Точно так же опасались ограничить, связать его магическую силу, поэтому жрецу Юпитера запрещалось носить кольца и узлы на одежде, а также принимать в своем доме человека в оковах: последнего тут же расковывали, а оковы выбрасывали.
Во многих ранних культурах есть следы таких, странных на первый взгляд, табу: они окружали вождей, наделенных как военной, так и сакральной властью. Это вполне убедительно свидетельствует, что в древнейшие времена жрецами Юпитера были предводители общин, а значит, и сам Юпитер считался покровителем верховной власти.
По мере роста римского могущества культ Юпитера Всеблагого стал олицетворением величия государства, которым римляне необычайно гордились и ставили превыше всего. В честь Юпитера устраивались приуроченные к идам осени великолепные Римские, Капитолийские и Плебейские игры с конными и атлетическими состязаниями, а самой грозной и нерушимой клятвой как в частной, так и в общественной жизни римлян стала считаться клятва Юпитером.
Триумф Тита. Художник Л. Альма-Тадема
Марс и Квирин
Культ Марса был одним из самых распространенных по всей Италии. Многие племена называли его именем первый месяц весны, а в древности и первый месяц нового года. Изначально Марсу не строили храмов, а приносили жертвы в священных рощах, в праздники Марса принято было убирать дома лавром. Ученые трактуют образ Марса как бога-покровителя племени, точнее, можно сказать, что у каждой общины, избравшей его своим заступником, был собственный Марс.
С почитанием Марса связан интереснейший обычай – «священная весна». Если племени грозила опасность, Марса просили отвести ее и клялись принести ему в жертву детей и скот, родившихся ближайшей весной. На практике детей щадили и не убивали, но когда они достигали зрелости, выселяли за границы племенной территории. В результате таких изгнаний молодежь основывала новые общины – недаром покровителем всех ищущих новые места поселения считался волк, священное животное Марса. Другим животным Марса называли дятла.
Надо заметить, что представления древних о Марсе весьма противоречивы. В них можно выделить два направления: Марса почитали как божество природы и земледелия, с одной стороны, и как божество войны – с другой. Вторая его ипостась более известна.
В святилище Марса в Регии, «царском доме» у подножия Палатина, хранились копья Марса. Если они сами собой сдвигались с места, это считалось предзнаменованием войны. Там же находились щиты Марса, по преданию, выкованные во времена Нумы Помпилия. По древнему обычаю, полководец, выступавший в поход, касался сперва щита, а потом копья с возгласом: «Пробудись, Марс!»
Марсу приносили жертвы и молились перед каждым сражением и после его окончания. От его имени присуждали награды отличившимся воинам. Наивысшая награда полагалась военачальнику, который спас свой легион или целое войско, например вывел его из окружения. Она называлась corona graminea, и ее сплетали из травы и цветов, сорванных непосредственно на месте сражения.
Бог войны Марс. Художник Д. Веласкес
Марсу с незапамятных времен был посвящен луг на берегу Тибра, Марсово поле. Раз в пять лет вооруженные римские граждане собирались там на праздник религиозного очищения: приносили в жертву животных и упражнялись в военном искусстве. Однако Марс был не просто богом войны, обе его функции равно важны. Вероятно, будучи племенным божеством, Марс становился богом войны или земледелия в зависимости от того, кто и когда обращался к нему за помощью. Для крестьян он был покровителем природы, для воинов – защитником поселения.
Квирин был племенным божеством сабинян. Как Марс считался отцом Ромула, так и Квирин – отцом основателя сабинской общины Модия Фофидия. Его имя происходит либо от названия сабинского города Куры, либо от слова quiris – копье. Культ Квирина связан с холмом Квириналом, где находилось древнее сабинское поселение и старейшее святилище Квирина.
Как и Марс, Квирин имел две ипостаси: военную и земледельческую. Существовали две симметричные коллегии жрецов-салиев, совершавших обряды в честь Марса и Квирина. Изначально, до появления изображений богов, Квирин, как и Марс, почитался в образе копья. Со временем Квирином стали считать обожествленного Ромула, который, по преданию, не умер, а сделался покровителем своего города.
В такой трансформации нет ничего странного. Ромул, конечно, считался сыном Марса, но римская община складывалась из разных племен, и в первую очередь – латинов и сабинян. Можно было бы назвать Марса и Квирина богами-двойниками, но почитались они как два разных бога и имели собственных жрецов-фламинов. Вместе с Юпитером Марс и Квирин составляли архаическую триаду самых могущественных римских богов.
Римские богини
Древние видели в женщине главным образом мать семейства, оберегающую дом и детей в то время, пока мужчины занимаются своими мужскими делами. Воспроизведение рода было крайне важно, ведь от детей зависело выживание общины в будущем, поэтому в традициях закрепилось большое уважение к женщине как к матери, а также хранительнице мира и порядка. Оттого многие женские божества, которых мы встречаем в архаичных культурах, являются в той или иной степени производными от образа богини-матери.
Одним из древнейших женских божеств у римлян была Теллура – олицетворение матери-земли: землю в то время и представляли весьма буквально – как женщину, принимающую в свое лоно семена и рожающую по истечении срока. В жертву Теллуре приносили беременных свиней и коров, у которых вырезали из чрева еще не родившихся детенышей и сжигали их. Верили, что родящая сила животных способна оказать магическое влияние и на засеянное поле. Интересно, что Теллуре также приносили искупительные жертвы те, кто не оказывал должного почтения мертвым в течение года. Теллура, как мать-земля, не только вынашивала посевы, но и принимала в себя умерших.
С культом Теллуры тесно связан культ Цереры, богини урожая. Но если Теллура олицетворяла собой непосредственно плодородную почву, мать-кормилицу, то Церера оберегала зреющие на полях хлеба. Воплощение духа урожая в облике женщины, пожалуй, неслучайно: в примитивном земледелии работа мужчины сопряжена с тяжелым физическим трудом, но большинство трудоемких операций выполняют женщины. Как и греческая Деметра, с которой они слились в единый образ, Церера почиталась в основном деревенскими жителями.
Флора и Церера. Художник К. А. Лоренцен
В античные времена мир со всем его пространством, занятиями и обязанностями делился на мужской и женский куда в большой мере, чем сейчас. Существовала масса женских дел, которых не подобало касаться мужчине, и в их числе, например, домашняя работа. Воплощением всех специфических женских функций, включая, конечно, и рождение детей, была Юнона, покровительница брака.
Ее культ имел широкое распространение по всей Средней Италии. В Риме ее отдельно чтили под именем Юноны Луцины, святилище которой находилось на Эсквилине. В этой своей ипостаси Юнона покровительствовала разрешению от бремени, и ей, как воплощению деторождения, приносили в жертву одно из самых плодовитых животных – козу. В целом Юнона покровительствовала не только замужним женщинам, но и девушкам, созревшим для брака.
По мере роста римского государства Юнона стала считаться супругой Юпитера, и за отправлением ее культа следила жена фламина (жреца) Юпитера – фламиника. Как жена отца богов, Юнона стала покровительницей римской общины, наряду с Юпитером и Минервой образовав так называемую капитолийскую триаду наиболее чтимых небожителей, со временем сменившую прежнюю, более воинственную архаичную триаду.
Богиня Минерва имеет древнее италийское, по всей видимости, этрусское происхождение. По крайней мере, этруски с давних пор почитали ее как покровительницу ремесел и искусств, а также всяческих мирных занятий на благо семьи и общества. В этом качестве Минерва утвердилась и в римском пантеоне, заняв нишу богини ремесленников и рукодельниц, не свойственную Юноне. С распространением греческого влияния Минерва объединилась с Афиной, вероятно, тогда и заимствовав у последней черты богини мудрости и войны.
Минерва и кентавр. Художник С. Боттичелли
Юпитеру, Юноне и Минерве как защитникам государства был возведен совместный Капитолийский храм, своего рода религиозный центр Рима, строительство которого началось при царе Тарквинии Гордом, а закончилось в первый год римской республики. По имени храма и холма Капитолий, на котором его воздвигли, этих богов и называют капитолийской триадой.
Связь с богиней-матерью можно проследить даже для девственной Дианы, богини-охотницы, объединившейся с греческой Артемидой. Поздние авторы изображали ее в коротком хитоне, охотящуюся со свитой в глухих лесах и жестоко карающую мужчин, осмелившихся поднять взгляд на воинственную богиню. В древности же, однако, Диану почитали как богиню леса, сочетавшуюся священным браком с лесным царем, духом деревьев и растений, погибавшим и возрождавшимся год от года. Диану воспринимали как покровительницу всех лесных животных и вдобавок растительности как таковой.
Диану полагали также богиней луны. По мнению древних римлян, фазы луны непосредственно влияли на функции женского организма. От ночного светила, как полагали римляне, зависели не только женские месячные циклы, но и зачатие ребенка, поэтому римские женщины приносили жертвы Диане как помощнице в делах деторождения.
Перечень главных римских богинь мы хотели бы закончить Венерой, хотя в действительности богинь в пантеоне значительно больше. Будучи изначально богиней весны и садов, Венера позднее приняла на себя функции греческой Афродиты, культ которой, вероятно, попал в Италию довольно рано из греческих колоний на Сицилии. Так она стала богиней красоты и воплощением всего, что может быть привлекательным и желанным в женщине. Постепенно под влиянием более формальной и организованной римской культуры Венера превратилась в богиню любви, преимущественно супружеской, и покровительницу брака. Особой популярностью в государственных масштабах ее культ стал пользоваться только с приходом к власти Юлия Цезаря, род которого, по преданию, восходил к легендарному герою Энею, сыну Венеры. Тогда Венере начали поклоняться как прародительнице римского государства.
Рождение Венеры. Художник А. В. Бугро
Веста и весталки
Отдельно от прочих следует рассказать о Весте и ее служительницах. Весту почитали как богиню домашнего очага и семьи и отождествляли с греческой богиней Гестией. Однако в отличие от Гестии, культ которой у греков был относительно скромным, Веста занимала важнейшее место в государственной религии Рима и воспринималась в качестве хранительницы всей римской общины как большой семьи, собранной у единого городского очага.
Кроме очага, сакрального центра дома, Весте была посвящена прихожая, так называемый «вестибул». Несложно догадаться, что отсюда и пошло известное нам слово «вестибюль», означающее просторное помещение при парадном входе.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги