Книга Автосервис. Производство и менеджмент: Практическое пособие - читать онлайн бесплатно, автор Владислав Васильевич Волгин. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Автосервис. Производство и менеджмент: Практическое пособие
Автосервис. Производство и менеджмент: Практическое пособие
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Автосервис. Производство и менеджмент: Практическое пособие

♦ посещает и консультирует оптовых заказчиков в целях изучения их потребностей и увеличения продаж;

♦ осуществляет выборочную проверку правильности оформления счетов и товаросопроводительных документов;

♦ организует выставление витринах зала для клиентов новейших товаров;

♦ разрабатывает план работы с персоналом по устранению проблемных и слабых моментов в работе;

♦ координирует с сервис-менеджером наличие запасных частей;

♦ координирует с сервис-менеджером проведение кампаний специальных продаж.

Ежедневные задачи:

♦ просматривает дневной “журнал сделок”, отслеживая приход и расход запчастей;

♦ осуществляет надежное поддержание коммерчески обоснованного запаса товаров, с учетом сезона, тенденций, мер по продвижению товаров, появления новых моделей машин и т. д.;

♦ наблюдает за работой служащих, определяя качество исполнения, результативность и приемы исполнения операций;

♦ помогает служащим в решении текущих вопросов и проблем;

♦ инструктирует индивидуально каждого служащего, распределяет обязанности между ними, с учетом их возможностей, опыта и перспектив продвижения по службе;

♦ стимулирует продавцов на инициативные продажи;

♦ информирует заинтересованные службы о невыполненных заказах, аннуляции или задержках поставок;

♦ читает бюллетени поставщика машин, отчеты о рекламных и специальных мероприятиях, отчеты других служб для того, чтобы быть в курсе событий и предпринимать необходимые действия;

♦ изучает ежедневные сводки операций, определяя валовой доход и прибыль, и моменты, требующие особого внимания;

♦ разбирается с жалобами клиентов и отвечает на их вопросы, если необходимо;

♦ расследует причины неудовлетворения заказов, аннуляции или задержки отгрузок;

♦ рассматривает обращения оптовых заказчиков, желающих получать поставки по “открытому счету” или в кредит;

♦ направляет наличную выручку и документацию в бухгалтерию в конце рабочего дня.

Персонал

Товаром сервисной службы является работа механиков. Этот товар характеризуется определенным количеством и качеством, зависящим от квалификации, темпов и качества труда сотрудников и возможностей оборудования.

Потребности в рабочей силе определяются:

♦ политикой управления,

♦ планом продаж сервисной службы,

♦ спросом на сервис,

♦ общим количеством продуктивных часов, производительностью и эффективностью,

♦ количеством постов, планировкой цеха и возможностями оборудования,

♦ возможностями обеспечения требуемой рабочей силой,

♦ спецификой района или местности.

Для обеспечения эффективной деятельности службы требуется несколько видов должностей с компетентным персоналом. В малых предприятиях может быть слишком дорого нанимать людей на каждый вид должности. В этих случаях обязанности объединяют, но группировку функций стараются сохранить. Например, сервисная служба может иметь общего подсобного рабочего со складом запчастей и отделом продаж машин, но не должна заставлять механиков выполнять подсобные работы.

В табл. 1 —4 приведены расчеты, выполненные для реального бизнес-плана.


Таблица 1

Планируемые услуги предприятия

Таблица 2

Производственные участки

Таблица 3

Ожидаемые объемы реализации сервиса и штат цеха

Таблица 4

Проект штатного расписания

Примечание. Должности, помеченные звездочкой, замещаются по мере выхода предприятия на полную мощность.

Оформление в штат производится при увеличении коэффициента загруженности производственных мощностей более 0,7.


Расчетам штатной численности могут помочь расчеты, приведенные в документе: “Нормативы численности работников, занятых техническим обслуживанием и текущим ремонтом подвижного состава автомобильного транспорта, строительных и специальных машин на предприятиях и в организациях жилищно-коммунального хозяйства. Утверждены приказом Госстроя России от 1 октября 1999 г. № 69”.

Когда штат должен расти

Устойчивое положение на рынке, рентабельность и предпосылки для развития техцентр может обеспечить, лишь располагая надежным, работоспособным коллективом, не испытывающим дефицита мастеров-приемщиков, мастеров сервисного цеха, автомехаников и молодых кадров.

Ниже перечислены контрольные ситуации, повторяемость которых диктует необходимость увеличения штатов сервисного центра. Повторяемость одной или нескольких из приведенных ситуаций уже делает работу предприятия нерентабельной, так как ни интересы клиентов, ни интересы работников не удается соблюдать.


Ситуации в отделе приема заказов

Непредвиденное отсутствие одного из работников сбивает графики ремонтов.

Несмотря на все меры по распределению нагрузок каждый день в определенное время в отделе приема заказов образуется большая очередь.

Одному мастеру-приемщику (приемщику-консультанту) приходится оформлять более 12—15 заказов в день.

Для спокойного консультативного диалога с заказчиком, который должен проводиться возле его автомобиля, просто нет времени.

Не проводятся из-за дефицита времени выходной контроль и опробование автомобиля на ходу, не разъясняется содержание счетов.

Из-за недостатка работников невозможно сделать режим работы предприятия более гибким, приспособленным к потребностям заказчиков.


Ситуации в сервисном цехе

Запись производится за много дней до приемки в ремонт.

Постоянный дефицит времени срывает установленные сроки завершения ремонтов.

Вынужденная спешка вызывает частые рекламации и повторные ремонты.

Оборудование не удается загрузить, а рабочие места – использовать из-за нехватки кадров.

Дефицит кадров не дает возможности развивать дополнительные услуги.

За неимением времени не проводятся регулярные совещания и учебные мероприятия с исполнителями.

Подготовка кадров и повышение квалификации персонала сводятся к минимуму.

Молодым работникам оказывается недостаточная поддержка.

Организация труда

Индивидуальная работа

Сейчас все еще широко распространено закрепление механиков за рабочим местом или рабочих мест за механиками. Оплата труда чаще всего осуществляется за личный труд механиков.

Недостатками такой модели работы являются:

♦ рабочее место долго занято одной машиной;

♦ низкое качество взаимообучения механиков из-за отсутствия взаимодействия;

♦ недостаточная гибкость в планировании работ;

♦ недостаточная экономичность;

♦ длительный период ожидания по предварительной записи из-за низкой пропускной способности цеха;

♦ мало ожидающих клиентов, которых можно было бы “окучивать”, соблазняя витринами магазина запчастей и принадлежностей – из-за длительных сроков ремонта клиенты оставляют машины и уходят;

♦ недостаточные возможности контактов сотрудников с ожидающими клиентами;

♦ отсутствие совместной работы и взаимопомощи;

♦ поощрение эгоизма сотрудников;

♦ отсутствие командного чувства, социальной связанности сотрудников в коллектив;

♦ большие нагрузки на руководство;

♦ низкий уровень готовности обучаться и скорости обучения;

♦ большая текучесть кадров.

Бригады

Работа в группах или бригадах дает:

♦ большую гибкость в использовании кадров;

♦ ускорение процесса обучения;

♦ рост командного чувства.

Бригадир в каждой группе берет на себя ответственность за качество работ, дисциплину, организацию труда.

Работа в бригаде позволяет ускорить процессы обучения и развивает коллективное мышление. Но считается, что бригада должна быть небольшой, максимум 4 человека, при работе по сменам по 4-дневной рабочей неделе – максимум 5 человек. Этим гарантируется присутствие как минимум четырех участников и исключается возможность перегрузки бригадира, связанная с потерей производительности.

Одним из вариантов бригадной работы при недостатке квалифицированных кадров является бригада, состоящая из одного специалиста и подмастерьев с разной степенью обученности. В таких бригадах работа выполняется строго по указаниям специалиста “от и до и не более”. Каждую операцию специалист поручает подмастерьям и проверяет после исполнения. Такая организация работы распространена в развивающихся странах с невысоким образовательным уровнем населения (например, Сирия), но в последние годы замечена и в Европе (Чехия).

Многоуровневые рабочие места

Метод многоуровневых рабочих мест используются в течение многих лет в других отраслях – на предприятиях ремонта самолетов, судов, крупного оборудования и т. п.

При многоуровневом методе очередность работ планируется так, чтобы при минимуме времени нахождения автомобиля на подъемнике или другом посту выполнить максимальное количество работ разными специалистами.

При организации работы бригадир сортирует заказы-наряды на много– и одноуровневые.

Преимущества многоуровневого метода организации работ:

♦ короткое время на ремонт;

♦ высокая экономичность использования постов;

♦ высокая пропускная способность СТО.

Исследования показали, что почти 65% всех работ на автомобиле являются многоуровневыми – если диагностика тоже осуществляется на не разобранном автомобиле.

Преимущества бригадной работы на многоуровневых рабочих местах:

♦ более важной задачей в организации работы становится загрузка механика, а не загрузка рабочего места;

♦ бригадир контролирует одновременно нескольких механиков, занимающихся одной машиной;

♦ сокращение времени на ремонт;

♦ высокое качество работ за счет взаимного контроля механиков;

♦ более экономичное ведение работ за счет использования эффекта взаимного дополнения операций механиков;

♦ меньшие потребности в площадях;

♦ снижение потребности в инвестициях при создании новых СТО;

♦ лучшее использование существующих площадей: 4 механика на 3 рабочих местах, а при 4-дневной рабочей неделе – 5 механиков на 3 рабочих местах;

♦ одинаково хорошее качество обучения участников бригад за счет постоянной совместной работы;

♦ ярко выраженный коллективизм, развитие чувства команды, как следствие – высокая ответственностью и сильная социальная взаимосвязанность;

♦ обучение и адаптация новых сотрудников происходят легко, в процессе работы, также всех сотрудников и при появлении новых моделей;

♦ увеличение объемов работ и сбыта запчастей;

♦ низкий уровень текучести кадров;

♦ увеличение желания учиться и скорости обучения.

Для многоуровневых рабочих мест необходима функциональная организация рабочего процесса:

♦ качественная диагностика;

♦ заказы-наряды без возможных неожиданностей, которые появятся во время работы и потребуют изменения сроков;

♦ предварительное обеспечение наличия запчастей.

В табл. 5 показано, какие методы организации работы больше отвечают современным требованиям.


Таблица 5

Современные требования и методы организации работы

Форма индивидуальной работы не соответствует духу времени. Она не дает возможности сотрудникам и различным отделам СТО взаимно дополнять работу друг друга. Необходимы чувство команды и все более тесная связь между различными отделами. Очень важны контакты с ожидающими клиентами, если они используются для продаж товаров и услуг.

Командная работа повышает способность СТО к выживанию. Важно занять большее количество механиков на малой и дорогой площади цеха. Ускоренное обучение и ярко выраженная удовлетворенность сотрудников являются основой для появления довольных клиентов.

Если одновременно с бригадами организуются многоуровневые рабочие места, то получают максимально возможную результативность менеджмента в цеху.

Группировка работ

Операции и загрузка в цеху не стабильны и меняются в зависимости от местности, сезона, поэтому их стремятся систематизировать для обеспечения лучшей организации труда и загрузки мощностей.

Виды работ группируются по нескольким категориям. Количество заказов, приходящихся на каждую категорию, берется из бланков заказов.


Таблица 6

Таблица 6 показывает количество заказов, поступивших по каждой категории.

Работы, включенные в примерно 80% всех заказов, относят к категории А.

Работы, включенные в 15% – к категории В, остальные – к категории С.

Классификация помогает оптимизировать распределение рабочей силы, выбор оборудования, выбор тем для обучения и т. д.

Задачи сервис-менеджера по организации эффективного использования рабочей силы, площадей и оборудования для достижения максимальной производительности без снижения качества чаще всего реализуются группировкой операций, специализацией сотрудников и участков.

Направление группировки – по квалификации, по затратам времени, по степени удовлетворения клиентов.

Группировка по квалификации

Выполнение одного ремонтного заказа требует участия рабочих разных уровней – от высококвалифицированных до помощников. Помощникам обычно поручается мойка и полировка, замена масла и шин. Позднее – снятие и установка узлов и агрегатов, вспомогательные работы. Квалифицированным механикам поручается диагностика, регулировка двигателя, регулировка тормозов, разборка-сборка узлов и агрегатов и т. п.

Группировка по времени

Группировка по времени, необходимому для ремонта, предусматривает рациональное размещение машин в цехе. Машину, требующую длительного ремонта, не ставят на такие посты, где она будет хоть в малой степени мешать перемещению других машин и людей, предусматривая ее ремонт, например, в угловом посту.

Группировка по срокам исполнения

Клиенты обычно чувствительны к срокам получения новой машины или машины после сервиса, к неуважительному отношению и нарушению обещаний. Поэтому работа должна поручаться рабочим, которые не сорвут назначенных сроков.

Если операции сервисной службы сгруппировать на базе вышеприведенных требований, они могут быть разделены на шесть групп, показанных в табл. 7.


Таблица 7

Группы работ

В малых сервисных службах на 6 групп может не хватить персонала, тогда меньшему числу групп укрупняют объем операций.

Группировка операций

Группировка операций помогает:

♦ максимализации продуктивности рабочей силы, оборудования и помещений;

♦ эффективному анализу условий и фаз бизнеса;

♦ эффективному обучению и развитию персонала;

♦ повышению качества работ;

♦ получению максимальной прибыли.

Специализация участков

Группировке операций должна сопутствовать специализация сервисных участков. Нерационально, например, ремонт агрегатов делать на каждом посту, для каждого вида ремонта должно быть свое место и необходимое оборудование. Специализация участков зависит, конечно, от условий помещения.

Специализация участков способствует:

♦ минимизации непродуктивных затрат времени и повышению производительности оборудования и площадей;

♦ повышению загрузки оборудования при концентрировании однородных работ на одном участке, следовательно, минимизации инвестиций в оборудование;

♦ упорядочению передвижения машин и людей по помещениям, что повышает безопасность и эффективность труда;

♦ выявлению видов работ, объемы которых будут расти;

♦ облегчению контроля.

Краткосрочный сервис или экспресс-сервис – специальная категория, объединяющая многие виды быстро выполнимых работ, которые занимают менее 90 минут, например: замена деталей выхлопа, замена амортизаторов, фильтров, щеток стеклоочистителей, ремней, ремонт шин, обслуживание аккумуляторов, тестирование и диагностика всех агрегатов автомобилей.

Организация экспресс-сервиса, как постоянного вида работ, возможна при условии выделения для него постоянных постов и приема клиентов без предварительной записи.

Для диагностики и быстрого сервиса выделяют от 60 до 80% площадей в цехе.

Специализация сотрудников

Машины становятся все сложнее, поэтому все труднее находить механиков с необходимыми знаниями всех аспектов ремонта. Считается, что необходимо поощрять специализацию сотрудников, организуя их в группы. В группах индивидуальная квалификация растет быстрее, а последующее обучение углубляет знания.

Специализация сотрудников по операциям способствует:

♦ росту квалификации, благодаря частым повторениям, в определенных видах ремонта, при относительно недолгом периоде работы;

♦ стабилизации качества работы всей группы;

♦ повышению производительности труда и прибыли;

♦ облегчению заполнения вакансий или найма дополнительных рабочих;

♦ выяснению, в каких именно видах обучения нуждается каждый рабочий;

♦ полезности неквалифицированного персонала и помощников уже при минимальном обучении.

Производственные операции

Операции сервиса

В сервисном цикле выделяются основные стадии, на каждой из которых последовательно выполняются все работы, предусмотренные любым заказом.

Прием заявки:

♦ запись со слов заказчика существа проблемы и его пожеланий;

♦ регистрация данных об автомобиле;

♦ согласование сроков;

♦ предложение прокатного автомобиля и других дополнительных услуг.

Подготовка к выполнению заказа в согласованные сроки:

♦ планирование выполнения работ в полном объеме, с учетом имеющегося трудового потенциала и наличия запчастей.

Прием автомобиля в ремонт:

♦ контрольный осмотр автомобиля вместе с владельцем;

♦ составление заказа;

♦ регистрация в заказе пожеланий клиента, договоренностей с ним и дефектов автомобиля;

♦ информирование клиента о стоимости работ по заказу.

♦ подробное информирование всех задействованных служб о дефектах автомобиля, объеме предстоящих работ, потребности в запчастях и о пожеланиях клиента;

♦ точное исполнение заказа;

♦ согласование с клиентом внесения дополнений в заказ, при необходимости.

Технический контроль:

♦ проверка качества работы и ее соответствия объему заказа;

♦ при необходимости – опробование автомобиля на ходу;

♦ регистрация дефектов, устранение которых не было заказано;

♦ наведение чистоты в салоне, моторном отсеке.

Передача автомобиля владельцу:

♦ выставление счета;

♦ оперативный, без вынужденного ожидания для клиента, возврат автомобиля;

♦ квалифицированное разъяснение позиций и суммы счета;

♦ рекомендация устранить выявленные дополнительные дефекты.

Последующая работа с клиентом:

♦ получение отзыва о работе в рамках постсервисного опроса;

♦ оперативная организация помощи клиенту, заявившему рекламацию;

♦ принятие мер по устранению проблемы.

Изложенный порядок применим ко всем заказам – техническое обслуживание, общеремонтные, кузовные или малярные работы.

Самая лучшая схема не будет работать, если на каждом этапе не будет ответственных исполнителей надлежащей квалификации, и/или если условия на предприятии оставляют желать лучшего.

Поэтому одна из главных задач сервис-менеджера – организовать слаженную работу на всех этапах цикла, регулярно контролируя взаимодействие исполнителей.

Наличие необходимых запчастей проверяется на стадии приема предварительных заявок и обеспечивается к сроку диспетчерского распределения работ. Если потребность в запчастях не может быть определена в момент составления заказа, это делают как можно быстрее до начала его выполнения. Если нужных запчастей нет в наличии, то их сразу же заказывают.

Предвидя задержку и срыв согласованного срока, мастер-приемщик должен предупредить об этом клиента.

Задачи руководителя сервисного цеха

Руководитель сервисного цеха ответственен за цех, его оборудование и инструмент, контроль и оценку качества ремонта, отношения с клиентами и взаимоотношения с другими службами фирмы, подчиняется сервис-менеджеру.

Руководитель цеха:

♦ встречает и приветствует клиентов;

♦ владеет процессом подготовки, обработки и разъяснения механикам заказов на ремонт;

♦ обладает знаниями о системах автомобилей и технологии ремонта;

♦ оценивает себестоимость и стоимость ремонта автомобилей;

♦ изучает новые модели машин по технической информации;

♦ владеет вопросами гарантийной политики и способен определить гарантийные случаи и увязать их с заказами на ремонт;

♦ связывается со страховыми компаниями во время оценки стоимости ремонта, чтобы убедится в наличии страхового покрытия стоимости работ;

♦ организует и поддерживает аккуратное и полное оформление необходимой документации;

♦ обладает знаниями федеральных, региональных и местных нормативных актов, касающихся опасных производств, экологических требований, а также здоровья и безопасности персонала;

♦ имеет управленческую подготовку по руководству и контролю, организации и планированию, а также по работе с персоналом.


Полугодовые задачи:

♦ консультирует сервис-менеджера по вопросам управления персоналом цеха;

♦ направляет руководству рекомендации по повышению оплаты отдельным служащим;

♦ помогает в проектировании использования площадей и территории вокруг сервисного цеха в целях наиболее продуктивного их применения;

♦ посещает курсы изучения новых моделей, выставки и т. п. для освоения новых машин и технологий;

♦ определяет виды оборудования, необходимого для цеха и направляет рекомендации сервис-менеджеру;


Ежеквартальные задачи:

♦ контролирует работу персонала и обеспечивает обратную связь;

♦ обеспечивает обучение и переподготовку персонала;

♦ оценивает возможности техников и увеличивает их загрузку работой для достижения большей продуктивности и прибыли;

♦ контролирует обеспечение персонала соответствующим инструментом и материалами для ремонта;

♦ обсуждает с сервис-менеджером операции цеха, прибыльность, новые технологии и т. д.


Ежемесячные задачи:

♦ руководит собраниями своего персонала, направленными на постоянное улучшение и инновации в качестве работы и привлечении клиентов;

♦ отслеживает наличие запасов материалов и заказов на ремонт;

♦ готовит месячный прогноз реализации услуг и запасных частей при ремонте;

♦ совместно с техниками регулярно посещает крупных заказчиков в целях изучения изменения их потребностей;

♦ обсуждает с бухгалтерией меры по взысканию просроченных платежей;

♦ участвует в собраниях фирмы;

♦ разрабатывает сервисные рекламные листовки для вручения клиентам.


Еженедельные задачи:

♦ изучает мотивацию отказов изготовителя в удовлетворении претензий и принимает необходимые меры;

♦ руководит контролем качества работ в цехе;

♦ выясняет с диспетчером причины задержек ремонтов;

♦ выборочно проверяет правильность и качество исполнения операций;

♦ координирует графики ремонтов с менеджером службы запчастей, убеждаясь, что необходимые детали имеются в наличии;

♦ координирует планирование работ с приемщиком для обеспечения полного использования рабочего времени;

♦ отслеживает новейшие технологии ремонта автомобилей и обеспечивает их освоение в цехе;

♦ контактирует с поставщиками по вопросам качества поставляемых товаров – оборудования, инструмента, рабочей одежды и т. п.;