Книга Базовая подготовка Спецназа. Экстремальное выживание - читать онлайн бесплатно, автор Алексей Николаевич Ардашев. Cтраница 8
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Базовая подготовка Спецназа. Экстремальное выживание
Базовая подготовка Спецназа. Экстремальное выживание
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Базовая подготовка Спецназа. Экстремальное выживание

Минно-подрывная подготовка

1) Теория минно-подрывного дела.

2) Сведения о ВВ и СВ.

3) Практика минно-подрывной работы.

Радиотехническая подготовка

1) Материальная часть радиосредств.

2) Правила и способы ведения связи.

3) Кодирование и расшифровка передач по специальным таблицам.

Разведывательная подготовка

1) Сведения о противнике, его вооружении, тактике и способах действий, местах базирования.

2) Ориентирование на местности, топография и маскировка.

Профессиональная подготовка

Диверсионно-подрывная подготовка, обучение работе с взрывчатыми веществами, понимание видов и особенностей ВВ, методы установки и обезвреживания взрывных устройств, оценка оптимального места установки.

Работа с рацией, сигналы. Проникновение в заданное место в маскирующей экипировке, а также по воде – с использованием надувных лодок или бревен, пустых бочек в качестве маскирующих средств. Отработка навыков подводного плавания.

В зависимости от роли того или иного подразделения упор делается на действия в городских условиях, диверсионно-подрывной работе, иностранных языках, компьютерах и средствах связи, операциях в подводной среде.

Что должен уметь разведчик

Разведчик должен уметь:

– совершать прыжки с парашютом, десантироваться по канату с зависшего вертолета, управлять дельтапланом, парапланом, катамараном, моторной лодкой;

– в совершенстве знать военную топографию, уметь ориентироваться на любой местности по компасу и карте, по местным предметам, быстро и правильно засекать нужные объекты, указывать координаты разведанного объекта по радио;

– определять по внешнему виду любое оружие вероятного противника, знать его тактико-технические данные, уметь своевременно определять подготовку противника к применению ОМП;

– определять принадлежность личного состава противника по форме одежды и знакам различия, а техники – по опознавательным знакам и внешнему виду, по звукам определять местонахождение, численность и характер действий противника;

– знать тактику действий подразделений вероятного противника, уметь пользоваться его оружием и техникой;

– отлично владеть техникой маскировки и способами бесшумного передвижения на любой местности;

– владеть всеми способами ведения разведки: наблюдением, подслушиванием, засадами, налетами, разведкой боем, умело действовать в дозоре и в охранении;

– скрытно и бесшумно преодолевать инженерные заграждения полевого и городского типа, вброд или на подручных средствах преодолевать водные преграды, хорошо плавать;

– совершать длительные марш-броски пешим порядком и на лыжах, метко стрелять, далеко и точно метать гранату и нож, искусно действовать прикладом и ножом, в совершенстве владеть приемами рукопашного боя;

– знать военную терминологию на языке противника, иметь навыки перевода документов, допроса военнопленных;

– умело применять ВВ и СВ, штатные мины и заряды, находящиеся на вооружении как своих войск, так и противника, уметь изготавливать ВВ из подручных материалов;

– знать и умело применять приборы оптической, радиолокационной, инженерной и химической разведки;

– владеть «военной альпинистикой»;

– владеть умениями и навыками обеспечения жизнедеятельности и выживания в экстремальных условиях;

– уметь работать на переносной радиостанции в телефонном и в телеграфном режиме;

– уметь водить колесную и гусеничную технику как свою, так и противника;

– уметь наводить авиацию на стационарные и движущиеся объекты противника, устанавливать радиомаяки;

– знать систему охраны и обороны объектов противника, контрразведывательные меры, применяемые противником, способы обмана противника для сохранения боеспособности…

Это лишь основные знания, умения и навыки. Да и невозможно предвидеть все, что потребуется от разведчика-диверсанта в глубоком тылу противника. На практике перечисленные знания, умения и навыки распределяются между всеми бойцами РДГ, но в идеале ими должен владеть каждый боец, независимо от того, кто он по своей штатной специальности: подрывник, снайпер и т. п.

А если взять, например, минно-подрывную подготовку? В требованиях по этой дисциплине говорится: умело применять ВВ и СВ, штатные мины и заряды. Это значит, что разведчик должен:

– знать характеристики взрывчатых веществ (ВВ) и средств взрывания (СВ);

– владеть огневым и электрическим способами взрывания;

– уметь готовить заряды и рассчитывать их для подрыва грунта, дерева, кирпича, камня, бетона, железобетона, металла.

Короче говоря, хотя разведчик-диверсант не супермен, он должен знать и уметь многое, главное – как выполнять любые задания и оставаться при этом живым. Чем больше знает и умеет делать каждый боец, тем больше шансов выполнить поставленную РДГ задачу. Великая Отечественная война, Афганистан и Чечня убедительно подтверждают сказанное.

Полковник войск спецназа С.В. Бреславский, многоопытный профессионал специальной разведки, рассказывает: «…В Афганистане я убедился, что, если солдат жалеют на учебных полях, если командиры сами не хотят пробежаться с полной выкладкой, если боевую подготовку заменяют хозяйственными работами, то в экстремальной ситуации доучиваться и наверстывать упущенное поздно, последний «неуд» ставит пуля…»

Отбор кандидатов в разведчики

Воинам, призванным вести разведку в глубоком тылу противника, осуществлять там диверсии, необходимо обладать высоким уровнем физической подготовленности и соответствующими психологическими качествами. Среди физических качеств на первом месте стоит выносливость. Ведь выполнение практически любой боевой задачи требует от разведчиков совершения марш-броска протяженностью до 30–50 километров. Если же объект удалось уничтожить, то уходить от преследования требуется только бегом, не менее чем 10–15 километров в максимальном темпе, не прекращая при этом «работать головой», чтобы «переиграть» противника. Следовательно, предпочтительно отбирать для службы в армейском спецназе ребят, которые занимались видами спорта, развивающими общую и силовую выносливость: плаванием, бегом на длинные и средние дистанции, велоспортом, греблей, лыжами, спортивными играми, борьбой и боксом. К сожалению, не всегда среди призывников (да и среди контрактников тоже) можно найти спортсменов. Поэтому следует рекомендовать использование простейших тестов, проверяющих степень общей и силовой выносливости у мужчин. Ниже приводим российские нормативы двух таких тестов.

Тест на общую выносливость основан на измерении того расстояния, которое пробегает боец за 12 минут:

более 2,8 км – отлично,

2,8–2,4 км – хорошо,

2,4–2,0 км – посредственно,

менее 2,0 км – плохо.

Тест на мышечную работоспособность состоит из четырех упражнений, выполняемых одно за другим без перерыва, по 10 раз каждое:

– отжимания в упоре лежа; из упора присев пробросом ног назад перейти в упор лежа;

– подъем ног из положения лежа на спине; из седа на корточках прыжок вверх с полным выпрямлением ног и туловища, руки за головой). Четыре упражнения вместе составляют одну серию.

7 серий – отлично; 5–6 серий – хорошо; 3–4 серии – посредственно; 1–2 серии – плохо.

Вообще говоря, было бы хорошо, если бы отбором личного состава для службы в разведывательно-диверсионных подразделениях занимались специалисты: психологи, врачи, инструкторы спецподготовки. Они обычно руководствуются в своем выборе следующими четырьмя критериями:

1. Учитывают личное желание молодого солдата служить в специальных войсках (если такого желания нет, то лучше найти кого-нибудь другого);

2. Учитывают физическую пригодность к этой службе (помимо приведенных выше тестов, обязательным является еще и выполнение всех без исключения нормативов военно-спортивного комплекса);

3. Учитывают интеллектуальную пригодность (она выявляется в ходе беседы с глазу на глаз, а также путем проведения простейших психологических тестов на сообразительность, вроде теста Ганса Айзенка, многократно опубликованного на русском языке);

4. Учитывают психологическую совместимость молодого солдата с другими солдатами и сержантами (с этой целью кандидата помещают на 2–3 дня в солдатский коллектив, а потом спрашивают мнение о нем у старослужащих воинов).

Надо сказать, что разведчики могут успешно решать поставленные перед ними задачи только в том случае, если способны самостоятельно принимать решения в соответствии со складывающейся ситуацией. Ведь заранее предусмотреть все возможные случаи нельзя. А офицера может не быть рядом с бойцом в критический момент. Поэтому командир должен учить солдат и сержантов думать своей собственной головой, что для многих и трудно, и непривычно. И еще командир должен быть уверен в своих подчиненных, в их морально-волевых качествах и психологической надежности. Установлено в ходе специальных исследований, что идеальный боец спецподразделений – тот, кто имеет так называемый «пассивно-агрессивный тип» характера: интеллект выше средней нормы хотя бы на 10–15 баллов – склонен к риску (но не к авантюризму); в своих неудачах винит обычно себя, а не «обстоятельства» или других людей; ценит мужскую дружбу; самостоятелен в своих оценках и решениях; умеет быстро перестраивать свое поведение в зависимости от ситуации.

Тем, кто думает, что эти и им подобные качества особого значения не имеют, следует напомнить, что бойцы спецназа действуют в отрыве от своих войск, на вражеской территории, причем не пару часов, а в течение нескольких дней или даже нескольких недель. При этом они постоянно «играют в прятки» с контрразведкой противника и лишены права на ошибку. За ошибки разведчики платят своими жизнями, не считая проваленных заданий, означающих, в конечном счете, множество жизней других военнослужащих. Следовательно, разведчики действительно должны превосходить средний солдатский уровень по всем показателям.

Вот что вспоминает об отборе бойцов в разведывательно-диверсионный отряд Северного флота его командир, дважды Герой Советского Союза капитан 2-го ранга В.Н. Леонов: «…Встал вопрос, кого же брать в отряд? Совершенно четко прояснилось одно – хорошо работать в тылу врага могут люди, обладающие прежде всего сильной волей… Мы брали в отряд только тех, кто понимал, что разведка – это не романтика, а труд. Тяжелый и очень опасный воинский труд… В дальнейшем мы старались понять, зачем человек просится к нам? То ли хочет воевать так, как воюют лучшие разведчики, то ли тянется к славе?»

Командир отдельной гвардейской разведроты, Герой Советского Союза капитан Дмитрий Покрамович решал вопрос отбора следующим образом: «После сорокакилометрового перехода Покрамович вдруг разворачивал роту в цепь, по-пластунски она преодолевала пахоту, затем следовал марш-бросок, потом опять переползание по-пластунски и, когда у разведчиков в залитых потом глазах плыли красные и зеленые круги (казалось, еще метр – и дух вон), тогда следовала резкая, как выстрел, команда: «В одну шеренгу становись!» Разведчики выстраивались лицом к командиру, проводили перекличку по порядку номеров и число, названное последним бойцом, бесповоротно означало списочный состав роты на сегодня. Опоздавшие и отставшие отчислялись немедленно. Никаких объяснений Покрамович не принимал…»

Подготовка спецназа

Руководство русского спецназа считает, что физическая, психологическая и профессиональная подготовка наших бойцов не имеет равных в мире. Подготовка армейского спецназа ведется по специальным методикам, разработанным с учетом особенностей использования каждого отдельного подразделения, с выведением сложности тренировок на уровень психологического и физического предела выживания человека.

Подготовка бойцов делится на две части: базовая и профессиональная.

К базовой подготовке относятся: комплекс обычных физических упражнений на силу, ловкость и выносливость плюс рукопашный бой и самооборона без оружия, навыки выживания в полевых и экстремальных условиях. Альпинистская подготовка, пересечение водного пространства в полной экипировке, все виды стрелкового оружия, а также постановка палаток, рытье укрытий в снегу и в земле, оказание медицинской помощи и спасение в полевых условиях, отъем оружия, методы засад и внезапных атак, действия в горах, в лесу, в воде, в снегу. Плюс десантная подготовка. Лыжная подготовка проводится при любых погодных условиях, в том числе при температуре воздуха ниже 40 градусов. Ориентирование на местности с компасом или без него, чтение карты. Также проводится обучение выживанию, ритму дыхания и движению тела в воде со связанными руками и ногами. В воде необходимо находиться до суток.

Самые престижные курсы подготовки спецназа США

Американские военные известны не только созданием высокоточного суперсовременного оружия. Большое внимание они также уделяют и подготовке солдат, потому как уверены, что, несмотря на всю прогрессивную военную технику, без живой силы на поле боя никак не обойтись. Среди наиболее продвинутых школ и курсов, которые занимаются подготовкой спецназа, можно выделить следующие: школа рейнджеров, базовые курсы морской разведки, квалификационные курсы сил спецназа, курсы подводных диверсантов и курсы спецназовцев подразделения «Дельта». Если говорить о школе рейнджеров, то появились они на американской территории еще в 1756 г. Основателем ее был майор Роджерс из Британии. Основная задача подразделения рейнджеров сводилась к борьбе против индейцев, поскольку регулярные войска были не в состоянии справиться с ними. Современная же история рейнджеров началась в годы Второй мировой войны, когда было сформировано 5 батальонов. На сегодняшний день все рейнджеры сведены в один 75-й полк вооруженных сил США численностью 1830 человек и состоящего из 3 батальонов. Основная задача «черных беретов» заключается в проведении диверсионно-штурмовых мероприятий в ближнем вражеском тылу. Для того чтобы стать рейнджером, необходимо пройти специальные курсы, которые длятся 72 дня. Основная цель курсов заключается в подготовке командира штурмовой команды. Вся программа заключается в проверке силы, выносливости и смелости кандидатов. В ней присутствуют такие элементы, как отжимание от пола, скольжение по канату на установленное расстояние, выполнение более 35 гимнастических скоростных упражнений, спуск по канату с платформы и последующим падением в воду с семиметровой высоты, плавание в снаряжении и обмундировании, преодоление балки, расположенной на высоте 20 метров, спуск по канату со скалы. Кроме того, курсанты должны преодолеть дистанцию 3,2 км (2 мили) менее чем за 12 минут, на протяжении четырех дней совершить такое же количество 10-километровых марш-бросков по пересеченной местности с грузом 18 кг и 20 кг (по два броска). При этом норматив для каждого марш-броска составляет всего 1,5 часа.


Физическая подготовка американских «рейнджеров»


Курс делится на несколько этапов. Первый этап имеет продолжительность 338 часов. На начальном этапе кандидаты проходят начальную подготовку по ориентированию на местности, физической подготовке, работе с радиостанцией, корректировке огня авиации и артиллерии, подрывному делу, оказанию первой помощи. Этап горной подготовки длится 309 часов. Основное внимание в этот период уделяется освоению техники скалолазания и длительным переходам по горной местности. Третий этап длится 376 часов. В это время курсанты учатся ведению боевых действий, обнаружению мест дислокации группировок противника, резервов, ракетно-ядерных средств. На период всего курса военнослужащих разбивают по парам. По мнению специалистов, это должно способствовать успешному преодолению препятствий и создавать дух взаимовыручки. Заканчивается курс сдачей зачетов. Те, кто успешно прошел все испытания (а это, как правило, примерно половина всех кандидатов), получает свидетельство рейнджера и золотисто-желто-черную нашивку с надписью «Ranger», а также черный берет.

Американская морская пехота появилась еще в период борьбы за независимость. В ее составе есть три действующих и одна резервная дивизия. В каждой из трех дивизий существует своя диверсионно-разведывательная группа боевых пловцов, в задачи которой входит проведение скрытого изучения местности перед началом проведения операции. Подготовка разведчика наиболее продолжительная и напряженная. Кандидатом может стать любой морской пехотинец, который служит в морской пехоте не менее 3–5 лет и имеет хорошие характеристики.

На первом этапе отбора кандидаты сдают физический тест: трехмильный кросс, подтягивание, приседания и преодоление полосы препятствий на время, тест по плаванию – в обуви и одежде за 17 минут преодолеть 450 метров, после чего минуту идти по воде с М-16 в руках. Затем кандидаты совершают марш-бросок продолжительностью 2,5 часа с рюкзаком, вес которого составляет 22,5 килограмма. После этого курсанты сдают письменный экзамен на профпригодность и собеседование с ветеранами морской разведки, которые и будут определять, кто годен для службы. Отборочный экзамен проводится один раз в месяц. Как правило, его проходят всего 3–4 человека из 20 желающих. Тех, кому удалось пройти отбор, ждет несколько этапов боевой подготовки, которая длится два года. Индивидуальная подготовка кандидатов продолжается полгода. За этот период курсантов обучают тактике и технике патрулирования, тактическим приемам пехоты, а также они проходят полный курс воздушно-десантной подготовки, занимаются изучением дыхательных аппаратов замкнутого и открытого цикла, проходят курсы поведения в плену и выживания, приобретают навыки правильного поведения во время допросов, организации поведения других пленников с целью противодействия врагу, а кроме того, учатся способам побега и выживания в дикой природе. Также на протяжении двух месяцев проводятся курсы подготовки рейнджеров, следопытов, горных проводников, в рамках которого курсанты приобретают навыки скалолазания и выживания в горной местности в зимний период. Параллельно с этим кандидаты также совершают прыжки с парашютом, проходят медицинскую подготовку, учатся стрельбе. Второй этап длится шесть месяцев. Курсанты осваивают дальнюю радиосвязь, учат азбуку Морзе, спутниковую связь. Затем амфибийная подготовка, в которую входит обучение навыкам ведения гидрографических исследований, отработка высадки из подлодки, находящейся в подводном положении, десантирования. Проводится обучение легководолазной подготовке, наведению авиации, изучение иностранного оружия и стрельба из него, ведется парашютная высотная подготовка с планированием. Данный этап завершается проведением нескольких учений, в ходе которых курсанты демонстрируют приобретенные знания. После этого их распределяют по экспедиционным подразделениям. Они завершают программы подготовки курсов по подрывному делу, по отработке взаимодействия с авиасилами, действий в условиях города. Те подразделения, которые занимаются антитеррористической деятельностью, дополнительно проходят подготовку по освобождению заложников, высадке на корабли с вертолетов. Следующий этап – развертывание боевого подразделения – длится полгода. Команды направляют на стажировку в зону западной части Тихого океана или же в Персидский залив, в зависимости от последующего направления. Учения проводятся в соответствии с планами боевой подготовки данного подразделения.

Интенсивностью подготовки отличаются и силы специального назначения ВС Соединенных Штатов Америки, известных в мире как «зеленые береты». Это элитные подразделения, история которых началась в 1952 г. и которые предназначены для организации и проведения диверсионных, партизанских и террористических операций. Среди основных задач, которые выполняют данные подразделения, можно выделить ведение специальной разведки, организацию борьбы против терроризма, ведение поисково-спасательных операций, участие в гуманитарных и миротворческих операциях, проведение борьбы против наркоторговли, разминирование, а также непосредственное ведение боевых действий. Все военнослужащие, которые хотят попасть в состав подразделения, должны пройти квалификационные курсы сил спецназа, которые проводятся в школе специальных методов ведения войны имени Дж. Кеннеди. Данный курс остается неизменным на протяжении уже десяти лет. Подготовка будущих «зеленых беретов» состоит из трех этапов. На первом этапе проводится оценивание и отбор кандидатов. Возможность поступить в подразделение имеют только те военные, которые служили либо проходят службу и прошли курс молодого бойца. При этом нужно быть готовым к тому, что на любом этапе каждый из кандидатов может быть отчислен и отправлен на прежнее место службы. Кандидаты отбираются при помощи физического и психологического тестирования, поэтому здоровье курсанта должно быть идеальным. В рамках физического тестирования проводятся марш-броски на выносливость и скорость, в полной выкладке и спортивной форме, подтягивания, плавание, приседания, отжимания, преодоление полосы препятствий, прыжки на корточках. Психологическое тестирование включает в себя тесты на определение особенностей характера, скорость оценки обстановки и адаптации к ней, на умственное развитие, грамотность. На этом этапе курсанты также получают базовые знания по топографии, тактике, отработке навыков командования. Весь этап длится 3 недели, и за все это время курсантам запрещено покидать пределы военной базы. Нет у кандидатов и выходных. Второй этап – это основной курс, квалификационный. Курсанты проходят обучение по инженерно-саперной подготовке, военной медицине и оказанию первой помощи, а также средствам связи, изучают вооружение и амуницию. Лекционные и практические занятия чередуются с проведением тренировок по рукопашному бою, стрельбе, выживанию, использованию аквалангов и прыжкам с парашютом. По окончании курса проводятся зачеты и экзамены. Весь второй этап длится примерно полгода. На третьем этапе каждый курсант выбирает себе одну из специализаций. Помимо этого, они также занимаются изучением одного из наиболее распространенных в мире языков или такого, который может им пригодиться в дальнейшей службе. Этот этап может длиться примерно 17–23 недели, зависит это от степени сложности выбранного языка. Вместе с языком, курсанты также изучают культурные традиции страны, язык которой выбрали. По окончании курса все «зеленые береты» распределяются по региональным группам, но обязательно раз в год они проходят сборы, в рамках которых сдают тесты на профессиональную пригодность, а также занимаются изучением новинок военной техники.

Подводные диверсанты военно-морских сил США, или, как их принято называть – «морские котики», наряду со спецподразделением «Дельта» являются основной боевой единицей американской армии. Главная задача данного подразделения заключается в проведении диверсионных и спасательных операций. В настоящее время для тех, кто хочет попасть на службу в элитный отряд пловцов-диверсантов, необходимо пройти специальный курс, который делится на три основных этапа. На первом этапе проходят тренировки по бегу, физическим упражнениям и плаванию. Каждую неделю проводится бег на расстояние в четыре мили на время, курсантам также необходимо преодолеть полосу препятствий, проплыть две мили в ластах. Но все эти четыре недели – всего лишь подготовка к так называемой «неделе ада», пятой неделе, когда испытываются на прочность все физические и психологические силы курсантов. В течение этого времени курсантам приходится преодолевать до 200 миль, проводить в физических упражнениях по 20 часов в сутки. На сон отводится всего лишь 4 часа на пять дней. После такой проверки практически у 90 % кандидатов желание продолжать обучение пропадает. Затем на протяжении трех недель проводится изучение методов и способов проведения гидрографических исследований. Семь недель для солдат проводятся физические тренировки в воде. Большое внимание в это время уделяется овладению легководолазным боевым снаряжением. На протяжении следующих восьми недель ведутся усиленные наземные тренировки, в ходе которых кандидатов учат методам ведения разведки, использованию оружия, подрывным работам. Также продолжаются тренировки в плавании, беге и преодолении препятствий, но время на их преодоление еще более сокращается. Основное внимание на этом этапе уделяется изучению наземной навигации, спуску на канатах с высоты, тактике использования небольших подразделений, устройства подводных и наземных взрывов и использованию оружия.

Усиленная подготовка ведется и в отряде специальных сил «Дельта» – воинском подразделении, которое занимается борьбой с терроризмом, проводит акции прямого действия, а кроме того, проводит секретные операции и освобождает заложников. В подразделение, как правило, набирают кандидатов из армейского спецназа и отряда рейнджеров. Отбор кандидатов проводится по стандартной схеме: все они проходят тестирование по физической подготовке: отжимания, приседания, бег на 3 километра, а также плавание на 100-метровую дистанцию в полном обмундировании. Затем курсантов проверяют на умение ориентироваться на местности. Этот этап состоит из ночного похода на 29 километров с выкладкой весом 19 килограммов. После этого проводится сложное психологическое тестирование. Те, кто успешно прошел отбор, проходят курс обучения оперативников подразделения, который длится шесть месяцев. За это время они изучают методы ведения контрразведывательной деятельности и борьбы с терроризмом. Предусмотрена также основательная огневая подготовка, которая включает в себя несколько этапов. На первом этапе оперативников обучают стрельбе по статичным мишеням с небольшого расстояния. Когда достигается высокая точность попадания, проводится обучение стрельбе по движущимся мишеням. Затем идет курс огневой подготовки, в ходе которого отрабатываются навыки стрельбы в помещении. Сначала все упражнения выполняются индивидуально. После этого в помещении появляются мишени-заложники. На следующем этапе подготовки – инженерно-взрывном – оперативников обучают, как правильно подрывать автомобили, здания, сейфы, изготавливать самодельные взрывные устройства. Тренировки часто объединяются с тренировками других американских спецслужб, – в частности, ФБР и спецназа морской пехоты. Кроме того, в курс подготовки «Дельты» входит обучение снайперскому делу, навыкам конспирации, использования сигналов тревоги, ведения наблюдения, методам защиты важных государственных лиц. Таким образом, анализируя методы подготовки различных подразделений американского спецназа, можно сделать вывод, что все они выполняют схожие задачи, направленные на защиту и сохранение безопасности своего государства и его территории.