В то время, когда я только начинал работать в МИД, международно-правовым документом, определявшим задачи и правила деятельности дипломатических служб, были решения Венского конгресса 1815 г. Позднее, в 1961 г. была разработана Венская конвенция о дипломатических сношениях, которая и стала определять все аспекты деятельности дипломатических служб.
Задачи дипломатии многообразны. Если их перечислять, получится длинный список: изучение положения в других странах (политического, экономического и иных аспектов), защита интересов своего государства, его граждан, находящихся за рубежом, оказание им помощи.
Дипломатия изучает внешнюю политику других стран не только в отношении своего государства, но и в отношении других стран, международных организаций.
Во второй половине XX в. резко возросла роль многосторонней дипломатии, методы и способы осуществления которой существенно отличаются от применяемых при двусторонней дипломатии.
Многосторонняя дипломатия используется при проведении конференций и совещаний, в рамках различных межгосударственных объединений государств (например, ЕС). Решения, принимаемые путем многосторонней дипломатии, нередко имеют гораздо большее значение и влияние, чем решения, принимаемые с помощью двусторонней дипломатии (например, решения Совета Безопасности ООН).
Между государствами осуществляются самые различные связи – экономические, культурные и др. Государства заинтересованы в том, чтобы эти связи осуществлялись с учетом их национальных интересов, интересов внешней политики. То же относится и к деятельности СМИ, особенно работающих на зарубежную аудиторию. Другие ведомства также осуществляют международные связи, но и МИД, и посольства влияют на их связи, чтобы они осуществлялись с учетом интересов внешней политики государства (послы являются высшими должностными лицами представляемого государства в стране пребывания).
Послы и другие дипломаты, изучая положение в стране пребывания, поддерживают сторонников укрепления и развития дружеских связей с их страной, ослабляют позиции тех, кто выступает против их государства, за ухудшение отношений. В этом – одна из их главных задач. Также важно работать с правящими кругами страны в целях улучшения ее отношений с представляемым послами государством. Но делать это нужно с большим тактом, искусно и в меру, чтобы не быть обвиненными во вмешательстве во внутренние дела страны пребывания.
Чем эффективней действуют дипломатические ведомства, чем большим авторитетом и влиянием они пользуются в стране, тем успешнее осуществляется внешняя политика государства, защита его интересов на международной арене. Поэтому очень часто МИД возглавляет министр, одновременно являющийся заместителем премьер-министра, а порой и премьер-министром. Так было и в СССР. Начиная с конца 1930-х гг. В. М. Молотов был министром иностранных дел, членом Политбюро ЦК КПСС и заместителем Председателя Совета Министров СССР. А. А. Громыко во второй половине своей карьеры также был министром, членом Политбюро ЦК КПСС и заместителем Председателя Совета Министров СССР.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Для дипломатических представителей СССР за границей форма была введена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 мая 1943 г., для всех дипломатических работников – Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 мая 1943 г.
2
Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного совета СССР, 1938–1967, М.: Известия, 1968. 896 с.
3
Эти функции выполнял МИД СССР, превращенный в союзно-республиканское министерство.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги