», «И послал», «Корах», «Закон», «Балак»
Тайны Вечной Книги. Том 9. «Когда будешь зажигать», «И послал», «Корах», «Закон», «Балак»
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Тайны Вечной Книги. Том 9. «Когда будешь зажигать», «И послал», «Корах», «Закон», «Балак»

Михаэль Лайтман

Тайны Вечной Книги. Том 9

© Laitman Kabbalah Publishers, 2019

© НФ «Институт перспективных исследований», 2019

* * *

Предисловие

Когда мы снимали серию телепередач «Тайны Вечной Книги», мы все время ловили себя на мысли: «Лишь бы не прекращалось это чудо»…

Вот именно для того, чтобы сохранить это ощущение, мы и оставили все, как было.

Вот так, в виде свободной беседы все и происходило.

Мы получали ответы на сложнейшие вопросы.

Перед нами раскрывался волшебный мир Торы.

Точнее сказать, мы впускали ее в себя.

И открывалось нам, что это действительно инструкция, и действительно единственная в своем роде.

В книге все сохранено. И даже личные темы, которые вдруг возникали по ходу беседы, они тоже вошли в книгу.

Дорогие читатели, мы советуем вам, «отпустите весла» и начните сплавляться по этой великой реке жизни, которая называется каббалистический комментарий к главам Торы.

Читайте не торопясь, тогда вы почувствуете неповторимый вкус этой книги.

И захотите прочитать ее еще и еще раз.

У нас надежный проводник. Он чувствует эту реку, как свою, она для него – родная.

Каббалист Михаэль Лайтман раскрывает нам тайны Книги, в которой написано абсолютно все о каждом из нас.

О том, как нам жить.

Как быть счастливыми.

Двинемся же вслед за ним в это увлекательное путешествие!


Семен Винокур, автор и ведущий серии передач с Михаэлем Лайтманом «Тайны Вечной Книги»

Глава «Когда будешь зажигать»

Никто ни в чем не виноват

Мы начинаем новую главу, она называется «Баалотха». В переводе – «Когда будешь зажигать».

Название главы указывает на твое движение вверх.


И начинается она со слов: «Когда будешь возжигать лампады…». Указано, как должны стоять светильники по отношению к меноре – главному светильнику. Упоминается заповедь о пасхальном жертвоприношении. Рассказывается о Скинии, о левитах. Дальше очень интересно развиваются события: народ ропщет, хочет обратно в Египет… Моше просит Творца: «Не могу я один нести весь этот народ». И тут уничтожается часть народа. Мы с Вами разберем, что это означает.

В конце главы описывается случай, когда Мирьям вместе с Аароном начинают обсуждать Моше: «Разве только с Моше говорил Творец?!». Аарон и Мирьям, уже находящиеся на высоком уровне, тоже впадают в эгоизм. Что же говорить об остальных, если у них такие праведники?!

Это надо понимать. Все проходят подобные состояния, и никто не может пройти их лучше, чем это сделали они.

Мы состоим всего лишь из мяса, плоти. Из человека можно сделать все, что угодно – нет у нас сил ни на что! Все зависит только от того, в какое состояние и в какие условия поместить человека. Ничего другого нет!

Постоянно идет расчет не с человеком, а с Творцом, с Высшей силой, которая направляет.

Насколько дано человеку соответствующее напутствие, понимание управления, настолько быстро и относительно гладко он идет. Но если надо, то свыше могут заставить его делать все, что угодно. Нет ограничения на эгоизм, на желание наслаждаться, из которого мы состоим. Нет ограничений на желание. Можно так подействовать на человека, что он выполнит все, что ему сказано, что бы это ни было! Абсолютно все! Наше желание насладиться, наполниться является основой природы. Внизу, кроме этого, ничего нет. Желание определяет всё.

Люди, которые прошли концлагеря или лагеря в Сибири, это знают и понимают, потому что перенесли на себе это испытание.


Говорят о сталинском времени, что люди доносили на своих детей, тем самым подписывая им смертный приговор. А что творилось в Ленинграде во время блокады!

Да, да. Ничего не могли с собой сделать! Это естественно. Нечего тут стыдиться. Надо просто понимать свою природу.


Вы не обвиняете человека в этом?

Человека вообще не в чем обвинять! Абсолютно не в чем. Творца – еще ладно. Но человека – абсолютно нет, никак.


Начнем читать главу «Когда будешь зажигать»:

/1/ И ГОВОРИЛ БОГ, ОБРАЩАЯСЬ К МОШЕ, ТАК: /2/ «ГОВОРИ ААРОНУ И СКАЖИ ЕМУ: КОГДА БУДЕШЬ ЗАЖИГАТЬ СВЕТИЛЬНИКИ, ТО К ЛИЦЕВОЙ СТОРОНЕ МЕНОРЫ ДА ОБРАТЯТ СВЕТ ЭТИ СЕМЬ СВЕТИЛЬНИКОВ».

И дальше написано:

/4/ И ВОТ УСТРОЙСТВО МЕНОРЫ: ИЗ ЦЕЛЬНОГО СЛИТКА ЗОЛОТА ВЫКОВАНА ОНА, ДО САМОГО ОСНОВАНИЯ ЕЕ, ДО ЦВЕТКОВ ЕЕ, ИЗ ЦЕЛЬНОГО СЛИТКА ВЫКОВАНА ОНА. ПО ОБРАЗУ, КОТОРЫЙ БОГ ПОКАЗАЛ МОШЕ, ТАК СДЕЛАЛ ОН МЕНОРУ.

Почему глава начинается со светильника?

Светильник – менора – является олицетворением света, нисходящего сверху на человеческие души. Это семисвечник, который означает объединение шести светов, нисходящих свыше: хэсэд, гвура, тиферэт, нэцах, ход, есод, относящихся к Зэир Анпин. Это устройство мы называем – Творец.


Зэир Анпин?

Да. Он находится выше нас. Относительно нас Зэир Анпин – Творец.

Творец – всегда понятие относительное: тот, кто выше меня, и есть мой Творец. Я поднимаюсь на его уровень, и он становится еще выше. Каждый раз у меня как бы другой Творец: я меняюсь – поднимаюсь, и вместе со мной Он меняется.

Творец воздействует на меня семью светами, поэтому менора – семисвечник: шесть свечей и одна посредине. Та, что посередине, – это я, уже готовый светиться, как Он. Поэтому семисвечник олицетворяет собою объединение, соединение.

Выковать из человека светильник

Семисвечник – это объединение моё и Творца?

Да, моё и Творца, когда я свечусь, как Он. Я меняю свои свойства на обратные – свойства получения на свойства отдачи, и поэтому могу светить так же, как Он.

Есть правая и левая линия, а я в своей работе являюсь средней линией. Светильник является основным предметом. Все остальное: стол, хлеб на столе, покрывала и так далее, – олицетворяют собой всевозможные свойства связи между Творцом и творениями. Но самое яркое, самое главное – это светильник, менора.


Почему светильник выкован из цельного куска золота, из слитка?

Это невозможно сделать, на самом деле.


Невозможно создать форму и залить ее?

Я думаю, что тут дело не в литье и не в ковке. В нашем мире нет этому подобия. Невозможно создать эту конструкцию такой, какой она предназначена быть по замыслу своему. И не в материале дело – не о материале тут, конечно, говорится.

Сделать из чистого золота означает – из чистого эгоизма. Ты должен создать менору из самого чистого эгоизма. Проба – 100 процентов, никаких 99 и прочее. Это самый чистый эгоизм, который ты перерабатываешь, чтобы он весь светился в обратную сторону – отдавал свет. Он не может состоять из кусков.

Ты должен прийти к такому состоянию, когда весь твой эгоизм, вся твоя природа превращается в свойство отдачи и любви. Ты поднимаешься над своим эгоизмом. Поэтому и называется глава «Беаалотха ле-неэйрот» – при твоем подъеме к свету, к свечению.


Все-таки Вы романтик. Красиво объясняете. Сейчас я приведу пример еще одного огромного романтика – Вашего учителя РАБАШа.

РАБАШ пишет: «Под светильником подразумевается тело человека, и когда свет Творца облачен в него, человек светится подобно светильнику. Но спрашивается: как человеческое тело может облачить высший свет в то время, когда есть такое отличие в свойствах между светом и кли, то есть телом человека?»

Под телом имеется в виду эгоизм.


«Трудность создания кли называется «требованием», а затем уже в него может войти наполнение, отвечающие на это требование (хисарон). Но если у человека нет трудностей, то нет у него и места, чтобы в ответ на свое требование получить наполнение, называемое «помощью свыше». Отсюда ясно, что без трудностей человек сам не может начать действовать, и тогда нет места для наполнения потребностей».

Помощь заключается в трудностях, поставляемых нам свыше. Без них у человека не будет требования, он не загорится.


Получается так: Я создам трудности, Я же их наполню, потом и Я же их исправлю?

Да, но эти трудности человек должен переработать в себе и использовать как материал для свечения.


Моя главная задача – ощутить, что трудности идут от Него? И оправдать Его?

Да, конечно. Всё идет от Творца! Всё это мы должны правильно изменить в себе, правильно поставить. Причем, это понимание приходит человеку в таких обстоятельствах, когда он находится в абсолютной запутанности, в нем вдруг возникают страхи, всевозможные неверные представления и так далее. Его поднимают на такой уровень, где он ощущает себя буквально как стебелек, он совершенно не может ориентироваться. Тут-то и начинают его формировать, ковать из него светильник.

Когда весь эгоизм человека становится мягким, тогда из него можно создать менору. В момент ковки, конечно, приходят разные состояния…


Вы сейчас настолько красиво рассказываете, но одновременно я прекрасно понимаю, какой там стоит крик внутренний, вселенский, который тебя просто уничтожает.

Да, это – переход. Но! Когда человек находит связь с Творцом, мучительный переход превращается в наслаждение. Это воспринимается как операция, как очищение: ты знаешь, что избавляешься от внутренней ненависти, от внутреннего змея, от всего того, что ненавидишь. И ненавидеть это ты должен больше, чем боль, и тогда не чувствуешь мучений.

Сила намерения, стремления к цели должна быть больше, чем причиняемая боль. Всё измеряется одним и тем же параметром – силой притяжения или силой отталкивания. Если сила притяжения к цели больше, чем сила боли, то есть сила отталкивания, то ты ее не чувствуешь. Это мы видим даже и в нашем мире.


Ваш учитель рассказывал, что человек должен страдать?

Да, да.


Вы видели у него такие состояния, когда он поднимался над этой болью? Внешне это видно?

Нет, не видно. Абсолютно! Я мог иногда подсмотреть на его лице что-то такое, но, в принципе, это всегда скрывалось, невозможно было увидеть.

Человек привыкает, что всё это в нем, настолько внутри, что снаружи нельзя ничего заметить. Я видел, в каком состоянии, допустим, он находился минуту назад, и вдруг он встречался с кем-то – всё, совсем другое состояние!

Найди в себе левитов

Дальше о левитах.

/5/ И ГОВОРИЛ БОГ, ОБРАЩАЯСЬ К МОШЕ, ТАК: /6/ «ВОЗЬМИ ЛЕВИТОВ ИЗ СРЕДЫ СЫНОВ ИЗРАИЛЯ И ОЧИСТИ ИХ.

…ОКРОПИ ИХ ГРЕХООЧИСТИТЕЛЬНОЙ ВОДОЙ, И ПУСТЬ ОБРЕЮТ ВСЕ ТЕЛО СВОЕ, И ВЫМОЮТ ОДЕЖДЫ СВОИ, И ОЧИСТЯТ СЕБЯ. /8/ И ВОЗЬМУТ МОЛОДОГО БЫКА И ХЛЕБНЫЙ ДАР…

И дальше написано:

/9/ И ПРИВЕДЕШЬ ЛЕВИТОВ К ШАТРУ ОТКРОВЕНИЯ, И СОБЕРЕШЬ ВСЕ ОБЩЕСТВО СЫНОВ ИЗРАИЛЯ. /10/ И ПРЕДСТАНУТ ЛЕВИТЫ ПРЕД БОГОМ, И ВОЗЛОЖАТ СЫНЫ ИЗРАИЛЯ РУКИ СВОИ НА ЛЕВИТОВ. /11/ И ПОСВЯТИТ ААРОН ЛЕВИТОВ БОГУ ОТ СЫНОВ ИЗРАИЛЯ, ЧТОБЫ СЛУЖИЛИ ОНИ БОГУ. /12/ А ЛЕВИТЫ ВОЗЛОЖАТ РУКИ СВОИ НА ГОЛОВУ БЫКОВ: ОДИН БУДЕТ В ГРЕХООЧИСТИТЕЛЬНУЮ ЖЕРТВУ… …И СТАНУТ МОИМИ ЛЕВИТЫ.

Все происходит внутри человека. Конечно, можно разыграть здесь целую оперу. Левиты стоят на ступенях, поют «Шир а-маалот» («Песнь ступеней»), зажигается менора, светится сама по себе, – можно представить это в Большом театре. На самом деле, всё не так.


Как бы Вы объяснили: «И найди в себе левитов»?

Всё находится внутри человека, и он должен сопоставить свои свойства так, чтобы собрать их в правильную схему.

Каждое свойство, всевозможные свои желания мы должны соединить между собой в правильном порядке. И когда вся мозаика будет собрана и станет основой души, тогда она начинает светиться.

Собранная в правильном соотношении, когда все свойства дополняют друг друга и устремляются к отдаче Творцу, она светится светом, который в ней возникает.

Весь высший свет, который ты не видишь, находится здесь. Делаешь правильное соединение между своими свойствами, – и свет проявляется в нем.

В этой созданной тобой схеме проявляется свойство отдачи, любви, объединения над эгоизмом, который тоже в ней находится. Всё время там возникают внутренние сопротивления, и именно благодаря им формируется свойство отдачи. То есть одновременно проявляется эгоизм, сокращение, экран и свет.


Написано: «Возьми левитов из среды сынов Израиля…». Что это внутри человека?

Основа всего – желания человека. Сейчас надо их отсортировать. Выделить такие, которые могут относиться к свойству бины. Это и есть «возьми левитов из сынов Израиля». «И очисти их». То есть они должны работать только на отдачу, у них нет никаких эгоистических желаний, имеется в виду, что нет даже исправленных желаний.

Сыны Израиля – это исправленные, полуисправленные, а также еще не до конца исправленные эгоистические желания.

Желания, которые очищены от них, – это левиты. И те, которые очищены еще дополнительно, на второй ступени, – уже коэн, коаним.

Есть две ступени очищения: леашпиа аль минат леашпиа (отдача ради отдачи) и лекабель аль минат леашпиа (получение ради отдачи).


И дальше: «Окропи их очистительной водой».

Вода – это свойство бины. То есть проведи их через бину.


«И пусть обреют всё тело свое и вымоют одежды свои».

Потому что волосы, которые растут на теле, показывают, насколько тело нуждается в исправлении. Саарот (волосы) – от слова соэр (возмущение): недостатки вылезают наружу.


«И возьмут молодого быка и хлебный дар…», – дальше уже идет жертвоприношение. Принесут жертву? Как бы отрежут от себя?

Да-да. Выделят из себя жертвы, которые невозможно исправить другим образом. Поэтому свою животную составляющую они обязаны зарезать или отослать в пустыню, или еще каким-то образом отделить. Обрабатывают животное в себе, часть съедают, другую – отдают.

Весь Храм напоминает собой скотобойню, на самом деле. Если человек не понимает и не находится в духовном подъеме, то для него это место должно быть страшно вонючим. Течет кровь, крики животных, которых режут и тут же разделывают, жарят, едят с хлебом, с вином… Попади туда современный человек с улицы, его реакция была бы простой: «Отлично, ребята, я присоединяюсь к застолью».

Внутренний смысл того, что говорится в Торе, конечно, совершенно противоположен такому повествованию.


«И приведешь левитов к Шатру откровения». Что это значит?

Свойства в человеке, которые называются левиим – левиты, необходимо поднять до такого уровня, когда они смогут быть в раскрытии Творца. Сами они этого не могут, потому что их свойства отдающие – гальгальта вээйнайм. У них совершенно нет эгоизма, нет получающих свойств.

Вся работа левитов заключается в том, чтобы служить народу. Они работали просветителями, учителями. С одной стороны, собирали десятину и, с другой – обучали людей. Десятину привозили в Иерусалим, потом разъезжались оттуда и просвещали народ.

Левиты сами подняться не могут – это должен делать Моше.


Дальше:

И СОБЕРЕШЬ ВСЕ ОБЩЕСТВО СЫНОВ ИЗРАИЛЯ. /10/ И ПРЕДСТАНУТ ЛЕВИТЫ ПРЕД БОГОМ, И ВОЗЛОЖАТ СЫНЫ ИЗРАИЛЯ РУКИ СВОИ НА ЛЕВИТОВ.

Руки – это получающие свойства людей. Если они присоединяются к левитам, тогда левиты могут получать ради того, чтобы передать народу. Если же народ не присоединяется к левитам, то левитам некуда получать, у них нет емкости для получения.


Левиты заинтересованы, чтобы народ приблизился к ним?

Да, тогда они выполняют свою функцию. Поэтому сказано, что у коаним и у левиим (коэнов и левитов) нет никакого своего надела. Их надел – это духовный мир. Ничего своего у них нет.


Их дом – бина. Так можно сказать?

Да. Вот твоя одежда, вот твоя работа – и это вся твоя жизнь. То есть левиты – такие свойства в человеке, которые идут только на отдачу в самом чистом виде.


И далее:

/11/ И ПОСВЯТИТ ААРОН ЛЕВИТОВ БОГУ ОТ СЫНОВ ИЗРАИЛЯ, ЧТОБЫ СЛУЖИЛИ ОНИ БОГУ. /12/ А ЛЕВИТЫ ВОЗЛОЖАТ РУКИ СВОИ НА ГОЛОВУ БЫКОВ…


Начинается процесс, когда народ приблизился, передал им свои получающие свойства. Левиты начинают их перерабатывать. Это значит, что они делают жертвоприношение?

Да. Левиты начинают в себе процесс очищения народа. Хотя это не их личные свойства, но работа левитов – очищение получающих свойств в нас, в том числе. Они постепенно готовят себя к тому, чтобы принимать свет и подтягивать к нему всех остальных. Это и называется образованием народа. В таком виде они занимаются образованием, просвещением.


Их жертвоприношение «возложение рук на голову быков» означает, что они получили от народа Израиля желания получать?

Народ, приближаясь к левитам, начинает через них воспринимать высший свет и таким образом меняться. Это преобразование и есть жертвоприношение.


Что такое «и станут Моими левиты»?

Станут Моими, то есть войдут в сопряжение – двекут (слияние).

В сумерки, в пустыне синай…

Дальше идет разговор о принесении пасхальной жертвы. Говорится:

/1/ И ГОВОРИЛ БОГ, ОБРАЩАЯСЬ К МОШЕ В ПУСТЫНЕ СИНАЙ, ВО ВТОРОЙ ГОД ПОСЛЕ ИСХОДА ИХ ИЗ СТРАНЫ ЕГИПЕТСКОЙ, В ПЕРВЫЙ МЕСЯЦ, ТАК: /2/ «ПУСТЬ ПРИНЕСУТ СЫНЫ ИЗРАИЛЯ ПАСХАЛЬНУЮ ЖЕРТВУ…»

/5/ И ПРИНЕСЛИ ОНИ ПАСХАЛЬНУЮ ЖЕРТВУ В ПЕРВЫЙ МЕСЯЦ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО ДНЯ, В СУМЕРКИ, В ПУСТЫНЕ СИНАЙ…

Прошел год после бегства из Египта. Сейчас они уже могут праздновать годовщину выхода из Египта, то есть Песах. Тут идут указания, каким образом это делать.

Это первое празднование Песаха. Так праздновали Песах 40 лет, то есть на сорока ступенях каждый раз повторяется то же самое.


Зачитаю, что написано в Книге Зоар:

56) Каков смысл того, что предупредил их здесь о Песахе – ведь было уже сказано им в Египте? Но это было во второй год, и Исраэль думали, что Песах действует только в Египте. И поскольку уже прошли его однажды в Египте, то думали, что больше не нужно. …Именно поэтому предостерег их в пустыне Синай, во второй год, чтобы установить им Песах во все поколения.

Каждый раз на новых ступенях мы проходим очищение, исправление нашего эгоизма на свойства отдачи и любви. Всё повторяется вновь и вновь. Это, конечно, иносказательно нам передается.

Здесь говорится об исправлении человека, когда он начинает подъем. Это высокие ступени, на которых он выделяет из себя свойство левитов, свойство коэнов, делает из себя светильник (менору).

Далее идут всевозможные пасхальные жертвы. Человек проверяет себя, каким образом он может последовательно снова выделить в себе свойства, которые должен был оставить в Египте, с какими он уходит из него и какие свойства можно очистить.

Проверяется каждый год из сорока лет. Что значит 40 лет? Это не количество лет. Это состояние, когда человек видит, что он может повторить прошлые исправления на новых уровнях. Так образуются 40 лет возвышения до уровня Земли Израиля.


Так и исчезает поколение Египта? Проходит 40 лет, и оно очищается до уровня Земли Израиля?

Да. Поэтому Творец и говорит, что никто из вас не войдет в Землю Израиля. Войдет лишь тот, чей эгоизм полностью исправился на альтруизм. Всё остальное, что не присоединится к свойству отдачи и любви, должно умереть. Оно и так мертвое. Только сейчас это мертвое не выделено, это еще как салат, где все вперемешку.

Выделяется то, что можно исправить на отдачу. Желание отдачи и есть Земля Израиля. То, что не может участвовать в исправлении, называется Египет, который умирает, потому что лишен всякого света.

Когда-то он получал свечение за счет того, что был соединен со свойствами, которые можно исправить. Сейчас желания, невозможные к исправлению, отделились: они уже полностью мертвы.


Можно сказать, что пока они проходят 40 ступеней, перед ними проявляется Эрец Исраэль (Земля Израиля)? Эрец Исраэль проявляется как из тумана все больше и больше, и уже есть куда идти?

Конечно. Они постоянно ее формируют.

Моше – раб божий

Но прежде, чем начнется основной подъем, необходима дополнительная очистка. Вот что написано в Торе:

/6/ НО БЫЛИ ЛЮДИ, КОТОРЫЕ БЫЛИ НЕЧИСТЫ, ИБО ПРИКОСНУЛИСЬ К МЕРТВЫМ, И НЕ МОГЛИ ОНИ ПРИНЕСТИ ПАСХАЛЬНУЮ ЖЕРТВУ В ТОТ ДЕНЬ;

«Прикоснулись к мертвым» – это понятно? Речь не идет о мертвом теле: прикоснулись к своим мертвым желаниям.

Вся работа является внутренней. Сами по себе эти люди чисты, но прикоснулись к мертвым, то есть соединились с мертвыми желаниями. Осквернились.

И ПОДОШЛИ ОНИ К МОШЕ И К ААРОНУ В ТОТ ДЕНЬ. /7/ И СКАЗАЛИ ТЕ ЛЮДИ ЕМУ: «МЫ НЕЧИСТЫ, ИБО ПРИКОСНУЛИСЬ К МЕРТВЫМ». …

/8/ И СКАЗАЛ ИМ МОШЕ: «ПОСТОЙТЕ, А Я ПОСЛУШАЮ, ЧТО ПОВЕЛИТ БОГ ВАМ».

Мертвые – это желания ради себя, а не для отдачи другим. Человек, который окунулся в свои мертвые желания, должен очиститься от них, исправиться. Ведь в этом состоянии, – идет лишь второй год из сорока лет, – они дальше двигаться не могут.


«И сказал им Моше: «Постойте, а я послушаю, что повелит Бог вам»». Сам Моше не решает?

Конечно, нет. А кто он такой?! Моше – это точка в нас, которая стремится к Творцу, но ничего об этом не знает. Она должна получать желания снизу и при этом находить контакт с Творцом. Из этого только и состоит функция Моше, его действия.

Моше сам по себе – это точка, преданная народу и преданная Творцу. Точка контакта между народом и Творцом, то есть между всеми неисправленными свойствами и высшим свойством отдачи и любви.


Тем самым Вы утверждаете, что у Моше не существует «я»?

Нет никакого «я», конечно. Поэтому и называется «раб Божий».


«Не было праведника большего, чем Моше», – так говорится именно потому, что он был проводником?

Абсолютная отдача в обе стороны – это и есть Моше.


И вот что Творец отвечает Моше:

/9/ И ГОВОРИЛ БОГ, ОБРАЩАЯСЬ К МОШЕ, ТАК: /10/ «ГОВОРИ СЫНАМ ИЗРАИЛЯ ТАК: ВСЯКИЙ, КТО БУДЕТ НЕЧИСТ, ИБО ПРИКОСНУЛСЯ К МЕРТВОМУ, ИЛИ В ДАЛЬНЕМ ПУТИ, ИЗ ВАС ИЛИ из потомков ваших ВО ВСЕХ ПОКОЛЕНИЯХ ИХ, И намерен ПРИНЕСТИ ПАСХАЛЬНУЮ ЖЕРТВУ БОГУ, /11/ ВО ВТОРОЙ МЕСЯЦ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО ДНЯ, В СУМЕРКИ ПУСТЬ ПРИНЕСУТ ЕЕ, С ОПРЕСНОКАМИ И ГОРЬКОЙ ЗЕЛЕНЬЮ ПУСТЬ ЕДЯТ ЕЕ. /12/ ПУСТЬ НЕ ОСТАВЛЯЮТ ОТ НЕЕ ДО УТРА И НЕ ЛОМАЮТ КОСТЕЙ ЕЕ: ПО ВСЕМУ УСТАНОВЛЕНИЮ О ПАСХАЛЬНОЙ ЖЕРТВЕ ПУСТЬ ПРИНОСЯТ ЕЕ.

Речь идет о том, каким образом исправиться. Надо привести себя в порядок – принести пасхальную жертву.


«Во второй месяц, 14-го дня, в сумерки…»

Это точно ночь выхода из Египта. В годовщину выхода из Египта принести пасхальную жертву.

Что значит пасхальная жертва? То, что вышло из Египта, пряталось где-то внутри, присоединилось незаметно, а сейчас это можно выявить и вытащить. Я обязан исправить следующий пласт моего эгоизма, как будто выхожу из Египта в данный момент.

Сказано, что в каждом поколении, то есть в каждом действии, человек должен представить себе, как будто сейчас он выходит из Египта. Всегда в нас остаются такие желания, которые не были тронуты, которые мы не раскрыли в то время. Ведь была тьма, когда мы бежали. Обо всем этом говорится в аллегорической форме.

Надо представить человека, который желает себя исправить. При этом он понимает, как проанализировать в себе, что относится к свойствам отдачи и что нет. Но как исправлять? Этого он не понимает.

Прошел год после выхода из Египта, после целого круга исправления, – и вновь он приходит к той же начальной точке. Сейчас еще раз он может взять малхут, то есть свойство получения, эгоистическое свойство, и снова выйти из Египта. И через год, и еще раз через год. Так 40 раз он очищает себя. Это и есть подъем от малхут в бину.


То есть 40 ступеней очищения? И 40 раз он как бы находит эту пасхальную жертву и работает с ней?

Да. Эту жертву надо исправить – вытащить ее из Египта. Тогда она была скрыта внутри и не чувствовалась, не виделась. Подобно тому состоянию, в котором человек не понимает, что с ним происходит, из чего он состоит внутри себя.

В нашем мире через страдания мы начинаем понимать, кто мы и что. Тора же говорит нам, как все проанализировать с помощью света, то есть учит продвигаться не путем страданий, а путем света. Но все равно мы проходим те же 40 лет.