Образовательный уровень муниципальной политико-административной элиты был ниже по сравнению с государственной политико-административной элитой. 79,7 % ее представителей имели высшее образование, 12,4 % – два и более двух высших образования, 2,3 % – высшее образование как подготовку кадров высшей квалификации, 1,6 % – ученую степень кандидата и 0,2 % доктора наук. В представительных органах имели высшее образование 90 % работников, местных администрациях – 77,2 %, контрольно-счетных органах – 100 %, в иных органах местного самоуправления – 100 %, избирательных комиссиях – 97,9 %. Среди направлений базового высшего образования доля экономики и управления составила 26,3 %, в том числе государственного и муниципального управления – 8,1 %, сельского и рыбного хозяйства – 19,1 %, образования и педагогики – 17,3 %, гуманитарных и социальных наук – 15,6 %, включая юриспруденцию – 10,3 %, физико-математических и естественных наук – 2,9 %, здравоохранения – 1 %, культуры и искусства – 0,9 %, информатики и вычислительной техники – 0,4 %, других направлений – 16,5 %. Со средним профессиональным образованием было 17,5 % работников, не имели высшего и среднего профессионального образования 2,8 %.
Представители элиты, замещающие государственные и муниципальные должности, получают дополнительное профессиональное образование, которое включает профессиональную переподготовку и повышение квалификации.[15] Профессиональная переподготовка предназначена для приобретения дополнительных знаний и навыков, необходимых для осуществления нового вида профессиональной служебной деятельности.[16] Нормативные сроки для прохождения профессиональной переподготовки для выполнения нового вида профессиональной деятельности – более 500 аудиторных часов. Выдается документ государственного образца – диплом о профессиональной переподготовке. Для получения дополнительной квалификации установлены нормативные сроки более 1000 часов, в том числе более 75 % аудиторных часов. Выдается диплом государственного образца о дополнительном (к высшему) образовании.
Повышение квалификации предусматривает обновление знаний и совершенствование навыков в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения новых способов решения профессиональных задач. Осуществляются два типа программ повышения квалификации. Существуют программы краткосрочного повышения квалификации объемом от 18 до 72 аудиторных часов, которые организуются в форме тематических и проблемных конференций и семинаров, предназначенных для освоения актуальных изменений в конкретных вопросах профессиональной деятельности. Выдается удостоверение государственного образца о краткосрочном повышении квалификации. Для комплексного обновления знаний по вопросам в сфере профессиональной служебной деятельности, решения профессиональных задач проводятся программы повышения квалификации объемом от 73 до 144 аудиторных часов с выдачей свидетельства государственного образца о повышении квалификации.
Может быть организовано дополнительное профессиональное образование за пределами территории Российской Федерации. Оно проводится в целях приобретения знаний о зарубежном опыте государственного управления, овладения новыми профессиональными умениями и навыками, необходимыми для выполнения служебных обязанностей на высоком уровне. Необходимость в обучении за рубежом определяется исходя из перспективных направлений деятельности государственного органа и его структурных подразделений, должностных обязанностей, выполняемых кандидатом, направляемым на обучение за рубежом. Продолжительность обучения за рубежом устанавливается по согласованию с зарубежными партнерами и не может превышать продолжительности обучения, установленной для соответствующих видов дополнительного профессионального образования. Повышение квалификации за рубежом осуществляется в группах, профессиональная переподготовка и стажировка – индивидуально.
В 2016 году 7 905 человек, замещавших государственные должности, 20,4 % от численности работников обучались по программам дополнительного профессионального образования, в том числе 12 (0,6 %) – в органах законодательной власти, 291 (16,3 %) – исполнительной, 7 485 (22,3 %) – судебной власти и прокуратуры, 117 (7,5 %) – в других государственных органах.[17] Профессиональную переподготовку прошли 16,7 % от численности обученных, повышение квалификации – 83,3 %. Доля обученных составила соответственно в органах законодательной власти 0 % и 100 %, исполнительной – 7,6 % и 92,4 %, судебной власти и прокуратуры – 17,3 % и 82,7 %, в других государственных органах – 4,3 % и 95,7 %. Дополнительное профессиональное образование осуществляется на основе государственного заказа. На его основе обучались 3,5 тыс. человек, замещавших государственные должности, 9 % от численности работников, из них 0,3 % в органах законодательной власти, 9,1 % – исполнительной, 9,8 % – судебной власти и прокуратуры, 2 % – в других государственных органах. На основе государственного заказа по программам повышения квалификации в органах законодательной власти обучались 100 %, исполнительной власти – 93,3 %, судебной власти и прокуратуры – 82,1 %, в других государственных органах – 96,8 %.
Дополнительное профессиональное образование получали в основном в государственных образовательных организациях, в федеральных – 88,4 %, субъектов Российской Федерации – 9,2 %. 1,1 % работников обучались в частных образовательных организациях, 1,3 % – в организациях, осуществляющих обучение. Более высокой доля обученных в частных образовательных организациях и организациях, осуществляющих обучение, была в других государственных органах (22 % и 15,3 %), В органах законодательной власти процент обученных составил соответственно 8,3 % и 8,3 %, органах исполнительной – 8,8 % и 10,7 %, судебной власти и прокуратуры – 0,4 % и 0,7 %.
В органах местного самоуправления и избирательных комиссиях получили дополнительное профессиональное образование 4 059 человек, замещавших муниципальные должности, 19,4 % от численности работников, в том числе по программам профессиональной переподготовки – 11,9 %, повышения квалификации – 88,1 %. За рубежом прошел обучение один человек. Получили дополнительное профессиональное образование 28,7 % работников контрольно-счетных органов, 25 % – иных органов местного самоуправления, 19,8 % – местных администраций, 15,3 % – представительных органов, 8,6 % – избирательных комиссий. 36,1 % обучались по управленческому направлению, 7,9 % – организационно-правовому, 14,9 % – экономическому, 4,7 % – планово-финансовому, 1,7 % – информационно-аналитическому, 34,8 % – другим направлениям дополнительного профессионального образования. По управленческому направлению обучались 44,2 % работников представительных органов, 36,3 % – местных администраций, 11,6 % – контрольно-счетных органов, 100 % – иных органов местного самоуправления, 8,3 % – избирательных комиссий. 63,4 % обучались в государственных образовательных организациях, 5,3 % – муниципальных, 15,4 % – частных, 15,8 % – организациях, осуществляющих обучение. В муниципальных образовательных организациях обучались 6 % работников представительных органов, по 5,2 % – местных администраций и контрольно-счетных органов. В частных образовательных организациях обучались 16,6 % работников представительных органов, 15,1 % – местных администраций, 10,4 % – контрольно-счетных органов, 33,3 % – избирательных комиссий.
Организовано повышение квалификации федеральных государственных служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции.[18] Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ определена единственным исполнителем осуществляемых федеральными государственными органами в 2017 году закупок услуг по повышению квалификации до 1,5 тыс. федеральных государственных служащих. Повышение квалификации осуществляется по дополнительной профессиональной программе «Функции подразделений кадровых служб федеральных государственных органов по профилактике коррупционных и других правонарушений». Программа имеет базовый уровень для обучающихся впервые объемом 54 часа и повышенный уровень для прошедших ранее обучение объемом 36 часов. Региональным органам государственной власти и органам местного самоуправления рекомендовано организовать повышение квалификации государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции.
Политико-административная элита имеет неплохой кадровый потенциал. При этом необходимо эффективно его использовать в государственном управлении и местном самоуправлении. Политико-административная элита, управляя государством, регионом, муниципальным образованием должна ориентироваться соответственно на общегосударственные, региональные и местные интересы. Вместе с тем она представляет собой относительно замкнутый социальный слой, находящийся на вершине социальной стратификации. Политико-административная элита отстаивает свои интересы, одновременно выражает интересы экономической элиты, поскольку вместе с ней входит в состав высшего класса. Политико-административная элита не однородна. Внутри ее существуют различные группы, имеющие разные политические и экономические интересы. Отстаивание групповых интересов в элите, борьба за власть, собственность, ресурсы, доходы не способствуют выражению общегосударственных и общественных интересов. В социально-территориальной структуре общества региональная и местная политико-административная элита вынуждена ориентироваться на интересы социально-территориальных общностей в регионах и местных сообществ в муниципальных образованиях. Одной из причин является то, что население принимает участие в выборах ряда представителей элиты.
Контрольные вопросы1. Какие должности являются государственными должностями Российской Федерации?
2. Какие должности являются государственными должностями субъекта Российской Федерации?
3. Какие должности являются муниципальными должностями?
4. Каким образом происходит формирование политико-административной элиты на федеральном уровне?
5. Каким образом происходит формирование политико-административной элиты в субъекте Российской Федерации?
6. В каких органах местного самоуправления представлена муниципальная политико-административной элита?
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Ашин Г. К. Элита; Элитология // Социологическая энциклопедия в двух томах. Том 2. – М.: Мысль, 2003, с.801, 805.
2
Чирикова А. Е. Региональные элиты в России: Учеб. пособие для студентов вузов / А. Е. Чирикова. – М.: Аспект Пресс, 2010, с. 9–25.
3
Чирикова А. Е. Региональные элиты в России: Учеб. пособие для студентов вузов / А. Е. Чирикова. – М.: Аспект Пресс, 2010, с. 40.
4
Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004, № 31, ст. 3215; 2017, № 31 (часть I), ст. 4824.
5
Указ Президента Российской Федерации от 11 января 1995 года № 32 «О государственных должностях Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995, № 3, ст. 173; 2017, № 5, ст. 777.
6
Федеральный закон от 3 декабря 2012 года № 229-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 2012, № 50, ст. 6952; 2017, № 27, ст. 3937.
7
Конституция Российской Федерации (с гимном России). Ст. 95. – М.: Проспект, 2016.
8
Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999, № 42, ст. 5005; 2017, № 31 (часть I), ст. 4829.
9
Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004, № 31, ст. 3215; 2017, № 31 (часть I), ст. 4824.
10
Указ Президента Российской Федерации «О типовых государственных должностях субъектов Российской Федерации» от 4 декабря 2009 года № 1381 // СЗ РФ. 2009, № 49, (часть II), ст. 5921; 2015, № 41 (часть II), ст. 5644.
11
Состав работников, замещавших государственные должности и должности государственной гражданской службы, по полу и возрасту на 1 октября 2016 года. Том I (по России, ветвям власти и уровням управления). Статистический бюллетень. 2017 // http://www.gks.ru.
12
Состав работников, замещавших государственные должности и должности государственной гражданской службы, по стажу, уровню образования, специальностям и направлениям подготовки базового высшего профессионального образования на 1 октября 2016 года. Том II (по России, ветвям власти и уровням управления). Статистический бюллетень. 2017 // http://www.gks.ru.
13
Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003, № 40, ст.3822; 2017, № 31 (часть I), ст. 4828.
14
Состав работников, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы, по полу, возрасту, стажу, уровню образования, специальностям и направлениям подготовки базового высшего профессионального образования на 1 октября 2016 года. Том IV (по группировкам органов местного самоуправления, избирательным комиссиям муниципальных образований, субъектам Российской Федерации). Статистический бюллетень. 2017 // http://www.gks.ru.
15
Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004, № 31, ст. 3215; 2017, № 31 (часть I), ст. 4824; Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2006 года № 1474 «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации» // СЗ РФ. 2007, № 1, ст. 203; № 50, ст. 6255; 2015, № 10, ст. 1507.
16
Постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 года № 362 «Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации» // СЗ РФ. 2008, № 19, ст. 2194; 2016, № 24, ст. 3533.
17
Дополнительное профессиональное образование кадров государственной гражданской и муниципальной службы в 2016 году. Том I (по России). Статистический бюллетень. М., 2017 // http://www.gks.ru.
18
Распоряжение Президента Российской Федерации от 5 июня 2017 года № 196-рп «Об организации в 2017 году повышения квалификации федеральных государственных служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции» // СЗ РФ. 2017, № 24, ст. 3523.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги