Итак, перебирая разрозненные кадры или запечатлевая на камеру отдельные фрагменты территории, мы сталкиваемся с той же системой, которую наблюдаем в сказочном или мифологическом пространстве: фрагменты отрывочны, они не связаны друг с другом и не соотнесены ни содержательно, ни логически. Фрагментарностью и отрывочным характером фотография воспроизводит принципы мифологического мышления и обнаруживает возможность нерациональных представлений о пространственной среде.
Хронологическая система и фотография
Обращаясь к внелогическим системам, мы замечаем, что архаическая модель времени также отходит от привычной линейной системы разделения на прошлое, настоящее и будущее. Как и многие другие элементы паралогического сознания, феномен времени неоднократно оказывался в центре внимания исследователей. Элиаде[96], Леви-Стросс[97], Кассирер[98], Леви-Брюль[99], Стеблин-Каменский[100]… перечень авторов может быть достаточно длинным. Но при всем многообразии наблюдений принципы темпоральной системы не слишком хорошо изучены, не систематизированы и не выстроены в убедительную последовательную схему. Тезисы, высказанные по поводу мифологической хронологии, – это скорее наблюдения, нежели полноценные теории. Однако эти ремарки обнаруживают существование иных хронологических программ. В ряду признаков, характеризующих алогические представления о времени, можно обозначить следующие:
существование качественно иного сакрального времени, противопоставленного повседневной линейной схеме;
отсутствие или нарушение представлений о векторе прошлого-настоящего-будущего;
основополагающая роль первоначального времени;
подвижные представления о хронологической последовательности и отсутствие разделения временных ступеней;
единовременность или неразделенность прошлого-настоящего будущего;
возможность существования альтернативной темпоральной системы, или безвременья.
Кассирер обращает внимание на то, что мифологические представления о времени плохо регламентированы и дифференцированы, что характерно для внеязыкового сознания[101]. К слову заметим: возникновение хронологической последовательности часто связывают с возникновением языка, обращая внимание на то, что речь задает вектор линейной хронологической преемственности. Эта идея многократно высказывалась и в исследованиях языка как такового (Маклюэн)[102], и при сравнении нарративной системы изображения и речи (Лессинг)[103]. Осознание хронологической последовательности сродни осознанию возможности языка – отсутствие хронологической артикуляции может рассматриваться как одно из проявлений доязыкового пласта. И если возникновение времени в мифологических системах воспринимается как утрата первоначального совершенства, то представления о нарушении темпоральной преемственности поддерживают внеязыковые системы. Аналогичные представления о времени как о непоследовательной и нелинейной системе мы можем наблюдать и в фотографии[104]
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Сноски
1
Васильева Е. Идея знака и принцип обмена в поле фотографии и системе языка // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 15. 2016. Вып. 1. С. 4–33.
2
В разделе частично использован текст: Васильева Е. Фотография и внелогическая форма. Таксономическая модель и фигура Другого // Неприкосновенный запас. 2017. № 1 (111). С. 212–225.
3
Леви-Стросс К. Тотемизм сегодня [1962] // Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М., 1994. С. 35–74.
4
Там же. С. 37.
5
Леви-Стросс К. Неприрученная мысль [1962] // Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М., 1994. С. 75–120; Он же. Тотемизм…
6
Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении [1931]. М.: Педагогика-пресс, 1994; Он же. Первобытное мышление [1922]. М.: Красанд, 2012.
7
Леви-Стросс К. Пути развития этнографии [1961] // Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М., 1994. С. 31–34.
8
Леви-Брюль Л. Сверхъестественное…
9
Юнг К. Архаичный человек [1930] // Юнг К. Проблемы души нашего времени. М., 1994. С. 158–184.
10
Леви-Стросс К. Неприрученная…; Он же. Тотемизм…
11
Леви-Брюль Л. Первобытное…; Он же. Сверхъестественное…
12
Кассирер Э. Мифологическое мышление [1925] // Кассирер Э. Философия символических форм: В 3 т. Т. 2. Мифологическое мышление. М.; СПб., 2002.
13
Мелетинский Е. Поэтика мифа. М.: Наука, 1976.
14
Леви-Стросс К. Пути… С. 30; Леви-Брюль Л. Сверхъестественное… С. 9; Кассирер Э. Мифологическое… С. 7; Элиаде М. Аспекты мифа [1962]. М.: Академический проект, 2010. С. 8; Дюркгейм Э., Мосс М. О некоторых первобытных формах классификации. К исследованию коллективных представлений // Дюркгейм Э., Мосс М. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии. М.: КДУ, 2011. С. 57.
15
Леви-Стросс К. Неприрученная…; Он же. Тотемизм…
16
Юнг К. Архаичный…
17
Мелетинский Е. Поэтика…
18
Леви-Стросс К. Неприрученная… С. 139–150.
19
Леви-Брюль Л. Сверхъестественное…
20
Леви-Стросс К. Тотемизм… С. 139–150.
21
Стеблин-Каменский М. Миф. Л.: Наука, 1976. С. 43–49.
22
Кассирер Э. Мифологическое… С. 118–148.
23
Мелетинский Е. Поэтика… С. 171–178.
24
Васильева Е. Идея знака и принцип обмена в поле фотографии и системе языка // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 15. 2016. Вып. 1. С. 4–33.
25
Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, 2000.
26
Леви-Брюль Л. Сверхъестественное… С. 54.
27
Piaget J. The child’s conception of number. New York: W. Norton Company & Inc., 1965.
28
Юнг К. Архаичный… С. 158.
29
Фрейд З. Тотем и табу [1913]. М.: Олимп-Аст, 1997. С. 5.
30
Васильева Е. Система традиционного и принцип моды // Теория моды: тело, одежда, культура. 2017. № 43. С. 1–18.
31
Леви-Стросс К. Три вида гуманизма // Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М.: Республика, 1994. С. 15.
32
Леви-Стросс К. Тотемизм… С. 41.
33
Элиаде М. Аспекты…
34
Леви-Стросс К. Тотемизм… С. 76.
35
Барт Р. Camera Lucida [1980]. М.: Ad Marginem, 1997.
36
Baudrillard J. La Photographie ou l’Ecriture de la Lumière: Littéralité de l’Image // L’Echange Impossible. Paris: Galilee, 1999. P. 175–184.
37
Борхес Х. Л. Аналитический язык Джона Уилкинса // Борхес Х.Л. Сочинения: В 3 т. Эссе. Новеллы. Т. 2. Рига: Полярис, 1994. С. 85–88.
38
Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук [1966]. М.: Прогресс, 1977.
39
Дубин В. Символы и повторения // Борхес Х.Л. Собрание сочинений: В 4 т. Т. 3. СПб., 1999. С. 5–28.
40
Васильева Е. Феномен женского и фигура сакрального // Теория моды: тело, одежда, культура. Зима 2016–2017. № 42. С. 160–189.
41
Леви-Стросс К. Неприрученная… С. 140.
42
Duchenne G.B. de. Mécanisme de la physionomie humaine. Paris: Jules Renouard, 1862. Р. 99.
43
Краусс Р. Дискурсивные пространства фотографии // Краусс Р. Подлинность авангарда и другие социальные мифы. М.: Художественный журнал, 2003. С. 148.
44
Szarkowski J., Hamburg M.M. The Work of Atget: Vol. 1–4. New York: The Museum of Modern Art, 1981–1985.
45
Nesbit M. Atget’s Seven Albums. New Haven: Yale University Press, 1992.
46
Szarkowski J., Hamburg M.M. The Work…
47
Sontag S. On Photography. New York: Farrar, Straus and Giroux, 1973.
48
Васильева Е. Система традиционного и принцип моды // Теория моды: тело, одежда, культура. 2017. № 43. С. 1–18.
49
Talbot W.H.F. The Pencil of Nature: in 6 parts. London: Longman, Brown, Green and Longmans, 1844–1846. Parts 1–6. Р. XXIV.
50
Du Camp M. Egypte, Nubie, Palestine Et Syrie: Dessins Photographiques (Ed. 1852). Paris: Hachette Livre-BNF, 2012.
51
Szarkowski J. William Eggleston’s Guide. New York: The Museum of Modern Art, 1976.
52
Weegee. Naked City. New York: Essential Books, 1945.
53
Szarkowski J., Hamburg M.M. The Work of Atget…
54
Деррида Ж. О грамматологии (1967) М.: Ad Marginem, 2000. С. 429.
55
Барт Р. Camera…
56
Bate D. Photography and Surrealism: Sexuality, Colonialism and Social Dissent. London: I.B. Tauris & Co. Ltd, 2003.
57
Барт Р. Camera…
58
Там же. С. 2.
59
Там же.
60
Леви-Брюль Л. Сверхъестественное… С. 15.
61
Элиаде М. Аспекты…
62
Кассирер Э. Мифологическое…
63
Стеблин-Каменский М. Миф…
64
Там же. С. 43–49.
65
Старшая Эдда. Древнеисландские песни о богах и героях. М.; Л.: Издательство Академии наук СССР, 1963.
66
Стурлусон С. Младшая Эдда. Л.: Наука, 1970.
67
Grimm J. Deutsche Mythologie. Göttingen: Dieterichsche Buchhandlung, 1835.
68
Леви-Брюль Л. Сверхъестественное… С. 100.
69
Пропп В. Исторические корни Волшебной Сказки. Л.: Изд-во ЛГУ, 1986.
70
Пропп В. Исторические… С. 359.
71
Пропп В. Исторические… С. 126.
72
Кассирер Э. Мифологическое… С. 119.
73
Бодрийяр Ж. Символический…
74
Васильева Е. Фотография и смерть // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия 15. 2013. Вып. 1. С. 82–93.
75
Paesaggio e Veduta. Da Poussin a Canaletto. Il Catalogo de la Mostra. Pinacoteca Giovanni e Maria Agnelli. Torino, 2006.
76
Brogi A. Canaletto e la veduta. Firenze: Education, 2007.
77
Canaletto & Visentini tra Venezia & Londra. Сatalogo della mostra / A cura di Dario Succi. Castello di Gorizia, Cittadella: Bertoncello, 1986.
78
Imagined Architecture. Drawings from the Fondazione Giorgio Cini. Exibition Palazzo Cini, 20 Apr 2018 – 10 Sep 2018.
79
Canaletto prima maniera. Сatalogo della mostra / A cura di Alessandro Bettagno. Milano: Electa, 2001.
80
Zannoni M. Il teatro in fotografia. L’immagine della prima attrice italiana fra Otto e Novecento. Titivillus: Corazzano, 2018.
81
Capricci veneziani del settecento. Catalogo della Mostra. A Cura di Dario Succi. Castello di Gorizia. Umberto Allemandi, 1998.
82
Osvaldo Böhm. Venezia. Il Molo. L’Angolo del palazzo Ducale. Photo Library di Fondazione Giorgio Cini. Inv. Fototeca N. 100595.
83
Fratelli Alinari Firenze. Venezia. Palazzo detto la «Ca d’Oro». La parte superiore della facciata. P. I. N. 12565a. Photo Library di Fondazione Giorgio Cini. Inv. Fototeca N. 60606.
84
Рыков А.В. Клемент Гринберг и американская теория современного искусства 1960-х годов // Искусствознание 1–2/07. М., 2007. С. 538–563.
85
Greenberg C. Art and Culture. Boston: Beacon Press, 1961.
86
Панофски Э. Перспектива как «символическая форма». СПб.: Азбука-классика, 2004.
87
Васильева Е. Фотография и система изобразительной перспективы / Визуальная коммуникация в социокультурной динамике: Сборник статей II международной научной конференции. Казань: Казанский федеральный университет, 2016. С. 182–185.
88
Васильева Е. Город и тень. Образ города в художественной фотографии XIX – начала ХХ в. Саарбрюккен: LAP Lambert, 2013.
89
Nicola U., Podoll K. L’aura di Giorgio De Chirico: arte emicranica e pittura metafisica. Milano: Mimesis, 2003.
90
Marchand Y., Meffre R. The Ruins of Detroit. Gottingen: Steidl, 2011.
91
Краусс Р. Дискурсивные пространства фотографии // Краусс Р. Подлинность авангарда и другие социальные мифы. М.: Художественный журнал, 2003. С. 135–152.
92
Sebah & Joallier. Panorama du Bosphore par Sebah & Joallier. Фотоархив ИИМК РАН, Q-44
93
Krauss R. Photography’s Discursive Spaces: Landscape/View // Art Journal. XLII. 1982. № 4. Winter. Р. 311–319.
94
Краусс Р. Дискурсивные… С. 136.
95
Там же. С. 144.
96
Элиаде М. Аспекты…
97
Леви-Стросс К. Неприрученная…
98
Кассирер Э. Мифологическое…
99
Леви-Брюль Л. Сверхъестественное…
100
Стеблин-Каменский М. Миф…
101
Кассирер Э. Мифологическое… С. 120.
102
Маклюэн М. Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего [1962]. М.: Академический проект, 2005.
103
Лессинг Г. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии [1766]. М.: Художественная литература, 1953.
104
Васильева Е. Фотография и феномен времени // Вестник. Санкт-Петербургского университета. Серия 15. Искусствоведение. 2014. Вып. 1. С. 64–79.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги