Книга Приход Русской Православной Церкви в России и за рубежом. Материалы к изучению приходской жизни. Выпуск 4. Приходы Америки - читать онлайн бесплатно, автор Сборник. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Приход Русской Православной Церкви в России и за рубежом. Материалы к изучению приходской жизни. Выпуск 4. Приходы Америки
Приход Русской Православной Церкви в России и за рубежом. Материалы к изучению приходской жизни. Выпуск 4. Приходы Америки
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Приход Русской Православной Церкви в России и за рубежом. Материалы к изучению приходской жизни. Выпуск 4. Приходы Америки

Иеромонах Никодим: Хороший вопрос. Мне известно только о нескольких таких случаях. В большинстве своем эти храмы уже трудно найти даже географически. У нас нет ни возможности, ни времени искать те храмы, которые когда-то принадлежали нам. А с какой целью? Они исчезли уже энное количество лет назад, при наших предшественниках. Поэтому искать… Ну хорошо, мы его найдем, а что мы с ним сделаем? Сфотографируем на память, еще больше расстроимся и уедем? Поэтому мы этих храмов не видели. Я знаю несколько историй опять-таки от старого духовенства, что эти храмы либо закрывались, либо передавались. Некоторые уходили в Американскую Православную Автокефальную Церковь и наполнялись новыми людьми, такие случаи тоже есть. И Томос, кстати, оговаривает эту возможность при двустороннем согласии сторон – Американской и Русской Православной – такого перехода общин. А что находится в этих храмах, я, честно говоря, не знаю.

Интервьюер: Еще один вопрос. Мы уже слышали, как эти приходы взаимодействуют между собой. Для этого существует такое замечательное собрание духовенства и мирян. А как складываются отношения приходов Московского Патриархата с иными православными Церквями, приходы которых существуют здесь на территории Соединенных Штатов Америки? Таких достаточно много. Как эти взаимоотношения складываются сегодня?

Иеромонах Никодим: Я могу сказать, что замечательно складываются. Потому что помимо наших семейных встреч, между патриаршими приходами, на своем региональном уровне наши священнослужители взаимодействуют, поддерживают неформальные контакты. Можно сказать, у нас есть епископская ассамблея, а также есть региональные священнические ассамблеи, конечно, они неофициальные. По крайней мере, участие в праздниках друг у друга священников разных юрисдикций – Московского Патриархата, патриарших приходов Зарубежной Церкви, Константинополя, антиохийцев, Американской Православной Церкви, болгарской и т. д. Везде на региональном уровне происходит постоянное взаимодействие. Эти постоянные встречи особенно интенсивно происходят в дни великого поста. Когда в воскресные дни вечером на одном из выбранных заранее приходов, – там у них есть график, – все православные священники разных юрисдикций, которые представлены в этом регионе, собираются для совершения богослужения, и после этого у них происходит общение за чаем. И кто-то из священнослужителей по договоренности готовит какую-то тему для обсуждения, готовит выступление, доклад, и потом он обсуждается. Причем изучаются именно духовные проблемы. И то, что это происходит, на самом деле очень интересно. Я сопровождал владыку несколько раз на такие богослужения и общение в разных штатах, где мы бывали – в Иллинойсе, в районе Детройта, и все это очень интересно. То есть это всегда живое общение. Священники приходят со своими прихожанами. Получается, помимо того что священники вместе молятся, приходят и прихожане разных юрисдикций и общаются друг с другом. Чувствуется, кстати, среди православных определенная солидарность, консолидация своих сил. Это замечательно. То есть никаких проблемных моментов, по крайней мере на моей памяти, во взаимодействии нашего духовенства с духовенством других юрисдикций не было. Более того, они так по-соседски, по-братски помогают друг другу, когда кто-то либо по болезни, либо еще по каким-то обстоятельствам, например, не может совершать богослужение у себя в храме. Наши священники их подменяют, они приходят к нам. Они всегда помогают друг другу.

Интервьюер: А еще какие-то формы сотрудничества приходов существуют? В связи с каким-то, может, социальным служением, молодежным служением Которые бы создавали реальную связь между прихожанами разных приходов, делами объединяли бы прихожан разных юрисдикций, разных Церквей-сестер?

Иеромонах Никодим: Да, в рамках наших священнических ассамблей существуют гуманитарные проекты, например посещение одиноких и престарелых прихожан. Их очень много. Конечно, можно рассуждать на тему, как мы сможем накормить Африку и будем бороться с глобальным потеплением, но все-таки сначала необходимо делать то, что лежит на поверхности. Среди наших прихожан и среди православных регионов в Средних Штатах есть большой процент одиноких престарелых людей. Поэтому, естественно, существуют такие, скажем, «межъюрисдикционные» сестры милосердия, которые вместе занимаются этими проблемами.

В ситуациях, когда что-то где-то происходит, собираются либо средства, либо вещи, американцы проявляют себя очень сердобольно (и наши прихожане, и прихожане других юрисдикций). Вот, к примеру, сейчас идет сбор по призыву патриарха Кирилла в помощь пострадавшим от наводнения на Дальнем Востоке. Жертвуют, приносят и вещи, причем это делает не только наше духовенство и прихожане, но присоединяются и люди из других юрисдикций, которые видят картинку по телевизору и обращаются к нам с предложениями своей помощи. Все это потом переправляется в социальный отдел нашей Церкви в Москве. То есть у нас есть такая форма «общих дел».

Мы все живем очень скромно. Я имею в виду православных всех юрисдикций. Но вместе с тем это, наверное, еще больше вдохновляет нас к каким-то таким, можем быть маленьким, но все-таки общим делам, которые мы можем сделать, помогая другим. Никаких глобальных проектов нет, но я и не думаю, что это главное. Главное – это что есть стремление к благотворительности. И в тех случаях, когда это возможно, помощь посильно производится.

Интервьюер: Следующий вопрос связан с тем, что важно было бы понимать и знать, каково отношение американского общества к православным объединенных приходов Московского Патриархата, а также к православным, объединенным приходами других Поместных Церквей здесь, на территории Соединенных Штатов? Мы прекрасно понимаем, что православных людей сегодня в Соединенных Штатах мизерное количество. В лучшем случае – один процент. Но, может быть, есть что рассказать о фактах, которые свидетельствуют об отношении к православию, к приходам Московского Патриархата.

Иеромонах Никодим: Да, нас действительно так мало, что, наверное, с нами мало кто считается. Но я не слышал ни об одном случае какого-либо неуважительного отношения. Ни к нашему духовенству, ни к прихожанам. И вот что я хотел бы сказать. Пытаясь посмотреть на православных глазами простого американца, протестанта преимущественно, я могу сказать так: «Хорошие ребята, у них свой храм. А что их трогать?» Также я вам хочу сказать, что здесь, в Америке, существует очень большое количество религиозных организаций, деноминаций… Тут есть такая присказка: «Что ни улица, то своя Церковь». И знаете, это правда. Я имею в виду, среди протестантской семьи церквей. Их даже невозможно классифицировать. Там действительно «на каждой улице своя церковь», особенно в небольших городках, причем со своим уклоном, направлением и т. д. И поэтому они настолько спокойно смотрят на этот религиозный плюрализм среди населения, что мы для них еще одна Церковь. Надо сказать, что они умеют уважать веру другого человека. И никакого исключительного к нам отношения я никогда не чувствовал. Спокойное, нормальное, доброжелательное или, скажем так, равнодушное. Мне понравилось, как сказал один местный, кстати католический американский священник: «Я провел собственную статистику и могу вам сказать, чтобы вы сильно не переживали о том, что о вас думают другие. Запомните, что 20 % вашего окружения вы нравитесь, может быть, они в вас заинтересованы. Для 20 % вашего окружения – что вы есть, что вас нет, такое благодушное равнодушие. Оставшимся 60 % на вас наплевать, поэтому живите как живете. Занимайтесь чем занимаетесь, и поменьше думайте о том, что о вас думают другие».

Интервьюер: Батюшка, как в культурном, социокультурном отношении живется православным людям здесь, в Соединенных Штатах, имея в виду тех, кто все-таки жил в России, у которых совершенно иной опыт жизни в обществе, где в той или иной мере, в разной степени признается доминирующее место, особое влияние Православной Церкви. Мы видим интереснейший феномен: православие в православной стране и православие в мультикультурной, мультиконфессиональной стране. Какие в этом смысле особенности жизни Церкви и ее приходов здесь, в стране мультикультурализма и поликонфессиональности?

