Книга Искусство добиваться своего - читать онлайн бесплатно, автор Сергей Сергеевич Степанов. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Искусство добиваться своего
Искусство добиваться своего
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Искусство добиваться своего

Когда череда неприятностей повергает вас в уныние, необходимо переломить эту тенденцию, сделать «перебивку» огорчительных событий. Доставьте себе радость любым доступным способом: сходите в кино или в театр, послушайте любимую музыку, наконец – просто погуляйте или съешьте что-нибудь вкусное. Немного подняв настроение, легче будет решать насущные задачи.

Не пытайтесь отогнать огорчения с помощью спиртного. Алкоголь не способен изменить негативные эмоции на позитивные, он лишь усугубляет наше состояние: бодрого бодрит, унылого заставляет хандрить еще сильнее. Краткая вспышка эйфории не стоит последующего упадка.

Когда дело идет вкривь и вкось, полезно переключиться. Отложите работу, которая не ладится, и займитесь тем делом, которое получится наверняка. Пускай дело это не очень важное, однако с опорой на маленький успех легче достичь большего.

Не отворачивайтесь от огорчений, не пытайтесь их игнорировать. Американский лозунг «Все – о’кей!» плохо приживается в наших краях. Да и самим американцам радости не приносит. Привычка скрывать боль за натужной улыбкой чревата внутренним перенапряжением. Относитесь к неприятностям трезво и спокойно.

Заботы облегчаются, если ими поделиться. Для этого не обязательно спешить к психоаналитику. Жизнь показывает, что лучшими психотерапевтами для нас выступают те друзья и знакомые, которые готовы нас сочувственно выслушать, поделиться своим опытом, дать добрый совет. Если такого человека рядом нет, доверьте свои переживания бумаге. Описав свои чувства, с ними легче справиться.

Невезение подобно заразной болезни. Избегайте контактов с пессимистами, людьми озлобленными и отчаявшимися.

В минуты огорчения вспоминайте о своих достоинствах и преимуществах. Ведь вас не гложет смертельный недуг, не сторожит тюремная охрана, не поджидает наемный снайпер. Даже в данный не очень приятный для вас момент множество людей вам отчаянно завидуют.

Не изводите себя переживаниями о проблемах, которые не имеют решения. Единственное средство от холодного ветра – теплое пальто.

Не ждите, что окружающие будут относиться к вам с неизменной симпатией. Все они, за исключением самых близких людей, превыше ваших интересов ставят свои собственные. И это естественно. Научитесь, считаясь с их интересами, твердо отстаивать свои. При попытках вас беззастенчиво использовать – разворачивайтесь и идите прочь. Это избавит вас от многих сожалений.

Самое главное – цените то, что вам доступно и посильно. Ибо верно сказано: «Обычно на судьбу ропщет тот, кто ждет от нее слишком многого».

Ярмарка случайных открытий

Эта история похожа на рождественскую сказку, но она действительно произошла много лет назад в Бостоне. В роли феи в ней выступила обычная домохозяйка, а подарком явилась неожиданная идея.

Альфред Фуллер родился на ферме близ местечка Гран-Пре. Когда ему исполнилось восемнадцать, он отправился искать счастья в Бостон, ближайший большой город. Поначалу единственное, чего ему удалось добиться, была работа коммивояжера. Торговать приходилось малярными кистями. Такой товар раскупался не слишком бойко, и Фуллер едва сводил концы с концами.

Однажды зимой, совсем продрогший и измученный отказами, он постучался в неприметную дверь. Женщина, открывшая ему, едва взглянув на товар, воскликнула: «Вот как раз то, что я давно искала!» Взяв длинную кисть из его набора образцов, она подошла к радиатору отопления и принялась сметать с него пыль, которую никак иначе достать было невозможно.

Фуллер, который даже не успел объяснить ей, для чего предназначены кисти, вдруг понял, что у домашних хозяек могут быть свои особые потребности, о которых производители даже не догадываются. Он решил обойти все окрестные дома и выяснить эти потребности. А потом он будет делать кисти, которые подойдут для самых разных нужд.

На все свои сбережения Фуллер открыл маленькую мастерскую, ставшую фундаментом целой индустрии полезных хозяйственных приспособлений. Сегодня, являясь председателем Совета директоров, Альфред Фуллер может немножко расслабиться и отдохнуть в своем имении, в то время как 6 тысяч сотрудников фирмы «Кисти Фуллера» обеспечивают ему товарооборот в 50 миллионов долларов.

Наш мир сродни огромной ярмарке. Здесь каждый предлагает другим что-то свое. Если предложение не находит спроса, остается лишь впасть в уныние и сетовать на несправедливое распределение благ. Но, если удается обнаружить потребности других людей и умело удовлетворить их, щедрое вознаграждение не замедлит последовать.

Есть идея?

Идеи стоят дороже денег. Их рождение не требует расходов, но всякая конструктивная идея, будучи реализована, способна обратиться в реальный капитал.

В цехах южнокорейской корпорации «Эл-Джи» висят транспаранты: «Ты подумал – что еще можно улучшить?» По мнению многих специалистов, ответ на этот вопрос отчасти и лежит в основе южноазиатского «экономического чуда». Каждого работника здесь постоянно стимулируют к поиску новаторских решений, направленных на процветание корпорации. Повсюду функционируют так называемые кружки качества, в которых работники методом «мозгового штурма» (подробнее об этой стратегии в книге еще пойдет речь) обсуждают рационализаторские предложения. Поощряется выдвижение любых идей, связанных с повышением эффективности труда и качества продукции, со снижением расходов и т.п. Например, может быть принято к обсуждению даже такое, казалось бы, абсурдное предложение: ради снижения расходов на деловую переписку использовать конверты дважды, выворачивая их наизнанку. Разумеется, большинство таких идей в итоге бывает отвергнуто. Однако их обсуждение порождает все новые идеи, среди которых велика вероятность найти перспективные. Важно, что внимание сосредоточено не на глобальных проблемах человечества, а на конкретных практических «придумках», которые в итоге и приближают решение крупных проблем.

В сфере предпринимательства умение продуцировать и воплощать идеи составляет, пожалуй, важнейшее условие делового успеха. Конечно, гораздо менее хлопотно следовать по накатанной колее. Но это обрекает на необходимость делить успех с тысячами таких же инертных субъектов, каждый из которых к тому же является вашим конкурентом. Изобретя некий новый, необычный способ извлечения прибыли, вы оказываетесь в чрезвычайно выигрышном положении: пока потенциальные соперники сумеют составить вам конкуренцию, вы уже успеете закрепить свое приоритетное преимущество.

Идея не обязательно должна быть глобальной. Более того, попытка решить задачу вселенского масштаба едва ли приведет к ощутимому финансовому успеху. А вот незамысловатый, но оригинальный ход, сделанный из расчета ваших собственных предпочтений и, может быть, неявных преимуществ, часто открывает широкие деловые перспективы. Так, мало кто знает, что распространившаяся по всему миру сеть ресторанов «Пицца Хат» возникла из одной-единственной кухонной плиты. Эту плиту двое братьев-подростков из Канзаса установили в подсобке зеленной лавки своего отца. В лавочку частенько заглядывали проголодавшиеся студенты, чтобы купить яблоко или апельсин. Предприимчивые братья принялись потчевать их горячей пиццей, а чтобы покупатели не глотали еду на ходу, в той же подсобке были установлены четыре столика. Дело оказалось настолько успешным, что уже через несколько лет братья Карни владели сетью из 4 тысяч ресторанов. А сегодня рестораны «Пицца Хат» открыты и в Москве, являя собой пример блестящего воплощения простой, но продуктивной идеи.

Вот еще несколько подобных поучительных примеров.

Роботизированный бизнес

Тим, как и любой тринадцатилетний мальчишка, был без ума от восхитительного мира электроники. Но главной его мечтой было создание роботов, которые могли бы ходить, разговаривать, подчиняться командам человека. И Тим не ограничился одними мечтаниями.

Сегодня, когда ему 18 лет, он является владельцем Роботоцентра – фантастического мира роботов, которых он сам называет «проботы». Там есть все: от самосвалов и истребителей, которые могут трансформироваться, приобретая человеческий облик, до говорящих медведей и человекообразных проботов, которые могут разносить напитки на вашей вечеринке.

Только за первые девять месяцев продажи проботы принесли Тиму 150 тысяч долларов, и он с уверенностью смотрит в будущее. Хотя при продвижении такими темпами легко можно наделать массу ошибок. Но Тим умеет извлекать уроки из собственных ошибок и усмиряет свою юношескую энергию умением тщательно планировать.

Инкубатор для золотых яиц

Дейв сумел превратить свое увлечение домашними животными в доходное дело. В свои 17 лет он владеет самым респектабельным на Западном побережье США приютом для домашних животных, в котором оказывают любые услуги по уходу за ними. Дейв вырос на ранчо в штате Монтана и с раннего возраста учился ухаживать за животными. Когда его семья переехала в Калифорнию, он очень скучал по своим четвероногим друзьям и взял на себя обязанность следить за питомцами во время отпуска соседей.

В возрасте 15 лет наш молодой предприниматель обошел всех своих соседей с рекламным листком в руках, на котором были перечислены оказываемые услуги. В то Рождество к нему обратилось 15 человек, и в течение всего Рождества на его попечении были 7 кошек, 8 собак и 2 маленьких хомячка.

Сама идея оказалась настолько успешной, что Дейв решил пустить все заработанные на Рождество деньги на расширение своего дела.

Сегодня Дейв содержит настоящий отель для домашних животных – безопасное и ухоженное убежище для четвероногих друзей. Чтобы ухаживать за ними, Дейв нанял одного помощника. За 17,5 доллара животных здесь можно даже подстричь. «Я люблю животных, – говорит Дейв, – да и прибыльное это дело». На последние рождественские праздники он зарабатывал по 2250 долларов в неделю. Самое главное заключается в том, что Дейв занимается делом, которое доставляет ему радость. «Множество людей зарабатывают деньги, занимаясь нелюбимым делом, – комментирует Дейв, – но мое дело нисколько не тяготит меня, так как я слишком увлечен им». Другой важной причиной его успеха, как признает сам Дейв, является то, что он живет в таком районе, где состоятельные владельцы домашних животных проводят значительную часть времени в отпусках. Если вы любите заниматься с животными, возьмите этот пример себе на заметку.

Деньги из мыльных опер

Однажды, когда Карен добиралась домой через пробки на дорогах, она поняла, что не успевает посмотреть свой любимый сериал. И тогда она подумала, как хорошо было бы, если бы существовала такая служба, куда можно было бы позвонить и узнать содержание пропущенной серии.

Четыре месяца спустя она превратила свою идею в телефонную службу, которая передавала содержание 13 мыльных опер, показанных за день по телевидению. Именно так и начался бизнес Карен.

Прежде всего она прозондировала, каковы перспективы ее начинания. На это ей потребовалось 300 долларов. Результаты оказались обнадеживающими, и она нашла несколько пайщиков, чтобы обеспечить необходимый начальный капитал. Она назвала свое предприятие «Тел-А-Соуп» ( что приблизительно можно перевести как «Телемыло»). Абоненты платили 25 долларов за три месяца, и это давало им право на бесплатные телефонные звонки. В течение одного месяца число пользователей достигло тысячи. Еще через месяц их стало 3800. При помощи трех студентов театральной школы Карен составляла обзоры каждого фильма.

Клиентам очень нравится такая услуга. Интересно, что большинство пользователей составляют мужчины. Возможно, многие из них сами и не увлекаются телесериалами, но предпочитают знать их содержание, чтобы при случае суметь поддержать разговор.

Организуя подобное предприятие, необходимо, конечно, учитывать, что значительный финансовый успех может быть достигнут только в крупных городах.

Недостаток, обращенный в преимущество

Еще один человек, добившийся невероятного успеха, – Пег Ньютон. Так как она отличалась очень высоким ростом, ей нелегко было подобрать хорошо сидящие платья. Тогда она стала придумывать платья и костюмы по собственному фасону. Друзья просто любовались ее работами. Это натолкнуло ее на мысль заняться шитьем платьев для высоких женщин. Сегодня ведущие магазины США рекламируют модели Пег Ньютон для женщин, чей рост превышает 180 см. Таким образом личная проблема явилась толчком к созданию общенационального предприятия.

Как нетрудно заметить, все приведенные примеры иллюстрируют еще одну несложную, но важную идею. Если у вас есть какое-то увлечение, оно может стать неплохим началом для бизнеса. Составьте список тех дел, которые доставляют вам удовольствие. Если ничего не приходит в голову, подумайте о тех делах, которым вы посвящаете свое свободное время. Можно ли какое-нибудь из этих занятий превратить в бизнес? Напрягите свое воображение. И вы поразитесь, сколько идей ждут своего воплощения в жизнь.

Деловитость не терпит крайностей

Когда человек пытается довести свои добродетели до крайних пределов, его начинают обступать пороки.

Блез Паскаль

Не все достойные люди добиваются успеха, но никто не добивается успеха, не обладая достоинствами. Поэтому каждый человек, который намерен сделать карьеру в сфере предпринимательства, задается вопросами: «Обладаю ли я теми достоинствами, которые необходимы для достижения успеха? Что нужно сделать, чтобы развить и культивировать эти качества?»

Ответы на эти вопросы содержатся во многих популярных руководствах для начинающих бизнесменов. Но, к сожалению, подобные рекомендации порой достигают не мобилизующего, а деморализующего эффекта. Пытаясь отыскать в себе ценные деловые качества, человек может столкнуться с тем, что они развиты у него крайне недостаточно либо вовсе отсутствуют. И немудрено: система семейного и общественного воспитания, сложившаяся в нашей стране, ориентирована совсем на другие, порой прямо противоположные качества личности. Значит, педагогическая система приносит деловому человеку только вред, и от ее влияния необходимо освободиться? А может быть, культивируемые ныне деловые качества тоже несколько односторонни и не следует безоглядно доверять советам Форда и Карнеги и отказываться от традиционных ценностей?

Как и при решении большинства сложных вопросов, категоричные ответы далеки от истины, которая, вероятно, лежит посредине, в равном удалении от крайностей. Юноше, задумывающемуся о деловой карьере, не следует безропотно идти на поводу у советчиков, в какую бы сторону они ни звали. В этом, наверное, и состоит главное достоинство делового человека – умение извлекать все ценное из любого источника, сохраняя при этом здоровую критичность.

К сожалению, традиционная система воспитания формированию этого качества не способствует. Показательно широкомасштабное исследование, проведенное недавно социологами в ряде стран Восточной и Западной Европы. Одна из целей опроса состояла в том, чтобы выяснить, какие условия жители разных стран считают важнейшими для достижения жизненного успеха. Многие из опрошенных указали, что такими условиями в первую очередь являются личные способности человека и его собственная активность. Другие, наоборот, считают, что от самого человека зависит очень мало, гораздо больше – от расположения и поддержки других людей, особенно – наделенных властью, и вообще – от благоприятного стечения обстоятельств, от удачи. Оказалось, что в странах Западной Европы, где у человека с малых лет культивируется вера в свои силы, самостоятельность и независимость, – там преобладали ответы первой категории. В Восточной Европе оказалось заметно больше «фаталистов», доверяющих не себе, а чужому авторитету либо слепой удаче. Характерно, что в недавно объединившейся Германии западные немцы в основном придерживались первой стратегии, тогда как население восточных земель явно тяготело ко второй.

Инерция постсоциалистической педагогики не позволяет системе воспитания (как семейного, так и общественного) изжить издержки авторитарности. Действительно, человек появляется на свет абсолютно беспомощным и, чтобы освоиться в этом мире, нуждается в поддержке старших, их наставлении и руководстве. Но человек растет, набирается сил, а старшие порой оказываются не готовы с этим считаться. Попрекая молодежь инфантильностью и безответственностью, родители и педагоги в то же время крепко держатся за бразды правления. Главная культивируемая добродетель – послушание, исполнительность, подчинение авторитету. Молодой человек, воспитанный таким образом, обладает слабым потенциалом предпринимателя, ибо умения опираться на свои силы ему явно недостает. Другие культивируемые качества – скромность, коллективизм, предпочтение духовных ценностей материальным. Индивидуальный коммерческий успех в эту классическую схему просто не укладывается. Значит – следует ее отвергнуть и заняться интенсивным самовоспитанием «от противного»? Такие попытки предпринимаются, но их результаты неоднозначны.

В практике многих бизнес-школ используется один давно опробованный прием. Считается, что будущий капитан бизнеса должен отринуть всяческие предрассудки и научиться действовать вопреки устоявшимся нормам. Для формирования этого умения японские менеджеры, например, могут в час пик на многолюдной станции метро устроить показательное хоровое выступление, невзирая на отсутствие вокальных данных. Недоуменные и даже брезгливые взгляды окружающих должны закалить будущих Рокфеллеров, научить их стойкости и неуязвимости перед всякой критикой и непониманием. Подобные приемы уже используются кое-где и в наших краях. А каков результат?

Понятно, что застенчивость в бизнесе неуместна. А беззастенчивость уместна? Боязнь критики способна парализовать любое начинание, но разве некритичность к себе – залог успеха? Освобождаясь от одной крайности, человек рискует впасть в другую, столь же непродуктивную.

То же касается и личной независимости, опоры на свою индивидуальность. Культ коллектива чреват обезличиванием, но и «зацикливание» на собственной персоне лишает человека таких преимуществ, которых он мог бы достичь в конструктивном взаимодействии с другими.

А вечный спор приверженцев материального и духовного? Духовное совершенствование на фоне материальной неустроенности выглядит довольно жалко. Но и безоглядное стяжательство никого не красит. Поэтому, отправляясь в плавание по бурным волнам бизнеса, надо трезво взвесить, какой груз захватить на свой корабль. Будем благодарны тем, кто желает снабдить нас таким грузом, который, по их мнению, наиболее ценен. Ведь их желание искренне и направлено на наше благо. Но избыток любого груза потопит корабль.

Тест: ваши деловые перспективы

Сегодня едва ли не каждый задумывается о карьере бизнесмена. Вы тоже? А как у вас обстоит дело с так называемой «предпринимательской жилкой»? Узнать это отчасти поможет данный тест. Перед вами несколько вопросов. Из предложенных вариантов ответа выберите наиболее подходящий для вас.


1. Как вы считаете – в чем залог вашего возможного успеха?

     а) я не глупее тех, кто уже успел разбогатеть;

     б) я способен справляться с большими нагрузками и не отступать перед трудностями;

     в) мне вообще везет почти во всем, за что бы я ни брался.

2. Планируя свою деловую карьеру, кого вы считаете примером, достойным подражания?

     а) некоего инвестора, сумевшего удачно вложить свои средства;

     б) кого-то из своих родных или знакомых, кто успешно ведет дела;

     в) миллиардера вроде Рокфеллера или Гетти.

3. Соперничество для вас – это:

     а) испытание;

     б) возможность проявить себя;

     в) стремление превзойти других любой ценой.

4. Какое суждение о деньгах вы находите наиболее удачным?

     а) лучше всего помещены те деньги, которые у нас украдены: ведь за них мы приобрели благоразумие (А. Шопенгауэр);

     б) деньги составляют средство для людей умных, цель – для глупцов (П. Декурсель);

     в) из всех видов оружия, которые были изобретены для борьбы за существование, деньги являются самым эффективным (В. Швебель).

5. Как вы ведете себя при столкновении с серьезными препятствиями?

     а) предпочитаю выждать: вдруг все разрешится само собой либо придет неожиданная помощь;

     б) сосредоточиваю всю волю и внимание, чтобы справиться с проблемой;

     в) препятствие только будит во мне азарт.

6. От чего, по-вашему, зависит успех в бизнесе?

     а) от осмотрительности и трезвого расчета;

     б) от целеустремленности и творческой инициативы;

     в) от везения.

7. Как вы ведете себя, потерпев поражение или понеся ущерб?

     а) расстраиваюсь, жалуюсь друзьям и близким, ищу возможность отвлечься;

     б) пытаюсь даже в таком положении найти преимущества;

     в) не придаю этому значения – ведь это досадная случайность.

8. Верите ли вы, что сумеете занять высокое положение в мире бизнеса?

     а) это маловероятно;

     б) не исключено;

     в) наверняка!

9. Есть ли у вас конкретные деловые проекты?

     а) пока я об этом не задумывался;

     б) да, у меня есть пара интересных идей;

     в) у меня их множество.

10. Ради чего, по-вашему, следует заниматься бизнесом?

     а) чтобы повысить свой уровень благосостояния;

     б) чтобы обрести независимость;

     в) чтобы вырваться в лидеры.


Подведем итог. За каждый ответ а засчитывается 1 балл, б – 2 балла, в – 3 балла.


Менее 15 баллов. Вы не лишены способностей, которые пригодились бы для успешной самореализации на ниве предпринимательства. Однако, не имея пока возможности проявить эти способности на практике, вы себя несколько недооцениваете. Вы рассудительны и осторожны, у вас умеренный уровень притязаний. Это страхует вас от безоглядного риска, однако иной раз может воспрепятствовать оригинальным начинаниям. Вам необходимо действовать энергичнее и проявлять больше инициативы.

15–20 баллов. Как правило, люди, набравшие такую сумму баллов, отличаются оптимальным сочетанием деловых качеств. И вы вправе ожидать неплохих результатов от своей работы, поскольку готовы приложить к этому максимум усилий. Только не позволяйте успехам вскружить вам голову!

Свыше 20 баллов. Вам свойственна очень высокая, а скорее всего – даже чрезмерная уверенность в своих силах. Пока обстоятельства к вам благосклонны, вы умеете их обращать в свою пользу. Но никто не застрахован от неудач, а вы перед ними весьма уязвимы. Прежде чем заняться предпринимательством, вам необходимо научиться более объективно себя оценивать, может быть – даже несколько смирить свои амбиции. И тогда у вас появятся неплохие шансы добиться успеха.

Как продать себя достойно и выгодно

Можно долго спорить, как далеко зашли в нашей стране рыночные реформы, но один факт сомнений не вызывает: рынок труда, о котором еще несколько лет назад не было и речи, уже сложился и функционирует. На нем каждый работник выступает своего рода товаром, имеющим определенную цену. По рыночным законам эта цена определяется качеством самого товара, а также местными условиями, соотношением спроса и предложения (подобно тому, как, скажем, в Заполярье совершенно нет спроса на мороженое, даже высококачественное; в эру компьютеров сошел на нет спрос на деревянные счеты; а товар низкого качества не находит спроса почти нигде). Понятно, что товар может быть продан за хорошие деньги, может из-за неловкости продавца уйти за бесценок, а может и залежаться, не принося дохода.

Кое-кто находит обидной саму необходимость «продаваться». Однако ничего унизительного в этом нет. Обидно чувствовать себя второсортным товаром, на который и спрос невысок, и цена невелика. Однако опыт свидетельствует, что всякий товар может быть выгодно продан, а высококачественный – тем более. К тому же на рынке труда каждый из нас выступает не только товаром, но и продавцом, который обладает огромным преимуществом: он сам выбирает покупателя. Безусловно, продаться кому попало за гроши – унизительно, но самостоятельно спланированная выгодная сделка может быть только предметом гордости. Совершать такую сделку сегодня приходится многим. Так давайте разберемся, как осуществить ее достойно, корректно и выгодно.

Каждый продавец заинтересован продать свой товар подороже, а для этого необходимо в первую очередь сориентироваться в условиях рынка, в данном случае – рынка труда. Необходимо трезво отдать себе отчет, каковы реальные достоинства товара, который вы намерены предложить на продажу, а также какой спрос сложился в данных конкретных условиях. Иными словами, надо определить круг потенциальных покупателей (работодателей) и выбрать из этого круга оптимальный вариант. Покупателю надо предложить свой товар в наиболее выигрышном свете, чтобы побудить его совершить выгодную для вас сделку.