Спускаясь с горы, у замерзшего родника дервиш встретил бедную женщину, которая предложила старцу отдохнуть и обогреться у огня. Она накормила странника, хотя сама была очень голодна, предложила переждать непогоду в ее скромном жилище.
Обрадовался гость, что встретил доброго человека, и поведал бедной женщине, что он не простой дервиш – а, Ангел, что бродит по земле и наблюдает как живут люди, как чтут заветы Всевышнего, как соблюдают Божьи заповеди. Смотрит, чтобы добро и благодать были на всей Земле.
Рассказал Ангел: во многих странствиях побывал он, но такой скупости и жадности, такого не почитания Бога как в этом городе он не встречал, нигде.
Отдохнув и отогревшись у огня, старый дервиш взял с собой женщину. Спустились они с горы вместе и когда ступили к ее подножию, загудела, затряслась земля!
Огромный раскат грома и густое облако дыма, каменной пыли и огня окутали вершину. Много дней и ночей невидно было ни горы, ни ее вершины. Таким густым и греховный был туман над горой.
Когда все развеялось, люди увидели – что у горы нет вершины, а стала она похожа на огромный стол, на память всем людям, что не стоит забывать святой обычай гостеприимства.
Местные жители, жившие неподалеку, так и стали называть гору – Трапезус, что значит по-гречески «стол», или Чатыр Даг, что означает Шатер гора!
Склоны Чатыр Дага покрылись красивейшим лесом, на большом плато, и его склонах забили родники, множество птиц и зверей поселились на горе, обилие съедобных ягод, грибов, лечебных трав поразило людей своим разнообразием.
Теперь каждый путник может найти здесь приют, пищу или укрытие от непогоды в многочисленных гротах и пещерах. Ко всем добр старик Чатыр Даг.
Но бывает, что густой туман окутывает плато Чатыр Дага, чудится людям, огромная вершина зловеще выглядывает из-под небес и горе тогда тому путнику, что впотьмах или тумане забредет на склоны горы.
Помнит гора нечестивцев, предупреждает добрых людей… Не ходи на Чатыр Даг в непогоду, остерегайся тумана.
Легенда о скале Тузлух (Сырная скала)
Давным-давно на берегу моря в одном ауле жил богач. Был он очень богат, очень скуп, очень жаден. Как нажил он свое состояние, никто не знал. Поговаривали, что якшается он с самим Шайтаном.
Из-за всего этого, а может по тому, что был он неимоверно толст и походил на огромную кубышку для хранения соли, называли его все добрые люди просто – Тузлух.
Тузлух при таком прозвище вообще не огорчался, на людей по мелочам не злился – как может огорчаться человек похожий на мешок с добром.
Вывести Тузлуха из себя могла только одна единственная причина – потеря денег. Ни что тогда не могло остановить ярость жадного богача. Даже если поводом была обычная выплата заработка батраку или не дай Бог просьба о помощи.
Один год, в то далекое время выдался для людей трудным. Непомерно трудным. Тяжким. Урожай пропал. Второй раз посеяли, великая засуха не дала всходам подняться. Запасы семян иссякли. Сады не давали плодов. У людей мало осталось еды, её практически не было. Не было ни у кого. Только один Тузлух как клещ толстел, жирел и богател.
В его закромах было так много припасов, что продукты портились, и богач их выкидывал. Простая мысль, что можно поделиться с бедствующими односельчанами, помочь голодающим, умирающим людям ему даже не приходила в голову.
Больше всего у Тузлуха было молока, и сметаны. Жил богач в конце деревни у моря, а на другом краю у гор было у громадное пастбище, где паслись его несметные стада отборных коз.
Такой был жадный человек, ни с кем не делился, никого не жалел.
Так вот, в самое голодное время, когда односельчане жадного богача погибали от голода, решил Тузлух нажиться и продать за морем свой товар подороже, а так как боялся, что его обворуют или еще хуже – кто-то из односельчан попросит еды. Попросит просто так, то и решил Тузлух сам перенести все добро, все молоко и сметану на пристань в свой личный корабль. Таким он был жадным.
Взвалил Тузлух бурдюки на плечи и потащил. Идет, шатается от тяжести, а из бурдюков вытекает молоко, течет сметана – прохудились бурдюки, но от скупости и злости не замечает этого жадный человек.
Подошел к Тузлуху сосед, который был очень голоден, но и очень горд, и только хотел сказать, что теряет свое добро Тузлух, как рявкнул на него богач:
– Отойди! Не проси! Не желаю тебя слушать! Твои дела меня не касаются!
А сам бурчит себе под нос:
— Этот народ только и хочет меня облапошить!
Сосед отошел с пути жадного человека и замолчал.
Пошел богач дальше. Многие хотели предупредить Тузлуха, что теряет он добро, что порваны бурдюки, что течет, сметана и выплескивается молоко, но на всех зло кричал богач, никого к себе не подпускал.
Много дней и ночей перетаскивал Тузлух добро на корабль, целыми днями и ночами текли молоко и сметана на дорогу. Не замечал этого злой и жадный Тузлух, везде ему мерещились голодные попрошайки и люди, которые только и ждут, как бы урвать у него кусок его добра.
Погрузив пустые бурдюки на корабль, глупый и жадный богач ночью уплыл на корабле за море.
А наутро на месте дороги, которая простилалась вдоль моря, люди нашли огромный кусок сыра, он был таким вкусным и таким большим, что этого сыра хватило накормить всю округу, да еще и соседним деревням досталось, все люди были спасены от неминуемой голодной смерти.
Ели-ели этот сыр очень долго. Но так и не доели. Всем хватило, все были сыты.
Спустя время сыр превратился в камень. Его и сейчас можно увидеть на берегу моря.
Лежит сыр, ждет жадного человека, напоминает людям о прошлом, не будь высокомерным и жадным, будь учтив и внимателен к людям, с пониманием относись к ближним. Тогда счастье, добро и богатство не уйдут от тебя, а будут лишь приумножаться.
Легенда о крымских подснежниках
Давным-давно под горой Чатыр Даг жила девушка, была она очень красива и скромна, звали ее – Ангара. Занималась Ангара сбором ягод и трав, продавала нехитрые лесные припасы на базаре. Тем и жила.
С южной стороны великого Чатыр Дага стояла грозная крепость, оплот всего побережья.
Королем той давней страны был великий и могучий Эклизи. Был у короля сын, принц Бурун.
В один прекрасный солнечный дней гуляла Ангара в лесу, собирала ягоды. Неожиданно на поляну, где была девушка, выскочил всадник – принц Бурун, охотился здесь принц на оленей. Посмотрел Бурун на Ангару и тотчас влюбился в нее без памяти и захотел взять девушку замуж.
Сильно разозлила могучего правителя Эклизи новость о скорой женитьбе и необдуманный поступок сына. Не дал король отцовского благословения на свадьбу с простолюдинкой, а назначил венчание принца Буруна с соседней принцессой.
Как ни уговаривал Бурун своего отца, все было тщетно. И тогда влюбленные решили сбежать.
Эклизи вскоре узнал о планах сына и был в ярости. Выслал король многочисленное войско в погоню за беглецами.
Бурун и Ангара ночью выбрались за крепостные стены и бежали со всех сил, но вскоре услышали топот коней, топот приближающейся погони.
Обратились они с мольбой о помощи к горе. Подсказала гора спасение. Взобрались беглецы, на высокие секвойи, растущие с южной стороны Чатыр Дага, и спрятались в их кроне. Пронеслась погоня мимо.
Поблагодарив могучие деревья, влюбленные побежали дальше, в гору.
Трижды нагоняли стражники короля Эклизи Ангару и принца Буруна, трижды беглецы обращались к великой горе. Три раза спасал их старик Чатыр Даг, уводя погоню в сторону.
Вскоре сам король Эклизи возглавил преследование и со сворой гончих собак взял след сына, буквально по пятам, неотступно следовал король за беглецами.
Превозмогая самих себя, принц Бурун и Ангара добрались до края отвесной скалы возвышающейся с восточной стороны Чатыр Дага. Огромная пропасть разверзлась перед влюбленными. Все ближе была погоня, все яснее различались голоса преследователей…
Тогда, дабы не быть разлученными, взялись они за руки и попросив гору чтобы она никогда не разлучила их, бросились со скалы вниз…
Примчавшийся король Эклизи не увидел никого ни на краю обрыва, ни внизу. Ни мертвых тел, лежащих глубоко в ущелье, ни живых Буруна и Ангару на склонах горы.
Пропасть, была настолько глубокой, и отвесной, что добраться до места падения было невозможно. Заплакал горестно король Эклизи, понял, что стоял наперекор воли влюбленных и направил коня в обрыв, но верный конь понес короля по яйле, по верхнему плато. Долго скакал в безумной скачке могучий конь короля Эклизи, но грянул гром и окаменел вдруг король, окаменел его конь.
Эклизи стал камнем – скалой, с тех пор на горе Чатыр Даг две вершины: Ангар Бурун и Эклизи Бурун, а под Ангар Буруном течет быстрая речка – Ангара…
Сами же Ангара и Бурун, ударившись о землю, превратились в нежный первоцвет – подснежники. Эти цветы всегда растут здесь под горой в большом изобилии, и найти их можно уже по всему Крыму.
Растут крымские подснежники только парой, и ни что не может разъединить цветы, каждый год рождаются они вместе и каждый год умирают, тоже вместе.
Подснежники всегда встретишь в крымском лесу весной, осенью, или даже зимой, но не разлучай их, не рви и тогда это малое, но доброе дело, несомненно, принесет счастье.
Легенда о Большом каньоне Крыма
Давным-давно, когда народ был единым, и не было наций. Когда первые люди только-только стали селится в Крыму, а горы были низкими, точнее их вообще не было, была только холмистая земля и великая степь, и только кое-где, ближе к морю высились утесы, на одном из холмов в самом центре Крыма поселился странник – одинокий старик.
В одном из холмов странник вырыл пещеру, в ней и жил. Люди сторонились пришельца. Был он всегда один, отзывался именем Бойка. Кто был старец и откуда пришел никто не знал. Занимался старик собирательством. Питался ягодами и тем, что давал ему лес.
Часто – да практически всегда, когда Бойка не занимался сбором – можно было увидеть старика молящегося на вершине холма.
Неистово вздымая руки к небу, молился отшельник, просил прощения у Всевышнего, вымаливал великий грех, которого не знали иные люди.
В гости к старцу никто не приходил, многие его просто боялись. Однако со временем над холмом, где жил отшельник появилось свечение, так Бог отметил старания старца.
Стал старик любимцем Бога. Отшельник как мог, помогал потерявшимся и заблудившимся в тумане путникам, многих лечил от всевозможных недугов. Когда спускался с холма и ходил в великую степь лечил людей в селениях.
Видя такой оборот дел, злой Шайтан, который частенько шнырял по окрестностям и делал всевозможные пакости, закипел злобой:
– Как же так! Старец – грешник. Имеет великий грех и прощен Богом! Ведь Бойка недостоин такого внимания и любви Бога! А Бог принял его и считает его достойным, да что достойным – Святым человеком!
Так злился Шайтан, строил скверну и начал делать всевозможные пакости старцу, сбивать с Божьего пути и всячески искушать его греховными усладами.
Старец долго не замечал проделок Шайтана, или делал вид, что не замечает искушений, но однажды обратился с мольбой к Богу о наказании Шайтана, чтобы Шайтан не сбивал с истинного пути верующего человека.
Разрешил Бог наказать Шайтана за его проделки и похабщину.
В один вечер, старец разжёг костер в очаге своей пещеры, поставил на огонь казан с маслом и раскалил его докрасна.
Глубокой ночью, на холме появился злой Шайтан, стал корёжиться и смеяться над Богом и над старцем, искушать его всякими непристойностями.
Бойко открыл занавес, заменяющий дверь в пещеру и крикнул Шайтану:
– Заходи, отведай яства для услады!
Шайтан обрадовался!
Кинулся к пещере отшельника засунул радостно (что все же искусил отшельника!) морду в дверной проем, раскрыл пасть, чтобы разом попробовать все угощения. Тогда старец взял, да и сунул кипящий с маслом казан в пасть глупого Шайтана!
Грянул гром, содрогнулась земля, затряслись холмы, взбурлило море!
По всей земле прокатилась волна ярости. Начал биться от боли в конвульсиях Шайтан – не искушай человека!
Отступила великая степь, где были холмы, вздыбилась земля, взлетели в небо скалы – вершины из камней и глины, и появились горы!
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги