Снова в школу!
Заметки молодого педагога
Марианна Трофимова
Оставь надежду всяк сюда входящий
Данте Алигьери«Божественная комедия»© Марианна Трофимова, 2019
ISBN 978-5-4496-7424-1
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Напутствие героям
Приветствую вас, мой дорогой читатель! Начну знакомство с себя. Меня зовут Марианна Трофимова. Я работаю учителем географии в небольшой сельской школе в Республике Саха (Якутия). Свою книгу посвящаю, прежде всего, молодым педагогам, которые только-только начинают свой героический путь в этой нелегкой профессии.
Но это не значит, что остальным не дано понять ее содержание. Нет-нет! Она может вдохновить уже опытных учителей. Также приоткроет завесу тайны родителям, которые хотят узнать, чем занимаются «коварные» учителя с их любимыми детьми в этой «страшной» школе.
Но вначале хочу рассказать о том, почему я стала учителем. Ответ прост – я закончила университет по педагогической специальности и решила воспользоваться своим дипломом. Вы не поверите, но мой диплом не просто пылится на полке. Он мне реально пригодился. Да-да, такое бывает, еще как!
А теперь о выборе места работы. В Якутске не было свободных педагогических вакансий. Как бы мне ни хотелось работать в городе, но пришлось выбирать сельскую местность. Выбор пал на один небольшой поселок. Там живут родственники мужа. Если что, есть поддержка. Кстати, мой муж тоже учитель, мы познакомились еще в университете. Только его профиль – это биология.
Так что можно сказать о поселке? Это тихое, живописное место. Но, как говорится, в тихом омуте черти водятся… Но речь не об этом. Поговорим о школе.
Здешняя школа маленькая, но весьма уютная. Учителя отзывчивые и добродушные люди, хоть и не без недостатков. Но о школе и коллегах подробнее расскажу на страницах книги.
Когда я шагнула в школу, как учитель, то практически сразу же столкнулась со многими непонятными явлениями: обрнадзор, КТП, рабочая программа, технологическая карта, ИПР, СПС, УНО и прочее. Да, звучит, как случайный набор букв. Но эти буквы – часть работы педагога. Точнее, ее основная часть.
Но не стоит пугаться: это не самое страшное…
Самое страшное – это… дети! Да-да, именно дети. А также их родители. Конечно же, не их вид страшен, а отношение к школе, к учителям, к самой жизни. Поверьте, порой это действительно пугает.
Однако не спешите убегать и обходить школу за километр. Быть учителем это весело!
«Где же тут веселье? – спросите вы. – Одни непонятные слова да дети-монстры вместе с их родителями. Ничего смешного». Но это не так.
Да, порой дети ведут себя как монстры, а их родители и того хуже. Но позвольте рассеять это страшное видение.
Школа – место, где эти самые «монстры» становятся людьми. И мы когда-то тоже были «монстрами». Примите этот факт как должное. Просто смиритесь. Тогда в школу идти работать не так уж и страшно. Ведь монстр монстра отлично понимает и может помочь найти место в непростом, но удивительном мире.
Итак, мой читатель, пока вы еще не слишком утомлены, начнем наш героический путь. Ведь учителя нельзя не считать героем. Героем, который когда-то был монстром…
Глава 1. Учитель как атлант нашего времени
Хорош лишь тот учитель, в котором еще не умер ученик
Бауржан ТойшибековУчитель – он тоже живой человек!
Уверена, у вас, дорогой читатель, есть четкое представление, кто такой учитель. Он учит детей, воспитывает их, проводит различные мероприятия, родительские собрания. Должен уметь практически все: от простого словесного объяснения до навыков спасательного спецотряда. При этом у него бездонное ангельское терпение и бесконечный запас энергии.
Но в реальности это далеко не так. Учитель, в первую очередь, живой человек. Он может и имеет право ошибаться. Он не супергерой, который может абсолютно все. Учитель делает, что умеет, и, увы, не всегда успешно. Эмоции ему не чужды. Он, как и все, умеет злиться, выходить из себя, плакать.
Учитель – это мечтатель. Его мечты отнюдь не высокие. Зачастую он мечтает о простом, доступном: об отдыхе, о выходных, о сне, о вкусной и сытной еде. Конечно же, у него есть желания как у профессионала: высокая зарплата, добрый и чуткий начальник, похвала за труд, летний отпуск длиною в вечность (о, да!).
Также у нас, у учителей, есть потаенные мечты, которые вряд ли когда-нибудь сбудутся. Но о них все же стоит рассказать. Вдруг кто-то из вас сможет их осуществить?
Во-первых, это чтобы какой-нибудь хакер взломал сервер Министерства образования (или точнее, Министерства просвещения) и удалил проклятый ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт) навсегда.
Во-вторых, чтобы родился гениальный программист и создал программу, которая бы сама делала и печатала надоедливые отчеты сколько душе угодно тому самому Министерству образования (извините, Министерства просвещения).
В-третьих, чтобы уроки длились десять-пятнадцать минут, а перемены, наоборот, сорок пять. Конечно, вряд ли за такое время можно чему-нибудь научить, но если бы все дети были одинаково умными, то это было бы вполне реально.
Отсюда, четвертое желание – умные и здоровые ученики без исключений. Думаю, это обрадовало бы не только нас, учителей, но и родителей. В-пятых, это отмена ЕГЭ, ВПР и прочих тестовых проверочных.
Допустим, все эти желания сбылись, что тогда будут делать учителя? Конечно, же учить! Ведь в этом суть нашей работы. Какими бы гениями ни были дети, им все равно нужно указывать направление.
В Интернете много говорят о том, что авторитет учителя снизился. С этим я не спорю. Учитель давно превратился в слугу, который должен потакать детям и родителям. С нами редко считаются. В любой момент может прийти недовольный дядька и обсыпать нас грубыми словами. Бывают случаи и рукоприкладства (вспомните об избиении учительницы учениками). Кто-то скажет, мол, заслужили. Ведь и среди учителей есть нехорошие люди. К сожалению…
Но давайте не будем вешать ярлыков на всех. К примеру, если один отец измывается над ребенком, это ведь не значит, что все родители такие. Или взять случаи о национализме. Многие будут твердить, что нет плохой нации, есть плохие люди.
Так почему это не относится к учителям? Все мы разные. Однако из-за проступков каких-то неизвестных учителей страдают все педагоги.
Поймите, нас в течение года по нескольку раз проверяют. Притом по разным направлениям: знаем ли мы свой предмет, владеем ли нужными методиками, ознакомлены ли с нормативными актами, не болеем ли, все ли в порядке с головой (мало ли), умеем ли общаться с детьми, родителями и тому подобное.
Проверки – это часть нашей работы. Мы должны доказывать всем, что профпригодны, что не просто так занимаем эту должность. Требования с каждым годом ужесточаются, потому и сбегают молодые педагоги из школы.
Как видите, не каждый может пройти испытание на прочность. Вроде учителя должны гордиться своей профессией, но в последнее время больше похожи на забитый скот. Кому не лень, может кинуть в нас камнем и ему за это ничего не будет. Учителя беззащитны. Особенно от нападок родителей и детской травли.
Порой от неуважительного отношения хочется повеситься, ну или хотя бы просто уволиться. Жаловаться смысла нет, никто не собирается спасать педагогов. Не это ли доказывает, что в нас, учителях, не видят людей?
Первый год в школе для меня был самым тяжелым. Хоть я и проучилась в университете пять лет, но практических навыков, естественно, не хватало. Недовольные родители, капризные и непослушные дети почти доконали меня. Я хотела уйти. Убежать. Далеко-далеко за горизонт…
Но понимала, что и в других профессиях не лучше. У всех свои трудности. Поэтому я осталась в школе. Как-никак я училась, готовилась. Не для того, чтобы убегать от детей. А чтобы учить их. Не время распускать нюни. Пора узнать, как стать хорошим учителем.
Портрет хорошего учителя
Наверняка у каждого есть или был любимый учитель. А за что вы любили его? Ответ прост: любимым можно назвать только хорошего учителя.
А какой он, хороший учитель? Давайте подумаем… Полагаю, все согласятся с тем, что хороший учитель обязан быть настоящим профессионалом, знатоком своего предмета. При этом он должен заниматься самообразованием и саморазвитием. Ведь сейчас новые открытия происходят чуть ли не каждый день. А если учитель не будет обновлять свои знания, то вскоре может отстать от учеников. Вряд ли школьники захотят учиться у педагога, который ничего нового не может рассказать.
Следующий признак – это, конечно, любовь к детям. Разве можно доверить детоненавистнику образование и воспитание своего чада? Ясное дело, что нет. Поэтому хороший учитель должен уметь любить детей, воспринимать их как личность и уважать их мнение.
Естественно, учитель должен быть ответственным человеком. Все же работа с детьми – это большая ответственность и вполне серьезная работа. Поэтому учителю необходимо следить за собой, за своими словами, поступками не только в школе, но и за ее пределами.
Выйдя за школьный порог, вы вовсе не перестаете быть учителем. Современные ученики весьма наблюдательны. Они легко узнают, врете вы или нет. Так что тут не прокатит, например, использование лозунга «Ой, курить это вредно!», если при этом сами при первой же возможности бегаете в ближайшую курилку.
Учитель, каким бы он ни был, является образцом для подражания. А плохой или хороший пример вы подадите, это зависит целиком от вас.
Еще хороший учитель – это разносторонняя личность, знания которого не исчерпываются только педагогикой. С ним интересно, если можно говорить на разные темы. Например, со мной учащиеся разговаривают не только о географии, но и об увлечениях и предпочтениях, иногда затрагивают весьма философские темы, делятся своими мечтами и страхами.
Вопреки правилу, что учителю нужно держать дистанцию, неплохо быть другом для детей. Это вовсе не означает самому впасть в детство и кидаться с ними учебниками. Нет, просто иногда детям нужно выговориться, а родители не всегда могут уделить время.
Так что лучше, если они пойдут к учителю, нежели в какую-то плохую компанию. При этом помните, что детское доверие можно легко разрушить. Поэтому не разбрасывайтесь их тайнами и не подбирайте ко всем словам психологические диагнозы.
У хорошего учителя должно быть все в порядке с чувством юмора. Дети любят веселых и жизнерадостных педагогов. Еще бы не любить, ведь с такими учителями легче общаться, и нередко они с понимающей улыбкой воспринимают детские шалости.
Но это вовсе не означает, что нужно наряжаться в костюм клоуна и идти смешить детей. Нет, нет и еще раз нет. Во всем должен быть баланс. И потому хороший учитель должен быть требовательным, в меру строгим. Но требовать нужно возможное. Лучше, когда дети отлично понимают, чего от них хотят. А то во многих школах бывают учителя с заоблачными запросами, а также не умеющие правильно объяснять свои требования.
Честно признаюсь, требовательность – моя слабая сторона. Как-никак, я молодой специалист и еще не умею грамотно формулировать свои требования. Но я работаю над этим, слежу за требовательными учителями и читаю педагогическую литературу. Кстати говоря, по данному направлению хороших книг очень мало.
Итак, все это относится к личным качествам. А что насчет умений?
В системе образования часто происходят изменения. Поэтому хороший учитель должен быть готов применять новые методы, экспериментировать. Многие современные педагоги боятся перемен, ссылаясь на нехватку времени и сил.
Я не говорю, чтобы вы бросали все и начали заниматься новыми методиками. Все начинается с малого. Постепенно начните внедрять новые учебные приемы в ваши уроки. То, что вам нравится и получается, продолжайте использовать и совершенствовать. А приемы, которые вам не даются или не подходят для вашего формата занятий, исключайте.
Следующее умение – это способность решать проблемы. В школе почти каждый день возникают проблемные ситуации, которые требуют быстрых решений. Вы как учитель должны уметь не терять голову и предпринимать меры. Никто за вас не сделает вашу работу. Особенно в школе, где у каждого большая нагрузка. Тут и без ваших проблем трудностей хватает.
Еще одна группа умений, которой вы должны обладать, организаторские способности. Учителю будет легче работать, если он умеет распределять обязанности и делегировать часть полномочий детям.
Грамотно организовывать занятость учеников так, чтобы у них развивалась самостоятельность, это настоящее искусство. Не каждый способен на такое.
Однако помните, что никому сразу не удавалось совладать с оравой детей. Поэтому не расстраивайтесь, если маленькие дьяволята вас не слушаются. Со временем и при желании вы найдете к ним подход.
К организаторским способностям также относятся основы тайм-менеджмента. Действительно, умение планировать и расставлять приоритеты для учителя просто необходимо. Жизненно важно. Время – ограниченный ресурс. Понятное дело, что вы не сможете уделять каждому ученику достаточно времени.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги