Фактически принцепсы не управляли государством, им правил развитый бюрократический аппарат. Деградация форм общественного согласования и нарушение отрицательной обратной связи в обществе вело Рим к постепенному упадку. Незаметно изживались выбранные магистраты, демократические формы становились декорациями абсолютной власти бюрократической вертикали.
II век нашей эры считается пиком развития Римского государства во многом потому, что с I века до н. э. это развитие происходило главным образом по инерции, при не меняющемся или снижающемся качестве управления наблюдался неуклонный экстенсивный рост подвластных территорий. Новые земли и рабы умножали богатство и мощь Рима.
В 284 г. император Домициан повелел именовать себя «Доминус» («господин»). Римское государство стало доминатом – неограниченной монархией с громадным военно-бюрократическим аппаратом. Трудность управления обширным государством, тотализация бюрократии, уничтожение демократических институтов общественного консенсуса и обратной связи, усиленные потерями от военных поражений, привели к разделению Римской империи (395 г.) на Восточную и Западную. Западная Римская империя просуществовала до 476 г., Восточная (Византия) – до 1453 г.
Политико-правовая идеология Древнего Рима (как и римская философия вообще) складывалась под сильным влиянием философии Античной Греции. Большинство римских рабов, выполнявших квалифицированные работы, – инженеров, писцов, математиков, астрологов – были пленными греками. В 146 г. до н. э., когда оформлялось включение Греции в состав Римской державы, Рим посетили греческие философы, оставившие глубокий след в сознании образованной части общества. Изучение классических произведений различных философских школ стало важнейшей и обязательной частью обучения состоятельных римлян, а знание греческого языка было признаком образованного человека. Даже те, кто сетовал на засилье чужеземной греческой культуры, выписывали из Греции учителей философии и других наук или сами ездили обучаться в Грецию.
Особенное влияние на умы ученых римлян произвела философия стоиков с ее общечеловеческой этикой и космополитическими идеями, соответствующими «всемирному» характеру тогдашней Римской империи.
В целом можно утверждать, что как государство Рим был жив, пока полностью не исчерпал греческое демократическое наследство и собственные республиканские традиции.
Адвокатура и основные принципы Римского права
Одной из самых больших болезней современной практической юриспруденции является то, что она демонстрирует яркий пример «Иванов, не помнящих родства»9. Судьи, следователи, прокуроры, депутаты разных уровней, многократно повторяя и тиражируя нормы законов, часто и в правотворческой деятельности, и в правоприменении достигают обратных целей – причиняют вред, а не пользу, губят, а не спасают, служат форме, а не содержанию. Всё это проистекает из механического следования позитивному праву10 – писанным правовым нормам – людьми, не помнящими, а часто и не знающими основ правой науки, не понимающими, откуда что в юриспруденции взялось и почему.
Не имеющий серьёзного правового багажа юрист уподобляется хирургу, который пытается провести операцию по инструкции, но имеет совершенно малые познания об устройстве организма человека, о его физиологии. Доверит ли читатель жизнь такому хирургу?
А вот мы, к сожалению, ежедневно доверяем судьбу огромной страны сотням и тысячам таких специалистов.
Адвокатура не исключение. Неразумно было бы игнорировать столь представительное многовековое наследие юридической науки и полагаться только на современного законодателя в организации правозащитной деятельности, тем более что современная адвокатура больше, чем раньше, вынуждена оппонировать государству как главному автору позитивного писаного права.
Римское право есть величайший памятник Римской республики (VI–I век до н. э., лат. Res publica Populi Romani «Общее дело народа Рима») и наследовавшей ей Римской империи (I до н. э. – V век н. э., лат. Imperium Romanum) в виде выработанной римским Сенатом, преторами (судьями), а также деловой практикой (обычаями) системы права как организованной совокупности правовых норм и принципов организации государства, власти и общества во всех сферах. Оно интересно для нас тем, что обеспечивало устойчивое существование римского государства в течение тысячелетия при стабильности правовой системы. Незыблемость основных правовых норм и принципов Рима означало, что они таким образом отвечали своему названию – были «правом», то есть «правильными», «истинными», во всяком случае для указанной эпохи.
В этой книге мы не призываем вернуться к рабовладению Древнего Рима, но мы попытаемся найти истоки правовой стабильности и определённости для профессии адвоката в этой общей для всех юристов сокровищнице – системе римского права. В наши дни эта система является главным образом предметом научного исследования и одним из образовательных курсов на всех юридических факультетах, представляя собой такую же интеллектуальную основу профессии для юриста, как работы Аристотеля – для философа или христианского богослова.
Римское право состоит из двух отраслей: публичного и частного права. Первое регулировало состояние Римского государства, отношения граждан и власти, а частное право – сделки и имущественные отношения отдельных граждан. Принципиальная разница между этими двумя частями целого в том, что в публичном праве воля одной стороны (народа, частных лиц) всегда подчинена воли другой (государства), от которой и в интересах которой исходит закон. При этом в Риме такой закон не был произволен, а принимался в общественных интересах.
Нормы публичного права поэтому исходят только от органов или должностных лиц, представляющих власти, являются обязательными, отдельными частными лицами эти нормы изменены быть не могут.
Частное право (ius privatum), напротив, выражает и защищает интересы отдельных частных лиц. Нормы частного права могут быть изменены соглашением между частными лицами, если это допускает закон. В нормы частного права включались не только законы, дигесты, предписания, указы, распоряжения судей и преторов, но укоренившиеся обычаи, стандартные нормы договоров и те нормы, которые стороны предусматривали отдельными сделками.
Римская юриспруденция, стремясь быть точной, формальной, логичной и конкретной, нацеливалась на решение главной практической задачи – реализовать и сбалансировать интересы многочисленных частных собственников, наилучшим образом организовав между ними хозяйственный оборот. И для той эпохи этой цели удалось достичь наилучшим образом. В центре правовой системы стоял важнейший субъект права – собственник.
Важнейшим достижениям римской правовой науки стала глубокая проработка института частной собственности и института договора. Именно они послужили основой последующей рецепции римского права и всей современной юриспруденции.
Источником власти и, следовательно, главным источником права в Древнем Риме выступали «Сенат и граждане Рима». Отсюда происходит известная аббревиатура «S.P.Q.R.» – «Senatus Populusque Romanus» («Сенат и граждане Рима»). Сенат как представительный орган власти, действующий на постоянной основе, и народ в лице его правоспособной и дееспособной части (граждан) были провозглашены основой Римской республики.
Эта государственная эмблема неизменно использовалась с основания Римской республики и на протяжении существования Римской империи. В таком виде («S.P.Q.R.») она появляется на штандартах римских легионов, знамёнах, большинстве известных монументов и документов. Замечательным примером этого является Арка Тита, построенная около 81 года н. э. для оказания почестей (триумфа) Титу и его отцу императору Веспасиану за победу над Иерусалимом. Также эту надпись можно встретить на колонне Траяна, которая была построена в 113 году н. э. в знак уважения к императору Траяну. Все без исключения граждане Рима мужского пола были военнообязаны. Понятие «народ Рима» включало также женщин и детей (но не рабов). Однако эти последние, в отличие от взрослых мужчин, не обладали полноценными гражданскими правами (не были гражданами).
Парадоксально, но именно указанная формула главного источника власти Рима («Сенат и граждане Рима») наряду с разработанным правом по большинству профессиональных суждений и обеспечила этому государству в двух его противоречивых формах столь долгую тысячелетнюю историю.
Экономическим базисом римского права выступали институт неограниченной индивидуальной частной собственности и детально разработанный институт договора.
Римское право состояло из трех частей, появившихся в разное время:
Первой частью стало право граждан Рима – квиритское право (лат. jus Quiritium) – система древнейшего римского права. Основным его источником были Законы XII таблиц. Оно появилось с основанием Республики, и, поскольку его нормы были недостаточно гибкими, преторы11, как высшие должностные лица Республики, или судьи при разрешении судебных споров вынуждены были давать нормам квиритского права новые толкования или даже изменять их, что создавало новые правовые нормы.
Поэтому второй составляющей римского права стало преторское право (ius praetorium) как вторая ветвь частного права в виде эдиктов магистратов (в основном преторов).
Основой преторского права являлись принципы12: доброй совести (Bona Fides), справедливости (Justitia), гуманности, человечности («Humanitatis optima est certatio – Самое благородное соревнование – соревнование в человечности»), рационалистическое учение о естественном праве (ius naturale); принцип общей пользы (интересы общества превыше всяких интересов, защита закона выше защиты человека: «Roma commbnis nostra patria est» – «Рим наше общее Отечество»); принцип равенства (aequalitas, права создаются не для отдельных лиц, а общим образом).
В соответствии с естественным правом все люди равны и рождаются свободными (принцип свободы – libertatem). Ф. Энгельс характеризовал римское рабовладельческое общество в части класса граждан Рима как «равенство свободных лиц». Непосредственно из принципа справедливости выводилось равенство римских граждан перед законом. Принцип гуманизма означал уважительное отношение к личности.
Право народов – третья составляющая Римского права. Торговый обмен между Римом и другими территориями Римского государства требовал создания правовых норм, приемлемых для совершения сделок с участием иностранных граждан – как жителей римских провинций, так и других стран и государств.
Здесь важно понимать, что к III веку до нашей эры римское государство представляло собой объединение части территорий «римского сапога» вокруг Рима с вкраплениями дружественных племён (см. карту).
В отношениях граждан Рима с негражданами (перегринами)13 – как жителями соседних племён, так и жителями территорий вне Апеннинского полуострова – действовала самостоятельная система частного права – «право народов» (ius gentium). Оно включало в себя институты римского права и нормы права Греции, Египта, Финикии и некоторых других государств Средиземноморья.
К III–IV веку до н. э. эти три системы – квиритское право (лат. ius Quiritium), преторское право (ius praetorium) и «право народов» (ius gentium) – окончательно сформировались и образовали то, что и поныне известно как римское право.
Римское право для своего развития пользовалось методом диалектики. Диалектический метод является одним из основополагающих как в европейской, так и индийской философских традициях. Само слово «диалектика» (др. – греч. διαλεκτική «искусство спорить, вести рассуждение» от διά «через, раздельно» + λέγω «говорить, излагать») происходит из древнегреческой философии и стало популярным благодаря «Диалогам» Платона, в которых двое или более участников разговора могли придерживаться различных мнений, но стремились найти истину в результате спора, в котором предмет обсуждения анализировался во всех его деталях.
Начиная с Гегеля, диалектика противопоставлена метафизике как способу мышления, который рассматривает вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга. Диалектика, напротив, считает, что всё меняется: Tempora mutantur et nos mutamur in illis (лат.) – времена меняются, и мы меняемся вместе с ними.
Воспринимая право как живой организм, римляне понимали, что оно не может быть неизменным, вместе с тем допускали любые изменения только в случае острой необходимости. Прогрессивность и консервативность римского права, таким образом, находились в диалектическом единстве.
Метод совершенствования права в Риме отвечает взглядам на диалектику одновременно таких религиозных философов, как Николай Кузанский, Джордано Бруно (учение о совмещении противоположностей) и Гегель (всеобщий метод познания противоречий как внутренних движущих сил развития бытия, духа и истории – в нашем случае права).
Поэтому среди принципов римского права часто выделяют «консерватизм», стремящийся подчеркнуть преемственность и стабильность правовой системы: ничего нельзя менять, если можно вершить суд по-старому.
Наряду с «консерватизмом» выделяют и «прогрессивность».
Любые пробелы или коллизии в праве могли быть скорректированы методом наложения: претор или магистрат дополняли закон описанием нового казуса (судебного дела, спора) и нового способа его разрешения, не отменяя старых норм. Таким образом, для всех новых случаев более новый способ становился образцом, а старые способы правовой защиты, если они действительно устаревали или были ошибочны, «умирали» – на них просто переставали ссылаться.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги