Э.А. Анненкова
Преподобная великая княгиня Анастасия Киевская
Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Азъ упокою вы.
Мф. 11, 28«Я, как пчела, в моей жизни собирала и слагала в моем сердце то, что мне нужно было, и среди мирской жизни всегда жила своею духовною, внутреннею».
© Э.А. Анненкова, 2010
© Издательство «Сатисъ», 2010
Преданные служительницы православной вере
Среди лиц, посвятивших себя служению Богу, было немало женщин знатного происхождения. Отречение от мира, преданность Христу и Его заповедям, следование этим заповедям, ставшее смыслом их жизни, принесли этим женщинам подлинное духовное счастье. Еще на заре христианства многие из них приняли мученическую смерть за свою святую веру: Царица Александра, супруга римского императора Диоклетиана, гонителя христиан; великомученицы Варвара, Екатерина, Маргарита. Многие свою власть и богатство отдавали на служение Церкви, на заботу о ближнем: св. равноапостольная царица Елена, построившая в Палестине не один христианский храм, св. благоверная Царица Пульхерия, принявшая участие в Халхидонском соборе 451 г. и ратовавшая на нем за чистоту Православия; св. царица Ирина, благодаря усилиям которой был созван VII Вселенский Собор; св. праведная Феодора, Византийская императрица, которой православный мир благодарен за восстановление в IX в. почитания святых икон.
«Начальницей веры», «корнем Православия», «духовной матерью русского народа» называли в Русской земле св. равноапостольную княгиню Ольгу (945–964). Во время путешествия в Царьград Ольга крестилась в соборе Святой Софии Константинопольской. Первая из русского княжеского дома, св. Ольга была крещена с наречением имени Елена в честь матери императора Константина Великого. Патриарх, крестивший Ольгу, понимая всю важность происшедшего, обратился к святой княгине со словами, которые можно назвать Благовещением русскому народу: «Благословенна ты в женах русских, ибо возлюбила свет, а тьму оставила. Благословят тебя сыны русские до последних поколений внуков твоих»[1].Проникшись святостью христианского учения, она принесла его на русскую землю. Христианское имя княгини Ольги – Елена – в переводе с греческого означает «факел». Это имя стало символом ее духа, освещавшим жизненный путь мудрой княгини, «устроительницы земли русской», в становлении русского государства. После гибели мужа, князя Игоря, Ольга «овладела кормилом государства и мудрым правлением доказала, что слабая жена может иногда равняться с великими мужами»[2]. В годы ее царствования на Руси проводилась первая финансово-административная реформа, налаживались дипломатические связи с Византией и Германией. При св. Владимире, ее внуке, были обретены и помещены в Успенской (Десятинной) церкви нетленные святые мощи княгини Ольги, скончавшейся в Киеве 11 июля 969 года. У мощей княгини произошло множество чудес, и она была причислена к лику святых.
Русский народ чтит святую равноапостольную Ольгу как основоположницу христианства на Руси.
Многие замечательные представительницы русских царских и княжеских родов посвятили свою жизнь служению истинной православной вере. Первою инокинею, согласно Тверской летописи, стала супруга вел. кн. Владимира Рогнеда; после того, как супруг с ней развелся, она удалилась в монастырь, получив при пострижении имя Анастасия. Затем пострижение приняли: супруга Ярослава I Ирина, в иночестве Анна; дочь вел. кн. Всеволода I Анна, которая в своем монастыре основала первую школу для женщин (1086); супруга Полоцкого князя Романа Всеславича, дочь Полоцкого князя Георгия Предслава с именем Ефросиния (она скончалась во время паломничества по Святой Земле, ее прах захоронен в дальней пещере Киевской лавры); супруга Всеволода III Мария; супруга Муромского князя Петра Феврония, с именем Ефросиния; дочь Черниговского князя Михаила Всеволодовича Ефросиния.
Супруга вел. кн. Дмитрия, названного впоследствии Донским, Евдокия, после его смерти первая среди московских княгинь заменила на престоле малолетнего сына и стала правительницей Москвы. Незадолго до смерти она приняла постриг и стала монахиней Ефросиньей, под этим именем и занесена в святцы. Ее могила явилась первым княжеским захоронением в Вознесенском монастыре Московского Кремля, который стал усыпальницей московских княгинь и цариц. Захоронение преподобной Ефросиньи, перенесенное в подклет Архангельского собора после сноса Вознесенского собора, чудом сохранилось до настоящего времени.
Приняли иночество: супруга царя Федора Иоанновича Ирина, с именем Александра (1598) в Новодевичьем монастыре, где находилась тогда и другая инокиня из княжеского рода – дочь Владимира Андреевича Марфа, отданная замуж за шведского принца Магнуса; «великая старица» инокиня Марфа (в миру Ксения Иоанновна), мать первого русского царя Михаила Феодоровича, и его дочь Анна Михайловна, принявшая великое пострижение или схиму с именем Анфиса. Все эти особы приняли пострижение добровольно. Но были и «невольные постриженицы» из царского рода: Соломония, бесплодная супруга вел. кн. Василия Иоанновича; Ксения, дочь царя Бориса Федоровича Годунова; схимонахиня Сусанна, в миру царевна София Алексеевна, сестра Петра I; инокиня Елена – первая супруга Петра I Евдокия Федоровна Лопухина.
Многие благонравные царственные благодетельные женщины не были причислены к лику святых, но оставили в памяти народной добрую о себе славу.
Нельзя не вспомнить, прежде всего, Анастасию Романову, первую жену Ивана Грозного, которая своими кротостью и богобоязненностью смягчала жестокость супруга, быстрого на беспощадную расправу с провинившимися подданными. Народ почитал ее благодетельницей, ангелом, ниспосланным Богом, и ее преждевременная смерть стала для всех огромным горем и началом страшного периода в царствовании Ивана Грозного.
Беспримерную благотворительную и просветительскую деятельность в конце XVIII – начале XIX вв. осуществляли царственные особы. Императрица Мария Феодоровна (1759–1828), урожденная принцесса Вюртембергская, с 1801 г. вдовствующая императрица, выходя замуж за великого князя Павла Петровича, перешла в Православие и посвятила свою жизнь призрению страждущих и заботе о сиротах. Ее деяния получили государственную поддержку: все основанные ею богоугодные, воспитательные, образовательные и медицинские учреждения были объединены в Ведомство императрицы Марии, которое успешно выполняло свою миссию при IV отделении Его Императорского Величества канцелярии вплоть до революции 1917 г.
Благотворительной деятельностью прославила свое имя и великая княгиня Елена Павловна (1806–1873), принцесса Вюртембергская, принявшая православную веру перед вступлением в брак с великим князем Михаилом Павловичем. После кончины императрицы Марии Федоровны она, по ее завещанию, стала попечительницей Мариинского института, Повивального института с родильным отделением, Училища св. Елены, Елизаветинской детской больницы, Максимилиановской лечебницы. После смерти старшей дочери Марии Елена Павловна основала в Павловске Мариинский детский дом. Во время Крымской войны Елена Павловна учредила Крестовоздвиженскую общину сестер милосердия, сестры которой выхаживали раненых в осажденном Севастополе, в Крыму, в Николаеве, Херсоне, Одессе. Крестовоздвиженская община продолжила свою работу и после окончания войны и стала основой для организации общества Красного креста в России. Великая княгиня приняла под свое покровительство основанное ею Русское музыкальное общество, на базе которого была создана первая в России консерватория.
В XIX веке в церковных кругах в связи с развитием народнических идеалов возникла идея «живого монашества», которая предполагала не только строжайшее следование иноческим уставам св. Саввы Освященного и Феодора Студита, но и практическое служение страждущему человечеству. Идея живого монашества нашла отклик как у представителей духовенства, иночества, церковной интеллигенции, так и у верующих, принявших решение пострига, чему имеется немало примеров. Представительница Варшавского высшего общества графиня Ефимовская основала Леснинский Богородицкий монастырь Варшавской губернии с учебными заведениями и больницей для оказания бесплатной медицинской помощи окрестным крестьянам. После пострижения она стала настоятельницей этого монастыря. В Эстонии прославилась своей обширной деятельностью Вировская женская обитель Холмского края, которую основала Анна Потто, а также Пюхтицкий Успенский женский монастырь со школой, больницей, народной библиотекой.
Большую благотворительную работу проводили монастыри, осуществляя миссию милосердия и просвещения. Среди них Переяславский Феодоровский женский монастырь Владимирской епархии, Печенгский мужской монастырь Архангельской губернии, другие монастыри, в том числе Свято-Троице-Сергиева лавра, Киево-Печерская лавра, а также Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь близ Санкт-Петербурга, в которой действовал инвалидный дом, школа, больница, странноприимная, бесплатная аптека, во время войны открывался госпиталь.
Более всех прославилась на поприще «живого монашества» инокиня Анастасия, в миру вел. княг. Александра Петровна (1838–1900), основавшая в Киеве Свято-Покровский женский монастырь. Великая княгиня, побывав у берегов Святой горы Афон и проведя в беседах со старцами немало часов, пришла к выводу, что в деятельности монастырей и в организации монастырской жизни идеалы христианства – любовь к ближнему и страждущему – не находят в себе широкого осуществления, которое они могли бы обрести при иной организации монастырской жизни. Александра Петровна стала поборницей идеи «живого монашества». Она хотела, чтобы «наши монастыри, сохраняя строгие отеческие правила и заповеди, непременно были рассадниками просвещения и благотворения во всех видах…Живое монашество – вот знамя, которое столь дорого моему сердцу, – утверждала она в одном из своих писем. – Никакие монашеские обеты и правила не мешают любить ближнего, как самого себя, служить болящим, питать неимущих»[3].Эту идею великая княгиня осуществила в деятельности Киевского Свято-Покровского женского монастыря. На его территории, кроме Покровской церкви, Никольского собора и дома для монастырских сестер, она построила лечебницу для приходящих больных (до 500 человек ежедневно), стационарную больницу, аптеку, училище для девочек-сирот, богадельню.
Созданием и деятельностью Свято-Покровской обители Александрой Петровной был сделан первый шаг на пути реального участия монастырей в заботе о здоровье и просвещении простого народа.
Ее примеру последовала вел. княг. Елизавета Федоровна (1864–1918). В 1893 году она учредила Елизаветинское благотворительное общество оказания помощи детям неимущих родителей, в течение многих лет попечительствовала над Елизаветинской гимназией и Медико-филантропическим обществом. В 1904–1905 гг. Елизавета Федоровна организовала Особый комитет помощи воинам, пострадавшим в Маньчжурии, сумев привлечь к участию в нем крупнейших представителей российского купечества: В.А. Бахрушина, Н.И. Гучкова, К.В. Рукавишникова. После трагической гибели супруга, вел. кн. Сергея Александровича, убитого террористом эсером И. Каляевым в 1905 г., она покинула мирскую жизнь. Купив участок земли на Большой Ордынке в Москве, Елизавета Федоровна основала в 1909 году Марфо-Мариинскую общину сестер милосердия, назвав ее по имени сестер Лазаря – Марфы и Марии, воплощавших две стороны благотворительности: реальную помощь обездоленным и больным и духовное милосердие. Елизавета Федоровна погибла мученической смертью в Алапаевске от рук большевиков. В 1992 г. Русская православная церковь прославила ее в лике святых преподобномучениц.
15 сентября 2008 г. после реставрации и реконструкции состоялось торжественное открытие Марфо-Мариинской обители, возрожденной под патронажем правительства Москвы с благословения Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II на пожертвования российских деятелей культуры, политиков, бизнесменов, прихожан. Марфо-Мариинская обитель – это не только место молитвы, это целый комплекс социальных учреждений: больница, медицинский центр, музей, православная школа, детский приют, пошивочная мастерская, издательство. Это место, где каждый православный человек может найти сочувствие и помощь. Трудятся в обители сестры – девушки и женщины в возрасте 12–40 лет. У них свой особый устав, они не принимают иноческого пострижения, носят белые одежды, им открыт путь в прежний мир. Сестры получают медицинское и религиозное образование, необходимое для их подвижнической работы в обители.
Эти далеко не все примеры проявления евангельской любви к ближнему, жертвенности и мученичества у русских великих княгинь и других знатных женщин достойны восхищения и подражания.
Родители принцессы Александры
Принцесса Александра Петровна (Александра Фредерика Вильгельмина) (21. 05. 1838– 13. 04. 1900) родилась в семье принца Петра Георгиевича Ольденбургского (1812–1881) и принцессы Терезы Вильгельмины Нассауской (1815–1871). Она была первым ребенком в семье, в которой впоследствии появилось еще 7 детей.
Отец Александры, Принц Петр Георгиевич Ольденбургский был младшим сыном вел. княг. Екатерины Павловны (1788–1818), дочери императора Павла I, и принца Петра Фридриха Георга Голштейн-Ольденбургского (1784–1812). Родился он в Ярославле; как член императорской семьи Романовых с рождения был зачислен полковником в лейб-гвардии Преображенский полк и пожалован орденом Святого Андрея Первозванного. После смерти отца четырехмесячного принца доставили в Петербург, где он рос под наблюдением бабушки, вдовствующей императрицы Марии Федоровны. С 1816 года после второго брака матери с королем Вильгельмом I Вюртембергским (1781–1864) до января 1819 года принц Петр Георгиевич жил с матерью, братом Александром и новой семьей в Штутгарте – столице королевства Вюртемберг.
После смерти Екатерины Павловны, принц Петр воспитывался у деда, герцога Петра Фридриха Людвига, в Ольденбурге, где под руководством опытных педагогов получил отличное домашнее образование. Особое внимание уделяли учителя естественным и гуманитарным наукам, юриспруденции, иностранным языкам, к которым у юного принца были незаурядные способности. В результате он стал полиглотом, овладев восьмью языками. Русскому языку его обучал Иван Мартынович Борн, служивший еще у отца принца Петра, а затем последовавший за Екатериной Павловной в Штутгарт в качестве секретаря великой княгини и учителя русского языка ее сыновей.
1. Принц П.Г. Ольденбургский. 1850-е гг.
2. Принцесса Тереза Ольденбургская. 1850-е гг.
В 1829 году умерли его дед, герцог Петр Фридрих Людвиг и старший брат – Александр. В этом же году принц Петр был неожиданно выдвинут определенными европейскими политическими кругами кандидатом на греческий престол в связи с предоставлением Греции независимости в результате Адрианопольского мирного договора (14 сентября 1829 г.) после завершения русско-турецкой войны 1828–1829 г. Однако этот проект не осуществился.
Выполняя завещание матери, Марии Федоровны, заботиться о детях ее дочери Екатерины, император Николай I в 1830 году вызвал осиротевшего принца Петра в Россию и определил на службу в лейб-гвардии Преображенский полк, где он сначала командовал 2-м батальоном полка, а затем всем полком. В августе 1832 года принц был произведен в генерал-майоры, а в декабре 1834 – в генерал-лейтенанты. За время службы в полку Петр Георгиевич показал себя высокогуманным и справедливым командиром. Помимо служебных обязанностей он занимался улучшением солдатского быта: на собственные средства провел водопровод в Красном селе – месте летних военных лагерей, устроил полковую баню, а для солдатских детей – школу. Но военная карьера не привлекала Петра Георгиевича, многое в порядках русской армии было для него неприемлемо. Однажды ему пришлось вести свою роту для публичного наказания женщины шпицрутенами (подобный факт красочно описал Лев Толстой в своем рассказе «После бала»). Свое возмущение Петр Георгиевич выразил в письме тогдашнему министру внутренних дел графу Блудову, а царю подал прошение об отставке. В 1834 году Николай I своим Высочайшим указом оставил его числящимся на прежней службе и повелел ему присутствовать на заседаниях в I-м Департаменте Правительствующего Сената, приобщив тем самым к государственной деятельности.
Новая деятельность привела Петра Георгиевича к решению основать Училище правоведения для пополнения судебного ведомства юристами с высшим образованием, которые должны были не только хорошо знать законы, но и могли бы осуществлять практическую работу в суде от самых низших должностей до высших, овладев всем порядком судопроизводства. Недостаток квалифицированных юристов сказывался на качестве работы судебного ведомства, что особенно остро ощущалось в 1830-е годы. Принц, получив одобрение императора, Сената и Государственного совета, купил для училища дом на набережной реки Фонтанки, 6. Покупка дома и работы по его обустройству обошлись принцу в 1 млн. рублей. По дарственной записи от 21 июля 1837 г. П.Г. Ольденбургский передал его в собственность основанному им Училищу правоведения.
5 декабря 1835 года состоялось торжественное открытие Императорского училища правоведения, а Петр Георгиевич назначен его попечителем. Вплоть до 1918 г. оно давало юридическое образование юношам из дворянских семей и обеспечивало судебное ведомство высококвалифицированными юридическими кадрами. Петр Георгиевич был награжден орденом святого Владимира 2-ой степени и назначен шефом Стародубовского кирасирского полка.
К этому времени он уже принимал участие в деятельности учебных учреждений в качестве члена Совета военно-учебных заведений, во главе которого стоял великий князь Михаил Павлович. В декабре 1836 года П.Г. Ольденбургский был назначен членом Государственного Совета с присутствием в Департаменте гражданских и духовных дел и с февраля 1842 г. до конца жизни был его председателем.
В сентябре 1839 года он – опекун Санкт-Петербургского Опекунского совета, член Совета Воспитательного Общества благородных девиц (Смольного института. – Авт.) и Санкт-Петербургского училища ордена св. Екатерины, а также управляющий Мариинской больницей для бедных. В 1840 г. – обер-директор Санкт-Петербургского коммерческого училища, а с 1844 г. – председатель Опекунского совета, с января 1845 года – председатель вновь учрежденного Главного совета женских учебных заведений. В 1844 году Царскосельский лицей перевели в Петербург, он стал называться Александровским, а его попечителем стал Петр Георгиевич.
В 1845 году П.Г. Ольденбургскому и его супруге Николай I пожаловал титулы Императорских Высочеств[4]. С 1841 по 1859 г. принц был президентом Вольного экономического общества, а с 1860 г. Высочайшим указом от 14 августа 1860 г. назначен Главноуправляющим IV Отделением Собственной Его Величества канцелярии, куда входило Ведомство императрицы Марии, которое являлось старейшим в ряду благотворительных заведений. Его главные задачи состояли в призрении младенцев, бедных детей-сирот, престарелых, увечных, больных и особо – в развитии женских учебных заведений. У истоков создания этого Ведомства стояла бабка принца императрица Мария Федоровна, супруга Павла I, именем которой оно и было названо. Дела знаменитой российской благотворительницы продолжил внук, принц П.Г. Ольденбургский, возглавляя его более 20 лет. Свою деятельность в Ведомстве императрицы Марии (далее – в Ведомстве – Авт.) он начал в период подготовки кардинальных реформ в женском образовании. Свои педагогические взгляды Петр Георгиевич изложил в «Наставлении для образования воспитанниц женских учебных заведений» (1852). Он считал, что женские училища призваны, прежде всего, воспитывать будущих матерей, от образованности и нравственности которых зависит судьба будущего поколения, а, следовательно, и судьба государства. Поэтому женское воспитание и образование – дело государственной важности, так как «хорошие жены и добрые матери семейств суть твердая опора престола и благоденствия государства»[5]. Взгляды Петра Георгиевича перекликались и явно находились под влиянием передовых педагогических идей создателя отечественной педагогики К. Д. Ушинского. По инициативе известного педагога Н. А. Вышнеградского, при активной поддержке императрицы Марии Александровны и Петра Георгиевича в 1858 году в Петербурге было открыто первое училище для приходящих девочек всех сословий, названное Мариинским в честь императрицы. Вскоре подобные училища стали открываться по всей России, что потребовало в свою очередь хорошо подготовленных учительниц.
Принц открыл с этой целью при Ведомстве императрицы Марии в 1863 году педагогические курсы, а также курсы счетоводов, в 1873 году при Николаевском сиротском институте – двухлетние курсы учительниц французского языка. Будучи попечителем многих учебных заведений, он способствовал их реформированию в духе современных требований к воспитанию и образованию юношества. Введение в 1864 году семилетнего общеобразовательного курса в женских институтах и гимназиях благодаря реформаторской деятельности принца Ольденбургского сделало женское образование доступным для всех сословий, относительно дешевым, а для бедных бесплатным.
Помимо деятельности в Ведомстве императрицы Марии Петр Георгиевич Ольденбургский много личных средств вкладывал в создание детских приютов («Детский приют принца П.Г. Ольденбургского» (1846) на улице 12-ой роты Измайловского полка, «Приют в память Екатерины, Марии, Георгия» (1866) на ул. Гороховой, 20 в здании Александровской гимназии (ныне средняя школа № 211. – Авт.), в строительство и усовершенствование больниц (Мариинской, Покровской, Александровской, Обуховской, Петропавловской). Большей частью на его личные средства и по его инициативе была построена на Лиговском проспекте Детская больница принца П.Г. Ольденбургского, предназначенная для детей бедных родителей. На международной выставке в Брюсселе в 1876 году она была удостоена высшей награды – Почетным дипломом за лучшую детскую больницу.
Будучи попечителем первой в России Общины сестер милосердия Святой Троицы, основанной в 1844 году, он жертвовал для ее развития крупные суммы, привлекая также и других благотворителей. Ряд благотворительных заведений был основан им и в Москве, среди них наиболее важную роль сыграло открытие Ремесленного училища при Московском Воспитательном доме, преобразованного по инициативе принца в соответствии с новыми требованиями постановки технического образования. При Ремесленном училище учредили высшее техническое отделение, ставшее впоследствии известным Высшим техническим училищем им. Баумана. О размахе деятельности принца Ольденбургского в Ведомстве императрицы Марии говорят следующие цифры: в 1860 г. в него входило 104 учреждения, а в 1881 г. – 496 в обеих столицах и в 86 городах России.
Занимаясь обширной благотворительной деятельностью, принц Ольденбургский как член Государственного совета принимал активное участие в работе государственных учреждений, продолжая деятельность на юридическом поприще. Участвуя в работе Комиссии по рассмотрению проекта «Уложения о наказаниях уголовных и исправительных», он способствовал принятию положения о смягчении телесных наказаний, активно обсуждая и отстаивая важнейшие моменты законодательства об освобождении крестьян от крепостной зависимости, в реформах судебной и земской. В вопросах международной политики принц был горячим поборником мира. Он стал председателем созданного в 1880 году «Русского общества международного права».
Мать Александры, принцесса Тереза, была сподвижницей благотворительных дел супруга. Когда в 1841 году принц учредил на Петербургской стороне училище для девочек из малообеспеченных семей, то по ее просьбе он передал его в ее ведение.
Для первоначального устройства учебного заведения Тереза использовала свои «туалетные деньги», с воодушевлением занимаясь приобретением необходимых предметов мебели, учебников, подбором учительского персонала. Училище получило впоследствии название «Институт принцессы Терезы Ольденбургской».
Принцессу Терезу всегда волновала судьба женщин из беднейших слоев населения. Помочь им найти средства существования, обрести свое место в обществе, направить их деятельность во благо самих себя и своих детей она считала своим христианским долгом. Эти идеи Терезы разделяли и близкие ей по духу великие княгини Александра и Мария Николаевны. Вместе с ними она содействовала основанию Свято-Троицкой общины сестер милосердия и несколько лет была его попечительницей. Главной задачей этой первой в России Общины сестер милосердия было дать возможность вдовам, бедным женщинам и девушкам получить профессию сестры милосердия.