Леввей Фаддей и Левий Матфей. Оба они колена Левина. Но это родовое имя. Означает оно только то, что ещё их предки посвятили себя религиозному служению. Братьями они не были.
Фаддей, известный также под именем Иуда Иаковлев, являлся главой общины зелотов, аскетов-подвижников. К ним, непримиримо и воинственно настроенным к существующей власти, Иисус пришёл в пустыне.
Улыбчивый и открытый он спрашивал и слушал, спрашивал и слушал. На резкие слова Фаддея почти не отвечал. Но те короткие, точные и остроумные реплики Иисуса на громкие негодующие выпады Фаддея и его окружения возмутили его душу. Иисус ушёл. И вдруг Фаддей узнал, что Иисус учит на берегах Кинеретского озера, и среди его учеников Филипп! Филиппа Фаддей знал неплохо. Сам он избрал путь зелота, но очень высоко ценил его толкования пророков. Смятенный Фаддей отправился на озеро.
Здесь Иисуса слушал он, слушал его обсуждения и разбирательства с Филиппом, пытался протестовать, порой переходя на крик. Но в какой-то момент осознал: то, что он так рьяно пытается оспорить, на самом деле, мелочь, а сам он, по сути, теперь полностью охвачен идеями Иисуса.
Но такая, уж, особенность великих учений: чем больше ты ими проникаешься, тем больше тебе их не хватает. Неожиданно для самого себя Фаддей стал убеждённым учеником Иисуса.
Что касается Левия Матфея, то он, и правда, был мытарем, сборщиком налогов. Налоги собирались, можно сказать, в пользу римлян, оккупантов и поставленных ими правителей. Поэтому мытарей всегда воспринимали как предателей и нарушителей традиций. Грешник, язычник и мытарь – одно и то же. Любое общение с ними – грех. Озлобленные таким отношением мытари отвечают тем же. И пользуясь своей должностью, многие, конечно, набивали свои карманы. Матфей стал мытарем не по своей воле. Его назначили, несправедливо отправив из Храма в Иерусалиме. Отказаться он не мог. Но обиделся ужасно. Да, деньги к нему шли, разбогатеть было пара пустяков, но Матфей ненавидел свою должность и такие деньги.
Как это почувствовал Иисус, Матфей разбираться не стал. Их разговор у таможни короткий до невообразимости он вспоминал не раз: – Не по душе занятие мытаря? – Иисус остановился у кассы, где сидел Матфей.
– Кому оно может нравиться? – зло ответил тот.
– Так, брось его! Идём со мной!
Матфей не раздумывал ни секунды, встал и пошёл следом. Окрики бывших сослуживцев за спиной вскоре стихли, – им достался приличный куш с его бегством. А Матфей нисколько не пожалел о своём уходе. Он понял, что обретает друзей и единомышленников, и что-то ещё очень большое и невыразимое. Матфей почувствовал себя нужным, находящимся в центре событий и сразу стал записывать. Образование книжника, – куда деваться?..
Кто-то, наверное, может подумать, что Иисус легко набирал сторонников, и, что многие скоро присоединялись к его общине, стараясь разделить с ним его мысли и его судьбу. Однако, это далеко не так. Очень уж необычные мысли проповедовал он и его сторонники. Настолько необычные, что даже родные люди, даже его братья, долгое время совершенно не разделяли его взглядов и сторонились его.
Что касается его матери, понятно, она по-особенному относилась к своему сыну. И особым стало отношение верующих в её сына к ней самой. Она должна быть рода Давидова, как предсказано для Мессии. А поскольку сын – Бог, она больше, чем ангел, ибо ангелов сотворил Бог, а она, можно сказать, сама сотворила Бога. Что правда, то – правда: она действительно была удивительной. И, конечно, история её рождения просто не может не быть красивой легендой, впрочем, весьма напоминающей подобные. Не буду утверждать, что всё неправда. Это было бы чересчур.
Но послушаем, что говорил Барамон.
Жил в Вифлееме священник Матфий из колена Левина, рода Ааронова. Его жена, Мария, была колена Иудина, из города Вифлеема. У них было три дочери: Мария, София и Анна. Всех трёх они выдали замуж.
Старшая, Мария, вышла первой в Вифлееме и родила Саломию. София также в Вифлееме и родила Елизавету, мать Иоанна Предтечи.
А в Назарете Галилейском жил Варпафир. потомок царя Давида по линии его сына Нафана, колена Иудина. Род был знатный и богатый, И был у него сын Иоаким. И женился Иоаким на Анне, младшей дочери священника Матфия. Оба были царского рода Давида колена Иудина.
Богатству и благополучию счастливой пары завидовали все. Завидовали обилию и разнообразию их скота: овец, коз, коров, лошадей, быков. Деньги шли к ним легко, и без убытка. А как удивляла их щедрость!
Часть своих доходов Иоаким отдавал на жертвенник и священству, часть на милостыню. И уважали его за это.
Дожив до преклонных лет, супруги продолжали любить друг друга, а детей Бог им не давал. Бесчадие для иудея несчастье и стыд, кара Господня за грехи. Значит, не может в их роду родиться тот, кто поразит главу древнего змея-сатаны, того самого, который когда-то совратил Еву. И поносили Иоакима завистники и спрашивали его:
– Как ты можешь приносить жертвы Богу? Разве ты не знаешь, что недостоин приносить дары вместе с нами, ибо ты не оставишь в Израиле потомства?
Иоаким и Анна терпели унижения, не озлобляясь. Верили и не теряли надежду.
– Вспомните, – отвечали они, – жена Авраама, Сарра, Сарай, первая из четырёх прародительниц еврейского народа, родила Исаака в 90 лет!..
Господь ниспошлёт нам ребенка по молитвам нашим…
Но случилось однажды, сказал Иоакиму в Иерусалиме первосвященник Иссахар:
– Ты не имеешь детей, а, значит, и благословения Божия: есть, наверное, у тебя тайные грехи. И нельзя принимать от тебя дары.
Сильно опечалился Иоаким и ушёл в пустыню, там плакал и молился.
– Скажи, Господи, в чём моя вина, что ты так наказываешь меня, – вопрошал он и говорил. – Пусть слезы мои будут мне пищею, а пустыня сия домом, пока не услышит и не отнимет от меня поношение Господь Бог Израилев!
Сорок дней Иоаким усердно молил Господа, чтобы Он помиловал его и даровал в старости плод его супружеству, как некогда Аврааму.
Дома жена его, Анна, узнав о происшедшем, горячо молилась и плакала неутешными слезами.
И были их молитвы услышаны, зачала Анна, родила дочь Марию, и умерла родами, как ей было предсказано в детстве.
Настолько семидесятисемилетнего Иоакима опечалила смерть любимой жены, что захворал он и сильно ослаб. И даже несказанная радость от рождения долгожданного ребёнка не могла поставить его на ноги. Решил Иоаким посвятить богоданного ребёнка Богу и Храму. Тому самому Храму, что в Иерусалиме на Храмовой горе. Для служения в нём назначены потомки колена Левина – левиты. Там хранился Ковчег Завета со Скрижалями Завета и херувимами. Там единственное разрешённое место жертвоприношений, приносимых священниками – коэнами.
Известно же, Храм не просто место поклонения Господу. Храм – всё для иудея. Это его жизнь. Здесь проходили заседания Высшего Суда, Синедриона. Первые плоды следовало нести в Храм и съесть там. Без Храма не мыслились ни принесение жертв по случаю рождения ребенка, ни очищение после смерти родственника. Богослужение на главные праздники Песах, Шавуот и Суккот, исполнение заповеди ежегодного паломничества в Иерусалим. И так далее, и так далее.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги