Книга Американский период жизни и деятельности святителя Тихона Московского. Документы - читать онлайн бесплатно, автор Алексей Васильевич Попов
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Американский период жизни и деятельности святителя Тихона Московского. Документы
Американский период жизни и деятельности святителя Тихона Московского. Документы
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Американский период жизни и деятельности святителя Тихона Московского. Документы

Американский период жизни и деятельности святителя Тихона Московского. Документы

По благословению

Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского

ВЛАДИМИРА



Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви



Святитель Тихон Московский (1865–1925)


Американский период жизни и деятельности святителя Тихона Московского. Документы 978-5-7868-0120-1

© А.В. Попов, составление, 2014 © Издательство «Сатисъ», 2014

Введение

Шестьдесят лет земной жизни святого Тихона Московского (1865–1925 гг.) пришлись на разные исторические эпохи. Детство в провинциальном Торопце, учеба в столичном Петербурге, педагогическая работа в западном Холме, архиерейство за океаном и в Ярославле, – тогда ничто не предвещало гонений и репрессий последующей, советской поры. Во многом благодаря родителям [о. Иоанну Тимофеевичу Беллавину и матушке Анне Гавриловне], наставникам [смотрителю Торопецкого духовного училища Андрею Яковлевичу Протопопову, преподавателю Священного Писания Псковской духовной семинарии Василию Николаевичу Дмитревскому, профессору кафедры догматического богословия Санкт-Петербургской духовной академии Александру Львовичу Катанскому, архиепископу Холмскому и Варшавскому Флавиану (Городецкому) и др.], товарищам [Александру Петровичу Рождественскому, Петру Ивановичу Булгакову, Якову Анисимовичу Полозову…] и верным сослужителям св. исповедник стал тем, кого почитают христиане всего света. Однако и после 1917 года, и до революции среди сотрудников владыки Тихона, кроме многих и многих достойных людей, попадались деятели «в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Мф. VII, 15). Мы покажем это на примере американского периода жизни святителя, когда, по словам самого Тихона, «жизнь… была особенно тяжела»1, прежде всего, из-за недостатка в епархии толковых священно- и церковнослужителей2.

В Америку русский епископ отправился в конце 1898 года, а оставил Соединенные Штаты вновь назначенный архиепископ Ярославский и Ростовский в марте 1907 года. За эти годы Алеутская епархия обогатилась новыми приходами3 (напр., румынским в Кливленде), благолепными храмами, в том числе, Николаевским Патриаршим собором Нью-Йорка и Троицким собором Чикаго, мужским общежительным монастырем в Пенсильвании4. Открылись Аляскинское и Бруклинское (сиро-арабское) викариатства, Канадское благочиние5 и благочиние сербских церквей; первосвятительскую кафедру переместили из Сан-Франциско в Нью-Йорк. Поскольку разраставшейся епархии требовались клирики, постольку архиеп. Тихон преобразовал Миннеаполисскую миссионерскую школу в духовную семинарию и благословил викарного епископа Иннокентия (Пустынского) на открытие семинарии в Ситке6. Миссия продолжала издавать газету «Свет», журналы и книги7 на разных языках. Труды Его Высокопреосвященства в США завершились созывом первого Всеамериканского Собора (1907 года), и «многие решения этого Собора на долгие годы определили основные принципы управления церковной жизнью в Америке и Канаде»8. За свою деятельность преосвящ. Тихон был возведен в сан архиепископа, также сопричислен к орденам св. Владимира третьей степени и св. Анны первой степени9.

В течение всех лет служения владыки в Новом Свете ему помогали многие сподвижники. Как писал прот. Илия Клопотовский: «Могут ли забыть верующие люди в Америке таких выдающихся пастырей, как о. А. Хотовицкий10, о. В. Туркевич, о. И. Кочуров11, о. Ф. Пашковский, о. И. Недзельницкий, о. И. Капанадзе, о. Петр Попов, о. Алексий Товт12, о. К. Попов и др.? А разве Канадийская Церковь может забыть просветителя Канады Архиепископа Арсения Чаговцова?!»13 Справедливости ради надо сказать, что правящего архиерея окружали не только ответственные, безупречно нравственные пастыри, но и ренегаты, психически нездоровые и порочные личности, такие, как уволенный из епархии за попытку надругаться над прихожанкой иером. Пимен (Горбунов)14 или греко-католические священники, сперва присоединившиеся к Православной Церкви, а затем вернувшиеся «на блевотину свою» (Притч. XXVI, 11; 2 Петр. II, 22). Конечно, проблемы в миссии имелись и до управления ею Тихоном13, и после16, но если архиеп. Алеутский Евдоким (Мещерский) скорбел о нехватке денег17, то владыка Тихон печалился о людях, ему подчиненных18.

__________________________________

Настоящая книга представляет часть сборника, посвященного американскому периоду жизни и деятельности св. Тихона Московского19. Она не является академическим справочником, полностью раскрывающим curriculum vitae того или иного поименованного лица. Книга далека и от жизнеописания всех работников преосвящ. Алеутского Тихона, которых можно было бы включить в нее: запрещенного за нарушение священнической присяги Радосавльевича П.Р. – масона, измученного в стране свободы тиранией полуразвалившейся империи; Холина Н.С. – «иерея-неврастеника»20, отосланного из Америки в Полоцкую епархию; опустившегося пьяницу Бурова В.А.; печально известного араба Офейша А. и других. Представлена лишь малая толика архивных документов для имеющего быть составленным жития одиннадцатого Патриарха Всероссийского, – жития точного, достоверного, объективного…

__________________________________

1 Проводы архиепископа Тихона // Ярославские губернские ведомости. – 1914. – 24 января.

2 Из письма преосвящ. Алеутского Тихона экзарху Грузии Флавиану (Городецкому) от 4 августа по старому стилю / 17 августа по новому стилю 1900 года: «сам я оставлен без помощи, т. е. без людей и средств… средств нет и не дадут, людей тоже нет, и не идут: берегут свое здоровье, в том числе и монахи» [Тихон (Беллавин). Письма святителя Тихона: Американский период жизни и деятельности святителя Тихона Московского. СПб.: САТИСЪ, 2010. С. 67].

Из письма еп. Тихона Саблеру В.К. от 3/16 сентября 1901 г.: «Мне нужен хотя кто-ниб., и в этом отношении испытываю великое затруднение: нужны люди, а я их не знаю и где возьму?» [Письма святителя Тихона. С. 86.]

Из письма Победоносцеву К.П. от 4/17 декабря 1901 г.: «Нелегко и в России подыскивать людей, а здесь и отсюда и еще труднее!» [Письма святителя Тихона. С. 96.]

3 Алеутско-Аляскинская епархия в 1898 году насчитывала 29 приходов, 37 церквей и немногим более 27 тысяч прихожан [Тихон (Беллавин). Краткий отчет о состоянии Алеутской епархии за 1898й год // Американский период жизни и деятельности святителя Тихона: Первый год служения епископа Тихона в Соединенных Штатах Северной Америки / Сост. А.В. Попов. СПб., 2007. С. 80–81]. «Ву 1907 the Diocese grew to include 86 parishes and 77 000 faithful» [Grigorieff D. The Historical Background of Orthodoxy in America // St. Vladimir’s Theological Quarterly, 1961, v. 3, № 1/2, p. 12].

Cp.: «За восемь лет управления епархией святитель Тихон сделал чрезвычайно много. При нем… открыты духовные семинарии в штате Пенсильвания, а также в городах Миннеаполис и Кливленд;…число православных приходов возрастает с 15 до 75» [Сергеев Г. Очерки о Патриарших приходах Русской Православной Церкви в Канаде // Православный паломник, 2009, № 9 (52), с. 24].

4 В знак благодарности владыке Тихону за труды по открытию монастыря духовенство североамериканской епархии предложило наименовать обитель в честь небесного покровителя Его Высокопреосвященства.

5 В 1909 году игумен Арсений (Чаговцов), благочинный канадских приходов, написал преосвящ. Ярославскому Тихону: «Канада считает Вас за первого апостола, и Вы таковым были» [Письма святителя Тихона. С. 242].

6 «Активная политика свт. Тихона в сфере подготовки священнических кадров являлась следствием общего настроя деятельности Миссии на вхождение во все сферы общественной жизни американского государства, на проповедь православия народам Америки. В это время епархия не могла еще полностью отказаться от практики приглашения священнослужителей и причетников из России, однако стало очевидным, что при планомерной поддержке системы духовного образования, за счет постоянного притока подготовленного юношества из школ первой и второй ступени, число семинарий могло быть расширено. Это позволило бы в течение ближайших десятилетий полностью обеспечить растущую потребность Алеутской и Североамериканской епархии в собственных священнических кадрах. С назначением на Американскую кафедру архиепископа Платона (Рождественского) широкомасштабная деятельность Миссии в сфере образования была свернута». [Меркиилина И.Л. Проблема подготовки кадров священнослужителей в Алеутской и Североамериканской епархии при святителе Тихоне (Белавине) и архиепископе Платоне (Рождественском) // XIX ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Материалы: В 2 т. Т. 2. М.: Изд-во ПСТГУ, 2009. С. 18.]

7 Православный молитвослов на арабском языке. N.Y., 1898. Краткая история Ветхого Завета в вопросах и ответах на колошинско-русском языке / Составил Ситхинский Священник Владимир Донской при соучастии Колошинского переводчика Михаила Синкиель. Нью-Йорк: Тип. «Американского Православного Вестника», 1901. Service Book of the Holy Orthodox-Catholic Apostolic (Greco-Russian) Church compiled, translated and arranged from the old Church-Slavonic Service Books of the Russian Church, and collated with the Service Books of the Greek Church by Isabel Florence Hapgood. Boston – New York: Houghton, Mifflin and Company, 1906.

Предложение архиеп. Тихона Североамериканскому духовному правлению от 12/25 февраля 1907 г. за № 74: «О. Прот. Хотовицкий пожертвовал в мое распоряжение, на нужды Миссии, 73 дол. 66 ц. За удержанием из них 15 дол., употребленных на поездки в Авг. мес. 1906 г. в Анзонию и Монастырь, остается 58 дол. 66 ц., из каковых 8 дол. 66 ц. переслать на приют при монастыре, а 50 дол. перечислить в нештатные суммы при Д. Правлении в качестве фонда на издание английских и малорусских книг для нашей Миссии. Жертвователю благодарность. Архиепископ Тихон». [Святой Александр (Хотовицкий). Документы, письма, статьи и стихи. Ч. 1. Миссионерский период Православной Церкви в Америке, 1896–1909 / Под ред. Г.М. Солдатова. Minneapolis: AARDM Press, 1998. С. 193.]

8 По заветам Святителя Тихона. Интервью Блаженнейшего Архиепископа Вашингтонского, Митрополита всей Америки и Канады Феодосия «Журналу Московской Патриархии» // ЖМП, 1990, № 11, с. 60.

9 В декабре 1900 года преосвящ. Алеутскому был пожалован высочайше утвержденный знак действительного члена Императорского Палестинского общества, для ношения на шее [Документы // Верность. Церковно-общественное издание «Общества ревнителей памяти блаженнейшего митрополита Антония (Храповицкого)», 2006, № 62]; также архиеп. Тихону вручили знак общества Красного Креста, состоявшего под покровительством Ее Императорского Величества Марии Феодоровны: «За понесенные, в бытность Архиепископом Алеутским и Северо-Американским, труды и оказание содействия Обществу Красного Креста во время русско-японской войны в деле оказания помощи больным и раненым воинским чинам пожалован знак Красного Креста 1908 года Сентября 18» [ПОСЛУЖНЫИ СПИСОК ЕГО ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВА, ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННОГО ТИХОНА, Архиепископа Ярославского и Ростовского (РГИА, ф. 796, оп. 439, годы 1892–1916, д. 833, л. 46об.)].

10Цыпин В.Л. Александр // Православная энциклопедия. Т. I. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2000. С. 484–485.

11Галкин Л.К. Иоанн // Православная энциклопедия. Т. XXIII. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2010. С. 281–284.

12Куренное Л.С., Солдатов Г.М. Алексий // Православная энциклопедия. Т. I. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2000. С. 658–659.

13Клопотовский И. Думы над Американской летописью // Юбилейный сборник в память 150-летия Русской Православной Церкви в Северной Америке…: В 2 ч. Ч. I. Нью-Йорк: Издательская юбилейная комиссия, 1944. С. 187.

14 Лично известный преосвящ. Тихону иеромонах Пимен, – в прошлом заведующий крестовой церковью в сел. Радочнице Замостского уезда Люблинской губернии, казначей Яблочинского Свято-Онуфриевского монастыря Холмско-Варшавской епархии, – 22 апреля/5 мая 1900 г. был определен помощником настоятеля Галвестонского прихода, с жительством в Хартсгорне; 8/21 октября 1902 г. Пимена уволили из епархии [Тихон (Беллавин). Отчет о состоянии Алеутской епархии за 1902й г. // Американский период жизни и деятельности святителя Тихона Московского, 1898–1904 гг. / Сост. А.В. Попов. СПб.: САТИСЪ, 2011. С. 333].

Из письма свящ. Иоанна Недзельницкого еп. Алеутскому Тихону от 21 июля 1902 г.: «являются ко мне кураторы Чарлеройской церкви с жалобою на о. Пимена, что будто бы о. Пимен запьянствовал, бросил интересоваться приходом, а со школьниками позволяет себе якобы такие шутки и разговоры, что и взрослым стыдно слушать. Будут жаловаться и Вашему Преосвященству» [Отец Иоанн Недзельницкий (1866–1946). Подвижник Православия в Америке (советник Преосвященнейшего Архиепископа Тихона, в будущем Св. Патриарха Московского и всея России). Сборник писем, статей и документов / Под ред. Г.М. Солдатова. Миннеаполис, 2011. С. 55].

15 Выпускник Воронежской духовной семинарии Даниил Голубятников, с 1896 года псаломщик Покровской церкви в Миннеаполисе и помощник учителя миссионерской школы, был обвинен в педофилии настоятелем прихода и смотрителем Миннеаполисской школы свящ. Иоанном Маляревским, который подал в городской суд на причетника [определение Святейшего Синода от 17–26 июля 1898 г. (ст. ст.) за № 2631, по рапорту Преосвященного Алеутского о возведенном на псаломщика Миннеаполисской церкви Голубятникова обвинении в растлении трех девочек и в обольщении девицы Сусанны Сиванич (РГИА, ф. 796, оп. 209, год 1898, д. 2068, л. 247)]. В мае 1898 года еп. Николай (Зиоров) переместил Голубятникова Д.Г. в Галвестон, после чего уволил псаломщика от службы в епархии.

Также см., напр., «incest» (снохачество) в указателе: Russian Orthodox Greek Catholic Church of America, diocese of Alaska records. A finding aid to the collection in the Library of Congress / Prepared by Antoinette Shalkop, Brian McGuire, Vera DeBuchananne, and staff members of the Manuscript and European divisions of the Library of Congress. Washington: The Library of Congress, 2011.

16 В 1907 году архиеп. Алеутский Платон (Рождественский) назначил на место настоятеля Свято-Николаевской церкви Олифанта послушника Киево-Печерской лавры Владимира Зноско. Священник этот, лишенный сана Карловацким Архиерейским Собором 1923 года, ушел к обновленцам [Журнал Московской Патриархии в 1931–1935 годы / Под ред. В.А. Силовьева. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2001. С. 109–112 (ЖМП, 1932, № 9/10, с. 4–6)].

17 «Архиепископ Евдоким Мещерский, умерший на Кавказе, просил у царского правительства 2 000 000 на содержание синодального духовенства в Америке. Он понимал, что четыре архиерея не разбудят Американскую Русь, а 2 000 000 долларов, пожалуй, сделают это. Эти миллионы попадут в банки и дадут до 100 000 долларов дохода на миссию. Тогда каждый священник будет получать 120 долларов в месяц, квартиру с отоплением и с освещением и доходы. Архиепископ Евдоким даже завел в 1917 году «православный банк св. князя Владимира» (231–233 Ист 17 ул. в Нью-Йорке), директором которого был священник Ал. Чечила. Священник Снегирев – кассир, священники Попов, Л. Туркевич и П. Коханик – директора. Банк скоро «лопнул», так как русская колония предпочитала нести свои сбережения не в «православный» банк, а в еврейские, которые публиковались в русских газетах». [Окунцов И.К. Русская эмиграция в Северной и Южной Америке. Буэнос Айрес: Изд-во «Сеятель», 1967. С. 133–134.]

Ср.: «Избранный председателем Высшего Церковного Совета одесский митрополит Евдоким, бывший архиепископ нью-йоркский, прислал в Москву следующие телеграммы: I. “Попытку б. патриарха Тихона начать совершать богослужения считаю немыслимой и противоестественной. Тот, кто обагрил себя кровью с ног до головы, потряс церковь до основания, ввергнул множество людей в тюрьмы и ссылки, содействовал разорению всей русской земли, поддерживал врагов русского народа за границей, дискредитировал новое наше правительство пред всем светом, не может и не должен приступать к Божьему престолу. Слишком велики преступления. Митрополит Евдоким”…» [Митрополит Евдоким о Тихоне // Вестник Священного Синода Российской Православной Церкви, 1923, № 1, с. 26].

18 Шелдон Джексон (the US general agent of education in Alaska, «the foremost apostle of presbyterianism in Alaska») так отозвался о святителе Тихоне: «Я знаю теперешнего русского епископа. Он хороший человек, самый лучший человек, который у них был за последние двадцать пять лет. Если он останется здесь лет десять, то он совершит полную перемену в положении русской Православной Церкви среди этих народностей!!» [В. Д. Заметка // АПВ, 1903, т. VII, № 10, с. 162.]

19 Исключением является представленный в настоящем сборнике материал о Капанадзе И.Р., где приведен лишь отзыв об о. Иасоне епископа Николая (Зиорова).

См. письмо преосвящ. Алеутского Тихона экзарху Грузии Флавиану (Городецкому) от 6/19 сентября 1901 г. [Письма святителя Тихона. С. 90].

20 Письмо прот. Иоанна Недзельницкого еп. Алеутскому Тихону от 27 января 1904 г. // Отец Иоанн Недзельницкий (1866–1946). Подвижник Православия в Америке (советник Преосвященнейшего Архиепископа Тихона, в будущем Св. Патриарха Московского и всея России). Сборник писем, статей и документов. С. 82.

Краткие сведения некоторых священно- и церковнослужителях Алеутской епархии

Балог

Униатский священник из Вилкесбарра Михаил Балог, после присоединения в декабре 1894 года к Православной Церкви, был назначен епископом Алеутским и Аляскинским Николаем (Зиоровым) настоятелем Троицкого храма Бриджпорта.

26 марта/7 апреля 1895 г. в Бриджпорте освятили Свято-Духовскую православную церковь1,– служил в ней также о. Михаил.

В 1896 году его наградили фиолетовой скуфьею за умножение, обращением из унии, чад Православной Церкви2.

Вследствие донесений преосвящ. Алеутского об изменении личного состава принтов в Нью-Йорке и др. городах и о создании приходов из бывших униатов (рапорты в Свят. Синод от 16/28 декабря 1895 г. и от 15/27 января 1896 г.), священноначалие, признав правильными и распоряжения еп. Николая по личному составу некоторых принтов, и решения об устройстве новых приходов из воссоединяющихся униатов, преподало владыке благословение на продолжение трудов, направленных к устроению североамериканской епархии, исходя из местных потребностей и внешних условий жизни3. Опираясь на синодальный указ от 20 марта 1896 г. (ст. ст.) за № 1528, заокеанские архиереи стали не только открывать приходы, лишь информируя о том Петербург, но и начали самовольно менять условия содержания членов штатных принтов (эти клирики получали жалованье согласно высочайше утвержденным штатам учреждений Православной Церкви в Алеутской епархии), уравнивая их со служителями вновь открываемых приходов4.

Между тем, православный священник в Бриджпорте получал от государственной казны 1500 золотых рублей в год, или 94 доллара в месяц. Когда в 1897 году настоятелем Свято-Духовского храма стал иерей Николай Васильев, часть жалованья Балога (25 дол. в месяц) перечислили о. Николаю; когда с конца 1898 года обязанности настоятеля Духовской церкви возложили на иером. Птоломея (Тимченко), 25 дол. перевели на содержание иеромонаха5. Поскольку священник Троицкой церкви не раз грозился, что уедет из Америки, если ему не вернут полный оклад жалованья, постольку еп. Алеутский вошел с ходатайством в Свят. Синод о выдаче Балогу пособия для возвращения в Венгрию (ДОК. № 1), и Синод счел возможным уволить священнослужителя из Алеутской епархии6.

«О. М. Балог… скоро вернулся назад в унию, а по нем не долго продержались в православию и мадьяры»7 Бриджпорта.

Скончался греко-католический священник в 1912 году8.

__________________________________

1Русский патриот. Церковь и приход в Bridgeport, Conn. // Православный Русско-Американский календарь на 1905 г. Издание еженедельной газеты «Свет»… Бриджпорт: Тип. «Света», 1904. С. 67–68.

2 Официальный отдел // АПВ, 1896, т. I, № 3, с. 45.

3 Определение Свят. Синода от 29 февраля – 18 марта 1896 г. (ст. ст.) за № 672, по рапортам Преосвященного Алеутского об изменении в личном составе принтов Нью-Йоркской и других церквей и об устройстве новых приходов из воссоединяющихся униатов [РГИА, ф. 796, оп. 209, год 1896, д. 2022, Л. (?)—439об.].

4 Журнал Собрания Аляскинского Духовного Правления. 19 Апреля 1897 года. № 13 // АПВ, 1897, Т. I, № 17, С. 348–349.

Православные приходы с содержанием клириков на средства прихожан были организованы в Пассайке, Буффало, Марблегеде, Чарлерое, Хартсгорне, Трое и др. городах США.

5 Из письма иерея Александра Хотовицкого еп. Алеутскому Тихону от 22 января 1899 г.: «когда я был командирован в Бриджпорт для расследования по приходским недоразумениям, то в результате поездки было выраженное Балогом согласие быть священником для обеих церквей Бриджпорта при условии получать 94 долл.: это я и тогда считал неудачной мерой, а только лучшим из зол… В таком смысле состоялось распоряжение Преосвященного Николая, подтвержденное затем и ВАШИМ ПРЕОСВЯЩЕНСТВОМ. Снято ли было это обязательство с о. Балога? По смыслу его, заведование одной мадьярской церковью предполагало бы естественное возвращение к пониженному окладу, указанному при разделении Бриджпорта в 1897 году на два прихода, – особенно если о. Балог не стал все-таки служить в Бриджпортской Русской церкви самовольно и еще с 8-го ноября». (Ефимов Л.Б., Ласаева О.В. Алеутская и Северо-Американская епархия при святителе Тихоне. М.: Изд-во ПСТГУ, 2012. С. 518.)

6 Определение Свят. Синода от 28 мая – 1 июня 1899 г. (ст. ст.) за № 2015, об увольнении от службы в Алеутской епархии священника Михаила Баллога (РГИА, ф. 796, оп. 209, год 1899, д. 2085, л. 433—435об.).

См. также: Официальный отдел // АПВ, 1899, т. III, № 14, с. 391.

7Русский патриот. Церковь и приход в Bridgeport, Conn. С. 68, 70.

Из рапорта преосвящ. Алеутского Тихона в Свят. Синод от 22 октября/3 ноября 1899 г. за № 78: «Нет нужды скрывать, что бывали у нас и потери (напр., в Бричпорте, Шептоне). Правда, они – очень незначительны, но все же побуждают нас с одной стороны позаботиться о качественном улучшении и упорядочении дела в существующих приходах, а с другой с крайнею осторожностью и осмотрительностью относиться к новым воссоединениям…» (РГИА, ф. 799, оп. 14, год 1899, д. 1052, л. Юоб.).

8 Юбилейный помянник. Архипастыри и Пастыри Русской Православной Церкви в Америке, трудившиеся в ней и к Богу преставившиеся от 1794 года // Юбилейный сборник в память 150-летия Русской Православной Церкви в Северной Америке…: В 2 ч. Ч. I. Нью-Йорк: Издательская юбилейная комиссия, 1944. С. 309.

Грушка

Григорий Грушка родился в Галиции в 1860 году.

Учился в Риме. Служил проповедником при соборе св. Юра во Львове. Перебравшись в Америку, был «настоятелем в Шенандоа и в Джерси-Сити, где основал газету “Свобода”»1.

6 октября 1896 г. Грушка, «по осморочном душпастырованию яко униятский священник в Jersey City N.J. в Америце», направил в Свят. Синод прошение «о принятии его до единоспасительной православной церкви»2. Поскольку Синод счел возможным принять униатского иерея в сущем сане, постольку на литургии, отправленной в Олдфордже 22 декабря 1896 г. (ст. ст.) прот. Алексием Товтом, свящ. Иоанном Недзельницким и свяш. Александром Хотовицким, состоялось присоединение к Православной Церкви 300 греко-католиков вместе с о. Григорием, которого прихожане избрали своим настоятелем3.

В октябре 1897 года настоятель Архангело-Михайловской церкви награжден преосвящ. Алеутским набедренником и фиолетовой скуфьею4, а в ноябре месяце Свят. Синод преподал благословение, с выдачей грамоты, всем православным христианам Олдфорджа5.

За свое настоятельство в Олдфордж – Скрентонском приходе о. Григорий жалованья не получал (ДОК. № 7). В 1899 году из уважения к ходатайству епископа Алеутского (ДОК. № 9) Синод назначил иерею единовременное пособие, 200 зол. руб.6 или 154 дол. 48 ц., и предоставил ему право ношения наперсного креста7.

Уволенный от службы в Алеутской епархии8, Грушка 4/17 июля 1901 г. был назначен настоятелем сельской церкви в Волынской епархии, но уже через три недели он отправился на лечение в Карловы Вары.

Осенью 1901 года во Львове, после публичного отречения от православной веры, воссоединен с униатской церковью митр. Андреем Шептицким9.