Еnglish for communication
Учебное пособие по английскому языку
Елизавета Хундаева
© Елизавета Хундаева, 2019
ISBN 978-5-4496-6000-8
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Учебное пособие состоит из шести разделов, посвященных некоторым лексико-грамматическим и речевым трудностям повседневного и делового общения, включая речевое поведение на форумах, официальных и деловых встречах. К каждому разделу прилагаются речевые образцы.
Предназначено школьникам, студентам, аспирантам и лицам, занятым в сфере делового общения и всем тем, кто интересуется английским языком.
Предисловие
Цель пособия – помочь учащимся в овладении речевыми навыками и умениями, т.е. способностью коммуникативно мотивированно и ситуативно обусловлено пользоваться средствами языка и речи. Для этого необходимо формировать у учащихся сначала языковые навыки – автоматизированные приемы речевого действия, затем речевые навыки. Последние формируются посредством как языковых упражнений, в результате чего достигается выполнение речевого действия, осуществляется презентация комплекса признаков, так и речевых упражнений, которые делятся на два типа.
Первый или условно-речевые упражнения имеют целью сформировать устойчивые речевые стереотипы. На данном этапе задаются определенные условия. Второй тип или собственно речевые упражнения способствуют развитию коммуникативных умений, т.е. способности употреблять ранее отработанные модели в реальных условиях общения, осуществляется перенос приобретенных знаний в процесс естественного общения.
Речедвигательные, т.е. произносительные навыки – основные при обучении говорению и аудированию, главным аспектам прямой коммуникации, далее следуют слуховые. Исходя из этого, большое внимание уделяется произношению и слушанию. Необходимо сначала многократно произносить слово или фразу в соответствии с образцом, добиться беглости с учетом фонетических изменений, происходящих при беглом проговаривании, обращать особое внимание на ритм, ударение и интонацию. Далее следует отработка моделей в условно-заданных ситуациях и, наконец, их экстраполяция в реальное речевое общение.
Рекомендуется осуществлять постепенный переход от предъявления материала к его осмыслению, закреплению и употреблению в живой речи. Все эти установки желательно соблюдать на каждом уроке, дозированность того или иного этапа зависит от контингента, уровня знаний, психологических особенностей, целей и задач, условий обучения и других факторов.
В пособии представлены тренировочные языковые упражнения, но следует каждое языковое лексико-грамматическое явление выводить на уровень условной и реальной коммуникации. Поскольку их очень много и время использования их и количество весьма индивидуальны, они остались за рамками пособия. Следует обращать внимание на расширение словаря коммуникативно-мотивированных и ституативно-обусловленных высказываний, помочь переходу их с рецептивной базы на продуктивную.
Конечной целью обучения является помимо всего овладение языковым материалом. Необходимо формирование языковых навыков, без которых невозможно развитие качественных языковых и речевых умений. Всегда существует необходимость интенсификации учебного процесса, которая предполагает достижение максимально качественных результатов в заданное программой время.
Это невозможно без рациональной организации работы, представляющей собой познавательную деятельность, выполняемую как под руководством преподавателя на занятии, так и по заданной программе во внеаудиторное время. Следует принимать во внимание практические цели по овладению мастерством естественного говорения, учитывая психологические особенности обучаемых, их интересы и уровень подготовки.
В процессе обучения речевой деятельности учебный материал усваивается всегда определенными дозами и владение им должно быть доведено до уровня умения. Умение же основано на речевых навыках: произносительных, лексических и грамматических, которые в процессе речевой деятельности слиты воедино и неразрывно. В соотвествии со спецификой речевых навыков как автоматизированных операций при выполнении речевых действий (умений) и согласно последовательности основных этапов формирования навыков можно выделить три этапа. Ориентировочно-подготовительный этап, в процессе которого обучаемые знакомятся с дозированным материалом и выполняют первичные речевые операции по образцу, начитанному диктором или предъявляемогу непосредственно преподавателем. Создается ориентировочная основа как необходимое условие для последующего формирования навыка. Далее может следовать стереотипизирующий этап по автоматизации компонентов речевого действия. Тренируемые языковые явления остаются константными, повторяющимися без существенных изменений на основе меняющегося содержательного фона. Процесс автоматизации речевых операций состоит в многократном выполнении соответствующих операций. Далее может следовать этап варьирования содержания материала. Цель этого этапа – автоматизация речевых операций и формирование «лабильных» свойств навыка, его гибкости, создается психофизиологическая основа динамического речевого стереотипа.
С целью экономии учебного аудиторного времени возникает вопрос о рациональной организации самостоятельной работы. Учащимся желательно работать в режиме самотренировки с использованием фонозаписей. Первичному закреплению способствуют имитационные упражнения, призванные оставить следы нового материала в речедвигательном анализаторе учащихся. Желательно, чтобы учащийся записывал свое исполнение и сравнивал с образцом, что удобно и для контроля со стороны преподавателя.
Сначала выполняется фонетическая отработка материала, после овладения произносительными и интонационными навыками можно приступить к работе над лексикой и грамматикой, семантико-структурными единицами. Каждая лексическая единица, словосочетание или сверхфразовое единство повторяется несколько раз, каждый раз на более высоком уровне. На этом этапе воспроизвлдства осуществляется перенос всех полученных знаний в реальную практику общения, что требует активизации творческих усилий учащегося.
Пособие дает возможность творческого подхода к предъявлению, закреплению и переносу материала посредством комплекса аналитических и речевых упражнений. Можно использовать предметную наглядность для развития ассоциативной памяти, карточки, схемы, картины, игротеку, фонотеку и другой иллюстративный материал.
Unit I
The phonetic exercises
The tongue-twisters (cкороговоркa)
In pin safety pin, in pin out.
Ann and Dan pat a cat in a hat on a mat.
I had a proper cup of coffee in a proper coffee-cup.
She sells sea-shells on the sea shore. The shells that she sells are sea-shells, I’m sure.
Peter Piper picked a peck of pickled peppers, the peck of pickled peppers Peter Piper picked. If Peter Piper picked a peck of pickled peppers, where is the peck of pickled peppers Peter Piper picked?
The reading exercises
The sharp edge (острый край), that large house, these thin books, the same room (та же комната), a wide range (широкий диапазон), a long term (длительный срок), a strong will (сильная воля), the hot sun, the best things, the next stage, her left hand (ее левая рука), a thick line (жирная линия), a good job (хорошая работа), a bad mark (плохая оценка), a wide gap (широкий пробел), the black coal (черный уголь), a weak bond (слабая связь), the same forces (те же силы), a good play, the next stop, a long way, the last time (последний раз), the South lands, my clean table.
The long road, this slow train, the main rule, this dark spot (это темное пятно), those bad days, these black tubes (эти черные тюбики), a loud sound, this high wall (эта высокая стена), a pressing matter (срочное дело), under the sofa (под диваном), on the roof (на крыше), in the sky (в небе), at her table (у ее стола), on those long shelves, behind the sofa (за диваном), beyond the house (за домом), beyond understanding (вне понимания), beneath the blue sky (под синим небом), above the stove (над печью), between the bookcases (между книжными шкафами), among the people (среди людей).
Near the office (около офиса), round the corner (за углом), in the picture (на картине), within two days (в пределах двух дней), during this week (в течение этой недели), for that reason (по этой причине), in the centre (в центре), under his desk (под его письменным столом), in our institute (в нашем институте), on a sheet of paper (на листе бумаги), in his box (в его коробке), at the window (у окна), in the corner (в углу), on the ice (на льду), in her bag (в ее сумке), in our street (на нашей улице), in Solnechnaya street.
In the hotel (в отеле), the work of our enterprise (предприятиe), the names of the pupils, the words of this sentence, the pages of this book, the main task of their work, the contents of this chapter, the structure of these particles (частицa), the future of our children, the seasons of the year, their teacher of French, the sense of duty (чувство долга), this part of speech (эта часть речи), the names of these parts of speech, in the corner of the room, on page five of the book (на странице 5 книги), in Chapter III (в главе Ш).
The articles and pronouns
A book, a play, a part, a day
An apple, an end, an arm, an aim
The [ðə] forces, the state, the waves, the changes
The [ð׀] apples, the arms, the aims, the end
This book – these books; this town – these towns
That thing – those things; that day – those days
My book, my box, my thing, my house
His book, his box, his things, his house
Her book, her box, her things, her house
Its work, its form, its name, its length
Note: The part’s name – наименование детали.
Its name – ее (детали) наименование.
Our town, our things, our work, our house, our friend
Your town, your things, your work, your house, your friends
Their town, their things their work, their house, their friends
The possessive (притяжательный) pronouns
My – мой; his – его; her – ее; its – его, ее; our – наш; your – твой, ваш; their – их.
The relative (относительный) pronouns
Me – меня, мне; him – его, ему; her – ее, ей; it – его, ее, ему, ей; us – наc, нам; you – тебя, тебе, вас, вам; them – их, им.
Read and memorize
The nouns in the Singular
Scientist (ученый), science (наука), research (исследование), an exercise (упражнение), a student (студент), a book (книга), an instrument (прибор), a device (устройство, прибор), a tool (инструмент), a method (метод), an approach (научный подход), a technique (метод, прием), a talk (выступление, сообщение), a paper/a lecture (доклад), an experiment (эксперимент), a thing (вещь), a series
[’siəriz] (серия), a hypothesis [hai’pouθisiz] (гипотеза), a man [mæn] (человек, мужчина), a woman [«wumən] (женщина).
The nouns in the Plural
Scientists, sciences, researchers, exercises, students, books, instruments, devices, tools, methods, approaches, techniques, talks, papers, lectures, experiments, things, series [’siəri: z] (серии), hypotheses [hai’pouθisi: z] (гипотезы), men [men], women [«wimin].
The articles and the pronouns
A, an, the, this (этот), these (эти), that (тот), those (те), many (много), much (много), here (сюда, здесь), there (туда, там).
The adjectives
Good (хороший), right (правильный), correct (верный), interesting (интересный), complicated (сложный), easy (легкий), reliable (надежный), reasonable (подходящий, приемлемый), nice (приятный, славный), eligible (подходящий, проходной), relevant (релевантный, соответствующий, уместный), valid (валидный, cocтоятельный, действительный, непросроченный), invalid (несостоятельный, просроченный), sophisticated (сложный, высокоусовершенствованный, всеобъемлющий), different (другой, иной, разные), see (видеть), saw (видел), seen (увиденный), tell (сказать), told (сказал), told (сказанный).
The phrases and sentences
I am a researcher (исследователь). He is a good scientist. It is correct. The method is complicated. It is a good paper. These are reliable devices (приборы). We were students. It was a reasonable hypothesis. They were right. Pete is right. The experiment is complicated. This is his book. These are reasonable hypotheses. This is a good series of experiments. These men and women are scientists. These are good papers. That was correct. These are their books. I see you. He saw them. They saw us. I saw her. She saw me. His paper (статья) is good. Her hypothesis is correct.
Could you speak slowly, please? Говорите медленно, пожалуйста.
Can you tell me the time, please? Скажите, пожалуйста, сколько времени?
Could you tell me the time, please? Не могли бы вы сказать мне, сколько времени сейчас (the same, but more polite).
What is the time, could you tell me? Который час, не скажете?
Will you step aside a little, please? Посторонитесь (отодвиньтесь немного), пожалуйста.
Would you step aside a little, please? Не могли бы немного отодвинуться, пожалуйста (the same, but more polite).
Will you spell this word, please? Назовите это слово по буквам, пожалуйста.
Would you spell this word, please?
Could you tell me the way to the Central Bank, please? Не скажете, как пройти к Центральному банку?
Could you show me the way to the supermarket, please? Не покажете дорогу к магазину?
Could you help me with the luggage (baggage), please? Не поможете мне с багажом, пожалуйста?
Could you take me to the Buryatia Hotel, please? Не подвезете меня до гостиницы «Бурятия»?
Would you mind my going there? Вы не против того, чтобы я поехала туда?
The interrogative (вопросительный) words
What (что, какой)
Who (кто)
Which (какой, который из)
When (когда),
Where (где, куда)
How (как)
How much (сколько)
How many (сколько)
How long (сколько времени)
Whom (кого, кому)
Why (почему)
Whose (чей)
How often (как часто)
How many times (сколько раз)
How soon (как скоро, когда)
What time (в котором часу)
What kind (какой, какого рода)
The three forms of the verb
Come, came, come, coming
Go, went, gone, going
Put, put, put, putting
Be; was, were; been; being
Have, had, had, having
Make, made, made, making
Do, did, done, doing
Give, gave, given, giving
Hold, held, held, holding
Tell, told, told, telling
Think, thought, thought, thinking
See, saw, seen, seeing
Write, wrote, written, writing
Read, read, read, reading
Get, got, got, getting
Say, said, said, saying
Know, knew, known, knowing
Study, studied, studied, studying
Learn, learnt, learnt, learning
Return, returned, returned, returning
Take, took, taken, taking
The verb «to be»
To be – быть; являться; находиться; состоять в том, что; заключаться в том, что
Am – являюсь, нахожусь; is – является; are – являетесь, являемся, являются
Was – был (а); were – были; been – являвшийся, находившийся
Being – являющийся, находящийся; являясь, будучи, бытие
My being – то, что я являюсь (являлся, буду являться), нахожусь (находился, буду являться)
A living being – живое существо (создание).
I am We are I was We wereYou were You are You wee You wereHe (he, it) They are He (she, it) was They wereI am, was We are, wereYou are, were You are, wereHe is, was They are, wereI am You (we, they) were He (she, it) isI (he, she, it) You (we, they) werewasAre you a student? Yes, I am. (No, I am an office employee).
Are you home now? Oh, yes. (No, I am not home now, I’m still at work).
Is he in? No, he isn’t in. He’s away.
Are those thick books yours? Oh, yes they are. (No, they aren’t. They are my colleague’s).
Is the picture nice? Oh, yes, quite nice. (You know, it might be better).
My being present there is compulsory (необходимый).
Your being so serious was not too good.
His being busy at the moment was not too good.
Our being mistaken (то, что мы ощибались) was so bad.
We all are living beings (живое существо).
I’ll be We’ll beYou’ll be You’ll beHe’ll be They’ll beWill they be here soon? Oh, yes, they’ll be here soon. (I’m afraid they won’t be here soon).
The verb «to have»
To have – иметь
Have – имею, имеете, имеем
Has – имеет
Had – имел (а), имели
Had – имевшийся
Having – имеющий, имея
My having (the book) – то, что у меня есть (эта книга); наличие у меня (этой книги).
I have We have I had We hadYou have You have You had You hadHe (she, it) They have He (she, it) had They hadhasI (you, we, they) have I (you, he, she, it, we, you, they) hadHe (she, it) hasI’ll have We’ll haveYou’ll have You’ll haveHe (she, it) ’ll have They’ll haveI have a good book. She has many books. She had a good hypothesis. You have a good method. They had reasonable hypotheses. He has a good essay. We have good ideas. They have got a big dog. Have you got the latest issues of the «Vogue»? Oh, yes, we’ve got some. Do you have good news? Yes, we do. No, we don’t, unfortunately. Will you have a good rest, do you think? Oh yes, at any rate, I hope, I will.
The verb «to do»
To do – делать, заниматься и т.д.; do – делаю, делаем, делаете; does – делает; did – делал (а), делали; done – делавший, сделанный; doing – выполнение, делающий, делая.
I do (did) We do (did) I will do We will doYou do (did) You do (did) You will do You will doHe, she, They do (did) He (she, it) They will doit does (did) will doWe do (заниматься) science. They did many exercises. You did many interesting things. He does science.
The verb «to like»
1. Will you please use the verb «like» in the proper (соответствующий, правильный) Simple Tense form.
Possibly (возможно), the table (таблица) below (внизу, ниже) might be of help to you (может помочь вам).
I like I liked I’ll like We like We liked We’ll likeYou like You liked You’ll like You like You liked You’ll likeHe (she, it) likes He liked He’ll like They like They liked They’ll likeМне нравится их стиль. I like their style.
Им понравится отдыхать там. They’ll like to have a rest there.
Тебе нравится камень (stone) в том колечке (in that small ring).
Тебе понравится (You will like) отдыхать (have a rest) там.
Я люблю такой (such) тип (type) людей.
Ей нравится (likes) эта книга.
Нам нравилось (liked) проводить (spend) время здесь.
Ему нравится (He likes) играть в компьютерные игры.
Ему понравилось отдыхать (have a rest) там.
Мне нравились (I liked) такие игры.
Тебе понравится (You will like) ездить туда.
Ей нравится читать книги.
Ты любил ходить в тот парк.
Ему нравилась (He liked) та девушка.
Вам понравится (You will like) тот семинар.
Я люблю театр (theatre).
Им понравится отдыхать там.
Тебе нравится работать здесь.
Ей нравилось (She liked) ходить в тот музей.
Им понравится (They will like) этот город.
Тебе нравилось отдыхать там.
Ей понравился этот музей.
Им понравится (They will like) этот стиль.
2. Be so kind as to answer (Будьте любезны, ответьте) the following (следующий) questions, please:
You like your friend’s hair style (прическа, стрижка), don’t you (не так ли)?
You like the stone in your ring, don’t you (не так ли)?
Ann does not like smoke, does she (не так ли)?
You like this type of windows, don’t you?
You like to skate (кататься на коньках), don’t you?
3. Please, say in English.
Пете не нравится эта игра. Pete does not like this game.
Мне не нравится (I don’t like) этот фильм.
Ей не нравится (She does not like) эта книга.
Ему не нравится тот план.
Им не нравится эта программа.
Нам не нравится (we don’t like) эта суета (fuss).
Им нравится играть в эти игры (to play these games).
Тебе не нравится та идея.
4. Will you please translate the following (Пожалуйста, переведите следующее)?
Вам нравится (Do you like)?
Ей нравится (Does she like)?
Ему нравится?
Им нравится?
Кате нравится?
Детям нравится?
Пете нравится?
Что вам нравится (What do you like)?
Что ему нравится (What does he like)?
Что им нравится?
Что ей нравится (What does she like)?
Что нам нравится?
Что им нравится?
Что студентам нравится (What do the students like)?
Что людям нравится?
Вам нравится отдыхать здесь, не так ли (You like to have a rest here, don’t you)?
Ему нравится путешествовать, не так ли (does not he)?
Ей нравится театр, не так ли (does not she)?
Вам нравится этот фильм, не так ли (don’t you)?
Им нравится ездить на Байкал, не так ли (don’t they)?
Мне нравится путешествовать, разве нет (don’t I)?
Ей нравится гулять (to have a walk) по парку, правда (does not she)?
Ему нравится писать стихи (poems, verses), не так ли?
Нам нравится кататься на велосипеде (go cycling), так ведь?
Им нравится кататься на лодке (go boating), верно (don’t they)?
Вам нравится кататься на велосипеде (go cycling), точно (don’t you)?
Will you ask (пожалуйста, задайте) the similar (подобный, похожий) questions, please.
5. Please, say in English.
Пете не нравится эта игра. Pete does not like this game.
Мне не нравится (I don’t like) этот фильм.
Ей не нравится (She does not like) эта книга.
Ему не нравится тот план.
Им не нравится эта программа.
Нам не нравится (we don’t like) эта суета (fuss).
Им нравится играть в эти игры (to play these games).
Тебе не нравится та идея.
Will you think of (пожалуйста, придумайте) the similar (подобный, похожий) sentences, please.
The interrogative (вопросительный) sentences
You hold conferences. – Утвердительное предложение. Вы проводите конференции.
Do you hold conferences? – Общий вопрос (А general question). Вы проводите конференции? Проводите ли вы крнференции?
Where do you hоld conferences? – Специальный вопрос (A special question). Где вы проводите конференции?
Do you hold conferences or seminars? – Альтернативный вопрос (An alternative question). Вы проводите конференции или семинары?
You hold conferences, don’t you? – Разъединительный или расчлененный вопрос (A tag or a tail question). Вы проводите конференции, не так ли?
Who holds conferences? – Вопрос к подлежащему. Кто проводит конференции?
The possessive (притяжательный) pronouns
This is my book. The book is mine. It’s mine.
That book on the desk over there (вон там) is Ann’s. That’s Ann’s book. It’s hers.
That is his opinion. The opinion is his. It’s his.
That’s her pen. The pen is hers. It’s hers.
This pen is mine and that one is Kate’s.
This bag is Alex’s and that one over there is Dave’s. That is Dave’s. That’s Dave’s.
These are our hypotheses. They are ours. The hypotheses are ours.
Those are your decisions. The decisions are yours. They are yours.
Those are their warm clothes. Those warm clothes are theirs. They are theirs.
This is a part (деталь) of that machine (механизм). This is its (его) part.
That is their luggage (baggage). The luggage is theirs. It’s theirs.
Will you translate the following, please?
Это – моя ручка. Она – моя. Ручка – моя.
Тот карандаш на полке вот там Катин. Это – Катин карандаш. Он – ее (принадлежит ей).