– Нет уж, – я осторожно отвёл тему в сторону, – как-нибудь потом. Мне ещё не надоело бренное бытие. А помереть я всегда успею.
Его губы дрогнули в мимолётной улыбке:
– Давай прощаться. Если очень срочно потребуюсь, дай знать профессору.
– Так он…
– …Имеет чуть больший опыт реинкарнаций, чуть старше и мудрее, а потому на самый крайний случай имеет канал. Не расстраивайся, скоро и ты получишь связь. До встречи, – и он исчез.
Вот же существо, хочет возникает, хочет исчезает, а тут крутись, как можешь.
На то, что в этот раз за кромку времени отправится команда «Темп-2», ребята из первого состава не обиделись. По большому счёту, они и от прошлого выхода ещё толком не очухались и всячески наслаждались личной жизнью. К тому же планы руководства для них не являлись секретом, и они точно знали, что впереди ещё немало работы и за кромкой времени, и, возможно, где-то ещё. Вместе с тем некоторые так втянулись в обычную человеческую жизнь, что пока не хотели даже вспоминать о грязи и крови войны. С другой стороны, удачный опыт первой экспедиции и выгодная разница хода времени: год там – двенадцать часов здесь, сыграли немалую роль в отношении к походам за кромку, которые хронодесантники стали воспринимать, как короткие командировки.
В аудитории собрались все восемь человек команды «Темп-2»: Я, Ставр, Хакас, Стерх, Хоттабыч, Ромео, Лунь, Ополь. Теперь наш бывший наставник Ретюнских сидел рядышком в качестве курсанта и также как и мы, внимательно слушал наставления мастеров. Как известно, все мужики проходили базовую подготовку параллельно с нами, поэтому физическим и боевым тренингам на этот раз уделялось внимания поменьше, а основной акцент наставники сделали на исторические обзоры, языковые практики, культурные наработки и бытовые навыки.
Народ с нетерпением ждал развития событий, из чего я сделал выводы, что пришла пора снова разбудить инстинкты. Природа брала своё вопреки расхожему мнению, что современные мужики – овцы (не скажу бараны, чтобы не обидеть). Брехня! Они были, есть и будут волками, которым убить врага так же естественно, как дышать и спать. Вот только законы повязали их по рукам и ногам. Испортили мужиков законы, загнав их естественные порывы внутрь. До поры…
Как и в прошлый раз, первым за нас взялся наш историк профессор Луцкий Дмитрий Иванович по прозвищу «Ведун»:
– Рад вновь приветствовать вас, други мои, и мучаюсь белой завистью, понимая, что о выходе вместе с вами могу только мечтать. На этот раз ваш путь лежит в 9 век, в те самые годы, когда непонятно из какой руды предки выковали уникальную страну и державу по имени Русь. А, чтобы понимать всю подоплёку тех событий, сначала поглядим, кто в те времена жил на той земле.
Примерно четверть населения можно условно назвать «славяне». Почему условно? Потому что в те времена, назвав их славянами, вы бы не услышали ответ, поскольку они бы не поняли, что обращаются к ним. Практически до 13 века жители Руси называли себя только по племенам, а некоторые вроде кривичей вообще считали себя отдельным народом, что на самом деле недалеко от истины. Только пережив ужас ордынской оккупации население так перемешалось и изменилось, что осознало себя славянами. Но и тогда они чаще называли себя по принадлежности к княжествам: рязанцы, владимирцы, смоляне, новогородцы.
В 9 веке славяне продолжали мигрировать с юга на север по линии Днепр-Ладога и медленно распространялись в обе стороны от этого направления. Они прослыли неприхотливыми, терпеливыми, трудолюбивыми, упрямыми и хитрыми людьми, унаследовавшими характер, традиции и жизненный уклад от своих предков: антов, словен, дулебов, венедов. Славяне одевались в грубую домотканую одежду из льна, конопли, крапивы и шерсти, носили длинные рубахи и широкие порты. Ноги до колен обматывали тряпичными портянками-онучами, обвязанными крест-накрест ремешками или верёвками, а на ступни надевали плетёные из липового лыка лапти или кожаные тапки-поршни. Дорогие и редкие по тем временам сапоги шили одинаковыми на обе ноги, и носили исключительно купцы, богатые воины, знать и князья. Показаться на людях с непокрытой головой считалось у славян неприличной выходкой, всё равно, что нынче ходить по улице без штанов, потому зимой и летом они носили шапки типа колпаков. За растительностью на голове почти не следили, и чаще всего грубо подрезали волосы «под горшок».
Славянские деревни-веси обычно насчитывали десять-двадцать домов, которые в зависимости от географической широты имели заметные отличия: от больших родовых бревенчатых домов на севере, до лёгких мазанок и землянок на юге. Но, что характерно, славяне всегда жили соборно, общинами, родами. Для славянина род – это и образ жизни, и смысл существования. Вне рода человека считали изгоем и фактически мертвецом, поскольку без защиты рода его кто угодно мог безнаказанно похолопить, поработить и просто-напросто убить. Все общинные земли, воды и леса считались собственностью рода, личными оставались только одежда, лёгкие орудия труда и оружие. Во всех проявлениях общественной жизни мнение и воля жрецов и старейшин считалось непреложным приказом для всех родовичей.
И хотя мирные земледельцы и скотоводы не любили воевать, но агрессивное окружение вынуждало их частенько браться за оружие. Не признавая единовластия, славяне обычно дрались родовыми или реже племенными отрядами, предпочитая либо поджидать врага в засаде, либо, в крайнем случае, наступать орущей пешей толпой, размахивая дубинами, длинными ножами, косами, вилами, копьями, метательными сулицами и плетёными щитами.
Другим постоянным народом Руси были русы, предки которых, теснимые готами, пришли на эти земли за три века до славян. Изначально предки русов – руги жили на южном побережье Балтии напротив острова Руян ныне – Рюген. Считается, что этот народ возник в середине 2 тысячелетия до Новой эры после слияния местных неолитических племён с пришедшими с юга трипольцами, и с пришедшими с востока ариями.
Вся история русов связана с бесчисленными войнами с германцами и скандинавами за выживание, потому за тысячелетие борьбы у ругов-русов сложилось особое воинское сословие. Во времена готского нашествия под ударами захватчиков народ ругов-русов разделился, разойдясь по трём направлениям. Именно тогда войско ругов-русов отошло на восток. Добравшись до Днепра, русы распространились по всей реке и дальше на север. Нашествие гуннов, а затем аваров вынудили русов покинуть Средний Днепр и уйтив северные леса подальше от степняков. Вот там между озером Ильмень и верховьями Днепра и возникла новая страна русов, которую с юга на север пересекла река Ловать.
Воинственные русы предпочитали жить в укреплённых бревенчатых куренях воинскими станами и поселениями типа станиц, а к 8-9 векам возникли и их главные города: Руса, Холм, Великие Луки, Торопец. Неукоснительно соблюдая старые традиции русы жили обособленно почти не смешиваясь с местными жителями. Одевались богато, добротно в крашеные ткани, кожу, носили поверх рубах свиты или туники, а сверху тёплые куртки и плащи. Стриглись коротко, иногда налысо, но тщательно ухаживали за усами и бородами. Головы укрывали круглыми шапками, нередко с меховыми опушками.
Занимаясь воинским промыслом, наёмничеством, охраной городов и караванов, торговлей и участвуя в войнах и набегах, русы всегда строго соблюдали свой основной закон Русскую Правду, согласно которой каждый рус имел равные права и достоинство и мог отстаивать их вплоть до поединка с вождём, которого выбирали на общем сходе. Особенно уважительно русы относились к своему оружию, а потому имели отличное вооружение и качественные доспехи: кольчуги или бахтерцы, металлические конические шлемы с кольчужной бармицей, каплевидные большие щиты, мечи, секиры, тяжёлые копья-рожоны. Русы любили подраться и погулять, щеголяя дорогими украшениями: гривнами, браслетами, кольцами.
Из пришлых народов на Русской земле прежде всего надо выделить скандинавов, которых на Руси называли нурманами. Их отряды-хирды набирались исключительно по этническому принципу, из уроженцев Норвегии, Дании, Исландии, Фарерских или Шетландских островов. Нурманы имели вполне узнаваемый вид: высокий рост, мосластая худощавая фигура, грубые черты лица, длинные, заплетённые в косы светлые или рыжие волосы, густые усы, борода, светло-серые или голубые глаза, в одежде много меха и кожи. Нурманы имели слабые кожаные доспехи, но отличные шлемы, щиты и наступательное оружие: стальные мечи, топоры, копья, реже луки и стрелы.
Когда лишённый наследства младший сын уходил из дома в вик (разбойничий лагерь в каком-либо фьорде), его сразу объявляли умершим и заживо отпевали, как покойника. Обычно нурманский вик возглавлял сильнейший, опытный, авторитетный и самый жестокий воин – «король вика» или «виккинг». Нередко обитатели нескольких виков часто объединялись в боевой отряд – хирд, в котором главенствовал закон силы и воли вожака (ярла, хёрсира или хёвдинга), но вместе с тем важнейшие вопросы всего сообщества решались на общем нурманском собрании – тинге.
Нужно сказать, что все нурманы спокойно и равнодушно относились к убийству и смерти, как к части жизни. Поэтому кровавые и изощрённые ритуальные казни они считали нормальной обыденной необходимостью, а все иные народы воспринимали это, как свирепую дикость и кровожадное зверство. Со временем война стала образом и смыслом жизни викингов, да и всех древних скандинавов вообще. Ради даже небольшой добычи нурманы могли хладнокровно поголовно вырезать целые поселения и города. А, поскольку они предпочитали нападать с воды и воевать на море и реках, то чаще грабили прибрежных жителей. На своих больших боевых кораблях-драккарах они исходили всю Балтику, Северное, Баренцево, Белое моря, английские и французские воды. Викинги-нурманны разорили, ограбили и залили кровью побережья, а потом и внутренние земли Англии, Франции, стран Восточной Балтии и Северной Руси.
Иных пришельцев из Европы на Руси называли варягами. Название этого сообщества имеет спорное происхождение, толи от слова «враг», толи от «фряг», толи от «варанг», толи от «боряг». Прототипом варягов можно считать ватаги бойников-волкодлаков времён Антании, а их последователями стали казачьи курени.
В отличие от нурманов в варяжские дружины принимали выходцев из разных европейских племён и народов без ограничения, но в большей степени уроженцев Южной Балтии: ругов, поморов, ободритов, лютичей, вильцев, венедов, велетов. Главными условиями зачисления в варяжскую дружину были доказанные сила и боевые навыки, удачный воинский опыт, соблюдение варяжских законов и рекомендация авторитетных варягов.
Обычно варяжскую ватагу собирал знатный и авторитетный воин-ярл, владеющий каким-либо поселением. Позже на Руси варяжское словосочетание «боевой ярл» превратилось в «бояр», или позже «боярин».Если сильный и удачливый варяжский ярл захватывал и присваивал значительную территорию с несколькими городами и оседал на ней, то его именовали консом, конунгом или позже князем. Помимо разноплеменного происхождения варягов отличало более уважительное отношение к смерти и верховенство закона, который у варягов, как и у русов, назывался Правдой и соблюдался неукоснительно. Поэтому над волей ярла всегда стоял закон и воля общего варяжского схода. Что касается внешнего вида, то варяги придерживались венедского обычая: брили подбородки и виски, носили длинные усы и длинные волосы на темени и затылке. Как и нурманы, варяги нередко воевали на воде, но вместе с тем были универсальными бойцами, умели держать пехотный строй, точно били из луков и лихо скакали на лошадях. Как и все иные воители, они любили золотишко, хорошую драку и разгульную жизнь, но в отличие от нурманов осуждали жестокое насилие и никогда не путали воинский долг с развлечениями.
И наконец, местные туземцы, лесные жители, финно-угорские племена, которые изначально на Руси являлись большинством и в 9 веке представляли половину населения. Во времена неолита финно-угры имели несколько развитых культурных очагов, во многом опережающих соседние племена, но Великое Переселение народов подкосило их, и к 9 веку они безнадёжно отстали в цивилизационной гонке, так и оставшись на уровне позднего каменного века.
Имея огромный ареал расселения от Урала до Балтийского моря угро-финны разделились на восточных и западных ещё во времена скифского террора в 6 – 4 веках до н.э. На востоке племена мещеры, муромы, мери, черемисов, мордвы, веси опирались на древний культурный центр в междуречье Верхней Волги и Оки. На западе племена ижоры, вепсов, води, корелы, ливов, эстов ориентировались на балто-скандинавскую провинцию, вышедшую из древней культуры боевых топоров.
На этом первая лекция «Ведуна» закончилась, и мы дружно порысили в тренировочные залы, где хорошенько размялись, подшучивая над пока ещё хиловатым и неумелым Ополем.
А потом за нас взялась Букина Вероника Владимировна, получившая прозвище «Макошь». За три года жизни в Антании мы до тонкостей освоили древнеславянские наречия, но к 9 веку под влиянием тюрков на юге и скандинавов на севере язык заметно изменился. Пришлось немного подучиться и попрактиковаться. Самым сложным делом оказалось освоение именно древнескандинавского языка, тогда ещё общего и для всех балтийских народов. Более того, в 8-10 веках и Северная Русь тоже частично использовала для межплеменного общения язык нурманов, как французский в 19 веке, или английский в 21. Пришлось засесть за зубрёжку.
С нашим оружейником «Сварогом» мы подробно обговорили и изучили особенности оружия того времени, а таких особенностей оказалось немало, что определяло и технику боя, и слабые места такого оружия. В 9 веке мечи стали длиннее и тяжелее. Рассчитанные на ударно-рубящую технику боя они утратили острую заточку и остриё на конце клинка. С другой стороны однолезвийные топоры стали легче и шире, а наконечники копий разнообразнее.
Присутствовавший при нашем занятии «Варяг», кивал головой, а потом взялся за нас всерьёз, нарабатывая принятую в 9 веке силовую рубящую технику. Техника то простая: посильней молоти наотмашь железякой, бей, круши и сразу ошеломи напором. Но были в ней и несколько важных хитростей. Нам опускаться до такого примитива невозможно, и Варяг посоветовал поражать имеющих слабые кожаные доспехи нурманов уколами и просечками по конечностям, типичными для нашего обоерукого стиля боя. Нурманы не знают колюще-секущей техники и не смогут ей противостоять. С другой стороны, немалой проблемой был скандинавский круглый окованный щит из ясеня, которым нурманы владели виртуозно, и который сам по себе являлся грозным оружием. Поэтому в нашем арсенале вместо лёгкой сабельки появились боевые топоры «второй руки». Это была секира типа полэкса с «бородатым» лезвием и гранёным шипом-противовесом на обухе, а также с металлическими накладками-лангетами, усиливающими рукоять.
День за днём мы стали пропитываться атмосферой 9 века, и неизменным нашим поводырём по закоулкам русского средневековья по-прежнему оставался профессор Луцкий:
– Итак, други мои, сегодня мы с вами начнём осмысливать то самое таинственное трёхлетие междувластия в Северной Руси. И начнём мы издалека. Как известно, после войн и завоеваний Карла Великого на европейскую арену ворвалась новая сила – скандинавские викинги, которых на Руси называли нурманами. Это были до зубов вооружённые мобильные отряды морских разбойников и жестоких убийц, замучивших до смерти всю Балтию и весь европейский Запад.
Тогда жена южном берегу Балтики вокруг правителей, потерявших во время франко-саксонских войн свои владения, начали собираться в большие ватаги выходцы из разных приморских племён и народов. Как вы знаете, на Руси их прозывали варягами.
В хрониках того времени стал упоминатьсяи русский север, и граничащая с ним древняя северная страна Биармия, расположенная вокруг Белого моря и от него на юг вплоть до Ладожского озера. Коренные жители Биармии восточные кельты тысячу лет боролись с разными пришельцами и особенно с финно-уграми. Теснимые захватчиками кельты-биармы медленно век за веком отступали всё дальше на север. А в 8 веке в Биармию проникли и скандинавы, либо торгующие с биармами, либо их грабящие.
Грозные 8-9 века в истории Европы стали поворотными, поскольку распространённые войны Карла Великого прямо или косвенно повлияли на судьбы европейских народов. Именно тогда помимо нурманов и варягов в Северную Русь хлынули европейские беженцы, которые потеснили туземцев, но вместе с тем дали мощный толчок дальней торговле. Удивительным образом нашествие европейцев на Русь совпало с торговыми интересами арабского Халифата, в котором накопился значительный избыток серебра при недостатке товаров. И это при том, что сама равнинная Русь, не имея рудных месторождений, всегда испытывала серебряный голод при избытке ходовых товаров.
Таким образом, интересы Европы, Халифата и Руси совпали, и в считанные годы арабские и европейские купцы проложили торговый путь из Халифата в Балтию по Волге и через Северную Русь. Вскоре на том пути возникло несколько промежуточных торговых площадок, рядом с которыми разрослись города: Альдейгья (Ладога), Новый град, (бывший Словенск), Алаборг (Олонец), Белоозеро, Сар (Ростов), Булгар.
Однако войны в Европе продолжались, и не иссякал поток европейских беженцев, спасающихся от бесконечного насилия и ищущих спокойные и благополучные земли. И то переселение в Северную Русь было настолько долгим, что жители Балтии назвали его «остервег» – «восточный путь».
Однако следом за переселенцами и торговцами на Русь неизбежно притащились и бандиты из разных стран Балтии, учуявшие запах арабского серебра. А в Биармии и соседней с ней Северной Руси и вовсе начался период засилья скандинавов, которые объявили себя господствующим сословием.
Однако жажда наживы неизбежно привела захватчиков к жестоким взаимным конфликтам, и Северная Русь стала полем боя данов, свеев, норвегов, варягов, которые сцепились за право стать главными грабителями местных кривичей, словен, карелов, вепсов и биармов. Так окольными путями Северная война переползла из Европы на Русь.
Шведы (свеи), которых по старой памяти на Руси называли готами, высадились в устье Двины в 735 году. Они прошли вверх по Двине, перебрались на Днепр и начали разбой по всей реке вплоть до Киева. И без того измученная набегами, ограбленная и обездоленная страна погрузилась в хаос. Примерно тогда же на Верхнем Днепре появились шведы и даны.
А, когда в том же 8 веке Хазария подчинила полянские, радимичские, северянские(савирские) и вятичские земли, принудив их платить дань, вся и без того разрозненная Русь разделилась натрое: скандинавский север, хазарский юг и русский центр.
После лекции я долго общался с Ополем, и так, и этак обговаривая способы и тематику съёмок и сохранения материала. В конце концов, решили одну камеру-регистратор смонтировать в шейной гривне, которую Ополь никогда не станет снимать. Другую камеру с отличной оптикой и матрицей, замаскированную под подвеску-амулет, предполагалось использовать для наиболее качественной художественной съёмки. Третью камеру оставили в резерве на случай повреждения основных и для стационарной съёмки. Немного подумав, Ополь счёл, что шести сотен максимально ёмких флешек для записи будет достаточно. Для надёжности в операторский комплект вошли четыре энергонакопителя на фотоэлементах и десяток аккумуляторов. Что и как снимать, пусть Ополь думает сам, на то он и спец.
Чем дольше я работал с Ополем, тем он мне больше нравился своими увлечённостью, ответственностью и чётким пониманием задачи. Однако само по себе летописание похода дело творческое, побочное, я бы сказал факультативное, а в составе команды Ополь числился штатным лекарем. От такой перспективы он скривился, будто полыни пожевал, но согласился. После этого наши медики начали его натаскивать на оказание разной неотложной помощи.
Подготовка к экспедиции занимала немало времени. Дома я бывал всё реже, но ни на минуту не забывал о состоянии Лары. Бедная моя жена, достался же ей муж несуразный. С другой стороны, и я вроде бы невиновен, ведь не из праздного удовольствия мотался по прошлым векам, и дни напролёт занимался спецподготовкой. И так неладно, и так нехорошо.
Повседневная подготовка воспринималась, как рутинная, но необходимая работа, среди которой немного выделялись лекции профессора Луцкого, упорно вгоняющего в наше сознание фактуру того далёкого времени:
– Все интересующие нас события произошли к югу от Биармии на ладожско-новгородской земле. Главный торговый город в тех краях Альдейгья (Ладога) появился на реке Волхов вблизи её впадения в Ладожское озеро, или, как его называли местные биармы и карелы – озеро Нево, или Невозеро. Альдейгья возникла на восточном торговом пути примерно в 740-750 годах одновременно с торговыми ганзейскими городами: Хадебю, Любеком и Биркой. Сначала все эти небольшие на 500-1000 жителей фактории вовсе не имели укреплений, лишь рвы с валами и тынами. А, когда поселения забогатели и разрослись, то обзавелись городскими стенами, башнямии цитаделями-детинцами. И, что характерно, изначально экономика всех этих ганзейских городов начиналась с торговли рабами из разных уголков Европы. Лишь по большей части славянский Новый город, что стоит у истоков Волхова из озера Ильмень избежал порока и позора работорговли. Почему порока? А потому что этот врождённый наследственныйдефект западных городов на все последующие века определил бесчеловечный характер их экономики, нацеленной на безудержное обогащение правящей верхушки за счёт жизней и судеб простых людей.
Шло время, и год от года поток европейских мигрантов, балтийских торгашей и скандинавских бандитов в Северную Русь увеличивался. Как следствие, страну захлестнули насилие, грабежи и война всех со всеми. Неизбежно дальняя торговля захирела и почти прекратилась. И тогда новгородское вече обратилось за помощью к ободритскому князю Буривою, который в ходе войны с данами и саксами потерял свои владения. Он откликнулся и явился на Русь с дружиной. В ходе боёв с нурманами Буривой неизменно побеждал и проиграл лишь однажды, когда погиб в Карелии. В Новгороде место павшего князя занял его сын Гостомысл.
Завоёванное Буривоем затишье закончилось вместе с вторжением в Ладожско-Новгородскую землю банды изгнанного из Дании принца Людбрандта Бьёрна. Тогда в боях с данскими захватчиками погибли старшие сыновья Гостомысла, и в живых остался лишь младший Вадим. Спасая Новгород от разорения, Гостомысл вынужденно смирился с присутствием данов на Ладоге и отдал Бьёрну в жёны свою дочь Умилу, после чего установился недолгий мир.
Для понимания логики и связей всех последующих событий, имеет смысл обратить внимание на второго сына Бьёрна и Умилы – Хергейра по прозвищу Хрорек. Его похождениям на Руси предшествовала долгая и запутанная борьба за власть в Дании, а потом и за родовые наделы во Фрисландии, что находится в устье Рейна.
После того как сын Карла Великого франкский король Лотар объявил Хрорека пиратом и изменником и изгнал из родовых владений, тот собрал большую варяжскую ватагу, принялся грабить купцов в Восточной Балтии и, в конце концов, добрался до новгородских земель, в которых правил его дед Гостомысл. Захватив на правах правнука Буривоя земли вокруг Ладожского озера, Хрорек объявил Альдейгью своей столицей. Для сбора податей, пошлин и налогов он посадил в ней наместником своего племянника Ульфхелля по прозвищу Хелегов, а сам отправился в Европу, чтобы попытаться вернуть свои рейнские владения.
Владения вернуть не удалось, и, помотавшись по морям и потерпев ряд поражений, Хрорек решил вернуться на Русь, считая, что помимо Альдейгьи у него есть и право и на Новый Город.
Якобы по призыву своего деда Гостомысла Хрорек самовольно вступил в Новгород под предлогом защиты от нурманов. Вместе с ним прибыли и варяжские дружины во главе с ярлами Трубором (Торгваром) и Синеусом (Сагнюсоном). Этот эпизод призыва Хрорека, или по-славянски Рюрика, отражённый в Начальной летописи почему-то стал считаться годом начала Руси.
Однако новгородские словены отвергли превосходство Рюрика, отдав предпочтение последнему сыну Гостомысла Вадиму. В ходе восстания воинственные варяги и даны наголову разгромили кое-как вооружённое новгородское ополчение. Вадим погиб в бою.
Победивший Рюрик объявил себя правителем всей Северной Руси, после чего её стали называть Русью Варяжской. Но, ни словены, ни корелы, ни весины не признали Рюрика и не простили ему кровавого захвата власти. Также не признали чужака и русы, живущие к югу от озера Ильмень. Разгоревшаяся гражданская война, обострила отношения и внутри варяжской знати. В итоге на фоне полного здоровья странной смертью умерли ярлы Трувор и Синеус, и единственным князем остался Рюрик.
Вместе с тем, не смотря на властную неразбериху в Северной Руси, остервег продолжался, и Европа продолжала выплёскивать на восток волны переселенцев и хирды викингов, ограбивших и замучивших всю Биармию, а также Приладожье и Новгородчину. И тогда, желая избавить свои владения от засилья нурманов, Рюрик перенаправил их агрессию, громко объявив большой поход на юг, главой которого назначил мятежного ярла Аскольда, вернее – Тира Скальда по прозвищу Лучник (Буескиттер). Собравшиеся со всей Северной Руси самые бедовые и опасные головорезы спустились вниз по Днепру, моментально захватили Киев и всё Среднее Поднепровье. Там Аскольд организовал что-то вроде вольной разбойничьей республики, в которую стали стекаться вояки со всей Руси и Европы. Не прошло и трёх лет, как в 866 году это скопище бандитов и грабителей уселось на корабли, вторглось в Византию и разорило несколько городов и предместья Константинополя. Жестокость и ярость того набега отразилась в византийских хрониках патриарха Фотия.