Преимущества крупных предприятий заключается в концентрации ресурсов, и их вложения в инновации, что дает большой кумулятивный эффект и рост производительности. Инновационный рост рыночных экономик указывают на различные, но взаимодополняющие роли крупных и мелких предпринимательских фирм, их специфический вклад в различные компоненты инновационного процесса. Осуществление крупных инноваций требует объединения усилий науки, бизнеса и государственного сектора. Роль научно-образовательного сектора, университетов и правительственных структур в инновационном процессе возрастает. Правительство выполняет две важнейшие функции: пассивную и активную Пассивная функция реализуется через правовое обеспечение предпринимательства, создание новых предприятий, осуществление крупных инвестиций в инновации, обеспечение защиты прав собственности, поддержка фундаментальных научных исследований, стимулирование и законодательное обеспечение трансферта технологий.
Фирмы с помощью патентов и ряда ограничений стремятся защитить принадлежащие им открытия и новые технологии от использования другими фирмами-конкурентами, что наносит ущерб экономическому развитию, сохраняет устаревшие производства и ухудшает параметры продукта по сравнению с потенциально достижимым технологическим уровнем. Возникает противоречие между заинтересованностью новатора, стремящегося к выгоде за счет обладания более совершенным продуктом или технологией, и необходимостью в распространении инноваций, которое разрешается с помощью ценового механизма рынка, который способствует прибыльной продаже лицензий и выгодной специализации между эффективными новаторами и производителями.
В процессе воспроизводства инноваций важное значение имеют заимствование и копирование фирмами-имитаторами, которые вносят улучшения, связанные с адаптацией к местным условиям и потребностям рынка. Чтобы эффективно пользоваться этим источником, необходимо быть как эффективным новатором, так и эффективным имитатором[13].
Общий вывод состоит в том, что прогресс экономики зависит как от здоровой конкуренции, так и от эффективности стимулирования предпринимательства, инноваций и использования внешних технологических достижений. Источники роста не ограничиваются только накоплением различных факторов производства. Для их прибыльного применения необходимы творческие способности работника и созидательное предпринимательство. В конечном счете экономический рост определяется институциональной средой, стимулирующей предпринимательство и экспериментирование. Инновационному предпринимательству, как ведущему фактору современного экономического роста нужны защита, поддержка, институциональная инфраструктура, нравственная атмосфера, создаваемая правительством, общественными институтами, воспитанием, обучением, механизмами государственном поддержки.
В настоящее время в отечественной научной литературе оценка эффективности управленческих инноваций рассматривается как система инновационных подходов в управлении, с одной стороны, и специальный тип управления инновационной деятельностью – с другой стороны. Инновационный менеджмент основывается на иных подходах. Это касается, прежде всего, стратегии и тактики управления, а также определения объекта управления. Объектом управления признается инновационный тип развития экономики, а в стратегии и тактике основное внимание уделяется методам совершенствования разнообразных форм организации и управления, позволяющим мобилизовать финансовые и интеллектуальные ресурсы.
Различают три логические формы инновации процесса: (натуральный) простой внутриорганизованный, (натуральный) простой неорганизованный (товарный) и расширенный. Простой внутриорганизованный инновационный процесс предполагает создание и использование новшества внутри одного и того же объекта, новшество в том случае не принимает непосредственно товарной формы. При простом неорганизованном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Расширенный инновационный процесс проявляется в создании новых производителей нововведений, в нарушении экономии производителя – пионера, что способствует через конкретную взаимную увязку совершенствованию потребительских свойств оказываемых услуг.
Классическая экономическая теория в качестве мотива принятия инновационных решений видит получение максимальной прибыли. Научно-технические инновации должны: обладать новизной; удовлетворять рыночному спросу; приносить прибыль[14]. Однако практика доказывает недостаточность этого подхода, поскольку любой инновационный проект может приносить не только экономический, но и социальный, бюджетный, экологический и социальный эффекты. Это обусловлено тем, что инновации осуществляются в системе социально – экономических и институциональных отношений, они призваны решать комплекс задач, а их эффективность выражается в системе экономических, социальных, экологических и других показателей.
Инновационная инфраструктура, как базовая составляющая экономики, представляется объектами научной сферы. К таким элементам, к примеру, можно отнести: наукограды, университетские технопарки; инновационно-технологические центры (ИТЦ); инновационно-промышленные комплексы (ИПК); инкубаторы малого бизнеса; центры технологического трансфера; дизайн центры; центры мониторинга, маркетинга; центры сертификации; центры интеллектуальной собственности; выставочные центры; опытно-конструкторские бюро (ОКБ); опытные производства; экспериментальные участки; студенческие конструкторские бюро (СКБ) и т. д.
Опыт развитых стран мира подтверждает, что в условиях глобальной конкуренции на мировом рынке неизбежно выигрывает тот, кто имеет развитую инфраструктуру создания и реализации инноваций, кто владеет наиболее эффективным механизмом инновационной деятельности.
В работе французских специалистов Энкауа Д., Форей Д., Атшуель А., Мересс Ж. «Экономические аспекты инноваций: итоги программы национального центра научных исследований» рассматриваются результаты исследований, проведенных в рамках программы Национального центра научных исследований, целью которой являлся анализ природы инноваций и их воздействия на экономику и социальную сферу[15]. Причем авторы останавливаются на четырех направлениях исследований: макро= и микроэкономические аспекты инноваций; изменения на предприятиях в ходе инновационного процесса; экономика и социология науки; государственная политика в области инноваций.
Макроэкономический анализ инноваций основан на следующих положениях. Технический прогресс является эндогенным фактором, результатом инвестиционных решений, принятых экономическими агентами. Знания носят кумулятивный характер, т. е. создатель инновации пользуется ранее накопленными знаниями, финансируя лишь получение новых знаний. Коммерциализация инновационных продуктов осуществляется в рыночных структурах в условиях несовершенной конкуренции, что позволяет создателю инноваций окупить первоначальные расходы на НИОКР и получить временную ренту, оправдывающую его инвестиции.
Инновации, порождаемые этим процессом, могут принимать различные формы: снижение издержек, создание новых продуктов или услуг, новых материалов, новой организации труда и т. д., поэтому каждому типу инноваций соответствует определенная модель роста. Опираясь на это представление об инновационном процессе, участники программы развивают ряд разработанных ранее моделей роста, в частности, модель эндогенного роста, которая показывает возможность сосуществования предприятий различного технологического уровня в одной отрасли. Интенсивность конкуренции на рынке продуктов в этом случае является важным фактором стимулирования инноваций. При этом конкуренция на рынке продуктов в большей степени способствует инновациям на отстающем предприятии, если оно создает инновации, выходящие за пределы существующих знаний. Напротив, отстающее предприятие, опирающееся при инновациях на собственную базу знаний, в лучшем случае создает догоняющие (восполняющие) инновации.
Другое направление исследований инноваций связано с анализом сложных инновационных процессов, включающих разнообразные промежуточные продукты. Поскольку каждый промежуточный продукт имеет определенную вероятность провала, необходимо учитывать возможность провала инновационного процесса в целом, которая повышается с увеличением числа включенных в него инноваций, т. е. сложность процессов является экстерналией, оказывающей негативное воздействие на рост.
Анализируя влияние инноваций общего пользования (например, Интернет) на экономические циклы, участники программы пришли к выводу, что они начинают оказывать положительное воздействие на рост только после длительного периода адаптации, в течение которого происходит перераспределение ресурсов из традиционных областей в новые технологии, что ведет к снижению темпов роста. Только после завершения периода адаптации эффект обучения новой технологии может быть полностью реализован. Кроме того, применение новой технологии требует организационных преобразований для получения положительного эффекта.
Для теоретических исследований инновационного экономического роста в условиях постиндустриального развития, а конкретнее в условиях экономики основанной на знаниях, существенную роль играют проблемы связей между конкуренцией и ростом производительности, неравенства доходов, порождаемых инновациями. К примеру, можно сделать вывод о том, что только не очень интенсивная конкуренция способствует росту производительности, так как не дестабилизирует структуру существующих рынков; или о том, что неравенства доходов порождает эффекты, связанные с несовершенством рынка труда и сложностью технологических инноваций, которые требуют использование более квалифицированного труда.
В процессе исследования инновационного экономического роста существенную роль играет вопрос о факторах, определяющих скорость инноваций. В связи с чем, необходимо различать инновации, импульсом для появления которых являются возможности рынка и технологические возможности. При этом многие экономисты исходят из того, что возможности технологических инноваций определяются физическими законами. Однако технологические инновации зависят от множества институциональных и экономических факторов, а оборудование, создаваемое в отраслях с высокими технологическими возможностями, впоследствии используется отраслями с наиболее высоким спросом.
В работах по микроэкономике инноваций анализируются экстерналии распространения знаний под углом зрения информационного обмена и совместного осуществления затрат, говорится о необходимости развития совместных проектов. Исследуются также понятие кумулятивной инновации, основанной на последовательных инновациях, и способы защиты интеллектуальной собственности при последовательных инновациях. Делается вывод о наличии определенных минимальных требований к качеству изобретения, чтобы предоставление патента изобретателю являлось социально оправданным. Кроме того, в работе, посвященной проблеме интернационализации исследовательской деятельности, показано влияние различий в уровнях «запасов знаний» двух стран на принятие решений о размещении исследовательских подразделений предприятия.
В ряде эмпирических работ приводятся количественные оценки продуктивности исследований и их влияния на рост, общую производительность факторов производства и занятость.
Сравнение результатов различных исследований говорит о том, что показатель частной продуктивности исследований, измеряемый увеличением добавленной стоимости предприятия (или ВВП, если речь идет о стране), по отношению к увеличению собственного исследовательского капитала предприятия (или страны на агрегированном уровне) колеблется от 10 до 80 %. Показатель эластичности исследований, измеряемый увеличением добавленной стоимости предприятия (ВВП страны) по отношению к увеличению на 1 % исследовательского капитала, находится в диапазоне 0,05-0,3. Показатель социальной продуктивности исследований, при расчете которого учитываются экстерналии, определить сложнее из-за проблем измерения экстерналии. В некоторых работах эта проблема решается с помощью сравнения показателя продуктивности группы стран с наиболее высокими экстерналиями, с показателем продуктивности другой группы стран с низкими экстерналиями. Например, согласно проведенным сравнительным характеристикам, эластичность исследований в странах Большой семерки в три раза выше, чем в других странах: 24 % и 8 % соответственно. Эластичность ВВП других стран по отношению к исследованиям, осуществленным в странах Большой семерки, значительно превышает эластичность ВВП этих стран по сравнению с исследованиями в других странах. Это свидетельствуют о значительном воздействии исследований на экономический рост в тех странах, в которых выше уровень распространения знаний.
Анализируя вклад инноваций в экономический рост можно прийти к следующим выводам. Два типа инноваций – радикальные и эволюционные – оказывают различное воздействие на экономическое развитие. Первые сдвигают границу технических знаний (технологические инновации) или расширяют гамму продуктов или услуг (продуктовые инновации). Вторые касаются внедрения на предприятии нового оборудования и компонентов, созданных вне предприятия, или улучшения продуктов, существующих на рынке. Эконометрические исследования показывают, что радикальные инновации позволяют существенно повысить общую производительность факторов производства на уровне предприятия. Радикальные инновации характерны для предприятий, фирм, корпораций, которые осуществляют самостоятельные исследования, практикуют технологический мониторинг конкурентов, используют знания, защищенные патентами, и имеют партнерские отношения с исследовательскими лабораториями и университетами, в том числе зарубежными. Эволюционные инновации играют двойную роль: они повышают производительность предприятий, которые их осуществляют, и, вместе с тем, распространяясь в сфере производства, способствуют внедрению других модернизационных, дополнительных инноваций. Предприятия, реализующие эволюционные инновации, пользуются внешними исследованиями[16].
Информационный фактор существенно модифицируют саму парадигму экономического роста, его характер и механизмы. Информация и возможности доступа к ней с середины 1990-х гг. превратились в мире в критический ресурс социально-экономической конкурентоспособности – подобно тому, как по мере развития мировой экономики ими становились земля, капитал, сырье, энергия, новые технологии.
Следует отметить, что впервые вопрос о влиянии ИКТ на экономический рост возник в США – стране-лидере по их внедрению. За последние 20 лет США пережили 2 бума информационных технологий: 1982–1985 гг. и 1992–2000 гг. Оба впоследствии сопровождались резким падением. Первый спад начался в 1986 г. и продолжался до 1991 г. В 1970–1980-е гг. ИКТ-отрасль в первую очередь волновал вопрос о том, действительно ли внедрение ИКТ-технологий существенно повышает производительность труда и можно ли считать подобное повышение производительности адекватным возвратом на инвестиции бизнеса в ИКТ. Во второй половине 1980-х гг., когда американский бизнес стал отставать в конкурентной борьбе от японского, проблема эффективности ИКТ встала с новой остротой. В США было сделано гораздо больше инвестиций в ИКТ, чем в Японии, и американцы имели технологическое преимущество в области ИКТ перед японцами, но в целом одна за другой отрасли американской экономики проигрывали своим японским конкурентам. Наиболее существенное отличие, по мнению американского экономиста Дэвида Мошеллы, состояло в том, что японцы инвестировали в ИКТ, связанные с автоматизацией производства, а не в делопроизводство и организацию бизнеса, как делали американцы. Это заставило усомниться американских предпринимателей в необходимости масштабных инвестиции в офисно – ориентированные информационные технологии и в 1986–1991 гг. объемы корпоративных инвестиций в ИКТ существенно снизились. Ряд лидеров компьютерной индустрии и ведущих инвесторов начали выражать сомнения в возможности выживания отрасли в долгосрочной перспективе. Скептицизм охватил американских экономистов. Дискуссии о низкой продуктивности, возврате инвестиций и будущем ИКТ-отрасли не прекращались до 1992–1994 гг., когда начался очередной подъем американской экономики, а деловое сообщество пришло к выводу, что японская угроза не так уж велика. Интерес к передовым технологиям возобновился, отрасль ИКТ вернула утраченное былое доверие[17].
Что касается вопроса о способах измерения эффективности возврата инвестиций в ИКТ-технологии, то он так и остался неразрешенным как американскими экономистами, так и учеными других стран. Разговоры о нем прекратились до следующего спада в 2001–2002 гг. Предприниматели снова поверили в ИКТ, что выразилось в существенном приросте инвестиций.
Нужно отметить, что нет однозначного мнения среди ученых-экономистов о влиянии инвестиций в ИКТ-сектор на динамику экономики высокоразвитых стран в 1990-е гг. Многие специалисты по макроэкономике связывают увеличение темпов роста производительности в конце 1990-х гг. с инвестициями в ИКТ-технологии в первой половине 1990-х годов.
Относительно роли ИКТ в экономическом росте существуют порой совершенно противоположные мнения ученых разных стран. Здесь можно вычленить два пласта дискуссии: первый – касающийся экономик развитых стран, вступивших в информационную стадию в 1970-1980-х годах; второй – касающийся российской экономики.
В период перехода большинства развитых стран к информационной экономике стали интенсивно производиться инвестиции в ИКТ. Решения о вложении инвестиций в высокотехнологичные отрасли часто ориентировались только на бурный темп, с которым компании ИКТ-сектора захватывали долю рынка, но практически игнорировались неблагоприятные показатели рентабельности, на которые инвесторы обычно обращают пристальное внимание, когда имеют дело с компаниями «традиционной» экономики. Ученые-экономисты, энтузиасты «новой» экономики, стали доказывать, что перестали действовать ряд экономических законов. На основании длительного экономического подъема в США с 1992 по 2000 гг. стали делаться выводы, что в «новой» экономике перестала действовать цикличность развития. Однако кризис 2001–2002 гг. обрушил акции высокотехнологичных компаний, в итоге лопнул «мыльный пузырь» NASDAQ, начался очередной циклический кризис. Это произошло, несмотря на бурно протекавшую информатизацию экономик западных стран и вопреки мнению экономистов, что страны Запада вступили в управляемый экономический рост и не подвержены цикличности.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Сноски
1
Шумпетер Й. Теория экономического развития. М., 1982. – С. 73.
2
Schumpeter J. Capitalism, Socialism and Democracy. – NY., 1942. – P. 81.
3
Инновационная экономика / Под. ред.: Дынкина А. А., Ивановой Н. И.; РАН – Ин-т мировой экономики и междунар. отношений. – М: Наука, 2004. – С. 15, 17.
4
Drucker P. F. Innovation and entrepreneurship: Practice and principles. – N.Y. etc.: Harper and Row, 1985.
5
Портер Е. М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – С. 51–53.
6
Там же. – С. 213–214.
7
Allred В. В., Steensma К. The influence of industry and home country characteristics on firms pursuit of innovation // Management international rev. – Wiesbaden, 2005. – Vol. 45, N4.-P. 385.
8
Allred В. В., Steensma К. The influence of industry and home country characteristics on firms pursuit of innovation // Management international rev. – Wiesbaden, 2005. – Vol. 45, N4.-P. 405.
9
Baumol W. J. Entrepreneurship: Productive, unproductive and destructive // J. of political economy. – Chicago, 1990 – Vol. 98, N 5. – P. 893–921.
10
Baumol W. J. The free-market innovation machine: Analyzing the growth miracle of capitalism. – Princeton: Princeton univ. press, 2002.
11
Eliasson G., Henrekson M. William J. Baumol: An entrepreneurial economist on the economics of entrepreneurship // Small business economics. – Dordrecht etc., 2004.-Vol. 23, N l.-P. 5.
12
Baumol W. J. Entrepreneurial enterprises, large established firms and other compo nents of the free-market growth machine // Small business economics. – Dordrecht etc., 2004. – Vol. 23, N 1. – P. 16.
13
Baumol W. J. Entrepreneurial enterprises, large established firms and other compo nents of the freemarket growth machine // Small business economics. – Dordrecht etc., 2004. – Vol. 23, N 1. – P. 18.
14
Ильенкова, Светлана Дмитриевна. Инновационный менеджмент: Учеб. – практ. пособие / С. Д. Ильенкова, В. И. Кузнецов, С. Ю. Ягудин; Под ред. М. А. Кулиной; Моск. гос. ун-т экон., статистики и информатики, Междунар. акад. наук высш. шк. – М.: МЭСИ, 1999. – 88 с.
15
Encaoua D., Foray I., Hatchuel A., Mairesse J. Les enjeux economiques de l'innovation: Bilan du programme CNRS // Rev. d'economie polit. – P., 2004. – A. 114. – N 2. – P. 133–168.
16
Там же. – С. 141–143.
17
Мошелла Д. Бизнес – перспективы информационных технологий: как заказчик определяет контуры технологического роста / Пер. с англ. – М. 2004. – С. 107.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги