Книга Топ-менеджер. Инструкция, о которой не принято говорить - читать онлайн бесплатно, автор De Zeus. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Топ-менеджер. Инструкция, о которой не принято говорить
Топ-менеджер. Инструкция, о которой не принято говорить
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Топ-менеджер. Инструкция, о которой не принято говорить

– Хорошо, будь по-вашему. Подругу можете оставить себе!

Так Светлана приобрела бесценный опыт в понимании разницы между “личным” и “профессиональным”. Забегая немного вперёд, необходимо сказать, что отдел просуществовал не долго, “Бэтмена” так и не смог удержать “высокую планку”, которую сам же и установил для Светланы, и компания снова заработала в своём штатном режиме без креативного отдела.

В жизнь Светланы ворвалась депрессия. Она потеряла не только работу, она утратила веру в юношеский максимализм. Но трудности семейных обстоятельств спасли её, не дав возможности депрессии завладеть её жизнью целиком.

В жизни Светланы были другие виды деятельности, но они к данному повествованию не относятся.

Глава 3. Желанные "круги адовы"

Несмотря на депрессию, Светлана не прекращала поиски работы. Хотя она и смотрела на жизнь уже по-другому, надежда всё ещё согревала её мечты. Как-то одна из её знакомых, которая уже давно работала в крупной компании, при случайной встрече предложила Светлане позвонить самой владелице её компании. Она дала Светлане её номер телефона, сопроводив требованием, ни в коем случае не говорить, что этот номер телефона дала она. Мол, владелица сама когда-то выставляла свой номер на сайте компании, когда искала сотрудников. Светлана воспользовалась возможностью и позвонила Елене.

Разговор был короткий. В основном говорила Светлана. Она закончила свой монолог словами:

– Возможно, я смогу оказаться полезна Вам и вашей компании.

Владелица попросила Светлану отправить резюме на её личную электронную почту. И Светлана незамедлительно это сделала.

И вот прошел почти год с момента разговора Светланы с владелицей компании. Да, было пару звонков в течение этого времени, но в основном с извинениями за длительную задержку. Светлана уже особо не верила и не тешила себя иллюзиями, но в этот раз её пригласили на встречу в выставочный комплекс, где проходил показ. Компания Елены находилась в другом городе, и сейчас она лично приехала на выставку и показ своей продукции.

Светлана приехала вовремя, но на звонок Елена не ответила, она, как всегда, была занята. Показ это полузакрытое мероприятие, и Светлане пришлось воспользовалаться своими старыми знакомствами. Знающие люди понимают, что такое “профессиональная сфера”, где многие люди знакомы друг с другом, или знают друг друга “в лицо” или заочно. Это как соцсеть, только “круче”. Светлана уже давно состояла в рядах “подписчиков” этой “соцсети”, и без труда со своей знакомой вошла в павильон выставочного комплекса. Она нашла стенд компании Елены, и обратилась к сотрудникам:

– Я к Елене.

– К Елене? А, Вы Светлана!? Да, да! Она Вас ждёт! Подождите, пожалуйста, она сейчас будет, – сказала привлекательная девушка.

Это была зам генерального директора Елены. Она предложила Светлане присесть.

– Я на секундочку отойду, – сказала Светлана, поднимаясь со стула.

– Нет, нет! Обождите, пожалуйста! Генеральный директор сейчас будет. Елена с минуты на минуту вернётся, она просила меня, Вас никуда не отпускать, – суетилась вокруг Светланы зам.

Ситуация была неловкой, Светлана хотела в дамскую комнату. Но всё сразу изменилось, когда появилась Елена. Это была яркая, харизматичная личность, никогда не теряющая самообладание. Она очень аккуратно, но пристально рассматривала худенькую, утончённую девушку с каштаново-рыжими волосами. Они были почти ровесницами. По первым секундам молчаливого знакомства могло показаться, что Елена ожидала встретить другую Светлану, но её самообладание, как всегда, выдержало ровную линию, а любопытство завладело её сознанием с ещё большим интересом. На этот раз разговор был долгим и обстоятельным. Вопросов было много, и ответы порой заставляли Елену задумываться. По всему было видно, генеральный директор взвешивает своё решение. От глаза Светланы не ускользнула и потёртая, “заношенная” папка с её резюме. Листы были исписаны и подчёркнуты простым карандашом, во многих коротких предложениях стояли знаки вопросов. По всему было видно, что с этим документом работали, и работали очень долго.

В этот день на выставке с Еленой желало увидеться много “народу”. Представители компаний, оптовые покупатели, фирмы поставщики, критики, рекламисты и рекламщики, организаторы мероприятий, конкуренты и другие. Многие люди специально для этого приехали или прилетели не только из других городов, но и из других стран, и все с деловыми и серьёзными предложениями. Если так можно выразиться, стояла целая очередь. Близкое окружение Елены только терялось в догадках о такой длительности разговора с неизвестной никому Светланой, когда график встреч владелицы компании был, можно сказать, расписан по минутам.

В процессе разговора Светлана умудрялась боковым зрением наблюдать и за развитием событий на выставке. Стенды с товаром, реклама, дефиле, антураж и атмосфера, уровень приглашённых гостей и одинаково одетые сотрудницы, всё подчеркивало масштабы компании. И это не могло не завораживать воображение Светланы. Но и этой встрече было не суждено ответить на главный вопрос. Возможно, владелице компании просто физически тогда не хватило времени, возможно. Но встреча окончилась также внезапно, как в принципе и началась. Окончилась паузой неизвестности.

Спустя две недели Елена неожиданно позвонила Светлане, и пригласила её на фабрику, прислав за ней автомобиль. На тот момент у Светланы были несколько иные планы, она была не готова к новой “внезапности”, но это не интересовало Елену, а вызвало лишь раздражение. По большому счёту это было всё-таки в интересах самой Светланы, но и её настроение было всё же немного подпорченным из-за “внезапности”, когда она прибыла в другой город. Собеседование проводили за длинным столом, за которым кроме Елены и Светланы находилось ещё человек десять. Вопросы сыпались со всех сторон, вызывая недоумение Светланы своей простой и, можно сказать, неуместностью. Во всяком случае, таковыми они казались самой Светлане.

– Постойте! Зачем я буду вам повторять одно и то же с разных сторон. Вот технический документ, с которым я обычно работаю, – достав из деловой сумки подшитую толстую папку, сказала Светлана, и передала документ “главарю допроса”, руководителю производства.

Документ произвёл сильное впечатление на всех присутствующих. Даже Елена, “жадно” забрав его у остальных, после ознакомления аккуратно спросила Светлану:

– А можно я его сфотографирую?

– Зачем?! Оставьте его себе. Это копия, я специально сделала её для Вас, – ни о чём предосудительном не задумываясь, говорила Светлана.

После “допроса судьям необходимо удалиться в совещательную комнату для вынесения приговора”, и Светлану отправили на “экскурсию” по фабрике. Настроение Светланы медленно поднималось. Это была настоящая большая фабрика, реальное массовое производство, это был уровень, о котором она мечтала. Ей было интересно всё, особенно экспериментальный цех.

После “экскурсии” владелица компании пригласила Светлану в ресторан на ужин. Всё было чинно и благородно.

– Ну как Вам наша фабрика? – c удовольствием спросила Елена, внимательно наблюдая за реакцией Светланы.

– Елена, фабрика очень хорошая! Мне всё очень понравилось! Но я хотела у Вас спросить, почему мне не показали экспериментальный цех? У Вас это закрытая информация?

Елена как-то странно улыбнулась, и промолчала. Для Светланы сняли номер люкс в хорошем отеле, и утром её снова доставили на фабрику. Разговор был серьёзный. Елена предлагала работу, о которой так долго мечтала Светлана. Единственным невыполнимым условием оказался переезд в другой город, хотя Елена и предлагала оплатить все необходимые расходы и предоставить достойные условия, вплоть до места жительства. Ситуация в семье Светланы не позволяло этого сделать, и она, можно сказать, опять ни с чем вернулась домой. Тогда, после той встречи разочарование овладело обеими женщинами, и эта обоюдность была замечена каждой из них в отдельности. Возможно, поэтому в Светлане ещё теплилась какая-то призрачная надежда, не желая умирать, когда новая волна депрессии постепенно захватывала её сознание. Елена же погрузилась в раздумья.

В тот период компания Елены находилась в стадии поиска новых производственных решений и маркетинговых возможностей. Еленой было принята совершенно беспрецедентное в такой сфере и рискованное решение, открывать креативный отдел разработок в другом городе, то есть экспериментальный цех вдалеке от фабрики, которого, к слову, на её предприятии никогда не было. В городе, в котором жила Светлана. Это было, можно сказать, “безрассудное” решение со стороны генерального директора, но Елена рискнула. Возможно, не только Елена и её фабрика оказали на Светлану неизгладимое впечатление, но и сама Светлана произвела впечатление на Елену и её дотошных “судей”. Неспроста же Елена так долго и тщательно изучала “досье” Светланы, она по каким-то ещё пока неведомым причинам не хотела терять Светлану. Не исключено и то, что именно эти “неведомые причины” могли стать мотивом самого риска.

Для начала надо было найти подходящее помещение, и Генеральный директор дала указание маркетинговому отделу, который уже работал в этом мегаполисе, решить этот вопрос. Предложенные им варианты были с осторожностью, но полностью раскритикованы Светланой, они не учитывали всех факторов одновременно, даже их большинства, хотя сам маркетинговый отдел так не считал. И Елена сама взялась за решение вопроса. Она сравнила предложенные варианты, изучила аргументы и доводы Светланы и перепроверила их. Заодно она изучала и своего нового креативного директора. Логистика Светланы оказалась верна, самым удобным местом расположения оказался центр мегаполиса. Главными аргументами логистики были каждодневный доступ сотрудников на рабочее место и транспортная развязка, связывающая с другим городом, где и находился главный офис компании, фабрика. Второстепенным как-то случайно оказался престиж компании, который только выигрывал от такого “расклада” аргументов и фактов. И Елена одним “росчерком пера” “переселила” всех своих сотрудников в этом городе в прекрасные офисы одного большого бизнес-центра в центре города, что было совсем “недешёвым удовольствием”.

Светлане было предложено организовать своё подразделение “собственноручно”. Это тоже такой стратегический ход руководителя. Обычно в таких случаях первыми на работу приглашаются знакомые из других компаний, даже те, которые работают в данный момент. В помощь Светлане был выделен HR-менеджер маркетингового отдела. Это и была та самая знакомая Светланы, которая дала ей номер Елены. Генеральный директор также попросила Светлану обращаться за помощью в организации работы подразделения к коммерческому директору. Мол, у него большой опыт в этом вопросе.

Первое правило “Топа” – никаких личных отношений, обязывающих к чему-либо. Если читатель будет не против, автор воспользуется правом и будет акцентировать внимание на важных аспектах в работе топ-менеджера. По мнению автора, они имеют отдельное подчас сложное и более глубокое значение, нежели принято считать.

Светлана взялась за поиск специалистов. Она пригласила на работу двух сотрудниц, с которыми работала на предыдущей работе. Нет, она их не “переманивала”. Креативный отдел в той компании распался, и они на тот момент искали новую работу. Поиск специалистов, вообще, одна из самых сложных и трудоёмких работ, занимающих немало времени. Ведь “кадры решают всё”, и к этому вопросу нужно подходить со всей серьёзностью, даже несмотря на спешный характер организации подразделения, ведь у Светланы было не так много времени. “Если хочешь сделать что-то хорошо, сделай это сам”, и неважно кто это сказал, Наполеон или Фердинанд Порш, мысль очень верная. Работа с интернетом, телефонные звонки, собеседования, а ещё оборудование, мебель, канцелярия, Светлана всё делала сама. Ни к кому она за помощью не обращалась. Разве что, только HR-менеджер размещала заявки на сайтах для поиска новых сотрудников. Но собеседование и отбор кандидаток Светлана проводила сама, хотя это и должно было входить в обязанности HR-менеджера. Только она сама знала, какого уровня специалисты ей нужны, и никому она не могла бы доверить такой ответственный участок работы. Генеральный директор особого участия не принимала, она была занята другими более масштабными вопросами.

Елена, вообще, можно сказать, “уникальный” в своём роде человек. Она смогла создать, если так можно выразиться, на “пустом месте” предприятие по масштабам равное государственному. В тяжёлый экономический период в среде дикого капитализма, где олигархические кланы приватизировали практически всё производственное и инфраструктурное наследие великой страны, достижения Елены выглядят просто грандиозно. Она ни у кого ничего не отбирала, не захватывала, не перекупала, она построила всё “с нуля”. И сейчас Елена была занята глобальными вопросами развития своей компании.

Время шло, и работа экспериментального цеха мало-помалу приобретала осязаемые формы. На фабрику пошли первые пробные коллекции, которые воспринимались корифеями производства с жёсткой критикой.

– Это ещё что такое! Мы так никогда не шили, и шить не будем! – звенел голос главного конструктора в телефонной трубке. – Фабрика работает по своим стандартам. Вот и придерживайтесь установленного порядка. А то мнят себя “великими” дизайнерами. Вы сначала поработайте с моё!

И на фабрику первое время в командировку как на работу ездили сотрудницы экспериментального цеха, объясняя и доказывая свою правоту. В общении между подразделениями предприятия процветали “базар” и ругань. Так повелось, Светлана всегда общалась со всеми на “Вы”, и в её подразделении это обращение со временем приобрело норму для всех, но гораздо позже. Правило “Топа” – никаких “Ты”, только “Вы”. Светлану этот “базар” сильно раздражал, но она пока не знала, как с этим бороться.

Первые партии массового конечного продукта выглядели, мягко говоря, не совсем презентабельно. Светлана не могла понять, что же не так. Генеральный директор была крайне недовольна, и Светлану вызвали на ковёр.

– Такая работа никуда не годится, – стараясь быть вежливой, говорила Елена. – Такой товар мы не сможем продавать.

– Елена, конечно, не сможете, если его так криво пошили! Я видела товар в магазине, это же просто “ни в какие ворота”!

– Вы хотите сказать, это мы шить не умеем! – наверное, в первый раз самообладание Елены подвело свою хозяйку. – Да мы восемь лет одни из лучших на этом рынке! И Вы хотите сказать, что это наша вина!?

Разговор происходил почти на повышенных тонах. Светлана пыталась объяснить Елене технические тонкости и нюансы, давно для себя поняв, что на фабрике творится полный бардак в технической документации. У неё даже были подозрения, что многие специалисты фабрики просто не умеют грамотно читать техническую документацию. К тому же, она была уверена в своей работе и в работе своего подразделения, она лично проверяла работу каждого специалиста и конечный результат работы всего подразделения.

Елена была сильно разозлена. Да и Светлана, ещё не подумав, точнее, подумав из благих побуждений, предложила передать часть пошива на другую фабрику, мол, там проблем не возникнет, чем ещё больше возбудила самолюбие Елены.

– И почему Вы считаете, что “там” проблем не возникнет? – прищурив и так тяжёлый взгляд, спросила Елена.

– Когда я с ними работала, у них за всё время сотрудничества не возникало столько вопросов и проблем. А если и возникали, то к каким-то незначительным техническим аспектам. Они прекрасно читали нашу документацию.

С того момента генеральный директор, если так можно выразиться, затаила “праведный гнев”. Возможно, Елена заподозрила Светлану в корыстном умысле. Возможно, в непрофессионализме или в сложности характера. Но в любом случае с того момента “пространство завибрировало”, и не только вокруг Светланы.

Но трудности проявлялись и внутри подразделении Светланы. На общем фоне конфликта с фабрикой в подразделении стала процветать халатность и дедовщина, под сомнение ставился профессионализм руководителя. Легче всего обвинять во всём руководителя. И Светлана “грубо” взяла всё в свои руки. Она навязала, можно сказать, тоталитарный режим. Она стала проверять работу каждого специалиста в отдельности, вникала во все тонкости и подробности. Если было надо, она обучала своих подчинённых, можно сказать, в приказном тоне. Она запретила любые разговоры по личному телефону в рабочее время и в рабочем помещении, и если даже к какому-то специалисту звонили с фабрики, она требовала говорить только по рабочему телефону. Светлана завела себе помощницу, и все звонки проходили через неё. Помощница должна была записывать всю информацию на бумаге, прежде чем она попадала к адресату.

– У них там какая-то очередь по телефону! – возмущались на фабрике, но генеральный директор не вмешивалась.

Общение с фабрикой приобрело официальный характер, только электронная переписка. Никакого “базара” и “испорченного телефона”, все конфликтные и спорные вопросы Светлана решала сама лично, но дозвониться к креативному директору можно было только через помощницу. По личному телефону Светлана общалась только с Еленой. Поначалу это всех раздражало. Но несколько жёстких словесных конфликтов с подчинёнными и с фабрикой, и понятие “субординация” стало становиться реальностью. Да, в этих конфликтах Светлана выходила победителем, но до понятия “доминирование” было ещё далеко.

Светлана работала на пределе своих сил. Она раньше всех приходила на работу и позже всех уходила. На личную жизнь времени просто не оставалось. Она требовала от всех сотрудниц соблюдать дисциплину и придерживаться профессиональной этики. Хотя и не все до конца понимали смысл этой самой этики, со временем в коллективе это всё равно стало нормой.

Правило “Топа” – высокий уровень культуры и интеллигентности. В подразделении медленно создалась своя культура поведения. После нескольких замечаний в коллективе установился свой миропорядок. По умолчанию было принято тихо разговаривать, не мешая своим коллегам, аккуратно относиться к своему рабочему месту, поддерживать чистоту, мыть за собой посуду после обеденного перерыва, с уважением относиться к своему и чужому личному пространству. Многие стали обращаться друг к другу на “Вы”, но не все.

Работа подразделения стала постепенно выравниваться, что не могло не сказываться положительно и на результате. Но Светлану всё равно это не устраивало. С юных лет в психологии её поведения сильно проявлялся перфекционизм – убеждение в том, что идеал может и должен быть достигнут, что несовершенный результат работы не имеет права на существование. С годами перфекционизм, можно сказать, стал философией Светланы. И сейчас она искала возможность оптимизировать свою работу и работу своих подчинённых. Это стремление было вызвано тем, что ей катастрофически не хватало времени на главную её работу, дизайн. Современный дизайн требует максимум соответствия модным тенденциям, а в высоком смысле этого призвания – предугадывание и даже создание этих тенденций в будущем времени. Но Светлане приходилось жить сразу в нескольких “измерениях”, в работе над созданием дизайна будущих коллекций, в технической отработке предыдущих, и в организации каждодневной работы всего подразделения. Не говоря уже о том, что на неё лично как на креативного директора ложились ответственность за подборку новых материалов, утверждение цветов и качества образцов, предлагаемых поставщиками, проверку качества конечной продукции и много других невидимых для глаза непрофессионала в этой сфере аспектов. К тому же, как руководителю ей было просто необходимо заставить своих подчинённых работать с большей отдачей и коэффициентом полезного действия. Она усматривала в их работе определённого рода лень и не желание брать на себя ответственность, что не могло не сказываться на результатах работы всего подразделения.

Но как было этого добиться? Повышение заработных плат для сотрудников своего подразделения пока ещё не входило в компетенции креативного директора. Да Светлана особо то и не верила только в исключительную формулу материальной составляющей мотивов и стремлений, но и других способов она пока не знала. Упрашивание и лесть были не в её манере характера, и в её исполнении точно бы не произвели должного впечатления, это был бы явный “фальшь”.

Правило “Топа” – время твой союзник. Сделай его инструментом манипуляции. И Светлана придумала журнал для организации оптимальной работы подразделения, в котором каждый сотрудник расписывался и брал на себя определённую ответственность за свой участок работы. Заполнение журнала и составления графика работы занимало немало времени, и требовало усилий от самой Светланы, но таким образом она выискивала время для себя. Время для решения своей главной задачи, для работы над новым дизайном.

Сама не ведая того, Светлана создала один из главных инструментов магической манипуляции. Той настоящей и действительной, о которой в дальнейшем расскажет эта книга. Только спустя время Светлана осознала всю силу влияния этого журнала на психологию поведения сотрудников своего подразделения, когда она потребовала от них не только подписывать, но и самостоятельно определять чёткое время выполнения поставленной перед ними задачи. Так заработал механизм, заставляющий сотрудников принимать участие в работе всего коллектива, ибо работа каждого в отдельности стала зависеть от работы всего коллектива. Время играло первую скрипку. До момента, когда магический журнал заработает в полную силу, было ещё далеко. В подразделении были и другие проблемы. Но об это позже.

“Доверие” к Светлане Елена восстановила своеобразным образом. Она пригласила из-за границы специалиста самого высокого уровня для проведения аудита всех претензий и замечаний, выдвинутых креативным директором за всё время её работы. Конечно, официально приглашение выглядело несколько по иному, и преследовались и ещё кое-какие интересы, но в целом визит был вызван именно вопросом к работе креативного директора, давайте будем называть вещи своими именами, а главное, к её “академическим новшествам” и претензиям к работе предприятия.

Визит был подготовлен до мелочей. Дорогая иномарка, дорогой отель, дорогая еда. Первым делом прямо из аэропорта высокий гость попала прямо в экспериментальный цех, где её встречала Светлана. Так тоже было задумано генеральным директором. Атмосфера в офисе и идеальный порядок произвели впечатление на гостью. Обычно в этой сфере деятельности всё выглядит по-другому. На вопросы гостьи Светлана отвечала открыто с долей, можно сказать, уважения. Она сразу почувствовала её высокий профессиональный уровень. Да и гостья почувствовала не меньший профессионализм своей испытуемой. Тогда Светлана даже не догадывалась, что этот аудит, так сказать, “по её душу”.

Из мегаполиса Светлана и гостья отправились в другой город в главный офис компании, где их с нетерпением ждала генеральный директор. Она с интересом наблюдала за поведением гостьи, и продолжала изучать своего креативного директора. Встреча проходила на самом высоком уровне. Аудит подтвердил состоятельность большинства претензий и требований креативного директора, а главное, “академических новшеств”, и после этого “пространство завибрировало” уже вокруг самой Елены. Трудно сказать, что именно произошло в сознании генерального директора, глобального и очень большого Человека, но спустя какое-то время Елена устроила на фабрике настоящую революцию. И это уже отдельная история, которая легла в основу нового экономического подъема её компании. Можно сказать, это и стало новым решением в развитии предприятия.

Но это книга не о владельцах компаний, эта книга о наёмных сотрудниках. Поэтому вернёмся в подразделение Светланы. На тот момент в подразделении Светланы проявилась и другая проблема. Проблема личных взаимоотношений. Сотрудницы, которых Светлана пригласила со старого места работы, стали позволять себе неприемлемое поведение, а иногда даже скрытое хамство в адрес своего руководителя. Работа в подразделении была организована таким образом, что у Светланы не было просто времени на выяснения отношений, да к тому же она могла проиграть в словесной перепалке “хамству” и “базарной” манере общения, она всё-таки интеллигентный человек. С понятием “бесконтактный поединок” Светлана была ещё тогда не знакома. Одна из сотрудниц была старше по возрасту Светланы и ещё тем “битым калачом”. Будучи в командировках на фабрике она и там умудрялась высказываться в нелестной форме о своём руководителе, тем самым предполагая заручиться поддержкой сотрудников фабрики на всякий случай.

Светлана, молча, воспринимала происходящее, но внутри её распирал гнев. Рабочих рук катастрофически не хватало, требования к подразделению росли с каждым днём, поиск новых сотрудников был отдельной проблемой, настоящих специалистов очень мало. Но Светлана на каком-то подсознательном уровне чувствовала, что нужно действовать. Её сознанию был необходим неоспоримый довод. Довод, позволяющий ей влиять на окружающее её пространство. Правило “Топа” – доверяй интуиции.