На самом деле, конечно, ничего подобного не было. Местная топонимика не является финно-угорской. Это давным-давно признал ещё известный советский финно-угровед Б. А. Серебренников. «Несколько тысяч волго-окских топонимических названий, фигурирующих на карте европейской части СССР, не могут быть объяснены при помощи ныне существующих финно-угорских языков… Древняя топонимика Карело-Финской, Мордовской и Марийской республик явно свидетельствует, что никаких угро-финнов на этих территориях раньше не было» [Серебренников Б. А. Волго-Окская топонимика на территории европейской части СССР//ВЯ, 1955, № 6, с. 19–31].
И, кстати, в русском языке практически нет заимствований из финно-угорских. Как так может быть, если, согласно официальной науке, славяне пришли на давно освоенные финно-уграми земли и поселились среди финно-угров, активно с ними смешиваясь много веков. Да никак. Такого просто никогда не было. Наоборот, это финно-угры пришли на земли, давно освоенные праславянами и поселились редкими поселениями среди них. Вот у финно-угров как раз есть языковые заимствования из русского языка.
Ещё стоит учесть численность народов. Сегодня в России живёт 140 миллионов славян и всего 3 миллиона финно-угров в составе 16 народов. Такое же соотношение между праславянами и финно-уграми было всегда, в противном случае непонятно, куда подевалась масса финно-угров, заселявшая те земли, на которых сегодня живут славяне. Никак и ничем нельзя объяснить тот разрыв в численности, который мы сегодня наблюдаем. Объясняется он только тем, что праславяне и славяне всегда населяли эти земли, особенно лучшие, что и позволило им наращивать численность. Жившие на бедном ресурсами севере финно-угры (по большому счёту уральцы) не могли этого сделать и не сделали.
Финно-угры начали проникать в Европу из-за Урала намного позже ариев и их продвижение прослеживается тремя физическими типами этих народов, самый западный из которых является наиболее европеизированным. Так и положено, ведь те угры, которые продвинулись на арийские земли дальше всех, были и ассимилированы ариями праславянами и славянами, а потом и германцами в большей степени. Следующие волны финно-угров были европеизированы меньше. Собственно, теперь уже доказано, что финно-угры, являющиеся базовыми носителями северной ветви гаплогруппы N1c, начали своё продвижение на запад со склонов Уральских гор только в VIII в. до н. э.
Убедившись в полной неадекватности угорской теории, ещё в 1972 году В. Н. Топоров заменил финно-угров на балтов, поменяв тем самым «шило на мыло». Просто удивляешся слепоте русских же учёных, академиков, которые никак не могут задать себе простого вопроса, что это за балты, которые тысячи лет доминировали в Восточной Европе, а потом разом куда-то исчезли, отдав свои земли славянам, которым и прийти-то было неоткуда, всё везде было занято, посмотрите на исторические карты. Там же нет места для славян! Я уже не говорю о том, что русскому учёному Топорову даже не пришла в голову мысль о том, что в центре современной России когда-то могли жить предки русских людей! И он выдумал каких-то восточных балтов. Точнее «балтов» выдумали в Германии в XIX веке, причём стой же целью – не допустить признания восточноевропейских земель изначально славянскими.
Никаких восточных балтов в природе не существовало. Для неграмотных академиков добавим, что протобалты были частью ариев, как и протославяне, и начали выделяться в отдельную этнолингвистическую общность, по одной из теорий, только в XII в. до н. э., то есть гораздо позже праславян. А вот профессор Клёсов считает, что балты появились вообще в V в. до н. э. посредством смешивания части периферийных русов субклада R1a-Z280 с северо-восточными пришельцами, носителями субклада N1c1-L550. До этого времени, никакой балтской топонимики существовать не могло в принципе, поскольку самих балтов ещё не существовало. А когда протобалты выделились, то они не приняли новый язык, на котором тогда уже говорило большинство соседних племён, а продолжали использовать очень архаичный старый, которым другие арии уже перестали пользоваться. Вот и вся загадка балтского языка, также близкого к санскриту.
А что касается топонимики, то она оказалась вся насквозь древнеарийская и очень близкая к санскриту. Это доказал ещё индус Тилак в 1903 году. Опровергнуть Тилака никто так и не смог.
Например, река Ока в индийском эпосе называлась Ямуна, Вака, или Кала. И все эти названия, чуть в искажённом виде, до сих пор используются русскими жителями берегов Оки в разных местах её течения.
Рядом находится исток реки Синдху, впадающей в Красное море. Так написано в «Махабхарате». Но ведь это Дон, впадающий в Чермное (Красное) море, сегодня называемое Чёрным. На Дону жил народ синдов, предков индусов.
То, что название Камы соответствует имени индийского бога любви, известно уже многим. Сура – это индийский бог Солнца Сурья. Ну и так далее.
Вообще в междуречье Оки и Волги есть более 200 водоёмов с названиями и даже расположением в точности соответствующим «Махабхарате». Так, что, будем считать, что «Махабхарату» сочинили древние балты?
Приведём ещё соображение Владимира Ларионова (История русского племени, с. 375). Если на древнерусских землях сохранилось такое огромное количество якобы «балтизмов», а территорию исходного распространения славянских топонимов учёные до сих пор не могут выделить, то встаёт принципиальный вопрос. Почему огромный мир славян не оставил чёткого топонимического ядра на карте Европы, а крохотный мир литовцев и латышей «наследил» своей топонимикой от Одера до Урала? Современная наука, учитывая невозможность такой ситуации, утверждает, что, де, балтов было много. Их застали на этих землях немногочисленные славянские переселенцы и ассимилировали. Как малый народ может ассимилировать большой, учёные нам не объясняют. При этом, при ассимиляции балты не смогли оставить о себе никакой другой памяти, кроме названий рек. Ни богов чисто балтских, ни особенностей речи, ни элементов культуры, ничего. Ну, и что на это сказать? Кто хочет, тот пускай в эту ахинею верит, а мы не будем.
Вернёмся к нашим предкам. Мы уже упоминали о возможном герое-эпониме русского народа, так вот, нельзя исключать и того, что переселенцев на Волгу привёл именно он, Рус, по имени которого народ и стал называться. Это, конечно, чистое предположение, не больше. Можно ведь предположить и то, что Рус был тем самым нашим предком, от которого идёт субклад R1a- Z280.
Одной из причин поселения и закрепления русов-балановцев на Средней Волге, являлось то, что в этих местах находились медистые песчаники – очень важный элемент тогдашней экономики. Металлургами доказано, что медные и бронзовые изделия на Русской равнине во II тысячелетии до нашей эры происходят именно отсюда, в то время как степные ямные и катакомбные народы пользовались медью с Кавказа.
Ни в одном другом районе распространения индоевропейцев севера Европы рубежа III–II тыс. до н. э. не осталось столь богатых медными, серебряными, янтарными украшениями и изделиями стоянок, как у Балановцев и Фатьяновцев на Верхней и Средней Волге, и ее притоках, от устья Камы до озера Селигер. Это экономическая причина выделения проторусов в новый народ или два народа. Назовём их племенными союзами, как положено по тем временам.
Судя по всему, балановцы стали также первыми земледельцами в Волго-Вятском регионе. Они занимались подсечно-огневым земледелием с последующим использованием земель, расчищенных от леса.
Волосовец
Они имели навыки разведения домашних животных – свиней и мелкого рогатого скота, а со второй четверти II тыс. до н. э. – крупного рогатого скота и лошадей. Балановцы ещё со времён «боевых топоров» умели использовать быков в качестве тягловой силы, были знакомы с колёсным транспортом в виде двухколёсных повозок.
Жили балановцы изначально в полуземлянках, хорошо держащих тепло в холодные зимы, но уже в XV в. до н. э. у них распространились срубные наземные дома-избы.
Существовали и большие общинные дома.
Очень интересны находки ложек в балановских могильниках и поселениях. Европейцы ложек не знали до Средних веков.
Греки пользовались раковинами до Классической эпохи. Только египтяне использовали ложки уже с начала династического периода. И вот, балановцы XIX века до н. э.
Общество «русов» было сильно милитаризованным, основным оружием являлись бронзовые копья со свёрнутой втулкой, прекрасно державшиеся на древке, отличные каменные и медные топоры, а также лук и стрелы в кожаных колчанах, найденные, в том числе, в женских захоронениях. Милитаризация объяснялась обилием врагов, частенько нападавших с разных сторон на земли балановцев. При этом, общество жило в условиях военной демократии, дифференциация по власти и богатству была ещё минимальной.
Интересно то, что у балановцев были распространены такие, характерные исключительно для поздних славян, украшения, как височные кольца и лунницы. Это вообще первое появление подобных украшений в истории и раз уж в будущем они стали исключительным признаком славян, то, совершенно закономерен и вывод о том, что балановцы были несомненными праславянами. Можно побиться об заклад, что для любого другого народа, подобный признак был бы немедленно принят как базовый определитель принадлежности, но только не у русских и не у славян. Стоит указать, что височные кольца встречались и у катакомбников, от которых перешли к микенцам и карасукцам, но это может быть импортом или подражанием.
Волосовская женщина
Причём у балановцев было уже сильно развито национальное чувство. Откуда это известно?
Как мы сказали, до балановцев-русов на этих землях жили племена волосовской культуры, слегка смешанного европеоидно-лапоноидного антропологического облика. Лапоноидная считается вариантом уральской расы. Сегодня она сохранилась в виде народа саамов (кильдов), живущих, в основном, в северной Финляндии.
Предки лапоноидов заселили освободившийся от ледника север Европы в неолите, придя с востока. Они не финно-угры и имеют отличную от них гапло-группу U5, да и язык тоже отличный. Но и волосовцы не лапоноиды. Это древний арийский народ, лишь слегка смешавшийся с лапоноидами за счёт долгого проживания рядом на севере Европы. Волосовцы были северо-восточной частью индоевропейцев, хотя, вероятно, отделились от них ещё до образования арийской семьи, примерно в 5100 г. до н. э. Лица у волосовцев выглядят вполне по-славянски. Отсюда следует, что волосовцы были ближайшими родственниками балановцев и фатьяновцев, особенно последних.
Балановцы же относились к средиземноморскому физическому типу, были высокими и стройными с долихокранным узколицым черепом, выступающим носом и небольшими зубами. Они были светловолосы и голубоглазы. Это, как мы знаем, рецессивные признаки, а ведь существует закон вытеснения рецессивных признаков на окраину ареала. Все самые светловолосые и голубоглазые европеоиды арии обнаруживаются именно на окраинах арийского ареала: у границ Китая, на Русском севере, в Скандинавии, Ирландии, Галлии и так далее. И вот, как видим, в Волго-Окском междуречье.
Так вот, с местным волосовским населением балановцы практически, не смешивались. Это значит, что они соблюдали обычай чистоты народа. Такие принципы были тогда характерны для ариев, мы можем наблюдать это на примере ведических индов, как раз в то время живших к юго-востоку от балановцев-русов в степной зоне. И именно у славян такой же обычай будет зафиксирован в VI веке уже нашей эры в Италии и Фракии тогдашними писателями.
Отдельные межплеменные браки у славян никогда не запрещались и никак не ограничивались, однако через пару поколений генетические последствия этих браков нивелировались новыми, уже внутриплеменными и славяне вновь становились славянами. Нам же постоянно рассказывают, что славяне вели исключительно беспорядочную половую жизнь, смешиваясь, как попало и с кем попало. Будь такое на самом деле, никаких славян бы давным-давно уже не было, а было бы что-то вроде современных итальянцев, назвать которых римлянами ни у кого язык не повернётся, а ведь они их потомки.
Балановец
В общем, балановцы постепенно вытеснили волосовцев на север, хотя войны серьёзно не прослеживаются – видимо, сказывалось техническое и организационное превосходство русов.
Соседями балановцев на западе в Волго-Окском междуречье, были племена Фатьяновской культуры (XX–XV вв. до н. э.).
Фатьяновцы пришли в Волго-Окское междуречье в район современных Москвы, Ростова, Мурома, Твери, Ярославля из Белоруссии и Прибалтики в XXII–XX вв. до н. э, одновременно с балановцами, или даже чуть раньше, только шли северным маршрутом.
Проникновение фатьяновцев на территорию, занятую волосовскими племенами, тоже не всегда проходило мирно. Так, в могильнике Николо-Перевоз-I на реке Дубне найдено коллективное погребение фатьяновских воинов из 9 человек, убитых волосовскими стрелами – между позвоночными и рёберными костями некоторых погребённых обнаружены кремнёвые наконечники стрел, в других могилах причиной смерти воинов были проломы черепа боевыми топорами.
Фатьяновцы
Кроме того, о столкновениях свидетельствуют и коллективные погребения убитых фатьяновцев в Болшневском и других могильниках и коллективные погребения убитых волосовцев тоже. Хотя, судя по тому, что Фатьяновская культура практически полностью территориально совпадает с волосовской, это были близкие родственники, без особых проблем слившиеся в единый народ. Интересно, что в западных землях фатьяновцев не найдено их поселений. Они появляются восточнее и севернее Москвы, причём в виде общих с волосовцами поселений. Значит, сначала фатьяновцы воевали с волосовцами и оттесняли их на север и восток, но позже примирились и вовсе поселились среди волосовцев в одних сёлах. У них даже жилища были одинаковыми, а это говорит о многом.
Фатьяновская культура занимает огромную территорию от Белоруссии на западе до Вятки на востоке и Белого озера на севере. Это земли летописной Ростово-Суздальской Руси.
Сходство погребального обряда, погребального инвентаря, других элементов материальной культуры свидетельствует, что фатьяновские племена, расселившиеся на огромной территории, имели генетическое родство и составляли единую культурно-историческую общность.
Погребальный обряд фатьяновцев говорит о чёткой социальной дифференциации людей. Так, могилы вождей располагались в центре кладбищ и в них отсутствовал рабочий инструмент, а оружие и одежда были лучшего качества. Мужчины хоронились с оружием и орудиями труда, говорящими, что их занятиями были война, охота, скотоводство. Женщины занимались огородничеством и домашним хозяйством. Кладбища устраивались на высотах у берегов рек, кстати, подобно русским и славянским. Солярные орнаменты говорят о культе Солнца, а изделия и амулеты из кости медведя – о культе этого животного, у славян отождествлявшегося с богом Велесом, ответственным за скот. Этот культ у местных народов, опять-таки дожил до XX века.
Фатьяновцы по недоразумению до сих пор частью специалистов считаются теми самыми мифическими восточными балтами. Однако ничего балтского в них нет. Это были праславяне, правда, не такие успешные, как балановцы. В конечном итоге они постепенно влились в состав балановцев-«русов».
Абашевская культура
Другая часть историков считает фатьяновцев тохарами. Это не так. Тохары, действительно, были родственным праславянам арийским народом, однако, они ушли на восток перед приходом фатьяновцев, причём стартовали, вероятно, южнее Оки и поселились далеко на востоке у границ Китая и в Средней Азии. В 1764 г. до н. э. тохары уже дошли до среднего течения Хуанхэ в Китае, где основали государство Шан-Инь, подарив китайцам бронзовое оружие, одомашненную лошадь, боевую колесницу и повозку. И, кстати, именно тохары/атарии стали родоначальниками знаменитого впоследствии имени «татар». Однако это далёкая тема и не будем её касаться. А ещё тохары принесли в Китай трипольскую керамику и орнаменты. Не значит ли это, что именно тохары были носителями Трипольской культуры? До сих пор 7 % китайского населения провинции Хэнань имеет гаплогруппу R1a, причём именно европейского происхождения.
Юрий Рерих указывает, что по-китайски тохары назывались «юэчжи», что в старокитайской транскрипции передаётся как «гети» или «гет-ди». Выходит, что самоназвание тохар, или их части, было «геты». Не случайно, когда «да юэчжи» или «большие геты» ушли из Синцзяна и поселились в Средней Азии, они стали известны как «массагеты». Видимо, тохарское происхождение имели и другие народы с корнем «гет». И, кстати, европейские геты жили именно на землях Трипольской культуры. С ними мы ещё встретимся.
Вернёмся к праславянам. С родственными фатьяновцами у балановцев-«русов» были хорошие дружеские отношения. То же поначалу было и с южными лесостепными племенами абашевцев.
Абашевцы (2140–1740 гг. до н. э.), которых мы уже упоминали, тоже были родственниками балановцев и фатьяновцев, то есть праславянами. Иначе они не смогли бы исчезнуть бесследно, обязательно оставили бы какой-нибудь анклав, как это удалось финно-угорским народам. Ведь Абашевская культура занимала огромные степные и лесостепные территории от Донца на западе до Урала на востоке.
Абашевцы происходят от Среднеднепровской культуры – они были ариями и отличались от русов только степным образом жизни. Наверняка, и язык у них был общим. Субклад Y-хромосомы абашевцев неизвестен, что весьма печально. Предположительно, это был субклад Z280.
О. Н. Бадер одно время утверждал, что абашевская культура была преемственно связана с фатьяновскими памятниками. По мнению О. А. Кривцовой-Граковой, абашевскую культуру с фатьяновской роднит не только сходство формы орнамента сосудов, но и способ захоронения покойников в грунтовых ямах, заложенных сверху настилом.
Абашевские топоры, как установила О. В. Кузьмина, являются развитием топоров фатьяновского типа [Кузьмина О. В. К вопросу о происхождении бронзовых топоров абашевского типа. // Абашевская культурно-историческая общность: истоки, развитие, наследие (Материалы международной научной конференции) – Чебоксары, 2003 г].
А. П. Смирнов, Н. Ф. Калинин, К. В. Сальников и другие археологи указывают на генеалогическую связь абашевцев и с балановцами.
Абашевцы пришли в эти места со среднего Днепра одновременно с балановцами, только передвигались южнее, по краю степи и по лесостепи. Как мы помним, абашевцев вытеснили на восток срубные племена, предки киммерийцев.
И на новом месте абашевцы поселились южнее балановцев и фатьяновцев. Их поселения проникали далеко на север в зону расселения фатьяновцев и балановцев. Собственно, своё название абашевцы получили от чувашского села Абашево, рядом с которым находилось большое скопление поселений этого народа.
Абашевцы брахикраны и долихокраны
Балановцы и фатьяновцы, то есть русы, составляли, по-видимому, один из компонентов формирования абашевской этнокультурной общности. Совпадение территории распространения памятников культур балановцев и абашевцев, однотипных орудий и украшений (медные наконечники копий со свёрнутой втулкой, височные кольца из меди, бронзовые пронизи, вислообушные топоры и др.), сходство орнаментации (расположение узоров зонами, разделёнными линиями, общие элементы орнамента – ромб, треугольник, зигзаг, прямоугольник и др.); сходные черты погребального обряда (захоронения в скорченном положении в грунтовых ямах), преемственное развитие скотоводческого и земледельческого хозяйства и т. д. – все эти параллели достаточно убедительно говорят о генетических связях абашевцев с балановцами, между которыми существовали тесные культурные связи. Не случайно позднебалановские памятники сосуществовали с абашевскими.
Вот только значительная часть абашевцев прошла на восток дальше, переправилась через Волгу и поселилась в южной Башкирии и нынешней Оренбургской области. Именно там возник центр протогосударства абашевцев. Там найдены их крупные поселения. Именно абашевцы в союзе с андроновцами и петровцами (протоиндийские, протоиранские и протоскифские культуры) создали за Уралом знаменитую ныне Синташтинскую культуру, самым известным городом которой является Аркаим. Экономической базой Синташтинской культуры было производство бронзы на реке Белой, в Каргалинских рудниках и в «стране городов» в Челябинской области. Синташтинцы были долихоцефалами крепкого телосложения и среднего роста мужчин 172–175 см, что ниже, чем у абашевцев и балановцев, и объясняется, видимо, более сложной жизнью в зауральской степи. Вскоре синташтинцы и часть андроновцев отпрявятся в Индию, где станут индусами. Видимо, эта часть называлась «синдами». Часть из них, кстати, ещё раньше осталась жить в Приазовье и никуда не уходила.
Итак, в тесном взаимодействии с восточными степными племенами абашевцы изменили вектор политики и стали врагами балановцев и фатьяновцев.
Около 1740 года до н. э. абашевцы напали на русов-балановцев и потеснили их на север и запад. Преимуществом абашевцев были боевые колесницы, которых русы тогда ещё не имели. Изобретены боевые колесницы были около 2200 г. до н. э. и стали прологом кавалерии, позволяя воинам передвигаться с большой скоростью, да и воевать прямо с колесницы, оставаясь трудноуязвимым для пешего противника. Закрепиться русам удалось только на реке Суре. Там была построена цепь укреплений и крепостей, которую степняки перейти не смогли.
Курганы погибших абашевцев располагаются в 20–25 км восточнее Суры. В одном из них найдено 27 скелетов абашевских воинов, в некоторых из которых застряли каменные наконечники балановских стрел.
Война с абашевцами привела к усилению княжеской власти у русов-балановцев. Их поселения стали располагаться на высоких холмах и серьёзно укрепляться. Характерным примером является Васильсурское городище, возможно, называвшееся «Цепель». По крайней мере, такое древнее название крепости всегда помнили местные жители. Слово это русское и происходит от корня «цепь», «нож» или «кол». Находится крепость на высокой горе над рекой Сура. На его территории русы выжгли лес, вырыли ров шириной 2 метра и глубиной 1,3 м. Вынутая земля использовалась для возведения вала, который был увенчан частоколом. Размеры крепости составляли 100 х35 м.
Тут мы встречаемся с особенностями национальной политики в современной Российской Федерации. Крепость Цепель находится сейчас на территории республики Мари-Эл. Естественно, древность Цепеля в республике, титульным народом которой являются меряне, замалчивается и рассказываются сказки об основании крепости марийцами в 1237 году. При этом о более древнем русском поселении просто стараются не рассказывать. Крепость сейчас так и называется «Марийская». Но название «Цепель» с угорских языков не переводится, да и зачем бы уграм в 1237 году называть свою крепость по-русски? Сами марийцы тогда называли крепость «Чёртовым городом». Свою крепость так не назовут. Ясно, что они просто заселили древнюю русскую крепость после истребления её жителей монголами Батыя. А до того тысячи лет там жили потомки русов-балановцев.
Появление городов ясно свидетельствует о формировании протогосударства. Сегодня уже доказано, что города возникали именно как центры защиты народа, власти, организации общества, политики, как сакральные центры. Вокруг протогородов создавалось государство, а семейные общины превращались в племена. Так происходило и у русов.
И ещё, по поводу титула «князь», возможно, появившегося уже в то время. Слово это русское и очень древнее, поскольку одинаково использовалось всеми славянскими народами. Если бы оно пришло от германцев, как об этом говорят норманисты, то использовалось бы лишь частью славян и в разных формах. А это не так. Корень слова «кънъ – закон, ряд, порядок. Собственно, «конз» – это другая форма слова закон. Ну, а «князь» – это тот, кто осуществляет закон. И как раз германский титул «конунг» является производным от русского, а не наоборот. В «Саге об Инглингах» говорится, что у скандинавов термин «конунг» появился только в конце IV века, а до того вожди назывались «дроттингами».
Вскоре абашевцы сами пострадали от натиска родственных срубных племён с юга и были вытеснены ими на север в Волго-Вятское междуречье. Русы-бала-новцы вернули свои земли на Волге и Каме, но на юге и они потерпели поражение от срубников, упорно двигавшихся на север. Главными преимуществами срубников были короткие бронзовые мечи и сильная государственная организация. Степная организация по типу «орды» всегда опережала лесную. Степняков неизмеримо легче мобилизовать и бросить в бой, отправить в поход. Они не привязаны к земле и дому.