При сохранении музейного статуса главная колокольня Московского Кремля вернулась «в строй» в 1992 году, когда после многолетнего перерыва впервые зазвучали колокола на кремлевских звонницах.
На колокольне находились 33 колокола. Самый большой из них, «Успенский», весом в четыре тысячи пудов, был перелит в 1819 году из старого колокола, разбившегося в 1812 году при взрыве колокольни французами. Второй по величине колокол – «Ревун», или «Реут». Он весит две тысячи пудов. Третий, «Воскресный», иначе ещё «Семисотенный», весом в семьсот пудов, был отлит в 1704 году.
Самая драматичная судьба оказалась у «Реута». Он был отлит в 1622 году. В 1812 году при взрыве звонницы он упал на груду мусора. Его подняли обратно, но, видимо, у него уже были какие-то повреждения. В 1856 году, во время коронации Александра II, у колокола отломились уши, он рухнул и убил несколько человек. Это была самая настоящая катастрофа. Потом колокол поставили на специальные подставки, потому что уши, на которых он мог бы висеть, были недостаточно прочны. И только в самом конце XIX века его вернули в строй, правда, прикрепили уже не только за четыре сохранившихся уха, но и за болты, пропущенные сквозь отверстия, специально просверленные в так называемой сковороде. И его настолько здорово прикрепили и застраховали, что с 1992 года этот самый благозвучный благовестный колокол в России вновь зазвонил.
Сегодня на звоннице, Филаретовской пристройке и колокольне – 21 колокол. Их звон регулярно сопровождает богослужения в соборах Московского Кремля, общий ансамбль которого и объединяет «Иван Великий».
Патриаршие палаты с церковью Двенадцати Апостолов
Огромное трёхэтажное здание замкнуло с северной стороны ансамбль Соборной площади. Это Патриаршие палаты. Редкий и один из лучших памятников гражданского зодчества Москвы середины XVII века.
В отличие от дворцовых построек предшествующих столетий, состоящих из разнообъёмных, самостоятельно стоящих зданий, Патриаршие палаты выстроены единым архитектурным блоком.
Патриаршие палаты были построены русскими мастерами в 1653–1655 годах для патриарха Никона. Но история палат началась много раньше.
По летописным данным, в первой половине XIV века митрополит Пётр получил от великого князя московского Ивана Калиты для своего двора в Кремле место севернее Успенского собора.
В 1450 году митрополит Иона возвёл на этом месте каменную церковь Ризположения и первую каменную палату в Кремле.
Во время московского пожара 1473 года двор выгорел, и митрополиту Геронтию пришлось отстраивать его заново.
Псковские мастера возвели для митрополита новую церковь Ризположения в 1484–1485 годах. Она и сохраняется до сего дня. Все последующие митрополиты, а с конца XVI века патриархи обустраивали свои владения в Кремле, возводили деревянные и каменные сооружения.
Патриарший двор сгорел в пожаре 1626 года. Патриарх Филарет, отец Михаила Фёдоровича Романова и фактический соправитель царя, восстановил Крестовую и Столовую палаты, срубил деревянные кельи и церкви.
Патриаршие палаты
В 1643 году начался новый этап строительных работ, связанный с именем патриарха Иосифа. Под одной кровлей были возведены Крестовая, Золотая, Келейная и Казенная палаты, а также ряд подсобных помещений. Руководил работами Антипа Константинов, один из строителей Теремного дворца.
Следующий этап в жизни патриаршего двора в Кремле связан с именем патриарха Никона, который был возведён в сан патриарха в 1652 году.
Осенью того же 1652 года начался разбор старых палат, церкви Соловецких чудотворцев и строений на бывшем дворе Бориса Годунова. Эту территорию Никон получил в дар от царя Алексея Михайловича.
К концу 1655 года были выстроены новые палаты и церковь, но ещё три года, вплоть до оставления Никоном кафедры в июле 1658 года, шла отделка помещений.
Первый этаж дворца использовался для хозяйственных нужд и размещения приказов, на третьем – личные покои патриарха.
На втором этаже располагались парадные помещения. Главная среди них – Крестовая, или Мироваренная, палата.
Крестовая палата дворца – это парадный приёмный зал патриарха Никона площадью 280 квадратных метров, перекрытый единым сомкнутым сводом без опор, что было большим новшеством и достижением русской архитектурной практики того времени. Крестовая палата стала образцом для строительства трапезных крупных монастырей, сыграла свою роль в утверждении красоты открытого пространства залов. В этой палате патриарх Никон праздновал своё новоселье, на котором побывал архиепископ Павел Алеппский и оставил восторженное описание.
В палате проходили заседания Священного собора, устраивались пиры в честь царя и иноземных гостей.
Парадные сени были своеобразной прихожей патриаршего дома. Здесь встречали почётных гостей. Отсюда патриарх следовал на Соборную площадь, в Успенский собор. Во время всех торжественных приёмов и выходов в Парадных сенях находились служащие у патриарха дьяки и дворяне.
Последующие патриархи в той или иной степени также достраивали, украшали и перестраивали дворец.
Новое здание Патриарших палат вошло в древний ансамбль Соборной площади. И, видимо, не случайно его южный фасад украсил аркатурный пояс, то есть ряд декоративных ложных арок на фасаде. Этот пояс напоминает аркатуру Успенского и Благовещенского соборов.
Церковь Двенадцати апостолов была личным, домовым храмом русских патриархов. Древний иконостас церкви не сохранился. Ныне существующий иконостас перенесён в храм в 1929 году из Вознесенского собора Московского Кремля. Он датируется концом XVII – началом XVIII столетия.
К 1673 году была заложена одна проездная арка под церковью Двенадцати апостолов, а в самом конце XVII века над зданием появился четвёртый этаж, от которого до наших дней сохранилась так называемая Петровская палатка.
В 1721 году, после упразднения патриаршества и учреждения Святейшего Синода, в здании палат расположилась его Московская контора. Это повлекло за собой значительные изменения в планировке, убранстве палат и их внешнем облике.
В 1918 году Патриаршие палаты как редчайший памятник архитектуры XVII века были переданы музею.
После длительного процесса их научной реставрации зданию Патриарших палат в основных чертах возвращен изначальный облик XVII столетия.
В 1967 году на втором этаже Патриарших палат была открыта первая постоянная экспозиция.
В витринах Парадных сеней, которые стали экспозиционным залом музея, представлены культовые и бытовые вещи, принадлежавшие главам русской церкви XVII века: патриархам Филарету, Иосифу и Никону.
Особое место занимают личные вещи патриарха Никона, в том числе саккос из двухпетельчатого итальянского аксамита, домашний кафтан, сшитый из рытого, двоеморхого бархата итальянской работы, серебряный посох и клобук из итальянской камки, украшенной золотными нитями, драгоценными камнями и жемчугом.
В музейных витринах Крестовой палаты представлены различные по назначению художественные изделия XVII века. Это изделия из меди и олова работы русских и западноевропейских мастеров, русская национальная посуда традиционных форм из драгоценных металлов. Здесь и один из элементов убранства парадных и жилых покоев русской знати – поставец.
В двух самостоятельных витринах расположены ювелирные изделия и часы XVII века. Есть здесь и предметы парадного царского выезда и охоты.
В витринах Трапезной Патриарших палат демонстрируется коллекция художественного шитья России XVII века. Коллекция отражает два основных направления: лицевое и орнаментальное шитьё.
Лицевое шитьё представляют изделия прославленных художественных мастерских: Царицыной, Годуновых, Старицких. Среди изделий большой исторической и художественной ценности – большие воздухи и пелены. Они украшали алтарные преграды или подвешивались под иконы. Здесь же покровцы алтарных престолов и жертвенников, судари и церковные сосуды, плащаницы, надгробные покровы святых.
В отдельной витрине собраны редкие образцы орнаментального шитья: бархатные поручи и оплечье, шёлковый с золотными нитями платок, став для ножей и вилок и изящные женские туфельки.
В помещении церкви Двенадцати апостолов сегодня располагается экспозиция икон XVII века, большая часть которых вышла из мастерских Кремля или украшала кремлёвские соборы. В экспозиции представлены иконы прославленных царских изографов конца XVII века: икона «Фёдор Стратилат» Симона Ушакова, икона «Андрей Первозванный» Фёдора Зубова, икона «Распятие с апостольскими страстями» Фёдора Рожнова и другие.
Царь-пушка и Царь-колокол
И Царь-пушка, и Царь-колокол уже давно стали одними из символов России. Своим видом и размерами они словно бы напоминают о временах, когда на Руси жили и творили удивительные мастера-умельцы, чей талант и золотые руки до сих пор вызывают уважение и восхищение.
Они установлены на Ивановской площади в Кремле.
Ивановская площадь в Кремле – одна из древнейших площадей Москвы. Размеры и облик Ивановской площади складывались на протяжении многих столетий. Но особый колорит ей придали два всемирно известных памятника.
Существует расхожее мнение, что из Царь-пушки не было сделано ни единого выстрела. Но как доказали учёные, выстрел из этой пушки всё же был произведён.
Царь-пушку отлил знаменитый русский мастер Андрей Чохов по приказу царя Фёдора Ивановича. Гигантское орудие весом в 2400 пудов (39 312 кг) отлили в 1586 году на московском Пушечном дворе. Длина Царь-пушки – 5345 мм, внешний диаметр ствола – 1210 мм, а диаметр утолщения у дула – 1350 мм. Орудие украшено поясами рельефов, на правой стороне дульной части – изображение царя Фёдора Ивановича в короне и со скипетром в руке, верхом на коне. На стволе с каждой стороны размещаются по четыре скобы, предназначенные для крепления канатов при перемещении пушки. Выше передней правой скобы над изображением царя вылито: «Божиею милостию царь и великий князь Фёдор Иванович государь и самодержец всея великая Россия».
Документы об испытаниях Царь-пушки или применении её в боевых условиях не сохранились, что дало основание для длительных споров о её назначении. Большинство историков и военных считали, что Царь-пушка – это дробовик, то есть орудие, предназначенное стрелять дробью, которая в XVI–XVII веках состояла из мелких камней.
Царь-пушка
Царь-пушка в XIX и начале ХХ века так и именовалась во всех официальных документах дробовиком.
Тайна Царь-пушки была раскрыта лишь в 1980 году. Тогда пушку отвезли в Серпухов на реставрацию. После того как орудие исследовали специалисты, то стало ясно, что Царь-пушка – это не пушка, а классическая бомбарда! Название «бомбарда» произошло от латинских слов bombus (громовой звук) и arder (гореть). Царь-пушка (бомбарда) была предназначена для стрельбы каменными ядрами. Вес каменного ядра Царь-пушки составлял около 50 пудов (819 кг). А записали Царь-пушку в дробовики потому, что в России все старые орудия, находившиеся в крепостях, за исключением мортир, со временем автоматически перечислялись в дробовики.
Судьба Царь-пушки складывалась так. После того, как Царь-пушку отлили и отделали на Пушечном дворе, её перетащили к Спасскому мосту и уложили на землю. Чтобы передвинуть орудие, к восьми скобам на его стволе привязывали веревки, в эти веревки впрягали одновременно 200 лошадей, и те катили пушку, лежащую на огромных бревнах – катках.
В 1626 году её подняли с земли и установили на бревенчатых срубах, плотно набитых землей. Эти помосты назывались роскаты. Роскат с Царь-пушкой поставили у Лобного места. В 1636 году деревянные роскаты заменили каменными, внутри которых устроили склады и лавки, торговавшие вином.
После «нарвской конфузии», когда царское войско потеряло всю осадную и полковую артиллерию, Пётр I велел срочно лить новые пушки. Необходимую же для этого медь царь решил добыть переплавкой колоколов и старинных пушек. По «именному указу» было «велено перелить в пушечное и мортирное литье» все старинные орудия. Пётр не пощадил самые древние творения московских мастеров-литейщиков. Исключение было сделано лишь для самых крупных орудий. В числе их и оказалась Царь-пушка.
Позднее пушку переместили в Кремль. Сначала она стояла во дворе здания Арсенала, а затем у главных ворот. Мало кто знает, что в 1941 году, во время наступления гитлеровцев на Москву, oбсуждaлся вопрос об испoльзoвaнии пушки при oбoрoне. В 60‑е годы ХХ века, в связи с постройкой Кремлёвского дворца съездов, Царь-пушку переместили на Ивановскую площадь Кремля.
В настоящее время Царь-пушка, являющаяся одним из крупнейших орудий в мире по калибру, находится на чугунном декоративном лафете. Такими же декоративными являются и чугунные ядра, отлитые в 1834 году в Петербурге на чугунолитейном заводе Берда.
Вторым выдающимся произведением русского литейного искусства на Ивановской площади является Царь-колокол. Его значительные размеры, удивительная четкость и красота декора вызывают всеобщее восхищение.
Создание этого произведения явилось закономерным итогом длительного развития бронзолитейного дела – старейшей отрасли русского ремесла.
Техника литья колоколов на протяжении многих столетий определялась общим уровнем развития литейного искусства. Процесс отливки изделия был действительно искусством. Изготовление своеобразно и мощно звучащего колокола всегда становилось большим событием для мастеров литейного дела.
Царь-колокол
Бронзовый гигант возвышается на 6,14 метра, а его диаметр равен 6,6 метра. Вес его составляет 201 тонну 924 килограмма. Он высится на своём каменном постаменте с 1836 года.
История создания колокола началась в 1600 году. Тогда по приказу Бориса Годунова мастер Андрей Чохов отлил 40‑тонный колокол, получивший название Большого Успенского. Но пожар уничтожил деревянную колокольню, в которой он находился. Колокол упал и разбился. Отлить новый, больше и лучше прежнего, распорядился уже царь Алексей Михайлович. Осколки старого колокола собрали, добавили нового металла, и в 1652 году появился второй Царь-колокол. Он весил уже 130 тонн, а его диаметр был 5,4 метра. Но спустя два года этого гиганта разбили при Рождественских звонах.
В 1655 году Александр Григорьев из остатков предыдущего колокола и опять-таки с прибавкой нового металла отлил 160‑тонный Царь-колокол. Только язык его весил четыре тонны. За 10 месяцев его изготовления на колоколе успели выгравировать изображение царя, царицы, патриарха Никона, херувимов. Этот исполин протянул дольше других – до 1701 года. Случился очередной пожар. Огонь не пощадил деревянные постройки Кремля. И шедевр литейного мастерства вновь разбился.
В 1730 году императрица Анна Иоанновна приказала отлить новый колокол «чтобы в нём в отделке было весу 10 000 пуд».
Мастер Иван Фёдорович Моторин, потомственный литейщик, с сыном Михаилом взялись за подготовительные работы. Декоративные украшения на колоколе выполнили скульптор Фёдор Медведев и мастера «пьедестального и формовочного дела» Василий Кобелев и три Петра – Кохтев, Галкин и Серебряков.
Предполагалось, что изготовление закончится в 1733 году, поэтому надпись на колоколе была подготовлена соответствующая. Но проект слишком долго утверждали, затем произошла авария в печах. Только в ноябре 1735 года колокол был отлит.
Ещё два года готовый колокол доводили до полной готовности – заканчивали чеканные работы и украшения. Это и стало причиной очередной беды – не стой он в яме, полной деревянных лесов, может быть, пожар 1737 года и обошёл бы его стороной. Ну, а когда на раскалённый колокол попала вода, он треснул. И повреждённый колокол пролежал в яме почти сто лет. Только в 1836 году Царь-колокол был поднят из литейной ямы и установлен на постамент, выполненный по проекту Августа Августовича (Огюста) Монферрана.
Интересно, что затем не раз поднимался вопрос о ремонте (спайке) колокола. Но в итоге от этого отказались, так как выяснилось, что восстановить нормальное звучание будет невозможно.
Как и Царь-пушка, Царь-колокол стал лишь выдающимся памятником русского литейного искусства минувших веков.
Оружейная палата Московского Кремля
Оружейную палату называют музеем-сокровищницей. Считают подлинным воплощением русской истории в её материальном виде. И считают по праву.
Ни в одном другом музее страны и мира нет таких экспонатов.
Музей-сокровищница – Оружейная палата – является частью комплекса Большого Кремлевского дворца. Она размещается в здании, построенном в 1851 году архитектором Константином Андреевичем Тоном. Новый императорский дворец был построен по инициативе Николая I в 1838–1850 годы на месте древнего великокняжеского дворца Ивана III, а затем возведённом на его основании в ХVIII веке дворца императрицы Елизаветы Петровны.
Дворцовый комплекс, получивший в дальнейшем название Большой Кремлевский дворец, помимо новопостроенного здания императорского дворца, включил в себя часть сохранившихся сооружений конца ХV – ХVII веков, входивших ранее в состав древней великокняжеской, а в последствии царской резиденции. Это Грановитая палата, Золотая Царицына палата, Теремной дворец и дворцовые церкви.
Оружейная палата и примыкающие к ней с севера здания Аппартаментов были построены в 1851 году. Они были соединены воздушным переходом с дворцовым комплексом. Так образовался единый ансамбль Большого Кремлевского дворца, связанного композиционно и стилистически. Оружейная палата изначально предназначалась для хранения и экспонирования сокровищ царской казны. Она сменила старую Оружейную палату и стала одним из первых в России зданий специального музейного назначения.
Оружейная палата – музей-сокровищница
Старая Оружейная палата была построена архитектором Иваном Васильевичем Еготовым в начале XIX века на территории бывшего двора Бориса Годунова. Но её помещения были плохо приспособлены для этих целей. Архитектура новой Оружейной палаты близка Большому Кремлевскому дворцу. Двухэтажное здание поставлено на мощный цоколь переменной высоты. Как и в Кремлевском дворце, второй этаж двухсветный. Главным украшением фасадов являются резные белокаменные колонны с растительным орнаментом.
Неожиданно композиционное решение плана Оружейной палаты. Анфилада выставочных помещений в торцах замыкается полукруглыми залами, а по центру размещается круглый зал, выступающий во двор. Парадный вход с лестницей расположен в восточном торце здания. Ощущение просторности и парадности интерьеров создаёт нетрадиционная система высоких сводчатых перекрытий, опирающихся на изящные колонны.
В музейное собрание вошли драгоценные предметы, которые веками хранились в царской казне и патриаршей ризнице. Часть предметов были выполнены в кремлевских мастерских, а часть получена в дар от посольств иностранных государств. Своим названием музей обязан одному из древнейших кремлевских казнохранилищ.
В Оружейной палате собраны древние государственные регалии, парадная царская одежда и коронационные платья, облачения иерархов Русской православной церкви. Здесь же – крупнейшее собрание золотых и серебряных изделий работы русских мастеров, западноевропейское художественное серебро, памятники оружейного мастерства, собрание экипажей, предметы парадного конского убранства.
В музее представлено около четырёх тысяч памятников декоративно-прикладного искусства России, стран Европы и Востока IV – начала XX века. Их высочайший художественный уровень и особая историко-культурная ценность принесли Оружейной палате Московского Кремля мировую известность.
В первом зале представлена древнейшая часть собрания Оружейной палаты. Исключительную ценность здесь представляют наиболее древние памятники Киева, Чернигова, Рязани, Суздаля, Новгорода и других городов Древней Руси, более древних, чем Москва. Изделия XII столетия говорят о преемственности византийских традиций и высоком уровне русской домонгольской культуры. Уникальными памятниками ювелирного дела являются предметы из кладов, найденных в Киеве, Туле, Старой Рязани. Кладов, подобных «Рязанскому», больше не находили ни в одном городе.
Во втором зале представлены работы лучших мастерских самобытных ювелирных центров XVII – начала XIX века: Сольвычегодска, Костромы, Ярославля, Нижнего Новгорода, Великого Устюга, Тобольска, Вологды. Ювелирное искусство начала XVIII – первой четверти XIX века представлено произведениями мастеров Москвы и Петербурга. Все эти произведения отражают эволюцию художественных стилей от барокко к классицизму. В золотом и серебряном деле XIX – начала XX века видное место занимали крупнейшие российские фирмы Хлебникова, Овчинникова, Курлюкова, Семёнова. И, конечно, фирма Карла Фаберже. Их работы отличают многообразие ювелирных техник и художественное совершенство исполнения.
В третьем зале собрана коллекция европейского и восточного парадного вооружения XV–XIX веков.
В Оружейной палате сформировалась уникальная коллекция русского защитного, холодного и огнестрельного вооружения. Она находится в четвёртом зале. Наиболее ранние, редкие образцы XII–XV столетий практически не имеют аналогов в других музейных собраниях. Здесь же представлены почти все русские императорские ордена XVIII–XIX столетий, начиная от первого российского ордена Святого Андрея Первозванного, учреждённого Петром I, и заканчивая орденами Белого орла и Святого Станислава, введёнными в российскую орденскую систему Николаем I.
Западноевропейское серебро XIII–XIX веков выставлено в витринах пятого зала. Большинство из этих уникальных предметов попало в Россию в качестве посольских даров. Здесь дары Англии, Голландии, Дании, Польши, Швеции.
В витринах шестого зала – драгоценные ткани, лицевое и орнаментальное шитье XIV–XVIII веков, светский костюм в России XVI – начала XX века.
Коллекция древних государственных регалий и предметов придворного церемониала разместилась в седьмом зале.
Уникальную ценность по своей величине и по художественным достоинствам представляет коллекция Конюшенной казны. Разнообразные по технике обработки и орнаменту седла, попоны, паперсти (нагрудный ремень, прикрепленный двумя концами к седлу) заняли своё место в восьмом зале. И неудивительно, что в следующем, девятом, зале представлены экипажи XVI–XVIII веков. Коллекцию экипажей Оружейной палаты называют жемчужиной среди музейных собраний страны и мира.
С 1967 года в здании размещается выставка «Алмазный фонд России». Алмазный фонд России – собрание произведений ювелирного искусства XVIII–XX веков, редких драгоценных камней, самородков золота и платины, представляющих большое историческое, художественное и научное значение, огромную материальную ценность. Это одна из немногих в мире сокровищниц, хранящих уникальные коронные драгоценности. Главной среди ценностей российской сокровищницы по праву считается самая дорогая корона в мире – Большая императорская корона, принадлежавшая Екатерине II, которую украшают почти 5000 бриллиантов и 75 жемчужин.
У истоков образования Алмазного фонда стоял Пётр I. При нём была заложена государственная форма хранения особо ценных и значимых предметов. Согласно утвержденному императором в 1719 году регламенту (уставу) Камер-коллегии они обособлялись «как принадлежащие государству вещи» и хранились в рентерее (казне) – в сундуке за тремя замками.
Сегодня сокровища из «сундука за тремя замками» занимают два этажа Оружейной палаты.
Китай-город
Его не зря называли Великим посадом. Китай-город наряду с Кремлём – древнейший исторический район Москвы. Здесь, в Китай-городе, во все времена кипела жизнь, здесь были главные органы управления государством – приказы, Гостиный двор и Торговые ряды. Здесь работали банки и всевозможные конторы. К ХХ веку это был подлинный деловой центр первопрестольной, в котором располагались крупные оптовые торговцы, работала Биржа.
В советские времена Китай-город стал сосредоточением партийно– государственных бюрократических учреждений, включая комплекс ЦК КПСС.
И сегодня в Китай-городе расположены офисы крупнейших российских и международных корпораций, а также банки, страховые компании и так далее. Здесь же трудится Администрация Президента России.
Интересно, что одно время Великий посад занимал и часть Кремля. Это уже после расширения Кремля при Иване Калите и Дмитрии Донском часть посада была вытеснена с Боровицкого холма. Тогда-то посад разросся на восток и занял почти всю территорию нынешнего Китай-города. Три улицы, образовав своего одра трезубец, стали основными осями Китай-города. Они протянулись от Кремля на восток, к основанию мыса между Москвой-рекой и Неглинной. От Никольских ворот пролегла Никольская, от Спасских – Ильинка, от несуществующих сейчас Константино-Еленинских – Варварка. Названия улицы получили по стоявшим на них монастырям и церквям.