Мы даже писали, используя другой алфавит, на нашем родном языке ладино или идиш (оба представляют собой слияние иврита/арамейского с местными языками), а также на языке наших предков. Короче говоря, мы были опасны, и нам нельзя было доверять. Мифы, которые ранее были созданы Грецией и Римом, только развивались и росли.
Наше нежелание отказаться от нашей культуры и идентичности и ассимилироваться в европейское общество через обращение в христианство все чаще интерпретировалось в зловещем и демоническом свете. Как они могли быть такими невосприимчивыми к разуму? Как они могли отвергнуть «свет» Господа Иисуса Христа? Они, должно быть, злые. Они, должно быть, состоят в союзе с самим сатаной. Они, должно быть, являются его дьявольскими маленькими помощниками, посланными на Землю, чтобы сбить с пути «хороших христиан». Это был прямой и довольно простой путь от антисемитской концептуализации до первого «официального» кровавого навета в Норвиче, Англия.».
Широко распространенным мнением в Европе было мнение об использовании евреями христианской крови в медицинских и иных целях (в частности, в целях предсказания). Характер обвинений евреев являлся мифическим и необоснованным, но очевидно, что они существенным образом повлияли на общества, в которых они произошли, причем как на еврейские, так и на не еврейские.
Из статьи Bloody Libel; or, the Slaughter and Sacralization of Young William of Norwich [52]:
«Евреи в христианской Европе средневековья могли быть идеальной мишенью для очернительства. Считалось, что они держатся отдельно от почти каждого сообщества, в котором они поселились; они были буквально «другими» в своей особой одежде, которая в последующие годы была наложена на них по указу папы, и их якобы узнаваемыми физическими характеристиками, которые, по слухам, часто преувеличивались из-за жестокости или страха, включая неприятный запах и дьявольские черты лица. Их изображение в Новом Завете и католических традициях как предателей и убийц Христа – повествование оживает каждую Пасху – определенно выделяло их для преследований и резни во время крестовых походов, когда некоторые крестоносцы считали, что убийство еврея освобождает их от всех грехов. И когда единственной альтернативой было принудительное преобразование,
Учитывая долгую историю антииудаизма и антисемитизма, которая уходит корнями гораздо дальше, чем крестовые походы, неудивительно, когда можно услышать диковинные оправдания, которые выдвигались в разное время, чтобы оправдать зверства, совершенные против них: например, откровенно абсурдное обвинение в попустительстве осквернения хозяина. Этот нелепый миф утверждал, что евреи настолько ненавидели Иисуса Христа, что сговорились украсть освященные облатки из церквей, чтобы нанести им физический вред, нанеся им удар.»,
В 2000-х годах польской группой антропологов и социологов исследовалась распространенность мифа о кровавом навете в Сандомире, где изображающая кровавый навет картина украшает собор, исследование обнаружило, что верования в этот миф сохраняются среди некоторых православных и католиков.
В статье «Польша-2. Сандомир. Часть вторая – «кровавый навет» ее автор Наталия Курнант (nantik7) пишет следующее [7]:
Польша-2. Сандомир. Часть вторая – «кровавый навет». nantik7 – 12.01.2017». Источник: https://yablor.ru/blogs/4-polsha-2-sandomir-chast-vtoraya-k/5977274
«Страшная история произошла в Сандомире в апреле 1698 года. Тело двухлетней девочки нашли в кладбищенской часовне или, по другим источникам, во дворе председателя еврейской общины Александра Берека. Мать девочки призвали, обвинили в неподобающем захоронении, удостоверились с её слов, что ребенок умер от болезни.
Был суд, на котором её пожурили и отпустили. Все это, совокупно с подробным описанием пыток, было рассказано кс. Стефаном Жуховским, в книге «Ogłós procesów kriminalnych na Żydów o rozne excessy, takze morderstwo dzieci osobliwie, w Sandomierze r. 1698 poswiadczone». По сведениям Жуховского, первоначальный осмотр тела ребенка показал, что девочка Милегжена умерла естественною смертью, это на суде было подтверждено под присягой матерью ребенка. Однако краковский епископ не был доволен исходом дела и приказал повторно допросить мать, уже с применением пыток. Понятное дело, мать тут же призналась, что мертвое тело ребенка отдала во вторник на Страстной неделе еврею Береку.
Тот доказал с помощью свидетелей, что во вторник его не было в городе, но мать заявила, что ошиблась под влиянием колдовства, что девочку она передала в четверг, причем живой, а получила назад изувеченный труп. Показания матери не выдерживали никакой критики, были полны бреда и прямых несоответствий. Тогда трибунал Люблина, дабы устранить несоответствия, принял яркое решение: больше пыток. Берек, однако, несмотря на длительные и жестокие пытки, отказался признаться в содеянном. Это не помешало чудовищным образом казнить обоих. В 1710 году, через 12 лет, в Сандомире нашли тело ещё одного ребенка, мальчика Ежи. Местный раввин был обвинен в его смерти. Трое евреев казнили за соучастие, а сам раввин умер в ходе судебного разбирательства. Обращаю внимание на то, что на дворе начало 18 века, не глухое средневековье!
Католическая церковь решила увековечить «ритуальные убийства»: была заказана большая картина (кисти итальянца Карла де Прево), которая представляет сцену продажи девочки матерью евреям и совершения убийства путем обескровливания в бочке на подкладке с гвоздями. Затем собаке скормили остатки тела. В общем, жуть кромешная.
Католическая церковь решила увековечить «ритуальные убийства»: была заказана большая картина (кисти итальянца Карла де Прево), которая представляет сцену продажи девочки матерью и совершения убийства путем обескровливания – в бочке на подкладке с гвоздями. Затем собаке скормили остатки тела. В общем, жуть кромешная. Чтобы были понятны размеры картины, висящей в огромном Кафедральном соборе города, наполненного туристами, показываю фото издалека. В оправдание картины деятели Церкви приводят аргумент: она лишь одна из серии, цикла изображений, посвященных мучениям христиан от рук иноверцев. Однако если остальные полотна все-таки имеют под собой хоть какую-то историческую основу, то эта, про «кровавый навет» – исключительно миф. Вообще-то другие картины из этой серии – тоже жуткий трэш».
«Кровавый навет» имеет особое болезненное значение для еврейского народа
В статье Рик Рохас «Blood libel’ has particular, painful meaning to Jewish people» написано следующее [9]:
Картина кровавого навета в Сандомирском соборе. Источник: https://yablor.ru/blogs/4-polsha-2-sandomir-chast-vtoraya-k/5977274
«Сказав, что ее критики сфабриковали «кровавый навет», Сара Пэйлин использовала фразу, связанную с ложными обвинениями, выдвигавшимися на протяжении веков против евреев, часто для того, чтобы очернить их как детоубийц, жаждущих крови христианских детей. Кровавый навет был центральной басней антисемитизма, в которой евреев обвиняли в использовании крови нееврейских детей в лечебных целях или при изготовлении мацы, пресного хлеба, который традиционно едят на Пасху.
Распространение кровавого навета восходит к Средневековью – и, возможно, раньше – и эти обвинения столь же долго приводили к массовым убийствам еврейских общин.
Термин «кровавый навет» обладает особой силой в еврейской общине, хотя и приобрел другие оттенки по значению.
Абрахам Фоксман, национальный директор Антидиффамационной лиги, заявил в среду, что «хотя термин» кровавый навет стал частью английского языка для обозначения кого-то, кого ложно обвиняют, мы бы хотели, чтобы Пэйлин использовала другую фразу вместо столь опасной – с болью в еврейской истории».
Одна из первых записанных трагедий, приписываемых кровавому навету, произошла в 12 веке, когда мальчик по имени Уильям из Норвича, Англия, был найден мертвым с ножевыми ранениями. Местных евреев обвинили в ритуальном убийстве ребенка, и, согласно нескольким историческим историям о религии, большая часть еврейского населения была впоследствии уничтожена. Подобные обвинения продолжались веками, и евреев часто обвиняли в нераскрытых убийствах детей. Многие из умерших детей считались мучениками; некоторые были возведены в сан католических или православных церквей. Обвинения по типу кровавого навета распространялись во время Холокоста и сохраняются по сей день».
В статье Blood Libel (Хаим Гилель Бен-Сассон/Дина Порат (2- е изд.) написано [30]:
Карта с указанием мест и периодов кровавых наветов. Источник: https://www.jewishvirtuallibrary.org/blood-libel?
«Кровавый навет в различных формах и рассказах, с которыми он был связан, является одним из самых ужасных проявлений сочетания человеческой жестокости и доверчивости. Никакие психологические или социологические исследования не могут передать, до какой глубины опустились многочисленные умышленные подстрекатели таких клевет и наиболее многочисленные пропагандисты этой фантасмагории. Это привело к пыткам, убийствам, изгнанию и страданиям от оскорблений бесчисленных евреев. Однако темные призраки, которые он породил, оказали еще более вредное воздействие на умы христиан.
В наше время Ашад Ха-Ам нашел «некоторое утешение» в существовании кровавого навета, поскольку он мог служить духовной защитой от влияния на еврейскую самооценку консенсуса враждебного мнения.. «Это обвинение – единичный случай, когда всеобщее признание идеи о нас самих не заставляет нас сомневаться в том, что весь мир может быть неправ, а мы правы, потому что оно основано на абсолютной лжи и даже не поддерживается никакими ложными выводами от частного к универсальному.
Каждый еврей, выросший среди евреев, знает неоспоримый факт, что на всем протяжении еврейства нет ни одного человека, который пьет человеческую кровь в религиозных целях…. «Но, – спросите вы, – возможно ли, что все могут ошибаться, а евреи правы?» Да, это возможно: обвинение в крови доказывает, что это возможно. Вот видишь.»
II История: до времен ренессанса и барокко (Англия и континентальная Европа)
Самые ранние версии обвинений евреев заключались в том, что будто бы евреи распинали христианских детей на еврейскую Пасху/Пейсах из-за необходимости пророчества. В этих версиях не имеется каких-либо упоминаний об использовании крови в пресном еврейском хлебе (в маце), которое в более позднее время станет основным мотивом «преступления».
2.1 Возможные предшественники. Первый и последующие наветы в Англии
Возможные предшественники
Самый ранний известный пример навета – это пример некого Демокрита (не философа), упоминаемого в Суда (Suda – византийский энциклопедический словарь), утверждавшего, что «каждые 7 лет евреи захватывают незнакомца, приводят его в Иерусалимский храм, и превращают в итоге в жертву, разрезая его плоть на куски.
Греко-египетский автор Апион утверждал, будто бы евреи приносили в жертву греков в своем храме. Данное обвинение стало известно из опровержения его Иосифом Флавием в источнике под названием «Против Апиона».
По утверждению Апиона, Антиохом Епифаном, вошедшим в храм в городе Иерусалиме, был обнаружен плененный грек, сказавший ему, что он откармливается для жертвоприношения. Апион утверждал, что евреи ежегодно приносили в жертву грека и съедали его плоть, клянясь при этом в том, что греки им ненавистны. Заявления Апиона, скорее всего, являются повторением идей, уже находившихся в обращении, поскольку подобное утверждали в I веке до н. э. Посидоний и Аполлоний Молон.
Посидоний. Источник: https://www.encyclopedie-environnement.org/en/water/the-tides/
Что касается другого примера, он имеет отношение к умерщвлению якобы группой представителей еврейской молодежи христианского мальчика. Как было сообщено Сократом Схоластиком (V век), ряд нетрезвых евреев будто бы привязали христианского ребенка к кресту, допустили издевательство над смертью Христа, бичуя мальчика вплоть до наступления его смерти.
Статья Blood Libel (Хаим Гилель Бен-Сассон / Дина Порат (2- е изд.) [30]:
«Кровавые жертвоприношения, практикуемые многими языческими религиями, прямо запрещены Торой. Закон засолки мяса (meli? ah) предназначен для предотвращения попадания в пищу наименьшей капли крови, которого можно избежать. Однако языческое непонимание еврейского монотеистического культа, лишенного привычных изображений и статуй, привело к обвинениям в ритуальном убийстве.
Во времена напряженности между эллинизмом и иудаизмом утверждалось, что евреи похитили греческого иностранца, откармливали его в течение года, а затем отправили в лес, где его убили, принеся в жертву его тело по обычному ритуалу, вкушали его плоть давая клятву враждебности грекам. Это было сказано, согласно Апиону, царю Антиоху Епифану предполагаемой греческой жертвой, которая была найдена в еврейском храме откормленной евреями для этой жертвоприношения и была спасена царем (Иос., Апион, 2:89—102).
Некоторые подозревают, что подобные истории были распространены намеренно в качестве пропаганды Антиоха Епифана, чтобы оправдать его осквернение Храма. Какова бы ни была непосредственная причина, эта история-результат подозрительности к евреям и непонимания их религии. Стать жертвами этого обвинения было также судьбой других непонятых религиозных меньшинств. Во втором веке н. э. отец Церкви Тертуллиан жаловался: «Говорят, что мы самые преступные из людей, из-за нашего сакраментального убийства младенцев и связанного с этим поедания младенцев». Он жаловался, что судебные пытки применялись к ранним христианам из-за этого обвинения, поскольку «из нас следует… выжимать [всякий раз, когда выдвигается это ложное обвинение], сколько убитых младенцев каждый из нас попробовал.… О! слава тому судье, который вывел на чистую воду какого-то христианина, съевшего на сегодняшний день сотню младенцев!»
Крестоносцы. Источник: https://www.goodfon.ru/download/rytsari-srednevekove-dukhovno-rytsarskii-orden-tampliery-mec/3948x2972/
В 1993-м г. профессором Еврейского университета в Иерусалиме Исраэлем Якобом Ювалем была опубликована статья, в которой содержалось предположение о возникновении кровавого навета в двенадцатом столетии. Навет произошел по причине существования взглядов христиан на поведение евреев во время Первого крестового похода. Евреи не желали принудительно обращаться в другую веру. Некоторые из них предпочли убить самих себя и собственных детей.
В начале 2000-х годов среди ученых возник спор о том, начался ли кровавый навет в средние века после того, как еврейские родители принесли в жертву своих еврейских детей во время набегов крестоносцев на еврейские общины, вставших на пути евреев к Святой Земле.
О крестовых походах написано в статье Medieval antisemitism написано следующее [24]:
«Крестовые походы были серией религиозных войн в средневековый период. В основном они были между христианами и мусульманами. Обе стороны боролись за контроль над священными, религиозными землями на Ближнем Востоке. В 1095 году новоизбранный папа Урбан II призвал своих последователей освободить Иерусалим, святую землю, от мусульманских неверующих.
Хотя в этом призыве евреи прямо не упоминались, некоторые христиане вели свои собственные крестовые походы. Их цель состояла в том, чтобы уничтожить всех врагов и неверующих представителей христианства, а не только тех, кто был в Иерусалиме. Последствия для евреев были разрушительными. Тысячи людей стали мишенью крестоносцев в Рейнской области в Германии в 1096 году. Крестоносцы стремились полностью уничтожить еврейское население, либо обращая их в христианство, либо, если они отказались, убивая их. Это жестокое нападение было лишь одним из примеров антисемитизма, который был широко распространен во время крестовых походов».
Юваль подверг исследованию христианские сообщения об этих событиях и заявил, что они являются сильно искаженными, поскольку христиане утверждали, что, если евреи могли убивать своих собственных детей, они были способны также убивать детей христиан. Это совершенно несопоставимые вещи.
Юваль отверг христианскую историю о кровавых ритуалах евреев, считая некоторых христиан большими фантазерами и выдумщиками. Их обвинения не могут быть правдивыми хотя бы по причине шаткости существования в христианской Европе еврейского меньшинства.
Иллюстрация на полях из Рочестерских хроник (Британская библиотека, Коттон Неро Д. II.), Лист 183v Антисемитизм в средневековом искусстве. Источник: https://medium.com/the-christ-church-heritage-a-to-z/j-is-for-jewry-682baec8da11
Ненависть порождают стереотипы и мифы (статья The Power of a Lie: The History of the Blood Libel [6]) :
«Ненависть коренится в стереотипах и мифах. Ложь сохраняется, несмотря на попытки исправить положение. Мы собираемся исследовать один из самых сильных и пагубных видов лжи – кровавый навет. Это ложное заявление о том, что евреи участвуют в ритуальных убийствах, то есть в убийствах, санкционированных религией. Он восходит к Англии 12 века. В 1100-х годах многие христиане были возмущены тем, что евреи отказались принять христианство. Они видели отказ евреев как умышленное и упорное отрицание того, что они считали истиной Бога. Они выражали свой гнев в словах и образах, которые дегуманизировали и демонизировали евреев. Именно в этой напряженной атмосфере некоторые христиане начали обвинять евреев в ритуальных убийствах. Обвинение прозвучало в то время, когда жизнь в Европе была нестабильной. И, как и в другие времена сильного страха и беспокойства, многим людям было слишком легко винить их, людей, которые другие, не похожие на христиан».
Первый навет в Англии
Распятие Вильгельма Норвичского, изображенное на решетке в церкви Святой Троицы, Лоддон, Норфолк.
Год 1144-й явился годом ложного обвинения евреев Норвича (или Нориджа. Но́ридж, Но́рвич – город на реке Уэнсум в Восточной Англии, расположение которого – примерно в 165 км к северо-востоку от города Лондона) в ритуальном убийстве христианского мальчика, Уильяма (или Вильяма) Норвичского.
Агиографом Уильяма, Томасом Монмутским, было допущено ложное утверждение о существовании ежегодного международного совета евреев, на котором евреями якобы осуществляется выбор страны, в которой во время Пейсаха будет ритуально убит христианский ребенок. Это якобы происходит из-за еврейского пророчества, которое гласит, что убийство одного христианского ребенка в год является гарантией того, что евреи возвратятся на Святую Землю.
В 1144-м г. будто бы выбор пал на Англию, и лидеры еврейской общины дали евреям Норвича добро на совершение убийства. Евреи якобы пошли на похищение и распятие Уильяма.
Произошло превращение легенды в культ: было обеспечено получение Уильямом статуса мученика, а местная церковь получала от паломников подношения.
Святая Агата, держащая щипцы, Святой Уильям Нориджский держит в правой руке гвозди
Фото: Панель с алтарной перегородки, 1450 – 1470 / Музей Виктории и Альберта. Источник: https://meduza.io/feature/2016/02/01/krovavyy-malchik-uilyam
Причина этого кровавого навета была объяснена в работе Роуз (статья Юлии Штутиной «Кровавый мальчик Уильям. Историку Средневековья удалось обнаружить исток важнейшего антисемитского мифа» [5]:
«Работа Роуз (E.M. Rose) называется «Убийство Уильяма Нориджского: происхождение кровавого навета в средневековой Европе» («The Murder of William of Norwich: The Origins of the Blood Libel in Medieval Europe»). Небольшая книга – 240 страниц текста плюс 160 страниц комментариев и библиографии – вышла в издательстве Oxford University Press. Необходимо оговориться, что Эмили Роуз – не первая, кто предположил, что совершенное в 1144 году в городе Норидж преступление стало краеугольным камнем в мифе об убийстве евреями христианских детей; однако именно Роуз нашла документы, которые обнаруживают прозаические мотивы для создания такого сюжета.
Исследовательнице удалось убедительно ответить на вопрос «Кому выгодно?»: оказывается, эта история помогла оправдать барона, виновного в убийстве богатого еврея, и существенно укрепила авторитет местной церкви. Но главное, что из практических шагов, предпринятых для достижения краткосрочных целей в конкретной местности, сложился универсальный механизм клеветы и манипуляции, который применялся не только в Западной Европе, но в Центральной и Восточной, включая Россию, а заодно в Передней Азии и на Ближнем Востоке. История Уильяма Нориджского (Вильяма Норвичского) стала одним из главных источников панъевропейского антисемитизма».
Современные оценки (согласно Википедии) [17]:
«Обвинение евреев в ритуальном убийстве Вильяма считается первым «кровавым наветом» в истории Европы. Учёные полагают, что появление легенды о Вильяме Норвичском было связано с религиозными настроениями первых Крестовых походов, с их акцентом на распятии Христа и антиеврейской идеологией. Так, историк Джереми Коэн отмечает, что описание Томасом Монмутским сцены пыток и убийства мальчика целенаправленно создает параллели с распятием Христа. Эта история стала моделью для обвинений в будущем. Любое убийство, в котором могли заподозрить еврея, становилось не простым, а ритуальным. Оно встраивалось в цепочку аналогичных обвинений и было коллективным: «виновны все евреи».
В дальнейшем легенда о Вильяме получила широкое распространение. Так, в Англии с 1144 года до изгнания оттуда евреев в 1290 году известно по крайней мере 14 наветов. Затем через Францию навет распространился и на остальную средневековую Европу. Обвинение евреев в этом убийстве на протяжении сотен лет поддерживало антисемитизм. Современные ученые считают, что Вильям, скорее всего, был реальной фигурой, что он действительно был найден мёртвым и умер насильственной смертью. Всё остальное – предмет домыслов и спекуляций. Католическая церковь после Второго Ватиканского собора признала обвинения евреев в ритуальных преступлениях клеветой, и позже её епархии исключили из списков святых несколько местночтимых имен, которые считались подобными жертвами.
Александр Мень утверждает, что в их число вошёл также Вильям. Католическая энциклопедия называет обвинение евреев в ритуальном убийстве Вильяма ложью – одной из самых заметных и катастрофических в истории».
Статья Blood Libel, Хаим Гилель Бен-Сассон/Дина Порат (2- е изд.) [30]:
Кровавый миф. неизвестный художник. Источник: https://regnum.ru/pictures/2408464/3.html
«В первом отдельном случае кровавого навета против евреев в средние века, в Норвиче в 1144 году, утверждалось, что евреи «купили христианского ребенка [мальчика- мученика]. перед Пасхой и истязали его всеми мучениями, которыми был замучен наш Господь, и в Великую пятницу повесили его на кресте из-за ненависти к нашему Господу». Мотив пыток и убийств христианских детей в подражание страстям Иисуса сохранялся с небольшими вариациями на протяжении 12-го века (Глостер, Англия, 1168, Блуа, Франция, 1171; Сарагосы, Испания, 1182), и был повторен во многих наветах в 13 – м веке».
Последующие обвинения в Англии
Изображение кровавого навета. Источники: pinimg.com и https://diletant.media/articles/34628828/
После первого обвинения последовали другие. Они произошли в 1168-м году в Глостере, в 1181-м г. в Бери-Сент-Эдмундсе, в 1183-м году – в Бристоле.
Год 1189-й явился годом нападения толпы на еврейскую делегацию, которая присутствовала на коронации Ричарда Львиное сердце. Вскорости после этого массовые убийства евреев произошли в Лондоне и Йорке.