Иеромонах Никодим: Я в этом вижу огромный плюс. В том, что, действительно, нас здесь немного, и мы совершенно четко представляем, что нас очень маленькое количество по сравнению с этим мультикультурным, мультиконфессиональным обществом. Вот это нам всем позволяет больше заниматься именно духовной жизнью, своей приходской жизнью. Для нас это глоток воздуха веры. Все это больше дисциплинирует и духовенство, и прихожан в их духовной жизни, как мне кажется. На самом деле, это замечательно.

Отдельно обращу ваше внимание на важное явление в приходской жизни: посмотрите, что здесь происходит по воскресеньям. Каждый человек, считающий себя православным, он обязательно утром встанет, хорошо оденется и придет в храм. Теперь обратим свой взгляд на тот же момент приходской жизни в нашем отечестве, в стране преимущественно православной, где православие является в какой-то степени государствообразующим вероисповеданием – не хочу употреблять слово «религия». Все у нас как-то повязано, как говорится, «все дороги ведут в храм». Я боюсь делать какие-то глобальные выводы, но, мне кажется, в России не все люди поступают так среди того колоссального процента, который в социальных опросах заявляет о себе как о православных. Я не говорю обо всех, конечно. Есть, безусловно, яркие приходы в отечестве. Но, в общем, говоря о том проценте православных, духовной дисциплины нет. Храмы-то рядом: «когда захочу, тогда пойду». А здесь все не так просто. Вы знаете, многие прихожане наши, в том числе и священники, чтобы приехать к храму, тратят полтора-два часа, и они едут. А если не я, то кто? Мне это нужно. Понимаете, и это все в рамках того сумасшедшего ритма американской жизни, страны, где люди привыкли работать и работать хорошо. И работают и за страх, и за совесть. Вот такое общение друг с другом, со своими единоверными братьями и сестрами, со своим батюшкой. Это очень дорогого стоит, поэтому мало кто пренебрегает возможностью посетить храм в воскресный день, потому что во все другие дни он просто закрыт, там нет служб. Какие бы пути не надо было преодолевать, они приезжают. Им это надо. Каждому человеку это надо, и он это понимает. В России сейчас немного другая ситуация. Мы привыкли там заниматься всем подряд и очень любим судить о процессах, происходящих в обществе. Смело высказываем свое мнение и «православное суждение» налево и направо по многим процессам, которые происходят в обществе. И вы знаете, с другой стороны, та часть общества, которая не считает себя церковной, или которая православная только по определению, проявляет какую-то ярость и раздражение в адрес Православной Церкви. Я уверен, если бы те люди, которые озвучивают некие позиции от имени православных о процессах современной общественной и политической жизни в Российской Федерации, если бы они все-таки больше занимались своей личной духовной жизнью и хотя бы в воскресный день, как это положено, приходили бы к Литургии, к молитвенному общению со своими братьями и сестрами, я думаю, у них было бы меньше желания заниматься деятельностью, которая по большому счету отношения к Православной Церкви не имеет. И меньше было бы раздражения в обществе. Мы бы тихонько занимались своими обязанностями, которые мы на себя добровольно подъяли, когда вошли в Церковь через Крещение. Мне кажется, было бы лучше. Но происходит то, что происходит. Достоевский говорил: «Дайте русскому школьнику карту звездного неба: он и ее перекроит». Так вот, я говорю: мы знаем, что всем нужно делать, но когда речь заходит о себе самом любимом, о том, что если «назвался православным – вперед, исполняй то, что ты добровольно на себя подъял». – «Нет, но я же занят»… Отсюда, из Америки, мне все это именно так видится, может быть кто-то и обидится на мои слова. И тем более удивительно наблюдать это, учитывая, как нас здесь мало. И видя такое доброе желание, стремление людей, то, как они едут в храм, чем-то пытаются заниматься в этом сумасшедшем ритме своей занятости, помогать другим, понимаешь, что все это прекрасно. А в отечестве нас так много, но в нас постоянно летят какие-то камни. Может быть, мы немножко не тем занимаемся? Может быть, с себя надо начать?

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Румынская оккупация г. Бендеры продлилась 22 года, с 1918 по 1940 г.

2

Война велась между молдавскими войсками (а также силами МВД и спецслужб), с одной стороны, и не признавшими распада СССР вооружёнными формированиями (гвардией и другими) непризнанной Приднестровской Молдавской Республики – с другой стороны. Наиболее «горячая» фаза Приднестровского конфликта: военные действия на осколках распавшегося в декабре 1991 года Советского Союза со 2 марта по 1 августа 1992 года (официальный день памяти и скорби в ПМР). Вооружённая часть конфликта завершилась подписанием перемирия и «замораживанием» вооружённого конфликта.

3

Юстиниан, архиепископ Элистинский и Калмыцкий (Овчинников Виктор Иванович), 1961 г. род. С 2010 по 2014 г. нес служение управляющего Патриаршими приходами в США с присвоением титула Наро-Фоминский.

4

Митрополит Иоанн (в миру Сергей Леонидович Попов; 1 сентября 1960, Иркутск) – епископ Русской Православной Церкви, митрополит Белгородский и Старооскольский. Председатель Миссионерского отдела Московского Патриархата.

5

История возникновения Патриарших приходов в США восходит к созданию в 1794 году монахами Валаамского монастыря первой православной миссии на территории Северной Америки. Возникшая их трудами епархия с 1872 года имела свой центр в Сан-Франциско. В 1905 году этот центр был перемещен архиепископом Тихоном в новый Нью-Йоркский Николаевский собор. С 1907 года единственная православная епархия Американского континента именовалась Русской Православной Греко-Кафолической Церковью в Северной Америке под юрисдикцией священноначалия от Церкви Российской, охватывала всю территорию США и Канады и насчитывала около сотни приходов и десятки тысяч верующих. Этот период истории связан с именами ряда святых, прославленных впоследствии Православной Церковью: святители Тихон (Патриарх Московский) и Иннокентий Московский, священномученики Ювеналий Аляскинский, Александр Хотовицкий и Иоанн Кочуров, праведный Алексий Уилкс-Баррейский, преподобный Герман Аляскинский, мученик Пётр Алеут. После Октябрьской революции 1917 года в России сношения с высшей церковной властью в Москве оказались весьма затрудненными. С 1924 года многие приходы Русской Православной Греко-Кафолической Церкви в Северной Америке, возглавляемые митрополитом Платоном (Рождественским), пребывали вне общения с Московским Патриархатом и сформировали то, что стало известно под наименованием «Североамериканский митрополичий округ» или «Североамериканская митрополия». Часть русских приходов перешла под управление Русской Зарубежной Церкви, часть оставалась верной Московскому Патриархату (в особенности после назначения в 1933 году в США архиепископа Вениамина (Федченкова)). В конце 1960-х годов при активном посредничестве митрополита Никодима (Ротова), протоиерея Александра Шмемана и ряда других известных церковных деятелей был достигнут компромисс с Североамериканской митрополией. 9 апреля 1970 года Священный Синод Русской Церкви восстановил общение с митрополией, сняв прещения с ее иерархов, а 10 апреля Патриаршим Томосом даровал Русской Православной Греко-Кафолической Церкви в Северной Америке, которая отныне стала называться Православной Церковью в Америке (ПЦА), автокефалию.

6

Собор святителя Николая Чудотворца (англ. St. Nicholas Russian Orthodox Cathedral) – православный храм в Нью-Йорке, главный собор патриарших приходов в США. При соборе располагается представительство Московского Патриархата в США.

7

Свято-Николаевский Собор (Сан-Франциско). Приход в Сан-Франциско был основан 12 марта 1935 г. по благословению Патриаршего Экзарха Митрополита Вениамина. В разные годы собор посещали и производили в нем службы: митрополит Волоколамский Питирим, епископ Василий Родзянко, епископ Зарайский Павел. Настоятель храма иерей Леонид Казаков, 1955 г. р.

8

Храм «Всех Святых, в земле Российской просиявших» (Пайн Буш), основан в 1964 году на средства местных жителей. Первым настоятелем прихода и служащим священником были архиепископ Досифей (Иванченко) и протоиерей Давид Абрамцев. Позже священников периодически присылали из России. Были времена, когда церковь была закрыта из-за отсутствия священников. Последние 20 лет настоятелем прихода является протоиерей Николай Бабийчук, 1957 г. р.

9

Храм Николая Чудотворца (Бейонн). Приход был образован в начале XX века вновь прибывшими иммигрантами, православными христианами из России и Австро-Венгрии. В приобретении земельного участка оказал помощь священномученик протоиерей Александр Хотовицкий. Первым священником прихода был иерей Павел Безкишкин. Наиболее старые записи в церковных книгах относятся к 1914 году. В 1930–1940 годах в приходе служил и проживал епископ (будущий митрополит) Вениамин (Федченков). Приход всегда находился в юрисдикции Московского Патриархата. Настоятель храма священник Михаил Капчиц, 1962 г. р.

10

Храм в честь Покрова Божией Матери, Мехико. Эта маленькая община возникла в 1974 году. Сегодня она состоит из десяти человек, из которых все десять – русские. Несмотря на это, службы проводятся на испанском языке – каждое воскресенье и по праздникам. При храме действует воскресная школа. Настоятель храма иерей Карлос Чакон.

11

Церковь Казанской Иконы Божией Матери (Сан-Диего). Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери была первой русской православной церковью, возведенной в области Сан-Диего. Приход был основан группой русский иммигрантов. 11 июля 1949 года храм освящён митрополитом Макарием. При храме действует воскресная школа, для взрослых ведутся катехизаторские беседы. Настоятель храма протоиерей Рамон Луис Мерлос, 1941 г. р.

12

Митрополит Иона (в миру Джеймс Паффхаузен, род. 20 октября 1959, Чикаго, США) – епископ Православной Церкви в Америке на покое, бывший архиепископ Вашингтонский, митрополит всей Америки и Канады.

13

Храм в честь Покрова Божьей Матери в г. Непантла (близ Мехико). Настоятель храма иерей Карлос Чакон.

14

Митрополит Лазарь (в миру Ростислав Филиппович Швец; род. 1939) – епископ Украинской православной церкви; митрополит Симферопольский и Крымский, в 1980–1989 годах был епископом Аргентинским и Южноамериканским.

15

Протоиерей Карлос Чакон, настоятель Покровского храма в городе Непантла.

16

Храм в честь Рождества Иоанна Крестителя (Литл Фолс (Нью-Джерси). В 1915 году женская организация св. Марии и братство св. Иоанна Крестителя в Сингаке приняли решение о создании православного прихода и приступили к строительству храма. В следующем году храм был построен и 28 июня освящён. В 1947 году приходское собрание приняло решение о строительстве нового храма, поскольку старый уже не вмещал всех людей. 3 октября 1954 года состоялось освящение нового храма. В 1970 году построен культурный центр. На храмовой территории расположен дом настоятеля. При храме действует воскресная школа. Настоятель храма Протоиерей Сергий Косых, 1960 г. р.

17

Храм в честь Трех Великих Святителей (Гарфилд), Гарфилд (Нью-Джерси). Приход основан 11 сентября 1898 года. В 1901 году построен деревянный храм. В 1915 году храм сгорел. В 1916 построен каменный храм. В 1961 году приход купил земельный участок в новом районе и приступил к строительству церковного комплекса. В 1981 году закончилось строительство культурного центра на 900 человек. В 1984 году завершено строительство храма. При храме действует воскресная школа. Настоятель храма протоиерей Георгий Конев, 1963 г. р.

18

Храм св. Иоанна Златоуста в Гранд Рэпидс (штат Мичиган). Здание храма св. Иоанна Златоуста было построено в 1890 году. Приход учрежден в 1916 году. Храм расположен в рабочем районе города Гранд Рэпидс, в котором проживает смешенное население: коренные американцы, испаноязычное население, темнокожие и эмигранты из Европы. Настоятель храма протоиерей Андрей Кис Лов, 1950 г. р.

19

Храм Архистратига Михаила (Рэдфорд, Мичиган). Приход был организован и зарегистрирован в 1926 году. В 1967 году, вследствие пожара, церковь была разрушена. Прихожане приняли решение построить новый храм на другом месте. В 1968 году новый храм был освящен. В 1988 году, к Тысячелетию Крещения Руси, были расписаны стены алтаря. В 1992 году были построены новый культурный центр и классы для воскресной школы. В 2001 году, когда храм отпраздновал свое 75-летие, потолок и стены храма были украшены фресками. При храме действует воскресная школа. Настоятель храма протоиерей Тимофей Варна, 1948 г.р.

20

Архимандрит Илия (Варна), старейший клирик патриарших приходов в США, 1918 г. род. В 2010 году исполнилось 60 лет служения тогда еще митрофорного протоиерея Михаила Варны в священном сане. В 2013 году отец Михаил был пострижен Архиепископом Наро-Фоминским Юстинианом в монашество с наречением имени Илия (в честь пророка Божия Илии) и возведен в сан архимандрита.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги