Книга Путь к Богу - читать онлайн бесплатно, автор cвятой праведный Иоанн Кронштадтский
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Путь к Богу
Путь к Богу
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Путь к Богу

Иоанн Кронштадтский, святой праведный

Путь к Богу

Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви № ИС 13-305-04-05

О безрассудной и слепой привязанности людей к временной жизни и пренебрежении к вечной

Сколько раз над тобою и для тебя взошло и зашло солнце на небе или месяц ясный кружился над тобою и чудный лик бесчисленных звезд украшал для тебя твердь небесную, а земля ежегодно весной и летом одевалась в твоих удивленных глазах разнообразною растительною зеленью, цветами и деревья покрывались бесчисленными вкусными плодами? Сколько разнообразных, бесчисленных, одушевленных тварей разных пород видел и видит твой глаз; тварей, наделенных от Творца разными удивительными свойствами? Вдумываешься ли ты в этот дивный порядок мироздания, установленный творческой рукой и видимо, но безгласно научающий тебя порядку в твоей жизни и благодарению и славословию твоего Творца, призвавшего тебя к разумной, деятельной жизни? А не пленяли ли тебя многократно красота и разнообразие всяких тварей одушевленных и неодушевленных на земле: животных, птиц, насекомых и ползающих и особенно разнообразие и множество рас, племен и народов, населяющих земной шар; разнообразие языков и наречий, которыми, как внешней формой, облек Творец незримую, богатую, разнообразную мысль человеческую и посредством которых научил людей понимать друг друга и открывать внутренний духовный мир человеческой мысли, чувства благодарности, удивления, любви, славословия Творцу?!! Почтенный от Творца разумом, свободой, снабженный от Него внутренним и внешним законом, пользуешься ли ты ими к своему истинному благу и славе Творца, пользуешься ли разумом, свободою на добро, совестью и ясными, мудрыми повелениями Творца твоего? А если не пользуешься как должно, то почему? Не грешишь ли ты бессмысленно против себя и против Творца твоего и чего ты достоин за немыелие, невнимание, нерассуждение и неповиновение?



Человек, для кого этот дивный, неизменный чин, порядок природы, чин неба и земли? Это стройное течение солнца, луны и звезд, эти перемены весны, лета, осени и зимы? Для кого это бесконечное разнообразие и изобилие плодов земных с бесчисленными приятными вкусами? Для кого этот свет солнечный, живительно радостный и плодотворный? Для кого этот живительный, часто полный дивных ароматов растительных воздух? Для кого эта стихия водная, утоляющая твою жажду, очищающая твои нечистоты и дивно претворяемая Творцом в бесчисленные соки плодов земных; каплющая обильно на землю для произращения всяких плодов, которым по множеству и разнообразию нет числа, и прекрасных благоухающих цветов, украшающих землю и сады твои? Для кого домашние животные, для кого обилие рыб всяких, великих и малых, птиц пернатых, услаждающих твой слух приятным пением и прославляющих Творца тварей или приготовляемых для утоления твоего голода или алчности в пищу? Для кого металлы, минералы, камни драгоценные? Не для тебя ли, человек, царь тварей земных? Не ты ли пользуешься всем этим богатством природы для пользы, удовольствия, богатства, роскоши? Не для тебя ли весь этот чудный строй природы, этот дивный порядок, эта гармония всего творения? А если для тебя все богатство творения, этот чудный порядок, эта гармония и ты этим пользуешься для своего блага и довольства, то для чего нарушаешь заповеди Творца, данные тебе для твоего блага и блаженства? Для чего нарушаешь чин природы и допускаешь бесчисленные бесчинства в своей жизни, и водворяешь на земле стоны и горе без конца? На то ли ты сотворен? Ведь тебе дан разум, совесть, заповеди Творца, чтобы ты их добровольно исполнял и блаженствовал! Каких казней ты достоин за твои беззакония, за твою неблагодарность, за твое несмыслие, нерадение, леность, злобу! Видишь ты эту чудную гармонию или согласие, порядок тварей великих и малых во всей вселенной, чудный строй всего творения, установленный законами Творца? И ты будь в гармонии, в согласии с вечными, премудрыми и праведными законами всеблагого Творца, предначертанными для тебя прежде твоего сотворения и рода человеческого! Будь в гармонии со своею совестью, с людьми в том, что касается вечных Законов Божиих! И ты будешь блажен здесь и в вечности!



Благодарю Тебя, Господи, верховный, премудрый, прекраснейший, всемогущий Творче и Художниче всех тварей, создавший всех и все с изумительным великолепием и восхитительною красотою, и особенно венец земных тварей – человека, и особенно созданную от ребра! Все создал Ты чисто, прекрасно, благопотребно, неблазненно[1]. Но даруй нам благодать смотреть чисто, неблазненно, безгрешно на все дела Твои и на прекраснейшее дело рук Твоих – человека; любить Тебя, Художника, всем сердцем, к Тебе прилепляться, Тобою восхищаться, Тебя любить всем сердцем, всей душой!



Во всем творении словесном и бессловесном, одушевленном и неодушевленном видна строгая целесообразность, точность, мерность, чистота, совершенство. Через это и достигается благобытие и целость тварей. В человеке эти качества насаждены Творцом с особенным преимуществом, как в разумном венце тварей, которому подчинены все видимые земные твари, и он, как разумное существо, должен особенно охотно, разумно, свободно и усердно подчиняться этим законам Творца для своего благобытия. Потому, человек, будь кроток, смирен, благ, милосерд, сострадателен, послушен, воздержен, целомудрен, терпелив, предан Творцу твари всем существом, постоянно, всю жизнь свою, да наследуешь вечную жизнь с Богом на небесах.



Благодарю Тебя, Господи, что Ты одарил и почтил меня умом и словом, сотворив меня разумным, словесным и свободным существом, самоопределяющимся в жизни и деятельности, способным к возвышенным, святым помыслам и чувствам, оживляющим меня, разумевающим дела Твои, имеющим высокую цель жизни!



Человек – бог и человек – ничто. Я сказал: вы – боги и все – сыны Вышняго (Пс. 81, 6). Если не имею любви, – то я ничто (1 Кор. 13, 2). Бог есть любовь (1 Ин. 4,8). Человек сотворен по образу Божию, с душою, любящею свой Первообраз – Бога и того, кто по образу, – человека. Денница, ставши вольно диаволом – источником злобы и зависти, всякой греховной прелести, извратил любящее существо – человека – через преслушание Богу и уподобил его себе.



Прекрасна, истинно Божественна по началу сотворения была природа человеческая, потом падшая и растленная. Само прекрасное несозданное Слово Божие Ипостасное под конец веков благоволило воспринять на Себя нашу человеческую природу, кроме греха, и обитало между человеками 33 года с половиною, понесло наши немощи, жило на земле, показывая всем пример жития праведного; ходило, проповедовало всем истинное, небесное учение, подвергалось укоризнам, осмеянию, побоям; пострадало, умерло на Кресте и воскресло по человечеству, и опять вознеслось на небеса с плотью одуховленною и бессмертною, и придет опять на землю судить живых и мертвых. С каким же уважением люди должны относиться к своей искупительной от греха, проклятия и смерти природе, освященной и укрепленной, просвещенной, возвышенной и обожженной благодатью Божией, словом Божиим и Таинствами! Как должны мы беречь себя от всякого мирского смешения, всякой скверны (страсти) плоти и духа, в какой святости жить, в какой взаимной любви!



Всегда неотменны и неизменны Божие намерение о тебе, человек, о твоей жизни духовной и телесной и цель, для которой сотворен ты с душой и телом. Помни, для чего тебе даны ум и разум, сердце, воля, память, способность представлять, воображать предметы и лица отсутствующие или моря, озера, реки, долины, города и прочее. Помни, с каким намерением Творец даровал тебе чувства: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание; для чего тебе дал глаза, уста, язык, руки, ноги, детородные члены, из которых даруется разумное бытие существам, тебе подобным. Помни назначение всех внешних и внутренних органов тела человеческого, премудро, целесообразно, неблазненно, чисто, благостно сотворенных, и употребляй все твои способности, все органы и чувства телесные во славу Божию, мудро, целесообразно, в меру, вовремя, чисто, не глумясь, не раздражая их неумеренно, противозаконно, вопреки намерению и воле Создателя Твоего, и за свое разумное устроение земной жизни получишь долголетнюю и благополучную жизнь на земле и вечно блаженную на небесах.



Человеческая душа сотворена по образу и подобию Божию – высочайшая честь и достоинство. Ей были врождены святость и свет, правота, простота, благость, молитва, любовь к Богу пламенная. Бог Сам обитал в первых людях до их постыдного и пагубного падения. Дух Святой украшал их, просвещал, утешал. Через падение душа совершенно изменилась: стала грешна, мрачна, лукава, самолюбива, а не боголюбива, плотоугодлива, горда, зла, завистлива, непослушна, нелюбовна, корыстолюбива, блудлива. Но ей предоставлено покаяние как обольщенной, окраденной от павшего человеко-убийцы-диавола. И она может светло восстать от своего падения благодатью и щедротами Божиими.



Братия и сестры кающиеся! Обращаю ваше внимание на природу и качества нашей души: душа наша есть дух бессмертный, созданный Богом по образу и подобию Его. А Бог есть бесконечная правда, истина и красота несказанная. И душа человеческая должна быть вся праведна, истинна, а не фальшива, не лицемерна; вся прекрасна, как прекрасно Божество, создавшее все твари премудро и прекрасно. Но она крайне обезобразила, растлила себя грехом и предалась смерти временной и вечной, и могла бы и может остаться такою на веки бесконечные, если бы не смиловался над нами Господь, создавший нас, и не спас страстями Своими и смертью Своею, если бы не насадил на земле для просвещения, очищения, освящения и спасения Церковь Свою Святую, дав ей пастырей и все спасительные Таинства, и богослужение, все средства благодатные ко спасению. Мы – члены этой Церкви, мы – словесные овцы этого святого и избранного стада – должны жить сообразно со своим высоким избранием.



Красоту души человеческой составляют: искренняя и истинная вера, молитва, кротость, смирение, незлобие, покорность, послушание, благость, нелицемерность, простота, воздержание, чистота, целомудрие, терпение, охотное служение ближним в правде и истине, любовь и преданность Богу совершенная, самоотверженная. Души праведные просветятся как солнце в Царствии Небесном, столь они будут прекрасны. Читайте жития святых и смотрите, сколь прекрасны были души их. Безобразят и оскверняют душу грехи и страсти: гордость, самомнение, лукавство, самолюбие, саможаление, гнев, злость, раздражительность, зависть, корыстолюбие, земное пристрастие, вещелюбие, честолюбие, невоздержание, чревоугодие, леность, лукавство, неискренность, холодность к Богу и ближним, блудные вожделения и всякое прелюбодеяние.



Душа человека широка и глубока. Глубоко сердце человека более всех и кто исследует его? Оно подобно глубокой реке чистой или нечистой, или глубокому озеру, или гнилому болоту, в котором водятся всякие гады.



Все, что руки Твои создали, Господи, чисто, прекрасно, благопотребно, неблазненно, удобно к употреблению и действию, преднамеренному в мыслях Творца и Зиждителя и Бога нашего, особенно же тело человека – мужчины и женщины – этот дивно прекрасный и чистый храм Божества. Не знаете ли, что тела ваши – храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? (1 Кор. 6, 19). Разве не знаете, что вы храм Божий и Дух Божий живет в вас? (1 Кор. 3, 16). Отчего же человеку представляется оно поводом для соблазнения и возбуждением к греху, особенно тело женщины – эта одушевленная, прекрасная лабораторная храмина, в которой премудростью Творца зачинается и созидается истинно предивный, премудрый и прекрасный организм человеческого тела; храмина, которой все мы обязаны жизнью и нашим телесным храмом, в котором живет бессмертная, разумная душа наша, долженствующая вечно славить своего Творца, дарующего нам бытие разумное и показавшего нам мир Свой – небо и землю – со всем, что на них есть, к славе имени Его Святого; храмина, через которую мы делаем столь много полезного, необходимого и прекрасного в общежитии?!



Враг через развратных людей пускает прелести женские в глаза всех без всякой застенчивости и опаски; женская нагота во всяких обольстительных и причудливых видах печатается во многих журналах. Я сегодня разорвал лист одного журнала, в котором изображена эта соблазнительная нагота. Но разве для соблазнения Господь сотворил столь великолепно тело женщины? Разве она – не наша святыня, хвала и честь? Разве это не наша общечеловеческая слепота? Разве не должны мы благоговеть все перед делами рук Творца – пречистыми делами пречистых рук? Имеем ли мы уважение к себе, к своей личности? Не забываем ли мы, Чьих рук мы дело? Венец Чьего творения и Какого Творца? Святые угодники и угодницы Божии, святые мужи, и жены, и девы всех веков и всех народов, украсившие природу свою добродетельною жизнью и воссиявшие на земле и на небе светлостью и святостью своего жития, – придите, обличите современных легкомысленных, одичавших по причине страстей мужчин и женщин, питающихся своими соблазнами и вожделениями и позорящих человеческую природу! Возвестите им грозный суд Божий за попрание и осквернение своих нерукотворенных храмов и предохраните еще не растленных человеков от угрожающего растления через современную вольную и бесстыдную печать! Виновата среда – домашняя, товарищеская, общественная, – в которой не принято иметь и читать слово Божие, принято чтение только светское, суетное, и разговоры ведутся только светские: кто чем богат, тот тем и делится в беседе.



Все члены человеческого тела, как и всех одушевленных тварей, насажденные по разуму и хотению всеблагого, премудрого, пречистого Художника Господа Бога, – благопотребны и святы, чисты, неблазненны, необходимы к бытию и благобытию людей и животных, а также к украшению и великолепию их.



Вот перед глазами картина с нагими, самыми красивыми женщинами в самых искусительных позах[2]. Плоть страстная волнуется, раздражается сладострастием, разжигается похотью. А духовное мудрование говорит: чего ты, глупая, волнуешься? Успокойся, славь Творца при виде этой чудной красоты, этой дивной пластики человеческого тела. Ведь тут проявились премудрость, благость, красота, величие Художника Творца, Который создал такое тело свято, чисто, благопотребно, неблазненно, нетленно, не для соблазна, а для чистого, праведного, честного, святого употребления и для прославления Творца. Ведь тело женщины – модель художника, для тебя, человек, приготовленная, чтобы по этому художественному, премудрому, прекрасному образцу образовать тебя, блазнящегося[3] – своим же, в существе, телом, потому что в таком теле, как в мастерской художника, выльется или исткется твое же тело, мужчины или женщины. Когда я это сказал сам себе, всякая похоть пропала. Я стал покоен и уже нисколько не соблазнялся нагим телом женщины, а славил Господа, все премудро создавшего.



Какая тесная связь человека, его физической природы со всей видимой природой! Зимой предчувствуются в теле оттепели или морозы, снега и бури, ясные дни и непогода. Перед бурями, снегами болят зубы или голова или в боку чувствуется по временам боль; а весной, летом и осенью – перед ветрами и дождями, особенно северные ветры дают себя чувствовать тяжело. А в погоду тихую, ясную чувствуется хорошо, легко, бодро. Через природу Господь и наказует, и милует нас.



Человек, сотворенный по образу и по подобию Божию, с бессмертной, разумной и свободной душой и возвеличенный безмерно над всеми неразумными тварями, вместе с тем предназначенный к вечному блаженству за соблюдение заповеди Божией и подчинение своей несовершенной, ограниченной воли – бесконечно совершенной, премудрой и небесной воле Божией, по невниманию, самолюбию и неблагодарности пал в грех непослушания, гордости, своеволия, прельстившись запрещенным плодом. С того времени человечество впало в плен первого богоотступника – диавола, который отклонил мысли и сердца людей от Единого Виновника бытия и всех благ – от Бога, обратил помышления и сердца к земным тленным благам, от Бога же созданным в пользу и наслаждение человека, и всеял в сердца их лукавство, неверие, неблагодарность, злобу, зависть, стремление к земному и тленному. Душа человеческая духовна и проста. Она не может работать двум господам: Богу и миру, нетлению и тлению, добру и злу; если любит мир, то враждует на Бога, потому кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу (Иак. 4, 4). Чтобы отвратить человека от любви к Богу, святыне и правде, враг коварно и насильственно устремляет мысли и сердце человека маломыслящего и страстного к миру, к любви земной, нечистой, к земному блеску, к земной, особенно женской, сласти, к земной красоте. Поэтому желающие искренно служить и угодить Богу должны презирать мирские наслаждения, мирское богатство, мирские украшения и все сердце обратить к небесным, горним наслаждениям, к небесной, нетленной красоте, к свету невечернему.



Безмерно драгоценна душа человеческая как созданная по образу и подобию Божию, с неотъемлемым даром разума, свободы и бессмертия, долженствовавшая достигать свободного, твердого стремления к добру и источнику всякого добра, истины и правды – Богу, совершенной Ему преданности и блаженства нескончаемого. Но она не соблюла в целости образа Божия, исказила его и утратила подобие Божие через прелесть греха, самоволие и неповиновение Богу и предалась змию-обольстителю, обезобразившему ее и уподобившему себе. Человек глубоко пал и стал чуждым Богу, Творцу своему, впал в идолопоклонство и во всякие страсти плоти и духа, слился с миром, стал рабом тления и греха, отвратив взоры от неба, для которого предназначен; навел на себя проклятие, всякие болезни, беды, скорби и в конце концов – смерть временную и вечную.



Господь, создавший человека по образу и подобию Своему святым, безгрешным, хотел, чтобы он своим послушанием Творцу и верностью в малом укрепился в добром произволении и достиг совершенства и твердости непоколебимой и стал непреклонным ко греху. Но диавол, возгордившийся против Бога и возмечтавший против Творца своего, сделал участником своей гордости и злобы человеческий род и старается озлобить его и сделать его скверным в помыслах, чувствах, словах и делах, отторгнуть от Бога навеки.



Диавол преследует нас с настойчивостью, постоянством, с насилием всяким видом грехов и помыслами скверными, лукавыми и хульными: и гордостью, и надмением, и озлоблением, и ненавистью к ближнему, или презорством, и гнушением, лукавством, злорадством, завистью, жестокосердием, скупостью и сребролюбием, невоздержанием, пьянством и воровством, подобострастием, потворством и поблажкой грехам, леностью, унынием, неверием, маловерием, ропотом, отчаянием, неверностью, вероломством, изменою, клеветою и лжесвидетельством, поношением и ругательством, сквернословием, кощунством, издевательством. Сколько христианину должно бороться со всеми грехами, возненавидеть их и стараться возлюбить Бога, Которому стал он чуждым через повторение грехов, и возлюбить добродетель, которою прежде пренебрегал, презирал и делающих добро осмеивал! Уклонись от зла и сотвори благо (см. Пс. 33, 15).



Все намерения супостата-врага клонятся к тому, чтобы растлить естество человеческое различными похотями и страстями, осквернить, удалить от Бога – Источника жизни, умертвить и сделать вечной добычей ада, как и сам он сделался его первым насельником. Заметьте, враг растлил человечество еще вначале, перед потопом, всяким блудом, всякими грехами, и Бог навел потоп на землю, чтобы избавить будущее потомство от большого разлияния блуда и всякого греха. Так и ныне диавол растлевает людей преимущественно блудом всяческим.



Святые Божии люди, отвергшись мира и всякого пристрастия, через то поругались миру[4] и миродержцу-диаволу, царствующему в сердцах людей, преданных плоти многострастной и миру прелюбодейному и грешному. Люди совратились с пути, ведущего к царствию вечному, через страсти. Если кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу (Иак. 4,4), – говорит апостол. Во время самой молитвы нашей часто враг низлагает людей помыслами и пожеланиями денег, сластей или почестей мира сего, разбивает молитву и ругается над человеком и Богом.



Диавол старается непрестанно хулить в наших помыслах и в грешных вожделениях все дела Божии – всю жизнь нашу извратить, ниспровергнуть, поставить, так сказать, вверх дном, и все спасительные намерения Божии касательно нас не допустить до исполнения, и вообще всю жизнь нашу растлить, уничижить и сделать бесцельною, скверною, достойною не Творца Бога, а диавола. Какое старание человек должен прилагать о себе и о заповедях Божиих на всякий день и час, чтобы низлагать ухищрения змия-человекоубийцы, чтобы усердно творить волю Божию и достигать своего великого назначения – соединения с Богом через правду и святыню и вечного блаженства! Потому тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их, и, напротив, пространен путь, ведущий в погибель (Мф. 7,13–14). И кто о том из разумных и смысленных не восплачет и не окает жизнь свою? Сколько на земле неправды, жестокосердия, немилосердна, корыстолюбия, гордости, честолюбия, роскоши, тщеславия, презорства, несочувствия к горю, нужде, болезни, несчастью; сколько лукавства, подыскивания под ближнего, чтобы его стереть, уничтожить и стать самим на его место; сколько невоздержания, пьянства, измены семейной, блуда, лихоимства, лукавства, безверия, маловерия, ропота, отчаяния, крайней нищеты и бедности, самоубийств, убийств, хищения, татьбы, междоусобий и всякого греха! Земная жизнь иногда представляется адом. Вот что сделал и делает грех, как пакостят в мире диавол и повинующиеся ему! Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11,12). Ищите же этих усильных искателей! Как их мало, мало!



Лукавый супостат наш ужасно извратил нашу природу через грех, дав человеку свой нечистый ум, нечистое сердце и желания нечистые, и волю лукавую, злую, и очи лукавые, и слух лукавый, и все чувства, и всю душу одел своею нечистою, смрадною одеждою греха. Сколько нужно человеку труда над собою, внимания к себе постоянного, непрестанной молитвы, слез и рыданий самых искренних, и воздыханий из глубины души, и воплей пламенных, чтобы избавиться от такого состояния душевного! А между тем враг всячески старается затмить, ослепить зеницы душевные у человека, чтобы он не видел своего ужасного, плачевного состояния и продолжал беспечно творить всякое беззаконие, в котором человек грешный часто и умирает без покаяния, делаясь, таким образом, добычею врага и вечного огня.



Свойство греха (по намерению диавола) все извращать – понимать, представлять, воображать, предпринимать, говорить и делать превратно, вообще извращать по возможности нравственный порядок или установленные Богом и Всетворцом законы. Так, диавол извратил у людей понятие о Боге и научил их нелепому идолопоклонству, которое до сих пор еще существует у многих народов. Так, он ухитрился через лукавых и гордых людей извратить Богооткровенную веру Христову, породив многие ереси и расколы, разделив христиан на многие несогласные лагери, ненавидящие истинную в мире веру христианскую, православную. И между самими православными произвел и производит маловерие, безверие, расколы и нелепые учения вроде толстовщины, пашковщины, штунды или холодность к вере и Церкви. Он, диавол, извратил понятие о назначении и цели жизни, отвратил взоры многих христиан от неба и вечной жизни и приковал взоры и сердца только к временной, испытательной, приготовительной жизни, которую многие считают единственною, а будущую – как бы несуществующею. А отсюда привязал взоры и сердца людей к временным благам, тленным и скоропреходящим, – к пище, питью, одеянию, к земным отличиям, к богатству тленному, к красоте вещественной, телесной; извратил в человеке назначение и цель пяти чувств телесных: зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания; научил смотреть соблазнительно на органы и члены тела и на чувства; извратил зрение – блазненно и прелюбодейно смотреть на многое; вкус научил чрезмерному лакомству и пьянству или бессмысленному, вредному курению табака; осязание сделал страстным, нечистым, слух приучил нежиться легкими светскими музыкальными звуками, расслабляющими душу; извратил отношения людей друг к другу, сделав многих скупыми относительно ближних, корыстолюбивыми, жестокосердными, блудными, злыми, лукавыми, недоброжелательными, злорадными. А отсюда долг святой всякого христианина – внимать непрестанно своим помыслам, чувствам или обуздывать непрестанно свои суетные и грешные мысли, желания, намерения, обуздывать слух, осязание, вкус, зрение, обоняние, свои страсти и употреблять все свои чувства во славу Божию и во благо себе.