Книга Рациональное и идеологическое мышление - читать онлайн бесплатно, автор Георгий Антонюк. Cтраница 30
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Рациональное и идеологическое мышление
Рациональное и идеологическое мышление
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Рациональное и идеологическое мышление

Рациональное мышление способно создать понятие бесконечного предмета не путем исследования реальности, а с помощью формально-логических операций лишь как формально-логическую противоположность содержательному понятию конечного предмета безотносительно к соотнесению его с реальностью. Это бессодержательное понятие бесконечного как антиконечного. Созданное рациональным мышлением формально-логическим путем рациональное бессодержательное понятие бесконечного как антиконечного невозможно наполнить рациональными средствами содержанием с помощью понятий пространственной и временной неограниченности, количественной, качественной, причинной неисчерпаемости, безграничного многообразия форм, содержаний, возможностей как свойств мироздания. Ведь понятия пространственной и временной неограниченности, неисчерпаемости, безграничного многообразия форм, содержаний, возможностей как свойств мироздания рациональное мышление способно создать не путем исследования реальности, а лишь как бессодержательную формально-логическую противоположность содержательных понятий конечных пространства, времени, количества, качества, причины, формы, содержания, возможностей как свойств мироздания безотносительно к соотнесению их с реальностью, а потому рациональное мышление не способно создать содержательное понятие бесконечного. С позиции рационального мышления полученное путем противопоставления понятию конечного понятие бесконечного не является содержательным понятием потому, что понятие бесконечного создано формально-логически относительно содержательного понятия конечного, а не относительно реальности и исключительно путем противопоставления понятию конечного. Поскольку в рациональном мышлении понятие бесконечного получено чисто формально-логическим путем, то рациональное понятие бесконечного предмета как антиконечного предмета бессодержательное. Понятие бесконечного предмета (бесконечной основы мира и ее атрибутов) является содержательным в идеологическом мышлении. Содержание понятия бесконечного предмета наличествует в идеологическом мышлении в виде образа бесконечного абсолюта как одной из первичных предметных логических форм идеологического мышления, которое посредством идеологической веры категорически императивно признает якобы его существование в виде бесконечной основы мира. Поскольку рациональное мышление не в состоянии содержательно мыслить бесконечное как предмет, то оно не в состоянии ничего сказать об идеологической идее якобы существования бесконечного. Рациональное мышление мыслит существование мира только как конечного, однако оно находится в состоянии абсолютной когнитивной неопределенности относительно возможности познания, какова конечная основа мира. Это закон абсолютной когнитивной неопределенности рационального мышления.

Бессодержательность рационального формально-логического понятия бесконечного в виде противоположности понятию конечного, т. е. в виде антиконечного, является необходимым компонентом рациональной предметной логики, но не в качестве положительной предметной логической формы, а в качестве негативного бессодержательного логического ориентира, предохраняющего от использования в рациональном мышлении характерного для идеологического мышления мысленного бесконечного абсолютного предмета в виде образа якобы существующей бесконечной основы мира. Однако наличие в рациональном мышлении понятия бесконечного как негативного бессодержательного логического ориентира делает его уязвимым в дуалистичном рационально-идеологическом мышлении для проникновения в него элементов основанной на идеологической вере наступательной категорически императивной идеологической предметной логики. В дуалистичном мышлении негативный рациональный бессодержательный логический ориентир в виде понятия бесконечного как антиконечного под влиянием идеологического мышления может преобразоваться в дезорганизованном рациональном мышлении в позитивную идеологическую предметную логическую форму бесконечного абсолюта и частично преобразовать рациональное мышление в идеологическое, которое в монистичном виде основано на полном доминировании в его предметной логике предметной логической формы бесконечного абсолюта в виде образа бесконечной основы мира. В монистичное рациональное мышление не способно проникнуть монистичное идеологическое мышление.

Попытка создания рациональным мышлением понятия бесконечного посредством мысленных операций субъекта с образами конечных предметов по преобразованию их в бесконечные (напр., путем непрерывного мысленного перечисления предметов, мысленного движения субъекта в пространстве, времени, мысленного перебора свойств, мысленного создания предметов и др.) также не позволяет мысленно создать содержательный образ бесконечного предмета. В этом случае в качестве заместителя бесконечного в рациональном мышлении используются мысленные операции субъекта мышления, посредством которых он мысленно как бы пытается абстрагироваться от границ конечной реальности. Однако с помощью таких операций рациональное мышление не способно мысленно отвлечься от границ конечной реальности, поскольку любой рационально мыслящий субъект ограничен временем своей жизни, а значит, и временем осуществления своих мысленных операций. Невозможно абстрагирование рационального мышления от границ своих возможностей при попытке создания содержательного понятия бесконечного посредством мысленных операций с образом конечного предмета по преобразованию его в образ бесконечного предмета. Потому рациональное мышление в состоянии создать содержательный образ лишь квазибесконечного в виде неопределенно конечного, напр., понятие бесконечного в математике, в частности, сформулированное во втором постулате Евклида, который гласит, что «прямую можно непрерывно продолжать», но реально ни отдельный человек, ни все человечество в силу своей конечности не в состоянии мысленно непрерывно продолжать прямую линию, а рациональное мышление не способно содержательно даже мыслить такую возможность. Данный образ квазибесконечного является разновидностью неосуществимого в реальности мысленного научного безгранично, но не бесконечно идеализированного предмета. К таким же мысленным неопределенно конечным (квазибесконечным) предметам, которые являются научными безгранично идеализированными предметами, принадлежат натуральный ряд чисел, бесконечное множество, бесконечно большая и бесконечно малая величины в математике.

Характерной чертой рационального мышления является то, что оно устроено в виде субъект-объектных отношений, в которых конечные субъект и объект мыслятся противоположными конечными предметами. Роль субъекта в рациональном мышлении выполняет «Я» как конечный идеальный в смысле нематериальный заместитель (субститут) личности в ее мышлении, а роль объекта выполняет любой мысленный конечный предмет, который является заместителем (субститутом) в мышлении реальной, предполагаемой, придуманной или желаемой реальности. Объект может быть даже безгранично идеализированным предметом, мыслимым неосуществимым и используемым, напр., в качестве инструмента научного познания (окружность, абсолютно твердое тело, машина Карно и др.), но он не может быть бесконечно идеализированным предметом. Именно потому, что рациональная личность рассматривает себя и другие предметы реальности как обладающие границами, она способна мысленно противопоставлять себя как субъекта познания, конструирования, оценок и практических действий себе и другим конечным предметам реальности как объектам познания, конструирования, оценок и практических действий, рассматривать их как бы извне, даже если мыслит себя в качестве объекта познания и др. Рациональный субъект способен мыслить в качестве своего объекта себя как конечный предмет. В рациональном мышлении действует принцип относительности, в соответствии с которым каждый предмет реальности мыслится существующим относительно других предметов, определяется рациональным мышлением относительно других предметов и ни один предмет не мыслится безотносительным и абсолютной причиной остальных предметов.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги