Книга Невербальное мышление. От мышления словами к мышлению смысловыми идентификациями - читать онлайн бесплатно, автор Игорь Константинович Ларионов
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Невербальное мышление. От мышления словами к мышлению смысловыми идентификациями
Невербальное мышление. От мышления словами к мышлению смысловыми идентификациями
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Невербальное мышление. От мышления словами к мышлению смысловыми идентификациями

Игорь Ларионов

Невербальное мышление. От мышления словами к мышлению смысловыми идентификациями

Введение

Книга адресована тем, кто серьезно намерен потратить немало времени и сил на пробуждение бессмертной сущности, скрытой внутри каждого человека. Потенции этой сущности покажутся многим людям невероятными. Но разве атомная энергия, телевидение и космические корабли не покажутся чудом дикарям, никогда не сталкивающимся с цивилизацией? Большинство попавших в сети вульгарного материализма являются в буквальном смысле слова дикарями в области внутреннего мира, окном в который является человеческая индивидуальность. В ней, по аналогии с атомом, скрыты грандиозные силы, причем созидательные. Духовный психотренинг – это путь к раскрытию таких сил.

Когда в людях пробуждается Дух, они часто впадают в одну из двух крайностей. Те, кто начинают проникать в тайны мироздания исключительно путем раскрытия творческого начала, не могут реализовать открывающиеся перед ними возможности и серьезно подрывают свое здоровье, как психическое, так и физическое. Другие увлекаются психотренингом, йогой, выполняя упражнения механически, тем самым вступая на путь превращения в бессмертную живую “вещь”.

Мягкий путь в духовном психотренинге предполагает гармонический синтез обеих крайностей. Это – словно лазание по канату при помощи чередования усилий двух рук. Одна “рука” – творческое прозрение, другая – духовный психотренинг. Творческое понимание раскрывает в сознании то, каким образом нужно направлять усилия в духовном психотренинге. Опираясь на реализованное в нем, человек открывает в себе следующую ступеньку лестницы творческого восхождения в царство духа.

Всякое упражнение или духовно-психическая акция окажут совершенно различное, вплоть до диаметрально противоположного, воздействие на разных людей в зависимости от их индивидуально-личностных особенностей. Поэтому в книге, в отличие от многих других практических методик, не дается “жестких”, одинаковых для всех рекомендаций. Усвоивший основы “мягкого пути” в духовном психотренинге будет способен сам находить упражнения, приемлемые именно для него.

Духовный психотренинг опирается на эзотерическую науку о человеке, Вселенной, Боге.

Книга представляет собой концентрат принципиально новой для многих людей информации. Она служит пособием для крайне напряженной и длительной работы над собственной природой. Поэтому в любом случае на легкое чтение надеяться не приходится.

Опорные тезисы книги, переплетаясь, взаимно отражены друг в друге. По этой причине не удалось избежать некоторых повторений.

Существует широко распространенное в среде интересующихся эзотеризмом мнение, что серьезно изучать и практиковать методы раскрытия сверхсознания можно только под непосредственным руководством учителя. В Нейто[1] – новой ветви эзотеризма – ситуация совсем иная. Там учителем может быть лишь тот, кто способен читать сознание обучающегося, словно открытую книгу. Найти такого учителя в физическом теле почти невозможно, ибо тот, кто обладает такой способностью, предпочитает пребывать в более светлых и радостных мирах, оказывая оттуда духовную помощь тем, кто способен ее принять. В этом отношении книга может оказаться переходным мостом к контакту с теми, кто видит Истину. Если напечатанные слова воспринимаются с открытым сердцем, то читающий проникает за их пределы, устанавливая непосредственный контакт с мыслями тех, кто дальше продвинулся по Пути. Именно в результате проникновения в ментальную и духовную сферы, насыщенные результатами духовных исканий и озарений адептов Истины на протяжении многих тысячелетий, а также соединения полученной таким путем информации с личным опытом, получены знания, оформленные в данной книге. Все ее недостатки автор принимает на свой личный счет. Все ее достоинства он относит на счет эзотерической мудрости, вечно парящей над океанами иллюзий, в которых развертывается великое множество историй, подобных переживаемой земным человечеством.

Следует обратить внимание на то, что в зависимости от контекста термин “медитация” употребляется в книге в следующих значениях:

1. Особое состояние психики и физического тела между бодрствованием и сном.

2. Новое качество осознавания, или его третье состояние, отличное как от бодрствования, так и от сна.

3. Углубленное, целенаправленное размышление по определенному руслу.

4. Различные упражнения по развитию навыков медитации.

Книга предлагает читателю систему психотренинга, впитывающую в себя многие духовные достижения самых различных школ.

Потребность в письменном руководстве по обобщенной интегральной системе медитации существует у многих, серьезно интересующихся эзотерическим знанием. Не случайно из практикующих ту или иную систему духовного психотренинга одни достигают успеха, а другие нет. Причина в том, что все известные системы неполны: в них отсутствуют многие необходимые элементы. Те, кто интуитивно угадывают недостающую часть, проникают в тонкие миры, не сознавая при этом всего комплекса делаемых ими усилий.

В справедливости сказанного каждый может убедиться на собственном опыте. Практикуя одни и те же упражнения медитации, человек в одни дни может быть весьма доволен их результатами, а в другие – все получается из рук вон плохо.

Точно так же те, кто развил в себе некоторые парапсихологические способности, в одних случаях могут их проявить, а в других – нет.

Представив практическое руководство по медитации, автор не претендует на исчерпывание им всех аспектов этой глубочайшей темы. К тому же это немыслимо сделать в одной-единственной книге. Каждому, серьезно практикующему медитацию, необходимо копить и анализировать свой личный опыт. Интегральная медитация может стать в полном смысле таковой только по отношению к конкретному человеку, с учетом вбирания им в духовную практику алмазов собственного опыта.

I. Медитация Нейто

Средство кардинально изменить вашу жизнь

Истинная медитация происходит не в пространстве и времени физического мира, а за их пределами. Потому важна не длительность медитации, измеряемая земными часами, а ее качество.

Успех в медитации определяется нарастанием ее качества. Для этого необходимо обеспечение нескольких условий:

1. Предельное напряжение воли и внимания.

2. Это напряжение не только не должно сопровождаться напряжением (внутренним и внешним) физического тела, но, наоборот, происходить при полной релаксации внешних и внутренних мышц.

При такой релаксации воля и внимание обычно становятся вялыми, а сознание сравнительно быстро впадает в сон. Чтобы этого не произошло, необходимо создать особую точку опоры для воли и внимания.

3. Воля и внимание получают опору в создании особого настроя на медитацию.

Этот настрой достигается в результате предварительных (предмедитационных) размышлений. Они отличаются от самой медитации тем, что проводятся в самом обычном психофизическом состоянии, в то время как медитация предполагает его существенное изменение.

В основу предмедитационных размышлений целесообразно положить все углубляющееся осознание следующих положений:

1. Медитация – это единственный способ кардинально изменить жизнь и судьбу.

2. Медитация раскрывает окно в иной мир.

3. Медитация – путь к бесконечной радости жизни, не имеющей ни начала ни конца.

4. Медитация выводит из мира лжи в мир Истины, где царит Красота.

5. В медитации человек познает себя как всемогущее и всезнающее “Я”.

6. Точно такими же предстают и все другие живые существа.

7. Взаимопонимание и взаимопроникновение всех живых существ являет собой океан Любви или Бога.

8. Медитация раскрывает внутри “Я” живое сердце – источник и вместилище Истины и Любви.

9. Все, что окружает человека даже в обычном мире, – это живые существа, начиная от людей и кончая минералами. Каждое из этих существ являет человеческому сознанию не свой истинный облик, но более или менее искажающую его карикатуру. Точно так же всякий человек сжился со своей собственной карикатурой, забыв о том, какой он есть в мире Истины и Красоты. Предельно карикатурное искажение Истины – в мертвом, неживом, механическом мире. Неживая материя кажется реальностью сознанию, порабощенному карикатурностью мира. В действительности неживая материя не существует. Все, что есть, – это жизнь. И жизнь немыслима в отрыве от ее носителей – живых существ.

Медитация расправляет карикатурный облик человека, карикатурные оболочки окружающих людей, карикатурные взаимоотношения между ними, карикатурный образ мира В БОЖЕСТВЕННО ПРЕКРАСНЫЙ ОБРАЗ, ОКРУЖЕННЫЙ СТОЛЬ ЖЕ ПРЕКРАСНЫМИ СУЩЕСТВАМИ, ЯВЛЯЮЩИМИ В СВОЕМ ЕДИНСТВЕ НОВЫЙ МИР – МИР ИСТИНЫ И КРАСОТЫ.

10. Радость и Свет, приносимые медитацией, помогают не только понять падший, карикатурный мир, но и облегчают его невзгоды и страдания. Высший уровень медитации освобождает от них навсегда.

Все эти десять положений покажутся зараженному скептицизмом интеллектуалу не более чем религиозно-мистическими лозунгами. Напомним ему слова Р. Эмерсона о том, что скептицизм – это медленное самоубийство. Эта книга написана не для духовных самоубийц, но адресована тем, кто уже не может отделить смысл жизни от вечности. Смысл всякого явления – это живительная влага, источаемая каплями вечности, попадающими, благодаря дерзанию духа, в механические сцепления причин и следствий.

Тому, кто созвучен провозглашенным истинам, но при этом имеет предубеждение к их подаче в форме, напоминающей лозунги, дадим пояснение.

Лозунги, мантры и мистические имена

Лозунги, которые долго вдалбливаются в сознание людей тоталитарными структурами, действительно вызывают оскомину, а порой и насмешку. Политический лозунг – это вульгаризация одного из методов духовного психотренинга. Но даже в таком виде лозунг, если он концентрирует чаяния миллионов, дан в соответствующей точке исторического времени и пространства, превращается в мощнейшую социальную силу.

Три слова – “свобода, равенство и братство” – совершили французскую революцию.

Несколько обещаний большевиков (“Мир – народам, хлеб – голодным, земля – крестьянам, фабрики – рабочим”) обеспечили им тотальный захват власти.

Один ученый, еще задолго до снятия запретов на малейшую не санкционированную сверху политическую активность, рассказал автору книги о концепции революции в обществе, где запрещена всякая не санкционированная властями политическая активность. В условиях всеобщей слежки и доносительства он считал бесперспективным создание каких-либо тайных революционных организаций, заведомо обреченных на провал. Его идея состояла в нахождении всего нескольких лозунгов, которые, будучи брошены в народ в критической ситуации, вызвали бы цепную реакцию в массовом общественном сознании, что должно было бы разом перемагнитить большинство населения и привести практически мгновенно к стихийной революции. Революция 1956 г. в Венгрии, если абстрагироваться от действий иностранных спецслужб, происходила именно так. Группа студентов выдвинула требования в виде лозунгов. Затем они вышли с ними на улицу. К студентам стали присоединяться прохожие. Вскоре многотысячные толпы буквально смыли режим власти. Его реставрировали лишь вторжением извне.

Есть лозунги, которые пишут на транспарантах. Они помогают обратить внимание на лозунг. Но главная книга, где пишутся наиболее действенные лозунги, – это страницы человеческой души. В любом человеческом обществе, во все времена и у всех народов господствуют те или иные лозунги, правда различаясь в социальных слоях.

Каждый человек основные периоды своей жизни переживает под знаком свойственных им лозунгов, хотя, в данном случае, их лучше назвать девизами. Но если так, то, может быть, хорошие политические лозунги – это и не так плохо, и они не всегда являют собой вульгаризацию истины? Все дело в том, что политики давно научились подменять истинный смысл слов на противоположный, по-орвеловскому принципу: “Свобода – это рабство”; “Мир – это война” и т. д.

Человек, жаждущий истины, не будет заниматься самообманом. Поэтому еще в глубокой древности ученикам, вступившим на духовный путь, давались особые лозунги – мантры.

Мантра – это концентрат ментальной энергии, заключенной в особую форму. Выражающие ее слова лаконичны. Каждой мантре соответствует графический символ, выражающий ту же самую форму, что и слово. Всякая форма (но не карикатура на нее) несет в себе магическую силу. Форма, пребывая в трехмерном мире, одновременно соприкасается своими поверхностями с мирами высших измерений. Форма – это трехмерное сечение идеи, принадлежащей иному миру – миру идей. Можно уничтожить, например, конкретное дерево, но нельзя уничтожить его форму-идею.

Человек с блуждающим, поверхностным вниманием не видит за мантрой или ее символом форму. Для его рассудка это будут не более чем пустые слова и ничего не значащий символ.

Однако в подсознание даже такого человека форма мантры начнет внедряться и оказывать свое действие. Часто, чувствуя на себе не доходящее до осознанности влияние, человек начинает испытывать к мантре враждебность, раздражение, со злостью называет ее чепухой (никто активно не отвергает один из многих осенних листьев, ложащихся под подошвы ног) или, наоборот, впадает в смешливость, а порой и грубость.

Постигнуть форму (идею), скрытую в мантре, недостаточно. Нужно уловить внутреннюю вибрацию жизни, присущую этой форме, жизненными фибрами своего собственного тонкого тела и прочувствовать таинственный внутренний мир.

Обратим внимание вот на что. В современных рок-песнях периодически прокручивается одна и та же фраза, один и тот же ритм, одна и та же мелодия. Аналогично заклинатель змей проигрывает (или нашептывает) одни и те же вибрирующие звуки, проникающие в центр наслаждения и центр воли змеи, делая ее абсолютно послушной. Да и сами вибрирующие звуки являют собой замкнутый, самопрокручивающийся цикл, что в древней мистике символизируется змеей, кусающей свой хвост.

Однако для высокой магии всего этого недостаточно. Нужно еще глубже погрузиться в существо мантры – проникнуть в тайну ИМЕНИ, несомого ей. Имя принадлежит духу – жителю духовного мира.

Маг, владея тайнами многих имен, призывает духов, которые совершают действия, расцениваемые профанами как чудеса. Духи стихий, различные существа многих миров, скрытых от обычного человека пеленой неведения, могут заклинаться магом. Маг способен повелевать существами из мирового Астрала и Эфира, но только теми, кто эквивалентен по меркам тонких миров земным стихиям, минералам, растениям и животным. Ему под силу вызывать из потусторонних сфер заблудшие души. Но беда мага, если он осмелится приказывать свободным духам – людям высших миров. Древняя мудрость по поводу Бога гласит: “Он ненавидит произнесение своего имени”. Имена высших существ не произносятся ни в мировом Астрале, ни Ментале, пребывая в самом сокровенном мире космической любви, которая и есть – сам Бог.

Отдельные животные, как и временно заплутавшие в лабиринтах тонких миров люди, могут быть любимцами просветленных духов (богов). Горе магу, если он явит им свой произвол.

Магия воли и магия Любви

Всякая магия, основанная на знании и воле, рано или поздно приносит плачевные плоды. Вторгаться в тонкие миры с замашками фельдфебеля, взрощенного до не терпящего возражений диктатора (символично, что Гитлер начинал с ефрейтора), – это заведомо обрекать свою личность на испепеление духовным огнем.

Магия воли и знания символизируется в эзотеризме картой Таро, называемой “Победитель”. Он изображен стоящим на колеснице, запряженной двумя сфинксами – белым и черным. Достаточно на йоту ослабить усилие воли, и до того послушные сфинксы разорвут его на куски.

Совсем иначе с магией Любви. Здесь недопустимы приказы, навязывания, какое-либо давление. Человек, думающий добиться от объекта своей влюбленности взаимности, насыщая его внешний образ волнами жгучей страсти, на деле крайне далек от любви. Любовь предполагает полное освобождение от гнета собственной личности, всех черт характера, привычек не только тела, но ума и души. Для этого нужно освобождение “Я” от давления всех своих оболочек, прежде всего “Эго”. Такое свободное “Я” способно проникать в сердца всех “Я” Вселенной, нисколько не нарушая при этом их свободы. Подлинная Любовь не только не навязчива, но даже не воспринимается тем, у кого закрыто око духовного сердца. Любовь отделена от всего проявленного, не только грубого, но и тончайшего, абсолютно прозрачной пленкой небытия. Если страсть питается собственной радостью, вызываемой образом вожделенной личности, то Любовь оживотворяется радостью того существа, которое любят.

Любовь – это величайшая магия Вселенной. Обладающему силой любви нет и не может быть препятствий ни в чем. Но при этом он уже не может проявлять произвол своей личности по отношению к другим существам. Одно исключает другое. Плата за могущество Любви – это отказ от рабства у собственного “Эго” с его наклонностями, страстями, привычками и псевдоценностями.

Именно на отказ от этого рабства должна быть направлена магия мантр. Тогда она становится светлой. Использование магических заклинаний для удовлетворения вожделений “Эго” рождает серую и черную магии. Она имеет место не только в личных отношениях, но и в социально-политической жизни общества. В любом случае расплата бывает очень суровой.

Использование мантр для преобразования собственной личности, превращения ее в граненый кристалл духа принесет лишь неоценимую пользу.

Персонификация мантр

Каждый медитирующий должен иметь свои собственные мантры, известные лишь ему одному. Он должен мысленно произносить их в безмолвии, погружаясь в них все глубже и глубже.

Но как найти свои собственные мантры? Как поэт, охваченный вдохновением, изливает стихи? Каждого, вступившего на путь духа, истины и любви, временами посещает вдохновение. У него могут родиться одна, две, три, пять или семь мантр в течение нескольких лет. Больше не нужно. Можно обойтись и одной мантрой. В любом случае должна быть одна основная мантра. Все другие мантры лишь отсвечивают или оттеняют ее.

Подытожим начала, скрытые в мантре:

1. Фраза и ее графический символ.

2. Форма и идея.

3. Внутренняя вибрация.

4. Тайное имя.

5. Дух – обладатель имени.

Погружаться в мантру нужно во время медитации. Однако размышления над смыслом, значением той или иной мантры относятся именно к периоду подготовки к медитации.

Подготовка к медитации

Высокие существа иных миров никогда не обратятся к человеческому сознанию, переполненному житейскими заботами, расцвечиваемому вспышками желаний, не говоря уже об его деформации сильными переживаниями, зацикленными на события земной жизни. Лишь очищенному от всего этого сознанию может явиться мир Истины, Красоты и Любви вместе с населяющими его Существами.

Подготовка к медитации – это очищение сознания от переполняющих его образов повседневной жизни.

Представим себе крутящийся барабан револьвера, подающего одну за другой пули в ствол, или начальника, приемная которого вечно заполнена посетителями. Достаточно одному из них выйти из кабинета, как вместо него входит другой. Аналогично и с сознанием. Его “приемная” – подсознание – постоянно подбрасывает ему какую-нибудь мысль или переживание. Сознание никогда не бывает свободным от “посетителей”. Но лишь свободное сознание способно воспринять Истину.

Подготовка к медитации – это освобождение сознания от череды его “постоянных посетителей”. Она состоит из двух этапов:

I этап. Размышление над истинной ценностью всего происходящего вокруг человека на протяжении дня.

II этап. Он сравнительно краток и состоит в создании непосредственного настроя на медитацию.

На первом этапе в отдельные редчайшие мгновения вдохновений улавливаются персональные мантры. Основная же масса усилий уходит именно на размышления, способные переориентировать личность с мира иллюзий и лжи на мир Истины.

После завершения второго этапа происходит погружение сознания в глубь мантры, избранной для медитации.

Аналитическое раздвоение личности

Первый этап подготовки к медитации охватывает, по существу, всю повседневную жизнь. С ним связана своеобразная раздвоенность человеческой личности. Обычно с раздвоенностью человека ассоциируются отрицательные эмоциональные состояния, доходящие до надрывов и стрессов. Такая раздвоенность связана с одновременным наличием диаметрально противоположных желаний, стремлений, подходящих под поговорку: “И хочется, и колется”. Сюжеты многих романов и сценариев обыгрывают тот или иной вариант раздвоенности человека.

Напротив, серьезно и долгое время практикующий медитацию освобождается от всех подобных раздвоенностей. Его личность превращается в гармоничную цельность, уравновешенную не только внутри себя, но и сбалансированную с окружающим миром.

В данном случае речь идет о раздвоенности особого рода. В человеке образуется новая, нейтральная к событиям земной жизни, личность. Эта новая личность начинает жить внутри старой, наблюдая и анализируя ее. Поскольку новая личность не имеет на Земле никаких интересов, ее устремления не вступают в конфликт с желаниями и установками старой личности. Наоборот, новая личность помогает трансформировать в гармонию противоречия старой личности, способствует нейтрализации, вплоть до нуллификации, ее одиозных, иррациональных, пагубных для человека и окружающих его людей устремлений.

Разумеется, в определенные моменты, требующие максимальной собранности, концентрации внимания, экстериоризация новой личности, наблюдающей старую со стороны, недопустима. В эти моменты старая и новая личности сливаются в одну. В критических ситуациях новая личность лишь помогает, способствуя выбору благоприятной альтернативы. Когда приходится действовать быстро, человек действует либо из подсознания, либо из интуиции, а порой из того и другого одновременно. Новая личность настроена на благо. Поэтому ее присутствие способствует выбору благого варианта, когда, например, человек может прыгнуть в одну сторону и спастись, в то время как прыжок в другую чреват погибелью. Самые благие варианты человеку открывает сверхсознание (интуиция). Старая личность самозамкнута. Новую личность вдохновляет интуиция.

Новая и псевдоновая личность

Новая личность, характеризующаяся трезвым, непредвзятым анализом структуры, наклонностей и проявлений старой личности, образуется вокруг живительных вдохновений, черпаемых из интуиции.

Новую личность нельзя путать с псевдоновой личностью, являющейся трансформированной проекцией личности старой. Приведем типичные варианты псевдоновой личности.

В человеке может зародиться скептическая, самоудовлет-воренная личность, которая сама себе будет казаться трезвой и беспристрастной. В действительности она сформирована вокруг одной-единственной идеи фикс – чувстве превосходства над старой личностью и ее проявлениями. Анализируя старую личность, псевдоновое образование будет раскладывать по полочкам черты характера, анатомировать подсознание. Однако без одухотворения интуицией сознанию предстанет лишь схема психической органики, не укладывающейся в прокрустово ложе жесткой детерминации причинно-следственных связей. В данном случае имеет место формирование псевдоновой личности вокруг стержня “Эго”, конкретнее – его чувства самодовольства.

Другой вариант псевдоновой личности – это личность, постоянно укоряющая человека тем, что тот все говорит и делает не так, как надо. При этом взращиваются болезненные угрызения псевдосовести. Человек превращается в мазохиста, истязающего, однако, не тело, но душу.

Еще один вариант псевдоновой личности имеет место при ее постепенном образовании вокруг одной-единственной псевдоидеи, являющей собой карикатуру на живую идею, несомую интуицией. С позиций высших миров, возможностей глубинной человеческой сущности вся земная жизнь – это не более чем чередование картинок в детском калейдоскопе. Все это так и не подлежит никакому сомнению для тех, кто вкусил плодов духовной науки. Однако та же самая интуиция (тем более в состоянии ее духовной осознанности) приносит и другую великую идею. Будучи ничтожной с позиций далеких целей бессмертной человеческой сущности, земная жизнь в то же время крайне нужна именно для осуществления этих целей, являя собой одну из многочисленных школ космической эволюции. В человеческой культуре распространено немало вариантов философии, сводящей все ситуации человеческой жизни к ничтожеству перед лицом Бога и высшим назначением человеческой души. Именно от этой философии возникло понятие “философское отношение к жизни”. Во многих жизненных ситуациях, когда человек явно перевозбужден, взволнован до степени потери самообладания и т. п., такой подход приносит пользу. Но если он становится жизненной доминантой, личность засасывается в воронку безразличия к жизни, по существу отказываясь обучаться в школе космической эволюции.