В. Дорофеев, В. Башкирова.
Антикризисная книга Коммерсантъ'a 2. Нищая Россия?
От издателя
Эта книга – о безработице и ее человеческом и нечеловеческом обличиях. О том, как в эпоху глобального кризиса меняется рынок труда и трудовые отношения. О социальных последствиях безработицы и о том, что делается (или не делается) для того, чтобы ее победить. В конечном счете, эта книга – о людях, оказавшихся перед лицом серьезного испытания – утраты привычного образа жизни, а часто и хлеба насущного.
Сколько безработных сегодня в России? Как быстро растет их количество? Почему официальные цифры и прогнозы меняются так быстро, и не в лучшую сторону? До чего может довести человека потеря работы? Об этом рассказывается в первой части книги («Кризис вышел на работу, или Ничего личного»).
Представители каких профессий первыми оказались на улице? Какие специальности сегодня нужны, а какие – нет? Что означают массовые увольнения для работников, работодателей и кадровых агенств? Коснулась ли безработица руководителей высшего звена? Об этом вы узнаете, прочитав вторую часть книги («Кадровый передел, или Сметенные кризисом»).
Как изменились отношения между работником и работодателем в услових кризиса? Как меняются формы занятости? Как чувствуют себя фрилансеры, временные работники и надомники? Что такое заемный труд? Как использовать «временную передышку» для самосовершенствования? Можно ли стать «самому себе работодателем», создав собственный бизнес? Ответы на эти вопросы вы найдете в третьей части книги («Свободный труд, или Все по домам!»).
Главное изменение на рынке труда, вызванное кризисом, – «захват власти» работодателем. Как работодатели сокращают персонал? Как компании выживают после массовых увольнений? Удастся ли им перейти от простой «резки костов» к новой, эффективной кадровой политике? Об этом – в четвертой части книги («Время работодателя, или Механика ампутации»).
Потеря работы – это снижение уровня жизни и колоссальное нервное напряжение, которое испытывают уволенные и те, кто боится потерять работу. Каковы социальные последствия безработицы? Как она влияет на рост преступности? Что думают об этом люди, участвующие в акцих протеста? Как борются за свои права гастарбайтеры? Об этом рассказывается в пятой части книги («Социальные расстройства, или Кризис как диагноз»).
Наконец, в шестой части («Закон и беспорядок, или Наглядное пособие по безработице») говорится о том, что делает правительство для борьбы с безработицей и что из этого получается; о перспективах выхода из кризиса и оздоровления рынка труда; а также о забавных моментах, возникающих в процессе диалога власти с народом.
В этой книге есть и герои, и антигерои. Есть цифры и факты. Есть трагичное и смешное.
Есть в ней и крупинки позитива, проблески надежды, которые помогут решить проблему безработицы.
Мы их видим.
Надеемся, что увидите и Вы, читатель.
Предисловие
Мне всегда казалось, что за свои слова надо отвечать. Но знаете, есть такая присказка: «Не учи меня жить, а помоги материально».
Выпуская «Антикризисную книгу Коммерсантъ'а-2. Нищая Россия?» ее авторы и издатели следуют этой мудрости буквально, ведь налоги, которые государство возьмет с наших заработков, пойдут в том числе на выплату пособий по безработице.
И это лишь самый первый срез книги.
Мы заставили себя остановиться и обернуться, внимательнее посмотреть вокруг себя. Мы собрали разрозненные, казалось бы, факты, и описали явление удручающей силы и эффекта. Миллионы страдают, миллионы остались без работы, без средств к существованию.
Это и есть второй срез этой книги.
Но ведь увидеть страдание – первый шаг к состраданию, а может быть, к новому знанию, которое не только позволит быть готовым к невидимому и неотвратимому явлению, но также по мере сил помогать тем, кому меньше повезло.
Это и есть третий срез, самый глубокий: наше отношение к самой болезненной составляющей кризиса – растущей и уже массовой безработице.
Безработица всегда была, есть и будет. Люди всегда умирали, всегда теряли работу.
Не исключено, что последняя посылка и есть самый большой позитив нашей книги. То, что происходит сейчас, – не хуже и не лучше обстоятельств, в которых человек находился и тысячу, и сто лет назад. Человечество выжило, перебороло и пр. Так будет и с нами. Мы справимся. Не затем мы родились и живем, чтобы сдаваться. Но для того чтобы понять, как дальше жить, надо понимать, что происходит. Вот затем-то мы и сделали для вас эту книгу.
Владислав Дорофеев
Часть 1
КРИЗИС ВЫШЕЛ НА РАБОТУ, ИЛИ НИЧЕГО ЛИЧНОГО
Смертельно опасная безработица. – Работодателям тоже несладко. – Рабочие без работы. – Зона риска. – Кто боится безработицы ? – Кого нельзя уволить ? – Курс на обнищание? – Безработица официальная и реальная. – Цифры и прогнозы. – Принудительные каникулы. – Зарплата запаздывает. – Еще миллион безработных. – Дама с характером. – Новая волна?
Безработных становится все больше.
Прогнозы постоянно меняются, и не в лучшую сторону.
Потеря работы – драма для каждого человека. И для работника, и для работодателя. Иногда драма со смертельным финалом.
Последний прогноз на 2009 год – 9 млн. человек. Население огромного, такого, как Москва, города. Десятая часть трудоспособного населения. И никто в России (да и в мире) пока не знает, что делать, потому что не ясно, что делать с экономикой, охваченной кризисом.
Кадровик ГАЗа покончил с увольнениями
В конце декабря 2008 года в здании заводоуправления покончил жизнь самоубийством исполняющий обязанности директора по персоналу автокомпонент-ного производства Горьковского автозавода (ГАЗ) Анатолий Емелин. Предсмертной записки он не оставил, следствие рассматривает все возможные версии, не исключая вероятности возбуждения уголовного дела по доведению до самоубийства. По некоторым данным, одной из причин суицида мог быть нервный срыв, случившийся в результате массовых увольнений на предприятии.
Как сообщили в Автозаводском следственном отделе следственного комитета при прокуратуре РФ, около 9 часов утра тело Анатолия Емелина обнаружили сослуживцы, вместе с которыми кадровик должен был идти на оперативное совещание. В служебном кабинете его не нашли, сотовый телефон был отключен, и в итоге тело господина Емелина было найдено на девятом этаже, в туалете учебного центра. «Это был служебный туалет, запиравшийся на ключ. Анатолий Емелин закрылся изнутри на щеколду и повесился на электрическом шнуре, зацепив его за водопроводную трубу. В таком положении его нашли коллеги, взломавшие дверь. То, что это самоубийство, – очевидно, но мотивы пока неясны, предсмертной записки обнаружено не было», – сообщили в следственном отделе. Приехавшие по вызову сотрудники милиции и прокуратуры осмотрели место происшествия и допросили нескольких свидетелей, которые обнаружили тело, в том числе и шофера, который на служебном автомобиле привез Анатолия Емелина на работу.
В группе ГАЗ отметили, что коллеги, знавшие погибшего, шокированы, так как не понимают причины такого поступка: «Он опытный кадровик, работает на предприятии с 1980 года, был в хорошем расположении духа, готовился с друзьями отметить свой юбилей (до своего дня рождения Анатолий Емелин не дожил буквально неделю, 50 лет ему исполнилось бы 1 января). На ГАЗе отметили также, что Анатолий Емелин являлся временно исполняющим обязанности директора по персоналу автокомпонентного производства завода (каждое из производств – легковых автомобилей, коммерческих грузовиков и др. – курирует отдельный директор по персоналу). В должности господина Емелина утвердить не успели: он был назначен на этот пост сразу после того, как в начале октября после продолжительной болезни на 55-м году жизни скончался прежний директор по персоналу Владимир Куприянов.
Следствие рассматривает все допустимые версии самоубийства – от конфликтов на работе до возможных долгов и семейных неурядиц. По словам руководителя Автозаводского следственного отдела Евгения Лимонова, по итогам проверки может быть возбуждено уголовное дело по ст. 110 УК РФ («Доведение до самоубийства»), если на то будут основания.
По некоторым данным, одной из причин суицида могло быть серьезное нервное переутомление Анатолия Емелина, который возглавил кадровую службу в кризисное для автопрома время. Около месяца назад ГАЗ уведомил службу занятости о планах по сокращению в январе следующего года 1,2 тыс. работников, преимущественно с производства по сборке легковых автомобилей. И разумеется, все эти увольнения проходили через Емелина. При этом на самом заводе говорят, что реальное количество уволенных может быть гораздо более значительным – многим предлагают написать заявления об уходе по собственному желанию.
Безработица и свобода слова
Магнитогорский меткомбинат (ММК) намерен обратиться в суд с требованием наказать местного журналиста Павла Верстова, который опубликовал на своем интернет-ресурсе заметку о том, что из-за кризиса среди работников комбината участились случаи суицида. Несколькими днями ранее журналист был исключен из «Единой России» как «подстрекатель нестабильности».
В ноябре 2008 года редактор магнитогорского информагентства Verstov.info Павел Верстов опубликовал на интернет-ресурсе заметку под заголовком «Среди работников ММК участились случаи суицида». В материале со ссылкой на источник в отделе кадров меткомбината говорилось, что в одном из цехов «прямо в душевой свел счеты с жизнью 32-летний работник предприятия». «Это четвертый случай суицида на территории ОАО ММК и его дочерних компаний во время кризиса. Люди не выдерживают кредитного бремени при постоянно снижающейся зарплате. Из страха быть выселенными на улицу вместе с семьей за срыв ипотечных обязательств металлурги выбирают петлю. Некоторые другие, менее совестливые трудящиеся ММК предпочитают самоубийству грабежи и разбойные налеты, участие в которых теперь они все чаще принимают», – говорилось в статье.
«Эта информация является ложной, таким образом Павел Верстов пытается привлечь внимание к своему ресурсу, – заявил директор по персоналу и социальным программам ММК Иван Сеничев. – Деятельность этого человека лишь расшатывает «лодку кризиса». Для предприятия, на котором работает более 60 тыс. человек, это немыслимо». И хотя информация по требованию руководства ММК была снята с сайта, по словам Ивана Сеничева, руководство ММК намерено обратиться в суд с требованием наказать журналиста за оскорбление работников комбината «в порядке, предусмотренном законодательством РФ». Статью, по которой может быть привлечен журналист, Сеничев не уточнил.
Господин Верстов рассказал, что информацию о суицидах он получил из источников на ММК. По его словам, несколько работников ММК на сменно-встречных собраниях предприятия слышали официальный доклад о случаях суицида в разных цехах ММК. Однако официальных подтверждений этой информации, как признался господин Верстов, нет. Журналист уверен, что руководство ММК решило устроить ему «публичную порку». «Они считают меня оппозиционным журналистом, хотя я оппозиционером не являюсь», – утверждает при этом господин Верстов.
Павел Верстов с 1998 года возглавлял общественно-политические газеты «Наша Магнитка», «Магнитогорская неделя», «Диалог», а с сентября 2008 года работал корреспондентом газеты «Аргументы и факты». Более того, до недавнего времени он являлся членом политсовета магнитогорского отделения «Единой России».
Партбилета Павел Верстов лишился 17 ноября «за деятельность, противоречащую интересам партии». Как пояснили в городском отделении, партийцы действовали в рамках послания президента Дмитрия Медведева, который заявил «о необходимости наказания распространителей слухов в условиях надвигающегося на Россию финансового кризиса».
«Я перед всеми извинился, объяснил, что при подготовке новостей для меня первична сама новость, а политика партии вторична. Поэтому чтобы никого не подводить, я попросил меня освободить от членства в партии, но меня обвинили в попытке заработать политические дивиденды и решили исключить с позором», – рассказал Павел Верстов.
Замдиректора агентства юридической безопасности «Интеллект-С» Анастасия Махнева отмечает, что у ММК нет шансов привлечь журналиста к ответственности за оскорбление. «Дело в том, что такой иск может подать исключительно конкретное физическое лицо, которое было оскорблено публичным высказыванием. При этом коллективный иск не допускается», – пояснила она. По ее словам, ММК может подать иск от юридического лица и требовать компенсации за причинение вреда деловой репутации. «Но тогда комбинат должен обосновать размер компенсации: например, от него ушли клиенты или стали увольняться рабочие», – уточнила госпожа Махнева.
Бизнесмен свел счеты с кризисом
В середине января 2009 года в Москве покончил жизнь самоубийством известный предприниматель Владимир Зубков, владелец концерна «Соби», одного из наиболее крупных продавцов авиабилетов на российском рынке. Компания бизнесмена является официальным агентом «Аэрофлота», «Трансаэро», Air France, British Airways, Swiss и других крупных авиаперевозчиков. Бизнесмен не смог пережить финансовый кризис, о чем сообщил в предсмертной записке.
Владимир Зубков застрелился из подаренного друзьями охотничьего карабина в своей квартире в центре Москвы. О самоубийстве 65-летнего бизнесмена в милицию сообщил его личный водитель Александр Чеканов.
Как выяснили сотрудники милиции, около трех часов дня водитель привез шефа домой во Вспольный переулок. По мнению господина Чеканова, бизнесмен находился в крайне подавленном состоянии. Обычно общительный шеф в дороге не произнес ни слова. Владимир Зубков отпустил водителя на два часа, сказав, что вечером собирается на деловую встречу. Около 17 часов Александр Чеканов подал машину к подъезду шефа и стал ему звонить, но телефон не отвечал. Забеспокоившись, водитель поднялся в квартиру бизнесмена, открыл ее своими ключами и обнаружил шефа лежащим в гостиной в луже крови. Владимир Зубков был мертв. Рядом с телом лежал карабин.
Позднее оперативно-следственная группа обнаружила на столе предсмертную записку бизнесмена. «Возникли проблемы в связи с кризисом. Непреодолимые долги и обязательства перед кредиторами. Простите меня. Прошу никого не винить», – написал бизнесмен и выстрелил себе в грудь из карабина.
ЗАО «Концерн «Соби»» создано в 1991 году. Агент «Аэрофлота», «Трансаэро», Air France, British Airways, Swiss и других крупных авиаперевозчиков. Один из крупнейших продавцов билетов корпоративным заказчикам и госструктурам: среди клиентов – Газпромбанк, «Мечел», «Трансстрой», СИБУР, Центробанк РФ, Министерства юстиции, обороны, здравоохранения и соцразвития, «Росатом», Федеральная налоговая служба. Через 12 офисов в Москве, Санкт-Петербурге и Южно-Сахалинске и собственную сеть из 60 субагентов обслуживал около 28 тыс. человек в месяц. Оборот в 2007 году – $100 млн., заявленная рентабельность по EBITDA – 10,9%.
О проблемах концерна «Соби» стало известно в ноябре. Как тогда объяснял Владимир Зубков, его концерн временно приостановил свою деятельность, поскольку находился в процессе слияния с крупнейшим игроком билетного рынка – компанией «ВИП Сервис». В «ВИП Сервисе», правда, заявляли, что готовы взять себе на обслуживание лишь отдельных клиентов «Соби», не покупая сам концерн. На тот момент долги «Соби» перед авиакомпаниями, по данным участников рынка, достигли 70—100 млн. руб., что составляло половину его месячного оборота. «Соби» был отключен от системы бронирования «Аэрофлота».
Финансовые проблемы «Соби» во многом были обусловлены его ставкой на работу с корпоративными клиентами, прежде всего госструктурами. Как рассказывал сам господин Зубков, такие клиенты регулярно задерживают платежи, в то время как авиаперевозчики с лета серьезно ужесточили требования по расчетам за проданные билеты: деньги должны быть перечислены уже на пятый день. «Утвержденные бюджеты на год спускаются в министерства не раньше конца января, но при этом весь месяц они пользуются нашими услугами», – приводил пример глава «Соби». Раньше проблему можно было решить, взяв кредит в банке, но разразившийся кризис ликвидности лишил билетных операторов этой возможности.
«Для рынка это шокирующее известие», – прокомментировала самоубийство Владимира Зубкова гендиректор туроператора «Капитал Тур» Инна Бельтюкова. «Все были уверены, что «Соби» все-таки удалось хотя бы частично решить свои проблемы, – пояснила она. – Прошлый, очень непростой для отрасли год закончился, а новости, к сожалению, по-прежнему приходят очень печальные».
Владимир Зубков не первая жертва кризиса среди российских бизнесменов. Так, в ноябре застрелился у себя в кабинете совладелец петербургской сети аптек «Первая помощь» и фармкомпании «Генезис» Алексей Хромов. По информации правоохранительных органов, у погибшего также возникли финансовые проблемы: его квартиры и машина оказались заложены, сам бизнесмен не мог вернуть банку взятый кредит.
Бизнесмен попал в долговую петлю
Во второй половине января 2009 года стало известно о том, что в Нижнем Новгороде покончил жизнь самоубийством совладелец сети магазинов премиум-сегмента «Интермода» Сергей Поляков. В предсмертной записке бизнесмен сообщил, что обязательства перед кредиторами оказались для него непосильными.
Как сообщили в следственном управлении следственного комитета при прокуратуре, тело 56-летнего Сергея Полякова было обнаружено в комнате отдыха его рабочего кабинета в офисе на Большой Покровской улице. Бизнесмен повесился на веревке, привязанной к конструкции подвесного потолка. Дверь в кабинет взломали подчиненные, обеспокоившись длительным отсутствием шефа, который заперся с утра и не выходил. По информации от следственных органов, на столе погибший оставил записку, в которой объяснил свое самоубийство непосильными банковскими обязательствами. В частности, по словам участников следственно-оперативной группы, речь в записке шла о «слишком высоких процентах».
Сеть магазинов «Интермода» – одна из крупнейших в Нижнем Новгороде, где продается одежда, обувь и аксессуары премиум-класса (марки Versace, Gucci, Brioni, Escada, Roberto Cavalli, Dolce&Gabbana, Valentino, Burberry, Jean Paul Gaultier и др.). Первый магазин совладельцы Сергей Поляков и Михаил Корабельник открыли в конце 1990-х годов. Сейчас в сети три бутика и один сток-центр. По оценкам участников рынка, ежемесячная выручка магазинов до кризиса – 7—10 млн. руб.
Гендиректор консалтинговой компании «Магазин готового бизнеса» Юрий Кузьмичев говорит, что в последние несколько месяцев ситуация в премиум-сег-менте розничных сетей одна из самых сложных: только за октябрь—ноябрь 2008 года спрос в сегменте на товары категории luxury упал на 30%, а сейчас еще больше. «Вполне возможно, что финансовый кризис подкосил его бизнес», – рассуждает эксперт.
Последним затратным проектом господина Полякова было открытие в конце 2007 года в здании центрального магазина сети на Большой Покровской улице ресторана Fellini, на строительство которого бизнесмен привлекал заемные средства в сумме около $1 млн. Но партнеры погибшего уверены, что непреодолимых финансовых трудностей у него не было. «Он так давно в бизнесе, что пережил уже не одну критическую ситуацию. И вообще Сергей Николаевич был полон оптимизма – многим казалось, что у него нет никаких проблем», – отметил один из коллег Сергея Полякова, напомнив, что в конце 1990-х в совладельца «Интермоды» Михаила Корабельника стреляли, он остался инвалидом, но партнеры «вместе пережили это и продолжали развиваться». Не слышал о проблемах с бизнесом Сергея Полякова и глава нижегородского филиала банка «Уралсиб», где обслуживалась «Интермода», Марк Фельдман. «Даже если бы проблемы были, такому человеку местные банкиры вряд ли отказали бы в поддержке, несмотря на нынешние условия», – уверен один из нижегородских банкиров.
Близкие и знакомые господина Полякова потрясены случившимся. «Виделись буквально в новогодние праздники. Человек был доволен жизнью, ничем не загружен, ехал отдыхать», – отметил один из знакомых. «Мы с господином Поляковым знакомы много лет. В последний раз виделись в конце года – он был главным героем нашего декабрьского номера. Выглядел счастливым, и настроение у него было хорошее», – подтвердила территориальный директор, главный редактор журнала «Я покупаю – Нижний Новгород» Екатерина Чудакова.
«Ижавто» высаживает сотрудников
Кризис стал причиной полной остановки одного из российских автозаводов – ОАО «Ижавто», подконтрольного группе СОК. Она не сумела договориться о продаже завода АвтоВАЗу и теперь вынуждена уволить почти весь персонал завода, законсервировав мощности на неопределенный срок. Одной из причин остановки «Ижавто» стала девальвация рубля, в условиях которой закупать машинокомплекты для сборки корейской Kia стало нерентабельно. По аналогичной схеме в России работают ТагАЗ и заводы ОАО «Соллерс».
О том, что самарская группа СОК намерена в апреле сократить 5 тыс. сотрудников ОАО «Ижавто», сообщил президент Удмуртии Александр Волков. Он уточнил, что группа вынуждена пойти на это, поскольку не договорилась о продаже «Ижавто» АвтоВАЗу. Власти региона на ситуацию повлиять не могут, заключил президент Удмуртии. В группе СОК от комментариев отказались, но источник, знакомый с ее планами, подтвердил, что «Ижавто» сократит 5 тыс. человек, то есть фактически ликвидирует штат завода (на нем работает 5,5 тыс. человек). После того как штат будет расформирован (с выплатой двухмесячного выходного пособия), мощности «Ижавто» будут законсервированы на неопределенный срок. Это первый пример полного закрытия одного из российских автозаводов из-за кризиса.
Официально в группе СОК ситуацию не комментируют. Но близкие к группе источники говорят, что в условиях падения авторынка и девальвации рубля «ей стало неинтересно заниматься автосборкой». Kia отказывается снижать цену на отгружаемые машинокомплекты, и производство оказалось нерентабельным. Как утверждают, с ноября завод терпит убытки на уровне $7 млн. в месяц.
Глава АвтоВАЗа Борис Алешин вчера заявил, что также вел переговоры с Kia о снижении цены на машинокомплекты. Отказ корейцев стал одной из причин отказа АвтоВАЗа от покупки мощностей «Ижавто».
ОАО «Ижавто» выпускает Иж—27175, ВАЗ—2104, собирает корейские Kia (Spectra и Sorento). Мощность – 220 тыс. автомобилей, в 2007 году выпущено 78,8 тыс. автомобилей.
Остановка «Ижавто» может привести к его банкротству, сказали в одном из банков-кредиторов завода. По некоторым данным, сейчас кредитная нагрузка завода близка к 12 млрд. руб., из которых 8 млрд. руб. приходится на кредит Сбербанка. Кроме того, у «Ижавто» есть облигационный заем на 2 млрд. руб., техдефолт по которому был допущен еще в декабре. Группа СОК убедила держателей облигаций перенести дату их погашения на конец августа, пообещав, что состоится сделка с АвтоВАЗом. Вчера господин Алешин сказал, что «обсуждал с Михаилом Добындо, гендиректором «Ижавто», ситуацию на заводе, но АвтоВАЗ теперь ничем помочь не может, надо говорить с банками». В одном из федеральных министерств сообщили, что «обеспокоены ситуацией вокруг «Ижавто»», но сказали, что не занимались этой проблемой в ожидании сделки с АвтоВАЗом.
Источник в правительстве Удмуртии сообщает, что опыт трудоустройства работников автозавода уже имеется: в 2006 году с предприятия было уволено около 7 тыс. человек. «Однако в нынешних условиях переобучить людей и обеспечить работой будет значительно сложнее», – добавляет он.
По схожей с «Ижавто» модели работает и ОАО «Соллерс» (подконтрольно гендиректору Вадиму Швецову), которое собирает модели корейского SsangYong и итальянского Fiat из машинокомплектов. Так же работает таганрогский ТагАЗ (собирает корейские Hyundai). На ТагАЗе получить комментарии не удалось, но завод уже останавливал конвейер, а наши источники говорили о возможном «значительном сокращении персонала». В «Соллерс» признают, что в условиях девальвации «закупка машинокомплектов стала менее привлекательной», и пояснили, что пытаются договориться с партнерами о снижении цен, а также постепенно локализовать выпуск иномарок в России. Некоторые партнеры готовы идти на снижение цены, другие – пока нет, сообщили в компании, заверив, что сборку машин не остановят.