Советская историография проблемы боевого применения российских военных речных флотилий 1970-1980-х годов представлена следующими работами. Прежде всего, это работа Н.И. Беляева «Русско-турецкая война 1877–1878 гг.», в которой подробно описывается деятельность Дунайской флотилии в ходе указанной войны, и в частности, рассказывается о первом боевом применении самоходных мин – торпед, кораблями флотилии. В работе В.А. Золотарева и М.Н. Межевича «История нелегкой победы» в очередной раз поднимается тема русско-турецкой войны 1877–1878 годов, отражена важная роль Дунайской флотилии в достижении в ходе нее нелегкой победы над Турцией в ходе боевых действий на Дунайском театре.
Постсоветская историография проблемы представлена рядом серьезных работ по теме исследования, написанных в 1990-е годы. В научном труде историка Е. Анисимова «Россия без Петра» объективно показана эпоха Анны Иоанновны, причины и ход русско-турецкой войны 1735–1739 годов и главное вклад Донской и Днепровской речных военных флотилий в достижении ряда важных тактических побед над противником. В середине 90-х годов, в трудах вышедших к трехсотлетнему юбилею создания российского регулярного Военно-Морского Флота, таких как «Очерки из истории Балтийского флота» и «Три века Российского флота 1696–1996» подробно описаны основные этапы становления российского Военно-Морского Флота.
В новом тысячелетии по исследуемой проблеме была издана работа Н.И. Черникова «Энциклопедия речного флота», в которой подробно изложены конструктивные особенности кораблей речных военных флотилий, но отсутствует описание боевых действий, в которых они участвовали. В качестве современной историографии исследуемой проблемы представляют интерес монографии Г.А. Гребенщиковой, связанные с деятельностью российского регулярного Военно-Морского Флота в екатерининскую и николаевскую эпохи – «Российский флот при Николае I» и «Черноморский флот в период правления Екатерины II». Но в них, несмотря на основательный анализ причин, и хода русско-турецких войн XVIII и XIX веков отсутствуют данные о действиях в ходе них российских речных военных флотилий.
Источниковую базу исследования составляют документы из фондов Российского государственного архива Военно-Морского Флота (РГА ВМФ), расположенного в Санкт-Петербурге. В фондах архива были подробно изучены отчеты по созданию, строительству и участию в боевых действиях Каспийской, Днепровской, Донской, Дунайской и Амурской флотилий, проанализированы сведения о целях, задачах и боевых операциях, в которых были задействованы указанные флотилии, отмечена роль, которую они выполняли во всех русско-турецких войнах, русско-японской войне и Первой мировой войне.
В частности, в ходе работы с архивными фондами РГА ВМФ, особенно ценными оказались рапорты и приказы маркиза адмирала И.И. Траверсе, который в то время занимался делами Дунайской флотилии, на имя адмирала П.В. Чичагова. Эти материалы посвящены присылке на Дунайскую флотилию канонерок из финского Роченсальма, когда Финляндия была уже присоединена к Российской империи, из Санкт-Петербурга, Севастополя и Одессы (фонд 315 «Материалы по истории русского флота», фонд 25 «Фонд адмирала маркиза Траверсе»). В других рапортах маркиза де Траверсе содержатся данные постройках судов уже на самом Дунае (фонд 315).
В ходе работы были изучены донесения на имя командующего Дунайской флотилией капитана 2 ранга Попандопуло, приказания, направленные ему генерал-лейтенантом Зисом, в ходе кампании 1809–1810 годов, ее участие во взятии Измаила, боевых действиях под Браиловым, взятием Силистрии и Рущука (фонд 243 «Управление Главного командира Черноморского флота и портов Черного моря», фонд 1047 «Исполнительная экспедиция при управлении Черноморского департамента», фонд 1048 «Артиллерийская экспедиция при Главном управлении Черноморского флота»). Послевоенная судьба Дунайской флотилии также тщательно рассмотрена в рапортах и других документах ее командующего Попандопуло, ставшего к концу войны капитаном 1 ранга (фонд 243).
Изучив документы фондов 8 «Фонд адмиралов Грейгов», 283 «Инспекторский департамент Морского министерства», 315 «Материалы по истории русского флота», 1047 «Исполнительная экспедиция при управлении Черноморского департамента», стало возможным выяснить штатный состав Дунайской флотилии в период русско-турецкой войны 1828–1829 годов. Также благодаря документам перечисленных фондов был изучен вклад флотилии в занятие турецких крепостей на Дунае и успешное завершение войны в 1829 году. В частности, по архивным материалам фонда «Материалы по истории русского флота» было изучено, как благодаря активным боевым действиям Дунайской флотилии в ходе войны российским войскам удалось в ходе кампании 1828 года занять турецкие крепости на Дунае Исакча и Браилов.
Согласно указанным архивным документам, Дунайская флотилия вступила в бой с турецкой флотилией у Мачина и одержала над ней победу. После этого Дунайская флотилия согласно документам фонда «Материалы по истории русского флота» приняла участие в штурме крепости Силистрия, в ходе которого произошла вынужденная смена командующего флотилией – с контр-адмирала Завадовского на капитана 1 ранга Патанийоти. Надо отметить, что взять Силистрию даже с привлечением экипажей Дунайской флотилии и смены командующего на более подготовленного удалось лишь к лету 1829 года. Вскоре после этого война закончилась, и согласно материалам этого фонда, корабли Дунайской флотилии отправились на зимовку в Измаил.
Помимо сведений об участии Дунайской флотилии в боевых действиях архивные документы фондов «Материалы по истории русского флота, «Инспекторский департамент Морского министерства» и «Исполнительная экспедиция при управлении Черноморского департамента», свидетельствуют о получении флотилией турецких судов как призовых после ряда побед на Дунае и динамику изменения их численности в ходе всей войны. Согласно имеющимся в них сведениям Дунайская военная флотилия после окончания этой русско-турецкой войны не была расформирована, как и после Бухарестского мира, завершившего русско-турецкую войну в 1812 году, и продолжила свое существование, лишь уменьшив численность корабельного состава.
Документы РГА ВМФ (фонд 410 «Канцелярия Морского министерства», фонд 1075 «Штаб командира Дунайских портов и флотилии») представляющие собой служебные записки, резолюции и донесения командующего Черноморским флотом, начальника штаба Черноморского флота, командующего Дунайской флотилией позволяют узнать ее численность и задачи, которые она выполняла в Крымскую войну. В частности, в этих архивных документах показано, как с помощью Дунайской флотилии удалось переправить российские сухопутные войска и поддержать их огнём орудий своих судов у Галаца. В ходе данной миссии одному из отрядов кораблей флотилии предстояло пройти мимо турецких крепостей Тульчи и Исакчи в Браилов с наименьшими потерями, что и было исполнено. Дунайская флотилия на первом этапе войны (лето-осень 1853 года) полностью выполнила свою роль, и помогла российским войскам занять румынские земли. Флотилия не только перевезла войска и грузы через Дунай, но и вступала в артиллерийские дуэли с противником, ведя ответный огонь по турецким береговым батареям на Дунае.
Анализируя указанные архивные документы фонда «Штаб командира Дунайских портов и флотилии», надо заметить, что руководство страны и командование Черноморского флота и Дунайской флотилии готовились к войне заранее, за год до ее начала. В ходе подготовительного этапа увеличивалась численность флотилии, шло обеспечение ее экипажей обмундированием и экипировкой.
Глава I
Развитие военных речных флотилий и способов их боевого применения в войнах XVIII в.
Каик
Азовский флот
1.1. История зарождения российских речных военных флотилий при Петре I
Геополитическим и географическим положением нашей страны обусловлена необходимость наличия мощного флота. Еще в период правления основателя русского государства, князя Рюрика славяне вели активные боевые действия на море, примером которых был знаменитый поход на Византию. После окончания похода дружинники Рюрика Аскольд и Дир на обратном пути захватили власть в центре южного союза славянских племен, Киеве и правили в нем около двадцати лет.
Через несколько лет после смерти Рюрика его преемник на новгородском престоле, князь Олег Вещий с помощью вооруженных судов совершил со своей дружиной поход на Киев и, убив Аскольда и Дира, захватил власть в Киеве и объединив северные и южные славянские центры создал государство Киевскую Русь. Затем князь Олег дважды с помощью флота совершил походы на Константинополь и, нанеся поражение Византии, сделал возможным развитие русской торговли в Черноморском регионе. Военные суда применялись для походов на Византию и Хазарский каганат и при последующих правителях Киевской Руси – князе Игоре, который был сыном Рюрика и возглавил Киевскую Русь после смерти Олега Вещего, княгине Ольге, князьях Святославе Игоревиче, Владимире Святом и Ярославе Мудром.
Однако в период феодальной раздробленности и последовавшего за нею татаро-монгольского ига Русь лишилась возможности не только совершенствовать, но и просто содержать свой флот. Это привело к утрате балтийских земель и потере контроля над Черноморским регионом. Торговый флот со временем был возрожден создателем Российского государства великим князем московским Иваном III. Затем он продолжил свое развитие при его сыне и преемнике на российском престоле, великом князе московском Василии III и его внуке – первом русском царе Иване Грозном. В свою очередь российский военно-морской флот стал создаваться только в XVII веке при первых царях династии Романовых.
Надо отметить, что первая попытка создать военно-морской флот произошла в период правления Ивана Грозного в 1570 году. Тогда по его приказу в ходе Ливонской войны на Балтике была создана флотилия из шести военных иностранных кораблей под командованием датчанина Карстена Роде. [1] Свои военные корабли Россия в те времена делать не могла в силу отсутствия знаний и технологий и тяжелого экономического положения. Основным назначением флотилии была не борьба со шведским или польским военными флотами, чьи государства тогда были военными противниками России, а нападения на их торговые суда или торговые суда их союзников. Каперская флотилия просуществовала чуть более полгода – с марта по октябрь 1570 года, после чего под давлением Швеции, Германии и Польши датский король арестовал капитана Роде и конфисковал корабли Каперской флотилии. На этом деятельность флотилии закончилась, а через десять лет тяжелым поражением русской армии, нанесенным польскими и шведскими войсками закончилась Ливонская война.
Тяжелое поражение России в Ливонской войне привело к тому, что Россия потеряла земли на берегу Финского залива и крепости Ям (сейчас Кингисепп), Копорье, Корелу (сейчас территория Приозерска), Ивангород, а, следовательно, был утрачен выход к Балтийскому морю. В период правления последнего из династии Рюриковичей – царя Федора Иоанновича, сына Ивана Грозного в ходе очередной русско-шведской войны эти утраченные земли и выход к Балтике удалось вернуть. Однако, в наступившее после его смерти Смутное время балтийские земли вновь были захвачены шведами, после чего Россия на сто лет оказалась отрезанной от Балтийского моря.
В период правления первого царя из династии Романовых – Михаила Федоровича планировалось начать создание российского военного флота, для чего был построен в 1636 году на нижегородских верфях под руководством голштинских (прусских) мастеров фрегат «Фредерикс». Название свое фрегат получил в честь Голштинского герцога Фридриха, с которым по данному вопросу договаривался сам русский царь Михаил Федорович. Его планировалось не только использовать по боевому назначению, но и как образец для постройки своих кораблей.
Однако, Россия только что преодолевшая Смутное время не могла себе такое позволить по экономическим причинам. Сам фрегат «Фредерикс» вскоре после спуска на воду был отправлен с миссией в Персию и по пути к ней потерпел крушение и затонул в Каспийском море. На этом попытка создания военно-морского флота первым Романовым закончилась.
С другой стороны, именно в период правления Михаила Федоровича произошло первое в российской военной истории боевое применение речных сил, когда донские казаки на своих лодках, пусть и не созданных как специальные речные военные суда, спустились по Дону к турецкой крепости Азову. Им удалось взять ее и долго удерживать, держа стойкую оборону от турецко-татарских войск. Это событие, произошедшее в 1637 году, получило название «Азовское сидение», но ввиду слабости русской армии, отсутствия военно-морского флота и неблагоприятных социально-экономических факторов, царь не смог поддержать военной помощью казаков и им пришлось оставить Азов.
Во время правления сына Михаила Федоровича, царя Алексея Михайловича начались более активные действия по созданию отечественного военного флота. Алексей Михайлович попытался вернуть утраченные в период Смуты земли и выход в Балтийское море, для чего предпринял войну против Швеции, но в силу слабости армии и отсутствия флота, Россия вновь потерпела поражение от этого сильного северного соседа. Тем не менее, Алексей Михайлович понимал всю необходимость создания военного флота. При нем был построен первый русский боевой корабль – фрегат «Орел» и еще несколько речных боевых судов. Их использовали в пределах волжского бассейна для борьбы с речными разбойниками и подавления движения Степана Разина, который тоже применял свои вооруженные речные суда на Волге. После завершения крестьянской войны царские военные суда также охраняли купеческие суда, ходившие по Волге от речных разбойников, которые промышляли во все времена. Но ни при Алексее Михайловиче, ни при его детях – Федоре и Софье, после смерти Алексея Михайловича правивших Россией, несмотря на их войны с Турцией и Крымскими походами, регулярный военно-морской флот так и не был создан.
Надо заметить, что в период правления царя Федора и затем царевны Софьи, было приостановлено развитие флота, начавшееся при их отце, так как они для себя считали главным наращивать только армейские силы. В частности Софья особую ставку сделала на стрелецкое войско, попытавшись в 1689 году использовать его против своего брата Петра, организовав стрелецкое восстание. За это Софья была свергнута Петром, а стрельцы сначала были лишены своего привилегированного положения, а через восемь лет после их очередного восстания и вовсе были упразднены как род войск.
Регулярный Военно-Морской Флот России получил свое рождение, настоящее боевое крещение и развитие при Петре I. Годом его основания стал 1696 год, когда была взята турецкая крепость Азов, расположенная в устье Дона на берегу Азовского моря. Это произошло 28 июля 1696 года. Дату 28 июля 1696 года можно считать не только рождением российского регулярного Военно-Морского Флота, но и днем создания первой российской речной военной флотилии, так как тогда мощная турецкая крепость Азов была взята с помощью специально построенных боевых речных судов.
Целью Азовских походов русского царя Петра I была необходимость получить выход к Азовскому и через него к Черному морю, получив, таким образом, возможность торговли с южными странами для развития экономики России. Создание военно-морского флота и речных военных флотилий произошло, после того как Петр I, в ходе первого Азовского похода летом 1695 года попытался штурмом взять крепость Азов и понял, что одними сухопутными силами ее взять невозможно. Эта неудача привела к принятию им решения строить суда, позволявшие вести боевые действия на речных и морских театрах военных действий, что и было предпринято на воронежских верфях.
27 ноября 1695 года был объявлен царский указ о Новом походе против турок и татар, после чего селе Преображенском под Москвой началось спешное строительство первых судов, которыми были брандеры и галеры. [2]
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги