Книга «Аналогов нет». Продукция ОПК России - читать онлайн бесплатно, автор Л. В. Спаткай
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
«Аналогов нет». Продукция ОПК России
«Аналогов нет». Продукция ОПК России
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

«Аналогов нет». Продукция ОПК России

«Аналогов нет»

Продукция ОПК России


Л. В. Спаткай

© Л. В. Спаткай, 2022


ISBN 978-5-0056-7203-2

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Предисловие

Большинство образцов российской военной техники, демонстрирующихся в последние годы и позиционирующихся как «новейшие и перспективные», «не имеющее аналогов», «прорывные» и т. п. оказались на деле единичными, выставочными экземплярами, которые так и не удалось довести до минимального боевого состояния. Характерные примеры – такие образцы бронетехники, как «Армата», «Курганец», «Бумеранг», которые были представлены еще 7 лет тому назад.


Некоторые российские военные эксперты объясняют это тем, что гипотетические противники России не проводят перевооружение своих войск. Некоторые – тем, что существенно урезана государственная программа вооружений на 2018—2027 гг. Кроме того, возросли проблемы и риски, связанные с ее реализацией даже в урезанном виде, чему способствуют, например, введенные еще в 2014 г. санкции, следствие которых отсутствие доступа предприятий ОПК России к внешним заимствованиям и импорту технологий, а также отказ от сотрудничества с ними иностранных разработчиков и производителей. Кроме того, уже в настоящее время на предприятиях ОПК отсутствует достаточное количество квалифицированного персонала, а иммиграция высококвалифицированных специалистов на Запад достигла не бывало высокого уровня. Немаловажными факторами, которые усугубляют ситуацию с реализацией государственной программы вооружений, являются также и кризис системы профессионально-технического образования, и кризис собственного станкостроения, и невозможность использования композитных материалов мирового уровня, и т. д.


Результаты изучения состояния ОПК России и поиска причин отсутствия на вооружении российской армии «новейших и перспективных», «не имеющих аналогов» и «прорывных» видов военной техники и вооружений были опубликованы на портале Belarus Security Blog, на авторском канале на платформе «Яндекс-Дзен» и других электронных ресурсах. Однако современные реалии таковы, что доступ к электронным ресурсам иногда ограничивается, либо вовсе прекращается. Книги же более долговечны, поэтому и было решено собрать эти публикации в сборник.

К тому же, несмотря на то, что со времени некоторых публикаций прошло уже несколько лет, проблемы, рассматриваемые в них, остаются все еще актуальными.

Милитаризация России продолжается

Согласно информации российских СМИ,1 за январь-май 2018 г. федеральный бюджет пополнился на 1,1 триллиона руб., которые в основном были направлены на финансирование обороны, национальной безопасности и госаппарата.

При этом финансирование госаппарата было увеличено на 16%, что составило 65 млрд руб., а общая сумма финансирования достигла 467,4 млрд руб.

Финансирование обороны увеличилось на 5,1%, что составило 63 млрд руб., из которых 34 млрд руб. было направлено на финансирование научных разработок ВПК.

Финансирование национальной безопасности увеличилось на 45 млрд руб., в т.ч. полиции – на 15 млрд руб., Росгвардии – на 6 млрд руб., ФСБ – на 8 млрд руб.

Таким образом, расходы на армию, полицию и чиновников составили 2,4 триллиона руб. или 38% расходов бюджета.

Финансирование экономики при этом осталось на уровне прошлого года – только 638 млрд руб. за январь-май.

Вместе с тем, несмотря на рост доходов в федеральный бюджет, расходы на социальное обеспечение уменьшились на 15,2%, т.е. на 350 млрд руб., а расходы на пенсии – на 31%, т.е. на 393 млрд руб. Причем, согласно поправок в бюджет, внесенных в июне в Госдуму, еще более уменьшат расходы на социальное обеспечение, например, трансферт Пенсионному фонду, за счет которого финансируется 3,2 трлн руб. из 7 трлн. руб. всех расходов на пенсии, будет сокращен еще на 52,4 млрд руб., в результате «дыра» в его бюджете увеличится в 1,6 раза, т.е. до 265,5 млрд руб. и на ее «латание» Пенсионному фонду придется использовать все средства, оставшиеся от сборов прошлого года.

Согласно данных поправок на национальную безопасность будет дополнительно выделено 20,3 млрд руб. из которых 5,3 млрд руб. получат органы внутренних дел, 4,6 млрд руб. – органы ФСИН и 0,7 млрд руб. – Росгвардия. Кроме того, предполагается дополнительно направить 97,4 млрд руб. на развитие вооружений, на выплату «военных» пенсий 14,9 млрд руб., на завершение строительства объектов первой очереди космодрома «Восточный» – почти 2 млрд руб. При этом на поддержку сельскохозяйственного машиностроения, автопрома и других отраслей будет направлено 47 млрд. руб. Кроме того, еще по 5 млрд руб. на развитие вооружений выделят Россельхозбанк и Промсвязьбанк. Таким образом, расходы на развитие вооружений в ближайшие 10 лет будут стоить российскому бюджету, с учетом перевооружения ФСБ, МВД, Росгвардии и Службы внешней разведки, 22 триллиона рублей.

Причем, уже принят обновленный вариант программы перевооружения, рассчитанный на ближайшие 10 лет. Таким образом, российская государственная программа производства оружия, стартовавшая в 2007 г. и продленная в 2011 г., продлевается до 2027 г. и уменьшать расходы на оборону Россия не планирует, о чем заявил Президент России еще 24 января на встрече с рабочими Уфимского моторостроительного производственного объединения2.

Кроме того, на итоговой коллегии Министерства обороны России в конце прошлого года Президент России заявил, что особый акцент в госпрограмме вооружений будет сделан на оснащении войск высокоточным оружием воздушного, наземного и морского базирования, беспилотными ударными комплексами, а также средствами индивидуальной экипировки военнослужащих, новейшими системами разведки, связи и радиоэлектронной борьбы. Т.е., в этот период, с 2018 г. по 2027 г. будут вестись работы по ракетному комплексу стратегического назначения «Сармат», зенитно-ракетной системе С-500, гиперзвуковой ракете «Циркон», по бронетанковым проектам «Армата», «Курганец» и «Бумеранг», по созданию перспективного дальнего самолета-перехватчика. Также планируется в этот период принять на вооружение истребители Су-57 и МиГ-35, модернизированные стратегические бомбардировщики Ту-95 и Ту-160 и дальние бомбардировщики Ту-22М3, а также атомный подводный крейсер стратегического назначения «Борей-Б» и два вертолетоносца, оснащенных новейшими вертолетами Ка-52К «Катран»3.

Таким образом, в ближайшее десятилетие Россия будет тратить лишь на перевооружение в среднем 2,2 трлн руб., что в три раза больше, чем запланировано направить в 2018 г. на образование (663 млрд руб.) и почти в пять раз больше, чем на здравоохранение (460 млрд руб.). Т.е. на перевооружение силовых структур в 2018—2027 гг. будет расходоваться каждый седьмой рубль, собранный с российских налогоплательщиков. В 2017 г. в России на национальную оборону было израсходовано 2,876 трлн рублей или 17% от федерального бюджета, т.е. каждый шестой рубль, собранный с налогоплательщиков. Плюс расходы на правоохранительную деятельность и содержание госаппарата.

Таким образом, правительство России продолжает экономить на программе развития экономики и социальном обеспечении населения, направляя дополнительные ресурсы на финансирование армии, полиции и госаппарата.

20.06.2018

Доля «бюджетного пирога» силовых структур и ОПК России вновь увеличена

В июне 2018 г. правительство России предложило направить на финансирование обороны, национальной безопасности и госаппарата основную часть из 1,1 трлн руб. дополнительного дохода, полученных федеральным бюджетом в январе-мае 2018 г. При этом расходы на социальное обеспечение населения предлагалось урезать.

На национальную безопасность предлагалось дополнительно выделить 20,3 млрд руб., на развитие вооружений – 97,4 млрд руб., на выплату «военных» пенсий – 14,9 млрд руб., на завершение строительства объектов первой очереди космодрома «Восточный» – почти 2 млрд руб.4

Однако внесенные Государственной думой поправки в проект, предлагавшийся правительством, еще более увеличили расходы финансирование силовых структур и производителей оружия, с одновременным уменьшением расходов на социальную сферу, увеличив тем самым и без того большие «ножницы» между этими статьями расходов.

Согласно Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», общий объем доходов бюджета России на 1,815 трлн руб. больше, чем было заложено в Федеральном законе «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», составит 17,073 трлн руб.5

При этом, расходы по статье «социальная политика» уменьшены на 53,4 млрд руб., в т.ч. расходы на пенсии – на 51,5 млрд руб., расходы по госпрограмме «социальная поддержка граждан» – на 6,6 млрд руб., из которых 2,2 млрд руб. это расходы по статье о «мерах поддержки инвалидов».

Сэкономленные на населении средства направлены на увеличение финансирования силовых ведомств и производство оружия. Например, расходы на национальную безопасность увеличены на 27,3 млрд руб., что на 7 млрд руб. больше, чем предлагалось правительством в проекте Закона. Из этих средств 6,6 млрд руб. получат дополнительно органы внутренних дел, 2,2 млрд руб. – прокуратура и 0,73 млрд руб. – Росгвардия. Кроме этого, расходы на Вооруженные силы увеличатся на 2,3 млрд руб. и это только в открытой части Закона. Очевидно, что значительное увеличение расходов на Вооруженные силы предусмотрены и в секретной части Закона. Об этом, в частности, свидетельствует, заявление, сделанное после принятия поправок в первом чтении первым заместителем председателя комитета Государственной Думы по экономполитике Владимиром Гутеневым, депутатом от «Единой России»: «Позитивно воспринимается то, что предполагается в закрытой части бюджета на развитие вооружений дополнительно направить 97,4 млрд рублей».6.

Таким образом, значительное увеличение финансирования силовых ведомств и производства оружия России в 2018—2020 гг. обеспечено не только за счет «нефте-газовых» доходов, но и за счет значительного сокращения расходов на социальные программы. Т.е. значительного урезания доли «бюджетного пирога» населения увеличена доля «бюджетного пирога» силовых структур и ВПК. Однако эта доля «бюджетного пирога» силовых структур и ВПК увеличена не только за счет уменьшения финансирования социальных программ, но и за счет увеличения НДС с 18% до 20%, что, безусловно, приведет к увеличению стоимости товаров и услуг, а, следовательно, и к увеличению расходов населения.

Согласно «Основных направлений бюджетной и налоговой политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», разработанных Министерством финансов России, повышение ставки НДС с 18% до 20% позволит увеличить поступления в федеральный бюджет в 2019 г. на 633,5 млрд руб. (349,7 млрд руб. с товаров и услуг, связанных с внутренним производством, и 283,7 млрд руб. – с импорта), в 2020 г. – на 678,2 млрд руб. (374,3 и 303,9 млрд руб. соответственно), а в 2021 г. – на 728,3 млрд руб. (404,9 и 323,4 млрд руб. соответственно).

Очевидно, что эти планируемые доходы федерального бюджета в немалой степени и позволили обеспечить расходы на «национальную оборону» (в 2018 г. – 2,797 трлн руб., в 2019 г. – 2,783 трлн руб., в 2020 г. – 2,860 трлн руб. и 2021 г. 2,981 трлн руб.) и на «национальную безопасность и правоохранительную деятельность» (в 2018 г. – 2,105 трлн руб., в 2019 г. – 2,182 трлн руб., в 2020 г. – 2,258 трлн руб. и в 2021 г. – 2,320 трлн руб.), т.е. в совокупности примерно 4,7% ВВП.

Однако, несмотря на такие значительные средства, выделяемые на финансирование национальной обороны, в т.ч. и на разработку и производство вооружений, ситуация в ВПК России далеко не радостная. И обусловлено это не только откровенными провалами в разработке новых образцов вооружения, но и в ухудшении состояния промышленных предприятий ВПК, причиной которого является не только общая стагнация экономики России и санкции западных стран, результатом которых стало отсутствие целого ряда высокотехнологичных комплектующих для многих производимых видов вооружения, но и уменьшение потребностей в этом вооружении самой российской армии, несмотря на неоднократные заявления президента России (например, 24.01.2018 на встрече с рабочими Уфимского моторостроительного производственного объединения) о том, что государственная программа производства оружия сворачиваться не будет.7

В настоящее время государственная программа производства оружия, стартовавшая в 2007 г. и продленная в 2011 г., по многим позициям завершена, поэтому тот оборонный заказ, который принимался в «тучные» прошлые годы, уже не может быть повторен в 2018—2021 гг. даже за счет «выметания амбаров» и «выскребания сусеков», т.е. за счет средств, полученных от «нефте-газовых» доходов, урезания социальных программ и увеличения НДС. Кроме того, мировой рынок оружия, в т.ч. и рынок оружия «третьих стран», постепенно насыщается и уже не в состоянии поглощать продукцию российского ВПК, некоторые виды которой явно уступают продукции ВПК других стран, в частности, Беларуси. В этой ситуации многие промышленные предприятия ВПК объявляют об изменениях рабочего графика, возможных сокращениях работников и задержках выплат зарплат. Но это уже тема для другого разговора.

12.07.2018

Состояние предприятий ОПК России

Общая ситуация

В предыдущей публикации указывалось, что несмотря на значительные средства, выделяемые в России, согласно Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», на финансирование национальной обороны, в т.ч. и на разработку и производство вооружений, ситуация на многих предприятиях ОПК России далеко не радужная, что обусловлено как ухудшением состояния предприятий оборонки в связи с общей стагнацией экономики России, так и санкциями западных стран, следствием чего стало отсутствие целого ряда высокотехнологичных комплектующих для многих видов вооружения. Кроме того, в последнее время уменьшаются и потребности в этом вооружении самой российской армии, несмотря на неоднократные заявления Президента России о том, что государственная программа производства оружия сворачиваться не будет. В частности, об этом было заявлено 24.01.2018 на встрече с рабочими Уфимского моторостроительного производственного объединения в ответ на слова одного из работников о том, что в государственном оборонном заказе снижается доля оборонно-промышленного комплекса. Президент России объяснил эту ситуацию тем, что в предыдущие годы финансирование оборонных предприятий осуществлялось через Министерство обороны и этого «финансирования, как всегда, не хватало», поэтому накопилась задолженность за несколько лет, которую разово погасили в прошлом году, поэтому «цифра в общей структуре расходов на оборону выросла до четырех с лишним процентов ВВП». «А теперь мы просто вернулись к стабильному, ритмичному финансированию, как и предполагалось раньше. То есть, в целом никакого снижения нет, так же, как и не было резкого увеличения в прошлом году», – объяснил ситуацию Президент России8.

Безусловно, это был вопрос, который было позволено задать президенту «устами народа», однако очевидно, что работникам и руководству предприятия хотелось бы спросить и о другом – о том как работать в нынешних условиях. Ведь Публичное акционерное общество «ОДК-Уфимское моторостроительное производственное объединение» (ПАО «УМПО») является в России крупнейшим предприятием по производству двигателей. Здесь трудятся более 20 тыс. рабочих, специалистов и служащих, которые осуществляют разработку, производство, сервисное обслуживание и ремонт турбореактивных авиационных двигателей для истребителей и штурмовиков «Су» (АЛ-41Ф-1С, АЛ-31Ф, АЛ-31ФП), производство и ремонт узлов вертолетов «Ка» и «Ми», а также выпуск и ремонт оборудования для газовой и энергетической отраслей.

В 2011 г. ПАО «УМПО» стало головным предприятием дивизиона «Двигатели для боевой авиации» Объединенной двигателестроительной корпорации (АО «ОДК»), созданной с целью объединения научного и производственного потенциала разработчиков и производителей двигателей для военной авиации. В 2013 г. ПАО «УМПО» стало и головным разработчиком и производителем двигателей для истребителей типа Су-35 и перспективного двигателя для истребителя пятого поколения. Также ПАО «УМПО» участвует в разработке перспективного двигателя ПД-14 для гражданского самолета МС-21 и организации производства вертолетных двигателей типа ВК-2500.

Однако, в августе 2017 г. стало известно, что корпорация «Иркут» сформировала план поставок двигателей для серийного производства гражданского самолета МС-21, и эти двигатели не ПД-14 производства ПАО «УМПО», а PW1400G американской корпорации Pratt&Whitney, которые только впоследствии постепенно должны были заменяться двигателями ПД-14, производство которых должно было наладить АО «ОДК». Причем, двигателями ПД-14 «Иркут» «без дополнительного согласования» с Pratt&Whitney может оснастить только 315 из 630 самолетов МС-21, при этом авиакомпания «Аэрофлот», основной заказчик МС-21, должна получить все самолеты с американскими двигателями, а из 16-ти МС-21, приобретаемых авиакомпанией Red Wings, двигатели ПД-14 могут быть только у четырех самолетов. Но и это не факт, т.к. двигатели ПД-14 могут быть сертифицированы только в 2019 г., а самолеты МС-21 с этими двигателями – не ранее 2022—2023 гг., в то же время проблем с поставками двигателей PW1400G пока нет, т.к. санкции США их не коснулись.

Очевидно, что отсутствие заказов на производство ПД-14, который к тому же еще и не сертифицирован, и стали одной из причин «гласа народа» о снижении доли оборонно-промышленного комплекса в государственном оборонном заказе, т.е. о недозагрузке производственных мощностей, во время пребывания президента России в ПАО «УМПО».

А на совещании в Уфе, состоявшимся также 24.01.2018 руководству ПАО «УМПО» и других предприятий ОПК России Президент поставил задачу максимально занять мощности оборонных предприятий, особенно после 2020 г., когда пик поставок в рамках гособоронзаказа будет пройден, выпуском гражданской продукции. В этой связи доля продукции гражданского и двойного назначения, производимой на предприятиях ОПК, к 2025 г. должна составить до 30%, а к 2030 г. – до 50%.9

Таким образом, Президент России фактически подтвердил предположения аналитиков, что государственная программа производства оружия, стартовавшая в 2007 г. и продленная в 2011 г., в настоящее время по ряду позиций завершена, а по остальным – в стадии завершения, поэтому предприятиям ОПК не стоит ожидать повторения того оборонного заказа, который принимался в «тучные» прошлые годы, он уже не может быть повторен в 2018—2021 гг. даже за счет средств, полученных от «нефте-газовых» доходов, урезания социальных программ и увеличения НДС. Кроме того, мировой рынок оружия постепенно насыщается и уже не в состоянии потреблять продукцию российского ОПК, многие виды которой, не в последнюю очередь – в связи с санкциями западных стран, уже не выдерживают конкуренции на этом рынке и теряют даже своих традиционных заказчиков.

В этой ситуации, в связи с уменьшением объема производимой продукции, многие промышленные предприятия ОПК объявляют об изменениях рабочего графика, возможных сокращениях работников и задержках выплат зарплат.

Например, руководители предприятий Пермского края откладывают выплату зарплат своим работникам «до лучших времён». Так, по данным Пермьстата и Росстата, суммарная задолженность по заработной плате на 01.05.2018 в крае составляла 8,7 млн руб., а на 01.06.2018 – уже 9,8 млн руб. Кроме того, наблюдается тенденция к увеличению количества работников, работающих неполный рабочий день и/или неполную неделю. Их в первом квартале 2018 г. было на 7,5% больше, чем в первом квартале 2017 г. Например, на 32-часовую рабочую неделю переведено почти 30% работников ООО «Лысьвенский завод тяжёлого электрического машиностроения «Привод», в апреле ООО «Кунгурский машзавод» отправил в простои все 409 работников. Отправили в простои часть работников и ПАО «Мотовилихинские заводы», хотя предприятие имеет действующие контракты и продолжает выполнение гособоронзаказа. Общая же численность работников, работающих в режиме неполной занятости, только за период с 5 мая по 13 июня выросла на 37,1% и составила 6061 человек. Кроме того, на указанных предприятиях осуществляется и сокращение работников. Так, на середину июня центрами занятости муниципальных образований Пермского края были получены уведомления от 855 организаций о высвобождении в 2018 г. 8319 работников, из которых 2251, т.е. 27,1% являются «персоналом организаций государственной формы собственности». В числе этих предприятий и предприятия ОПК, например, в июне-июле 2018 г. ФКП «Пермский пороховой завод» планировал сократить 64 работника, АО «Протон-ПМ» – 25, ООО «Лысьвенский завод тяжёлого электрического машиностроения «Привод» – 59.10

Судостроение

Подобная ситуация и на предприятиях Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). Так, за 2017 г. предприятиями ОСК по гособоронзаказу было поставлено только четыре корабля против восьми в 2016 г., отремонтирован лишь один корабль против пяти в 2016 г., сервисное и гарантийное обслуживание прошли 698 кораблей, что на сотню меньше, чем в 2016 г., а общий тоннаж построенных в 2017 г. в соответствии с госзаданием кораблей и судов составил только 11 820 тонн, что 19% меньше, чем в 2016 г. Согласно годовому отчету ОСК, в связи с сокращением гособоронзаказа верфи несут огромные (некоторые – миллиардные) убытки, т.к. для исполнения гособоронзаказа потребовалось привлечение заемных средств, для обслуживания которых была израсходована значительная часть прибыли, что повлекло уменьшение величины чистой прибыли, подлежащей распределению. Так, если в 2016 г. она составила 584 млн. руб., то в 2017 г. только 207,2 млн руб. при плане в 437 млн руб. Из региональных структур ОСК только Петербургский (ПАО СЗ «Северная верфь», ПАО «Пролетарский завод», АО «Адмиралтейские верфи», АО «Кронштадтский морской завод», АО «Средне-Невский судостроительный завод», ПАО «Выборгский судостроительный звод», ОАО «Балтийский завод», ООО «Балтийский завод-Судостроение», ПАО «Невское ПКБ», АО «ЦМКБ «Алмаз», АО «ЦКБ МТ «Рубин», АО «СПМБМ «Малахит», АО «Северное ПКБ», АО «ЦКБ «ОСК-Айсберг», АО «ЗЦС») и Архангельский («Севмаш» и «Звездочка») кластер предприятий ОСК завершили 2017 г. с положительными результатами: у Петербургского выручка составила 148 млрд руб. (в 2016 г. – 139,7 млрд рублей), а чистая прибыль – 5,3 млрд руб. (в 2016 г. – 7,5 млрд руб.), у Архангельского выручка – 145,3 млрд руб., чистая прибыль – 10,6 млрд руб. Региональные же верфи закончили 2017 г. с серьезными убытками, например, верфи Хабаровского края – минус 1,8 млрд руб., Калининградской области – минус 302 млн руб., Мурманской – минус 154 млн руб., Астраханской – минус 152 млн руб., Татарстана – минус 106 млн руб., Крыма и Севастополя – минус 16 млн руб.11

Таким образом, и российское судостроение переживает не лучшие времена, что связано опять-таки с сокращением бюджета Министерства обороны России – основного заказчика военного кораблестроения и судоремонта – на модернизацию флота, а также с санкциями Западной Европы и США, что ограничило экспорт и потребовало затрат на замещение зарубежного оборудования российским.

Авиастроение

Серьёзные проблемы испытывают и авиационные заводы ВПК России. Например, Министерство обороны России в 2012 г. заключило с ПАО «Корпорация «Иркут» (входит в состав АО «Объединенная авиастроительная корпорация») два контракта на поставку 30 Су-30СМ для ВВС до 2016 г. В декабре 2015 г. был заключен второй контракт на поставку до 2020 г. в состав ВКС еще 50 Су-30СМ. В декабре 2013 г. были заключены контракты и на поставку Су-30СМ для авиации ВМФ России. 07.09.2015 Минобороны России и «Иркут» заключили еще один контракт на поставку для авиации ВМФ в 2016—2017 гг. восьми Су-30СМ. В итоге для авиации ВМФ России планировалось приобрести 50 Су-30СМ. Таким образом, по планам Министерства обороны России, к 2020 г. общее количество самолетов Су-30СМ в ВВС (ныне – ВКС) и авиации ВМФ должно быть 160 единиц. Кроме того, по планам Министерства обороны России в составе ВВС и авиации ВМФ к 2020 г., кроме Су-30СМ должно было еще 60 Т-50 и 120 Су-35С. Но из-за кризиса, ставшего следствием резкого падения цен на энергоносители, и западных санкций, финансирование Министерства обороны России уменьшено. В этой связи ведомство значительно урезало свои планы – только 12 Т-50 и 50 Су-35 (т.е. более дешевых самолетов по сравнению с Су-30СМ).12 Также появилась информация, что, по мнению ряда руководителей Министерства обороны России, повысить боеготовность и боевую эффективность ВКС России в условиях ограниченных финансовых ресурсов можно и путем модернизации существующего авиапарка. В частности предлагалось произвести доработки БРЭО самолетов Су-30 и Су-27УБ, вследствие чего они приобрели бы новые функции и были бы максимально унифицированы с фронтовыми истребителями МиГ-29СМТ. Это позволило бы ВКС иметь в составе группировок фронтовой истребительной авиации тяжелые «Су» и легкие «МиГи», что наиболее оптимально с точки зрения выполнения поставленных боевых задач и приемлемо по затратам на содержание в мирное время.