Книга Секс в армии. Сексуальная культура военнослужащих - читать онлайн бесплатно, автор Евгений Августович Кащенко. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Секс в армии. Сексуальная культура военнослужащих
Секс в армии. Сексуальная культура военнослужащих
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Секс в армии. Сексуальная культура военнослужащих

– За женщинами.

Выделение сексуального поведения военнослужащих из всего многообразия половых отношений началось достаточно давно и имеет под собой историческую основу, о которой речь пойдет во второй главе. Здесь же имеет смысл уточнить то, что стоит понимать под их сексуальной культурой. Но сразу отметим тот факт, что она у военнослужащих отличается от окружающих в силу характерных особенностей поведения, специфики деятельности и условий комплектования и службы. Для того чтобы заявить о том, что сексуальная культура военных исключительно своеобразна, необходимо провести сравнительный анализ с другими социальными общностями. Но сегодня такие исследования автору неизвестны.

В Вооруженных Силах Российской Федерации выполняют воинский долг солдаты (матросы) и сержанты (старшины), прапорщики (мичманы) и офицеры, генералы и служащие. И гипотетически каждая из этих категорий личного состава вправе претендовать на собственную субкультуру. Представители различных видов Вооруженных Сил и родов войск, мужчины и женщины, находящиеся на действительной и срочной службе, также имеют свою субкультуру.

Совокупность сексуальных субкультур различных категорий военнослужащих условно можно называть определенной культурой данного социального образования, как самого массового и представительного из перечисленных выше. Поэтому под сексуальной культурой военнослужащих будет называться часть их общей культуры, способ их утверждения в социокультурном окружении посредством полового поведения, направленного на продолжение рода, удовлетворение биосоциальных потребностей, гедонистических, нравственных, эстетических интересов, познавательных, коммуникативных, компенсаторных, созидательных запросов, обусловленных их принадлежностью к армии, с одной стороны, и определенным слоям и субкультурам общества – с другой.

Своеобразие сексуальной культуры данного социального института выражено рядом специфических особенностей, свойственных этой профессиональной общности. Специфика сексуальной культуры военнослужащих выступает ключевым фактором регулирования и формирования сексуального поведения и будет рассмотрена в дальнейшем.

А. Форель, например, утверждал, что военная и морская служба а) поддерживает проституцию в самой грубой, опасной и низкой форме. Одна «солдатская девка» способна заразить целый батальон; б) лишает нормальных половых сношений в армии, ведет к педерастии, онанизму; в) способствует безобразным половым связям солдат, что в большинстве случаев развращает их, и ко времени женитьбы они приобретают дурные привычки, которые привносят в брак с сифилисом и гонореей, производят уродливое потомство.

Сексуальная культура военнослужащих – это то лоно, где пестуются и сохраняются их традиции и в то же время идут постоянные поиски нового, ставятся эксперименты, ломаются привычные стереотипы и стандарты. Она имеет аксеологические характеристики, отличные от характеристик иных социальных формирований и определяющие целый пласт человеческой активности, связанной с взаимоотношениями полов. Многослойность, многомерность, «полифоничность» сексуальной активности, но в то же время относительное единство, определяющее сексуальную культуру как элемент социокультурной системы, делают её исследование весьма не простым делом, сопряженным со многими трудностями.

1.5. Уровни сексуальной культуры военнослужащих

Анализировать состояние сексуальной культуры военнослужащих достаточно сложно, и трудности здесь объективного и субъективного характера. Ни один социологический срез, никакой приемлемый объем научного исследования не дают возможности охватить все её вариации, учесть разнообразие поведения, обусловленного психологическими, физиологическими, социальными и культурными факторами, характеризующими конкретное социальное образование. А субъективный характер трудностей проявляется в том, что военнослужащие мужчины и женщины не любят, да в России это и не принято, искренне рассказывать о своем интимном поведении.

Между тем некоторые составляющие сексуальной культуры конкретных военнослужащих, определяющие её уровень, можно подсчитать: степень сексуальной осведомленности, удовлетворенности половой жизнью, освоения техники любви и ряд элементов комплекса эмоционально-чувственных проявлений оцениваются и сравниваются у различных категорий людей, в том числе и у военных.

У английских ученых М. Яффе и Э. Фенвик была создана оригинальная методика определения сексуального профиля личности20, ряд показателей которого совпадают с составляющими сексуальной культуры, позволяя оценить её уровень. Разработав на основе этих и других методик опросные листы, автор провел исследование некоторых составляющих сексуальной культуры военнослужащих армии России.

В целях обобщения социологических данных и получения наиболее достоверной картины о состоянии сексуальной культуры военнослужащих были определены три степени ее освоения: низкая, средняя и высокая, – а также выявлены ценностные ориентиры, социально-нравственные проблемы и отношение к некоторым аспектам половой жизни.

Определение уровней сексуальной культуры на основании цифровых данных, полученных по результатам социологических опросов и трансформированных под российскую действительность указанной выше методикой, довольно условно. Тем не менее их анализ позволяет сделать вывод о том, что современное состояние, содержание и формы проявления сексуальной культуры военнослужащих неразрывно связаны с целостным миром индивида как личности, а через него – с образом жизни, ценностными ориентирами общества и армейской среды, в которой существует эта личность.

Как показало авторское исследование, наиболее часто встречаемый уровень сексуальной культуры военнослужащих  средний и низкий. Согласно авторской методике21 балльная оценка их сексуальной культуры выглядит как посредственная: средний уровень, но ближе к низкому. Наиболее устойчивый средний уровень – у прапорщиков и мичманов, низкий – у солдат. А у офицеров различных возрастных категорий данные неоднозначны: у молодых лейтенантов – средний (ближе к низкому), у офицеров за 30 лет – устойчивый средний (встречались лишь единицы с высоким уровнем), в возрасте от 40 лет и старше – средний уровень.

Что касается самого содержания сексуальной культуры, то те, кто имеет высокий ее уровень, согласно указанной выше методике, достаточно хорошо осведомлены в вопросах секса и половой физиологии, обладают сильным сексуальным темпераментом, способны расслабиться и естественно реагировать в сексуальной ситуации. Они удовлетворены качеством и частотой сексуальных отношений, весьма чувствительны к физической близости, у них есть постоянная сексуальная партнерша (как правило, жена), они хорошо общаются с ней и уверены в своей половой потенции. Судя по всему, это хорошие мужья (или любовники), имеют терпимое отношение к сексуальному самовыражению. У них, как правило, есть дети, они женаты, имеют высшее образование, опыт регулярной половой жизни и возраст зрелой сексуальности.

Военнослужащие со средним уровнем сексуальной культуры, как правило, менее осведомлены в вопросах секса, степень их сексуального влечения достаточна и не препятствует регулярному половому удовлетворению. Но в силу ряда причин (страх перед сексом, чувство вины, условия жизни, службы и др.) они не в полной мере наслаждаются интимными отношениями. У них есть потребность в половых наслаждениях, но реализована она еще недостаточно. Они иногда скованы в общении с женщинами до застенчивости, им не хватает веры в собственные навыки и умения, что иногда создает впечатление о невысоких сексуальных способностях. У них существуют запреты, влияющие на сексуальную активность, не всегда реализуются возможности и к сексу подход несколько осторожный, хотя и доставляет им определенное удовольствие. Уровень образования колеблется от среднего до академического, возраст – от 18 лет до инволюционного периода (порой включая и его).

У военнослужащих с низким уровнем сексуальной культуры слабые знания вопросов половой жизни, ограниченные навыки и умения, порой невысокий интерес к сексу. У таких военнослужащих низка оценка собственной удовлетворенности, часто отсутствует физическая контактность, вероятно отражающая эмоциональную холодность или недостаточность опыта, что серьезно влияет на умение вступать в близкие отношения. Они часто не умеют ясно выражать свои чувства, а невысокое мнение о собственных половых способностях ограничивает их успех в обществе и удовлетворение от секса. Наличие чрезмерного самомнения или потребность реализовать свою возрастную гиперсексуальность – другая крайность у представителей этой категории: не подкрепленное владением техникой ars amandy или напускное, порой вульгарное сексуальное поведение не обеспечивают им ожидаемого эффекта во взаимоотношениях с женщиной.

Определяя уровень сексуальной культуры как высокий, средний или низкий по отношению друг к другу, военнослужащие в большинстве своем не дают позитивную или негативную оценку собственной сексуальной активности до тех пор, пока общаются с равными себе. В случаях несовпадения уровней возникает потребность в их выравнивании. Причем если низкие значения уровня, например, политической или правовой культуры ведут к существенным социальным просчетам и потому получают соответствующие ценностные оценки, то низкий уровень сексуальной культуры в благополучной для двоих паре к негативным последствиям не ведет. Так как если влюбленным хорошо вместе, супруги живут бок о бок не один десяток лет крепкой семьей, удовлетворенные своей половой жизнью, низкий уровень сексуальной культуры в таких парах не является пороком.

Считается, что каждый ест то, что хочет, никто не заглядывает другому в тарелку, полагая прием пищи делом личным, интимным. Так же и с сексуальной культурой личности – важно, чтобы она была. А какой её уровень – дело каждого, кто любит и хочет быть любимым. Но это касается только индивида или пары, а не социального целого. В процессе социального общения ситуация изменяется: появляется необходимость соответствия партнеру или новым стандартам, возникает потребность развития или совершенствования отношений. Вот тогда речь идет о мерах по повышению уровня сексуальной культуры.

1.6. Социокультурное половое развитие

Изучение сексуальной культуры военнослужащих в процессе институционального анализа в первую очередь отталкивается от сексуальной активности военнослужащих, определенной динамики их полового поведения, которое выражается в таком понятии, как социокультурное половое развитие.

Объектом современной сексопатологии и сексологии является физическое, психическое и половое развитие. Достаточно спорное понятие «половое развитие» акцентирует внимание на сексуальности человека. При этом под категорией «половое (у некоторых авторов – сексуальное) развитие» чаще всего понимается процесс формирования половых признаков человека, определяющих его половую принадлежность. Этот процесс подразумевает как бы две стороны:

а) соматосексуальное развитие индивида, то есть процесс последовательных физиологических, телесных возрастных изменений, связанных с появлением первичных и вторичных половых признаков. В соматосексуальном развитии мужчин и женщин выделяют 6 периодов: внутриутробный, детства, полового созревания (пубертатный), половой зрелости, увядания и старости, – таким образом подчеркивая возрастную динамику;

б) психосексуальное развитие – процесс психологических изменений человека, тесно связанный с общим биологическим развитием организма, в котором усваиваются определенные половые роли и правила сексуального поведения. В психосексуальном развитии тоже выделяются своеобразные «периоды»: пренатальный, парапубертатный, препубертатный, пубертатный, переходный, зрелой сексуальности и инволюционный.

Все исследователи этих процессов отталкиваются от возрастной динамики полового развития. В то же время они отмечают важность социальных факторов, широкую вариативность и множественность типов сексуального поведения, решающее значение половой социализации в ходе социокультурного развития, которое при этом является как бы само собой разумеющимся, но до сего дня не определенным процессом. Между тем социокультурное основание – наиболее значимое для характеристики сексуального поведения военнослужащих, так как социокультурное половое развитие предполагает следующее наполнение:

•социально обусловленный процесс формирования половых ролей, половой идентичности и сексуальной ориентации – социальное развитие мужчин и женщин;

•освоение сексуальной культуры, её норм, установок, правил и ценностей – культурное развитие мужчин и женщин.

Причем культурное развитие в этом случае – закономерное изменение уровня сексуальной культуры, в результате которого появляется её новое качественное состояние. Поэтому половое развитие в контексте социокультурного бытия предполагает: 1) сексуальную активность военнослужащих в рамках установленных и нормализованных отношений с партнерами (партнершами) в окружающей среде; 2) сексуальную активность, связанную с генезисом, изменением или разрывом этих отношений. Эта сторона рассуждений показывает, что поступательное социокультурное половое развитие обусловлено связью времен, диалектической преемственностью сексуальной культуры военнослужащих разных поколений, с одной стороны, и внесением в сферу половой жизни военных культурных инноваций – с другой.

При таком подходе появляется новая дефиниция: социокультурное половое развитие, которое представляет собой детерминированный социальными и культурными факторами процесс утверждения сексуальной культуры индивида, пары (общности).

Наличие определенного уровня сексуальной культуры является как бы некоторым условием для опосредованного или прямого воздействия на военнослужащих в целях дальнейшего совершенствования поведения в процессе социокультурного полового развития. Это совершенствование должно осуществляться как минимум до того уровня, на котором военнослужащие контролируют свое сексуальное поведение и руководят им без постороннего возбуждения. По оценке К. Имелинского, критерием культурного общества является именно такой уровень его представителей22.

1.7. Институционализация сексуальной культуры

Понятие «институционализация» достаточно широко употребляется в последние годы для обозначения соотнесенности определенной деятельности человека с той или иной институциональной системой23, процессом, в ходе которого социальные практики становятся достаточно регулярными и долговременными, так что их можно представить в качестве институтов24. Институционализацией называют процесс формирования, складывания, создания институтов как устойчивых форм организации деятельности людей25 и процесс формирования различных типов социальной практики в качестве социальных институтов26. Неустоявшееся отношение к данному понятию в социологии культуры и отсутствие на сегодняшний день его дефиниции в социокультурной сексологии позволяют автору сделать выбор из имеющихся определений или предложить свое понимание институционализации сексуальной культуры, доказав правомерность предложенного подхода.

Обозначение соотнесенности сексуальной активности человека с той или иной институциональной системой, представляющее понимание автором институционализации, является ограничением явления рамками конкретного социального образования. Это позволяет более достоверно анализировать крупные социокультурные явления, получая представление о более общем через частное.

В силу принадлежности к Вооруженным Силам Российской Федерации и действительной службе в них среди обилия социальных институтов и социально-профессиональных общностей автор остановил свой выбор на военнослужащих Российской армии, на их сексуальной культуре. Аргументом в пользу этого выбора служит и тот факт, что основная масса мужского населения России в соответствии с Конституцией РФ проходила и проходит службу в армии, на флоте и других силовых ведомствах (внутренние, пограничные, строительные войска, Федеральная служба безопасности).

Институционализация сексуальной культуры военнослужащих – процесс утверждения их сексуальной активности в обществе в соответствии с принятыми в данной социально-профессиональной общности устойчивыми ценностями, нормами, правилами и установками полового поведения. Институционализация сексуальной культуры означает замену спонтанной, непредсказуемой половой активности военнослужащих относительно предсказуемым, достаточно упорядоченным и организованным, регулируемым, контролируемым и нормативным поведением путем определения ценностей и норм, закрепления половых ролей и статусов в данном институте.

Институционализацию сексуальной культуры военнослужащих можно рассматривать с двух сторон: с точки зрения содержания она представляет собой совокупность индивидуальных и стандартизированных образцов сексуального поведения военнослужащих; внешне – это совокупность мужчин и женщин (солдат, сержантов, прапорщиков, офицеров и генералов), военных формирований (частей, подразделений, учреждений и пр.) со свойственной им сексуальной культурой.

В то же время институционализация сексуальной культуры военнослужащих может быть исследована и по другим основаниям. Во-первых, как исторический процесс зарождения и становления в Вооруженных Силах данного явления, ретроспективный анализ которого позволяет раскрыть причины и условия возникновения сексуальной культуры в этом социальном институте. Во-вторых, как детерминированная различными факторами одна из сторон функционирования Вооруженных Сил в рамках социальной системы в связи с процессами адаптации военнослужащих к институциональным требованиям в области половых взаимоотношений, в ходе которых происходит освоение ими сексуальной культуры через определенные механизмы, обеспечивающие стабильность и устойчивость социокультурного полового развития общества.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Имелинский К. Психология половой жизни. М.: Медицина, 1973. С. 181.

2

См.: Каган В. Е. Воспитателю о сексологии. М.: Педагогика, 1991. С.6—7.

3

Сосновский А. В. Лики любви. М., 1992. С. 207.

4

См.: Эвола Ю. Метафизика пола. М.: Беловодье, 1996. С. 8—12.

5

См. там же. С. 8—12.

6

См., например: Кон И. Введение в сексологию. М., 1990.С. 329.

7

См., например: Маркарян Э. Очерки теории культуры. Ереван, 1969; Каган М. Человеческая деятельность. М., 1954; Злобин Н. Культура и общественный прогресс. М.,1981; Сапунов Б., Яковлев А. Социальное развитие и культура в условиях зрелого социализма. М.: ВПА, 1978.

8

См.: Огурцов А. П., Юдин Э. Г. Деятельность. //Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 151.

9

См.: Орлова Э. А. Введение в социальную и культурную антропологию. М.: Изд-во МГИК, 1994. С. 19.

10

Библер В. От наукоучения к логике культуры. М., 1991. С. 290.

11

Кон И. С. Введение в сексологию. М.: Медицина, 1990. С.184.

12

Freud S. Instincts and their vicissitudes / Standard Edition… London, 1987. P. 119.

13

Whalen R. E. Sexual motivation // Psychol. Rev. 1966. Vol. 73. P. 151; Gagnon J. H., Simon W. Sexual conduct. The social sources of human sexuality. Chicago, 1973.

14

Он не объясняет, что вкладывает в понятие «сексуальное поведение», подразумевая, наверное, общепринятое представление о «половом поведении» – действиях человека, позволяющих оценить его принадлежность к определенному полу. Поэтому, думается, замена понятия «соответствие потребностям» на «цели сексуального поведения» сыграет в этом случае положительную роль, так как дает возможность охарактеризовать многообразие этих целей. (См.: Кон И. С. Введение в сексологию. С. 184—185).

15

И это далеко не полный перечень того, что некоторые авторы именуют деструктивной культурой, сексуальной антикультурой, которые не следует путать с контркультурой, в широком смысле слова представляющей собой движение в культуре, направленное против господствующей системы ценностей и обладающее потенциалом обновления. А в узком смысле характеризуется рядом устойчивых признаков и установок, по каким-то причинам периодически воспроизводящихся в духовной истории разных народов и цивилизаций. (См.: Султанова М. Л. Концепции контркультуры: (США: 60—80-е гг.): Автореф. дис. … канд. филос. наук. М., 1993.

16

См.: Краффт-Эбинг. Сексуальные катастрофы. Минск, 1994. С. 201.

17

См.: Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М.: «ШКОЛА-ПРЕСС», 1995. С.138—140.

18

Культура и нормы, идеи, разум. Хосе Ортега-и-Гассет в «Восстании масс»// Вопросы философии. 1984. №3.

19

См.: Имелинский К. Сексология и сексопатология. М., 1986; Яффе М., Фенвик Э. Секс в жизни мужчины. М., 1989; Кинесса М. Физиология брака. Саратов, 1991.

20

См.: Яффе М., Фенвик Э. Секс в жизни мужчины.

21

По десятибалльной оценке таких показателей, как техника, широта взглядов, удовлетворенность, чувственность, общительность, средний уровень любого из них – это 5—7 баллов. При анализе этих показателей у военнослужащих преобладали цифры, пограничные с низким уровнем. А в вопросах сексуальной осведомленности показатели были еще ниже.

22

См.: Имелинский К. Сексология и сексопатология. С. 135.

23

См.: Социология: Учебник для высших учебных заведений / Г. А. Осипов, А. В. Кабыща, М. Р. Тульчинский. М.: Наука, 1995. С.184.

24

См.: Аберкромби Н., Хилл С., Гертер Б. Социологический словарь: Пер. с англ. / Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1997. С.107.

25

См.: Тадевосян Э. В. Словарь-справочник по социологии и политологии. М.: Знание, 1996. С.87.

26

Социология: Словарь-справочник. Т.1. Социальная структура и социальные процессы. М.: Наука, 1990. С. 41—42.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги