Из оставшихся сенаторов-неюристов 3 – А.М. Плавский, М.Ф. Гедда и К.О. Малковский – окончили философские факультеты Виленского (первый) и Петербургского (второй и третий) университетов, а 5 изучали естественные науки и получили дипломы физико-математических факультетов Московского (Ф.А. Брок, В.И. Тимофеевский), Петербургского (В.Л. Исаченко), Харьковского (К.П. Змирлов) университетов и Университета Св. Владимира (А.А. Лещинский). Причем Лещинский оставался сенатором ГКД вплоть до его упразднения, тогда как остальные 49 сенаторов, принудительно отправленные в отставку в ноябре 1917 г., имели вузовские аттестаты «об окончании курса юридических наук».
Ученые степени были большой редкостью среди судей верховного кассационного суда по гражданским делам. Так, степень доктора имели 3 сенатора (1,7 %): Г.А. Гизетти (получивший ее в Кенигсбергском университете в 1832 г. за диссертацию «Specimen principiorum generalium juris Russiae de delictis et poenis»), С.В. Пахман (защитивший в Казанском университете в 1852 г. диссертацию «De dominio privato nec non publico apud Romanos historica commentatio») и А.М. Гуляев (получивший степень в Юрьевском университете в 1894 г. за диссертацию «Наем услуг»); степень магистра – только 1 (0,5 %): П.Н. Даневский (защитивший в Университете Св. Владимира 1846 г. диссертацию «Об источниках местных законов, действующих в отдельных губерниях и областях России»). При этом все, кроме Г.А. Гизетти[41], получили указанные степени в период своей преподавательской деятельности, предшествовавшей назначению в ГКД. Еще 1 сенатор – В.Л. Исаченко – получил в 1914 г. в Казанском университете степень почетного доктора гражданского права и судопроизводства за выдающиеся заслуги в судебной деятельности.
Статус магистрантов гражданского права, т. е. лиц, выдержавших экзамен на ученую степень магистра, но не защитивших магистерских диссертаций, имели еще 2 сенатора (1,1 %) – Ф.А. Вальтер (1892 г.) и К.К. Дыновский (1890 г.), совмещавшие судейскую деятельность с доцентурой: первый – в Санкт-Петербургском, второй – в Новороссийском университете.
Служебный ценз и возраст назначения
В ст. 203–208 Учр. суд. уст. были закреплены минимальные сроки службы в различных судебных местах, необходимые для занятия должностей в вышестоящих судебных инстанциях.
По общему правилу начальные должности судебного ведомства замещались выпускниками юридических факультетов или лицами, выдержавшими экзамен по юридическим наукам при высшем учебном заведении после получения ими практической подготовки при судах в качестве кандидатов на судебные должности, максимальная продолжительность которой составляла три года (ст. 4211 Учр. суд. уст.). Кандидаты разделялись на младших, приравниваемых в служебном отношении к помощникам секретарей мировых съездов, и старших, пользовавшихся правами помощников секретарей окружных судов (ст. 408 Учр. суд. уст.). В случае успешного прохождения подготовки на старших кандидатов возлагалось исполнение обязанностей судебных следователей, городских судей и товарищей прокуроров окружных судов (ст. 414, 415 Учр. суд. уст.), а также мировых судей по назначению от правительства (ст. 4151 Учр. суд. уст.).
В последующем членами окружного суда могли быть назначены лица, служившие по судебной части не менее трех лет в званиях не ниже секретаря окружного суда (ст. 203). Председатели и товарищи председателей окружных судов и члены судебных палат назначались из числа лиц, состоявших по крайней мере три года в судебном ведомстве в должностях не ниже членов и прокуроров окружного суда (ст. 206). Наконец, должности председателей судебных палат могли замещаться лицами, состоявшими по крайней мере три года в судебных должностях не ниже прокурора, или члена судебной палаты, или же председателя, или товарища председателя окружного суда (ст. 207). Для назначения сенатором кассационного департамента необходимо было не менее трех лет прослужить в должностях обер-прокурора, товарища обер-прокурора кассационного департамента Сената, или председателя, члена или прокурора судебной палаты (ст. 208).
Таким образом, закон, требуя наличия судейского стажа как необходимого условия для назначения сенатором ГКД, не содержал жесткого указания на его продолжительность. Поскольку закон не ограничивал каким-либо минимальным сроком продолжительность службы в канцелярии судебного места для занятия должности секретаря этого места, а также не содержал жесткого требования о последовательности занятия должностей в судебном ведомстве, то можно весьма условно говорить о 12 годах как о самом минимальном судейском стаже для лиц (в случаях, когда сенатор назначался, по точному смыслу ст. 208 Учр. суд. уст. «из лиц, состоявших не менее трех лет» в должности члена судебной палаты, для занятия которой в свою очередь требовалось «по крайней мере три года» прослужить в судебном ведомстве в должностях не ниже членов и прокуроров окружного суда» (ст. 206 Учр. суд. уст.), которые назначались из служивших «по судебной части не менее трех лет в званиях не ниже секретаря окружного суда» (ст. 203 Учр. суд. уст.), прошедших в свое время трехлетнюю практическую подготовку при судах в качестве кандидатов на судебные должности. На практике, однако, служебный ценз для сенаторов был значительно более продолжительным[42]. Эта неопределенность была устранена только марте 1917 г., когда в целях «омоложения состава судебных деятелей» Временное правительство установило, что для назначения на должность сенатора кассационного департамента необходимо 10 лет прослужить в судебном ведомстве[43].
Самый короткий срок службы[44], предшествовавший назначению в ГКД, составил 15 лет (С.И. Лукьянов). Еще только двое сенаторов получили место в ГКД, прослужив в судебном ведомстве менее 20 лет – Г.П. Мотовилов и А.А. Книрим (19 лет). Из остальных 56 сенаторов (30,1 %) до назначения в ГКД имели служебный стаж от 21 года до 30 лет, 86 сенаторов (46,2 %) – от 31 года до 40 лет, 34 сенатора (18,2 %) – от 41 года до 50 лет, 5 сенаторов (2,6 %) – свыше 50 лет. Больш всех – 57 лет – отдал государственной службе в судебном ведомстве А.Д. Башуцкий, назначенный в 1866 г. первоприсутствующим сенатором ГКД.
Продолжительность предшествовавшей службы предопределяла и возраст назначения в высшую кассационную инстанцию. Самым молодым сенатором (39 лет) на момент назначения в ГКД стал Г.Н. Мотовилов, а самым пожилым (76 лет) – Н.Н. Галкин-Враской. При этом в возрасте до 50 лет назначение в ГКД получили 44 человека (23,6 %), в возрасте от 50 до 60 лет – 96 человек (51,6 %), от 60 до 70 лет – 41 человек (22 %), старше 70 лет – 5 человек (2,6 %). Наибольшее число сенаторов (17) были назначены в возрасте 58 лет, 12 сенаторам в год назначения в ГКД исполнилось 59 лет.
Предшествовавшая назначению служба
Возвращаясь к судебным должностям, перечисленным в ст. 208 Учр. суд. уст. в качестве необходимых для назначения в верховный кассационный суд, – прокурора, члена или председателя судебной палаты, обер-прокурора или товарища обер-прокурора Сената, – следует отметить, что непосредственно перед назначением в ГКД на перечисленных должностях служили 118 сенаторов (63,4 %). Из них прокурором судебной палаты до прихода в ГКД служил только один сенатор (С.В. Завадский), членами судебных палат – 61 сенатор (32,7 %), председателями судебных палат – 14 сенаторов (7,5 %), обер-прокурорами и товарищами обер-прокурора Сената – 42 сенатора (22,5 %).
Таким образом, 75 сенаторов (40,3 %) перешли в ГКД из судебных палат, бывших по Уст. гражд. суд. соответственно судом первой инстанции по важнейшим гражданским делам и судом апелляционной инстанции по делам, рассмотренным окружными судами. Из 14 действовавших в России к 1917 г. судебных палат представители только двух – Новочерскасской и Ташкентской – ни разу не были назначены в ГКД. Треть из служивших в момент назначения в ГКД в апелляционной инстанции сенаторов (25 человек) состояли членами столичной Петербургской судебной палаты, 9 – Харьковской, 8 – Киевской, по 6 – Варшавской, Московской и Казанской, 5 – Тифлисской, 4 – Одесской, по 2 – Виленской и Саратовской, по 1 – Иркутской и Омской судебных палат. К этой же группе должны быть отнесены и 2 сенатора, служившие в момент назначения председателями Симферопольского (Е.Н. Коловрат-Червинский) и Полтавского (В.П. Мордухай-Болтовской) окружных судов, т. е. занимавшие должности, не упоминавшиеся в ст. 208 Учр. суд. уст., однако требования для их занятия совпадали с требованиями к должности члена судебной палаты.
Примечательно, что носители властно-распорядительных полномочий – старшие председатели судебных палат[45] – составляли явное меньшинство (менее ⅕) сенаторов – выходцев из апелляционной инстанции. Наибольшее число старших председателей (4) пришли в ГКД из Казанской судебной палаты (Н.М. Окулов, Ф.И. Шмелев, А.Н. Щербачев, И.Е. Ильяшенко), по 2 – из Петербургской (В.В. Фриш, С.А. Мордвинов) и Саратовской (Г.П. Монастырский, В.К. Александров) судебных палат.
В прокурорском надзоре на момент назначения в ГКД служили 43 сенатора (23,1 %), из которых, помимо вышеупомянутого С.В. Завадского, 22 состояли обер-прокурорами и 20 – товарищами обер-прокуроров различных департаментов Сената. Из них больше половины (27 сенаторов) были обер-прокурорами (9) и товарищами обер-прокурора (18) непосредственно в верховном кассационном суде. При этом если первое назначение из обер-прокуроров ГКД непосредственно в судьи последовало в 1872 г. (Н.П. Талквист), т. е. через 6 лет после учреждения этого департамента, то первый сенатор из числа товарищей обер-прокурора (И.Н. Николаев) появился там только спустя 19 лет, в 1885 г.
Из других обер-прокуроров 10 сенаторов (5,3 %) были назначены в ГКД из прокуратур Третьего, Четвертого, Межевого и Судебного департаментов и Второго общего собрания Сената, осуществлявших полномочия высшей апелляционной инстанции по гражданским делам по жалобам на решения судебных мест, существовавших до введения в действие Судебных уставов 1864 г.; 4 сенатора (2,1 %) – из прокуратуры Общего собрания кассационных департаментов, ведавшего разрешением споров о подсудности дел и рассматривавшего предложения Министра юстиции по вопросам единообразия судебной практики.
С учетом двух вышеупомянутых председателей окружных судов 68 сенаторов ГКД (36,5 %) не занимали на момент своего назначения ни одной из должностей, перечисленных в ст. 208 Учр. суд. уст. При этом необходимо отметить, что лишь менее четверти из них (14 человек) были назначены в ГКД до 1869 г. включительно, т. е. были в принципе лишены возможности прослужить не менее 3 лет в одном из перечисленных в ст. 208 Учр. суд. уст. судебных установлений, так как первые назначения в эти учреждения состоялись только в 1866 г.
Из названных 68 сенаторов 36 человек (52,9 %) были назначены из числа судей (сенаторов) других департаментов Сената. Наибольшее число – 21 (11,2 %) были назначены из Второго, Третьего, Четвертого, Седьмого, Девятого (Варшавского) департаментов, осуществлявших полномочия высшей апелляционной инстанции по гражданским делам, подведомственным дореформенным судебным учреждениям; 3 сенатора (М.Н. Медем, А.А. Сабуров, Н.Н. Мамантов) перешли в ГКД из Межевого департамента – высшей судебной инстанции по спорам об установлении границ земельных участков; 6 сенаторов (Н.И. Ягн, П.Н. Грешищев, А.К. Фриде, К.В. Шнейдер, Ф.Ф. Иванов, В.Я. Фукс) были переведены в ГКД из Уголовного кассационного департамента Сената, что позволяет говорить о том, что предшествующая специализация не всегда предопределяла выбор судей высшей кассационной инстанции по гражданским делам. Один сенатор (П.П. Юренев) до назначения в ГКД служил во Втором общем собрании Сената.
В отношении первоприсутствующих сенаторов ГКД[46], которые в силу ст. 209 Учр. суд. уст. должны были назначаться из сенаторов этого же департамента, министру юстиции удалось соблюсти это правило только в отношении 5 сенаторов (А.И. Войцехович, Н.Е. Торнау, А.Е. Матюнин, М.В. Поленов, П.П. Веселовский), которые состояли в ГКД к моменту назначения первоприсутствующими. Остальных кандидатов для представления императору министр юстиции должен был искать «на стороне» – А.Д. Башуцкий, П.И. Саломон, П.А. Марков, Н.Н. Мясоедов, П.А. Юренев и Я.Ф. Ганскау на момент назначения первоприсутствующими ГКД не являлись сенаторами этого департамента. Большинство из них, однако, служили в ГКД ранее, тогда как 3 – А.Д. Башуцкий, П.А. Марков и Я.Ф. Ганскау – никогда до своего назначения не входили в состав верховного кассационного суда по гражданским делам.
Таким образом, на момент назначения в ГКД 113 сенаторов (60,7 %) занимали различные судейские должности в общих судебных установлениях первой, апелляционной и кассационной инстанций[47], что с учетом упоминавшихся 43 человек, состоявших в прокурорском надзоре, приводит к выводу о том, что выходцы из судебного ведомства составляли подавляющее большинство (156 из 186, или 83,8 %) среди судей, назначенных в высшую кассационную инстанцию по гражданским делам.
Среди 30 сенаторов (16,1 %), чья предшествовавшая назначению в ГКД служба не была непосредственно связана с осуществлением судебной деятельности, большинство – 14 (7,5 %) – были назначены из высокопоставленных чиновников Министерства юстиции – высшего органа управления всеми судебными учреждениями империи, 5 из них занимали в Минюсте высшие руководящие должности – товарища министра (П.А. Марков), председателя Департамента (И.Я. Голубев, Л.В. Безродный) и вице-директоров Департамента (И.И. Карницкий, П.Н. Огарев). Восемь человек (4,3 %) – Б.Ф. Гойнинген-Гюне, С.И. Лукьянов, В.П. Мордвинов, Н.А. Тур, В.И. Лихачев, Ф.А. Вальтер, П.Г. Мокиевский, П.Н. Гуссаковский – были назначены сенаторами из членов Консультации при Министерстве юстиции – совещательного органа для подготовки согласительных предложений по решениям, не набравшим в общих собраниях Сената установленного большинства голосов.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Сноски
1
Речь идет о четырех законах: 1) Учреждение судебных установлений (далее – Учр. суд. уст.); 2) Устав уголовного судопроизводства; 3) Устав гражданского судопроизводства (далее – Уст. гражд. суд.) и 4) Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.
2
См.: Тимофеев А. Судебная реформа в России // Энцикл. слов. Брокгауза и Ефрона. Т. XXXI-a. Кн. 62. СПб., 1901. С. 910.
3
Более важные дела рассматривались по существу в окружных судах и судебных палатах, менее важные – у мировых судей и в мировых съездах.
4
См.: Нольде А.Э. Правотворческая деятельность Правительствующего Сената в области гражданского права // История Правительствующего Сената за двести лет, 1711–1911 гг. Т. 4. СПб., 1911. С. 424.
5
По данным сенатора ГКД В.Я. Фукса, с 1866 г. по 1 февраля 1916 г. было опубликовано 17 222 решения и определения ГКД (см.: Фукс В.Я. Кассационные департаменты Правительствующего Сената (1866–1916) // Журнал Министерства юстиции. 1916. Апрель. № 4. С. 72).
6
Помимо официального издания (см.: Решения Гражданского кассационного департамента Правительствующего Сената… 1866–1916 гг. СПб.: Тип. Правит. Сената, 1867–1916), выходили также частные издания, составленные А.Л. Боровиковским, Е.В. Васьковским, Г.Л. Вербловским, В.Н. Герардом, А.Б. Думашевским, В.Л. Исаченко, А.А. Книримом, П.А. Марковым, М.И. Пеньковским, А.Ф. Поворинским, Л.М. Ротенбергом, В.Д. Спасовичем, И.Ф. Ставповичем, Е.Г. Шайкевичем и др.
7
К всецело основанным на кассационной практике ГКД современники относили, в частности, учения о наследственном правопреемстве, о владении, о возникновении права собственности, о приобретательной давности, о сделках, о недействительности договора, об ответственности за убытки и за чужую вину, о возврате неосновательного обогащения (см.: Нольде А.Э. Указ. соч. С. 427–431).
8
См.: Кони А.Ф. Отцы и дети судебной реформы: К 50-летию Судебных уставов, 1854–1914. М., 1914. С.III.
9
См.: Нольде А.Э. Указ. соч. С. 439–440.
10
Примечательно, что и спустя 100 лет цивилисты в России спорят по тем же вопросам, которые рассматривались ГКД при толковании действующего законодательства, – о виндикационном и негаторном исках, о приобретательной давности, об ответственности без вины (см.: Ведомости. 2010. 19 марта. № 48).
11
См.: Новой реформы не будет: Сергей Иванов пообещал не менять судебную систему // Закон. ru (10.02.2015).
12
К редким исключениям могут быть отнесены сенаторы К.П. Победоносцев, С.В. Пахман, А.М. Гуляев, чьи имена хорошо известны современным юристам благодаря щирокому переизданию в последнее время их научных трудов.
13
См.: Кони А.Ф. Указ. соч. С. 12.
14
См.: Личный состав кассационных департаментов Правительствующего Сената за 1866–1891 годы. Списки по старшинству назначения сенаторов и лиц прокурорского надзора с краткими сведениями о прежней их службе. СПб., 1891. С. 4. 110 с.; Н. Ш. К тридцатипятилетию деятельности Кассационных департаментов Правительствующего Сената // Журнал Министерства юстиции. 1901. Октябрь. № 8. С. 211–248; Шрейбер Н. К сорокалетию деятельности кассационных департаментов Правительствующего Сената // Журнал Министерства юстиции. 1906. Май. № 5. С. 336–372.
15
См.: Мурзанов Н.А. Список сенаторов, 22 февраля 1711 – 15 января 1911 // История Правительствующего Сената за двести лет, 1711–1911. Т. 5. СПб., 1911. С. 109–161; Он же. Правительствующий Сенат (господа сенат), 22 февраля 1711 – 22 февраля 1911: Список сенаторов. СПб., 1911. 55 с.; Он же. Список судебных деятелей первого призыва учреждений, открытых в 1866–1876 гг. // Судебные уставы 20 ноября 1864 г. за пятьдесят лет. Доп. т. Пг., 1914. С. 1–99.
16
См.: Альманах современных русских государственных деятелей / Изд. Г.А. Гольдберга. СПб., 1897. XXXIX, 15, 1250, [4] с.
17
См.: Правительствующий Сенат / Сост. М.Л. Левенсон. СПб., 1912. С. 16, 82. 172 с., 6 л. ил., портр.
18
См.: Поворинский А.Ф. Систематический указатель русской литературы по гражданскому праву, 1758–1904 гг. / Науч. ред. О.Ю. Шилохвост. 3-е изд. М., 2001. XXVIII, 503 с.
19
См.: Шилохвост О.Ю. Русские цивилисты: середина XVIII – начало XX в.: Краткий биографический словарь. М., 2005. 192 с.
20
При сверке этих списков с данными о сенаторах, содержавшимися в дореволюционных справочных изданиях, оказалось, что в них были пропущены фамилии назначенного в 1868 г. сенатора Е.Ф. Гана (см.: Русский биографический словарь. Т. 4. М., 1914. С. 221–222) и назначенных в 1896 г. сенаторов А.Н. Мицкевича и Е.М. Феоктистова (см.: Альманах современных русских государственных деятелей. С. 311–312, 403).
21
См.: Острогорский М.Я. Юридический календарь на 1905–1917 гг.: Юрид. ежегодник и справочная книга для судебных деятелей. СПб.; Пг., 1905–1917.
22
Биографические сведения о большинстве назначенных в 1860–1870-х гг. сенаторов содержались в «Русском биографическом словаре» А.А. Половцева, о назначенных в 1870–1890-х гг. – в «Альманахе современных русских государственных деятелей» Г.А. Гольдберга, а о назначенных 1900-х гг. – в справочнике М.Л. Левенсона «Правительствующий Сенат».
23
См.: Адрес-календарь: Общая роспись начальствующих и прочих должностных лиц по всем управлениям в Российской империи за 1765–1916 гг. СПб.; Пг., 1765–1916; Список гражданским чинам первых трех классов. Испр. по… 1876–1916 гг. СПб.; Пг., 1876–1916; Список гражданским чинам четвертого класса. Испр. по… 1876–1916 гг… СПб.; Пг., 1876–1916.
24
См.: Список чинам ведомства Правительствующего Сената и Министерства юстиции, 1842–1870. СПб., 1842–1870; Список чинам ведомства Министерства юстиции, 1872–1916. СПб.; Пг., 1872–1916.
25
Об отсутствии полных комплектов «Адрес-календарей» и списков чинов судебного ведомства Н.А. Мурзанов писал еще 100 лет назад (см.: Мурзанов Н.А. Список судебных деятелей первого призыва. С. 1).
26
К немногим исключениям может быть отнесен указатель имен, приложенный к семитомному изданию стенографических отчетов допросов и показаний, данных в 1917 г. в Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства, содержащий «фактические сведения о тех средних и мелких деятелях царского режима» (в том числе сенаторов Гражданского кассационного департамента), справки о которых уже тогда, по прошествии лишь 10 лет, казались составителям издания «весьма затруднительными» (см.: Указатель имен // Падение царского режима / Ред. П.Е. Щеголев. Т. 7. Л., 1927. С. 299–443).
27
См.: Высшие и центральные государственные учреждения России, 1801–1917: В 4 т. / Отв. сост. Д. И. Раскин. Т. 1: Высшие государственные учреждения. СПб., 2000. 302 с., 14 л. ил.; Шилов Д.Н. Государственные деятели Российской империи. Главы высших и центральных учреждений. 1802–1917: Биобиблиогр. справ. СПб., 2001. 830 с.; 2-е изд., испр. и доп. СПб., 2002. 936 с.; Шилов Д.Н., Кузьмин Ю.А. Члены Государственного совета Российской империи, 1801–1906: Биобиблиогр. справ. СПб., 2006. 992 с.; Государственная Дума России, 1906–2006: Энцикл.: В 2 т. Т. 1: Государственная Дума Российской империи, 1906–1917 / Отв. ред. В.В. Шелохаев. М., 2006. 767 с.; Государственный совет Российской империи, 1906–1917: Энцикл. / Отв. ред. В.В. Шелохаев. М., 2008. 343 с., с портр.
28
Эти справочники основывались преимущественно на однотипных архивных материалах (формулярных списках и личных делах чиновников), ранее никогда не публиковавшихся, тогда как настоящий справочник базируется исключительно на общедоступных печатных источниках. Тем не менее, обрабатывая эти источники, мы придерживались единообразного подхода к содержанию и форме персоналий сенаторов.
29
См.: Deutschbaltisches Biographisches Lexikon, 1710–1960. Köln; Wien, 1970. XIII, 930 s.
30
См.: Baltisches Biographisches Lexikon digital // http://www.bbl-digital.de/
31
См.: Erik-Amburger-Datenbank «Ausländer im vorrevolutionären Russland» (http://dokumente.ios-regensburg.de/amburger/).
32
Polski Slownik Biograficzny. T. I–XLIX. Wrocław, Warszawa, Kraków, Gdańsk, 1935–2014.
33
См.: Мурзанов Н.А. Словарь русских сенаторов, 1711–1917 гг.: Материалы для биографий / Изд. подгот. Д.Н. Шиловым. СПб., 2011. 736 с., 32 л. ил.
34
См.: Высочайший указ Правительствующему Сенату от 20 ноября 1864 г. // Полное Собрание законов Российской империи. Т. XXXIX. Отд. 2. 1864. Ст. 41473.