Книга Психология руки. Полный обзор теории и практики хиромантии - читать онлайн бесплатно, автор Алексей Шлыков
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Психология руки. Полный обзор теории и практики хиромантии
Психология руки. Полный обзор теории и практики хиромантии
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Психология руки. Полный обзор теории и практики хиромантии

Евгений Острогорский, Алексей Шлыков

Психология руки. Полный обзор теории и практики хиромантии

© ОАО «Издательская группа «Весь», 2020

* * *


Дорогой Читатель!

Искренне признателен, что Вы взяли в руки книгу нашего издательства.

Наш замечательный коллектив с большим вниманием выбирает и готовит рукописи. Они вдохновляют человека на заботливое отношение к своей жизни, жизни близких и нашей любимой Родины. Наша духовная культура берёт начало в глубине тысячелетий. Её основа – свобода, любовь и сострадание. Суровые климатические условия и большие пространства России рождают смелых людей с чуткой душой – это идеал русского человека. Будем рады, если наши книги помогут Вам стать таким человеком и укрепят Ваши добродетели.

Мы верим, что духовное стремление является прочным основанием для полноценной жизни и способно проявиться в любой области человеческой деятельности. Это может быть семья и воспитание детей, наука и культура, искусство и религиозная деятельность, предпринимательство и государственное управление. Возрождайте свет души в себе, поддерживайте его в других. Именно это усилие создаёт новые возможности, вдохновляет нас на заботу о ближних, способствуют росту как личного, так и общественного благополучия.


Искренне Ваш,

Владелец Издательской группы «Весь»

Пётр Лисовский



Об авторах

Евгений Острогорский практикует хирологию около 15 лет, в прошлом работал экспертом-криминалистом. Является дипломированным психологом, коучем IPS по развитию личности, автором книги «Хиромантия. Линии судьбы» (2014).

Алексей Шлыков занимается астрологией и хирологией более пяти лет. Является дипломированным историком, автором перевода, введения и комментариев к книге К. Джонса «От хиромантии к хирологии: история науки чтения по руке» (2018).

Благодарности

Нам хотелось бы выразить благодарность за развеивание тумана, окружающего мир чтения по руке, Владимиру Финогееву и Кристоферу Джонсу, внесшим большой вклад в развитие хирологии. Первый – в России, второй – в Англии. Мы благодарны нашим друзьям, коллегам и близким, так или иначе помогавшим нам – советом, дискуссией и терпеливым ожиданием, – Ирине Ерофеевой и Максиму Филенкову. Также мы выражаем признательность Константину Пилипишину, Сергею Савоськину, Николаю Беспалову, Ольге Межняковой, Юрию Ганжа за помощь, дружбу и обмен знаниями.

Введение

Идея написать совместную работу по хирологии, обобщающую основные достижения современных специалистов и собственные наблюдения, родилась еще несколько лет назад в ходе неоднократных бесед и дискуссий. Книга адресована прежде всего тем любителям хиромантии, которые хотят изучить ее как можно глубже и в будущем стать практиками. При этом мы постарались изложить свои познания так, чтобы книга могла быть полезной как начинающему любителю, так и уже долгое время практикующему мастеру.

Благодаря распаду Советского Союза и краху советской цензуры и идеологии мы имеем в книжных магазинах и библиотеках буквально сотни наименований книг по хиромантии. Однако далеко не все из них являются качественными, а подавляющее большинство попросту устарели. Из книги в книгу переписываются тезисы, не подтверждаемые на практике и статистическими наблюдениями. Давая описание того или иного знака, комбинации, авторы не дают никаких рекомендаций обладателю соответствующих линий. Большинство авторов книг являются попросту компиляторами, часть из них не практиковала хиромантию серьезно, и уж тем более большинство не работает с методом отпечатков, который позволяет наблюдать динамику линий на хронологической дистанции.

Подобную ситуацию захотелось изменить, предоставив пытливым умам, начинающим и практикующим хиромантам и хирологам качественно новую книгу, которую, мы надеемся, можно будет поставить в один ряд с такими полезными и интересными работами, как публикации Н. Альтмана, Н. Ганина, Г. Сингх Бирлы, А. Супрычева, В. Финогеева, Дж. Финчема, Э. Фитцгерберта и др.

На страницах книги мы покажем, что современное чтение по руке невозможно без учета достижений дерматоглифики, а точнее – ее психологически ориентированного направления. Что многочисленные трактовки хиромантии родились из синтеза искусства чтения по рукам с астрологией, и потому специалисту чтения по рукам желательно знать хотя бы основы астрологии. Что линии на руках меняются и потому являются великолепным индикатором психологической эволюции человека. Мы развеем многочисленные заблуждения и мифы, которые до сих пор присутствуют в хиромантии, негативно влияя на ее репутацию в обществе и мире науки. Проследим вкратце историю этого интереснейшего направления от древности до наших дней, назвав наиболее выдающиеся и значимые имена. Что-то мы, увы, будем вынуждены пропустить, потому что ставили себе целью написать не новую энциклопедию, а интересный и увлекательный труд, имеющий при этом практически применимую пользу.

Несколько раз мы будем делать тематические отступления, подробно рассказывая о взглядах и практических идеях, высказанных тем или иным автором. В частности, мы вспомним про концепцию типирования ладони д’Арпентиньи, поговорим о взглядах на психологически ориентированную дерматоглифику Н. Богданова и К. Джонса, обсудим открытия В. Финогеева и наблюдения К. Харвиг. Ссылки на источники тех или иных идей и наблюдений обязательны для литературы, претендующей на возможность если не сейчас, то хотя бы в будущем стать научной дисциплиной.

Возможно, вы заметили, что выше мы использовали термины «хиромантия» и «хирология». В одном из разделов книги мы подробно поговорим о разнице между этими терминами, но, забегая вперед, отметим: ради удобства читателей и по причине того, что на практике именующие себя хиромантами и хирологами чаще всего занимаются одним и тем же (например, прогнозированием тенденций будущего), мы в данной книге будем использовать эти термины чаще всего как синонимы, хорошо понимая разницу между ними.

Часть I. От хиромантии к хирологии: исторический обзор

Общие мысли о практике хиромантии

Ладони человека – непосредственный объект изучения хироманта. Именно руки для него являются зеркалом души человека. Здесь мы исходим из старого оккультного принципа, что большое отражается в малом и наоборот[1]. Поэтому является возможным делать выводы о способностях, характере и судьбе человека лишь по его небольшой части – ладони.

Изучение этой книги, дорогой читатель, покажет вам, что хиромантия вобрала в себя многое из астрологии, медицины, психологии и дерматоглифики. Она всегда являлась проводником современных хироманту идей и представлений о человеке (поэтому неизбежно содержала в себе и суеверия). И чем современный специалист-хиролог более сведущ в достижениях данных направлений, тем проще ему работать, тем точнее формулировки и продуктивнее советы.

В прошлом господствовала точка зрения, что линии – это «сгибательные складки», образующиеся на ладонях в процессе труда. Этот миф был развеян уже современной наукой, открывшей, что основные линии формируются у младенца еще в материнской утробе. Прикладная точка зрения хироманта здесь заключается в том, что линии – это отражение нервной системы человека. По рисунку линий и их количеству мы можем судить о том, как человек реагирует на события жизни. Вскоре вы узнаете о значении линий руки столь много, что сможете понять, экстраверт перед вами или интроверт, человек экспрессивный или сдержанный, идеалист или циник, сторонник творческого самовыражения или любитель рутины.

Мы еще неоднократно вернемся к этому, но, чтобы упростить понимание книги, заметим, что профессиональный анализ ладони в XXI веке включает в себя три этапа: осмотр внешних параметров обеих рук, изучение папиллярного узора пальцев и ладони и, конечно, рассмотрение самих линий. Все три этапа имеют свое значение. Проигнорировав значение дерматоглифики (узоров кожи), вы можете сделать неправильные выводы о темпераменте человека. И специалист, работающий лишь со значениями узоров на пальцах, также рискует упустить важные моменты из виду. Так, к нему на прием могут прийти два обладателя десяти петлевых узоров на пальцах, что даст схожие интерпретации. Но если у одного из них на руках будет обилие линий, а у другого – только лишь три основные, это уже будет намекать на огромную разницу в их реакциях на события внешнего мира.

Если у вас есть возможность раздобыть резиновый валик и типографскую краску, мы рекомендуем освоить методику отпечатков. Она позволит вам стать самим себе и близким диагностом и психологом. Ведь что бы ни говорили раньше, линии на руках могут меняться. Фиксируя эти перемены, мы можем понять, в какую сторону движемся.

Все линии нашей ладони можно разделить на главные и второстепенные. К основным в разные эпохи относили разные линии (например, линию Меркурия), но здравый смысл говорит, что таковыми можно считать лишь те, что всегда присутствуют на ладони. А это линии Жизни, Головы и Сердца. К ним также можно условно отнести и линию Судьбы, которая хоть изредка и отсутствует на руках, но отличается своей глубиной, яркостью и частотой встречаемости. Основные выводы о психологических склонностях и судьбе человека хиромант делает именно по этим четырем линиям. Хотя это не означает, что нужно игнорировать второстепенные и мелкие линии. Например, мы увидим в дальнейшем, сколь важное сообщение несет наличие или отсутствие линии Солнца.

Практикуя хиромантию, современный специалист не спешит делать выводов по одиночному знаку, что было характерно для средневековых хиромантов Запада и до сих пор остается актуальным для хиромантов Востока. Важен целостный, совокупный анализ всех характеристик ладони. В противном случае нам не миновать ошибок. Порой будут встречаться противоречия, которые нужно будет попытаться свести к некой общей и единой картине. И это искусство. А ведь никто не говорил, что душа человека проста и однозначна!

В хиромантии вот уже которое столетие ценится ее способность не только раскрывать психологию, сильные и слабые стороны человека, но и предсказывать судьбы. И именно с предсказанием она ассоциируется у большинства людей. Кто-то, как поется в песне Жанны Рождественской, очень «желает знать, что будет». А кто-то открещивается от прогноза, называя его самопрограммированием. Кто же прав? Мы считаем, что хиромантия полезна тем, что заранее (за годы) высвечивает негативные тенденции состояния здоровья, предупреждая нас о том, на что требуется обратить внимание. Также она говорит о том, в каком возрасте стоит ждать удачного периода, а в каком – трудностей и неурядиц. Это помогает подготовиться к тенденциям будущего и что-то скорректировать в своей деятельности и жизни. Факт, что линии в принципе могут меняться, намекает на то, что мы можем в определенных пределах изменить судьбу и рука тут – компас изменений. Но если в прогнозировании мы будем делать упор на трудностях, неудачах, болезнях, лихорадочно искать вероятные даты разводов и собственной смерти – такая консультация вряд ли обернется чем-то хорошим, фиксируя человека на его страхах.

В консультации по хиромантии очень важен ответственный, позитивный психологический подход, цель которого – не блеснуть способностью прогнозировать, а найти оптимальное решение или линию поведения для своего клиента.

Краткая история развития хиромантии

История искусства чтения по руке насчитывает несколько тысячелетий. Мы не знаем многого о том, когда впервые зародился интерес к изучению линий. Самые древние косвенные источники, так или иначе упоминающие чтение по руке, намекают, что родиной хиромантии можно считать Азию, а именно Индию и Китай. Для сравнения: родиной астрологии принято считать Шумер (Вавилон).

В эпоху эллинского мира и походов Александра Македонского Запад познакомился с восточной хиромантией, а Восток – с западной астрологией. Свои зачатки астрологии существовали в Азии и ранее, однако контакты с культурой Греции дали развитию науки звезд в Индии мощный толчок. Эпизоды взаимопроникновения западной и восточной культур могли иметь место и ранее IV–III веков до н. э., между тем, с этого момента они обрели особую интенсивность. Мы не знаем, существовала ли в Греции своя практика чтения по руке ранее IV века до н. э., но достоверно известно, что с этого момента хиромантия стала практиковаться на Западе. Интерес к хиромантии проявляли Аристотель и Артемидор, упоминали о ней Плиний, Ювенал и император Адриан. Однако их сведения зачастую обрывочны и малосодержательны.

Упоминания о знаках на руках встречаются в христианской Библии, древнейшие греческие рукописи которой датируются IV веком н. э. Среди известных цитат можно привести слова из «Книги Иова»: «Он полагает печать на руку каждого человека, чтобы все люди знали дело Его» (37:7). А в «Книге Притч» (3:16) говорится: «Долгоденствие – в правой руке ее, а в левой у нее – богатство и слава». Свои разновидности хиромантии существовали у арабов и евреев, об истоках которых сейчас можно лишь догадываться.

С падением Римской империи традиция хиромантии в Европе исчезла, возродившись только в XII столетии под влиянием контактов с Ближним Востоком. Именно благодаря арабской культуре Европа вновь познакомилась с астрологией, хиромантией, греческими авторами, а также с передовыми научными открытиями и идеями. Отличительной чертой средневековой европейской хиромантии было значительное число среди ее популяризаторов представителей Церкви – монахов и священников.

Всю совокупность средневековых европейских текстов по хиромантии можно разделить на две большие группы: краткие трактаты, представляющие собой серию заметок, и так называемые «суммы» – куда более обширные по объему сочинения. Среди монахов и священников, благожелательно относившихся к хиромантии или практиковавших ее, отметим монаха Эдвина, автора «Псалтыря Эдвина», содержащего самый ранний текст по хиромантии, созданный в Европе (ок. 1160 г.), а также Майкла Скота, Альберта Великого, Фому Аквинского и Иоанна Индагине. Удивительно, но хиромантия стала процветать в средневековой Европе именно в контексте Церкви! Возможно, для нас сейчас это непривычно, но в Средние века астрология и хиромантия считались науками, обязательными для изучения. Фактически эти дисциплины преподавались в университетах вплоть до XVII столетия включительно.

Пришедшие в Западную Европу в XV столетии цыгане также привнесли с собой некие рудиментарные знания по хиромантии, истоки которых, судя по всему, были в Индии. Именно они повинны в том, что отныне искусство чтения по рукам стало восприниматься как «цыганщина» и жульничество. Век XVI и первая половина XVII столетия стали временем расцвета европейской хиромантии. Однако же именно в XVI веке Римско-католическая Церковь решила осудить хиромантию и различные предсказательные искусства. Среди известных ученых, врачей и хиромантов Средневековья и Нового времени мы можем назвать Пьетро д’Абано, Джона Метама, Алессандро Акиллини, Бартоломео делла Рокку, Антиоха Тибертуса, Андреаса Везалия, Джероламо Кардано, Парацельса, Рудольфа Гоклениуса-младшего, Иоганна Преториуса, Роберта Фладда, Жана Фреюса и др.


Трактат по хиромантии Роберта Фладда (1574–1637)


Однако конец XVII века стал временем упадка хиромантии. На смену эпохи религии и оккультизма пришло Просвещение с его рационализмом. При всех плюсах развития науки новое мировоззрение отбросило фундаментальный для астрологии и хиромантии принцип единства макро- и микромира. Астрология стала не более чем астрономией, алхимия – химией, а хиромантии попросту не осталось места – ее оставили медленно увядать. Однако она продолжала неофициально и робко существовать, возродившись уже в XIX веке благодаря капитану д’Арпентиньи, создавшему хирогномию, и хироманту Эдриану Адольфу Дебарролю. Вторая половина XIX века стала эпохой бурного развития хиромантии, активно отвоевывавшей свои позиции в обществе. Новые чтецы по ладони чаще всего пытались откреститься от «цыганщины» и мистического флера, в своей аргументации обращаясь за поддержкой к современным ученым. Например, Дебарроль не раз упоминал в своих «Тайнах руки» (1859) о работах Лафатера и Галля.

В первой половине XX столетия значительное влияние на развитие хиромантии оказали успехи психологии, быстро завоевавшей авторитет. Понимание того, что характеристики руки помогают понять бессознательные установки человека, способствовало развитию психологически ориентированного чтения по рукам – хирологии. Значение имело также бурное развитие дерматоглифики пальцев и ладони, показавшей важность руки для предварительной диагностики заболеваний и генетических отклонений. В настоящее время также развивается, хоть и очень медленно, психологически ориентированное направление дерматоглифики. В России подобными исследованиями занимается к. м. н. Н. Богданов, в Белоруссии – д. м. н. Л. Тегако.

Среди важнейших представителей хирологии минувшего века отметим Кэтрин Сент-Хилл, Инну Оксенфорд, Ноэля Жакуина, Юлиуса Шпира, Берил Хатчинсон, Шарлотту Вольф, Кристофера Джонса. Все они старались объединить чтение по рукам с современными достижениями науки, медицины или психологии. Большое значение для популяризации хиромантии имели также работы таких знаменитых авторов начала XX века, как Льюис Хамон (Кейро) и Вильям Бенхам. Однако их сочинения, разошедшиеся большими тиражами и переиздаваемые до сих пор, все же куда ближе к популярной хиромантии, нежели к науке – идеалу, к которому стремились такие исследователи, как Вольф или Хатчинсон[2].

Различия между восточной и западной ветвями хиромантии

В современном мире существует несколько ветвей хиромантии, условно разделяемых на западную и восточную. Причем под восточной ветвью, направлением или школой чаще всего имеется в виду индийская хиромантия. Между тем своя особая традиция хиромантии существует и в других регионах, например в Китае, о чем можно узнать из книг Натаниэля Альтмана, Кристофера Джонса и др.

«Реанимированная» после советских времен отсутствия мистики и оккультизма традиция хиромантии в России, наравне со странами Европы и Америки, относится к западной ветви традиции чтения по рукам. Здесь можно сказать, что в нашей стране, как и в странах Запада, есть ведические хироманты. Но они все же в меньшинстве и стараются учитывать достижения и книги западных хиромантов. Представителей чистой восточной традиции хиромантии, не испытавшей влияния Запада, у нас попросту нет.

В чем же заключаются различия между западной и восточной ветвями хиромантии?

1. В рамках восточной ветви чтения по руке огромное внимание уделяется традиции, словам гуру, древним текстам. Даже если трактовки давно устарели и выглядят сомнительными, ведический хиромант опасается их отбрасывать. В западном подходе хиромант старается не верить слепо предшественникам, а раз за разом проверять соответствие трактовки знака реальности.

2. Восточная ветвь хиромантии куда древнее западной, которая, зародившись в Древней Греции, фактически исчезла в раннее Средневековье и возродилась только в XII столетии. В силу этого западная хиромантия опирается на более современные наблюдения, нежели восточная.

3. Порядок анализа линий в восточной и западной традициях не одинаков. Так, для ведического хироманта линия Сердца начинается не под мизинцем, а под указательным пальцем, хотя этому противоречит сам внешний вид линии.

4. В восточной ветви хиромантии куда большее внимание уделяется отдельным и сложносоставным знакам, нежели общему рисунку линий. Причем часть этих знаков крайне редко встречается на практике. Возможно, что некоторые из них есть просто плод воображения.

5. Если на Западе хиромантия в своем развитии пришла к хирологии – психологически ориентированному чтению по руке, то в Индии руку смотрят прежде всего ради прогноза, который чаще воспринимается как фатум.

6. В восточной ветви хиромантии обычно игнорируется значение дерматоглифики, зато досконально изучено значение линий на больших пальцах рук.

Исторические заблуждения, легенды и устаревшие толкования

Несмотря на то что хирология продолжает активно развиваться в современном мире, вбирая в себя достижения психологии, дерматоглифики, медицины, философии и истории, тем не менее, часто из книги в книгу переписываются заблуждения и суеверия. Эти ошибки и мифы касаются как исторических фактов, так и значения линий. В этом разделе мы пройдемся по наиболее популярным заблуждениям с целью их искоренить, чтобы поднять престиж чтения по руке на более высокий уровень.

Миф 1. Аристотель был отличным хиромантом и является автором «Шедевра». Чего только не пишется об Аристотеле и хиромантии. Раз за разом повторяется предание о том, что Аристотель сделал подарок Александру Македонскому, преподнеся ему трактат о хиромантии, написанный чистым золотом. Никаких исторических подтверждений этой истории, однако, не существует. Несмотря на то что в дошедших до нас работах Аристотеля в самом деле встречаются короткие эпизоды размышлений о линиях руки, этого, увы, недостаточно, чтобы считать его практикующим мастером. И совершенно точно он не писал «Шедевра Аристотеля», впервые опубликованного в Лондоне в 1738 году. Популяризацией этого псевдоисторического документа мы обязаны В. Бенхаму, бесхитростно поместившему его в качестве приложения к своей книге «Законы научного чтения руки» (1900). Он верил, что это памятник 350 года до н. э. Здесь стоит отметить, что в прошлом, особенно в Средние века, было модно приписывать анонимные рукописи по хиромантии таким уважаемым авторитетам, как Аристотель, Соломон, Альберт Великий или Региомонтан. Но в своих притязаниях эти тексты ни на чем не основывались, стремясь лишь доказать свою значимость и обоснованность – с помощью подтасовки. Специалисты насчитывают 41 манускрипт по хиромантии, ложно приписываемые Аристотелю.

Миф 2. Хиромантию в Европу привнесли цыгане. Данный стереотип опровергают сохранившиеся письменные источники. Современной исторической науке известно, что цыгане пришли в Центральную и Западную Европу только в XV веке, а их изначальной родиной был далекий Индийский субконтинент. Учитывая популярность предсказательных искусств в Индии, история происхождения цыган помогает понять наличие у них некоторых рудиментарных знаний по хиромантии. Датировка самых ранних упоминаний о хиромантии в Европе относится к более раннему периоду – середине XII века. К тому же самая ранняя рукопись собственно по хиромантии, включенная в состав религиозной работы «Псалтырь Эдвина», датируется примерно также – около 1160 года Вероятнее всего, возрождение хиромантии в Европе связано с арабским влиянием, ведь к этому времени благодаря крестовым походам наладились многочисленные контакты с Ближним Востоком.

Миф 3. Церковь всегда осуждала хиромантию. Фактически взаимоотношения католической церкви и хиромантии переживали разные этапы. Более того, в эпоху Средневековья многие богословы и ученые проявляли к чтению по рукам интерес, практиковали его и писали даже тексты в его защиту. Изучение истории европейской хиромантии показывает, что фактически хиромантия стала процветать именно в контексте церкви и благодаря ей. В Средние века идея важности астрологии и хиромантии проникла в мир науки. Обе дисциплины оставались в официальной программе университетов Европы, включая Болонью, Виттенберг и Лейпциг, вплоть до XVII века включительно. Некоторые папы римские лично проявляли интерес к астрологии и хиромантии. Известно, что тесные взаимоотношения поддерживали папа Павел III (1468–1549) и хиромант Антонио Пиччиоли. Да, это верно, что во второй половине XVI века с посыла пап Павла IV и Сикста V появились запреты на практику хиромантии и предсказательной астрологии. Однако данное положение дел не мешало появлению даже в самой Италии новых трактатов и переизданий старых работ по хиромантии. Влияние этих запретов проявилось в тенденции выделять хиромантию не как инструмент прогнозирования, а как инструмент описания природы человека и его склонностей. Против такой позиции церковь особо не выступала.


Схематическое изображение руки и линий из трактата по хиромантии Иоганнеса Хартлиба (ок. 1410–1468)


Миф 4. Хиромантия – это гадание. Под гаданием принято иметь в виду ритуал, помогающий связаться с некими силами, чтобы получить знания о будущем. Еще одно значение – беспочвенные, ни на чем не основанные предположения, догадки и домыслы. По руке действительно можно давать не только описание характера, темперамента, сильных и слабых сторон, тенденций состояния здоровья, но и тенденций будущего. Но изучение руки – не бессмысленный или сугубо символический ритуал, а нечто, необходимое для анализа, – как снятие отпечатков для специалиста по дерматоглифике или дактилоскопии. И специалист по хиромантии не входит в контакт с некими магическими силами. Анализ рук строится на понимании значений каждой линии, папиллярного узора, особенностей ладони, а эти данные являются результатом эмпирических наблюдений (по крайней мере, в большинстве случаев). Существует точка зрения, что психологически ориентированное чтение по рукам – это хирология, а предсказание тенденций будущего – хиромантия. Но и при этом разделении хиромант выстраивает свой прогноз не беспочвенно, а в результате анализа рисунка линий и особенностей кожного узора (например, деградация кожных бороздок сообщает о развитии деструктивных процессов в организме).