Лента выразила разочарование:
– Мы же ничего не увидим, ведь здесь даже окон нет.
– Сейчас будут, ― отозвался Солк и нажал кнопку на пульте.
Дети ахнули: внезапно стены на уровне глаз стали прозрачной полосой высотой с полметра ― этого достаточно для хорошего обзора.
– О! Другое дело! ― воскликнула Лента, а мальчики вторили ей радостными возгласами.
– Ты сегодня слишком разговорчива, ― заметил Летос подружке.
Ответа не последовало, потому что капсула оторвалась от земли и медленно поплыла вверх. Ребята прильнули к «окну», впрочем, и так всё хорошо просматривалось. Другие Фотоны летели рядом. Общий строй в виде змейки сделал круг над местом старта. Послышался голос Космодина:
– Предлагаю пройти над домом детей.
– Хорошо, ― ответил Солк.
Следом прозвучали согласия из других экипажей.
– Смотрите, ― сказал Солк своим пассажирам, ― сейчас увидите сверху свой дом и окрестности.
Пилот опять что-то нажал, и кое-кто аж вскрикнул: оболочка капсулы стала прозрачной полностью. Сиденья с детьми словно парили в воздухе.
– Ух! Страшновато, ― призналась Лента.
– А так? ― Солк сделал пол непрозрачным.
– Так спокойнее, ― сказала Лента.
Мальчишки же подскакивали с мест, смотрели то в одну сторону, то в другую, стараясь увидеть знакомые по прогулкам места. Летос оставался почти равнодушным. Его занимало другое ― размышления, стремление вспомнить нечто подобное. Правда, он уже знал значение выражения «дежа вю», поэтому посчитал, что его подозрения объясняются именно этим состоянием психики.
Экскурсия продолжалась минут пять, потом строй потянулся в сторону космодрома. Наставники немного поозорничали: подлетали близко к другим Фотонам, крутились вокруг. Вскоре прибыли куда надо, приземлись один за другим на площадку возле командного пункта космодрома.
Космодром находился в южной части Города, за пределами жилых и производственных строений. Собственно, большая территория и не требовалась. Стартовая площадка расположилась всего в двухстах метрах от служебного здания и представляла собой часть сферы, направленной выпуклой частью вниз.
Детей проводили на третий этаж, где стена, обращённая в сторону стартовой площадки, представляла собой сплошное окно. Космодин начал пояснять:
– Здесь стоят провожающие, когда отправляется долгосрочная экспедиция.
– Зачем же мы сегодня пришли?! ― не вытерпел Морей. ― Лучше бы в день старта.
– Сегодня тоже будет старт, ― поведал Солк, ― правда, без людей.
– Где же ракета? ― не унимался Морей. ― Под землёй спрятана?
– Ракета не нужна, ― продолжил Космодин.
– Ну как же?! ― возбуждённо сказал мальчик. ― Нам рассказывали, что давно уже придумали, как отпрыгнуть от Земли…. Нужна ракета!
Девочки засмеялись на «отпрыгивание», наставники улыбнулись. Космодин уточнил:
– Ракеты использовались для преодоления силы земного притяжения. Сейчас они не нужны: слишком много энергии расходуется. Придумано лучшее решение. Вам ещё рано рассказывать об этом. Сначала предстоит изучить законы физики. Сегодня отправят в космос исследовательский аппарат. Мы это увидим.
Дети и взрослые рассредоточились вдоль окна в виде шеренги, чтобы не заслонять друг другу обзор. В ожидании ― детям объявили о десяти минутах ― стихли разговоры, казалось, все замерли. Только Сентара прохаживалась от одного края до другого, будто ненароком задевая мальчишек, в надежде лишний раз продемонстрировать нарядную одежду. Только никто не смотрел на неё.
– Начинается, ― сообщил Феврос.
– Где? ― выпалил Морей.
– Смотри. Увидишь, ― тихо сказал Феврос.
Лента аж приплюснула к окну нос, чтобы «виднее» было. Некоторые приподнялись на носки ног для той же цели. Июлис с улыбкой наблюдал за ребятами.
А в середине стартовой «чаши» начал приподниматься шаровидный предмет размером с человеческую голову. Отсюда он казался очень маленьким. Солк проделал манипуляцию с пультом, и зрительно объект как бы приблизился. Дети ахнули от такого качества окна.
Воздух над чашей задрожал, словно от испарений. Аппарат и сама чаша расплылись в очертаниях. Шар медленно поплыл ввысь, набирая скорость всё с большим ускорением.
– Ух, ты! ― восторженно прошептал Летос.
Лента повернула к нему лицо:
– Здорово, правда?!
– Антигравитация, что ли… ― вымолвил Летос.
– Да. Откуда знаешь? ― спросил Солк, оказавшийся рядом.
– Это ж не тайна!
Солк почти засмеялся ― такое с ним редко случалось.
– Почему не слышно никакого звука… из-за окна? ― напомнил о себе вездесущий Морей.
– Нет, не из-за окна, ― отозвался Феврос. ― Откуда звуку взяться?!
Морей, видимо, не совсем понял сказанное, чуть задумался, потом его мысли неожиданно потянулись в другом направлении. Он изобразил любезность и вежливо спросил:
– Феврос, мы ведь друзья?
Феврос, в отличие от Солка, рассмеялся по-настоящему, но поспешил заверить:
– Друзья. Как же иначе?!
Космический аппарат исчез из поля зрения, и детей повели к выходу…
Потянулись дни, недели, месяцы. Летос всё реже задавался вопросами, которые раньше сильно волновали его ― втянулся в обыденную жизнь. Занятия чередовались с периодическими экскурсиями, что вдохновляло детей.
Легенда третья Взросление
Майкос, Солк и ещё два наставника беседовали в химической лаборатории. Они сидели на креслах, которые перемещались по мысленной команде, временами подъезжали один к другому, чтобы усилить впечатление от вопроса и прочесть на лице отражение мыслей.
Майкос в задумчивости глядел на дождь, включенный на окне-экране по его просьбе. Неожиданно заговорил совершенно не в тему:
– Давным-давно мы сидели вдвоём в такой же лаборатории и пили кофе. Помнишь, Солк?
– Как не помнить?! Только лаборатории, по сути, ещё не было. Мы строили её.
– Я о другом. Раньше мы беседовали запросто, непринуждённо, а кофе или чай поддерживал дружескую атмосферу.
– Майкос, тебе захотелось этих давно забытых нами напитков? ― спросил Космодин.
– Нет. Что пить ― не важно. Можно, к примеру, поставить вазу с фруктами.
– Ты стал эмоциональным, ― заметил Солк. ― Чересчур. В нашем развитом обществе, где люди стремятся всё к новыми и новым знаниям и достижениям, это ― лишнее. Мешает, отвлекает…
– Успокойся, Солк, я не грущу о прошлой жизни… до Разъединения. Продолжим!
Майкос глянул на окно: пейзаж поменялся по мысленной команде. Теперь за окном жаркое солнце заливало духотой улицы. Все ожидали, что скажет Майкос, а он не торопился вступать.
– Э-э, ― начал Солк. ― На чём остановились? Космодин и ты, Феврос, как учителя вы часто общаетесь с экспериментальной группой детей. Все успешно закончили начальное обучение?
– Конечно, ― уверенно заявил Космодин. ― За пять лет они освоили полный курс основных знаний. Все готовы перейти к рабочему образованию.
Майкос подъехал к Февросу.
– Нет ли противоречия между отсутствием достаточной свободы и готовностью принять решение, чем заняться в будущем? Вы же им лишь внушаете некие истины, правда, научно обоснованные.
– О-о-о! Наше внушение ― только видимость, на самом деле они хитрые и ловкие. Особенно любимец Солка Летос.
– И ещё его подруга Лента, ― продолжил Космодин.
– Лента не такая подруга, какою была Ивета, ― заметил Солк. ― Жаль, что пришлось убрать её с проекта.
Собеседники пропустили замечание Солка, как незначительное в теме их разговора.
Насколько дети продвинуты в понимании образа жизни Города? Твоё мнение, Солк? ― спросил Майкос.
– Они знают, по моему мнению, почти всё, за исключением истории своего появления здесь.
– Уверены? ― Майкос оглядел всех.
Солк задумался, Космодин состроил гримасу уверенности, Феврос же поспешно заявил:
– Что ты?! Мы все тщательно оберегаем главный секрет. Нельзя допустить, чтобы замысел раскрылся! Дети взбунтуются!
Солк вздохнул.
– Рано или поздно им придётся открыть истину.
– Только в части, необходимой для завершения эксперимента! ― требовательно высказался Майкос. ― Большой Совет не раз обсуждал тему и приготовил кое-какие рекомендации. Кстати, Солк, ты готов вступить в состав Совета? Будешь напрямую разговаривать с нами и участвовать в голосовании.
– Позже об этом, ― сказал Солк и посмотрел в окно. ― Гляжу на солнце и чувствую себя частицей плазмы. Уж лучше дождь… или ветер.
– Командуй, ― согласился Майкос.
Солк тут же запрограммировал горную вершину.
– Нас не сдует? ― пошутил Феврос.
Собеседники лишь слегка улыбнулись.
– Какие перспективы у наших подопечных? ― продолжил интересоваться Майкос.
Космодин начал пояснять:
– Несколько детей желают стать биологами; человек десять, и Летос в их числе, стремятся в космос; кто-то желает проектировать новые здания, более совершенные. Но большинство, как ни странно, желают делать простую работу, выращивать овощи, строить дома, ухаживать за деревьями… и прочее, в общем, далеки от научных амбиций.
– Солк, ― обратился Майкос к приятелю, ― твоя команда выбирала самых умных, как ты утверждал, а что видим…
– Не умных, а нестандартных среди окружающих! Сложно в незнакомом обществе ориентироваться. Как смогли.
Майкос придвинулся к окну, обернулся.
– Хорошо. Не важно, кем они станут. Им ещё учиться пять лет. Многое может поменяться… и желания тоже. Кто нам больше пригодится ― ещё не понятно.
– Все пригодятся, ― в задумчивости протянул Солк…
Первый урок в старшей школе начался совершенно иначе, чем это происходило раньше. Во-первых, дети перешли на этаж выше в том же здании, во-вторых, сами аудитории выглядели необычно. Вместо столов и стульев в помещении стояли кресла замысловатой конструкции. На месте стола учителя пустовала круглая площадка диаметром в несколько метров. Начинал занятия Феврос. Он терпеливо ждал, пока дети усядутся в необычные сиденья и перестанут веселиться, просто молчал и улыбался. Но стоило ему поднять вверх руку, и дети затихли: сработал авторитет Февроса среди подопечных, да и дисциплина за пять лет стала безупречной… почти.
– Здравствуйте, девочки и мальчики! ― сказал учитель.
– Доброго дня! ― хором ответили дети.
– Рассмотрели свои стулья?
– Просто королевские! ― блеснул красноречием Морей.
– Поясни. Это какие?
– Как у королей, наверное, ― нерешительно промямлил мальчик.
– Где ты слышал о каких -то королях?
– Летос проговорился, ― возвысил голос Морей, переключая возможное неодобрение учителя на главного своего соперника во всём.
Раздался лёгкий смех. Феврос посмотрел на Летоса, обращаясь не к нему лично:
– Видимо, некая тайна заключена в королях, раз проговорился. Летос, как думаешь?
Летос встал в некотором смущении.
– Ну, я где-то…
– Можешь сесть, ― добродушно взмахнул рукой наставник. ― скоро мы действительно будем говорить о королях. За пять предыдущих лет вы освоили основы естественных наук. А вот об истории мы умалчивали… пока. Мы, то есть учителя, считали, что для понимания истории развития человеческого общества необходимы некоторые условия, прежде всего ― возраст. Вы почти взрослые, и сможете разумно оценить действия людей много лет назад.
Феврос замолчал и прошёл к окну, где стояло кресло учителя, чуть большее по размеру и с дополнительными элементами. Сел, развернулся лицом к детям.
– Кто из вас может похвастаться, что помнит всё, что мы изучали ранее… ну, или почти всё?
Возникла полная тишина. Дети в растерянности вращали глазами, гримасничали, морщили лоб ― видимо, так отображался их мысленный процесс.
– По-моему, это невозможно, ― произнесла нерешительно Лента. ― Когда изучаешь ― понятно, но проходит время ― и что-то забывается, а что-то остаётся в памяти.
– Всё правильно! Так уж устроен человеческий мозг. Но, ― Феврос поднял указательный палец, словно демонстрируя восклицательный знак, ― можно тренировками и периодическими повторами закрепить знания, чтобы не забывались. Так действовали мы в свои молодые годы. Позже в нашем обществе ― в Городе ― изобрели более эффективные методы сохранения знаний в памяти. А помогут в этом, ― Феврос постучал ладонью по боковой поверхности своего сиденья, ― эти кресла. Кстати, короли о таких могли только мечтать.
– Выходит, короли ― это древние люди, что ли? ― не удержалась Сентара.
Летос засмеялся, но тут же зажал рот ладонью.
– Что смешного? ― с вызовом спросила красавица.
Феврос посмотрел на Летоса и понял, что мальчик уделял время не только учебной программе.
– Ребята, я же сказал: о королях позже. Сегодня ― другая тема.
Учитель нажал сбоку рычажок и сиденье приняло почти горизонтальное положение. Потом приподнял верхнюю часть туловища ― и кресло изменило наклон ближе к вертикальному.
– Поучимся управлять нашими стульями. Пробуйте.
Через пять минут простенькое занятие надоело. Феврос начал объяснять другие функции. В итоге дети вскоре расположились лёжа с несколькими датчиками на голове.
– Мы готовимся в космонавты? ― со смешком спросил Морей.
– Мы готовимся изучать мир… во сне! ― многозначительно заявил наставник.
Дети развеселились. Феврос укоризненно остепенил их:
– Вы сегодня много отвлекаетесь.
Ребята затихли, и наставник продолжил:
– Вы будете спать, а мозг полностью не отключится, только некоторые его центры, отвечающие за органы чувств: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. Вы это изучали по биологии… Информация по датчикам будет записана в память. Когда проснётесь ― сможете ответить в среднем на девяносто пять процентов вопросов. Для начала мы повторим пройденное ранее, например, математику. Итак, засыпайте!
Феврос включил программу, ребята затихли через полминуты…
– Просыпайтесь! ― прозвучал голос Февроса, включившего пробуждение.
Дети постепенно, один за другим подняли головы.
– Снимайте датчики, укладывайте их на место. Садитесь. ― Феврос глянул на часы: ― Осталось пять минут до конца занятия.
– Так быстро пролетело время! ― воскликнул Морей.
– Не отвлекаемся! Проверим ваши подкреплённые знания. Лента, ты, помнится, высказалась о невозможности помнить всё. Посмотрим, что сейчас скажешь. ― Феврос хитро улыбнулся. ― Что такое бином Ньютона?
Лента безошибочно ответила на несколько вопросов, с удивлением отмечая, как знания словно сами выскакивают из глубины извилин. Остальные дети также сверкали восторженными, весёлыми глазами.
– Что же мы раньше так не пробовали? Столько времени зря потеряли?! ― совершенно искренне изумился по обыкновению тихий и незаметный мальчик по имени Петрос.
На этот раз засмеялся Феврос:
– А у тебя так мало времени, дружище?
Морей гневно сверкнул очами, испепеляя Петроса ― он-то помнил, кого учитель назвал другом!
– Я выразился… в общем случае, ― пояснил Петрос.
– Дети, мозг ребёнка развивается постепенно. В двенадцать лет вы готовы использовать его без риска переутомления.
– Две-над-цать лет, ― задумчиво произнёс Петрос.
Феврос глянул изучающе с мыслью: «Ещё один проблемный, что ли?»
Следующий урок проводил Эволюс.
– Здравствуйте, девочки и мальчики! ― поприветствовал он детей.
– Странное дело… ― тихо произнёс Летос прежде, чем вся группа ответила учителю.
Громкое общее «Добрый день!» заглушило возможное продолжение фразы Летоса, но Эволюс вернулся к реплике ученика.
– В чём ты видишь странность, Летос?
– Вы и Феврос одинаково приветствуете, причём, по-новому. Вот мне и показалось это странным.
– Продолжай свои размышления о причине.
– Да я просто так… вырвалось.
Учитель вспомнил о принятом на собрании наставников решении по поводу девочек и мальчиков: детям стоит прививать навыки общения, исходя из различий двух полов. «Неужели, Летос догадывается о сути задумки, ― подумал учитель. ― Рановато в двенадцать… прямиком к…» Вслух, конечно, ничего не прозвучало, к тому же нетерпеливый Морей подстегнул вопросом:
– А для чего этот круг вместо вашего стола? Феврос сказал, что объяснят на следующем занятии, то есть на вашем. Пора бы рассказать.
Отдельные смешки переросли в общее веселье.
– Что-то очень шумно начинаете новую стадию обучения, что ни урок ― веселье!
– Что, Феврос наябедничал? ― вырвалось у Сентары.
Дети, несмотря на раскрепощенность, всё же притихли: понимали, что есть предел в общении с учителями. Эволюс не стал говорить, что наставники просматривают записи всех уроков и анализируют их, только улыбнулся.
– Он вас не порицал, просто поделился впечатлением. Итак, для чего этот круг…
Эволюс снял с подлокотника учительского кресла пульт, прошёл в центр круга. Согнул в локте руку с пультом, направив изделие вверх. Внезапно цилиндрическое пространство с кругом в основании наполнилось водой, не настоящей конечно, а объёмным изображением водного бассейна. Извивались водоросли, проворные рыбки гонялись друг за другом и за пропитанием в виде мелких существ, пронзая тело Эволюса.
– Впечатляет! ― высказала Лента изменившимся голосом не только своё мнение.
Картина, действительно, потрясала натуральностью. Казалось, брызги от взмахов хвостов вот-вот полетят в сторону наблюдателей.
– А рыбы видят нас? ― спросил кто-то из детей.
– Нет, конечно, ― спокойно пояснил учитель. ― Это же голографическое видеоизображение. Снято под водой и восстановлено с помощью специального оборудования. Вы изучите этот способ на уроках физики, а пока таким образов вам объяснят многие процессы в материальном ― и не только ― мире. Понравилось?
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги