С негроидами вовсе полный мрак – кожа разных популяций может быть и темно-фиолетовой, как у инопланетных существ в голливудских мультиках. Дети в Париже, насмотревшись таких мультиков, иногда пугаются негров из Анголы, по большей части совершенно безвредных. А кожа других негроидов может быть лишь не намного темнее кожи южных европейцев, настолько, что по этому признаку трудно различить итальянцев и эфиопов.
Множество популяций людей, обитающих на нашей грешной Земле, разделяются по великому множеству критериев, и намного более надежным, чем «цвет кожи». Тут и форма черепа, и ширина таза, и наследственные заболевания, и особенности физиологии, и даже вкусовые ощущения: то, что кажется европейцу горьким, для некоторых азиатских популяций кажется кислым или пресным, лишенным вкуса.
Причем классификации у всех получаются разные в зависимости от того, по каким критериям выделяется раса. Внутри вида хомо сапиенс выделяют то «два основных расовых ствола», причем что это за «стволы», тоже миллион мнений. То негры и монголоиды оказываются частями одного «расового ствола» и противостоят европеоидам, то европеоиды и монголоиды в качестве единого «ствола» противостоят другому «стволу» – неграм.
А порой насчитывают и 5 «стволов», и даже до 13–15 вполне самостоятельных рас[54].
После Второй мировой войны в США, потом и в Европе даже стали отрицать само существование расы. Одна причина – слишком все запутанно и непонятно, материал плохо укладывается в рамки любой классификации. Вторая причина – «расоведческие исследования в США стали делом не совсем приличным и даже опасным»[55].
Ну, и некоторая неопределенность: кого и по каким критериям относить к той или иной расе? Долгое время было просто: определяли всякого по внешнему типу. Как у Конан-Дойля профессор Челленджер только посмотрел на журналиста Мелоуна и тут же сказал, что он относится к «кельтской расе»[56].
Но если и правда руководствоваться внешностью, то к разным расам частенько можно отнести родных братьев[57]. Несерьезно и ненадежно.
Но тогда как?! И кто к какой расе относится?
К тому же очень не точно само слово «раса». Что такое «раса» с точки зрения биологии? Непонятно. Раса – это подвид или вид?
В биологии вообще-то со времен Карла Линнея считается, что вид – это совокупность особей, которые могут иметь друг с другом плодовитое и жизнеспособное потомство. Род – это совокупность животных, которые могут иметь потомство жизнеспособное, но не плодовитое: как потомки ослов и лошадей, мулы, или дети леопардов и львиц, леопоны.
Накопление опыта показало: иногда потомство дают животные, мало схожие между собой. А представители одного вида между собой размножаться упорно не желают. Скажем, некоторые виды обезьян распадаются на популяции, которые ведут разный образ жизни. Одни активны в сумерках, другие – днем и практически никогда не встречаются. Вид один, а скрещивания нет и быть не может.
А другие виды внешне могут быть совсем не похожи друг на друга: белый медведь совсем не подобен бурому, но эти виды разошлись совсем недавно, считаные тысячи лет тому назад. И в результате белый и бурый медведи дают друг с другом жизнеспособных и плодовитых детенышей.
В наше время можно проверить, насколько далеко разошлись разные организмы и целые популяции: определить, как давно, сколько поколений назад, жил их общий предок. Метод, предложенный английским биохимиком Лайнусом Полингом для аминокислотных замен в белках, был назван «молекулярными часами». Позже скорость хода «молекулярных часов» была установлена по скорости изменения ДНК тех видов, время расхождения которых было известно по ископаемым останкам. Точность этих методов по статистическим причинам не очень высока – ошибка в молекулярных датировках может составлять 20–30 %. Но когда речь идет о событиях, отделенных от нас десятками и сотнями тысяч лет, точность всегда невысока.
«Молекулярные часы» показывают примерное время расхождения между формами жизни, популяциями и видами. Время расхождения чаще всего дает и степень близости популяций. Считается, что если популяции разошлись менее 2–2,5 миллиона лет тому назад – скрещивание возможно[58]. Если принимать всерьез и эти данные, и сведения палеоантропологов, то получается: люди принадлежат к одному виду. Даже подвиды образоваться не успели.
Так что же такое раса?!
Но если в общем и целом все расы свободно скрещиваются со всеми, то какие же биологические реалии стоят за расами?! Ответа на этот вопрос я ни в какой литературе пока что-то не обнаружил. По-видимому, и «большие» и «малые» расы, и все популяции человека различаются на том уровне, который для более примитивных видов просто не очень важен.
Скажем, бурый медведь образует то ли 5, то ли 8, то ли даже 18 подвидов, причем внешне эти подвиды различаются больше, чем пигмеи отличаются от северных европейцев или от австралийцев. Судите сами: рост пигмеев Африки у мужчин составляет 144–150 см и вес – порядка 40–50 кг.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Большой иллюстрированный энциклопедический словарь (авторизованный перевод Philip's Millenium Encyclopedia). М.: Астрель, 2003.
2
Доклад Комитета по ликвидации расовой дискриминации. Пятьдесят восьмая сессия (6–23 марта 2001 года). Пятьдесят девятая сессия (30 июля – 17 августа 2001 года). Организация Объединенных Наций \\ Нью-Йорк, 2001 год.
3
Британцы обвинили нобелевского лауреата в расизме. Lenta.ru. 17.10.2007.
4
Нобелевский лауреат лишен лекции за расистские взгляды. Русская служба Би-би-си. 18.10.2007.
http://lenta.ru/news/2007/10/25/watson/ Обвиненного в расизме нобелевского лауреата с почетом выпроводили на пенсию.
5
Бенуа А. де. Что такое расизм \\ Атеней. № 5. С. 21–26.
6
Доклад Комитета по ликвидации расовой дискриминации. Пятьдесят восьмая сессия (6–23 марта 2001 года). Пятьдесят девятая сессия (30 июля – 17 августа 2001 года) Организация Объединенных Наций \\ Нью-Йорк, 2001 год.
7
Видерсгейм Р. Строение человека со сравнительно-анатомической точки зрения. М., 1900.
8
Бушан Г. Наука о человеке. М., 1911.
9
Жуков Б. С. Происхождение человека. М., 1928.
10
Городцов В. А. Археология. Каменный период. Пг., 1923.
11
Анучин Н. Д. О некоторых аномалиях человеческого черепа и их распространения по расам. М., 1880.
12
Леха В. Человек, его происхождение и эволюционное развитие. М., 1913.
13
Бунак В. В. О гребнях на черепе приматов \\ Русский антропологический журнал. Т. 12. Кн. 3–4. 1922.
14
Видерсгейм Р. Строение человека со сравнительно-анатомической точки зрения. М., 1900.
15
Ветхий Завет. Кемерово: Кемеровского книжное изд-во, 1991.
16
Спивак Д. Л. Метафизика Петербурга: Немецкий дух. СПб: Алетейя, 2003.
17
Вопросы уголовного права и процесса. М., 1980. С. 181.
18
Расизм перед судом христианства \\ Журнал Московской Патриархии 1962. № 3.
19
Протоиерей Сергий Булгаков. Расизм и христианство \\ Христианство и еврейский вопрос. YMCA-Press. Paris, 1991.
20
Сущность этноцентризма и его роль в МКК // Грушевицкая Т. Г., Попков В. Д., Садохин А. П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов (Под ред. А. П. Садохина). М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 352 с.
21
Бергер А., Социальные движения в Древней Спарте. М., 1936.
22
Павсаний. Описание Эллады IV 1, 1–2. М.: АСТ, Ладомир, 2002.
23
Мензис Г. 1421: год, когда Китай открыл мир. М.: Эксмо, 2006.
24
Тысяча и одна ночь. Синдбад-мореход. М.: АСТ, 2008.
25
Гарин-Михайловский Н. Г. Путешествие по Корее, Маньчжурии и Ляодунскому полуострову \\ Гарин-Михайловский Н. Г. Полное собрание сочинений. Том V. Петроград, Изд-во А. Ф. Маркса, 1916.
26
Бич Й. За аравийской чадрой. М.: Географгиз, 1960.
27
Дарвин Ч. Путешествие натуралиста на корабле «Бигль». М.: Мысль, 1976.
28
Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора, 2-е изд. М.: Наука, 2001.
29
Назаретян А. П. Кризисы культуры в контексте глобальной эволюции. М.: ПЕР СЭ, 2002.
30
Жюль Верн. Пять недель на воздушном шаре. Путешествие и открытия трех англичан в Африке. М., 1989.
31
Кабо В. Р. Тасманийцы и тасманийская проблема. М.: Наука, 1975.
32
Мериме П. Таманго \\ Мериме П. Собрание сочинений в 6 томах. Том 1. М.: Правда, 1963.
33
Кларк А. Остров дельфинов. М:, Детгиз, 1966.
34
Большаков А. А. За столпами Геракла. Канарские острова. М.: Наука, 1988.
35
История США. М., 1983. Т. 1.
36
Divine R. A. America past and present. New York, NY, 1995, p. 50.
37
Залесский К. А. Наполеоновские войны 1799–1815. Биографический энциклопедический словарь. М., 2003.
38
Ward G. The rough guide history of the USA. London; New York, 2003.
39
Маль К. М. Гражданская война в США, 1861–1865: Развитие военного искусства и военной техники. М.: ООО «Издательство act»; Минск: Харвест, 2002.
40
Nevins A. The War for the Union. New York, 1959–1971. Т. 1–4.
41
Якуцени С. П., Буровский А. М. Большая война. СПб, 2009.
42
Иванов В. И. Повести древних лет. М. 1958
43
Сенкевич Г. В лесах и в саванне.
44
Буровский А. М. Русская Атлантида. М.: Яуза, 2009.
45
Шегрен Б. Острова среди ветров. М.: Мысль, 1967.
46
Бичер-Стоу Г. Хижина дяди Тома. М.: Детгиз, 1958.
47
Какие они страшные расисты, эти американцы! Как увидят негра – сразу линчуют… Как увидят индейца – сразу открывают огонь. Страшные типы. Я лязгаю зубами и покрываюсь холодным потом.
48
Maggie Montesinos Sale (1997). The slumbering volcano: American slave ship revolts and the production of rebellious masculinity. p. 264. Duke University Press, 1997.
49
Тычинин В. К. К учению о единстве рода человеческого. М.: «Странник», 1915.
50
Лас Касас Б. История Индий. М.: 1970.
51
Геккель Э. Чудеса жизни. СПб, 1908. С. 175.
52
Бюффон Ж. Всеобщая и частная естественная история, ч. 1–10. Т 9. СПб, 1827. С. 370.
53
Crookshank T. G. The Mongol in Our Mids. New York, E. F. Dutton, 1924.
54
Алексеев В. П. Избранное. Т. 2. Антропогеография. М.: Наука, 2007. С. 23.
55
Яблонский Л. Т. Некоторые задачи отечественного расоведения на современном этапе // Наука о человеке и общество: итоги, проблемы, перспективы. М.: 2003.
56
Конан-Дойл А. Затерянный мир. Киев, 1958.
57
Алексеев В. П. Становление человечества // Алексеев В. П. Избранное. Т. 1. Антропогенез – М.: Наука, 2007.
58
Arnold M. L., Mayer A. Natural hybridization in Primates: one evolutionary mechanism \\ Zoology. 2006. 109. P. 261–276.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги