Торпедное вооружение каждого корабля состояло из четырёх подводных бортовых 457-мм торпедных аппаратов.
Броненосный крейсер «Ивате», 1901 год
Источник – kreiser.unoforum.ru
Броненосный крейсер «Адзума», 1900 год
Источник – kreiser.unoforum.ru
Платой за высокие боевые качества японских кораблей стали их низкие скоростные и мореходные показатели. Несмотря на то, что по паспорту скорость кораблей составляла 20–21 узел, на деле, по свидетельству британского атташе при японской эскадре, они «вряд ли могли поддерживать скорость более 18 узлов продолжительное время».
Кроме того, японские броненосные крейсера обладали весьма посредственной мореходностью – отсутствие полубака в совокупности с носовой частью, которая была перегружена бронёй и вооружением, делало их чрезвычайно «мокрыми» и затрудняло ведение огня в свежую погоду из носовой башни, не говоря уже о казематах нижнего яруса. Однако 1 августа 1904 года волнение на море было минимальным, что позволило японцам полностью задействовать в бою свою артиллерию.
Броненосный крейсер «Идзумо».
Источник – kreiser.unoforum.ru
Несмотря на то, что крейсера Иессена и Камимуры формально принадлежали к одному типу, их назначение и устройство было разным. Русские крейсера, созданные для войны с судоходством противника, по сути, являлись огромными океанскими рейдерами (их основные характеристики приведены в таблице в конце статьи). Сильными сторонами русских кораблей были большая дальность плавания и хорошая мореходность – то есть, сугубо «крейсерские» качества. В то же время «боевым» характеристикам, в первую очередь защите, было уделено значительно меньше внимания, так как считалось, что русские крейсера не предназначены для эскадренного боя с сильным противником.
Основным недостатком русских кораблей была слабая защита корпуса и артиллерии. Лишь на «Громобое», самом новом и лучше всех защищённом корабле русской эскадры, большая часть орудий главного и среднего калибра располагалась в бронированных казематах. Самым старым и слабым кораблём эскадры был «Рюрик» (1895 года постройки, «Россия» 1897 года, а «Громобой» 1900 года), вооружённый уже устаревшими орудиями главного калибра. Вся защита орудий «Рюрика» состояла лишь из противоосколочных щитов. Ещё одним уязвимым местом крейсера было румпельное отделение, не прикрытое броневой палубой, что и явилось причиной потери хода и дальнейшей гибели.
Победа далась японцам нелегко – их корабли получили более 40 попаданий. Правда, большинство попаданий пришлось на неопасные снаряды малого калибра. Помимо этого, сказалось то, что на японских кораблях большая часть орудий и их прислуги была защищена бронёй. Так, во флагманский крейсер «Идзумо» попало более двадцати снарядов, при этом на корабле погибло всего двое матросов, а ещё 17 было ранено. Шедший вторым «Адзума» получил более десяти попаданий, на нём было ранено 8 человек.
Третий корабль в японской линии, «Токива», пострадал ещё меньше (на нём было ранено 3 человека). Зато шедший концевым «Ивате» получил попадание, едва не поставившее точку в его карьере. Примерно в 7:00 восьмидюймовый снаряд с «Рюрика», выпущенный с дистанции около 5000 м, пробил крышу каземата 152-мм орудия №1, расположенного на уровне верхней палубы. Попав в стеллаж с боезапасом, находившийся непосредственно около орудия, снаряд вызвал его детонацию. В результате мощного взрыва каземат был полностью уничтожен – броневые плиты отвалились от борта, а расчёт орудия просто разорвало в клочья. Помимо этого, орудия, до конца сражения из строя вышли ещё две 152-мм пушки (одна – в нижнем каземате, ещё одна – установленная за щитом на верхней палубе). Кроме того, получила повреждения одна из 76-мм пушек. Всего в результате этого взрыва мгновенно погиб 31 человек, при этом один офицер и 13 старшин и матросов из расчёта орудия исчезли без следа. Помимо этого, семь человек из числа раненых на «Ивате» умерли вскоре после боя, а ещё двое из шестнадцати раненых, доставленных на берег, умерли в госпитале. Общие потери на японских кораблях, включая подошедшие позже бронепалубные крейсера «Нанива» и «Такачихо», составили 44 убитых и около 80 раненых.
Героический подвиг броненосного крейсера «Рюрик» и его экипажа так бы и остался на уровне, изучающих военно-морское искусства, как один из рядовых эпизодов русско-японской войны – бой в Корейском проливе, если бы не книга Валентина Пикуля «Крейсера», сделавшего этот подвиг доступным для широкого круга читателей.
Этот подвиг оказался исключительно актуальным, тем более, что русско-японская война война закончилась поражением России, полным разгромом 1-ой Тихоокеанской эскадры в Порт-Артуре и разгромом в Цусимском сражении 2-ой и 3-ей Тихоокеанских эскадр, когда спустили Андреевские флаги перед превосходящим противником, нарушив все заповеди Петра Великого и сдались в плен эскадренные броненосцы «Орел» и «Николай I», броненосцы береговой обороны «Генерал-адмирал Апраксин» и «Адмирал Сенявин», миноносец «Бедовый».
Русская эскадра потеряла убитыми и утонувшими 209 офицеров, 75 кондукторов, 4761 нижних чинов, всего 5045 человек. Ранены 172 офицера, 13 кондукторов и 178 нижних чинов. В плен взяты 7282 человека, включая двух адмиралов (начальник Главного Морского Штаба генерал-адъютант, вице-адмирал З. П. Рожественский, контр-адмирал Н. И. Небогатов).
Из 38 участвовавших с русской стороны кораблей и судов затонули в результате боевого воздействия противника, затоплены или взорваны своими экипажами – 21 (7 броненосцев, 3 броненосных крейсера, 2 бронепалубных крейсера, 1 вспомогательный крейсер, 5 миноносцев, 3 транспорта), сдались в плен или были захвачены 7 (4 броненосца, 1 миноносец, 2 госпитальных судна), из них госпитальное судно «Кострома» было впоследствии отпущено. Интернированы в нейтральных портах до конца войны 6 кораблей (3 бронепалубных крейсера, 1 миноносец, 2 транспорта).
Героическая гибель в бою до последнего снаряда крейсера 1 ранга «Рюрик» осталось одной из светлых, трагических и малоизвестных страниц русско-японской войны и образцом выполнения своего воинского долга до конца офицерами и командой крейсера.
Вечная слава и память офицерам и команде славного крейсера 1 ранга «Рюрик»!
«Гвозди бы делать из этих людей!»
Другие придут, сменив уют, на риск и непомерный труд.Пройдут, тобойне пройденный маршрутВ.ВысоцкийНемецкие войска, после оставления Новороссийска (16 сентября), Анапы (21 сентября), Темрюка (27 сентября), оказались зажатыми на Таманском полуострове (17-ая полевая и 1-ая танковая армии, в составе которых были два армейских, горнострелковый и кавалерийский корпуса (девять пехотных, три горнострелковые, две легкопехотные, кавалерийская и авиаполевая дивизии), четыре армейских группы до полка каждая и несколько отдельных команд. Всего на полуострове насчитывалось более 400 тыс. солдат и офицеров, 2860 орудий и минометов, свыше 100 танков и штурмовых орудий, 300 боевых самолетов. Немецкое командование делали все, чтобы спасти своих солдат и технику, вплоть до строительства свайного железнодорожного и автомобильного моста и канатной дороги через Керченский пролив.
У советских войск появилась реальная возможность организовать немцам новый «Сталинград». Намечался котел даже превышающий по объему сталинградский.
Сталин вызвал в Кремль и лично поставил задачи по окружению и уничтожению немецкой группировки войск, командующему Кавказским фронтом генерал-полковнику Петрову Ивану Ефимовичу и командующему Черноморским флотом вице-адмиралу Владимирскому Льву Анатольевичу. Задача была поставлена зажать группировку немцев на Таманском полуострове и принудить к сдаче.
Основная задача по блокированию группировки немцев с моря и со стороны Керченского пролива ложилась на наличные корабли и авиацию Черноморского флота.
Но ……..
Один за другим идут морские конвои в Керчь и Феодосию, вывозя из окружения наиболее боеспособные части вермахта и в первую очередь танковые части. Транспортные самолеты совершают по несколько десятков рейсов за день, вывозя командование армий и военные и материальные ценности на материк, прежде всего в Крым.
Командующий Черноморским флотом ежедневно отправляет на коммуникации и к берегам Крыма все наличные подводные лодки, торпедные катера, вылетает на бомбежки конвоев и средств эвакуации все наличные бомбардировщики и торпедоносцы, в свободный поиск отправляются из Туапсе к берегам Крыма и Керченскому проливу наиболее быстроходные корабли – эсминцы и легкие крейсера. На Азовском море с другой стороны Керченского пролива действуют силы Азовской флотилии.
Однако, несмотря на все принимаемые усилия, действия крейсеров, эсминцев, торпедных катеров, подводных лодок, авиации ВМФ и армии никаких значительных успехов в деле срыва операции немцев по эвакуации частей блокированных немецких армий у Черноморского флота не удалось достигнуть (потоплен один немецкий катер и одна десантная баржа). Немецкие войска, в своем большинстве, благополучно эвакуируются по морю и воздуху.
Успехи флота оказались настолько незначительны, что вызывали раздражение ставки Верховного главнокомандующего и штаба Кавказского фронта. Немцам удалось вывести с полуострова основные силы войск и техники. Морем, воздухом, по построенному на сваях железнодорожному мосту с Тамани в Крым.
Сталин вне себя, окружение немецкой группировки не получилось. На Черноморский флот направляется с инспекцией народный комиссар ВМФ адмирал Кузнецов Николай Герасимович с работниками главного штаба ВМФ.
Видимо с целью показа высшему командованию боевой деятельности Черноморского флота именно в этот период, командующим флота принимается решение провести ряд операцией, символизирующих деятельность Черноморского флота. Для этого на бомбардировку Констанцы срочно отправляется эскадрилья тяжелых бомбардировщиков. А для обстрела сил немецкого флота, находящихся в портах Крыма отправляется отряд эскадренных миноносцев в составе лидера эсминцев «Харьков» краснознаменного эсминца «Беспощадный» и эсминца «Способный» под командованием командира первого дивизиона эсминцев капитана 2 ранга Негоды Георгия Пудовича, согласно боевого распоряжения, командующего флотом № ОП-0011392 от 5 октября 1943 года.
Препятствовать вывозу основных сил немцев с Таманского полуострова в октябре было уже поздно. Наши силы уже фактически добивали немцев на Тамани (9 октября была освобождена станица Кавказ и коса Тузла). Поход кораблей эскадры и налет тяжелых бомбардировщиков как бы показывал прибывающему командованию, что флот активно действует всеми силами.
Задача, поставленная в боевом приказе 1-ому дивизиону эсминцев, совместно с 8-ю торпедными катерами дивизионом 1 бригады торпедных катеров, 4-я ДБ-3, ПЕ-2 и ИЛ2 авиации ВМФ совершить комбинированный набег на морские сообщения противника у южного побережья Крыма, обстрелять порты Ялта и Феодосия, где должны согласно разведсводке № 556 5 октября 1943 года на 22 часа 00 минут находиться силы противника и выведенные с Тамани войска.
По данным разведки в порту Ялта находились 3 БДБ (большая десантная самоходная баржа) 2 ТКА (торпедных катера – шнельбота) в порту Феодосии находились 16 БДБ (большие десантные самоходные баржи), 6 десантных самоходных паромов «Зибель», 3 СКА (сторожевых катера) из них 9 БДБ, 4 «Зибеля», 3 СКА рассредоточено на рейде, в порту Керчь на рейде 16 плавединиц. Авиация 16 самолетов на аэродромах Крыма. Отдельные суда в районе озера Табачник, мыс Сарыч и мыс Фиолент. Восточнее мыса Аю-Даг – 12 БДБ, 7 барж «Зибель» 4 ТЩ, у мыса Киз-аул – 5 ТКА. Данная разведсводка и легла в основу боевой задачи, поставленной кораблям, катерам и авиации. В разведсводке, однако не указывается, что для противодействия набеговым операциям флота на аэродромы Крыма была переброшена хорошо подготовленная 3 пикировочно-бомбардировачная эскадра авиации Германии в составе более около 60 самолетов Ю-87 и около 30 самолетов Ме-109 и ФВ-190. Разведка не смогла выявить эту переброску самолетов, но это и повлияло на выполнение задач отрядом кораблей и фактически обрекало на гибель (по данным разведки указанным в этой же разведсводке считалось, что на аэродромах Крыма находится всего 15 самолетов Ю-87).
Для прикрытия проводимой операции, исходя из данных разведсводки выделялись 4 дальних истребителя «Китти-Хок». При подходе кораблей к зоне действия ближнего прикрытия ПВО, планировалось прикрытие еще 12 самолетами типа ЛАГГ-3 и Як-1.
В 19.20 (согласно рапорта командир дивизиона) на краснознаменный эсминец «Беспощадный», перешедший с всей группой кораблей из Поти в Туапсе прибыл командующий флотом вице-адмирал Владимирский Л.А., который перенес начало обстрела портов Ялта и Феодосия с 5 часов 50 минут на 5 часов 30 минут. Командующего флотом и его штаб почему-то не смутило, что если ранее корабли с набеговых операций возвращались в ночное время суток, под покровом темноты, то в этой операции придется преодолевать значительный участок моря уже в утренние и дневные часы, когда возможно более эффективное использование немцами авиации. Возможно, понадеялись на прикрытие 4-я дальними истребителями «Киттихаук» (Р-40 – кстати значительно уступавшему немецким «Мессершмитам- 109» в бою), а возможно и на простое русской «авось». «Авось» прикроют, если чего не так, ведь сил у немцев немного?
Краснознаменный эсминец «Беспощадный» и эсминец «Способный» должны были в 5.30 одновременно обстрелять плавсредства противника, скопившиеся в Феодосии, а более быстроходный лидер эсминцев «Харьков» в это же время обстрелять коммуникации противника между Феодосией и Алуштой и Ялту. После этого, соединившись все три корабля, должны были начать отход к Туапсе.
Красиво выглядят планы на бумаге, на штабных картах, а вот в море или на местности, особенно в боевой обстановке, как и в игре «Морской бой», выясняется, что забывают об оврагах или вмешиваются неожиданные обстоятельства.
Согласно «Журнала боевых действий оперативного дежурного штаба Черноморского флота» (документ в Центральном военно-морском архиве за № 18364) отряд кораблей вышел в море из Туапсе под командованием капитана 2 ранга Негода Г.П. в район Феодосия – Ялта с задачей уничтожения плавсредств противника и артобстрела скоплений плавсредств в портах Феодосия и Ялта в 20 часов 25 минут 5 октября 1943 года. Корабли шли ходом в 24 узла.
Флаг командира соединения был поднят на краснознаменном эсминце «Беспощадный», хотя значительная часть штаба была на эсминце «Способном». На кораблях на выход были направлены с других кораблей эскадры прикомандированные офицеры, мичманы, старшины и матросы. Помимо этого, на кораблях проходили корабельную практику курсанты-выпускники ВВМКУ имени Фрунзе, ВМИУ имени Дзержинского, Объединенной школу, учебного отряда ЧФ – 41 человек.
В 01.00 6 октября 1943 года лидер эсминцев «Харьков» отделился от основного отряда и увеличив ход до 26 узлов направился в сторону Ялты. Основной отряд направлялся в сторону Феодосии.
В 02.04 минуты в небе на отрядом кораблей появились два немецких самолета разведчика. В это же время лидер эсминцев «Харьков» так же был обнаружен самолетами-разведчиками немцев и освещен с помощью авиабомб САБ и несколько фугасных бомб. Бомбы разорвались на расстоянии в 10 кабельтовых.
В 3 часа самолеты разведчики вновь появились над кораблями и снова сбросили светящиеся авиабомбы САБ и фугасные авиабомбы. Данные об обнаружении кораблей командиром отряда были переданы на КП флота, а почему-то не КП эскадры кораблей, которая руководила операцией из Геленджика. Но командующий флотом по каким-то причинам не принял решения прекратить операцию. Возможно, его удержало от этого присутствие на КП флота народного комиссара ВМФ адмирала Кузнецова Николая Герасимовича с работниками главного штаба ВМФ, возможно он понадеялся на надежное дальнее авиационное прикрытие дальних истребителей «Киттихаук», скорее всего не думал, что незначительными авиационными силами немцы смогут нанести серьезное поражение прикрываемым с воздуха кораблям.
Понятно, что внезапность спланированной операции не получилась. Береговая оборона немцев уже получила данные и приведена в полную готовность к подходу кораблей. Видимо начали готовиться к вылету немецкие бомбардировщики, находившиеся на аэродромах Крыма.
Как немцы так рано обнаружили отряд кораблей? Здесь есть несколько вариантов. Первый – ранее несколько таких набеговых операций были проведены успешно и получив некоторый опыт, немцы возможно увеличили количество патрулирований самолетов разведчиков над морем именно в ночное время. Обнаружить в море ночью корабли можно было по факелам из труб на больших скоростях при неполном сгорании топлива или по случайному нарушению светомаскировки на одном из кораблей. Возможно, что у немцев имелись только, что появившиеся на вооружении, радиолокационные станции дальнего обнаружения, поставленные на отрогах крымских гор и позволяющие обнаруживать появление кораблей в районе Крыма. А возможно отряд кораблей был обнаружен по факту радиопеленгования переговоров кораблей между собой или с КП флота. Не хочу рассматривать агентурный факт утечки информации. Гадать сегодня можно по-разному, но факт, что корабли были обнаружены заблаговременно (за 3 с половиной часа до начала обстрела). Очень жаль, что до сих пор причины обнаружения кораблей, не установлены точно даже до сегодняшнего дня.
На момент обнаружения немецкими самолетами отряд кораблей находился уже на расстоянии 150 километров от своих берегов (до Феодосии оставалось приблизительно столько же), а лидер «Харьков» на расстоянии 180 километров (до Ялты оставалось приблизительно 210 километров). Немедленное прекращение операции, безусловно сулило спасение кораблям, но командующий флотом, и командир отряда не имели возможностей (через голову командующего флотом и командующего эскадрой) и мужества прекратить операцию. Операция находилась под контролем у ставки ВГК. А ведь под покровом темноты корабли еще смогли бы благополучно вернуться в свою базу.
В 04 часа 00 минут «Беспощадный» и «Способный» подошли к крымским берегам и увеличили скорость до 28 узлов. В этот момент с берегового поста, находившегося между мысами Меганом и Коктебель, светом запросили позывные кораблей. И тут же над кораблями снова появились самолеты – разведчики, которые сбросили в очередной раз осветительные и фугасные бомбы, видимо, чтобы осветить корабли для береговых батарей. В 05.00 в 8 милях по кораблям открыла огонь береговая артиллерия из Коктебеля.
Командир отряда принял решение отказаться от стрельбы и корабли отходят мористее для встречи с лидером «Харьков». В этот момент в районе Судака обнаруживаются два немецких торпедных катера, принятые в темноте сначала за десантные баржи (по немецким данным было три немецких торпедных катера S-28, S-42, S-45).
В 06.30 оба эсминца открыли огонь с большой дистанции по десантным баржам (торпедным катерам). Попаданий не отмечено.
В этот же момент, по немецким данным, в атаку на корабли выходит немецкая ПЛ «U-9» и выпускает несколько торпед. Атака, которую так и так и не заметили на кораблях.
Оперативный дежурный флота в 05.25 записал, что для прикрытия кораблей выслано звено дальних истребителей в составе звена, которые начали барражирование над кораблями до 07.05.
В районе 6 часов на море начинается в этот сезон года рассвет. И следует ожидать вылета немецких самолетов бомбардировщиков.
Стрельба кораблей по порту должна была корректироваться двумя самолетами ДБ-3 и Пе-2 под прикрытием четырех дальних истребителей «Киттихаук», однако ни один самолет в тот момент над кораблями так и не появился.
В районе 6.00 часов (почему-то с опозданием на полчаса) лидер «Харьков» подошел на траверз Ялты и открыл огонь по площадям с дальней дистанции. По данным немцев в результате стрельбы было разрушено несколько частных домов и убито несколько мирных жителей. Да и что можно ждать успеха от стрельбы без нормальной корректировки.
В 06.13 «Харьков» прекратил стрельбу и тут же попал под обстрел береговой артиллерии с мыса Ай-Тодор и начал отход в точку рандеву с эсминцами. Но был на траверзе Алушты обстрелян снова береговой артиллерией.
В 07.10 лидер «Харьков» прибыл в точку рандеву и отряд кораблей начал отход к своим берегам. Корабли начали отход к своим берегам полным ходом.
В 07.40 над кораблями, начавшими отход, появился снова немецкий гидросамолет разведчик «Гамбург-140 на расстоянии 80 кабельтовых. Было уже светло, и самолет летел очень низко для визуального определения кораблей.
В 08.10 гидросамолет-разведчик был сбит нашими истребителями, вновь появившимися над кораблями и загоревшись сел на воду.
Эсминец «Способный» подобрал сбитых немецких летчиков, и отряд кораблей дал ход 28 узлов. По каким-то непонятным причинам затем сбитые летчики были выведены на корму «Способного» и зачем-то расстреляны по приказу командира корабля. На подъем летчиков из воды было потеряно почти 20 минут драгоценного времени.
1-ая атака немецких бомбардировщиков на отряд кораблей. В 09.00 эм «Беспощадный» обнаружил группу вражеских бомбардировщиков (восемь Ю-87, под прикрытием двух истребителей ФВ-190) заходящих на корабли со стороны уже вышедшего солнца. Истребители немцев связали боем наши самолеты прикрытия, а бомбардировщики-пикировщики атаковали корабли.
Главной целью атаки лидер эсминцев «Харьков». Предпоследний самолет добился попадания 250 килограммовой фугасной бомбы в район первого и второго котельных отделений, и первого турбинного отделения. Последний самолет добился попадания в корму лидера 200 килограммовой фугасной бомбой. Лидер лишился хода и погрузился наполовину в воду. Над кораблем поднялся столб черного дыма. По результатам обследований корабль лишился полностью носового эшелона, затоплены два котельных и одно турбинное отделение, принято 1145 тонн воды, крен на правый борт достигал 9 градусов, дифферент на нос 3 метра.
По приказу командира отряда в 09.25 к лидеру «Харьков» подошел эсминце «Способный» для взятия его на буксир за корму.
Капитан 2 ранга Негода попросил штаб флота немедленно усилить истребительное прикрытие. По данным КП флота истребительное прикрытие кораблей было увеличено до 9 самолетов.
Корабли продолжали небольшой скоростью (насколько позволяло буксировка лидера «Харьков»).
2-ая атака немецких бомбардировщиков на отряд кораблей. В 11.50 (по другим данным в 12.00) показалась новая волна немецких бомбардировщиков и истребителей в составе до 13-14 самолетов бомбардировщиков Ю-87 и прикрывались шестью истребителями. Основной целью стал краснознаменный эсминец «Беспощадный». Немецкие истребители опять связали боем самолеты прикрытия, а бомбардировщики беспрепятственно могли выполнять свою задачу.
Несмотря на то что «Беспощадный» развил скорость 38 узлов его поразила 200 килограммовая фугасная бомба, разорвавшаяся в районе первого машинного отделения, вторая рядом с правым бортом в районе второго машинного отделения. «Беспощадный» потерял ход и окутался паром и получил крен 5-6°.
Командир отряда донес на КП о повреждении второго корабля и потребовал немедленно усилить истребительное прикрытие. Командиру «Способного» было приказано буксировать по очереди «Харьков» и «Беспощадный».
Из журнала боевых действий оперативного дежурного штаба Черноморского флота: "12 ч. 00 мин. лидер «Харьков» дал свое место: Ш=44 градуса 19 минут, Д= 35 градусов 40 минут. Без хода: В 13 ч. 10 мин. он находился в квадрате 1776-А, идя 4-узловым ходом на буксире эсминца “Способный”".
В 14.20 лидер «Харьков» сам снова дал ход. Но мог двигаться только кормой вперед. Вот имена тех моряков-героев, кто сумел дать ход своему обездвиженному кораблю: старшина 1-й статьи П. Лучко, матросы В. Трунов, комсорг лидера Д Кулешов, А. Белан, П. Жанко и Кулагин. Несмотря на тяжелые повреждения, они ввели в строй 3-е котельное отделение – сумели поднять пар, используя морскую воду.
3-я атака немецких бомбардировщиков на отряд кораблей. В 14.20 по другим данным в 14.35) показалась новая группа немецких самолетов – 26 бомбардировщиков-пикировщиков Ю-87. Основной целью был выбран не имеющий хода краснознаменный эсминец «Беспощадный». Более 20 самолетов поочередно пикировали на него. 5 бомбардировщиков атаковали эсминец «Способный», оборвавший швартов с «Беспощадным» и попытавшимся с помощью маневрирования и скорости уйти от прямого попадания.
В 14.40 после нескольких попаданий авиабомб в кормовую часть и кормовое машинное отделение эсминец «Беспощадный» начал тонуть, погружаясь в море кормой. «Способный» отделался близким попаданием авиабомб и незначительными повреждениями (вышли из строя вспомогательные механизмы). В 15.20 эсминец скрылся под водой. В воду не успели спустить даже шлюпки и катера. Оставшиеся в живых офицеры и матросы плавали на месте гибели корабля.