banner banner banner
Прелюдия и фуга си-диез мажор
Прелюдия и фуга си-диез мажор
Оценить:
 Рейтинг: 0

Прелюдия и фуга си-диез мажор


– А…

– Бывай! – Лир под шлемом улыбнулся от души.

Отставной полицай такую возможность не пропустит, и лишнего словца не скажет. Он понимает: владелец Стрелкового клуба на Третьем только один.

А преданность, понимал в свою очередь Лир, можно не только купить. И первое впечатление бывает крайне обманчивым, здесь надо найти верную точку приложения доверия. Заводские вот предпочли деньги – и промахнулись. Он – не промахнется, просто это будет дольше. Но ему было не привыкать.

***

Кир поправил магнитную застежку воротничка и в очередной раз поморщился: черт бы побрал эти корпоративные стандарты! Оно, может, с виду в школе намного проще и легче чем, скажем, в офисе какой-нибудь подконтрольной Земле или Совету синдикатов фирме. Но по факту попробовал бы кто-нибудь побыть на его месте!

Грядет серия открытых уроков, и учителю биологии ничего не остается, кроме как смириться с неизбежностью бытия. Если бы только Кир мог хоть что-то сделать с ворохом бумажной отчетности по межпланетарным государственным образовательным стандартам или, на худой конец, показать сочную фигу инспектору от Министерства образования со словами: «Это наша парциальная программа на дошколят и младшую школу»!

Но ему таких прерогатив никто не давал, и Кир был вынужден плясать перед комиссией, родителями и избалованной молодежью, как рыбка на крючке. А самое печальное, что дети об этом прекрасно знали в период проверок и творили элементарный, но пакостный беспредел, зная, что суровый Кир Сергеевич их перед комиссией за ухо не схватит и к родителям не отведет. А отдаленные последствия своих действий они просчитывать еще не научились – у младших логика по возрасту не отросла, у средних шило в одном месте перевешивало, а у старших – играли одновременно гормоны и юношеский эгоцентризм с максимализмом. Маленькие паршивцы!

Кир и восхищался детской изворотливостью, и стремился ее обуздать. Одновременно оба процесса выходили плоховато, и учителю биологии периодически приходилось несладко. Вот как сегодня.

При первом же взгляде на председательницу ведомственной проверочной комиссии Кир понял: во мнениях они не сойдутся никогда. Едва завидев статную деловую женщину с иссиня-черным классическим учительским пучком на голове, одетую в строгий костюм аметистового цвета, безукоризненно белую блузку и такие же ослепительно аметистовые лодочки на невысоком каблуке, он чуть восторженно не выпалил: «Ух ты! Рядовка фиолетовая!»

Сдержался Кир в последний момент, понимая, что сравнить инспекторшу с грибом будет не самым лучшим его решением.

– Амалия Викторовна, – протянула руку фиолетовая дама.

– Кир Сергеевич, – неожиданно для себя самого лихо щелкнул каблуками биолог, вытянулся в струнку и коротко кивнул. Не дав инспекторше опомниться, он галантно и невесомо обозначил рукопожатие и поцелуй в сантиметре от ее руки.

– Что вы себе… – округлила глаза дама.

– Междисциплинарные взаимосвязи, Амалия Викторовна. Третья образовательная ступень, наши среднеклассники проходят по общемировому языку и литературе период девятнадцатого века. Романтизм, золотой век, манеры, – сдержанно улыбнулся Кир, маскируя озорную выходку, и кивнул ее свите с правой и с левой стороны. Развернулся и величаво прошествовал в свой класс.

Комиссия безмолвствовала пару секунд, потом беспрекословно потянулась вслед за непреклонной спиной учителя биологии. Вслед за ними на открытый урок широким шагом шла, насупившись, Директор, которую иначе практически никто не звал, и семенила мелкими шажками, прижав руки к груди, завуч, молоденькая, пухленькая и миленькая Татьяна Анатольевна.

Войдя в класс, члены комиссии заозирались: им такого давно не приходилось видеть.

Просторное помещение радовало глаз стройными рядами ученических парт, объемными голограммами великих ученых-биологов на стенах, обыкновенной грифельной доской с мелом на подставке и тремя громадными окнами, из которых заливали комиссию, класс и руководство школы лучи утреннего солнца этой звездной системы. Чуть поярче земного, чуть покраснее, но в целом не настолько непривычное, чтобы не чувствовать себя не как дома.

Кир прошел к учительскому столу, положил на него горку предметов: голографический планшет, стопку тетрадей, небольшой пластиковый прямоугольник карты с записью визгейма, классный журнал.

Фиолетовая рядовка, устраиваясь на подготовленных для комиссии стульях в конце класса, поинтересовалась:

– А вы всегда учеников отмечаете на бумаге?

– Всегда, – флегматично ответил Кир.

Только он выложил последний предмет – красную и синюю ручки – как в ту же секунду прозвенел звонок. Ученики уже стояли у своих мест, вытянувшись во фрунт, у каждого на парте красовались до поры закрытые тетради, ручки, цветные карандаши и спящие ученические голопланшеты, а венчал эту геометрическую красоту учебник зоологии за восьмой год обучения, заранее открытый на нужной странице. Сейчас, в мае, закончился раздел «Млекопитающие», и ровно один академический час – по мнению Кира, непростительно мало! – уделялся биоразнообразию жизни той планеты, на которой развивалась колония.

Но на одной парте не было ни карандашей, ни ручек, ни тетрадей, ни учебника. Кир только глаза прикрыл. Снова. Его постоянная головная боль – Дженк. Учитель не стал делать замечания. На открытом уроке только разборок с проблемным учеником не хватало!

– Здравствуйте, класс! – поприветствовал учащихся Кир.

– Доброе утро, Кир Сергеевич! – донес ему в ответ хор детских голосов.

– Садитесь. Кого нет? А, вижу. Итак, кто скажет мне тему урока? Если посмотреть на доску, вы вполне можете догадаться, хотя это и не особенно очевидно, – поддел познавательный интерес своих восьмиклассников Кир.

– Там жук. Это майский хрущ. Вы на доске нарисовали майского жука и его строение, – принялась рассуждать одна из учениц. – Но жуков мы проходили в прошлом году, а по теме у нас эволюционная теория…

– В точку! – просиял Кир. – Мы с вами сегодня рассмотрим, как эволюционный процесс Третьей экзопланеты развивался с момента возникновения насекомых до появления тут извне человека разумного. Да, Дженк?

– Можно выйти? – угрюмо спросил поднявший руку ученик.

Его состояние Киру категорически не понравилось. Мальчик не поднимал глаз, его обычная задиристая веселость куда-то делась.

– Только что перемена была! – наставительно произнесла инспекторша.

– На перемене у молодых людей хватает разных интересностей и помимо посещения туалетной комнаты, – процедил Кир. – Порой не всегда успевается сообразить, что и туда неплохо было бы заглянуть. Дженк, идите.

Подросток тихой тенью выскочил из класса. Кир проводил его взглядом и повернулся к классу:

– Итак, на чем мы остановились? Да.

Кир взял планшет, встал из-за стола, положил аппарат на пол и запустил голопроекцию, над которой работал несколько лет. Расцвело громадной глицинией сложнейшее Древо Жизни: протянулись его филогенетические ветви, ввысь и до самого пола, расцвели цветы семейств, родов и видов. Ученики восхищенно зашушукались, особенно первые парты, на которые невесомо легли яркие картинки.

Кир пару секунд любовался реакцией, потом любовно погладил дерево. Проекция слегка засветилась в ответ. Учитель пробежался пальцами по стволу.

– В принципе эволюция на Третьем принципиально не отличалась от эволюционных линий развития на Земле, в Первом, Втором, Четвертом и Пятом мирах. Этого научно никто объяснить не может, потому что ранее считалось, что жизнь на нашей родной планете уникальна. И совокупность случайных факторов, позволивших Земле обрести жизнь, повторить не удастся, шанс, в лучшем случае, один на миллион. Но звезд и планет в нашей необъятной Вселенной намного больше миллиона. И, как выяснилось, природа ходит одними путями. Смотрите.

Кир потянул проекцию вверх – и Древо послушно выросло в потолок, распластавшись гущей ветвей по нему. Кир специально выставил в настройках проекции такие параметры, чтобы впечатлять учеников – и чтобы дети этажом выше не пугались, что из пола какая-то масса шевелящихся побегов с подписями на латыни ползет.

– Вот самое начало, – показал Кир на корни. – Это простейшие микроорганизмы, бактерии и вирусы. Сначала прокариоты, Анна Валентиновна, что такое прокариоты?

– Одноклеточные организмы без ядра, – отчеканила ученица.

– Замечательно, – похвалил ее Кир. – Бактерии, археи и вирусы. Потом жизнь изобрела клеточное ядро и появились… Ричард?

– Эукариоты, – отозвался другой ученик.

– Точно. Начался докембрийский период, эра бактерий, водорослей и простейших. В это время происходило активное накопление кислорода в атмосфере и в первичном Мировом океане, возникали примитивные формы жизни, которые почти не оставили следа, и в один прекрасный момент жизнь сделала рывок вперед – так называемый кембрийский взрыв. У животных появляется экзоскелет или его подобие, и жизнь мгновенно перестраивается на отношения «хищник-жертва». Появляются новые виды, животные выходят на сушу. Водоросли там и до них спокойно жили, но это был очень скучный миллиард лет. Почти нет воздуха, губительный ультрафиолет – озонового слоя у планеты еще не было, а потом, как свидетельствуют исследования палеогеологов, наша Земля и вовсе превратилась в большой снежок. Это было первое глобальное обледенение, после которого жизнь воспользовалась шансом и расцвела. Потом, – Кир уменьшил Древо и любовно прошелся по его коре и ветвям, – много раз возникали такие взлеты и падения. В истории Земли насчитывается шесть массовых вымираний, включая последнее, парниковое, из-за которого люди чуть не лишились всей природы. Но жизнь не так-то просто убить.


Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги
(всего 81 форматов)